«МДП», или как принято называть во всем мире – «TIR» — это книжка Международных дорожных перевозок. Она представляет из себя небольшую книжку-блокнот с отрывными страницами. Официальное название – «Книжка МДП» или «Carnet TIR».
В 1975 году вступила в силу «Конвенция международных дорожных перевозок», разрабатываемая международными грузоперевозчиками, транспортными компаниями и министерствами транспорта многих европейских стран после окончания Великой отечественной войны. Ее цель – максимальное упрощение грузоперевозок между странами-участниками «Конвенции».
За систему «TIR» отвечает «IRU». «IRU» — это международный союз автотранспорта, который имеет свое представительство и в России – организацию «АСМАП». Однако действие книжки «TIR» в России два года назад сильно ограничили.
Что из себя представляет «Книжка МДП»?
Так выглядит обложка «книжки». Сама книжка состоит из:
- Желтой передней обложки
- Протокола
- Белые и зеленые отрывные листы
- Желтый грузовой манифест
- Задней отрывной обложки
Каждой «Книжке МДП» присваивается свой номер и ограниченный срок действия. Чтобы получить «книжку» необходимо получить разрешение на осуществление международных перевозок в Федеральной таможенной службе. После этого нужно внести оплату и присоединиться к организации «АСМАП». Вам не выдадут «Книжку МДП», если у вас нет таможенных свидетельств на полуприцепы и сертификации на транспортные средства для осуществления международных грузовых перевозок.
Манифест «TIR Carnet»
В «TIR Carnet» находится вся необходимая информация для международной грузоперевозке, а именно:
- Страна загрузки и выгрузки
- Место затаможки и растаможки товара
- Поочередность прохождения таможенных органов
- Описание товара, коды товаров по номенклатуре ВЭД, вес товара и занимаемые грузовые места в кузове большегруза
- Нумерованный список всех документов на товар и транспорт
- Нумерованный список пломб и других таможенных отметок
Нужно отметить, что заполнить «книжку TIR» можно, в том числе, и самостоятельно. Однако есть большая вероятность допустить нелепые ошибки при заполнении и на таможне могут появиться проблемы из-за этого, поэтому лучше это доверить третьим лицам, которые занимаются заполнением «книжек» профессионально.
В зависимости от сложности маршрута перевозки вы должны очень грамотно продумать маршрут перевозки и четко знать, сколько раз вам необходимо открывать и закрывать «TIR» на таможнях. Поэтому существуют различные «книжки МДП» от 4 до 20 листов, стоимость которых также отличается.
Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?
Надпись «TIR» на грузовиках встречается довольно часто, что это означает? Это сокращение и в переводе с французского на русский звучит как «международные дорожные перевозки» — расшифровка МДП. Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.
Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта). На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз. Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
8-495-565-32-46
Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?
При перевозке грузов с применением МДП, товары учитываются документом под названием «Книжка МДП» — документом с отрывными листами, которые изымаются во время прохождения автомобилем очередной таможенной проверки (по одному листу на каждый пункт пропуска). Таким образом, речь идёт о сопровождающем грузы таможенном документе, предоставляющем право его владельцу перемещать задекларированный в ней груз с пересечением границ указанных стран и пользуясь упрощённой процедурой досмотра. Советуем ознакомиться с условиями поставки по ИНКОТЕРМС 2010, эта информация полезна для дебютантов в международной торговле.
Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.
Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:
- обложка горчичного цвета;
- грузовой манифест в жёлтом цвете;
- попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
- лист протокола;
- форзац обложки и его отрывная часть.
Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.
На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки. В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.
Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.
Ассоциация АСМАП несёт ответственность за предоставленные гарантии получателю по сохранности транспортируемого к нему груза и юридически отвечает за деятельность автоперевозчиков, использующих книжки МДП.
При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.
Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.
Грузовой манифест TIR CARNET
Этот документ содержит данные, необходимые при перевозках грузов между различными странами.
- Страна-отправитель и страна-получатель.
- Таможня-отправитель и таможня-получатель.
- Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
- Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
- Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
- Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
- Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
- Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.
Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато. Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях. Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.
Накладные при перевозках
Накладные КДПГ (CMR) готовятся в трёх, как минимум, экземплярах, каждый из которых заверяется как отправителем, так и перевозчиком. Оригинальный экземпляр оставляет себе отправитель, а два других следуют вместе с грузом.
Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной.
По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр. За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье. Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах.
Принцип работы «книжки TIR». Как правильно заполнить «книжку МДП»?
Уполномоченные сотрудники таможни при ее прохождении отрывают по очереди страницы «книжки МДП», оставляя перевозчику только корешки. Все листы парные – один белый (для открытия), второй зеленый (для закрытия). Не стоит путать открытие/закрытие МДП с фактическим фактом начала/окончания грузоперевозки.
Процедуру открытия и закрытия МДП нужно проходить на каждой таможне, однако максимальное количество таможен назначения – только три.
С руководством по заполнению «книжки МДП» вы можете ознакомиться тут.
Действие «МДП» и других транзитных процедур на территории Республики Беларусь
В Беларуси действие «книжки МДП» осуществляется в рамках «Конвенции 1975 года» и не имеет таких ограничений, как в России. Транзит товаров через территорию республики проводится с разрешения таможенных органов РБ и под их контролем, в соответствии с мировой практикой.
Беларусь является участником различных международных конвенций и предлагает транспортно-экспедиционным компаниям, а также грузоперевозчикам, при осуществлении транзита воспользоваться одной из процедур:
- МДП
- АТА
- СМГС
- ЦИМ/СМГС
В случае осуществления транзита с помощью одной из вышеперечисленных международных процедур, перевозчик освобождается от обязанности заполнения транзитной декларации Республики Беларусь. Для перевозки достаточно будет предоставить один из следующих документов:
- Книжка TIR
- Carnet ATA
- SMGS (для железнодорожных перевозок)
- Накладная CIM/SMGS
Все эти документы должны быть оформлены в соответствии с международными конвенциями, так, как, например, «книжка МДП» в соответствии с «Конвенцией МДП» от 1975 года.
В Республике Беларусь таможенный досмотр проводится в течение суток с момента вынесения решения о его проведении. В соответствие с «Конвенцией МДП» все документы на транспорт и провозимый товар должны прикрепляться к «книжке МДП» с целью ускорения таможенного оформления и контроля за провозимым товаром по территории Республики.
Автор: Станислав С
Министерство иностранных дел Российской Федерации
(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)
(Справочная информация)
27-01-2004
Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.
На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.
Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.
Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).
Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.
С 1994 года в рамках Конвенции начались серьезные проблемы, связанные с проникновением в систему МДП криминальных структур, использующих льготный режим досмотра на границах (лишь внешний осмотр и сверка пломб) для провоза контрабандного товара. Резко возросло количество претензий таможенных администраций стран-участниц к международному гаранту, который должен покрывать финансовые потери участвующих государств, связанные с нарушениями процедуры МДП (по России ущерб составлял более 100 млн. долл.США). В этой ситуации Международный пул страховщиков, понесший также значительные непредвиденные финансовые расходы, расторг договор и отказался от дальнейшего покрытия потерь Договаривающихся Сторон по претензиям таможенных органов. Проблема осложнялась еще и тем обстоятельством, что управление международной процедурой и всей финансовой деятельностью в рамках Конвенции МДП, включая гарантийную систему, осуществляет «де-факто» неправительственная организация — Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), несвязанный с правительствами стран-участниц юридическими обязательствами и неподотчетный им. Данное обстоятельство показало несовершенство ряда положений Конвенции, их несоответствие сложившейся обстановке и неспособность МСАТ адекватно реагировать на возникшие проблемы.
В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.
МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.
С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.
Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.
Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.
В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.
В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.
Обеспечение работы Исполсовета и оказание содействия государствам-участникам Конвенции МДП, а также странам, которые изучают возможность присоединения к Конвенции, осуществляет постоянно действующий Секретариат МДП, состоящий из трех профессиональных сотрудников и нескольких технических работников. Численность Секретариата может изменяться в соответствии с выполняемыми функциями, в частности предполагается, что постепенно Секретариату будет передаваться часть функций, осуществляемых до сих пор МСАТом (в МСАТ проблемами МДП занимается около 80 человек различного уровня: от Директора департамента до архивариуса). В составе Секретариата работает представитель ГТК России — К.Г.Глухенький.
Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.
Департамент экономического
сотрудничества МИД России