Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000»


Зачем нужен Инкотермс (Incoterms)?

Целью Инкотермс 2000 является обеспечение комплекта международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле. Таким образом можно избежать или, по крайней мере, значительно снизить неопределенность различного толкования таких терминов в отдельных странах.
Зачастую стороны контракта не знакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может вызывать недоразумения, споры и судебные разбирательства и повлечь трату времени и денег. Для разрешения этих проблем Международная торговая палата в 1936 году опубликовала впервые свод международных правил толкования торговых терминов. Эти правила стали известны как Инкотермс (Incoterms). Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и настоящим в 2010 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Правила Инкотермс регламентируют только отношения между продавцами и покупателями по договорам купли-продажи. Правила Инкотермс имеют дело обязанностью продавца предоставить товар в распоряжение покупателя, или передать ему его для перевозки, или доставить его в пункт назначения, а также с распределением риска между сторонами в этих случаях. Далее они определяют обязанности по выполнению таможенных формальностей очистить для вывоза и ввоза, по упаковке товара, обязанность покупателя по принятию поставки, а также обязанность представить доказательства надлежащего выполнения соответствующих обязательств были должным образом выполнены.

Что такое Инкотермс 2010

Инкотермс (International commerce terms) – товарный знак Международной торговой палаты. Это свод правил с терминами, применяющийся в национальной и международной торговле.
Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – сборник общепризнанных международных правил, которые используют для обозначения правительственные органы, юридические компании и коммерсанты во всем мире. Сфера действия терминов из сборника Инкотермс 2010 касается прав и обязанностей всех задействованных сторон, заключающих договоры купли-продажи. Новые правила с поправками начали действовать 1 января 2011 года.

Сколько в Инкотермс торговых терминов

Главная цель Инкотермс — использование терминов в коммерческих целях, выбирая между:

— минимальными обязанностями продавца предоставлять покупателю товары в своих помещениях (EXW); — широкими обязанностями продавца по передаче товара перевозчику, которого сам выбирает, оплачивает перевозку (CFR,CPT) и осуществляет страхование от всевозможных рисков (CIF), либо для перевозки номинированному покупателем перевозчику (FCA,FAS,FOB); — максимальными обязанностями продавца по передаче груза в пункте назначения (DAT,DAP,DDP). Часто Инкотермс критикуют за слишком большое количество терминов. Многих интересует вопрос: можно ли сократить их число, чтобы стороны могли выбирать передачу товара в месте покупателя, либо в месте продавца. В коммерческой практике есть несколько моделей торговли для различных грузов. Сырьевые товары: зерновые, руда, уголь или нефтепродукты часто перевозятся на специально зафрахтованных судах, принимающие товар к перевозке исключительно в виде полной отгрузки. В таком случае конечный покупатель вообще неизвестен, так как товар могут перепродать во время транспортировки. Если конечный покупатель все-таки известен, то он не готов взять на себя все расходы и риски, которые могут появиться в стране продавца. Это объясняет необходимость морских терминов, которые все еще используют в международной торговле. Морские термины Инкотермс 2010 будут неуместны при поставке готовых изделий. Многим коммерсантам рекомендуется использовать один из терминов Инкотермс, который предназначен для передачи товара в месте нахождения покупателя (DDP, DAP и DAT), либо на предприятии продавца (FCA или EXW). Часто транспортировку готовой продукции доверяют провайдерам логистики, но в этом случае придется постоянно общаться с другой стороной. Тогда будет не практично применять термины CIP или CPT, по условиям которых продавец заключает договор, а все остальное предоставляет покупателю.

  • Что такое Инкотермс: как и где используется

Структура правил Инкотермс 2000

Для облегчения понимания в правилах Инкотермс торговые термины были сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях (категория «E» — условие поставки EXW); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику (категория «F» — условия поставки FCA, FAS и FOB); далее категория «C», в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки (условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, категория «D», при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

Цена на условиях FCA

При подписании двустороннего договора на поставку товара в цену на условиях FCA продавец включает следующие расходы:

  • Стоимость товара по факту;
  • Расходы на экспортные пошлины на таможне;
  • Расходы на доставку груза до места передачи перевозчику.

Когда заключается контракт международной купли-продажи товара, обе стороны внешнеэкономической деятельности должны как можно четче и детальнее прописать условия поставки. Указание свойств товара, обозначение типа транспортного средства, объема груза и другие данные позволят избежать задержек на таможне и дополнительных расходов на экспортные и импортные пошлины и сборы.

Торговые термины Инкотермс 2000

Согласно категории «E» на продавца возлагаются минимальные обязанности: он должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте — обычно в помещении продавца. С другой стороны, как реально часто происходит на практике, продавец часто оказывает содействие покупателю в погрузке товара на транспортное средство, предоставленное покупателем. Хотя термин EXW лучше отражал бы это, если бы обязательства продавца были расширены и включали погрузку, было решено сохранить традиционный принцип минимальных обязательств продавца по условиям поставки EXW, чтобы его можно было использовать для случаев, когда продавец не намерен принимать никаких обязательств относительно погрузки товара. При желании покупателя, чтобы продавец сделал больше, это должно быть ясно отражено в договоре купли-продажи.

Торговые термины категории «F» предписывают продавцу передать товар для перевозки в соответствии с указаниями покупателя. Вследствие значительного разнообразия обстоятельств, которые могут встречаться в договорах, затруднения вызывало указание пункта, в котором стороны предполагают осуществить передачу товара согласно базису поставки FCA. В Инкотермс 2000 без изменений остался пункт передачи товара по условиям поставки FOB, совпадающий с условиями поставки CFR и CIF. Хотя зафиксированное в базисе поставки FOB понятие «передача товара через борт судна» во многих случаях может оказаться неподходящим, тем не менее коммерсанты его понимают и применяют с учетом товара и имеющихся погрузочных устройств. Важное изменение внесено в торговый термин FAS в отношении выполнения необходимых для вывоза товара таможенных формальностей, поскольку наиболее широко принятой практикой является возложение данной обязанности на продавца, а не на покупателя. Для обеспечения внимания к этому значительному изменению в преамбуле базисного термина FAS оно выделено заглавными буквами.

Торговые термины категории «C» возлагают на продавца обязанность за свой счет заключить договор перевозки на обычных условиях. Поэтому после соответствующего базиса поставки группы «C» следует указание на пункт, до которого он обязан оплачивать транспортные расходы. Согласно торговым терминам CIF и CIP в обязанности продавца входят также осуществление страхования и оплата соответствующих расходов. Поскольку пункт распределения расходов находится в стране назначения, условия поставки категории «С» часто ошибочно считаются контрактами прибытия, по которым продавец несет все расходы и риски до фактического прибытия товара в согласованный пункт. Поэтому следует подчеркнуть, что базисные условия поставки категории «С» имеют ту же правовую природу, что и торговые термины категории «F», т.е. продавец осуществляет выполнение контракта в стране отгрузки или отправки.

Торговые термины категории «C» в отличие от всех иных условий поставок содержат два ключевых пункта: один — указывающий пункт, до которого продавец обязуется заключить договор перевозки и оплатить связанные с этим расходы, и второй — указывающий пункт распределения рисков. Поэтому следует проявлять максимальную осторожность при увеличении обязанностей продавца согласно базисным условиям поставки группы «C». Сутью торговых терминов категории «C» является освобождение продавца от дополнительных рисков и расходов после того, как он уже надлежащим образом осуществил выполнение контракта купли-продажи в результате заключения договора перевозки и передачи товара перевозчику и обеспечил страхование согласно базисным терминам CIF и CIP.

Торговые термины категории «D» по своей природе отличаются от условий поставок группы «C», так как согласно базисам поставок категории «D» продавец несет ответственность за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. На продавца возлагаются все риски и расходы по доставке товара до указанного места. Поэтому торговые термины категории «D» означают договоры прибытия, а базисные термины категории «C» — договоры отгрузки. Согласно базисным условиям поставок группы «D», за исключением DDP, в обязанности продавца не входит обязанность поставить товар прошедшим в стране назначения таможенную очистку, необходимую для его ввоза.

Традиционно согласно торговому термину DEQ на продавца возлагалась обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара, поскольку товар подлежал выгрузке на причал и, следовательно, был ввезен в страну импорта. Но вследствие имевших место в большинстве стран изменений в процедурах выполнения таможенных формальностей в настоящее время более целесообразно возложить обязанность по выполнению необходимых для ввоза товара таможенных формальностей и уплату налогов и иных сборов на сторону, домицилированную в такой стране. Таким образом, изменение в условиях поставки DEQ было внесено по тем же причинам, что и вышеуказанное изменение в базисном термине FAS. Аналогично базисным условиям поставок FAS данное изменение в базисе поставок DEQ выделено в преамбуле заглавными буквами.

Торговый термин DDU был включен в Инкотермс 1990 года Он выполняет важную функцию при намерении продавца доставить товар в страну назначения без выполнения необходимых для его ввоза таможенных формальностей и без уплаты соответствующих налогов.

Обязанности продавцаОбязанности покупателя

Переход права собственности и рисков

Согласно условиям DAP, переход рисков за товар осуществляется по прибытии товара в место назначения и готовности его к выгрузке. Это при условии, что поставка выполнена без опозданий, а обе стороны внешнеторгового сотрудничества исполняют свои обязательства в полном объеме. Если же покупатель просрочил приемку товара и выгрузку, тогда по истечении согласованной даты все риски также переходят к нему.

После извещения должным образом продавцом покупателя о прибытии товара и передаче ему груза, документов на него экспортер может считать выполнившим свои обязательства.

Момент перехода права собственности имеет определяющее значение, если экспортером или импортером является российская компания. Его следует отдельно обозначить в договоре, т.к. правила Инкотремс 2010 указывают лишь момент перехода рисков и расходов. В ином случае переход права собственности будет определяться согласно ГК РФ, и моментом его возникновения будет считаться момент передачи груза от продавца к покупателю.

Определите отдельным пунктом в договоре условия, при которых переходит право собственности от экспортера к импортеру.

Уверены что условие DAP вам подходит?

Заполните форму и мы подберем наиболее выгодные для Вас условия

Бесплатная консультация

Вы также можете написать нам на почту или позвонить по бесплатному номеру:
8

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Таблица отличий терминов Инкотермс 2000

Основная перевозка оплачена покупателемОсновная перевозка оплачена продавцомДоставкаEXWFCAFASFOBCFRCIFCIPСРТDAFDESDEQDDUDDPЭкспортное таможенное оформление товараОтгрузка товараПеревозка товара в порт отгрузкиПогрузка товара на судно в порту отгрузкиДоставка товара до границы (любой транспорт)ГраницаСтраховка товараПеревозка товара на судне до порта назначенияРазгрузка товара с судна в порту назначенияПеревозка товара до места назначения (любой транспорт)Импортное таможенное оформление товара

Расшифровка, перевод, обязанности и отличия Инкотермс 2000 указана в следующей таблице правил Инкотермс 2000:

Дополнительная терминология для FCA

Обозначенное в контракте место поставки разграничивает обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Так, при поставке на территории, принадлежащей поставщику, ответственность за погрузочно-разгрузочные работы ложится на продавца, если в ином месте, то на покупателя. Разграничение обязанностей происходит с использованием дополнительных терминов. Так, когда нужно перевезти груз, объем которого полностью занимает все пространство вагона, машины, баржи, иного транспортного средства, то в договоре указывается:

  • FOT (free on truck) (при перевозке авто).
  • FIW (free in wagon) (ж/д перевозка).
  • FIB (free into barge) (перевозка на барже).

Когда требуется консолидация груза, то можно согласовать с продавцом организацию доставки товара до терминала, склада, порта, который указывается продавцом. И тогда применяется следующая терминология:

  • FT (free terminal) (терминал).
  • FOR (free on rail) (станция отправления).
  • FFB (free ferry berth) (паромный причал).

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Обязанности и отличия условий поставок Инкотермс 2000

Термин категории E (отгрузка)EXWлюбые виды транспортаEX Works ( … named place) Франко завод ( …название места) Продавец обязан: предоставить готовый к отгрузке товар. Покупатель обязан: выполнить экспортное, импортное таможенное оформление и доставить товар. Риски переходят в момент передачи товара на складе продавца. Основное отличие — базис поставки EXW возлагает на продавца минимальные обязанности.Термины категории F (основная перевозка не оплачена продавцом)FCAлюбые виды транспортаFree Carrier (…named place) Франко перевозчик (…название места) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и отгрузить товар перевозчику назначенному покупателем. Покупатель обязан: доставить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи перевозчику на складе продавца.FASморские и внутренние водные перевозкиFree Alongside Ship (… named port of shipment) Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и разместить товар в порту отгрузки вдоль борта судна указанного покупателем. Покупатель обязан: погрузить товар на судно и доставить в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту в момент размещения товара вдоль борта судна.FOBморские и внутренние водные перевозкиFree On Board (… named port of shipment) Франко борт (… название порта отгрузки) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и разместить товар в порту отгрузки и погрузить на борт судна указанного покупателем. Покупатель обязан: доставить товар в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту с момента полной погрузки на борт судна.Термины категории C (основная перевозка оплачена продавцом)CFRморские и внутренние водные перевозкиCost and Freight (… named port of destination) Стоимость и фрахт (… название порта назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, погрузить товар на борт судна и доставить в порт разгрузки. Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту отгрузки с момента полной погрузки на борт судна.CIFморские и внутренние водные перевозкиCost, Insurance and Freight (… named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать, погрузить товар на борт судна и доставить в порт разгрузки. Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту отгрузки с момента полной погрузки на борт судна.CIPлюбые виды транспортаCarriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать и доставить груз в согласованное место назначения. Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи перевозчику на складе продавца.CPTлюбые виды транспортаCarriage Paid To (… named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить груз в согласованное место назначения. Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи перевозчику на складе продавца.Термины категории D (доставка)DAFлюбые виды транспортаDelivered At Frontier (… named place) Поставка до границы (… название места поставки) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить груз до границы. Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят на границе.DESморские и внутренние водные перевозкиDelivered Ex Ship (… named port of destination) Поставка с судна (… название порта назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, погрузить товар на борта судна и доставить в порт разгрузки. Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту выгрузки до разгрузки с судна.DEQморские и внутренние водные перевозкиDelivered Ex Quay (… named port of destination) Поставка с пристани (… название порта назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, погрузить товар на борта судна, доставить в порт разгрузки и разгрузить. Покупатель обязан: принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту выгрузки с момента полной разгрузки с судна.DDUлюбые виды транспортаDelivered Duty Unpaid (… named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить груз до согласованного места назначения. Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в пункте назначенияDDPлюбые виды транспортаDelivered Duty Paid (… named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения) Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить груз до согласованного места назначения и выполнить импортное таможенное оформление с уплатой пошлин. Покупатель обязан: принять товар. Риски переходят в месте назначения. Основное отличие — базис поставки DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.

Что означает FCA: расшифровка

Термин FCA используется при перевозке и расшифровывается как Free Carrier. Данное словосочетание дословно можно перевезти как «бесплатный» или «свободный» «перевозчик». При составлении договора применяется словосочетание «Франко перевозчик» (… название места). Если выразить простыми словами, термин означает, что обязательства продавца по отношению к товару сохраняются только до передачи им товара перевозчику, выбранному покупателем. Свобода в выборе покупателем логистической компании ничем не ограничена.

Франко – это место, где ответственность за сохранность и транспортировку товара полностью перекладывается на плечи покупателя.

Под словом «Перевозчик» можно понимать лицо, которое согласно договору поставки продукции обеспечит транспортировку груза на определенном контрактом виде транспортного средства или его комбинации.

В условиях и порядке поставки товара указывается, что «поставка товара по контракту осуществляется на условиях FCA – Free carrier/Франко перевозчик – «Инкотермс 2010». Также указывается пункт передачи товара, например, ООО «ЧИСТО» при экспорте моющих средств для кофемашин в Китай могло бы обозначить: «FCA д. 31, ул. Бестужева, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация, Инкотермс 2010».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]