Перейти на список всех условий Инкотермс
В международной торговле при составлении договоров поставки товара применяются общепринятые правила ИНКОТЕРМС в редакции 2010 года. До 1 января 2011 года использовались толкования INCOTERMS в редакции 2000 года. Поэтому, если предстоит импорт или экспорт товаров в 2021 году, нужно ориентироваться на актуальные Международные правила толкования торговых терминов.
Одним из терминов ИНКОТЕРМС категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом, является CPT, или Carriage Paid To.
Распределение рисков и ответственности по условию CPT
Согласно базису поставки CPT покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения.Термин CPT содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах: риск после загрузки товара в транспортное средство, а расходы в месте назначения.
Обязанности по базисным условиям поставки CPT (СПТ)
Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на покупателя расходы по доставке товара до места назначения целесообразно использовать правило FCA Инкотермс 2010.
Термин CPT
может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.
Тонкости работы
CPT, как и другие внешнеэкономические торговые сделки, отличается своими тонкостями. Чтобы избежать проблем, заключая контракт на таких условиях, необходимо заранее ознакомится с их подводными камнями. Существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:
- Спорную ситуацию между контрагентами, которые проводят внешнеэкономическую торговую сделку, может вызвать ошибочное определение места прибытия груза. Например, если в заключённом контракте пунктом назначения будет указан склад, который находится в стране покупателя, то на поставщика лягут обязанности по выполнению импортных таможенных формальностей. Но это неправильно. Оплачивать импортные пошлины и проходить таможенные процедуры, связанные с ввозом продукции в страну, должен покупатель.
- Из-за схожести условий в контрактах на условиях CPT и DAP, между поставщиками и покупателями периодически возникают проблемы. Происходит это по той причине, что контрагенты, заключая внешнеэкономический контракт, путают условия договора перевозки.
- Если по CPT риски, связанные с поставкой товара, возлагаются на транспортно-экспедиторскую компанию или покупателя, то по требованиям DAP их полностью несёт экспортёр. Это отличие в терминах, которое имеет особое значение в связи с дополнительными издержками, может стать причиной возникновения финансовых споров между контрагентами.
- Заключив сделку, заказчик должен помнить о том, что продавец не обязан обеспечивать выгрузку товара в пункте назначения. Эта обязанность ложится на принимающую сторону.
- Если вовремя не забрать груз из пункта прибытия, то транспортная компания или владелец терминала могут наложить на заказчика штраф. Поэтому импортёр должен обеспечить своевременную выгрузку.
- Отправляющая сторона вправе самостоятельно выбирать транспорт и маршруты для осуществления поставки. В том случае, если поставщик пытается доставить груз по нестандартному маршруту, который может повлиять на таможенную стоимость товара, покупатель вправе потребовать у отправителя снижения стоимости продукции.
Оформляя договор, обратите внимание на эти нюансы.
Цена CPT, условия оплаты и переход права собственности
Цена CPT (CPT price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до места назначения.
Условия поставки CPT Инкотермс
не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CPT указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Что означает CPT: расшифровка
Если озвучить простыми словами, то термин «Carriage Paid To» дословно переводится с английского так: «Перевозка оплачена до». Далее следует указание места назначения. Это означает, что ответственность продавца за сохранность товара распространяется вплоть до выполнения им своих обязательств по транспортировке груза в строго определенное в договоре место.
Вот как, к примеру, употребляется термин на практике: CPT Новороссийск, Россия (Incoterms 2010).
Но и здесь есть свои тонкости. Рассмотрим их подробнее.
Отличия условий поставок CPT и DAP
Разница между условиями поставки CPT и DAP — в переходе рисков утраты или повреждения товара от продавца к покупателю. Простыми словами по условиям поставки CPT: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного места назначения, а риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство). По базису поставки DAP Инкотермс 2010: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения. Риски потери или повреждения товара переходят в этом пункте назначения. Отличия условия поставки CPT от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.
Особенности пояснений и их предназначение
Любое терминологическое сокращение условия поставки Incoterms 2010 имеет развернутое пояснение. С их помощью четко указываются главные условия использования терминов, к примеру: случаи необходимости применения, ситуации перехода риска, правила распределения денежных расходов между сторонами контракта. Такие пояснения не включены в содержание ныне существующих правил, а являются лишь дополнительными данными, оказывающими содействие в подборе корректных интернациональных торговых терминологических сокращений для заключения необходимого соглашения.
Актуальность использования базиса CPT
На сегодняшний день условия поставки CPT Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2021 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2021. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки CPT Инкотермс 2021, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки CPT Инкотермс 2010.
Ранее вместо термина CPT использовался базис поставки DCP (Delivered Costs Paid). Первое упоминание об условиях поставки DCP было в Инкотермс 1953 года.
>
Обязанности продавца по условиям CPT (СПТ) | Обязанности покупателя по условиям CPT (СПТ) |
А.1. ПОСТАВКА ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи. | B.1. ОПЛАТА ЦЕНЫ Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара. |
А.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара. | B.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны. |
А.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки. Продавец обязан заключить за свой счет на обычных условиях договор перевозки товара до согласованного пункта в названном месте назначения по обычному маршруту и обычно принятым способом. Если такой пункт не согласован или не определен практикой подобного рода поставок, продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт в названном месте назначения. б) Договор страхования — нет обязательств. | B.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки — нет обязательств. б) Договор страхования — нет обязательств. |
А.4. ПОСТАВКА ТОВАРА Продавец обязан предоставить товар перевозчику, с которым заключен договор перевозки, в соответствии со статьей А.3., а при наличии нескольких перевозчиков первому из них для транспортировки в названное место в установленную дату или в пределах согласованного срока. | B.4. ПРИНЯТИЕ ПОСТАВКИ Покупатель обязан принять поставку товара сразу после его доставки в соответствии со статьей А.4. и получить товар от перевозчика в названном месте. |
А.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Продавец обязан с учетом оговорок статьи B.5. нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4. | B.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки в соответствии со статьей А.4. Покупатель обязан при невыполнении им обязанности дать извещение в соответствии со статьей B.7., нести все риски потери или повреждения товара с момента истечения согласованной даты или даты окончания зафиксированного срока поставки. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора. |
А.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Продавец обязан с учетом оговорок статьи B.6.: нести все расходы, связанные с товаром, до момента его поставки в соответствии со статьей А.4., а также оплатить фрахт и все вытекающие из статьи А.3.а) расходы, включая расходы по погрузке товара и выгрузке его в месте назначения, которые согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и оплатить, если это потребуется, все расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей для экспорта, как и другие пошлины, налоги и прочие сборы, подлежащие оплате при экспорте товара, и расходы, связанные с его транзитной перевозкой через третьи страны, в случаях, когда эти расходы согласно договору перевозки возлагаются на продавца. | B.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Покупатель обязан в соответствии с положениями статьи А.3.а): нести все расходы, связанные с товаром, с момента его доставки в соответствии со статьей А.4., и нести все расходы, связанные с товаром во время его транзитной перевозки до прибытия в согласованное место назначения, за исключением случаев, когда они согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и оплатить расходы по выгрузке товара, за исключением случаев, когда они согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и нести все дополнительные расходы вследствие невыполнения им обязанности дать надлежащее извещение в соответствии со статьей B.7. с момента исчисления согласованной даты или с окончания согласованного срока для поставки. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора, и оплатить, если это потребуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащие оплате при импорте товара, и, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны, если они не включены в расходы договора перевозки. |
А.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о том, что товар поставлен в соответствии со статьей А.4., а также направить покупателю любое другое извещение требующееся ему для осуществления обычно необходимых мер для получения товара. | B.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПРОДАВЦУ В случае, если покупатель вправе определить срок отправки товара и/или пункт назначения, он должен надлежащим образом известить об этом продавца. |
А.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ или транспортные документы (например, оборотный коносамент, необоротная морская накладная, доказательство о перевозке внутренним водным транспортом, воздушная накладная, накладная железнодорожного или автомобильного сообщения или накладная смешанной перевозки) в соответствии со статьей А.3. В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI). | B.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Покупатель обязан принять предусмотренный статьей А.8. транспортный документ, если он соответствует условиям контракта купли-продажи. |
А.9. ПРОВЕРКА — УПАКОВКА — МАРКИРОВКА Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4. Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку, (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки), необходимую для организуемой им перевозки товара. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом. | B.9. ИНСПЕКЦИЯ ТОВАРА Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта. |
А.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране отправки и/или в стране происхождения товара, и которые могут потребоваться покупателю для импорта товара или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны. Продавец обязан обеспечить покупателя всей информацией, необходимой для осуществления страхования. | B.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю. |
F-ИНКОТЕРМС 2010
FCA (И ОТЛИЧИЕ FCA ОТ EXW)
Инкотермс FCA (франко-перевозчик) иногда путают с термином EXW, однако они подразумевают разные обязанности для покупателей и продавцов. В соответствии с FCA Продавец должен доставить товары, очищенные для экспорта, назначенному покупателю перевозчику в названном месте (пример: «FCA Geodis Оптовая торговля, Лиссабон — Португалия»).
Основные различия между EXW и FCA можно суммировать следующим образом:
Экспортная таможенная очистка
- EXW: экспортер не обязан очищать товары для экспорта. Импортер должен организовать и оплатить операции по оформлению экспорта;
- FCA: экспортер должен очистить товары для экспорта (покупатель несет ответственность за импортные операции).
Доставка
- EXW: экспортер не обязан загружать товар на транспорт покупателя;
- FCA: экспортер должен погрузить товар на грузовой автомобиль (-и) покупателя, если назначенное место соответствует месту работы продавца. Однако, если доставка должна осуществляться в другое место, продавец не несет ответственности за разгрузку и погрузку товара.
Заявка
- EXW: типично для внутренних продаж или продаж в зонах свободной торговли (например, в Европейском союзе);
- FCA: типично для международных торговых операций, где экспортная очистка обязательна.
FAS (свободно вдоль борта судна)
FAS — это Инкотермс, используемый только для морских или внутренних водных перевозок. По условиям FAS продавец выполнил поставку, когда товары размещены рядом с судном в названном порту отгрузки, согласованном с покупателями и указанном в сроке. Как следствие, покупатель должен взять на себя любые расходы и риски (потери или повреждения), связанные с товарами, начиная с этого момента.
Как правило, продавец должен очистить товары для экспорта в соответствии с соглашениями FAS (это отменяет предыдущую версию Инкотермс, где такая ответственность была на стороне покупателя).
Тем не менее, если стороны по-прежнему хотят, чтобы покупатель отвечал за таможенную очистку товара (экспорт), они могут добавить четкую формулировку об этом в договоре купли-продажи.
FOB (франко-борт судна)
В соответствии с этим Инкотермс продавец несет ответственность (и берет на себя расходы) по доставке очищенных товаров на судно в названном порту отправления (например, «Роттердам»). Любые другие транспортные расходы и риски, начиная с этого момента, должны нести покупатель.
В рамках Инкотермс FOB риск товаров переходит от продавца к покупателю, поскольку они загружаются на судно в порту отправления. В соответствии с FOB, покупатель несет ответственность, а не продавец, в случае, если товар утерян, поврежден или уничтожен во время транспортировки. Этот Инкотермс очень популярен среди китайских поставщиков труб и фитингов.