В последний месяц популярность Выборгской таможни в России резко возросла. И всё из-за случая с гробом, который подбросили к дверям учреждения. Подтолкнули к этому анонимного дарителя, судя по надписи на крышке, усиления неких КТС, ЦПР, СПР. Однако участники внешнеэкономической деятельности говорят, что ощущать на себе «кошмар» и развал отрасли начали еще полтора года назад. Мы решили выслушать их историю, которую они согласились рассказать нам, естественно анонимно.
Многие, даже, наверное, самые неискушенные читатели ivbg.ru, заметили, что Выборгская таможня (её правоохранительный блок) проявляет повышенный интерес именно к легковому направлению пунктов пропуска. Отсюда постоянные новости о задержанных сыре, молоке или айфонах. При том, что на грузовом направлении игроки и ставки очевидно куда серьезнее. Но правоохранительный блок таможни словно и не замечает этого. Зато здесь «свирепствуют» функциональные отделы. Импортеры продолжают говорить об огромном количестве различных профилей риска и корректировок таможенных цен, которыми их и загнали «в гроб». Попробуем объяснить, что они имеют ввиду.
Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов именно при исполнении работникам обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Статья 219 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».
Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков».
Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса.
Такая кольцевая схема хорошо иллюстрирует, что данная модель непрерывная: сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально).
Это непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации. Всё не должно ограничиваться только оформлением карты рисков.
Обратите внимание: можно заказать услугу по проведению оценки профессиональных рисков у специализированной компании, но важно понимать, как была проведена данная работа и каким получился её результат. Проведение работы по оценке рисков не должно становиться делом формальным, проводимым просто для галочки.
Для эффективной работы всей процедуры оценки рисков необходима вовлеченность внутренней комиссии организации, которая проанализирует опасности, обнаружит риски, разработает профилактические меры.
А самое главное исполнит требования Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н (далее — Типовое положение №438н):
-п.33 (выберет порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков),
-п.35 (определит опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников),
-п.39 (установит способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков) ;
Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Мы не можем просто произвести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом забыть. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства и хранения или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.
Здесь прослеживается сходство со специальной оценкой условий труда (далее по тексту – СОУТ), когда ее необходимо провести внепланово при изменении технологического процесса или при возникновении несчастного случая. При оценке рисков то же самое. Произошел травматизм — требуется пересмотр идентификации рисков, вероятности тех или иных событий, ведь увеличилась частота несчастных случаев.
Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой.
Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением.
Процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению. Мы не должны зацикливаться на одном методе или процедуре, а должны постоянно их усовершенствовать.
Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Появилась ли осведомленность работников с рисками в их работе? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.
Лайфхак. Периодичность пересмотра эффективности мер необходимо закрепить в своих нормативных актах.
Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них.
Запчасти военных самолетов
Весной 2021 года контрразведка зафиксировала исчезновение деталей на нескольких военных заводах России. Дело касалось дорогостоящих запчастей СУ-27, стоимостью от 20 тысяч евро. Схема была следующая: деталь по формальным причинам списывалась. Затем перевозилась в Москву, оттуда в Петербург, а потом через один из пунктов пропуска Ленобласти заграницу. Оттуда запчасти поступали в страны, в армиях которых стоит на вооружении российская техника. Задержание подозреваемых в военной контрабанде с поличным произошло в конце ноября на одном из пунктов пропуска Выборгской таможни. Сейчас под следствием и арестом дюжина россиян, в том числе и уроженцы Выборга.
Итак, более наглядно. Есть какой-то военный завод в Москве. Он отправляет запчасти самолетов в восточные и азиатские страны, где во времена СССР закупили наши самолеты. И тут несколько лет назад ситуация обостряется и возникает запрет на ввоз. Но в Москве сидит условный человек – менеджер с рабочими контактами, оттуда звонят, готовы купить – а у нас эмбарго. Принимается решение о выборе «обходного» пути. Далее, так или иначе, они стыкуются с одним из предполагаемых подозреваемых — Дмитрием Богачевым.
Фото: МАПП Торфяновка
Насколько высокий уровень дал отмашку о контрабанде – сложно сказать. Забавно, что, как нам известно, одно время эти миллионные запчасти лежали в Светогорске в гараже у одного из подозреваемых. Если бы кто-то обокрал этот гараж, то с военными запчастями сделать ничего не смог бы, кроме как сдать в металлолом. Тут совершенно очевидно, что для продажи нужно иметь соответствующие контакты.
Как происходило задержание? В тот день, как рассказывают очевидцы, старшим смены на МАПП был условно Иванов. Машина прошла пограничный, таможенный контроль и подъехала к «единичке» — первому шлагбауму от финнов. После этого была объявлена команда «Барьер» — блокировка всего пункта пропуска, на пост въехала контрразведка ФСБ и Северо-Западный следотдел по транспорту. Прошло буквально пять минут и подъехала третья машина правоохранителей, где везли уже одного из подозреваемых.
Дальше — больше и совсем странно. Когда в 2014 году на Выборгской таможне пропустили части от ракеты «Бук» – таможенного инспектора уволили и даже завели уголовного дела, начались служебные проверки и отстранения. Что же мы имеем сейчас в связи с пропуском военных запчастей от самолетов? Как нам известно из собственного источника, в таможне полная тишина, не назначена даже служебная проверка. Разве пропуск такого уровня контрабанды работниками таможни это не статья 293 УК РФ «Халатность»? Второй вопрос – куда смотрел таможенный правоохранительный блок и другие местные службы? Не на туристов с сыром же? И, наконец, главный вопрос – куда продолжает смотреть начальник Выборгской таможни? Столь значимое дело не только бросает тень на Выборгскую таможню, а по сути угрожает безопасности нашей страны.
Здание Выборгской таможни
Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации
В настоящее время компаниям не стоит останавливаться на проведении СОУТ. Оценка профессиональных рисков также необходима. Ведь зачастую именно про неё в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник.
Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации.
Эта же тенденция дошла и до других регионов, когда проверяющие интересуются проведенной работой в области профессиональных рисков.
Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков.
Главный нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, учащиеся учебных заведений и др.).
Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?
Для неопытного специалиста на первый взгляд может показаться что оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – что-то смежное, а местами и вовсе одинаковое. Но это не так. Это кардинально разные процедуры. Это следует из Типового положение о системе управления охраной труда №438н.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это идентификация вредных и опасных производственных факторов трудового процесса и расчёт их уровня воздействия на работника.
Несмотря на то, что при расчете профессиональных рисков тоже приходится производить идентификацию, как и в СОУТ, в этой процедуре нам необходимо оценить вероятность риска в отличие определения его уровня воздействия. Зачастую результаты СОУТ можно использовать в оценке профессиональных рисков.
Также наглядную разницу вышеуказанных мероприятий можно определить по основанию для их проведения:
Специальная оценка условий труда (СОУТ) | Оценка профессиональных рисков (ОПР) | |
Основание для проведения: | Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ | 1.Ст.209 ТК РФ Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. 2. Ст.212 Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. 3. Ст.219 Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. 4. Приказ от 10 ноября 2021 г. №655 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральной службы по труду и занятости «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Проверочные листы 31, 36,100). 5. Приказ №77 от 21 марта 2021 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости «Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». 6.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2021 г. N 438. ГОСТ Р 12.0.230-2007 ГОСТ Р 12.0.007-2009 ГОСТ Р 12.0.008-2009 ГОСТ Р 12.0.009-2009 ГОСТ Р 12.0.010-2009 |
Получаемые результаты: | 1.Отчет о ее проведении 2.Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации | 1.Приказ о создании комиссии 2.Утвержденная методика оценки 3.Перечень мест для оценки 4.Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты) 5.Классификатор опасностей 6.План мероприятий по управлению рисками 7.Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах) |
Скачать таблицу можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ >>
Как мы видим Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» определен четкий порядок проведения СОУТ.
С оценкой рисков кажется, что вопросов больше, чем ответов, и обусловлено это отсутствием чётких указаний (порядка проведения) в представленных в таблице нормативных актах.
Например, в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее – ТК РФ) установлено, что «работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья». В статье 219 ТК РФ указано, что «каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия опасных производственных факторов». То есть несмотря на указание об информировании, не устанавливается четкий порядок действий по определению рисков.
В пункте 6 Приказа Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» указано: «В положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы)…процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее — процедуры), включая…процедуру управления профессиональными рисками».
В пунктах 33-39 Типового положения №438н определено, что работодатель должен:
- организовать процедуру управления профессиональными рисками, установив порядок реализации мероприятий по выявлению опасностей, оценки и снижения уровней профессиональных рисков;
- идентифицировать опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, составив соответствующие перечни.
В данном документе не приводятся конкретные методики и расчеты оценки риска, но указаны основные требования к процедуре оценке и управления профессиональными рисками, что даёт ответы на многие вопросы.
Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций
С определением методики оценки рисков могут помочь:
- ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска»,
- ГОСТ 12.0.230.4-2018 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ», в которых они прописаны;
Часть информации по оценке рисков содержат ГОСТы, адаптированные на основе международных стандартов. Они помогают понять процедуру оценки рисков и могут служить опорой для ее проведения, но не более.
Подводя общую черту под вопросом о законодательной базе, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательство по оценке и управлению профессиональных рисков настолько неточно, что даже сами проверяющие не могут сказать точно, как всё должно выглядеть. Но в первую очередь они будут ориентироваться на пункты Типового положения №438н. Поэтому можно разрабатывать свою методику оценки рисков, главное потом доказать ее состоятельность инспектору при проверке.
В итоге получается, что разработка всех процедур по оценке рисков и контроль за ними отдаётся на откуп знаниям специфики своего предприятия работодателем.
Дополнительный анализ некоторых отличий СОУТ и оценки профессионального риска можно увидеть ниже.
Кто может проводить: | СОУТ проводится сторонней аккредитованной организацией | Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также с привлечением аккредитованного эксперта в состав комиссии. |
Периодичность проведения: | СОУТ проводится 1 раз в 5 лет | Устанавливается работодателем самостоятельно. Пересматривается обязательно при любых изменениях, несчастных случаях, авариях и инцидентов. Пересмотр результатов проводится ежегодно. |
Ответственность и штрафы: | Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб. | Невыполнение требований законодательства Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Справка. Стоит упомянуть и ответственность за нарушение требований законодательства. Так, за отсутствие процедур управления рисками работодателя обяжут выплатить от 50 000 до 80 000 рублей на организацию по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а именно за несоответствие требованиям Типового положения №438н«О системе управления охраной труда»).
За отсутствие СОУТ грозит привлечение по ч. 2 ст. 5.27 КоАП: на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей, на организацию – от 60 000 до 80 000 рублей.
Как мы видим, здесь штрафы практически идентичные.
Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
1 этап. Идентификация рисков
Источниками информации для выявления опасностей служат:
- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
- результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
- результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
- результаты анализа анкет, полученных от работников.
- результаты аудита (опроса) сотрудников;
- опыт практической деятельности.
Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).
Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.
2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.
Обратите внимание! В состав такой комиссии обязательно включите специалиста по охране труда, а также ведущих технических специалистов — экспертов, представителя профсоюза или другого органа работников.
Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.
Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.
Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.
Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.
Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.
Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.
3 этап. Оценка расчет рисков
На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.
Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:
- Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
- Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
- Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
- Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
- По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.
Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.
По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:
- реестр опасностей;
- отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
- план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков
Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.
Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.
5 этап. Управление оцененными рисками
Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.
После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.
Обратите внимание! Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками необходимо постоянно оценивать. Для этого нужно проводить оценку эффективности мероприятий по снижению рисков с установленной периодичностью, например, не реже 1 раза в год (в три года, в пять лет) с составлением соответствующего отчета, согласованного представительным органом работников.
Периодичность проведения оценки профессиональных рисков
СОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год.
Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников.
Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков.
Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности.
Идентификация и оценка опасностей
Возьмём пример другой профессии в области образования, такой как преподаватель, осуществляющего процесс работы за персональным компьютером при заполнении электронного журнала. Основная опасность при использовании ПЭВМ и оргтехники — это поражение электрическим током вследствие отсутствия должного заземления или соприкосновения с оголенными участками проводов.
Техническими мерами предотвращения удара электрическим током можно считать наличие защитного заземления в общем контуре заземления, периодическую проверку целостности изоляции, исправность электрооборудования, блоков питания, защитного отключения. Всё это можно считать организационными мерами.
Для анализа вероятности возникновения несчастного случая анализируем общее техническое состояние оборудования. Если используется недавно ведённое в эксплуатацию, то класс риска можно считать средним, а отношение к риску — допустимым. Аналогичные действия производим и с остальными опасностями:
Как правило, организация должна самостоятельно выбрать метод оценки профессиональных рисков исходя из специфики своей деятельности и технологических операций. Согласно п.36 и п.37 Типового положения №438н допускается использование разных методов, которые можно подобрать в ГОСТ Р 58771-2019 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.
Так наиболее распространенными методами считаются: Файна-Кинни, матричный, система Элмери, чек-листы, дерево причин. В представленном нами примере используется матричный метод.
Вероятность оценивается по шкале, устанавливается класс и приемлемость в значении «допустимый».
Далее перечисляются в перечне используемые для оценки рисков нормативные акты (Федеральные законы, Постановления, Приказы ГОСТ):
Обязательным блоком является наличие членов комиссии, участвовавших в оценке профессиональных рисков, и строка ознакомления с ними работника (на картинке ниже):
Лайфхак. В состав членов комиссии по оценке профессиональных рисков рекомендуется включать помимо специалиста по охране труда руководителей структурных подразделений, специалистов из состава инженерно-технических работников, которые знают специфику того или иного оборудования. Например, инженер-энергетик может оценить риски по поражению электрическим током, а инженер по оборудованию — по получению травм при работе инструмента, оборудованного движущимися частями.
Оценке профессиональных рисков подвергаются все профессии, которые существуют в штатном расписании организации, а также все виды работ и технологических процессов (операций), где существует риск возникновения несчастного случая или опасности. Для удобства в анализе можно использовать разработанные технологические карты, технологии работы, производственные инструкции, чек-листы выполнения работ.
Подводим итоги
- Оценка профрисков — составная часть общей системы управления охраной труда.
- Цель оценки — выявление, определение степени и разработка путей минимизации профрисков.
- Для оценки профрисков работодатель вправе создать собственную комиссию или привлечь профессионалов со стороны.
- Несмотря на отсутствие прямых законодательных норм, работодатель обязан проводить оценку профрисков. Это подтверждается судебной практикой.
- Отсутствие оценки профрисков грозит работодателю штрафами в соответствии с КоАП РФ.
Порядок действий при самостоятельной оценке профрисков
На первый взгляд может показаться, что оценка профрисков – задача непосильная. Но все же выполнимая, если придерживаться следующего порядка действий:
1. Назначение комиссии оценки рисков с включением необходимых специалистов.
2. Внесение изменений в положение о СОУТ с указанием всех процедур управления профессиональными рисками.
3. Выбирается методика расчета рисков. Самый оптимальный и простой метод, как и говорилось выше, матричный.
4. Утверждается перечень рабочих мест.
5. Идентифицируются опасности, присутствующие на рабочих местах, или которые могут возникнуть.
Лайфхак. Список рабочих мест необходимо сделать оптимальным. Если имеются аналогичные рабочие места, например, идентичные автомобили по марке и техническим характеристикам или работники выполняют идентичные операции, то рабочее место можно взять одно. И наоборот, если рабочие места различаются факторами (освещённостью, выполнением трудовых функций в разных кабинетах и т.д.), то лучше проанализировать каждое.
6. Оценивается уровень риска по выбранной методике (в нашем случае – по матричной).
7. Заносятся результаты в карты.
8. Разрабатывается общий классификатор опасностей.
9. Утверждается план мероприятий.
10. Проводится информирование работников с рисками.
11. Ежегодно повторяется оценка вероятности возникновения опасностей.
Документы по оценке рисков
Для документального регламентирования проведения работ по оценке рисков необходимо утвердить:
- приказы;
- методику (процедуру);
- форм карт оценки рисков;
- классификатор опасностей и мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- план мероприятий по управлению рисками;
- Положение по управлению рисками.
Однако стоит учесть нюанс взаимосвязанности всех этих документов, чтобы внешне было понятно, какой документ вытекает из ранее созданного. Поэтому перед проведением оценки рисков необходимо привести все документы в порядок: положения должны между собой стыковаться, указанные в приказах ответственные лица должны отражаться в картах оценки рисков и т.д. Для проверяющего лаконичность и проработанность в документации – один из показателей того, что перед ним работа компетентного специалиста.
Как мы выяснили, проведение оценки профессиональных рисков в организации необходимо и нужно. Понимание глубокого анализа всех опасностей, которым может подвергаться работник, даёт работодателю время на проведение предупредительных мер по предотвращению или снижению рисков возникновения несчастных случаев, аварийности, чрезвычайным ситуациям. А, следовательно, сохранению жизни и здоровья людей.
Ответственность за отсутствие оценки профрисков
Отсутствие проведенной оценки профрисков карается штрафами:
Кто будет оштрафован | Мера наказания | Норма НПА |
Должностное лицо, ИП | Предупреждение или штраф 2 000-5 000 рублей | ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф 50 000-80 000 рублей |
Судебная практика в этом вопросе не на стороне работодателей:
- Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 16-4841/2020;
- Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019.
Судьи сошлись во мнении, что несмотря на слабую нормативную базу, отсутствие регламентов проведения оценки профрисков, обязанность по осуществлению оценочных мероприятий лежит на работодателях в соответствии с ТК РФ.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.