Чтобы вывезти какой-либо товар, продукцию или иной груз с территории России либо же направить их в страну из других государств используются разные виды транспортных средств. Зачастую применяются автомобили, поезда, самолёты, речные и морские суда. При этом наиболее часто используемым видом транспорта всё же остаётся машина. Но мало иметь просто подходящее ТС для транспортировки груза. Ключевым нюансом считается получение специальной лицензии на международные перевозки грузов автотранспортом. То есть перевозчик обязан иметь при себе специальный документ, удостоверяющий его право транспортировать товар в страну либо же вывозить его за пределы государства.
Порядок получения лицензии на международные грузоперевозки.
Выбираем формат бизнеса
Сразу заострим внимание на том, что количество инвестиций в этот бизнес далеко не всегда пропорционально «выхлопу», который вы от него получите. Да, можно потрать немалые деньги на закупку собственного транспорта, удовлетворяющего требованиям международного рынка, разработать крутое приложение по отслеживанию грузов в пути, но… стоит ли? На первых порах куда правильнее сосредоточить усилия на оказании качественного сервиса и удержать цены на невысоком уровне.
А потому в случае с «международкой» куда более логичной выглядит модель работы по формату так называемого экспедирования грузов.
При таком подходе к организации операционных процессов вы находите зарубежных подрядчиков, которые берут на себя сам процесс доставки, а зарабатываете на добавленной к перевозке стоимости. Как правило маржинальность колеблется в диапазоне от 10 до 20 процентов.
Отказ
Далеко не всегда получение карточки допуска к международным автомобильным перевозкам заканчивается удачно. В некоторых ситуациях заявители получают отказ. Но на то должны быть соответствующие причины. Заявка транспортной компании или индивидуального предпринимателя не будет одобрена, если:
- предоставленные документы окажутся недостоверными, в них будут содержаться ошибочные или ложные сведения;
- заявитель не выполнит своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством в отношении грузоперевозчиков;
- транспортная компания или ИП находятся на грани официального банкротства;
- организация заявителя ликвидируется по тем или иным причинам;
- контролирующие органы других стран, куда планировала осуществлять грузоперевозки транспортная компания заявителя, обнаружили информацию, которая является причиной для отказа (невыполнение обязательств, задолженности и пр.).
Уполномоченные специалисты государственной транспортной структуры, которые занимаются рассмотрением заявлений и выдачей разрешений на международные грузоперевозки, обязаны в письменной форме сообщить об отказе. При этом обязательным условием является указание причины, по которой было принято соответствующее решение. Заявитель имеет законное право подать документы повторно. Но предварительно следует устранить все выявленные недочёты и исправить те недостатки, которые послужили причиной для отказа в выдаче лицензии. Если при повторной подаче все обнаруженные проблемы были устранены, у контролирующих органов уже не будет оснований для отказа в оформлении международной лицензии на грузоперевозки.
Можно объективно говорить о том, что процедура получения специального разрешения является довольно трудоёмкой. Но выполнить её даже без посредников более чем реально. Это куда проще, чем те же мероприятия по прохождению таможенного оформления. Следует подготовить необходимые документы, написать заявление и убедиться, что вся предоставляемая на проверку информация соответствует действительности. Пытаться обмануть государственные органы, указывая неправдивую, заведомо ложную информацию, настоятельно не рекомендуется. Это повлечёт за собой серьёзные последствия. Вплоть до отказа в выдаче допуска на международные грузоперевозки в дальнейшем, даже если все документы окажутся соответствующими нормам.
Регистрация компании
Для того, чтобы осуществлять деятельность по доставке грузов по международным направлениям, понадобится открыть ООО со следующими кодами ОКВЭД:
- 49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
- 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом
- 52.24 Транспортная обработка грузов
- 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
Зарубежные грузоперевозки облагаются НДС по ставке 0%, поэтому важно еще на стадии открытия компании найти хорошего бухгалтера с опытом работы в направлении ВЭД. При подаче финансовой отчетности в налоговую необходимо всегда обосновать нулевой НДС и постоянно предоставлять для этого полный пакет документов.
Какие нужны документы для получения лицензии
Для получения разрешения на грузоперевозки нужно предоставить нотариально заверенные ксерокопии:
- паспортов на имеющиеся транспортные средства;
- справки о техосмотре;
- договора аренды при наличии арендованного транспорта;
- страхового свидетельства;
- свидетельства о регистрации предприятия, заверенного нотариусом;
- учредительных документов;
- кодов предпринимательской деятельности;
- реквизитов предприятия: адреса фактического местонахождения, телефоны, Ф.И.О. водителей, осуществляющих перевозки;
- сертификата договора на хранение транспорта в разрешенном документально месте при наличии собственной автостоянки;
- состава специалистов, данные приказа об их назначении на должность водителя, сведения о профпригодности, наличие дипломов БДД;
- данных медосмотра на каждого водителя.
Медосмотр водителей необходим для получения лицензии
Поиск помещения и закупка оборудования
Затраты на открытие офиса транспортной компании, занимающейся международными перевозками довольно небольшие. В отличие от транспортной компании, занимающейся сборными грузами, в наличии склада необходимости нет.
Поэтому необходимо просто найти небольшое, но удобное помещение с возможностью доступа в интернет и подключения телефонии. Последнее особо важно, поскольку предстоит делать много звонков за пределы России – рекомендуем тщательно выбрать провайдера и определиться с тарифами на связь, чтобы в дальнейшем не тратить большие суммы на переговоры.
На текущий момент арендовать офис в городе-миллионнике для размещения 3-5 человек можно не дороже 20 000 рублей в месяц.
Оборудование покупаем самое необходимое – три недорогих ноутбука с офисными программами и МФУ, на все про все уйдет порядка 70 000 рублей.
Нормативное регулирование
Лицензия или допуск к выполнению международных перевозок – документ, разрешающий пересечение государственной границы с некоторым грузом или пассажирами. Лицензия требуется при:
- транспортировке груза любого тоннажа;
- провозе пассажиров более 8 человек.
Лицензия выдается при наличии транспорта: автомобиля, самолета, морского или речного судна. При ее отсутствии само пересечение границы невозможно.
Лицензия выдается как в бумажной, так и в электронной форме.
При оформлении разрешения первый вариант предпочтительнее. Если же необходим документ в электронной версии, следует при заполнении заявления обосновать почему предпочтительнее такой вариант. Кроме того, ее обладателем может быть лишь владелец электронной подписи.
Главным документом, который регламентирует порядок приобретения допуска и определяет состав требуемых бумаг, выступает Постановление Правительства России №730 от 16 октября 2001 года «Об утверждении Положения о допуске».
Взаимодействие с поставщиками услуг (перевозчиками)
Самое сложное при старте работы по международным направлениям – выбрать надежных перевозчиков, которые при этом смогут оказывать услуги по доставке грузов по ценам ниже рынка.
Лучшими перевозчиками из Европы по соотношению цены и оказываемого сервиса являются белорусские и литовские подрядчики. До недавнего времени многие транспортные компании работали с собственниками транспорта из Украины, однако в свете последних политических событий работа с ними на данный момент стала невозможной.
Если говорить про доставку грузов из Китая, стоит обратить внимание либо на местных партнеров из Поднебесной, либо заключить постоянные договоры с линиями, перевозящими контейнеры из этого региона. Доставка грузов из Юго-Восточной Азии как правило производится через ключевые порты России: на северо-западе страны это Санкт-Петербург, на юг России логистика строится в основном через Новороссийск или Азов. Самые известные морские линии – Maersk, MSC, ZIM, Arkas. Следует учитывать, что получить конкурентоспособные условия у подрядчиков получится только при условии больших объемов перевозок. А потому самое время перейти к следующему пункту – продажам.
Виды транспорта для международных грузоперевозок
Международные транспортные перевозки осуществляются четырьмя основными видами транспорта. Выбор того или иного средства доставки обусловлен прежде всего географией, также в процессе принятия решения учитывается срочность, экономическая целесообразность и другие факторы. Каждый вид транспорта имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Автомобильные грузоперевозки
Международная доставка грузов немыслима без автомобильного транспорта. Автомобиль — это «рабочая лошадка» мировой экономики, которая ежедневно перевозит миллионы тонн грузов на всей планете. Автомобильный транспорт обладает рядом преимуществ, которые и сделали его столь популярным:
- высокая скорость перевозки. Лишь воздушный транспорт способен доставлять грузы быстрее, но его стоимость в разы выше;
- мобильность. Невероятная свобода маневра позволяет оперативно менять маршрут в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
- универсальность. Современные автомобили приспособлены для перевозки грузов любых категорий: опасных, негабаритных, скоропортящихся, термических и т.д.;
- доставка «от двери до двери». В большинстве случаев лишь автомобили способны без привлечения стороннего транспорта доставить груз от пункта загрузки до пункта выгрузки.
Среди недостатков следует отметить зависимость скорости доставки от качества дорожного покрытия, ограниченную грузоподъемность и невозможность осуществлять продолжительные, трансконтинентальные перевозки.
Железнодорожные грузоперевозки
Международная перевозка крупных партий грузов вглубь материков осуществляется, как правило, железнодорожным транспорт. Именно появление первых железных дорог в середине XIX века сделала возможным промышленную революцию, не утратили поезда своей актуальности и сегодня. Все благодаря следующим преимуществам:
- стабильный график и расписание. Железная дорога — это образец пунктуальности, точного расчета и слаженных действий тысяч людей;
- всепогодность. Железнодорожный транспорт слабо подвержен влиянию погодных явлений и осуществляет свою деятельность круглый год;
- высокая пропускная способность. По железной дороге можно проводить десятки или сотни тысяч тонн грузов в сутки;
- универсальность. Подвижный состав способен перевозить любые грузы в рамках своих габаритов.
Недостатки — зависимость от инфраструктуры, невозможность доставки груза конечному потребителю, стоимость перевозки выше, чем автомобилями.
Морские грузоперевозки
Международные грузовые перевозки невозможно представить без морского транспорта. Если автомобиль — это «рабочая лошадка», то контейнеровозы — это «рабочий бык», который тащит медленно, но невероятно много. Преимущества:
- грузоподъемность. Сотни тысяч тонн грузов может перевезти за один раз современный контейнеровоз. Суда меньших размеров перевозят тысячи тонн;
- стоимость доставки. Это самый доступный способ грузоперевозки, ведь чем крупнее партия, тем меньше стоимость доставки единицы груза;
- безопасность. Современные контейнеры надежно защищают груз от внешних воздействий;
- упрощенный документооборот. Таможенный контроль, как правило, осуществляется лишь в 2 точках: портах отбытия и прибытия.
Недостатки: небольшая скорость, зависимость от портовой инфраструктуры и необходимость привлекать другие типы транспорта для доставки конечному потребителю.
Авиационные грузоперевозки
Воздушный транспорт хоть и не может похвастаться большими объемами, но твердо занимает позиции этакой «палочки-выручалочки». Экстренная доставка грузов, срочная международная доставка документов, перевозка ценных товаров — вот основной функционал воздушных судов.
Преимущества:
- высокая скорость. В мире не существует более быстрого способа доставить груз из пункта А в пункт Б;
- безопасность. По статистике происшествия с воздушными судами случаются гораздо реже, чем с другими типами транспорта;
- широкая география. В отдельные точки мира можно попасть либо лишь воздушными судами, либо его использование более целесообразно, чем применение другого транспорта;
- упрощенный документооборот. Как и морские суда, самолеты проверяются лишь в пунктах погрузки и выгрузки.
Недостатки: высокая стоимость (самый дорогой способ доставки), критическую зависимость от инфраструктуры, необходимость привлекать сторонний транспорт, ограниченную грузоподъемность. Узнать, в каких ситуациях экономически целесообразно использовать воздушный транспорт, а когда выгоднее выбрать другой тип доставки, можно у менеджера компании Major.
Мультимодальные грузоперевозки
Мультимодальные грузоперевозки предполагают, что доставка осуществляется по одному договору, но с применением двух или более видов транспорта. Преимущества данного метода:
- снижение транспортных расходов и экономия времени. Заказчик работает с одной компанией, что позволяет быстрее и эффективнее решать транспортные задачи;
- оптимизация сроков доставки. Комбинирование разных видов транспорта существенно снижает время доставки;
- безопасность. Вся ответственность на грузе лежит на одной компании, которая максимально заинтересована в безопасной грузоперевозке;
- доставка из любой точки мира. Использование разных транспортных средств позволяет доставлять грузы из самых отдаленных или труднодоступных регионов.
К недостаткам можно отнести высокий профессиональный порог вхождения — лишь опытные транспортные компании, такие как Major, имеют необходимую материально-техническую базу и подготовленных специалистов.
Взаимодействие с клиентами
Будьте готовы к тому, что самые «сливки» с зарубежных поставок вы сможете снимать только при условии больших объемов перевозок по международным направлениям. А потому в первую очередь стоит обратить внимание на крупные производственные компании, дистрибьюторов либо федеральные розничные сети.
Важно хорошо «упаковать» свои услуги – при получении заказа у известного бренда нелишним будет разместить его в списке клиентов на сайте и сделать хорошую презентацию, раскрывающую ваши конкурентные преимущества.
Подводных камней в работе с крупными клиентами не так уж много, большинство ключевых заказчиков платят исправно и в срок. Однако есть один довольно-таки большой «булыжник» под названием отсрочка платежа. Представители крупного бизнеса, располагающие большим количеством «лакомых» отправок, как правило платят в течение 30-45 дней в момента перевозки. А потому во избежание кассового разрыва будьте готовы к тому, что изначально придется оплачивать из собственного бюджета перевозки собственникам транспорта, а ваши вложения окупятся в течение одного-полутора месяцев.
Подбор сотрудников
Для открытия транспортной компаний, оказывающей услуги по международным перевозкам, вам понадобится небольшая, но профессиональная команда. Про бухгалтера мы уже говорили – необходим сотрудник именно с опытом работы в ВЭД, однако не обязательно брать его на постоянную работу. Услуги ведения бухгалтерии можно передать на аутсорс и стоить они будут от 5 до 10 тысяч рублей в месяц.
Даже если у вас есть определенные наработки по клиентской базе, менеджер по продажам в любом случае будет необходим для дальнейшего развития компании. Лучше не скупиться на заработную плату такому сотруднику и брать состоявшегося профессионала в сфере международных перевозок. Обучение и ввод в курс дела новичка может затянуться на довольно долгий период времени. Стандартные условия для регионального города-миллионника: оклад порядка 50 000 рублей плюс хороший процент от новых сделок.
Аналогичные рекомендации касаются подбора логиста – лучше брать человека с опытом в данной сфере, поскольку наработка перевозчиков с нуля займет не один месяц и будет сопряжена с определенными рисками. Идеальный кандидат – из крупной западной компании, располагающий своими проверенными подрядчиками в указанных регионах. ФОТ логиста аналогичен менеджеру – окладная часть в размере пятидесяти тысяч рублей и бонусная составляющая, зависящая от количества закрытых заявок на перевозку.
На первых порах можно ограничиться и двумя сотрудниками, в дальнейшем при увеличении оборотов компании однозначно будет необходим специалист по работе с клиентами, который возьмет на себя весь процесс документооборота с поставщиками услуг и заказчиками.
Для оказания можно также предлагать клиентам услуги по таможенному оформлению грузов. Многие компании не держат в своем штате брокеров, занимающихся «растаможкой» импортируемых грузов и «затаможкой» экспортных товаров.
А потому целесообразно либо заключить договор на оказание таможенных услуг со сторонним подрядчиком, либо взять в штат собственного брокера. Это не только расширит спектр оказываемых вами услуг, но и поднимет уровень вашей компании в глазах клиентов, которые получат зарубежную логистику «по ключ».
Финансовые показатели
Как можно убедиться из сегодняшней статьи, расходы на открытие логистической компании, работающей по международным направлениям, не так уже высоки, если не учитывать необходимость наличия «оборотки». Основная статья расходов – наличие свободных либо заемных денежных средств на первоначальную оплату услуг перевозчиков.
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | СУММА, руб. |
Недвижимость | ||
1 | Аренда офиса | 20 000 |
Оборудование | ||
2 | Закупка компьютеров и оргтехники | 70 000 |
3 | Телефония для зарубежных звонков | 10 000 |
Нематериальные активы | ||
4 | Покупка базы таможенных брокеров | 15 000 |
Оборотные средства | ||
5 | Средства на оплату услуг перевозчиков | 1 500 000 |
Итого: | 1 615 000 |
Для понимания уровня ежемесячных доходов и расходов предлагаем отталкиваться от первоначально небольшого потока грузов – далеко не сразу клиенты будут выстраиваться к вам в очередь с заказами на перевозку. Для расчетов возьмем среднюю стоимость фуры по направлению из Германии на юг России – порядка 3000 евро, что по курсу на ноябрь 2021 года составляет чуть больше 200 000 рублей.
Если ставить клиенту в неделю по 1-2 еврофуры, понадобятся оборотные денежные средства в размере 1500000 рублей, которые по итогу позволят заработать «грязными» порядка 300 000 рублей. Однако стоит учитывать, что далеко не всегда удается продать клиентам перевозку по такой цене – зачастую многие довольствуются маржинальностью в размере 5-10%. При идеальном исходе событий транспортная компания сможет зарабатывать 300 000 рублей на логистике.
Попутно можно развивать услугу по таможенному оформлению. С наемным брокером можно договориться о сдельной оплате в размере 5000 рублей, стоимость выпуска таможенной декларации для клиентов колеблется от 10 000 рублей в зависимости от разновидности груза. По итогу можно рассчитывать на дополнительную выручку в размере 100 000 рублей, из которых ваша чистая прибыль составит 50 000 рублей.
№ | ТОВАР/УСЛУГА | ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб. | ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, % | СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб. |
1 | Перевозка грузов по международным направлениям (экспорт/импорт) | 1 500 000 | 20% | 1 800 000 |
2 | Таможенное оформление грузов | 50 000 | 100% | 100 000 |
Итого: | 1 900 000 |
Что касается расходов на ФОТ, для такой небольшой компании он довольно высок, однако не забывайте, что слоган «Люди – главная ценность компании» в случае с международной логистикой особенно важен.
№ | ДОЛЖНОСТЬ | ФОТ, РУБ. | ||
Административный | ||||
1 | Менеджер по работе с клиентами | 25 000 | ||
Производственный | ||||
2 | Логист-международник | 50 000 | ||
3 | Таможенный брокер | 50 000 | ||
Торговый | ||||
4 | Менеджер по продажам | 50 000 | ||
Итого: | 175 000 | |||
Социальные отчисления: | 52 500 | |||
Итого с отчислениями: | 227 500 |
В дальнейшем именно грамотные и хорошо замотивированные сотрудники помогут вам расти на рынке международной логистики и генерировать более высокие обороты.
Показатель | Сумма, руб. |
Инвестиции в оборотные средства | 1 500 000 |
Выручка, руб. | 1 900 000 |
Постоянные затраты, руб. | 1 500 000 |
ФОТ (с отчислениями), руб. | 227 500 |
Доход | 172 500 |
Необходимая документация
Список документов приводится в п. 7 Постановления Правительства РФ. Пакет и для ИП, и для ООО включает:
- бумагу, содержащую данные, подтверждающие право собственности или иное законное владение автомобилем – договор аренды, например;
- документы, свидетельствующие о квалификации лиц, ответственных за организацию транспортировки
- полис ОСАГО владельца транспорта;
- в качестве документа, подтверждающего владение имуществом, требуется бумага, указывающая стоимость недвижимости по кадастру и ее же стоимость на рынке;
- также необходим бухгалтерский баланс и отчет за последний отчетный период.
Все перечисленные бумаги следует собрать в оригинале. В инстанцию передаются только копии.
Способы продвижения бизнеса
Продумайте свою страгегию продвижения в сети, однако основной упор делайте все-таки в первую очередь на продажи – холодные звонки и встречи.
Не забывайте постоянно обновлять свой сайт – хорошо работают рекомендательные письма от именитых клиентов и успешно реализованные кейсы по доставке грузов.
Контекстная реклама в Яндекс.Директ и Google Adwards требует тщательного тестирования и отладки. На данный момент стоимость лида в этой нише довольно высокая, а потому не поленитесь найти хорошего интернет-маркетолога, который позволит минимизировать затраты на рекламную кампанию.
Карты МАП для лизинговых автомобилей
В отношении лизинговых автомобилей есть определенные ограничения: их выезд может быть осуществлен только с разрешения лизинговой компании (либо если запрет не установлен). Из нашей практики можем отметить, что часто требуется составить дополнительное соглашение с целью допущения поездок лизинговых авто за границу. Хотя иногда достаточно и просто письма от лизингодателя, что для транспортой инспекции также пойдет.
Тем, кто хотят купить карты МАП , чтобы не ставить тахограф СКЗИ вместо ЕСТР, часто отказывают в этом для лизинговых машин в различных компаниях. Мы, в свою очередь, не рекомендуем вообще прибегать к таким «серым схемам», а официально оформлять на свое ИП или ООО, тк передача карт запрещена.
В этом Вам могут помочь наши юристы, у нас большой опыт для различных случаев лизинга, аренды, оперативного управления и, собственно говоря, собственности.
Подводные камни и реалии практики
Основные риски, которые несет транспортник-экспедитор – риск выйти на ненадежного перевозчика или даже мошенников. Проверить добропорядочность подрядчика, который находится не в России, зачастую куда сложнее, чем компанию, работающую внутри страны.
Если своей базы по «зарубежке» пока нет, рекомендуем пользоваться крупными интернет-площадками по поиску логистических партнеров. Например, европейцы вовсю пользуются порталом Trans.de, на котором зарегистрированы как крупные собственники транспорта, так и небольшие частники.
И, конечно, стоит упомянуть сезонность бизнеса. Как правило потребность в грузоперевозках у крупных клиентов существует круглый год, однако существуют пиковые месяцы, в которых спрос возрастает или, наоборот, падает. Лучшее время для старта – последние пара месяцев в году перед Новым Годом. Именно в этот период времени большинство клиентов готовятся к росту продаж и заказывают транспорт чаще обычного.
Отдельно стоит упомянуть про перевозки грузов с температурным режимом – «обострение» со стороны клиентов возникает, понятное дело, в летний период времени, когда требуется большее количество рефрижераторов. С июня по август включительно спрос часто превышает предложение. От того, как вы выстроите работу с перевозчиками в течение года, будет зависеть, как быстро вы сможете закрывать «сложные» заявки с клиентами в летний промежуток времени.
Денис Малеев
, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором (c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
20.11.2019
Все материалы по тегу: транспортная компания
Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса
Чистая прибыль (в мес.):
Срок окупаемости:
Рентабельность:
Более детальные расчеты можно сделать в нашем бесплатном приложении
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Запомнить статью
Вы можете сохранить данную страницу при помощи: