Лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Одним из важнейших инструментов защиты отечественных производителей от конкурентов и ограждения внутреннего рынка от снижения потребления отечественных товаров является квотирование экспорта и импорта. Под этим термином подразумевается введение государством стоимостных или количественных ограничений объема экспорта или импорта определенных товаров. При квотировании государство выдает лицензии на ввоз и вывоз ограниченного количества товаров, запрещая при этом нелицензированную торговлю.

Когда применяют квотирование?

  • При увеличении внешнего долга и ухудшении расчетного баланса страны.
  • В соответствии с международными соглашениями.
  • В связи с насыщением внутреннего рынка товарами, которые не производятся внутри страны.
  • Если есть необходимость в обеспечении определенных пропорций между отечественными и импортными товарами.

Квотирование импорта и экспорта является гарантией того, что ввоз и вывоз определенной продукции не будет превышать установленные нормы.

Лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — комплекс мер, направленных на ограничение ввоза и вывоза товаров с таможенной территории путем выдачи специальных разрешений, они же лицензии. Регулируются такие ограничения уполномоченными государственными органами.

Применяются такие меры в основном для количественного контроля ситуации на внутреннем рынке, если воздействие ввозных/вывозных пошлин для этих целей оказывается неэффективным, в частности:

  • при вывозе товаров ограничения вводятся для предотвращения дефицита продукции;
  • при ввозе товаров ограничения сдерживают поставку в страну излишних товаров.

Помимо этого, лицензирование направлено на снижение уровня самостоятельности участников внешнеэкономической деятельности в части ведения торговли определенными группами товаров.

Лицензируемые товары

Так как основной задачей лицензирования является сохранение баланса внутреннего рынка, вводятся такие ограничительные меры в большинстве случаев временно. Но существуют отдельные группы товаров, неконтролируемый оборот которых прямо или косвенно может оказывать влияние на безопасность здоровья граждан, на их культурную и частную жизнь, а также на безопасность окружающей среды. Именно для этих случаев разработаны перечни продукции, подлежащей постоянному обязательному лицензированию.

К таким товарам относятся:

  • продукция военного назначения;
  • товары, которые используются как для гражданского применения, но по ряду свойств и характеристик могут использоваться для создания вооружения;
  • служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему;
  • радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров;
  • специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации;
  • шифровальные (криптографические) средства;
  • озоноразрушающие вещества;
  • опасные отходы;
  • средства защиты растений (пестициды);
  • дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье;
  • виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких живых животных и дикорастущих растений, включенные в красные книги государств – членов Евразийского экономического союза;
  • наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры;
  • ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;
  • лекарственные средства;
  • органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека;
  • драгоценные камни;
  • драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы;
  • виды минерального сырья;
  • коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных;
  • культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов

Виды лицензий

Существует три вида лицензий:

  • Разовая — наиболее распространенный вид лицензий. За получением такого документа может обратится любой участник внешнеэкономической деятельности. Понятие «разовая» подразумевает выдачу в рамках только одного контракта на партию товара;
  • Генеральная — вид лицензии, при получении которой участник не ограничен единственным контрактом для экспорта/импорта определенной группы товаров. Для получения такой лицензии необходимо постановление Федерального правительства;
  • Исключительная — лицензия, предоставляющая исключительное право участнику внешнеэкономической деятельности на ввоз и вывоз товаров. Внешняя торговля предметом такой лицензии будет запрещена другим участникам.

Помимо этого, лицензии можно классифицировать согласно органам исполнительной власти, уполномоченным на выдачу таких лицензий:

  • Лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Выдается для ввоза и вывоза товаров исключительно военного назначения;
  • Лицензия Федеральной службы экспортного контроля (ФСТЭК). Выдача лицензии осуществляется для импорта и экспорта товаров двойного назначения (гражданского и военного);
  • Лицензия Министерства промышленности и торговли (Минпромторга России). Документ, лицензирующий товары исключительно гражданского назначения, к которым применяются ограничительные меры.

Для получения такой лицензии на некоторые группы товаров, необходимо оформления дополнительных разрешений в компетентных органах:

  1. Министерство сельского хозяйства РФ (агрохимические вещества и препараты);
  2. Росприроднадзор (в отношении минерального и дикорастущего растительного сырья; минеральных коллекций; представителей дикой флоры и фауны; озоноразрушающих и ядовитых веществ; опасных отходов);
  3. Министерство культуры России (вывоз культурных ценностей, коллекций);
  4. Министерство финансов (осуществляет надзор за оборотом драгоценных камней и металлов);
  5. ФСКН (наркотические и психотропные вещества, их прекурсоры);
  6. Росздравнадзор (наркотические и психотропные средства и прекурсоры; лекарственные средства, фармацевтическое сырье и компоненты; медицинские изделия и оборудование);
  7. Роскомнадзор, Федеральная Служба Охраны и Министерство Обороны (совместно осуществляют контроль оборота радиоэлектронных, высокочастотных устройств гражданского назначения);
  8. Федеральная служба безопасности (осуществляет надзор за оборотом шифровальных, копировальных, записывающих устройств, специальных технических средств получения и передачи информации);
  9. Министерство внутренних дел России (контроль перемещения гражданского и табельного оружия, его частей и патронов).

Особенности разовой лицензии

  • Выдача лицензии осуществляется на основании внешнеторгового договора. Для поставок лицензируемых товаров в рамках другого контракта, документ придется получать повторно;
  • Срок действия лицензии равен сроку действия внешнеторгового контракта, но не может превышать 1 года;
  • Лицензия выдается только на один код ТН ВЭД;
  • Разовая лицензия выдается только на партию товара. На серийный выпуск документ не оформляется;
  • После получения лицензию необходимо поставить на учет в таможенном органе, где планируется проведение таможенного оформления.

Применяется ли квотирование экспорта и импорта в России?

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Ее действие распространяется на все субъекты малого бизнеса, осуществляющие экспорт товаров. Квоты применяются для таможенного союза стран ЕАЭС с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке государств-участников.

Квоты определяются Минэкономразвития России. За выдачу лицензий также отвечает это министерство. При вывозе из страны ряда товаров необходимо получить разрешение соответствующего ведомства.

Государством введены следующие виды квот на товары:

  • глобальные (без указания конкретных стран);
  • групповые (для определенных групп стран);
  • индивидуальные (с указанием конкретного государства).

Аргументы за и против существования тарифов во внешней торговле

  • Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

    Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

    Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

    Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

    Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

  • Нормативная база

    Квотирование экспорта и импорта регулируется:

    • Законом от 08.12.2003 г. №164-ФЗ;
    • Постановлениями Правительства РФ № 1299 от 31.10.1996 г., № 1498 от 09.12.2017, № 779 от 30.07.2012;
    • Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.;
    • иными нормативными актами, регулирующими отдельные вопросы квотирования.

    Номенклатура товаров, подлежащих квотированию при импорте и экспорте, содержится в соответствующих постановлениях Правительства РФ, регламентирующих экспорт и импорт определенных видов продукции. Например, постановление от 30.07.2012 № 779 регламентирует тарифные квоты в отношении сосны и ели, постановление от 09.12.2017 № 1498 устанавливает объемы квот для мяса птицы, свинины и крупного рогатого скота и т.д.

    Как высчитать квоту в закупке?

    В чем измеряется минимальная доля квотируемого товара – в количестве единиц или в деньгах? Прямого ответа на этот вопрос в пояснительных документах нет. Есть косвенное указание на единицу измерения. Оно содержится в отчетной форме, которая закреплена в приложении к постановлению № 2014. Там совокупный объем товаров указывается в рублях. Из этого сделан вывод, что при определении минимальной доли приобретаемых товаров из перечня нужно учитывать потраченные на закупки средства.

    Как рассчитать объем квотируемых закупок.

    • Определить потребность в товаре или услуге, оценить общий объем.
    • Отталкиваюсь от общего объема, рассчитать минимальную долю закупки товаров отечественного производства и из нее исходить, выстраивая закупочную деятельность.
    • Провести закупку.
    • Сдать отчет о выполнении квоты.

    Заказчик самостоятельно с 2022 года должен будет ежегодно формировать отчет об объеме закупок товаров отечественного производства.

    Что такое квотирование

    Наверное, каждый человек слышал о таком термине, как «квота», однако истинное значение этого слова знают далеко не все люди. В переводе с латинского языка, данный термин переводится как «доля». Как правило, квота является определенной частью товарной продукции либо процентом услуги. Данный показатель применяется для ограничения разных действий. Сегодня, многие специалисты рассматривают значение термина квотирование как ограничение на ввоз или вывоз товарной продукции из конкретной страны. Данные ограничения могут иметь как количественный, так и ценовой характер.

    Параметры квотирования используются в рамках контроля правоотношений участников хозяйственной деятельности. Главной целью использования квот является ограничение показателей произведенной и реализуемой продукции. Также квоты могут использоваться для временного ограничения количества импортируемой и экспортируемой продукции.

    Экспортные квоты

    Экспортная квота – это определенные рамки, ограничивающие объемы поставок продукции, произведенной на местном рынке в зарубежные страны. Органы контроля могут устанавливать как определенные лимиты, так и нормы, согласно которым будет регулироваться объем квот. Данный инструмент часто используется теми государствами, чья экономика зависит от реализации сырьевых материалов другим странам. Анализ рассматриваемого показателя позволяет определить уровень экономического развития страны и узнать степень зависимости различных отраслей производства от экспорта. Как правило, экспортная квота выражается в виде количественного либо натурального значения. С помощью этого показателя определяется форма регулирования торговых операций между несколькими государствами.

    Преимущества

    Квотирование – это инструмент, при помощи которого регулируется или ограничивается внешнеторговая политика. Важно отметить, что данный инструмент имеет прогрессивные и гибкие характеристики в сравнении с тарифными параметрами. Это объясняется тем, что при разработке тарифных ставок учитываются как международные соглашения, так и законодательные нормы.

    Главным достоинством экспортных квот считается невозможность снижения цен на основе роста объемов продаж. Данный параметр позволяет государственным структурам оказывать поддержку предпринимателям, работающим в определенных промышленных сферах.


    Квота вводится не на постоянный, а на определённый период

    Расчет

    Данный вид ограничений устанавливается для каждого типа товарной продукции отдельно. При расчете лимитов учитываются показатели прошлых лет о количестве товаров, вывезенных за границу. Помимо этого, учитывается общий объем товаров, изготовленных за данный временной отрезок. Для того чтобы определить значение рассматриваемого параметра, необходимо вычислить процентное соотношение объема товаров, отправленных в зарубежные страны, к количеству продукции, изготовленной за данный временной отрезок.

    Существует ряд определенных стандартов национального производства, согласно которым формируется перечень товарной продукции, а также количественные параметры экспорта. Лицензия, выдающаяся органами контроля, содержит в себе информацию обо всех ограничениях и разрешениях, касающихся экспорта. Важно отметить, что данный документ действует в течение ограниченного отрезка времени.

    Ограничение экспорта

    Использование добровольных ограничений на экспорт товаров рассматривается как один из вариантов нетарифного регулирования торговых отношений между несколькими странами. Смысл этой системы заключается в установке договора между двумя странами об ограничениях ввоза конкретных товаров. Говоря простым языком, главы нескольких стран отбирают товарные группы, на которые устанавливается квота. Рассматриваемая процедура осуществляется по специальной схеме, которая должна соблюдаться всеми членами ВЭД:

    1. Представители двух стран заключают официальное соглашение.
    2. Производственные компании, представляющие интересы каждой страны, заключают неофициальные соглашения.
    3. На основе достигнутых договоренностей составляется межгосударственный договор с целью утверждения добровольного ограничения экспорта.

    Использование данного инструмента позволяет соблюсти интересы не только местных производителей, но и зарубежных потребителей.

    Последние изменения и разъяснения

    30.03.2021 на сайте проектов нормативных актов Минпромторг опубликовал проект постановления правительства, которое изменяет постановление № 2013 от 03.12.2020 о минимальной доле закупок отечественных товаров в рамках 223-ФЗ. Ведомство планирует включить в перечень по ПП 2013 больше музыкальных инструментов. В их число среди прочего предложили добавить:

    • 32.20.11.110 — фортепиано;
    • 32.20.12.122 — гитары;
    • 32.20.13.131 — аккордеоны;
    • 32.20.13.175 — саксофоны.

    Сейчас в списке есть только балалайки и национальные струнные щипковые инструменты.

    Вот общий список новых позиций.

    об изменении постановления правительства № 2013 от 03.12.2020

    В п. 3 постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены (НМЦК) контракта для достижения минимальной доли закупок. Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос о предоставлении цены товара субъектам в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Этот запрос регулируется ч. 5 ст. 22 44-ФЗ. Для реализации этого положения 01.02.2021 Минпромторг на сайте ГИСП опубликовал информационное сообщение — такую инструкцию, как рассчитать НМЦК в рамках квотирования:

    Шаг 1. Найти товар в реестре российской, евразийской или отечественной радиоэлектронной продукции.

    Шаг 2. Отправить запрос не менее чем трем поставщикам продукции в ГИСП. Учитывайте параметры из КТРУ (если такие есть). Контактные данные поставщиков найдете в карточке компании. Если организаций меньше, или сведений о них нет в системе, или эта информация неполная, то зафиксируйте это. Например, сделайте скриншот. Этот скрин направьте на электронную почту в Минпромторг —

    Скриншот может потребоваться, чтобы отчитаться о невозможности соблюсти минимальную долю.

    ВАЖНО!

    Ведомство не разъяснило, можно ли отправлять в этом случае запросы поставщикам не из ГИСП или использовать общедоступную информацию.

    Шаг 3. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 44-ФЗ.

    Подробнее: «Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)».

    Эмбарго

    Термин «эмбарго» означает, что квота равна нулевому значению. Этот инструмент можно охарактеризовать как запрещающую квоту. Как правило, эмбарго используется в отношении тех стран, что нарушили международные торговые отношения. Данная процедура подразумевает назначение штрафных санкций от одного или нескольких государств. Таким образом, крупные производственные компании перестают работать с государством, нарушившим международные договоренности.


    Импортная квота — это ограничения по ввозу продукции в страну

    Эмбарго выражается в виде следующих правомерных действий в отношении страны-нарушителя:

    1. Запрет на ввоз-вывоз товарной продукции, ценностей и другого материального имущества.
    2. Задержание транспорта.
    3. Запрет на заход судов в международные порты.

    Последствия ввода эмбарго зависят от величины спроса на товарную продукцию. В том случае, когда товары, запрещенные к вывозу, не могут быть заменены результатами местного производства, то страны, наложившие запрет на торговые операции, начинают нести убытки. Этот факт объясняется тем, что данным странам приходится приобретать товар у других поставщиков по более высокой стоимости. В том случае, когда запрещенный продукт имеет более дешевые аналоги, страна, занимающаяся экспортом, начинает терять деньги за счет сужения рынка сбыта.

    Как отчитаться о выполнении квот

    В п. 7 постановления правительства № 2014 указано, что положения, которые касаются отчетности, вступают в силу с 2022 года. Это значит, что первый отчет придется готовить не позднее 01.04.2022.

    Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря. Документ готовится автоматически в ЕИС на основе сведений из реестра контрактов до 1 февраля. Отчет подписывают усиленной квалифицированной ЭП. Делает это уполномоченное лицо не позже 1 апреля. После этого отчет автоматически размещается в ЕИС не позднее 1 часа с момента подписания.

    Бланк разработало Правительство РФ. Найдете его в том же ПП 2014.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]