02.07.2021
Органы таможенного управления по праву занимают важное место в государственной системе РФ. Деятельность таможенных органов подпадает под строгий регламент российского и международного законодательства. Функции таможенных органов частично изменились и дополнились после появления Таможенного Союза.
Компания Prime logistics специализируется на доставке грузов из Китая в Россию только для крупных партий от 50 кг
. Доставка осуществляется любыми видами транспорта, включая мультимодальные перевозки. Оптовые поставки товара осуществляются как в отдельных контейнерах (объём 20, 40,45 футов), так и в составе сборного груза. Кроме того, мы берём на себя таможенное оформление товара, проводим финансовое и правовое консультирование, предоставляем складские услуги.
Только для юридических лиц!
Оставьте заявку или звоните по телефону
Таможенная политика
Определение 1
Таможенная политика – это деятельность государства, направленная на регулирование внешнеторговой деятельности путем установления особого режима перемещения товара через государственную границу.
Таможенная система России достаточно серьезно относится к защите экономического суверенитета, таможенное законодательство имеет богатейший опыт своего развития. Борьба за стабильность внутреннего рынка и продвижение отечественной продукции является приоритетной политикой в области таможенных отношений.
Отношения на мировом рынке неразрывно связаны с таможенной политикой в стране и являются неотъемлемой ее составляющей. От мероприятий, проводимых в сфере таможенной политики, зависит внешняя и внутренняя политика страны в целом. Таможенный кодекс РФ не дает как такового определения таможенной политики, но во общем ее можно охарактеризовать, как систему государственных, экономических и таможенно-правовых мер в регулировании внешней торговли.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Механизмом таможенной политики является совокупность институтов, которые формируют и осуществляют таможенную политику, в частности, к ним относятся: формы и методы ее осуществления, а также конкретные государственные инструменты, методики и формы.
Цели, задачи и функции таможенных органов
Основные цели, задачи и функции таможенных органов определяются в главе 39 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основными целями таможенного права являются:
- создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию;
- обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики;
- создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела; обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях;
- обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов РФ, экономического суверенитета и экономической безопасности, защиты рынка. Стимулирование развития национальной экономики, а также активизация связей национальной экономики с мировым хозяйством.
Деятельность всех таможенных органов РФ направлена на реализацию ряда задач, которые после вхождения в ТС можно условно разделить на две группы: задачи, направленные на достижение экономических целей РФ в составе ТС и задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ. Поскольку ТС образовали страны с похожими стратегиями социально-экономического развития, то эти две группы задач очень близки по смыслу, а иногда и повторяются.
Задачи, направленные на достижение экономических целей РФ в составе ТС:
— реализация единой политики ТС в сфере торговли; — обеспечение полного выполнения законодательства ТС и законодательства стран-участниц ТС; — оказание административной помощи странам-участницам; — взимание пошлин и платежей в пределах своей компетенции; — обеспечение мер таможенного регулирования; — создание условий для ускорения товарооборота через границу; — борьба с контрабандой и легализацией доходов, полученных незаконным путем; — контроль за валютными операциями в пределах компетенции; — выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений; — защита прав на интеллектуальную собственность; — ведение статистики.
Задачи, направленные на достижение стратегических целей РФ:
— повышение уровня соблюдения законодательства РФ в сфере таможенных отношений; — обеспечение своевременной и полной уплаты таможенных сборов, пошлин и налогов; — повышение уровня функционирования таможенных органов, улучшение качества предоставляемых услуг; — борьба с контрабандой товаров, запрещенных к ввозу на территорию или вывозу с территории РФ.
Выполнение данных задач таможенными органами способствует достижению стратегических целей социально-экономического развития России в составе ТС.
Для выполнения поставленных задач, таможенные органы выполняют следующие функции:
— проведение и повышение уровнятаможенного контроля; — содействие ускорению товарооборота; — ведение статистики в таможенной сфере; — взимание таможенных пошлин и сборов, контроль их точности; — контроль международных перевозок по территории РФ; — обеспечение действия ограничений и запретов на ввоз или вывоз товаров; — обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность в пределах компетенции; — обеспечение мер по предотвращению или выявлению правонарушений: следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, производство по административным делам; — контроль, в пределах компетенции, за осуществлением валютных операций; — защита интересов отечественных производителей; — противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем; — сотрудничество с иностранными таможенными органами; — проведение информирования и предоставление консультации; — проведение научных исследований в области таможенного дела.
Функции таможенных органов:
– осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
– взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принуд. взысканию;
– обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
– обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
– обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
– ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адм. правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др., а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
– осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
– ведут таможенную статистику внешней торговли;
– обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с тамож. и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
– осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
– проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Цель таможенной политики
Основная цель таможенной политики заключается в обеспечении экономических интересов страны. Таможенная политика России не является исключением. В статье 2 ТК РФ прописаны цели таможенной политики РФ:
- эффективное использование инструментов таможенного контроля, товарообмена на территории РФ,
- защита российского рынка и решение торгово-политических задач,
- развитие национальной экономики и ее стимулирование,
- структурная перестройка и решение экономических задач в отношении экономической политики РФ,
- цели, которые были определены Правительством РФ, президентом или Федеральным Собранием.
Какие задачи решают таможенные органы и какие функции выполняют:
- операционные действия и управление, руководство таможенными операциями;
- взыскание платежей, контроль над своевременной выплатой;
- управление и установление таможенных тарифов;
- обеспечение необходимых условий для бесперебойного и оперативного товарооборота между странами;
- выявление преступлений и правонарушений в рамках таможенного законодательства (сюда относятся также и должностные);
- валютный надзор;
- охрана национальной безопасности РФ;
- научно-исследовательская деятельность, связанная со сферой таможенного дела.
Система управления в таможенных органах
Управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.
Система управления в таможенных органах имеет своей главной целью достижение едино действия всех сотрудников таможенных органов. Значение системы управления в таможенных органах трудно переоценить – от четкого управления внутри системы зависит обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и защита экономических интересов страны.Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных задач.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления. Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.
К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.
В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности.
Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.
Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.
Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.
Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т. е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, выработки основных направлений развития системы таможенных органов.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. Такие как: ярко выраженная нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
9. Общие функции управления в таможенных органах: планирование
Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).
В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.
Функции управления в таможенных органах подразделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические (или конкретные) функции управления конкретными видами деятельности таможенных органов.
Общие функции управления
раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.Состав общих функций управления характеризует их диалектическое единство и единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.К общим функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация персонала и контроль.Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.Если полная реализация основной функции управления приводит к тому, что таможенная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.
Объективные возможности таможенных органов могут быть выявлены на основе анализа и прогнозирования, которые позволяют не только зафиксировать состояние отдельных компонентов системы, но и выявить их взаимоотношения и взаимозависимость. Анализ и прогнозирование неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.
Планирование
— это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.
Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.
Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).
Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы — долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки(под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями или факторами, существенно влияющими на таможенную деятельность), ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.
В завершение следует отметить, что сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен, для этого нужны условия, которые создает организация.