Уважаемые пассажиры! Информируем вас о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза.
В настоящее время Российская Федерация является государством — членом Таможенного союза.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории республик Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Пределы единой таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза регулируется таможенным законодательством Таможенного союза. Таможенным законодательством Таможенного союза определены следующие понятия.
Товар
— любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки и т.д.
Товары для личного пользования
— товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже либо иным способом.
Неделимый товар для личного пользования
— товар для личного пользования, весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара.
Сопровождаемый багаж
— товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.
Несопровождаемый багаж
— товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза.
При следовании через таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом таможенному декларированию подлежат (заполняется пассажирская таможенная декларация):
- ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10000 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых превышает 50 кг;
- ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
- ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
- культурные ценности;
- вывозимые государственные награды Российской Федерации;
- животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
- оружие и боеприпасы;
- ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра, но не более 5 литров;
- наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
- технические средства, имеющие функции шифрования;
- товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
- товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
- иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.
ВНИМАНИЕ! Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, не подлежащие таможенному декларированию в письменной форме.
Декларантом перемещаемых через таможенную границу товаров может выступать как лицо государства — члена Таможенного союза, так и иностранное лицо.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего 16-летнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц — руководителем группы).
Непредставление таможенной декларации в отношении вышеуказанных товаров рассматривается как заявление о том, что у физического лица отсутствуют товары, подлежащие таможенному декларированию. Обнаружение при выборочном таможенном контроле товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет за собой привлечение пассажира к ответственности в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.
Сообщение в пассажирской таможенной декларации недостоверных сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
К таким документам относятся:
- документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
- документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;
- документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;
- транспортные (перевозочные) документы;
- документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства;
- документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
- документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
- документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;
- другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
ВНИМАНИЕ! При отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, вышеуказанные документы представляются по требованию должностного лица таможенного органа.
На таможенную территорию Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей можно ввезти товары для личного пользования:
- таможенная стоимость которых не превышает 10000 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых не превышает 50 кг;
- алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
- табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр. табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
- бывшие в употреблении товары, ввозимые беженцами, вынужденными переселенцами, переселенцами;
- полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
- ввозимые дипломатическими работниками, работниками административно-технического персонала дипломатического представительства или консульского учреждения и членами их семей;
- ввозимые физическими лицами, направленными на работу в иностранное государство государственными органами, срок пребывания которых за пределами таможенной территории Таможенного союза составил не менее 11 месяцев (при условии документального подтверждения);
- ввозимые физическими лицами, временно проживавшими за границей не менее 1 года (при условии документального подтверждения), таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5000 евро;
- ввозимые обратно на таможенную территорию Таможенного союза в неизменном состоянии, при условии подтверждения их вывоза с территории Таможенного союза;
- культурные ценности, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
- урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших;
- бывшие в употреблении товары, временно ввозимые иностранными изическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза:
- ювелирные изделия (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- предметы личной гигиены (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- фотокамеры, видеокамеры, кинокамеры (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- переносные кинопроекторы, проекторы для просмотра слайдов (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- портативные видеомагнитофоны (в количестве не более 1-ой единицы);
- портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны), DVD-плееры (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- переносные проигрыватели грампластинок (в количестве не более 1-ой единицы) и грампластинки (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- носители записи звука, без записи и с записью (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- портативные радиоприемники, флэш-плееры (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- телевизоры с размером диагонали экрана не более 42 см (в количестве не более 1-ой единицы);
- портативные пишущие машинки (в количестве не более 1-ой единицы);
- бинокли (в количестве не более 1-ой единицы);
- мобильные телефоны (в количестве не более 2-х единиц);
- портативные персональные компьютеры (ноутбуки) (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- переносные музыкальные инструменты (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- детские коляски (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- детские сидения, закрепленные на сидениях автомобилей (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- коляски для инвалидов (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- инвентарь и принадлежности для спорта, туризма и охоты, воздушные шары (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- портативные диализаторы и аналогичные медицинские приборы, а также расходуемые материалы к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- домашние животные, в том числе предназначенные для охоты, спорта (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания).
При ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза применяются следующие ставки таможенных платежей:
- единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10000 евро в эквиваленте и (или) весовой нормы 50 кг — в случае ввоза товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 10000 евро и (или) вес которых превышает 50 кг;
- совокупный таможенный платеж — в случае ввоза неделимого товара для личного пользования;
- единая ставка 22 евро за 1 литр — в случае ввоза этилового спирта в количестве от 3 до 5 литров;
- единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра — в случае ввоза алкогольных напитков и
- пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.
Товары для личного пользования, вывозимые физическими лицами с таможенной территории Таможенного союза, таможенными пошлинами, налогами по единым ставкам и совокупным таможенным платежом не облагаются.
ВНИМАНИЕ! Для личного пользования физическое лицо не может вывезти с территории Таможенного союза:
- рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
- икра осетровых рыб весом более 250 граммов.
ВНИМАНИЕ! В случае отнесения товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу, к товарам не для личного пользования, таможенные операции в отношении таких товаров (включая таможенное декларирование) совершаются в порядке, предусмотренном для участников внешнеэкономической деятельности.
Отнесение товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу
К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:
- природные алмазы;
- вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
- котлы центрального отопления;
- косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
- солярии для загара;
- медицинская техника и оборудование (за исключением необходимой в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.
ВНИМАНИЕ! За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.
В случае несогласия с действиями должностного лица таможенного органа физическое лицо имеет право обжаловать их в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.
Товары для личного пользования, перемещение которых физическими лицами через границу Российской Федерации, допускается с разрешения государственных органов:
- оружие, его основные части, боеприпасы — разрешение органов внутренних дел (Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России — г. Москва, ул. Житная, д. 15);
- культурные ценности — разрешительный документ на вывоз культурных ценностей, выдаваемый государственным органом, осуществляющим контроль за оборотом культурных ценностей (Минкультуры России — г. Москва, М.Гнезниковский пер., д. 7/6, стр 1,2);
- животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция — разрешение СИТЕС, выдаваемое Росприроднадзором (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6), Управление Росприроднадзора по Приморскому краю (690000, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 31);
- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения — разрешение Роскомнадзора (г. Москва, Китайгородский пр-д, 7, стр. 2);
- технические средства, имеющие функции шифрования — нотификация (уведомление), зарегистрированное Центром ФСБ России по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (г. Москва, ул. Б. Лубянка, 1/3). С перечнем зарегистрированных нотификаций (уведомлений), заполненных изготовителем продукции или лицом, уполномоченным изготовителем продукции можно ознакомиться на интернет-сайте eurasiancommission.org.
Куда сдают заполненный акт
Если работники таможни обнаружат контрабанду, незаконное перемещение грузов и запрещенных предметов через границу или другое правонарушение, то один экземпляр приобщается к уголовному или административному делу, а второй — вручается или направляется нарушителю.
Если же таможенники не выявят нарушений, запрещенных предметов или веществ, то заполненный акт таможенного досмотра хранится на таможне, а потом (по истечении установленного срока) — уничтожается. Второй экземпляр вручается собственнику груза (багажа) или гражданину, который подвергся личному осмотру. Такую бумагу он может оставить на память или выбросить.
Формы бланков
Формы бланков утверждены Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №260 (в ред. Решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.07.2017 №84) и зависят от вида процедуры. Если проверяют товары, в бланк вписывают информацию об уровне радиационного фона, способах определения веса, номерах контейнеров и транспортных средств, о технических средствах контроля.
При осмотре багажа применяется немного другой бланк. Он выглядит проще, не содержит дополнительных граф, и сотрудник таможни после указания места описывает результаты обследования.
Формуляр личного досмотра имеет более сложную структуру. Он включает в себя графы о том, нуждается ли человек в услугах переводчика, готов ли добровольно выдать товары, сокрытые от контроля. Кроме того, документ содержит строки для фиксации заявлений присутствующих людей и отметки о поведении досматриваемого в ходе процедуры.
Пример заполнения акта таможенного досмотра гражданина
Ввоз и пересылка лекарств
Ввоз, а также международная пересылка физическими лицами лекарственных средств, за исключением наркотических и психотропных лекарственных средств, в соответствии с Соглашением от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» осуществляются без применения запретов и ограничений неэкономического характера.
Ввоз лекарств для личного пользования (в некоммерческих целях), не зарегистрированных на территории РФ, не требует предоставления лицензии Минпромторга России и разрешения Росздравнадзора.
Физические лица вправе ввозить для личного применения лекарства, содержащие наркотические и психотропные вещества, только в ограниченных количествах и по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов. Как правило, это рецепт или справка от врача, выписка из истории болезни. Такие препараты подлежат обязательному таможенному декларированию.
Чтобы узнать распространяются ли на Ваше лекарство ограничения и запреты при ввозе на территорию Таможенного союза необходимо изучить состав препарата на предмет содержания в нем наркотических и психотропных веществ. Со списком запрещенных к провозу наркотических и психотропных веществ можно ознакомиться в п.2.12. Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (см. на сайте Комиссии таможенного союза https://eurasiancommission.org).
Вывоз лекарственных средств с территории Таможенного союза не контролируется.
Порядок оформления
Акт составляется на бланке по утвержденной форме сверху вниз в три этапа:
- Вначале оформляется преамбула или шапка документа. Сотрудник таможни записывает его номер, дату, время начала процедуры, должность и Ф.И.О. Фиксируются присутствующие лица: понятые, декларанты, собственники товара, специалисты (эксперты). При личном досмотре человека участвует еще медицинский работник и (при необходимости) переводчик. Таможенник заносит в бланк Ф.И.О. участников, место работы и жительства, информацию о документах, удостоверяющих личность.
- На втором этапе работник таможенного органа вносит данные о месте осмотра, присутствии (или об отсутствии) на мероприятии декларанта (собственника или его доверенного лица). При исследовании грузов, следующих в адрес получателя, перечисляются сопровождающие документы. В обязательном порядке отражается вес товаров (багажа).
- Закончив работу, таможенник указывает время завершения, после чего присутствующие лица подписываются в конце документа.
Таможенный осмотр помещений и территорий
В соответствии со ст. 330 ТК ЕАЭС осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на СВХ, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары по условиям таможенных процедур, предусмотренных ТTК KТС.
Во-первых, объектами осмотра выступают: склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цехи предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию Союза, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под процедуру переработки на таможеннойтерритории, и т.д.). Правовым основанием осмотра может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ЕАЭС. Кроме того, осмотр помещений и территорий возможен в порядке выборочной проверки.
Во-вторых, цель осмотра заключается в выявлении товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза с нарушением порядка, установленного ТК ЕАЭС. Основанием для таких осмотров служит информация, поступающая в таможенные органы. Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через таможенную границу Союза, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами.
Информация, необходимая для осмотра, может быть получена из таких источников, как сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации; сведения, поступившие от других таможенных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; данные, поступившие от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
Таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами:
1) в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, пограничной зоне;
2) у лиц, занимающихся оптовой или розничной торговлей товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров„ ввезенных на таможенную территорию Союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ЕАЭС, для проверки такой информации;
3) у лиц, в отношении которых осуществляется выездная таможенная проверка.
Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.
Таможенный осмотр помещений и территорий выполняется при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа,
Форма предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств — членов Союза. Предъявление указанных документов не требуется при таможенном осмотре помещений и территорий у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.
Перед началом осмотра помещений и территорий должностные лица таможенного органа предлагают лицу, чьи территории или помещения подлежат осмотру, добровольно представить товары или транспортные средства, а также вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут быть товары, находящиеся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенные или ввезенные на таможенную территорию Союза с нарушениями порядка, установленного таможенным законодательством Союза.
В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двоих понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность по законодательству государств — членов Союза.
Если законодательством государств — членов Союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, предусмотренном этим законодательством.
Согласно ТК ЕАЭС таможенный осмотр помещений и территорий должен осуществляться в минимальный период, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня. Однако при этом он допускает установление иных норм законодательством государств — членов Союза. Так, в России в соответствии со ст. 175 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» срок проведения таможенного осмотра может продолжаться до трех рабочих дней в случаях:
1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;
2) если для идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;
3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1000 кв. м.
По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии Союза, в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками. Если по объективным причинам это невозможно, при осмотре делаются подробные черновые записи (для этой цели может быть использована звукозаписывающая аппаратура) и акт составляется и подписывается при первой же возможности. Акт составляет должностное лицо, проводившее осмотр. Если при осмотре присутствуют представители других государственных органов, то они также подписывают акт. Допускается передача им копий акта.
Не допускается составление акта осмотра помещений и территорий иными лицами, кроме должностных лиц таможенного органа, проводивших осмотр, и внесение в акт осмотра помещений и территорий сведений, не относящихся к осмотру.
Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Осмотр в ночное время не рекомендуется, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
Таким образом, должностные лица таможенных органов при осмотре вправе:
— входить в помещения и на территории проведения осмотра, в том числе с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС и законодательством государств — членов Союза;
— требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей предъявления товаров для осмотра;
— привлекать специалистов других органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в осмотре помещений и территорий.
Должностные лица таможенных органов обязаны: проводить осмотр в установленные сроки; вносить в акт осмотра помещений и территорий сведения, выявленные в результате осмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при осмотре; возбуждать дела об административных правонарушениях и уголовные дела в соответствии с законодательством государств — членов Союза; не причинять неправомерного вреда товарам и помещениям; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведений, ставших им известными в связи с проведением осмотра; соблюдать иные требования законодательства Союза, международных договоров и ведомственных нормативных правовых актов.
В ходе осмотра для повышения его эффективности могут быть использованы разные виды технических средств таможенного контроля, позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количестве, составе, физических и химических свойствах, подлинности). В необходимых случаях при осмотре делаются измерения, применяются фото- и киносъемка, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, снимаются копии с документов.
При осмотре могут присутствовать следующие лица: обладающие полномочиями в отношении товаров или их представители; лица, чьи помещения или территории осматриваются, или их представители; работники СВХ, таможенного склада, если осмотр осуществляется на складе, работники магазина беспошлинной торговли, если осмотр проводится в магазине, а также другие лица, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур; технический персонал, занятый на погрузочно-разгрузочных работах, при транспортировке, упаковке и других операциях для содействия в проведении осмотра; представители других государственных органов (по решению начальника таможенного органа); необходимые специалисты; понятые.
Чтобы обеспечить контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, проводят мероприятия, позволяющие отслеживать и оценивать оперативную обстановку. Одним из таких мероприятий является визуальное наблюдение, которое заключается в получении необходимой оперативной информации о поведении и деятельности в зонах таможенного контроля определенных или неизвестных лиц. Визуальное наблюдение проводится также в целях выявления фактов незаконного пересечения таможенной границы физическими лицами с транспортными средствами, участия работников железной дороги, аэродрома, порта, грузчиков в процессе таможенного контроля и хранения несопровождаемого багажа, грузовых и контейнерных упаковок, передачи каких-либо предметов другим лицам и т.д.
Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля отличается от обследования помещений, зданий, сооружений. В случае оперативно-розыскного характера мероприятий осуществляется оперативный осмотр помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется законодательством государств — членов Союза.
Таможенная проверка
Вопрос таможенной проверки регламентирован ст. 331 ТК ЕАЭС, Таможенная проверка – это форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Все большую актуальность приобретают вопросы приведения форм и методов деятельности таможенных органов государств — членов Союза в соответствие с принятыми в мировой практике. В Киотской конвенции провозглашается принцип максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая анализ рисков и выборочный контроль, а также использование последующего контроля или постаудита. Таможенная проверка — это один из основных способов осуществления таможенного контроля, который применяется в большинстве стран.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
В условиях действия Союза эта проблема остается актуальной. Смысл применения таможенной проверки заключается в выборочном таможенном контроле. После выпуска товаров выполняется так называемая внешняя проверка непосредственно на предприятии. Таможенная проверка, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить:
— признаки правонарушений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности;
— конкретные, относимые к рисковым, внешнеторговые сделки и совершающих эти сделки участников внешнеэкономической деятельности.
Под проверяемыми лицами следует понимать:
— декларанта;
— таможенного представителя;
— перевозчика, в том числе таможенного перевозчика;
— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя;
— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
— владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
— уполномоченного экономического оператора;
— иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного TK ЕАЭС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
В условиях действия Союза круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, расширился. Теперь в перечень лиц, ведущих деятельность в области таможенного дела и могущих быть проверяемыми, включены и владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также новый субъект таможенных правоотношений. появившийся в ТК ЕАЭС, — уполномоченный экономический оператор.
При таможенной проверке таможенные органы определяют:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений в отношении пользования и распоряжения условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований таможенного законодательства Союза и законодательства государств – членов Союза к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение установленных таможенным законодательством Союза и (или) законодательством государств – членов Союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Союза;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Союза и (или) законодательством государств членов Союза.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ТК ЕАЭС таможенному контролю теперь могут подвергаться не только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности, таможенные органы получили право проводить таможенную проверку получателей (владельцев) товаров, которые формально иногда не являются субъектами таможенных правоотношений, поскольку не выступают непосредственными сторонами внешнеэкономической сделки.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Союза и законодательством государств — членов Союза.
В ходе таможенной проверки осуществляются:
— проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
— выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, приведших к этому;
— выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
— определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
— создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;
— получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц в целях устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.
Таможенной проверке должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.