1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, —
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза —
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
4. Часть 4 утратила силу 4 июля 2021 г. на основании Федерального Закона № 207-ФЗ от 23.06.2016 г.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Электронная библиотека
Юриспруденция / Таможенное право / 1.6 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу – это фундаментальные правовые требования, на основе соблюдения которых всеми участниками таможенно-правовых отношений должно осуществляться правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (гл. 2 ТМК РФ).
К таким принципам относятся:
· принцип равного права всех лиц на ввоз и вывоз товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств;
· принцип соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу;
· принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля;
· принцип регламентированности порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами;
· принцип распределения обязанностей по совершению таможенных операций для выпуска товаров;
· принцип гарантированности надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом РФ.
Суть принципа равного права всех лиц на ввоз и вывоз товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств
заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу. Это право соответствует нормам Конституции, закрепившим за каждым (независимо от принадлежности к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России, а гражданам России также беспрепятственно в нее возвращаться (ст. 27 Конституции РФ), а также право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), в том числе и во внешнеэкономической сфере.
Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством, от собственного имени.
Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и другими актами российского законодательства.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Суть принципа соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу
заключается в том, что в ряде случаев государство может
установить запрет или ограничения на свободное перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу, исходя из соображений:
· государственной безопасности;
· защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека;
· защиты животных и растений;
· охраны окружающей природной среды;
· защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран;
· защиты права собственности (в том и интеллектуальной);
· защиты интересов российских потребителей ввозимых и вывозимых товаров, выполнения международных обязательств Российской Федерации;
· защиты экономической основы суверенитета;
· в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств;
· других достаточно важных оснований.
Товары, запрещенные к ввозу на территорию России, подлежат немедленному вывозу с ее таможенной территории, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в места, являющиеся зонами таможенного контроля.
Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 ТМК РФ.
Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Таможенным коксом РФ, – выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации.
Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Расходы, возникшие у лиц в связи с несоблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Суть принципа обязательности таможенного оформления и таможенного контроля
заключается в том, что все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Суть принципа регламентированности порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами
заключается в том, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ.
После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
В соответствии с принципом распределения обязанностей по совершению таможенных операций для выпуска товаров
обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим ТМК РФ, несут:
· если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, – российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
· если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
— лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
— иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным кодексом РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Суть принципа гарантированности надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом РФ
, состоит в том, что в предусмотренных ТМК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации случаях таможенные органы вправе в отношении товаров требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения ими обязанностей, установленных ТМК РФ, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с положениями главы 31 ТМК РФ.
Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств с несоблюдением рассмотренных принципов является неправомерным и влечет за собой ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.
Что нужно знать о правилах ввоза из-за границы товаров для личного пользования Версия для печати
Вышеуказанные нормы провоза применимы лишь к товарам для личного пользования.
Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
В отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования и ввозимых с целью их использования в предпринимательской деятельности, вышеуказанные нормы провоза не применяются.
Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу ЕАЭС в общеустановленном порядке.
Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес.
С перечнем отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, можно ознакомиться здесь (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74).
Независимо от вышеуказанных критериев к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:
1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита;
2) категории товаров, определяемые Решением Совета Евразийской экономической комиссии (приложение № 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2021 г. № 107).
Иностранными физическими лицами на период своего пребывания на таможенной территории Союза могут ввозиться без уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в употреблении товары для личного пользования.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации. При этом, прием и регистрация пассажирской таможенной декларации осуществляются таможенным органом на безвозмездной основе.
Сущность и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Под перемещением через таможенную границу РФ товаров и (или) транспортных средствпонимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, транспортировку через магистральные трубопроводы и линии электропередачи.
Участники ВЭД должны знать, что с момента приобретения товаром статуса перемещаемого права пользования и распоряжения им ограничиваются соответствующими требованиями таможенного законодательства.
При ввозе товаров(транспортных средств) на таможенную территорию РФ перемещение начинается с фактического пересечения таможенной границы РФ и завершается выпуском товаров (принятием таможенным органом решения о возможности использования избранной таможенной процедуры или специальной таможенной процедуры). Соответственно товар, находящийся в процессе таможенного оформления, рассматривается как перемещаемый через таможенную границу РФ.
При вывозе товаров(транспортных средств) с таможенной территории РФ перемещение начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иных действий, рассматриваемых как непосредственно направленные на вывоз товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории РФ, и завершается фактическим пересечением товарами (транспортными средствами) таможенной границы РФ (вывозом товаров).
Следовательно, перемещение характеризуется началом, периодом времени и завершением, т.е. можно вести речь о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах (транспортных средствах) и перемещенных (выпущенных таможенными органами после ввоза или пересекших таможенную границу при вывозе).
При перемещении товаров через таможенную границу возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов:
1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Товаром в целях таможенного законодательстваявляется любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
В таможенном отношении товар —
это предмет таможенного оформления и таможенного контроля; объект обложения таможенными пошлинами, налогами.
Главным признаком товаров выступает перемещаемость через таможенную границу РФ.
Следует обратить внимание, что отдельные объекты гражданских прав — такие, например, как результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), не охвачены понятием товаров, применяемым в таможенных целях. Вместе с тем при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному контролю, таможенному оформлению и учету при исчислении налоговой базы для взимания таможенных пошлин, налогов. Таможенный кодекс ТС содержит отдельный раздел, определяющий особенности перемещения через таможенную границу и совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров, например товаров, пересылаемых в международных почтовых сообщениях или транспортных средств при осуществлении международных перевозок, а также товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и др.).
Важной таможенно-правовой характеристикой товаров является их подразделение на российские и иностранные. Принадлежность товара к российскому и иностранному используется для целей применения либо неприменения (в рамках отдельных таможенных режимов) мер тарифного и нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений неэкономического характера. Например, поместить под таможенную процедуру реимпорта можно товары, которые на момент вывоза имели статус российских. В соответствии с ТК ТС использование процедуры реимпорта предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и, кроме того, неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера. Под таможенную процедуру переработки на таможенной территории могут помещаться только иностранные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В целом российские товары— это товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т.е. свободном от ограничений прав собственности со стороны таможенного законодательства.
Критериями приобретения товарами статуса российских могут выступать:
o полное производство товаров на территории РФ;
o выпуск товаров для свободного обращения на территории РФ (т.е. товар, изначально произведенный за рубежом, после ввоза в Российскую Федерацию и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус российского);
o изготовление в Российской Федерации товаров из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ.
Следует обратить внимание на то, что при вывозе российских товаров за пределы таможенной территории РФ они утрачивают статус российских и рассматриваются как иностранные.
Все товары, не отвечающие критериям российских, являются иностранными.
В отличие от российских иностранные товары всегда находятся на таможенной территории РФ под таможенным контролем. Нахождение иностранных товаров под таможенным контролем предусматривает пользование и распоряжение ими только в порядке и на определенных условиях. Данные ограничения могут быть обусловлены, например, требованиями таможенных процедур таможенного транзита, временного хранения товаров или др.
Не относятся
к товарам транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и грузов.
Однако если целью перемещения транспортного средства являются его купля-продажа, обмен (бартер), дарение, обеспечение нормальной работы представительств зарубежных компаний, находящихся на территории РФ, то оно подпадает под понятие товара.
Таможенные операции — это отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами (в том числе участниками ВЭД) и таможенными органами по отношению к ввозимым, вывозимым или транзитным товарам, в том числе при их таможенном оформлении, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Таможенные операции равно применяются независимо от стран происхождения, отправления, назначения товаров. К ним следует отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами.
Таможенные формальности— эго совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. К их числу относятся, например, внутренний таможенный транзит, временное хранение, порядок выбора и использования таможенных процедур. Таможенные формальности проявляются и начинают действовать с момента пересечения товаром таможенной границы и включают в себя операции, предшествующие таможенному оформлению и декларированию, такие как досмотр грузов и транспортных средств, их идентификация, таможенный контроль.
По своей сути таможенные операции и формальности есть те полномочия, которые должны быть реализованы субъектами ВЭД либо иными заинтересованными лицами и таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Совершать действия по ввозу или вывозу товаров могут как юридические, так и физические лица.
Российские лица— это юридические лица с местом нахождения в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, и (или) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающие в Российской Федерации.
Иностранные лица— это лица, не являющиеся российскими лицами.
При ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом ТС, перевозчик обязан:
1) доставить товары в место прибытия;
2) предъявить товары таможенному органу;
3) представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен ст. 159 ТК ТС;
4) представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством ТС или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия;
5) совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству ТС и законодательству РФ о таможенном деле.
Перевозчик, таможенный представитель или иное заинтересованное лицо вправе предоставить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию РФ, в том числе в виде электронных документов. В местах прибытия может осуществляться разгрузка, перегрузка товара, а также допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Однако провести указанные операции необходимо в течение 3 ч после предъявления товаров таможенному органу.
При убытии товаров из Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 159 и 163 ТК ТС. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по поручению перевозчика. Вывоз товаров из Российской Федерации допускается после их таможенного декларирования и совершения иных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру и выпуска товаров.
Регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется на основе соблюдения участниками ВЭД, физическими лицами, перемещающими товары не для предпринимательских целей, таможенными органами, субъектами околотаможенной инфраструктуры фундаментальных требований, именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств.
К этим принципам относятся:
o равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
o запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу;
o обязательность таможенного оформления и таможенного контроля;
o принцип определенности места и времени пересечения таможенной границы;
o пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами;
o предоставление гарантий надлежащего осуществления обязанностей.
Необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовые основы применения в таможенном деле перечисленных выше принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Перемещение товаров через таможенную границу РФ физическими лицами осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения, но имеет свои отличительные особенности. Важнейшей особенностью является то, что таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами не для производственной или иной коммерческой деятельности, производится в упрощенном порядке.
Основное назначение упрощенных процедур
заключается в облегчении и ускорении порядка прохождения таможенных формальностей физическими лицами, перемещающими товары для личного пользования.
Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ заключается в том, что все участники ВЭД и физические лица, перемещающие товары не для предпринимательских целей, на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Как правило, никто из участников ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем. Однако реализация данного права невозможна без соблюдения установленных правил и порядка перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу.
Под ввозом товаров и транспортных средств
на таможенную территорию РФ понимают:
1) фактическое пересечение таможенной границы;
2) последующее оформление.
Вывоз товаров и транспортных средств
с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на экспорт указанных вещей, а также все последующие действия до фактического пересечения ими таможенной границы.
Установление принципа равенства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит из норм Конституции РФ, которая в ст. 27 закрепляет за каждым человеком право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Кроме того, ст. 34 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. В то же время порядок перемещения через таможенную границу РФ ее национальной валюты и валютных ценностей регулируется Законом о валютном регулировании и валютном контроле (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 декабря 2012 г. № 409-ФЗ, вступившим в силу 5 декабря 2012 г.).
Рассмотрим принцип обязательности соблюдения запретов и ограниченийпри перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами РФ, так и с внутренним законодательством РФ. Действующие запреты и ограничения распространяются равным образом на всех участников ВЭД и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательских целей через таможенную границу. При этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран. В случае если товары, запрещенные к ввозу, все же были ввезены в Российскую Федерацию, то такие товары подлежат немедленному вывозу либо помещаются на СВХ или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля с целью вывоза за пределы РФ в течение трех суток.
Запреты и ограничения на перемещение через границу товаров (нетарифное регулирование, запреты и ограничения неэкономического характера) устанавливаются законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и реализуются путем использования мер нетарифного регулирования.
В соответствии с Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности под нетарифным регулированием
понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения:
а) количественных ограничений (квотирование);
б) иных запретов и ограничений экономического характера (лицензирование, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров).
Участники ВЭД должны учитывать, что запреты и ограничения неэкономического характера применяются независимо
от заявленной таможенной процедуры. Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранной таможенной процедуры. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных процедур, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные процедуры, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.
Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах. Законе о валютном регулировании и валютном контроле (в ред. от 6 декабря 2011 г.), Законе о таможенном тарифе (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 239-Ф3, вступившего в силу с 1 января 2013 г.); Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 133-Ф3) и т.д.
Основаниям для запрета импортных или экспортных операций являются:
o необходимость поддержания экономической безопасности и отстаивания национальных интересов;
o необходимость защиты публичного порядка, общественной морали, нравственности, жизни и здоровья населения, животного, растительного мира, окружающей природной среды в целом;
o охрана культурных ценностей, художественно-исторического и археологического достояния народов РФ;
o защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ, а также прав собственности, включая интеллектуальную.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: в торговле отдельными товарами (товарные ограничения); с отдельными странами или группами стран (географические ограничения); ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения но времени).
Президент РФ устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях, определяет порядок экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, вводя соответствующие запреты и ограничения.
В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов в соответствии с определяемым перечнем. В этом случае можно говорить о разрешительной системе в виде лицензирования в составе ограничений на ввоз (вывоз) товаров в пределах квот. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Участники ВЭД должны принимать во внимание, что распределение квоты основывается на равноправии их в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Кроме того, ограничения в системе перемещения товаров через таможенную границу осуществляются с помощью специальной сертификации продукции, когда требуется наличие сопроводительных ветеринарных, фитосанитарных и других сертификатов.
Особо надо отметить принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля. Его суть сводится к тому, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Под таможенным оформлением
понимается комплекс мероприятий в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и документирование всех проводимых действий (прежде всего помещения товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру). Таможенное оформление товаров применяют независимо от страны происхождения товара и его целевого назначения, но в то же время процесс дифференцирован в зависимости от вида и свойств товара, вида транспорта, который обеспечивает их перемещение через таможенную границу, статуса потенциальных декларантов.
Под таможенным контролем
понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Являясь одним из инструментов таможенной политики, таможенный контроль позволяет установить статус товаров и транспортных средств в таможенных целях. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и достаточности. Товарами, находящимися под таможенным контролем, признаются российские товары при их экспорте до фактического пересечения таможенной границы РФ, иностранные товары, ввезенные на территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими границы или до их уничтожения.
В соответствии с принципом определенности места и времени пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами допускается только в конкретных, установленных государственными таможенными органами местах в период их рабочего времени. Для отдельных видов экспортно-импортных операций могут быть установлены конкретные пункты пропуска и перемещения их через таможенную границу.
Рассмотрим принцип пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами. Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением являются правомочиями собственника. Пользование
представляет собой основанную на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления;
распоряжение—
возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.
Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Существует два этапа режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами — до и после выпуска товаров и транспортных средств.
Под выпуском товаров
понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с избранной таможенной процедурой.
Предоставление гарантий надлежащего осуществления обязанностей является одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу. Согласно данному принципу, таможенные органы в случаях, предусмотренных законом, вправе требовать от заинтересованных лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.
В качестве одной из гарантий выступает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей в качестве гарантии надлежащего исполнения обязанностей предоставляется при отсрочке или рассрочке ее уплаты, условном выпуске товаров, перевозке или хранении иностранных товаров, а также при осуществлении деятельности в области таможенного дела. К способам обеспечения уплаты таможенных платежей относятся залог товаров, банковская гарантия, денежный залог, поручительство.
В качестве одной из гарантий ТК ТС называет также предоставление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Особенность данной гарантии состоит в том, что оно может иметь место только при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм или неприменение запретов и ограничений экономического характера.
Перечень гарантий надлежащего исполнения обязанностей не является исчерпывающим и дополняется иными правовыми актами.
Основная проблема в регулировании таможенных правоотношений
Основную проблему таможенного дела можно обозначить как наличие очевидной полярности между интересами государства и участника ВЭД. Поясним это следующим образом. Выше уже упоминалось, что в основе зарождения международной торговли лежала необходимость взаимовыгодного обмена продуктами труда (товарами). Возможность производства последних зависело от множества факторов, сконцентрированных в границах отдельного государства. Основополагающим фактором всегда являлось наличие природных и (или) ископаемых ресурсов. Так, государства, на территории которых произрастали леса, издревле имели богатые запасы пушнины, древесины, ягод и грибов, страны с гористой местностью славились овечьей шерстью, виноградом, медом, а приморские страны — дарами моря (рыбой, кораллами, жемчугом). Наличие этих благ определяло развитие характерных для данной местности ремесел, связанных с обработкой исходного сырья.
Из курса экономики известно, что самая низкая цена за товар там, где самая высокая концентрация этого товара, т.е. в месте его производства («цена от производителя»). При удалении от места производства количество товара уменьшается и начинает действовать пропорция: чем дальше от места производства товара, тем выше его цена.
Учитывая это обстоятельство (начиная с древних времен) самую большую прибыль получали те купцы (негоцианты, предприниматели, бизнесмены), которые представляли на рынке самые редкие товары — «заморские диковины».
Теоретически прибыль бизнесмена, занимающегося перепродажей товаров, может быть рассчитана при помощи элементарной формулы: денежная сумма, полученная предпринимателем при реализации (продаже) товара минус сумма, уплаченная предпринимателем при покупке товара.
Однако на практике рассчитываемая представленным способом «идеальная прибыль» теряет свою значительную часть за счет наличия двух факторов:
- накладных расходов, связанных с перевозкой, перевалкой, перегрузкой, переупаковкой, страховкой, естественной убылью (или частичной порчей), хранением товара и иных подобных трат, понесенных предпринимателем до момента его полной реализации;
- устанавливаемых государством налогов (таможенных налогов и сборов, налогов на прибыль, иных налогов и сборов), которые предприниматель обязан уплатить в соответствии с действующей налоговой системой.
С учетом этих факторов «идеальная прибыль» участника ВЭД делится на составляющие, которые можно показать с помощью следующей диаграммы (рис. 4.1).
Государство же в первую очередь интересует наполнение бюджета, т.е. увеличение объема темной части диаграммы (рис. 4.1). По логике руководства любого государства, только наличие обширного, бездефицитного бюджета обеспечивает безопасность и стабильность государства, при этом благосостояние каждого отдельного гражданина вторично, т.е. чем больше собирается налогов, тем в конечном счете лучше для всех граждан государства.
Рис. 4.1. Составляющие «идеальной прибыли» участника ВЭД
1 Данные для построения диаграммы выбраны условно. Их реальная величина напрямую зависит от опыта предпринимателя, величин ставок таможенных пошлин и иных налогов, от страны происхождения товара и многих других моментов.
Понятно, что необдуманное увеличение налогового бремени охлаждает интерес предпринимателей к работе либо ведет к их разорению, что в итоге также негативно влияет и на наполняемость бюджета.
С учетом этого в основу бюджетной стратегии государства положены следующие принципы:
- постоянный поиск оптимальной (приемлемой обеими сторонами) системы налогообложения (в том числе при применении мер таможенно-тарифного регулирования);
- строгий надзор за уплатой установленных налогов.
Дальнейшее повествование отражает, каким образом данные принципы реализуются в таможенном деле.
Очевидно, что предпринимателя в первую очередь интересует повышение своего личного благосостояния, которое напрямую зависит от увеличения реальной прибыли, поэтому он прилагает все усилия, чтобы максимально сократить накладные расходы и расходы, которые его обязывает уплатить государство в виде налогов. Согласно логике предпринимателя, чем меньше налоги, тем больше богатых людей и тем меньше у государства проблем по разработке и организации финансирования различных социальных программ.