Самые низкие в регионе цены на услуги грузчиков Необходимость использования специализированных приспособлений. Помимо основной задачи (погрузка-разгрузка вещей), грузчики в Хабаровске могут взять на себя обязанности погрузки на торговых точках, расстановки мебели по местам в квартире или доме, упаковки хрупких предметов, разборки и сборки мебели. Заказав переезд с грузчиками в нашей компании, вы получите следующие преимущества:

Понятие, виды, основные принципы использования технических средств таможенного контроля

Объекты, перемещающиеся через границу РФ, проходят специальную проверку. Для ее проведения в распоряжении должностных лиц находятся технические средства таможенного контроля. Виды этих приспособлений различаются в зависимости от целей процедуры, особенностей осматриваемых объектов. Осуществлять проверку допускается исправными устройствами, соответствующими требованиям эксплуатационной документации, нормативных актов, укомплектованными в надлежащем порядке.

Понятие технических средств таможенного контроля

В качестве основной задачи приспособлений и устройств, с помощью которых осуществляется проверка объектов, выступает дистанционный осмотр грузов, без нарушения целостности тары. Технические средства таможенного контроля обеспечивают оперативное выявление веществ, материалов и предметов, запрещенных к ввозу/вывозу либо не соответствующих содержанию декларации. Работать с ними могут должностные лица, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующий допуск, если данные требования предусматриваются в законодательстве.

Понятие, виды, основные принципы использования технических средств таможенного контроля

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Поступательное развитие интеграционных процессов и увеличение объемов внешней торговли непосредственно отражаются на компетенции таможенных органов. Так, наряду с общеизвестными обязанностями таможни, таможенные службы вовлечены в систему обеспечения безопасной цепи поставки товаров, организационно-правовой основой которой являются руководящие документы Всемирной таможенной организации.

В арсенале средств, используемых во всем мире в целях государственного регулирования экономики, существенная роль отводится таможенному механизму, посредством которого создаются наиболее оптимальные условия конкуренции отечественных с иностранными товарами, что, в свою очередь, способно оказывать значительное влияние на развитие внутреннего производства, стимулировать расширение экспортных возможностей, непосредственно защищать экономические интересы государства. В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью таможенной службе отводится особая роль как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело в любой стране представляет собой явление, органично связанное с объективными потребностями политического и социально-экономического развития. Основные усилия таможенной службы направлены на создание благоприятных условий осуществления торгово-экономических операций для участников внешнеэкономической деятельности, на совершенствование механизмов и технологий таможенного оформления и контроля, на полное и своевременное взимание установленных платежей и перечисление их в республиканский бюджет, пресечение попыток нарушения таможенного законодательства, борьбу с контрабандой, защиту потребительского рынка. Таможенная служба РФ с каждым днем играет все более значимую роль в формировании новых рыночных отношений, защите экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, активизации связей белорусской экономики с мировым хозяйством, обеспечении защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

В этом контексте актуальными направлениями взаимодействия современной таможенной службы выступают сотрудничество по линии «таможня-таможня» и «таможня-участник ВЭД». На новый уровень выходит понимание необходимости совершенствования правовых норм, регулирующих внешнеторговую деятельность государств-членов ЕАЭС, а также разработки теоретических положений, обеспечивающих научное сопровождение нормотворческой деятельности ЕЭК. Экспертам, вовлеченным в этот процесс, приходится исследовать передовую практику таможенного администрирования. Не стал исключением и правовой институт уполномоченного экономического оператора (далее УЭО). Исследование вопроса дальнейшего развития института УЭО в ТС является важным для совершенствования таможенного администрирования, правоприменительной практики, а также для развития теории таможенного права. В настоящий момент вопрос совершенствования института УЭО связан с совершенствованием административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС и Российской Федерации.

Объектом исследования является развитие института таможенного контроля.

Предмет исследования это нормы права регулирующие технические средства таможенного контроля, применяемые к товарам, перемещаемым воздушным транспортом .

Цель исследования — анализ проблем правового регулирования технических средств таможенного контроля, применяемые к товарам, перемещаемым воздушным транспортом.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие, виды, основные принципы использования технических средств таможенного контроля.

2.Изучить правовые основы использования технических средств при проведении таможенного контроля.

3.Охарактеризовать технические средства таможенного контроля, применяемые к товарам, перемещаемым воздушным транспортом.

4.Дать общую характеристику деятельности Домодедовской таможни.

5. Произвести анализ показателей деятельности Домодедовской таможни.

6.Раскрыть характеристику применяемых ТС ТК сотрудниками Домодедовской таможни.

7.Выявить проблемные аспекты применения ТС ТК в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

8. Исследовать направления совершенствования применения ТС ТК в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

Нормативно-правовой основой исследования являются международные стандарты осуществления таможенного регулирования:

Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Понятие, виды, основные принципы использования технических средств таможенного контроля

В данной главе мы рассмотрим технические средства таможенного контроля и технические средства применяемы при таможенном контроле воздушных судов.

Но в начале начнем с общего и рассмотрим таможенный контроль и его виды.

Современные тенденции мировой экономики способствуют развитию свободного обращения всех видов ресурсов. Но особую значимость приобретают, наравне с человеческими и природными ресурсами, технологии. Необходимость постоянного обмена между участниками международных отношений способствует активному развитию механизмов таможенного сотрудничества. Появление новых рынков сырья, втягивание в мировые процессы стран с различным потенциалом определяет необходимость информационного взаимодействия между таможенными

органами разных стран по ряду направлений, а также предъявляет новые требования к функциональной деятельности таможенных органов.

Организация таможенного контроля предполагает не только информационный обмен в связи с проведением и расследованием нарушений таможенных правил, но и устранением рисков при осуществлении таможенных процедур.

Интеграционные процессы предполагают приведение в соответствие с общепризнанными стандартами не только нормативно-правовой базы ФТС России, но и технических средств таможенного контроля.

Таможенный контроль ТК ЕАЭС — совокупность мер, позволяющая отслеживать соблюдение правил ввоза и вывоза товаров (а также других объектов) через границы стран-участниц союза. С января 2018 года все процедуры и условия регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Благодаря созданию общего экономического пространства оформление и перемещение товаров значительно упростилось. Немаловажную роль сыграли современные технологии — теперь подача необходимых документов может осуществляться посредством электронных систем.

Согласно действующему кодексу, который действителен во всех государствах союза, предусмотрено несколько форм контрольных мер. Выбор одной из них зависит от условий процедур, типа товара и других особенностей. Предусмотрены следующие формы таможенного контроля по ТК ЕАЭС:

· осмотр, досмотр, в том числе личный, а также помещений, территорий;

· проверка, в том числе различных документов;

· получение объяснений.

Все эти формы актуальны в момент нахождения объектов под таможенным контролем.

Однако есть процедуры, которые могут проводиться в течение 3 лет после окончания основного оформления.

Таким образом осуществляется контроль после выпуска по ТК ЕАЭС. Он предполагает подтверждение фактов легального ввоза товаров на территории союза, а назначается при возникновении информации о нарушении действующих норм и правил [1].

Новый кодекс принес приятные изменения и упростил регламенты процессов. Теперь можно оформить товар без личной подачи документации в оригинале, а сделать это через заполнение форм в электронном виде. Также таможенный контроль ТК ЕАЭС проходит намного быстрее — до 4 часов при отсутствии ошибок и подаче полных данных об объекте. В оформлении и некоторых видах проверки должностные лица органов практически не принимают участие. Их функции возложены на автоматические системы.

Однако неизменными остались распространенные проблемы, с которыми сталкиваются заинтересованные лица. Во-первых, законодательство не стало проще для людей без опыта в этой сфере или профильного образования. Иногда приходят запросы с неточными, неполными формулировками от должностных лиц контролирующих (надзорных) органов или не хватает документов об успешной сертификации продукции. А контроль после выпуска товаров по ТК ЕАЭС сопровождается большим количеством вопросов. Быстро разобраться в этом самостоятельно получается не всегда.

Основная идея интеграции в рамках ЕАЭС – упрощение торгового оборота между странами-участницами: как показала практика, это действительно возможно при условии систематической и планомерной работы в этом направлении. Основными мерами, которые осуществляются для реализации этой цели, сейчас можно назвать:

применение единых требований к безопасности и качеству товаров и услуг. Для решения этой задачи в ЕАЭС создаются специальные нормативные документы – технические регламенты, которые устанавливают нормативы по качеству для конкретных категорий товаров;

введение единых документов о подтверждении соответствия. Товары, которые удовлетворяют требованиям, содержащимся в техрегламентах, получают подтверждающие документы единого образца, которые действительны на всей территории Союза. Благодаря этому их производители и продавцы могут реализовывать такие продукты без оформления дополнительной разрешительной документации;

унификация процедур подтверждения соответствия. Для этого сертификационные органы, действующие в государствах-членах ЕАЭС, проходят особую процедуру аккредитации, чтобы получить право выдавать сертификационные документы, действующие на всей территории Союза;

формирование упрощенных процедур таможенного контроля. Они призваны облегчить процесс перевозки товаров между государствами, входящими в состав объединения, и обеспечить доступ к более широким рынкам для производителей, работающих в государствах-членах Союза.

Одну из ключевых ролей в достижении поставленной цели играет упрощение таможенных процедур. Ведь в большинстве стран именно таможенное оформление товаров, пересекающих границы, является очень дорогой и длительной процедурой. Разберемся, как обстоят дела с этим вопросов в Евразийском экономическом союзе в его актуальном состоянии[2].

Порядок организации таможенного контроля в пределах союзного объединения регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Это приложение к действующему договору о Таможенном кодексе ЕАЭС. В статье 332 этого нормативного документа указывается, что в границах Союза предусмотрены следующие формы выполнения контроля на таможне:

проверка;

осмотр;

досмотр;

осмотр территорий и помещений;

получение объяснений;

контроль таможенных и других документов, объясняющих происхождение, маршрут перевозки и другие характеристики товаров, перевозимых через границу.

Рассмотрим эти формы в деталях их применения.

Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таможенные проверки делятся на два основных типа:

камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;

выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.

Обе эти процедуры представляют собой визуальный контроль товаров, перевозимых заявителем через таможню. Однако в случае осмотра действующий Таможенный кодекс не подразумевает права вскрытия упаковки таких продуктов: он проводится для подсчета количества единиц перевозимого товара, проверки наличия обязательных пломб и маркировок и других схожих целей. При этом в ходе досмотра упаковка может быть вскрыта для более подробной проверки ее содержимого. В обоих случаях таможенные органы составляют акт, в котором указываются сведения об органах, выполнявших эту процедуру, причинах и результатах ее проведения, и другие необходимые данные, предусмотренные установленной формой такого акта [3].

Иногда таможенные органы с теми же целями проводят осмотр помещений и территорий, в которых располагаются грузы, подлежащие таможенной проверке. Если такой осмотр выполняется в отношении объектов, которые должны отвечать установленным требованиям таможенного законодательства, например, в магазинах беспошлинной торговли, складах временного хранения и проч., то уполномоченные органы также проверяют соблюдение таких требований на этих объектах.

Получение объяснений проводится в случае, если для установления происхождения, характеристик, маршрута или иных параметров товара, перевозимого через границу, таможенным органам требуется дополнительная информация, которую может предоставить заявитель. В некоторых ситуациях он может быть специально вызван работниками таможенного органа для дачи объяснений. В этом случае в адрес заявителя направляется письменное уведомление с указанием даты, в которую ему необходимо явиться для дачи объяснений, и других обязательных данных. Оно может быть вручено заявителю лично или направлено путем почтовой связи либо иным способом. Сведения, получаемые от заявителя, вносятся в специальную форму. Образец такого документа утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260.

Основным документом, содержание которого контролируется таможенными работниками в ходе выполения своих должностных обязанностей, становится таможенная декларация. Уполномоченные сотрудники проверяют сведения, содержащиеся в ней, и сопоставляют их с данными, предоставленными в других документах, которые направляются в таможенный орган вместе с декларацией. Целью выполнения такого контроля является:

проверка корректности заполнения предоставленной документации;

проверка достоверности сведений, предоставленных в декларации и других документа;

проверки соблюдения установленных таможенных процедур;

проверки легитимности права на применение таможенных льгот, если они полагаются конкретному заявителю;

проверки соблюдения иных требований, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС и другими нормативными документами, действующими на территории союзного объединения.

В большинстве случаев таможенным органам для анализа бывает достаточно пакета документов, сформированного в соответствии с базовым порядком, описанным в статье 89 Таможенного кодекса. В случае, если по тем или иным причинам сотрудникам таможни требуется подтверждение сведений, представленных в указанном пакете, они вправе запросить дополнительную документацию в составе, зафиксированном в статье 108 ТК ЕАЭС. Как правило, это делается в течение периода времени, пока товар находится на таможне – в Таможенном кодексе такая процедура носит название проверки, начатой до выпуска товаров. Если документы не будут представлены, таможня вправе отказать в выпуске товаров.

Однако если заявителю удалось миновать таможню, это не означает, что полномочия таможенных органов полностью исчерпаны: в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС уполномоченный орган вправе провести проверку и после выпуска товаров, запросив документы с соблюдением правил, установленных статьей 340 указанного нормативного документа.

Под техническими средствами таможенного контроля понимаются все виды технических средств, которые применяют при проведении таможенного контроля для выявления таможенных правонарушений и преступлений.

Таможенный контроль осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме для обнаружения правонарушений в сфере таможенного законодательства.

ТСТК применяются при соблюдении форм таможенного контроля, указанных в ст. 322 ТК ЕАЭС и связанных с проверкой документов и сведений, с таможенным осмотром и досмотром, проведением таможенных проверок/

Таможенные органы в соответствии с ФЗ №289 от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации ….» имеют право не только применять, но и производить и совершенствовать информационные системы, средства таможенного контроля, средства защиты информации и средства криптологической защиты.

Применение всех этих средств способствует соблюдению законодательства, защите прав и интересов, значительно сокращает время проведения таможенного контроля и повышает его эффективность. Результаты применения технических средств обязательно заносятся в протокол об административных правонарушениях и могут быть использованы как доказательства в судебном процессе.

Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах РФ утвержден Приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509. Обязательным требованием является полная укомплектованность, регистрация или сертификация применяемого средства, соответствие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего безопасность технического средства.

Принципы единой технической политики в таможенной деятельности заложил приказ ФТС от 05.02.2007 №154 «Об утверждении типовых требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами». На основании данного документа осуществляется единый подход при проведении строительных и реконструкционных работ на объектах таможенной инфраструктуры, а также в вопросах комплексного оснащения их информационно-техническими средствами и обеспечения оборудования информационно-техническими средствами.

К последним относят средства вычислительной техники, оборудование локальных вычислительных сетей, оргтехника, технические средства охраны, средства информатизации, телекоммуникационное оборудование, средства связи, технические средства таможенного контроля и т.д. Все перечисленные средства создаются и функционируют как единый комплекс.

Современные технические средства таможенного контроля имеют сложную и специфическую организацию, поэтому возникает необходимость привлечения для совершения отдельных действий незаинтересованных в результатах таких действий, обладающих специальными навыками и знаниями, специалистов. Нормативно это закреплено в ст. 346 ТК ЕАЭС. Все лица, привлекаемые к работе при проведении таможенного контроля в качестве экспертов или специалистов, несут ответственность за сохранение в тайне сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности.

Если законодательством государств — членов ЕАЭС установлены определенные требования, сотрудники таможенных органов, применяющие в своей работе технические средства таможенного контроля, обязательно проходят соответствующее обучение и получают допуски к работе с техническими средствами таможенного контроля.

При использовании ТСТК должностные лица обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, необходимые меры безопасности предупреждающие и не допускающие причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам внешнеэкономической деятельности.

Одним из направлений работы по повышению эффективности таможенного контроля является оснащение техническими средствами мобильных групп: возможность в режиме онлайн получать доступ к информационным системам таможенных органов, оборудование специализированными автотранспортными средствами. Также, необходимо решить ряд вопросов, касающихся организации взаимодействия таможенных органов с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время на внутриведомственном согласовании находится План мероприятий ФТС России по организации и обеспечению деятельности мобильных групп таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

При решении технических вопросов нельзя отодвигать на второй план заботу о кадрах. В качестве досмотровой техники на таможнях широко используется рентгеновское оборудование. Использование стационарных ИДК связано с риском получения дозы рентгеновского излучения в случае присутствии людей в досмотровом туннеле.

В связи с этим необходим жесткий и эффективный контроль за использованием технических средств, позволяющий обеспечить безопасность жизни не только участникам ВЭД, но, прежде всего, таможенным инспекторам.

Особое внимание необходимо уделить нормативному обеспечению таможенной деятельности. С осени 2021 года ФТС получила право оспаривать в суде сделки компаний, а также требовать ликвидации предприятий, допустивших грубые нарушения законодательства. Также ФТС России обратилась к Президенту Путину В.В. с инициативой о наделении таможенных органов правом самостоятельной остановки грузовых транспортных средств вне зон таможенного контроля. Данное предложение поддержано и легло в основу разработки нового законопроекта, который готовится Минфином.

Безусловно, вся таможенная система должна меняться в соответствии с новыми условиями международного взаимодействия. И решение возникающих проблем требует поиска новых подходов и применения новых технологий. Успешная работа в этом направлении станет залогом эффективного развития не только таможенных органов, но и всей государственной системы.

Таможенная техника включает следующие основные виды:

1. Технические средства таможенного контроля –применяются для проведения досмотра товаров, транспортных средств, лиц, перемещающихся через таможенную границу, и т. п.

2. Технические средства криминалистики –используются для решения задач раскрытия преступлений.

3. Технические средства таможенной экспертизы –позволяют решать задачи идентификации товаров(т.е. установления тождества).

4. Технические средства связи и передачи данных –обеспечивают решение управленческих, технологических и других задач.5. Технические средства информационного обеспечения таможенной деятельности –используются для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи информации.6. Технические средства охраны и обеспечения собственной безопасности таможенных органов –используются для охраны и обеспечения собственной безопасности таможенных органов;7. Технические средства таможенного делопроизводства.Основную, важнейшую часть таможенной техники представляют средства таможенного контроля. Объекты, определить соответствие качества товаров и транспортныхсредств данным, содержащимся в декларирующих их документах, подтвердить правильность классификации товара в соответствии с Таможенной Номенклатурой Внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а следовательно, обеспечитьправильное начисление таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, достоверность таможенной статистики и эффективный валютный контроль.

Технические средства таможенного контроля –это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видовперемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу ивывозу, или не соответствующих декларированному содержанию. Всю совокупность средств таможенного контроля можно поделить на две большие группы:1. специальные средства (устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества)2. техникохимические средства (металлоискатели, детекторы для проведения экспрессанализа, досмотровая рентгеновская техника).

Основными принципами применения ТСТК (по аналогии с научно-техническими средствами криминалистики) являются: правомерность применения; научная обоснованность; не причинение ущерба и неправомерного вреда объектам таможенного контроля; сохранность обнаруженного предмета таможенного правонарушения; этичность; эффективность; экономичность.

Принцип правомерности применения ТСТК определяет, что использование техники допустимо лишь тогда, когда оно либо прямо предусмотрено или рекомендовано законом, либо не противоречит закону по своей сущности.

Принцип научной обоснованности предполагает возможность получения истинной информации о контролируемом объекте и его содержимом. Научная обоснованность применения ТСТК проверяется только практикой.

Принцип не причинения ущерба и неправомерного вреда товарам, транспортным средствам и физическим лицам устанавливает недопустимость применения таких технических средств и методов, которые бы причиняли вред здоровью лиц или ущерб материальным ценностям.

Применение некоторых видов ТСТК иногда связано с нанесением определенного вреда товарам и транспортным средствам лица, перемещающего их через таможенную границу. Например, если поисковые ТСТК показали наличие посторонних сокрытых предметов, заложенных в дверце автомобиля, то достать их без разборки конструкции не представляется возможным. При этом может возникнуть необходимость сверления отверстий в конструкции для изъятия сокрытого вложения. Их размеры должны быть достаточными для выполнения этой операции и не превышать пределов разумного именно с целью не нанесения неоправданных повреждений узлам автомашины.

Принцип сохранности обнаруженного предмета таможенного правонарушения означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые впоследствии могут отрицательно повлиять на объективность расследования таможенного правонарушения. Единственным субъектом, который может (и то при определенных условиях) применять технические средства, влекущие порчу или уничтожение вещественного доказательства, является эксперт. Оперативные работники поисково-досмотровых групп могут использовать только те виды ТСТК, которые не влекут изменения внешнего вида или уничтожения выявленного предмета таможенного правонарушения.

Принцип этичности заключается в том, что применение ТСТК не должно унижать достоинство граждан в процессе таможенного контроля. Процедура досмотра и обследования должна соответствовать нормам морали и нравственности. Это особенно строго должно соблюдаться при применении ТСТК на канале таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров, а также при проведении процедуры личного досмотра.

Принцип эффективности означает, что при проведении таможенного контроля должны по возможности использоваться такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить полную и объективную информацию о контролируемом объекте.

Принцип экономичности заключается в том, что если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путем, то от применения ТСТК целесообразно отказаться, В том же случае, когда одни и те же результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, необходимо использовать те из них, применение которых связано с наименьшими затратами сил и времени.

Соблюдение описанных принципов имеет важное значение. Мало того, что они должны неукоснительно соблюдаться на всех этапах контроля, но (что немаловажно) руководствуясь ими, можно правильно осуществить выбор того или иного вида ТСТК для решения каждой конкретной оперативной задачи таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов решают ряд специфических задач. Задачи таможенного контроля, решение которых требует применения технических средств, определяются на основе анализа существа таможенного контроля, а также характеристик преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, сущности нарушений таможенных правил и определяющей их нормативно-правовой базы. Можно выделить следующие группы задач.

I. Диагностические, включают в себя оперативную диагностику:

а) таможенных документов и атрибутов (средств) таможенного обеспечения;

б) потенциальных предметов таможенных правонарушений (ТПН).

II. Поисковые, включают поиск и обнаружение;

а) тайников и сокрытых вложений;

б) предметов контрабанды и таможенных правонарушений.

III. Контрольные, включают:

а) оперативный дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров;

б) контроль носителей аудио-, видеоинформации;

в) наложение атрибутов (средств) таможенного обеспечения;

г) визуальное наблюдение за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля.

Таким образом задачи могут составить систему, которую можно рассматривать как единое целое в соответствии с последовательностью проведения таможенного контроля.

Главные преимущества

Применение технических средств таможенного контроля позволяет:

  1. Сократить продолжительность проверки.
  2. Осуществлять осмотр транспорта.
  3. Выявлять закамуфлированные объекты.
  4. Сохранять объект невскрытым и при этом получать полную информацию о нем.

Должностные лица обязаны соблюдать предписания нормативных актов, регламентирующих вопросы безопасности и охраны труда, санитарных правил, а также положения эксплуатационных документов. Комплексное использование технических средств таможенного контроля обеспечивает высокую результативность проверок на конкретных участках. Дистанционному осмотру подвергаются крупно- и среднегабаритные грузовые отправления, отдельно следующий багаж, ручная кладь, международные посылки, а также транспорт, следующий любым направлением через границу РФ. Эффективность применения технических средств таможенного контроля существенно повышает профессиональный уровень проверок, способствует обоснованному начислению пошлин и выявлению контрабандных предметов. Специальные устройства и приспособления позволяют обследовать труднодоступные участки транспорта и товаров.

Классификация технических средств таможенного контроля

Разделение на категории по функционально-целевым характеристикам соответствует реализации конкретных задач, поставленных перед проверяющей службой. Классификация технических средств таможенного контроля включает в себя 7 относительно самостоятельных, но взаимосвязанных групп. В них включаются специальные устройства и приспособления:

  1. Визуального оперативного наблюдения.
  2. Досмотра, опробования и поиска.
  3. Проверки массы, количества/объема объектов.
  4. Информационного контроля.
  5. Оформления и проверки грузов.
  6. Оперативно-технологических действий.
  7. Дистанционной инспекции.

Применение технических средств таможенного контроля

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) — это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.

Под объектами, перемещаемыми через госграницу, понимаются — ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемый багаж пассажиров, все виды грузов, международные почтовые отправления, транспортные средства международного сообщения и в исключительных случаях конкретные лица (когда есть достаточные основания полагать, что они являются перевозчиками контрабандных товаров).

Как видно из определения, ТСТК — это необходимое «оружие» оперативных работников таможенной службы, использование которого обеспечивает экономическую и государственную безопасность страны.

Применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела.

К применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При применении ТСТК должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда. Безопасность ТСТК должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическими заключениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. ТСТК применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, создаваемых в соответствии с требованиями статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза [15] и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей. Применение ТСТК осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией. ТСТК могут использоваться в случае применения следующих форм таможенного контроля : проверка документов и сведений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный осмотр;таможенный досмотр; проверкамаркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка. ТСТК могут использоваться при таможенном контроле: любых товаров (в соответствии с техническими характеристиками ТСТК), перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемого багажа пассажиров, среднегабаритных грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок; всех видов транспортных средств; международных почтовых отправлений; таможенных документов на товары и транспортные средства; средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары и транспортные средства и иные места. [16]

Приказом от 21 декабря 2010 г. № 2509 об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля втаможенных органах российской федерации утвержден перечень технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля (Приложение 2).

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, в то же время, она решает сложную задачу оптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства, а также интересов участников внешнеэкономических связей.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. В 2008 году с помощью данной передовой технологии было оформлено 2,5 тысячи электронных деклараций.

Большое внимание уделяется становлению принципиально нового направления таможенного контроля — созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. С 2009 года это направление остается объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 года в результате применения ИДКвозбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных.Например, в 2010 году в таможенных органах работало уже 83 ИДК: 22 в автомобильных пунктах пропуска, 6 в морских, 8 в воздушных, а также 47 мобильных комплексов.

Современным общепринятым механизмом организации таможенного контроля является система управления рисками. Еще в 2005 году начал создаваться «зеленый сектор» субъектов ВЭД, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля не в полном объеме. Всего сюда включено 120 организаций.Благодаря СУР с начала 2004 года к 2010 году удалось уменьшить долю партий досматриваемых товаров с 80 до 10 % , повысив при этом эффективность досмотра.

На современном этапе развития таможенной системы России можно констатировать, что государство активно ищет пути решения вопросов совершенствования таможенной инфраструктуры, развитием и дальнейшей модернизацией информационных технологий, создание информационных систем обмена между заинтересованными международными организациями. При таком подходе есть гарантии ускорения таможенного оформления товаров при пересечении таможенной границы, а, следовательно, создание современной материально и информационно-технической базы в виде таможенной инфраструктуры, как основополагающей структуры всей таможенной системы.

Досмотр

В качестве основы технических средств таможенного контроля выступает оптико-механическое обследование объектов и труднодоступных участков в транспорте для выявления в них либо их содержимом запрещенных предметов и их признаков. Досмотр ориентирован на получение максимально возможного объема дополнительной информации о внутреннем наполнении и строении грузов. Последовательная непрерывная проверка объектов на содержание в них скрытых вложений, тайников осуществляется с помощью рентгеновских, локационных, досмотровых устройств. Эти технические средства таможенного контроля регистрируют активные или пассивные сигналы обнаружения, характерные для искомых предметов.

Физические методы, применяемые для таможенного досмотра и поиска.

Технические средства поиска, используются при досмотре багажа пассажиров, в междунар. почтовых отправлениях, труднодоступных мест в транспортных средствах. Оборудование: металлодидекторы, зеркала досмотровые, щупы досмотровые, металлические стержни разных диаметров и длины; эндоскопы, оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостях, досмотровые фонари. При досмотре документов микроскопы, лупы.

Конкретные задачи, возникающие при проведении таможенного досмотра и поиска, сложны и многообразны. Этому есть множество причин: всевозможный набор конкретных объектов фактического таможенного контроля, множество конкретных вещей, относящихся к предметам ТПН, разнообразные способы и методы сокрытий, применяемые нарушителями, а также различные условия проведения таможенного досмотра и поиска. Досмотр и поиск могут производиться в виде непосредственного контакта с предметом (стационарный таможенный пост, открытая досмотровая площадка, грузовой склад) и дистанционно, т.е. в отсутствие непосредственного контакта с предметом, положение которого внутри объекта контроля заранее неизвестно.

Расширение возможностей технических средств, используемых при досмотре и контроле, может быть может быть достигнуто двумя путями. Во-первых, комбинированием нескольких различных приборов в один комплексный, использующий, например, одновременно несколько физических методов для поиска наркотиков. Это дает либо расширение списка определяемых наркотических веществ, либо увеличение надежности и чувствительности их выявления. Во-вторых, усложнением аппаратуры (в идеальном случае, до уровня лабораторной аналитической техники). По такому пути, например, идет сейчас развитие досмотровой рентгеновской техники. При этом отрицательными факторами в обоих случаях является повышение стоимости оборудования, его усложнение с точки зрения эксплуатации и ремонта и, часто, увеличение времени досмотра одного объекта.

Предмет поиска находится внутри объекта досмотра. Для его обнаружения оба типа методов используют регистрацию и обработку исходящего от него сигнала – сигнала обнаружения. Этот сигнал может быть самой разнообразной природы: электромагнитное, тепловое, ионизирующее излучения, звуковой сигнал, пары вещества. Главное, чтобы он был для него характерным, диагностирующим, т.е. с максимальной достоверностью свидетельствовал о наличии в объекте досмотра предмета искомого типа.

В пассивных методах сигнал обнаружения является собственный сигнал, производимый предметом поиска, т.е. наличие у предмета поиска уникального. Отличного от всех других возможных предметов, сигнала.

В активных методах сигнал обнаружения предмета поиска образуется за счет внешнего воздействия на объект досмотра. В качестве такого воздействия могут использоваться. Например, электромагнитное излучение различных диапазонов (радиоволны, свет, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение), ультразвуковые волны, нагрев, нейтронное поле. Здесь важно подобрать тип воздействия и параметры источника воздействия так, чтобы они обеспечивали получение от предмета поиска устойчивого сигнала обнаружения. Единственным ограничением является то, чтобы воздействие не наносило непоправимого вреда объекту контроля.

В настоящее время в технических средствах активных методов чаще всего используют источники электромагнитного излучения. В указанных технических средствах сигнал обнаружения обычно имеет ту же природу, что и сигнал внешнего воздействия, т.е. электромагнитное излучение (рентгеновские теневые картины при просвечивании объектов, отраженные радиоволны при локации, люминесцентное свечение при облучении УФ-излучением).

Важным требованием к блоку обработки является обязательное наличие в нём наличие в нём надёжной системы автоколибровки, которая должна гарантировать, что работающий прибор находится в исправном состоянии и настроен на оптимальную чувствительность обнаружения.

Практически идеальным случаем в пассивной поисковой аппаратуре является автоколибровка стационарной системы дозиметрического контроля «Янтарь». В качестве эталонного сигнала она использует величину естественного фона радиоактивного излучения, которую постоянно измеряет. Когда объект контроля попадает в зону измерения, система «Янтарь» сравнивает измеренный сигнал с сигналом, полученным только что, перед этим в отсутствии объекта. Если сигнал окажется выше фонового, то срабатывает звуковая сигнализация тревоги.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что пассивные методы более просты в применении и обслуживании, они могут быть легко автоматизированы и работать в режиме «ожидания», то есть просто подавать сигнал тревоги при обнаружении искомого предмета. Однако они более чувствительны к параметрам автоколибровки, могут давать ложные сигналы тревоги.

У активных методов выше помехоустойчивость, они могут давать более детальную информацию за счет изменения параметров работы источника воздействия. Активные методы более универсальны, так как позволяют подбирать источник воздействия и параметры его работы под конкретные предметы поиска. Однако они сложнее в применении и требуют от работающих с ними знаний принципов функционирования технических средств.

В итоге можно сформулировать требования, которым должны отвечать методы и технические средства таможенного досмотра и поиска:

— информативность (обеспечение достаточной для принятия решения достоверности определения принадлежности предмета к определенной группе);

— экспрессность (возможность получения необходимой информации в реальном масштабе времени);

— непричинение вреда объектам таможенного контроля (для активных методов поиска, оказывающих воздействие на объект);

— минимальное количество ложных срабатываний сигнала тревоги;

— применимость для работы в оперативных (нестационарных ) условиях, за исключением специально оборудованных постоянно действующих комплексов;

простота и удобство эксплуатации.

Ключевые характеристики

Технические средства таможенного контроля, включенные во вторую группу, обеспечивают непрерывное наблюдение за действиями лиц, находящихся в охраняемой зоне и представляющих определенный оперативный интерес. Эти устройства предназначены для выявления противоправного поведения субъектов, установления несанкционированного контакта их с другими людьми, с сотрудниками службы безопасности в том числе.

Технические средства таможенного контроля веса, объема, количества грузов предназначены для досмотра отдельных сырьевых стратегически важных товаров. В охранной зоне осуществляется также проверка информации, содержащейся на различных носителях, перемещаемых через границу. Это необходимо для выявления материалов, запрещенных к транспортировке. В перечень технических средств таможенного контроля включаются также устройства и приспособления, обеспечивающие оформление товаров, документов, ТС, включая наложение соответствующих атрибутов на них.

Проверка сопроводительной документации

Она осуществляется для оперативного выявления в бумагах признаков полной либо частичной фальсификации:

  • химического травления;
  • подчистки;
  • допечатки, дописки текста;
  • замены листов в многостраничных актах и фотографий;
  • вклейки фрагментов и элементов других носителей информации;
  • подделки оттисков штампов, печатей, подписей, реквизитов и так далее.

Важные моменты

В каждом отдельном случае проведения проверки должностные лица решают конкретные задачи, которые требуют особого подхода и оснащения. Результаты использования техсредств имеют определяющее значение для дальнейшего хода таможенного контроля. Специальные приспособления и устройства позволяют установить подлинность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых на транспортируемые грузы; определить соответствие качественных характеристик товара и ТС информации, присутствующей в декларации; подтвердить правильность разграничения изделий согласно номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Все это позволяет обеспечить правильность взимания платежей, пошлин, налогов, надзор за перемещением валюты, достоверность статистических данных.

Специфика грузов

Чтобы увеличить эффективность технических средств таможенного контроля, следует разделить объекты, подвергающиеся проверке, в соответствии с их габаритами, весом, конструктивными особенностями и проч. Именно эти параметры определяют суть мероприятий, проводимых должностными лицами. Среди объектов, в отношении которых выполняется проверка с помощью специальных приспособлений и устройств, следует отметить:

  1. Определенные категории товаров.
  2. Ручную кладь, сопровождаемый багаж служащих транспорта и пассажиров.
  3. Среднегабаритные грузовые упаковки.
  4. Несопровождаемый багаж. Он перемещается отдельно от пассажира и оформляется грузовой накладной.
  5. Крупногабаритные упаковки (платформы, контейнеры, бункеры, отсеки ТС и проч.).
  6. Транспортные средства всех типов.
  7. Почтовые международные отправления.
  8. Документацию на товар и транспорт, представленные таможенной службе.
  9. Конкретных лиц. Проверка в отношении граждан осуществляется только в тех случаях, если есть основания предполагать, что они скрывают и добровольно не выдают предметы, отнесенные к запрещенным к транспортировке через границу.
  10. Атрибуты таможенного обеспечения (идентификационные средства), наложенные на ТС, товары, документацию.

Технические средства таможенного досмотра и поиска.

Технические средства оптико-механического и телевизионного обследования. К техническим средствам оптико-механического и телевизионного обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля относятся наборы досмотровых щупов и зеркал, досмотровые фонари, досмотровые эндоскопы, портативные телевизионные системы визуального обследования.

Досмотровые щупы предназначены для поиска вложений в «мягких» объектах (мешках, тюках, картонных коробках), в сиденьях, подлокотниках и подголовниках транспортных средств, в отдельных видах пакетированных грузов. Применяя их для прокалывания мягких материалов, можно убедиться в отсутствии внутри них более плотных посторонних предметов.

Досмотровые фонари используются как карманные фонари обычного (бытового) назначения, так и специальные досмотровые фонари, имеющие хорошо сфокусированный яркий пучок света и позволяющие со значительных расстояний визуально рассматривать плохо освещённые объекты, площадки, предметы и надписи.

Для досмотровой работы важно, чтобы фонари были выполнены влагозащитными и искробезопасными. В отечественной таможенной службе применяются галогенный фонарь (Германия), фонари отечественного производства «Норд» и ФОС-3 и другие.

С помощью наборов досмотровых зеркал производят обследование труднодоступных мест объектов таможенного контроля с целью визуального выявления устроенных в них тайников и сокрытых вложений.

В их состав входят стеклянные зеркала в оправках различной формы и размеров, а также специальный механизм – телескопическая штанга – для их крепления. В некоторые наборы входит также осветитель, закрепляемый на телескопической штанге.

В отечественной таможенной службе применяются наборы досмотровых зеркал отечественного производства «Зеркало-1» и «Зеркало-2» (они различаются только упаковкой: жёсткий футляр или подсумок), а также (Германия), «П.В. Аллен и » (Англия), «Митралюкс» (Голландия).

Досмотровые зеркала, входящие в разные комплекты, имеют, как правило, круглую форму и диаметр 20…..140 мм, а также прямоугольную форму с размером 8х50, 100х60 или 110х65 мм. Минимальные размеры применяемых для проведения конкретного обследования зеркал определяются, исходя из возможности чёткого рассмотрения предмета с расстояния около 1,5 м, а максимальные – из возможности проникновения зеркала со штангой в обследуемый объём. В целях сравнительно больших размеров и зон в ряде наборов имеются зеркала сферической формы диаметром 120…140 мм или панорамные прямоугольные зеркала размером 120х70 мм.

Удлинительные штанги, на которых крепятся зеркала, выполняются, как правило, телескопическими, а в ряде отдельных наборов используются штанги с резьбовым соединением звеньев, длина которых составляют 30…70 см, а общая длина штанги – до 1,5 м.

Зеркало, установленное на штанге, за счёт шарнирного соединения может регулироваться по углу наклона в пределах + . Для изъятия обнаруженных при досмотре предметов на той же удлинительной штанге вместо зеркала может устанавливаться крючок или магнит.

В целях обеспечения электробезопасности работающего с досмотровыми зеркалами первая секция штанги должна обязательно иметь накладную резиновую или пластмассовую ручку.

Досмотровые эндоскопы применяются в случаях, если необходимо досмотреть внутренние объёмы транспортных средств или грузов через имеющиеся в них технологические отверстия незначительного размера(например, дверцы автомашин, бензобаки, технологические люки, вентиляционные отверстия).

Специальным требованием к эндоскопам является их работоспособность в агрессивных средах – бензине, маслах, спиртовых растворах, иных жидкостях, достаточно часто используемых правонарушителями для перемещения предметов ТПН.

На вооружении отечественных таможенных органов находится набор досмотровых эндоскопов «Дека», который состоит из полужёсткого эндоскопа типа ТСП, жёсткого эндоскопа типа ТС, автономного осветителя «Источник» и зарядного устройства «Спринт».

Световой поток от автономного осветителя по световому жгуту проходит внутрь корпуса, откуда передаётся к рабочему концу и выводится в непосредственной близости от объектива. Изображение досматриваемого объекта от объектива через световой жгут, проходящий через весь корпус прибора, выводится в окуляр, где и рассматривается наблюдателем.

Так как эндоскопы являются оптическими приборами, то при работе их следует оберегать от ударов и падений.

Портативные телевизионные системы визуального обследования

По сравнению с эндоскопами телевизионные системы имеют более сложную конструкцию, требуют от оперативного работника овладения специальными навыками их эксплуатации, более аккуратного обращения.

Специальные стационарные замкнутые телевизионные системы давно и широко используются различными службами в целях безопасности и охраны территорий и объектов. По принципам работы поисковые системы мало отличаются от них. И те, и другие содержат телевизионную камеру, видеоканал и телемонитор. Отличия состоят, главным образом, в том, что поисковые системы имеют телескопическую штангу специальной конструкции, устройство автономного питания, а их габариты и вес значительно меньше.

На стационарный пост контроля можно передавать информацию от нескольких телевизионных систем.

Удобство в работе по сравнению с эндоскопами заключается в том, что оперативный работник может непосредственно в процессе поиска менять в широких пределах длину рабочей части (телескопической штанги), на которой установлена телекамера, а также рассматривать объект не через окуляр, а на телевизионном мониторе, который либо подвешивается на поясном ремне, либо устанавливается непосредственно на телескопической штанге или специальных кронштейнах. При этом оперативный работник в меньшей степени теряет контроль над окружающей обстановкой.

Надо отметить, что специальные стационарные замкнутые телевизионные системы давно и широко используются различными службами в целях безопасности и охраны территории и объектов. По принципам работы поисковые системы мало отличаются от них. И те и другие содержат телевизионную камеру, видеоканал и телемонитор. Отличия состоят, главным образом, в том, что поисковые системы имеют телескопическую штангу специальной конструкции, устройство автономного питания, а их габариты и вес значительно меньше.

Несомненно, телевизионные досмотровые системы уже в ближайшем будущем станут основным видом технических средств, применяемых для визуального обследования труднодоступных средств объектов таможенного контроля.

Специальные меточные средства представляют собой наборы люминесцирующих под воздействием УФ- излучения составов и средств постановки с их помощью контрольных знаков или линий (меток).

Люминесценция – оптическое излучение возбуждающее в веществе за счёт какого-либо вида энергии, представляющее собой избыток над тепловым излучением и продолжающееся после окончания возбуждения в течение времени, превышающего период световых колебаний. Люминесценция, которая прекращается сразу после окончания внешнего воздействия, называется флуоресценцией.

Описанный выше механизм применим ко всем существующим в природе веществам, но не все они при возврате в основное энергетическое состояние излучают кванты видимого света, то есть обладают свойством люминесценции. Люминесцирующие вещества различны: многие лекарственные препараты, масла, клеящие и красящие вещества, вещества биологического и растительного происхождения (молоко, соки).

Интенсивность, цвет и оттенок люминесценции определяются природой вещества, его состоянием и условиями наблюдения и могут быть различны.. Чем больше мощность источника возбуждения люминесценции и чем ближе он расположен к веществу, тем ярче свечение. С увеличением концентрации чистого вещества яркость его свечения возрастает.

Для целей таможенного поиска тайников и скрытых вложений, в основном в крупногабаритных объектах таможенного контроля (в частности, в транспортных средствах), используется метод постановки контрольных ультрафиолетовых меток. Например, они могут быть установлены с помощью фломастера в виде коротких невидимых штрихов на крепёжные элементы панелей пассажирского салона (винты, шурупы, накладные пластины) с захватом небольшого участка самой панели. По возвращении транспортного средства из-за рубежа или после транзита по территории страны целостность этих меток (совпадение краёв штрихов на деталях крепления и самой панели) проверяется с помощью специальных ультрафиолетовых осветителей и если она нарушена, то есть основание предполагать, что за панелью обустроен тайник или сокрыто вложение. Таким образом постановка и проверка контрольных меток позволяет более целенаправленно и результативно вести поиск.

Радиолокационная аппаратура подповерхностного зондирования специально предназначена для проведения таможенного досмотра особой категории объектов: навалочных и наливных грузов, находящихся в железнодорожных вагонах, на платформах, в бункерах, цистернах, контейнерах, трюмах судов (например, зерно, щебень, руда, песок, растительное сырьё, минеральные удобрения, лесоматериалы).

Предметы ТПН могут вскрывать в объёме декларированного груза в расчёте на то, что он не будет разгружаться и досматриваться таможенной службой. Тайники и сокрытые вложения в больших по протяжённости и объёму объектах таможенного контроля не могут быть выявлены рентгеновским просвечиванием. А применение оптико-механических средств в этих случаях неэффективно.

Именно поэтому было принято решение о создании специальных технических средств, основанных на принципах радиолокации. Локация – метод определения местоположения объекта с помощью звуковых или электромагнитных волн. В радиолокации используются радиоволны (то есть электромагнитные излучения метрового или дециметрового диапазонов длин волн).

В технике имеется большое количество различных модификаций радиолокационного метода. Для целей таможенного обследования объектов наиболее подходящей является так называемая активная радиолокация. Рассмотрим её принципы.

Локация основана на следующих свойствах радиоволн:

— постоянство скорости распространения;

— прямолинейность пути распространения;

— фокусировка радиоволн антеннами;

— отражение радиоволн от встречающихся на их пути неоднородностей среды.

⇐ Предыдущая5Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

ИДК

В настоящее время идет активное совершенствование технических средств таможенного контроля. Для повышения результативности проверок устройства и приспособления модифицируются, оснащаются новыми функциями. Вместе с этим корректируется и порядок применения технических средств таможенного контроля. В действующие инструкции добавляются новые пункты, предусматривающие те или иные требования для сотрудников, работающих со сложным оборудованием.

При проведении проверок крупногабаритных объектов, имеющих большой размер, вес, специфичный состав конструкционных материалов, отличающихся повышенной плотностью содержания разных товаров, перевозимых в них, используются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). По своему функциональному назначению они подразделяются на 2 категории. Первая предназначена для интроскопии легкового транспорта (прицепов, микроавтобусов, автомобилей, передвижных дач), а также грузовых упаковок, вес которых не более 3 т. Вторая группа используется для проверки крупногабаритных объектов (железнодорожных вагонов, рефрижераторов, трейлеров, контейнеров и проч.).

Таможенное законодательство

В соответствии с частью 1 статьи 249 Федерального закона от 3 августа 2021 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 32, ст. 5082) и пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2005, N 52, ст. 5755; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; 2010, N 5, ст. 531; 2011, N 1, ст. 238; N 36, ст. 5148; 2012, N 20, ст. 2562; 2013, N 20, ст. 2488; N 36, ст. 4578; 2014, N 40, ст. 5426; 2021, N 17, ст. 2399; N 47, ст. 6654; 2021, N 17, ст. 2569; N 24, ст. 3536; 2021, N 30, ст. 4748), приказываю:

1. Утвердить Порядок применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа Федеральной таможенной службой возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Трунина И.В.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа таможенными органами, подчиненными Федеральной таможенной службе, возложить на руководителя Федеральной таможенной службы Булавина В.И.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Министр финансов Российской Федерации А.Г.СИЛУАНОВ

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2019 N 34н

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

1. Настоящий Порядок определяет правила применения таможенными органами Российской Федерации технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК), используемых при проведении таможенного контроля.

2. Применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств идентификации, контрабанды и иных признаков нарушений актов, составляющих право Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, регулирующих таможенные правоотношения.

3. К применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие требованиям эксплуатационной документации на конкретный вид технического средства, полностью укомплектованные в соответствии с эксплуатационной документацией, прошедшие обязательную сертификацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

4. Применение ТСТК, в состав которых входят источники ионизирующих излучений, включая генерирующие, разрешается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам (для всех ТСТК, в состав которых входят источники ионизирующих излучений), определенных законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и при наличии лицензии (для рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров) для 1-го (с движущимся объектом контроля) и 2-го (с неподвижным объектом контроля) типов; инспекционно-досмотровых комплексов 1-го (с неподвижным источником) и 2-го (с движущимся источником) типов, содержащих ускорители электронов с энергией до 10 МэВ и (или) источники рентгеновского излучения; лучевых досмотровых установок, содержащих радионуклидные или генерирующие источники нейтронов с максимальной энергией до 15 МэВ, определенной законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Применение ТСТК, в состав которых входят генерирующие источники ионизирующего излучения, разрешается только в помещениях, зданиях (сооружениях) и на территориях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении в соответствии с санитарными правилами и нормативами СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрированы Минюстом России 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 43 (зарегистрированы Минюстом России 5 ноября 2013 г., регистрационный N 30309) (далее — СанПиН 2.6.1.2612-10).

К применению ТСТК, в состав которых входят источники ионизирующего излучения, включая генерирующие, допускаются должностные лица, отнесенные в соответствии с СанПиН 2.6.1.2612-10 к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения и по радиационной безопасности, инструктаж по радиационной безопасности и медицинское освидетельствование.

5. При применении ТСТК должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда.

6. Таможенный контроль с применением ТСТК проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.

7. Применение ТСТК осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией.

8. ТСТК применяются при проведении таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками (в том числе без разработки и утверждения профилей рисков), а также для обеспечения радиационной безопасности должностных лиц таможенных органов.

9. ТСТК применяются при таможенном контроле:

товаров, находящихся под таможенным контролем;

транспортных средств;

товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Евразийского экономического союза (далее — Союз), товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, товаров для личного пользования, выпущенных в свободное обращение, а также товаров, которые сохранили статус товаров Союза при их обратном ввозе на таможенную территорию Союза, — в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2021 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза») (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 47, ст. 6843);

товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования;

таможенных и иных документов, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации, а также сведений, содержащихся в таких документах;

деятельности лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

сооружений, помещений (части помещений) и (или) открытых площадок (части открытых площадок), предназначенных для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенных для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенными для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля.

Конструктивные особенности

Тактико-технические характеристики ИДК обеспечивают:

  1. Возможность визуализации и распознавания содержимого в проверяемых объектах.
  2. Определение степени загруженности контейнеров.
  3. Осмотр пространственного местонахождения предметов, устройств, разных веществ в упаковке.
  4. Координатную привязку выявленных элементов к участкам расположения.
  5. Возможность распознавания объектов, выполненных из различного материала (органические соединения, металлы и проч.).
  6. Просмотр конструктивных пространств и полостей между стенками, полом, потолочными перекрытиями контейнера, железнодорожного вагона, узлами автомашин.

Инспекционно-досмотровая аппаратура позволяет проводить фрагментарный, детальный осмотр конкретных зон проверяемого объекта и предметов, присутствующих в нем, увеличение изображений в несколько раз. Один крупногабаритный объект исследуется с помощью ИДК в течение 15-20 мин.

Мобильный инспекционно-досмотровый аппарат

Он считается одним из современных средств контроля. Проверка объектов с его помощью не создает никаких угроз для товаров и транспорта. Для сканирования используется ионизирующее излучение, которое не провоцирует наведенной активности. По окончании проверки объект не становится радиоактивно опасным. Защита населения от излучения обеспечивается установлением зоны ограниченного доступа. Пребывание в ней посторонних лиц во время работы инспекционно-досмотрового комплекса запрещено и контролируется сотрудниками таможенной службы.

В большинстве случаев установка стационарных аппаратов нецелесообразна. Это обуславливается высокой результативностью мобильных ИДК при решении оперативных задач. Использование таких комплексов существенно увеличивает скорость выполнения таможенных процедур, сокращает продолжительность контроля. Для развертывания мобильного ИДК требуется от 15 до 60 мин. Мобильные комплексы подразделяются на низко-, высоко- и среднеэнергетические. Последние два вида используются при решении оперативных задач при досмотре полностью загруженных транспортных средств и контейнеров.

Методы и технические средства таможенного досмотра и поиска.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОИСКА И ДОСМОТРА.

Технические средства поиска тайников и конкретных видов предметов ТПН товаров промышленного назначения

1. Технические средства поиска тайников и сокрытых вложений

· Технические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля

· Технические средства локации тайников и сокрытых вложений

· Специальные меточные средства

2. Технические средства поиска конкретных видов предметов ТПН

· Технические средства поиска оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств

· Технические средства поиска наркотических веществ

· Технические средства поиска взрывчатых веществ

· Технические средства поиска драгоценных камней

· Технические средства поиска драгоценных металлов

· Технические средства поиска ядовитых и отравляющих веществ

Примерами ТСП являются:

а) металлодетекторы — электронные приборы, позволяющие обнаруживать предметы из черных и цветных металлов; бывают портативные, переносные и стационарные;

б) зеркала досмотровые — телескопические держатели с набором сменяемых зеркал разных форм и размеров; применяются с ручными осветительными приборами для досмотра днищ автотранспортных средств, а также со специальными крючками для изъятия предметов из труднодоступных мест в транспортных средствах;

в) щупы досмотровые — металлические стержни особой закалки разных диаметров и длины, бывают с отверстием специальной формы для забора проб из вложений прокалываемых объектов (мягких и картонных упаковок, сидений в транспортных средствах, сыпучих грузов и т.д.);

г) эндоскопы — оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей, заполненных различными, в т.ч. и агрессивными, жидкостями. Изготавливаются в трех модификациях: «жесткие» (бароскопы) — металлические трубочки разной длины и диаметра с встроенной системой оптических жесткозакрепленных элементов и световолоконным жгутом подсветки, «гибкие» (флескоскопы), выполненные на основе волоконной оптики и имеющие два световолоконных жгута — для подсветки и непосредственного обзора исследуемого пространства, а также «полужесткие».

Недостатки ИДК

Мобильные инспекционно-досмотровые аппараты позволяют получить рентгеновские изображения только в одной проекции. При этом нельзя различить с помощью цветового выделения материалы, из которых выполнены объекты и части ТС. Эти функции есть у рентгеновских установок, используемых при проверке сопровождаемого багажа граждан. Указанное обстоятельство значительно ограничивает возможности мобильных комплексов в обнаружении скрытых вложений. Двухпроекционная система рентгеновского излучения присутствует в стационарных инспекционно-досмотровых комплексах. Она позволяет получить изображение в двух плоскостях – сверху и сбоку. Такая функция способствует оперативному обнаружению взрывчатых веществ, наркотических средств, взрывных устройств, оружия и прочих предметов, запрещенных к транспортировке через границу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]