Формы таможенного контроля: виды, порядок и методы — документальное и фактическое контролирование


ГлавнаяТаможенное оформлениеТаможенный контроль

Таможенный контроль (ТК) – одна из основных функций таможенных органов. Она связана с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования. Органами исполнительной власти, на которые возложены функции таможенного контроля являются структурные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, управления Центрального аппарата ФТС РФ (подробнее).

Уровни таможенных органов по компетенции в сфере осуществления таможенного контроля товаров
ТактическийНизовой уровень. Контроль на этом уровне осуществляют таможенные посты и таможни. Именно они определяют области риска, характерные для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц и конкретных грузов.
ОперативныйСредний уровень. Контроль на этом уровне осуществляют региональные таможенные управления (РТУ) ФТС РФ. Они определяют локальные области риска в отношении отдельных лиц, товаров или таможенных органов, распределяют компетенции подведомственных подразделений низового уровня.
СтратегическийВысший уровень. Управление таможенным контролем осуществляет ФТС РФ. Здесь определяются области риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков. Анализ таких рисков позволяет в дальнейшем разрабатывать и внедрять меры по предотвращению нарушений законодательства и минимизации их последствий.

Перед подразделениями ФТС РФ поставлены цели таможенного контроля.

Цели таможенного контроля

Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Цели таможенного контроля:

  • Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
  • Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
  • Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
  • Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
  • Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.

Документы и информация для таможенного оформления груза в таможнях РФ

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Истребовние документов

Инспекторы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, базами и банками данных автоматизированных систем компании, коммерческими документами и другой информацией, относящейся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами (ст. 134 ТК ТС). Таможенники могут истребовать документы только письменно, а вот знакомиться с бумагами инспекторы имеют возможность как на своей территории, так и в помещениях фирмы. Этот вопрос руководитель проверяющей группы согласовывает с представителем компании. Если таможенники захотят изучать бумаги у себя, они должны составить акт приема-передачи и перечислить в нем все документы, которые планируют забрать.

Если на счетах фирмы недостаточно денег для оплаты санкций, таможенники вправе взыскать платежи за счет неоплаченных товаров, еще не выпущенных для свободного обращения. В других случаях начальник таможни может обратить взыскание на другое имущество фирмы.

В Таможенном кодексе ТС не установлен период, в течение которого фирма обязана представить документы. Его определяют сами ревизоры. Главное, чтобы у проверяемых было достаточно времени для выполнения требования (п. 2 ст. 98 ТК ТС). Обратите внимание: срок проверки в период собора бумаг не засчитывается. Если вы не укладываетесь во время, установленное инспекторами, уведомите их об этом письменно. В случае, когда требование отправлено вам по почте, считается, что оно получено на шестой день с даты отправки. А значит, к сроку, установленному ревизорами, вы можете прибавить и эти дни. Однако в такой ситуации лучше проинформировать таможню (хотя бы по телефону) о продлении срока. Иначе инспекторы могут завести административное дело. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя фирмы или предпринимателя. В противном случае, таможенники могут составить протокол по статье 19.7 КоАП РФ. Решение о штрафе принимает суд. Размеры санкций для фирмы составят от 3000 до 5000 рублей, для предпринимателей и должностных лиц – от 300 до 500 рублей. Обратите внимание: если вы не представите документы в ходе камеральной проверки, таможенники назначат выездную, если чиновники опять не будут удовлетворены, они могут арестовать товары.

Документы, необходимые для таможенных целей, должны храниться пять лет. Если этих бумаг у вас нет, инспекторы, скорее всего, предложат вам их восстановить. В случае отказа ревизоры не имеют права вас наказать, однако четко прописанных санкций за это в законе нет. А вот самостоятельно рассчитать суммы платежей, подлежащие взысканию таможней, в такой ситуации они могут. Заодно и оштрафуют за просрочку уплаты по статье 16.22 КоАП РФ.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Промежуточный акт

Обнаружив в ходе проверки признаки преступления, инспекторы обязаны передать материалы в полицию или правоохранительный блок таможни для возбуждения уголовного дела. Если найдено административное нарушение, инспекторы должны оформить протокол или возбудить (и провести) административное расследование.

Кроме того, ревизоры обязаны незамедлительно составить промежуточный акт (на момент выявления нарушения или преступления), в котором предварительно рассчитать суммы таможенных платежей, подлежащие уплате. Отправив этот документ начальнику таможни, инспекторы продолжают проверку.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Изъятие и арест товаров

Арестовать продукцию таможенники могут, если обнаружат:

  • что на товарах отсутствуют специальные марки или другие способы обозначения, подтверждающие, что они ввезены в Россию легально;
  • что в документах фирмы нет сведений о выпуске товаров или эти сведения недостоверны;
  • что фирма использует условно выпущенные товары не в тех целях, в связи с которыми ее освободили от уплаты таможенных платежей.

Имейте в виду: перед тем как арестовать или изъять товары, таможенники обязаны предъявить постановления об этом и пригласить двух понятых, а после – составить протокол. Процедура проводится в присутствии представителя фирмы или предпринимателя.

Арестованное имущество передается на хранение их владельцу. Он может ими пользоваться, если получит разрешение начальника таможни. Инспекторы вправе изъять арестованные товары, если будут сомневаться в их сохранности (ч. 4 ст. 183 Закона о таможенном регулировании в РФ). Товары, запрещенные к ввозу или обороту в России, ревизоры обязаны изъять в любом случае.

Имейте в виду: перед тем как арестовать или изъять товары, таможенники обязаны предъявить постановления об этом и пригласить двух понятых, а после – составить протокол. Процедура проводится в присутствии представителя фирмы или предпринимателя.

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) – это действия таможенных органов, направленные выявления и предотвращения нарушений законодательства. Этот вид контроля проводится после пересечения таможенной границы и называется «последующим». Для его проведения в 2012 году образовано специальное таможенное управление. Проверке подлежит:

  • достоверность сведений, заявленных при декларировании товаров;
  • целевое использование товаров и соблюдение ограничений в случаях, связанных с условным выпуском, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Все предоставленные сведения сопоставляются с полученными из бухгалтерских проверок, отчётов, банковских проводок и другой информацией. Согласно ст. 311 ТК ЕАЭС таможенному контролю подлежат не только товары, документы, но и деятельность лиц, оказывающих таможенные услуги, например, декларант или таможенный представитель, а также деятельность СВХ и магазинов беспошлинной торговли. Целью таможенного контроля является выявление нарушений, защита внутреннего рынка РФ, предотвращение незаконного оборота товаров. В ходе контроля выявляются нарушения на значительные суммы, исчисляемые миллиардами, а из незаконного оборота изымаются и уничтожаются тонны товаров. Кроме того, при ТКПВТ проводят другие формы проверки: контролируют выполнение требований законодательства по обязательной маркировке товара. Вводимая в России обязательная маркировка товара позволяет решать задачи, связанные с предотвращением незаконного оборота товаров, контрафакта и контрабанды.

Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров

Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления осуществляется до истечения 3 лет. Кроме того, таможенные органы, согласно ТК ЕАЭС, вправе проводить контроль до истечения периода нахождения товара «под таможенным контролем». Этот период может продолжаться, согласно ст. 14 ТК ЕАЭС, до наступления различных обстоятельств, например, до приобретения статуса «товар союза», до вывоза товара с таможенной территории, уничтожения, до признания товара производственными потерями, до признания товара непригодным для коммерческого использования, до завершения процедуры транзит и некоторые другие. Кроме того, ТКПВТ может проводиться относительно товаров, выпущенных условно. Законодательно установлен порядок, обеспечивающий обмен информацией между таможенными и налоговыми органами и органами внутренних дел. Таможенный контроль после выпуска товаров может быть проведён в случае выявления нарушений таможенного законодательства.

Проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров

Проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров связаны с необходимостью повышения эффективности таможенного контроля в целом. Необходимо поднять уровень таможенного контроля таким образом, чтобы нарушения законодательства потеряли экономическую целесообразность. С этой целью происходит подбор методов и форм проведения таможенного контроля. Создание системы непрерывного контроля позволит сократить время ожидания на границе.

Личный таможенный досмотр

Исключительный способ, применяемый в отношении физических лиц в ситуациях, когда у работников таможни есть основания подозревать, что субъекты, пересекающие территориальные границы, умышленно скрывают товары, транспортируемые с нарушением действующих законодательных норм. С правовой точки зрения это одна из самых тщательно регулируемых процедур, поскольку она фактически затрагивает основополагающее конституционное право человека на неприкосновенность личности.

К числу факторов, выступающих поводами для применения данного вида контроля в таможенных органах, относят:

  • Информацию о скрываемых объектах.
  • Сведения, подтверждающие факт передачи предметов с основной территории на транзитную, или же в обратном направлении.
  • Оперативные сводки, уведомляющие о планируемых нелегальных перевозках, связанных с транспортировкой изъятых из свободного оборота товаров.

Право принятия окончательного решения остается за руководителем органа (в случае отсутствия — за его непосредственным заместителем), и осуществляется в письменной форме: через составление отдельного акта, либо путем наложения резолюции на входящий рапорт.

Таможенная проверка после выпуска товаров

Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.

Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.

Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.

Как проходит проверка

В процессе выездной проверки таможенники могут: осматривать товары, помещения и территорию фирмы, проводить инвентаризацию товаров по правилам, аналогичным для налоговых инспекций, арестовывать и изымать товары, получать пояснения, проверять маркировку, назначать экспертизу товаров, привлекать специалистов, брать образцы и пробы, а так же использовать средства для идентификации товаров.
Имейте в виду: каждое из этих действий таможенники вправе провести не только в рамках проверки, но и отдельно. Мероприятия, планируемые инспекторами, должны быть перечислены в решении о проведении выездной проверки. Правильно оформленные результаты ревизии суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам (ст. 134 Таможенного кодекса ТС).

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Пример

Таможенники провели в ООО «Пассив» проверку по факту возможной продажи недекларированной компьютерной техники, хранившейся на складе фирмы. Документов, подтверждающих этот факт, инспекторы не нашли. Директор фирмы заявил, что вся недекларированная компьютерная техника, хранившаяся на их складе, была украдена.

Тогда таможенники провели осмотр персональных компьютеров работников фирмы. В осмотре участвовал специалист по программированию и компьютерной технике. Именно он обнаружил и восстановил удаленное электронное сообщение, в котором проверяемая фирма предлагает предпринимателю Сергеевой приобрести компьютерную технику. Ее характеристики (заводские и серийные номера, изготовитель и пр.) совпадали с якобы украденной компьютерной техникой.

Через налоговую инспекцию таможенники разыскали предпринимателя Сергееву и провели у нее встречную проверку. В результате были найдены документы, подтверждающие, что предприниматель приобрела у ООО «Пассив» компьютеры соответствующих характеристик. Сергеева этот факт подтвердила.

Таможенники оштрафовали фирму по статье 16.21 КоАП РФ за продажу недекларированного товара.

Порядок проведения таможенного контроля

На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.

Формы таможенного контроля:

  • Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
  • Проверка документов и сведений;
  • Таможенный осмотр товаров и транспорта;
  • Таможенный досмотр товаров и транспорта;
  • Личный таможенный досмотр;
  • Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • Таможенная проверка.

Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.

Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:

  • При декларировании соблюдены все формальности;
  • Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
  • Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
  • В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.

При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).

Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.

Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).

При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.

Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.

Степени таможенного досмотра

  1. Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
  2. Взвешивание (полное или выборочное);
  3. Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
  4. Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
  5. Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
      Без взятия проб и образцов;
  6. С взятием проб и образцов;
  7. Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.

Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.

Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.

  1. Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
  2. Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
  3. Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.

Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).

Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.

Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?

  1. Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД. Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица.
  2. Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
  3. Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
  4. Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
  5. К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу. Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники.
  6. Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
  7. После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.

Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.

  1. При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
  2. ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
  3. Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
  4. Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.

Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.

Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).

Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.

Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).

Таможенный осмотр проводится:

  1. На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
  2. В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
  3. На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.

Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).

Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.

При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:

  • Проводить устный опрос;
  • Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
  • Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
  • Использовать технические средства;
  • Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
  • Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
  • Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
  • Вести таможенное наблюдение.

Суть и виды процедур

Устный опрос представлен отдельной формой контроля на таможне. Ее используют в случае выполнения оформления товаров, транспорта на таможне. Суть процедуры заключается в получении органами таможни требуемой информации от физлиц, уполномоченных относительно перемещаемых грузов, транспорта граждан устно. Объяснения не требуют письменного оформления.

Существует ограничение устного опроса посредством выполнения оформления на таможне, которое обуславливается передвижением через границу продукции, транспорта.

Технические средства таможенного контроля

Для повышения эффективности, сокращения временных и трудовых затрат при проведении ТК могут быть использованы технические средства таможенного контроля (ТСТК): приборы, инструменты, устройства. Порядок их использования регламентируется законодательством. Чаще всего используют специальные зеркала, видеоскопы, щупы и рентгеновские установки. Разнообразие ТСТК очень велико, это обусловлено изощрённостью контрабандистов, пытающихся тайно провезти груз. Техника постоянно совершенствуется, появляются новые средства, новые способы обнаружения контрабанды. Но, как и прежде активно используется обыкновенная рулетка и весы. Сложные устройства позволяют быстро установить состав материала, из которого сделаны украшения.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.

Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.

Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.

Получение объяснений

В ходе контрольного мероприятия таможенники могут потребовать от сотрудников фирмы письменные пояснения (ст. 113 ТК ТС). Имейте в виду: речь идет не о показаниях в рамках административного или уголовного дела, а о том, чтобы уточнить, прояснить какие-то нюансы, возникающие в процессе проверки. Если же инспекторы начнут задавать вам вопросы об обстоятельствах нарушения или преступления, вы можете им отказать. Для сбора такой информации существуют свои процедуры, установленные в КоАП РФ и УПК РФ. Помните, что вы вправе не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ).

Суд вправе использовать пояснения как доказательства в уголовном или административном деле (ст. 171 Закона о таможенном регулировании в РФ). За отказ от дачи пояснений предусмотрен штраф для предпринимателей и должностных лиц фирмы в размере от 300 до 500 рублей, для других сотрудников – от 100 до 300 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Чтобы проверить, соответствуют ли сведения о товарах, заявленные при декларировании, фактическим данным, ревизоры могут провести таможенный досмотр. В Таможенном кодексе ТС предусмотрены две формы этого мероприятия: таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС) и таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС). Если инспекторам не потребуется вскрывать транспортные средства или нарушать упаковку товара, то они проведут таможенный осмотр, а если нужно выполнить более детальное изучение – то это будет называется уже таможенный досмотр. При досмотре должен присутствовать предприниматель или руководитель фирмы либо их представители. Если по каким-то причинам они не могут находиться рядом с ревизорами, то проверяющие обязаны пригласить двух понятых (п. 6 ст. 116 ТК ТС).

Обычно досматривается не весь товар, а примерно 10 процентов от общего числа каждого наименования. Если таможенники обнаружат нарушения, то проверят имущество в большем объеме.

Обычно досматривается не весь товар, а примерно 10 процентов от общего числа каждого наименования. Если таможенники обнаружат нарушения, то проверят имущество в большем объеме.

В ходе досмотра таможенники могут разрывать, ломать, спиливать и т.п. товары и их упаковку, вскрывать и разбирать транспортные средства. Однако такие действия требуются не всегда. Как правило, инспекторы обходятся частичной распаковкой проверяемого имущества. Таможенный досмотр может проводиться с конкретной целью – найти запрещенное (ограниченное) к ввозу или перемещенное с сокрытием от таможенного контроля имущество. Сведения о таком товаре ревизоры обычно получают оперативным путем, то есть при помощи своих агентов, случайного перехвата информации и т.д. Хотя иногда «товар-нарушитель» обнаруживается на таможенной границе. После досмотра инспекторы должны составить акт.

Услуги прохождения таможенного контроля

Наша оказывает услуги по прохождению таможенного контроля и услуги таможенного брокера — представителя любым участникам ВЭД на любых таможнях и таможенных постах России.

Мы предоставляем следующие виды услуг:

  • Помощь при сборе товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, сертификатов происхождения, деклараций о соответствии и т.д.);
  • Заполнение и подача таможенной декларации;
  • По поручению клиента представляем его интересы на СВХ и таможне, присутствуем при таможенных осмотрах и досмотрах;
  • Производим подсчет таможенных платежей и по поручению клиента оплачиваем их на таможню.

Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Взятие проб и образцов

Чаще всего инспекторы отбирают образцы товаров, когда проводят инвентаризацию или досмотр, чтобы определить место происхождения, марку, сорт, качество, состав, свойства товара, его принадлежность к наркотическим или психотропным веществам и т. п. Пробы и образцы берутся в минимальном количестве, достаточном, чтобы провести их анализ.

Предприниматель или представитель фирмы вправе присутствовать при отборе. Однако таможенники могут провести это мероприятие и без них, но пригласив двух понятых (ст. 144 ТК ТС). Отбор образцов оформляется актом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]