Таможенный контроль, в общем виде – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
- товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;
- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
- лиц, пересекающих таможенную границу;
- помещений или открытых площадок, предназначенных для складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, либо используемых уполномоченными экономическими операторами.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится должностными лицами таможенных органов путём:
- проверки факта выпуска товаров,
- проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении,
- а также контроля целевого использования товаров (в случае, если товары выпущены условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, предоставление которых сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами).
Налоговые органы, органы внутренних дел и иные правоохранительные и государственные органы, информируют таможенные органы об имеющихся у них материалах о нарушениях таможенного законодательства, в порядке, определяемом соглашениями с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В целях совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и укрепления международной безопасности осуществляется сотрудничество с международными организациями и таможенными службами иностранных государств.
Формы таможенного контроля
Согласно статье 322 Таможенного кодекса ЕАЭС, существуют семь форм таможенного контроля:
- получение объяснений заключается в получении таможенными органами сведений необходимых для проведения таможенного контроля;
- проверка таможенных, иных документов и (или) сведений заключается в проверке определенного перечня документации, с целью выявления несоответствий и нарушений в них;
- таможенный осмотр – это форма контроля, при которой проводится визуальный осмотр товара, транспорта, грузовых емкостей, пломб;
- таможенный досмотр, заключается в том, что по мимо внешнего осмотра проводится вскрытие упаковок, контейнеров и других грузовых емкостей, с целью более углубленного изучения товара;
- личный таможенный досмотр применяется только в отношении физических лиц;
- таможенный осмотр помещений и территорий специализируется на визуальном осмотре таможенных складов и хранилищ;
- таможенная проверка – это форма контроля, которая проводится таможней уже после выпуска товара. О данном типе следует сказать подробнее.
Основными принципами таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств являются:
- законность, гласность и доступность информации по вопросам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
- обоснованность, позволяющая обеспечить равенство участников внешнеэкономической деятельности при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров;
- выборочность, позволяющая, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
- объективность и независимость решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
- гармонизация методов и порядка проведения таможенного контроля после выпуска товаров с общепризнанными международными нормами и практикой;
- исключение неоправданного вмешательства и нанесения ущерба предпринимательской деятельности проверяемых лиц;
- единство системы таможенного контроля после выпуска товаров и единообразие применение законодательства при его организации и проведении.
Что такое таможенный контроль
Таможенный контроль – это перечень действий, которые проводят таможенные органы для обеспечения законности проводимого оформления.
При проведении проверок ведомство руководствуется принципом выборочности, которая основывается на системе управления рисками. Таможенный контроль ограничивается достаточными для того или иного случая мерами, не прибегая к нецелесообразным методам.
Таможенный контроль после выпуска товаров регулируется главой 16 и главой 19 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Объектами осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств являются:
1) товары и транспортные средства, выпущенные на территорию ЕАЭС в свободное обращение;
2) товары и транспортные средства, выпущенные на таможенную территорию ЕАЭС условно;
3) товары и транспортные средства, вывезенные с таможенной территории ЕАЭС;
4) товары иностранного происхождения, находящиеся в гражданском обороте на территории ЕАЭС;
5) деятельность лиц в области таможенного дела.
При выборе объектов проверки таможенные органы осуществляют всесторонний анализ по многим критериям: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и т. д.
Основные преимущества
Таможенный контроль после выпуска товара утвердили в 2012 году. С тех самых пор данная задача стала приоритетной для ФТС. За все время своего существования данная стратегия показала свою эффективность в нескольких аспектах:
- сокращение расходов участников ВЭД, связанных с хранением товара, простоев;
- снижение количества досмотров;
- снижение времени таможенного оформления. Поскольку глубокий контроль непосредственно на самом таможенном пункте сейчас осуществляется выборочно. В тех случаях, когда на подобную проверку есть достаточные основания. Время проведения затаможки и растаможки грузов существенно снизилось;
- только за 2021 год, с помощью проведения контроля после выпуска товаров были выявлено нарушений на общую сумму 26.2 млрд рублей. С каждым годом, методы проверок совершенствуются. По сравнению с 2018 годом эффективность одной проверки возросла в два раза и составила 7.7 млн рублей.
Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, оптимизация, технологии, Евразийский экономический союз, подразделения ТКПВТ, внешнеэкономическая деятельность.
На современном этапе развития взаимоотношений между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на реализацию принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, в том числе в целях профилактики правонарушений.
Данный принцип предполагает более упрощенный и эффективный процесс организации таможенного контроля после выпуска товаров [2].
Таможенный контроль после выпуска товаров представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров и при обороте товаров ввезенных на таможенную территорию, посредством проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле [6, с. 8].
Произошедшие в последние несколько лет изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронули ранее твердо устоявшиеся закономерности и тенденции. Под ними можно подразумевать: изменение перечня стран, с которыми РФ поддерживает партнерские отношения, структуры внешнеторгового оборота, логистики движения товаров и сокращение объемов таможенного декларирования товаров.
К основным факторам, обусловившим указанные изменения, можно отнести следующие:
1) влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций;
2) корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза [4, с. 50].
Уже сегодня даны отдельные упрощения ряду участников ВЭД на этапе деятельности с последующим проведением мониторинга и контролем на этапе после выпуска товаров. В рамках такого подхода по результатам анализа показателей деятельности участников ВЭД, осуществляется их категорирование, исходя из потенциальных рисков нарушения таможенного законодательства.
В основе работы по пресечению нарушений в сфере таможенного дела и обеспечения полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, лежит внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Плодотворное взаимодействие налажено с ФНС России, особенно в части выбора объектов контроля, а также выявления взаимосвязанных нарушений в сфере ВЭД, борьбы со схемами уклонения от уплаты платежей [3].
В настоящее время уровень межведомственного взаимодействия кардинально изменился. Евразийской экономической комиссией проводится работа по интегрированию информационных систем таможенных служб государств-членов ЕАЭС и иных государственных органов на основе интегрированной информационной системы ЕАЭС. Это делается для обеспечения «прослеживаемости» движения товаров от момента пересечения таможенной границы ЕАЭС до их конечного потребителя.
Направления оптимизации проведения таможенного контроля после выпуска товаров:
1) взаимодействие с бизнес сообществом, представители которого принимают самое активное участие в обсуждении новелл таможенного законодательства и выработке предложений по совершенствованию таможенных технологий в сфере таможенного контроля после выпуска товаров;
2) возможность применения аудиторских заключений в ходе таможенного контроля. Аудиторское заключение может являться дополнительным источником информации об общем состоянии организации, либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе ВЭД, а также о финансовой устойчивости и о качестве внутреннего контроля. Такая информация, несомненно, может использоваться при проведении таможенными органами анализа деятельности участников ВЭД при определении уровня риска и их категории (рис. 1);
3) разработка технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений, прорабатываемая ГУТКПВТ совместно с иными подразделениями ФТС России;
Рис. 1. Возможности применения аудиторских заключений в ходе проведения таможенного контроля
4) применение технологии «электронной камеральной проверки», которая позволит значительно сократить время проведения такой проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. В прошлом проверочная деятельность строилась на проведении точечных проверок, без анализа влияния результатов проверок на декларирование идентичных или аналогичных товаров, либо на отрасль в целом (рис. 2);
Рис. 2. Камеральная таможенная проверка на основе электронного документооборота
5) применение комплексного подхода. Он заключается в том, что при подготовке и проведении таможенной проверки мы учитываем взаимосвязанные факторы, создавшие условия для нарушения таможенного законодательства, осуществляем активное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Одним из инструментов реализации комплексного подхода при проведении таможенного контроля после выпуска товаров является механизм внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие с крупными бизнес сообществами, основанное на заключенных с ФТС России соглашениях;
6) проведение комплексных проверочных мероприятий в отдельных отраслях рынка, затрагивающих одновременно несколько регионов Принятые меры, в число которых входили законодательные инициативы и технические решения, способствовали запуску механизмов самоконтроля и декриминализации отраслей, созданию открытой и добросовестной конкуренции.
По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок.
В 2014 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 6 684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 2015 году их число составило: 4782 таможенные проверки, их них результативные – 3973 [1].
Анализируя данные прошедших лет, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика проведения таможенного контроля после выпуска товаров, с каждым годом увеличиваются суммы доначисленных и взысканных таможенных платежей, а также улучшаются результаты проверочной деятельности таможенных органов (рис. 3).
Рис. 3. Доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов, млрд. руб. [1]
На основе мероприятий, проведенных подразделениями ТКПВТ, за январь-июнь 2021 года осуществлено 3412 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки 2087, в том числе проверок по признакам нарушения законодательства 1693 (результативных – 1 508, результативность – 89,1%).
Процент взыскания составил 48,8%, что на 12,3% больше, чем за январь-июнь 2015 года (36,5%). За январь-июнь 2021 года по результатам проверочной деятельности подразделений ТКПВТ возбуждено 2 095 дел об АП и 143 уголовных дела, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 780,7 млн. рублей, взыскано 90,1 млн. руб. [1].
В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.
Статистика показывает стабильный на протяжении периода исследования рост показателей работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. ФТС России стремится к упрощению таможенных процедур и снижению административной нагрузки на участников ВЭД, что в конечном итоге приведет и к сокращению времени, затрачиваемого участниками внешнеэкономической деятельности на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС. Тем более, что в настоящее время приоритетом работы в рамках контроля после выпуска «является не сумма доначисленных платежей, а сумма взысканных, потому что разница между этими цифрами вызывает задолженность перед государством» [5].
Особая важность рассматриваемого направления деятельности таможенных органов ставит вопрос о необходимости выработки комплекса задач, направленных на повышение эффективности и совершенствование организации деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.
Обеспечение реализации развития таможенного контроля после выпуска товаров возможно при осуществлении следующих мер:
1) совершенствование существующего механизма постконтроля и внедрение новых подходов к проведению проверочных мероприятий на основе учета мирового опыта стран-членов ВТамО;
2) применение системного подхода к организации таможенного контроля после выпуска товаров при выборе объектов проверок для получения результата с необходимым экономическим эффектом;
3) автоматизация аналитических работ и технологий контроля после выпуска товаров.
Таким образом, эффективность организации и результативность применения таможенного контроля после выпуска товаров является одной из важнейших задач таможенной службы Российской Федерации. Осуществление внешней торговли, упрощение таможенных правил в условиях обеспечения экономической безопасности и пополнения федерального бюджета обуславливают разработку мер по модернизации и совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров. В том числе это касается разработки проектов стандартов, методик проведения аудита в таможенной сфере, форм отражения результата, внесения изменений в КоАП России по составу нарушений и мерам ответственности аудиторов за недостоверное представление сведений. Также необходимо формирование перечня и порядка аккредитации аудиторов и требований в целях контроля уровня их квалификации для аудирования вопросов в сфере таможенного дела.
Литература:
- Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2015 год [Электронный ресурс] URL: https://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23257:————2015-&catid=343:2012-08-09-12-59-58&Itemid=1830&Itemid=2268 (дата обращения: 10.10.2016).
- Кокнаева М.Д. Система таможенного контроля после выпуска товаров в РФ / Сборник материалов международной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития теории и практики экономики таможенного дела». М., 2013. С. 73-77.
- Немирова Г.И., Костин А.А., Костина О.В. Актуальные проблемы системы таможенного контроля и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе // Таможенное дело. 2021. № 4. С. 11-15.
- Петров А. В., Рябинская Н. В. Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов // Молодой ученый. 2021. №10.1. С. 50-54.
- Селезнев В. Таможенный контроль: Результаты и перспективы // Таможня. 2021. № 6 [389].
- Тунтаев Р. И., Трубицын К. В., Чекушкин Е. В. Таможенный контроль после выпуска товаров. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. 128 с.
Основные формы контроля после выпуска
По данным Уральского таможенного управления за 2021 год основными формами постконтроля по количеству были:
1. Осмотр помещений и территорий — 41%
2. Таможенная проверка — 26%
3. Получение объяснений — 22%
4. Таможенный досмотр — 10%
5. Таможенное наблюдение — 0,9%
6. Таможенный осмотр — 0,1%
Самой эффективной формой таможня считает проверку. Именно по результатам таможенной проверки взыскивают крупные суммы денежных средств. Поэтому в отчетах по таможенному постконтролю первым выделяют количество проведенных таможенных проверок и среднюю сумму доначислений по ним. Ниже данные за четыре года.
Как читать статистику на примере 2021 года — таможня провела 2 437 проверок, средняя эффективность проверки составила 2,4 млн. рублей. Данные за 2021 года указаны за 9 месяцев.
В 2021 году таможня доначислила в результате таможенных проверок 24 млрд. рублей. Средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн. рублей, что в 2 раза больше показателя 2021 года.
«Контроль после выпуска стал очень весомым и солидным фискальным инструментом Федеральной таможенной службы», — подметил первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов на Международном таможенном форуме. Добавил, что долю электронных проверок после выпуска повысят с 5% в 2021 году до 40% в 2024 году. Таможня будет активно развивать постконтроль, и вот почему.
Помимо эффективного пополнения бюджета с помощью постконтроля таможня увеличит скорость выпуска грузов. Расширит количество автоматически выпущенных деклараций, а вторичную проверку перенесет на контроль после выпуска. В ближайшие 5 лет компании будут чаще получать запросы от таможни, когда товар уже будет выпущен и продан.
Оформляйтесь с «Авангард Директ», чтобы проходить таможенный контроль с профессионалами.
Три новых направления постконтроля
Таможня развивает контроль после выпуска с помощью массива накопленных данных о действиях компаний и прогнозирования на их основе.
Цифровой двойник
Цифровой двойник — технология, которую используют в разных областях. Так, порт Роттердам внедряет цифрового двойника, чтобы предсказывать поведение всех операций в порту. Технология будет анализировать тип судна, погодные условия, загруженность и выдавать прогнозное время на выгрузку. Затем оптимизирует заход судна, чтобы сократить затраты.
Так и таможня будет прогнозировать действия компаний. Цифровой двойник — цифровая копия участника ВЭД, на которую накладываются данные ранее выявленных нарушений и активность компании вне таможенной системы.
Цифровая копия призвана информировать таможню о возможном нарушении, которое не выявила система управления рисками во время выпуска товара. По мнению таможни технология будет точно определять объект контроля после выпуска. Это повысит собираемость платежей в бюджет и исключит нагрузку на добросовестный бизнес.
Таможенный мониторинг и аудит
Таможенный мониторинг – наблюдение за деятельностью компаний, занимающихся ВЭД, с сопоставлением данных вне таможенной системы.
Таможня планирует сопоставлять таможенные данные с налоговыми рисками, налоговыми характеристиками компаний, данными из ветеринарных, фитосанитарных контролей, технических регуляторов. Так составлять объемную цифровую картину компании, чтобы находить «аномалии» в её деятельности.
Таможенный аудит предложил бизнес, который хочет добровольно проходить аудит как при выходе компании на IPO. Таможня будет использовать эти данные для изучения компании и внедрения системы управления рисками.