Основные функции и права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля


Исторический очерк развития таможенного законодательства

Пошлины с продаваемых предметов, как подтверждают историки и правоведы, взимались на Руси с давних времен. Одни ученые связывают этот процесс с введением христианства, другие отмечают, что пошлины взимались и ранее. Определенная регламентация отдельных вопросов таможенного дела представлена в Русской правде.

Образование централизованного государства (центр- Москва) сопровождалось разработкой единой торговой и таможенной политики. Основными источниками таможенного права стали уставные грамоты великих князей.

Вопросы таможенного обложения нашли отражение в Судебнике 1550 г. Соборное уложение 1649 г. уже подробно регламентирует процедуру обжалования незаконных действий сборщиков пошлин, определяет санкции за несоблюдение таможенных правил. Принятие в 1653 г. Торгового устава знаменовало переход от разнообразных таможенных сборов к единой рублевой пошлине. Кроме того, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних, а льготы и привилегии для иностранных торговцев отменены.

В Новоторговом уставе (1667 г.) был закреплен принцип национального предпочтения в торговле; получили регламентацию устройство таможен и таможенный обряд. Система таможенных органов учреждалась в виде нескольких звеньев (уровней). Центральные органы представляли: приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба. Все они находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях — таможенные заставы.

Таможенное законодательство петровского периода было нацелено на поощрение российского производителя. Это выразилось в запрещении ввоза товаров, которые успешно производили и поставляли на рынок отечественные производители. В то же время был усложнен вывоз из страны сырья, необходимого для мануфактур России. С именем Петра I связаны разработка первого в России таможенного тарифа (1724г.), высоко оцениваемого в российской литературе. Замысел Петра I состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского производства. Вот почему размер пошлин устанавливается в диапазоне от 3 до 75 % стоимости товара. Преемники Петра I значительно снизили размеры тарифов.

Таможенная реформа 1753 г. ликвидировала внутренние таможенные границы. Вслед за созданием пограничной стражи (1754г.) учреждаются казачья и таможенная охрана, в которой несли службу таможенные надзиратели (один на 50 верст границы) и таможенные объездчики (один на 10 верст).

Принятые в екатерининский период тарифы (1766 и 1782 гг.) характеризовались либерализацией по отношению к внешней торговле, знаменовались снижением пошлин на ввозимые в Россию товары. Дальнейшее развитие эти тенденции получили и в таможенном тарифе 1819 г. Однако жизнь показала, что русская промышленность оказалась не готова к конкуренции с европейскими товарами. Ей требовалась поддержка. Поэтому в таможенном тарифе 1822 г. нашли отражение протекционистские тенденции. Но на этом пути возникли и негативные моменты, в числе которых нельзя не отметить активизацию контрабандной торговли. Лишь частично этому препятствовало усовершенствование таможенной охраны, преобразованной в 1835 г. в пограничную службу.

Интенсивная поддержка во второй половине XIX в. многими странами идеи свободной торговли не могла не затронуть России. В 50-60-х гг. имело место стремление к дифференциации таможенных режимов. Это находит проявление в выведении ряда территорий из общих правил путем установления в них беспошлинной торговли (например, Камчатка, Приамурье, Сахалин). Эта же тенденция проявляется в снижении таможенных сборов на ряд товаров (например, на некоторые виды сырья, чай, кофе).

В названный период система таможенных учреждений определялась Таможенным уставом по европейской и азиатской торговле 1857 г. В соответствии с ним таможни учреждались по внешней сухопутной и морской границе России, хотя при этом сохранялись и внутренние таможни (Московская, Челябинская и др.). Таможни одного района объединялись в округа. Таможням подчинялись заставы. Наиболее крупные таможни имели филиалы. Устав подчеркивал самостоятельность таможенных округов, в деятельность которых не вправе были вмешиваться местные органы.

Реализация концепции свободной торговли привела в 70-е гг. к значительному превышению импорта над экспортом, что породило тревогу в промышленных кругах. Не случайно с 1876г. в таможенной политике вновь усиливаются протекционистские тенденции. В основу тарифа 1891 г. был заложен принцип равномерного покровительствования всем отраслям промышленности. Его кредо: все, что производится или может производиться в России, вправе рассчитывать на таможенную защиту.

С развитием таможенных правил и ростом таможенных пошлин интенсифицируется ввоз в страну контрабандных товаров. Таможенный устав 1892 г. признал контрабандными товары, доставляемые мимо таможни или хотя бы и представленные ей, но не отраженные в грузовых документах или в подаваемых объявлениях. Предусмотренные уставом санкции были дифференцированы в зависимости от объектов промысла.

В 1893 г. пограничная стража была выделена из Департамента таможенных сборов в Отдельный пограничный корпус. Соответствующие преобразования последовали на местах.

Таможенный устав 1910 г. наделил органы таможенного надзора правом производить по собственной инициативе обыск и выемку контрабандных товаров.

После октябрьских событий 1917 г. правительство отказалось от постепенно сложившейся таможенной политики дореволюционной России, установив декретом от 29 декабря 1917 г. государственный контроль за внешней торговлей посредством лицензирования, возложенного на Наркомат торговли и промышленности (НКТиП). Ряд товаров вообще был запрещен к вывозу. Одновременно новая власть отказалась от таможенного обложения как основного способа экспортно-импортных операций. Декретом от 22 апреля 1918 г. СНК России объявил о национализации внешней торговли. Чуть позже таможенные органы были признаны органами центральной власти и управлялись Наркоматом финансов (НКФ)2. Разработка порядка и организации таможенного дела на границе относились к совместной концепции Пограничной охраны и Департамента таможенных сборов. В июне 1918 г. Департамент таможенных сборов при НКФ был переименован в Главное управление таможенного контроля, перешедшее в подчинение НКТиП, преобразованного в 1920 г. в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Все эти мероприятии — реализация ленинских идей о государственной монополии на внешнюю торговлю. В период военного коммунизма вопросы таможенного дела не ознаменованы принятием сколько-нибудь существенных нормативных актов. Переход к НЭПу, однако, стимулировал обращение государства к таможенным вопросам. Не случайно уже 14 февраля 1922 г. был утвержден тариф по вывозной торговле, снизивший ставки пошлин на одни товары, освободив от таковых другие (например, чугун, рельсы), повысив ее на третьи. В 1924 г. тарифы были несколько либерализованы.

В декабре 1924 г. Президиумом ЦИК СССР был утвержден Таможенный устав СССР — единый кодифицированный акт, отвечающий духу централизованного управления таможенным делом. Согласно ему управление таможенным делом на всей территории страны принадлежало НКВТ, осуществляющему эту функцию через свое структурное подразделение -Главное таможенное управление (ГТУ). Это управление осуществляло разработку правил общего характера, инструкций и разъяснений к ним.

Кроме того, в его ведении находилось руководство борьбой с контрабандой на территории страны.

ГТУ подчинялись районные таможенные инспекторские управления (к 1925-1926 гг. их было в СССР одиннадцать), которые осуществляли непосредственное руководство деятельностью таможенных учреждений, надзор и контроль за исполнением ими нормативных актов.

С учетом того, что в задачи таможенных учреждений входила борьба с контрабандой, в Таможенном уставе 1924 г. были даны понятия и признаки простой и квалифицированной контрабанды, установлены меры наказания за их совершение. Можно, однако, заметить, что указанные понятия мало чем отличались от дореволюционных.

Следующий этап в развитии всесоюзного советского таможенного права — принятие 19 декабря 1928 г. Таможенного кодекса СССР.

Кодекс сформулировал главную задачу таможен как осуществление фактического контроля за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли (ст. 2). Наиболее существенное изменение в системе таможенных учреждений- ликвидация районных таможенных инспекторских управлений. Принятый в январе 1930 г. Свод таможенных тарифов СССР — основной нормативный акт в области таможенного обложения, значительная часть норм которого действовала больше 30 лет. Он, как и другие позже принятые нормативные акты в этой области, создавался в духе господствовавших тогда командно-административных методов руководства различными сферами общественных отношений. Принятый в мае 1964 г. Таможенный кодекс СССР по своей идеологии мало чем отличался от своего предшественника образца 1928 г. Пожалуй, можно отметить новеллу, согласно которой, если «…международным соглашением, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Таможенном кодексе, то применяются правила международного соглашения» (ст. 20).

С началом экономической реформы 80-х гг. стала очевидной необходимость существенной реформы таможенного дела и законодательства. С отменой монополии на внешнюю торговлю рассматриваемая сфера общественных отношений уже не могла быть урегулирована устаревшими законами. Эту роль предстояло выполнить Таможенному кодексу СССР и Закону СССР «О таможенном тарифе» (1991 г.). Указанный Таможенный кодекс юридически закрепил фактически сложившуюся к этому времени систему таможенных органов: центральный таможенный орган (Таможенный комитет) — региональные таможенные управления — таможни.

Кодификация таможенного законодательства СССР 1991 г.- существенный этап в его развитии. И хотя в связи с распадом СССР судьба ТК СССР

оказалась недолговечной, не вызывает сомнения его важное значение для кодификации таможенного законодательства Российской Федерации и других стран СНГ.

Какие задачи поставлены перед таможенным постом?

Основное функциональное назначение таможенных постов — контроль за наличием таможенной документации, проверка их содержания на предмет правильности и достоверности. Также данный орган контролирует порядок перемещения грузов через границу.

Внутренние посты таможни выполняют следующие задачи:

  • Досматривают и оформляют грузы;
  • Проводят личный таможенный досмотр;
  • Проверяют документацию и законность деятельности субъектов внешнеторговых операций;
  • Взимают пошлины и другие таможенные платежи.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]