Компрессор поршневой Remeza СБ4/С-50 В корзину В корзине. Безмасляный поршневой компрессор Remeza СБ4-270. F37-14.

Итоги работы таможенных органов в 2013 году: статистика таможенных платежей


Взимание таможенных платежей, таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в 2021 году

Перечисление таможенных платежей в доход федерального бюджета

По итогам 2021 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд. рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1%. В том числе: НДС – 1 762,8 млрд. рублей (в 2015 году – 1 643,5 млрд. рублей); ввозные таможенные пошлины – 489,8 млрд. рублей (в 2015 году – 484,2 млрд. рублей); вывозные таможенные пошлины – 2 054,1 млрд. рублей (в 2015 году – 2 780,4 млрд. рублей); акцизы при ввозе товаров – 58,8 млрд. рублей (в 2015 году – 47,5 млрд. рублей); таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, – 5,6 млрд. рублей (в 2015 году – 8,8 млрд. рублей); таможенные сборы – 16,9 млрд. рублей (в 2015 году – 16 млрд. рублей); иные платежи – 18,9 млрд. рублей (в 2015 году – минус 47,2 млрд. рублей). Общее снижение поступлений обусловлено снижением на 26,1% поступлений вывозной таможенной пошлины.
Выполнение задания по администрируемым доходам

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2011 – 2016 года


В 2021 году впервые изменилась структура доходов, администрируемых ФТС России, в сторону увеличения доли таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров, которые составили 2 316,9 млрд. рублей, что на 6,1% больше поступлений 2015 года, и превысили доходы от экспорта. В 2021 году таможенные органы продолжили в режиме эксперимента в соответствии с распоряжением ФТС России от 23 июня 2014 г. № 178-р применение технологии удаленной уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, доставляемых экспресс-перевозчиками. Сумма таможенных платежей, уплаченных физическими лицами с применением данной информационной технологии в 2016 году, составила 85,9 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2015 году. Результаты эксперимента свидетельствуют об удобстве применения технологии удаленной уплаты таможенных платежей для всех участников процесса оформления интернет-товаров: таможенных органов, таможенных представителей, а также физических лиц – получателей товаров.
Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте в доход федерального бюджета в 2011 – 2021 годах



Динамика перечислений вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2011 – 2021 годах


В 2021 году начата реализация мероприятий по централизации учета денежных средств плательщиков таможенных пошлин, налогов. Данная технология обеспечивает возможность плательщику таможенных пошлин, налогов вносить денежные средства на единый лицевой счет и использовать их впоследствии вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана таможенная декларация, что позволяет сократить время совершения таможенных операций, минимизировать издержки, а также устранить административные барьеры при совершении таможенных операций. За период с 1 октября по 30 декабря 2021 года списание таможенных платежей с применением единых лицевых счетов было произведено более, чем по 10 тысячам деклараций на товары (далее – ДТ), поданных 219 юридическими лицами, с уплатой таможенных и иных платежей на сумму почти 6,8 млрд. рублей.

Администрирование взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней

Общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по состоянию на 1 января 2021 года составляет 44,2 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 26,2 млрд. рублей, по пеням – 18 млрд. рублей (по состоянию на 1 января 2021 года общая сумма задолженности составляла 43,4 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 25 млрд. рублей, по пеням – 18,4 млрд. рублей). Рост задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2021 год составил 2%.
Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2011 – 2021 годах



За 2021 год взыскано задолженности на сумму 17 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 15,6 млрд. рублей, по пеням – 1,4 млрд. рублей, что на 5,6 млрд. рублей больше по сравнению с 2015 годом (11,4 млрд. рублей). В 2021 году в соответствии с приказом ФТС России от 24 ноября 2021 г. № 2206 внедрена и введена в эксплуатацию автоматизированная подсистема учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС «Задолженность»), в которой реализована возможность централизованного учета фактов задолженности по уплате таможенных платежей и пеней во всех таможенных органах в режиме реального времени.

Контроль за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Общая сумма льгот, освобождений от уплаты таможенных платежей, предоставленных таможенными органами в 2021 году, составила 368,2 млрд. рублей, что на 21% меньше, чем в 2015 году (464,8 млрд. рублей). Основная доля сумм льгот, освобождений от уплаты таможенных платежей, предоставленных в 2021 году, приходится на льготы, освобождения от уплаты таможенных платежей, предоставленные в отношении следующих категорий товаров: товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые из нее, – 102,8 млрд. рублей или 28% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений; товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции, – 102,7 млрд. рублей или 28% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений; природный газ, поставляемый в Турецкую Республику через акваторию Черного моря по Соглашению о «Голубом потоке», – 46,2 млрд. рублей или 13% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений; медицинские товары (важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия, товары для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, линзы и оправы для очков, а также сырье и комплектующие для их производства) – 32,7 млрд. рублей или 9% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений; суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, – 32,6 млрд. рублей или 9% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений; технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, – 25,8 млрд. рублей или 7% от общей суммы предоставленных льгот и освобождений. Динамика снижения сумм неуплаченных таможенных платежей при экспорте и при импорте товаров неодинакова – при экспорте сумма неуплаченных таможенных платежей снизилась на 40% и составила 139,2 млрд. рублей, при импорте товаров – на 1,7% и составила 228,9 млрд. рублей. В 2021 году была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в первую очередь в отношении социально значимых товаров – медицинских товаров, продовольственных товаров и товаров для детей. В целях администрирования льготного налогообложения ввозимых товаров совместно с Минпромторгом России и Минсельхозом России разработана нормативная правовая база, регулирующая вопросы льготного налогообложения ввоза племенной продукции, сырья и комплектующих, ввозимых для производства медицинских изделий. Проведена значительная работа по организации контроля за соблюдением условий выпуска без уплаты налога на добавленную стоимость товаров, изготовленных в Особой экономической зоне в Калининградской области и вывозимых на остальную территорию Российской Федерации. В целях получения сведений о документах, подтверждающих право на льготу и выданных федеральными органами исполнительной власти, разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) между ФТС России и Минкультуры России, Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторгом России, Росздравнадзором, Роспечатью, Роскосмосом, Рострудом, Росморречфлотом.

Администрирование обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

В 2021 году при участии ФТС России осуществлялись мероприятия по созданию единой транзитной системы ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров. Одним из результатов явилось присоединение киргизской таможенной службы к российско-белорусскому эксперименту, проводимому в целях упрощения применения документов обеспечения при транзите товаров на принципах электронного документооборота. В 2021 году с применением поручительства, оформляемого в электронной форме, обеспечивался транзит более 406 тысяч товарных партий на сумму более 485,1 млрд. рублей. Продолжалось активное применение электронного документооборота в случае предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при декларировании товаров. Так, Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившим в силу 28 июня 2016 года, установлена возможность внесения денежного залога и банковских гарантий в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также информационного обмена между ФТС России и гарантами (банками и кредитными организации) сведениями о банковских гарантиях, выданных в электронном виде. Данная технология позволяет оперативно вносить денежный залог с применением электронных терминалов, платежных терминалов, банкоматов, а также сократить время на прием таможенным органом банковской гарантии, оформленной в электронном виде, с 3 дней до 1 дня. Банком России организовано тестирование информационного обмена кредитных организаций с ФТС России. Поручительством в электронной форме обеспечена уплата таможенных платежей при проведении дополнительных проверок сведений о товарах по 0,53 тысячам ДТ на сумму 157,6 млн. рублей. В автоматизированной системе учета и контроля применения обеспечения уплаты таможенных платежей реализована возможность приема и обработки направленных в ФТС России в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) заявлений на предоставление государственных услуг ведения реестра банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. В 2021 году в электронном виде рассмотрено 6 заявлений на предоставление государственной услуги ведения реестра банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Предоставление государственной услуги ведения реестра таможенных представителей

ФТС России осуществляет предоставление государственной услуги ведения реестра таможенных представителей (далее – реестр). В 2016 году в реестр было включено 35 организаций, исключено 89 организаций. По итогам 2021 года в реестре числится 409 организаций (в 2015 году – 464 организации). В настоящее время активно развивается процедура предоставления государственных услуг ведения реестра таможенных представителей (на уровне ФТС России), выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (на уровне региональных таможенных управлений) в электронном виде. В автоматизированной информационной системе «ЦРСВЭД» (далее – АИС «ЦРСВЭД») реализована возможность приема и обработки поданных в электронном виде с использованием ЕПГУ заявлений на предоставление указанных государственных услуг. В 2016 году в АИС «ЦРСВЭД» через ЕПГУ поступило и обработано в электронном виде 49 заявок на предоставление государственной услуги ведения реестра таможенных представителей и 283 заявки – на предоставление государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям.
Предоставление из федерального бюджета субсидий
С июня 2012 года осуществляется таможенное декларирование товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного ), для целей их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории или для осуществления исследовательской деятельности участниками проекта. В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 ноября 2021 г. № 397-ФЗ) в 2021 году ФТС России выделены бюджетные ассигнования для предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и развития инновационного , в размере 197,3 млн. рублей (в 2015 году – 262 млн. рублей). Общая сумма использованных в 2021 году субсидий составила 196,8 млн. рублей (в 2015 году – 172,6 млн. рублей).

Администрирование совершения таможенных операций в отношении энергоносителей

Администрирование перемещения через таможенную границу ЕАЭС энергоносителей обеспечило поступление в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин в сумме 2 014,0 млрд. рублей, что на 26,3% ниже, чем в 2015 году (2 732,2 млрд. рублей). В 2021 году доля нефтегазовых доходов, администрируемых ФТС России, составила 45,3% от общей суммы доходов, перечисленной ФТС России в доход федерального бюджета. Снижение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты обусловлено уменьшением цен на нефть сырую марки «Юралс» на 18,4% по сравнению с 2015 годом (с 51,1 доллара США за баррель до 41,7 доллара США за баррель). Как следствие, наблюдалось снижение уровня ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, рассчитываемых исходя из цен, формируемых на мировых нефтяных рынках. Основной причиной снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине на газ природный является уменьшение цены на газ природный по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Продолжение реализации «большого налогового маневра» в 2021 году обусловило перенос налоговой нагрузки с экспортного налогообложения на внутреннее и, как следствие, снижение поступлений доходов по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, администрируемых ФТС России, по сравнению с доходами в части налога на добычу полезных ископаемых, администрируемыми ФНС России.

Итоги работы таможенных органов в 2013 году: статистика таможенных платежей

На таможенные органы возложено решение множества задач: охрана государства от нелегального экспорта и импорта, контрабанды, стимулирование производства за счет ввоза или вывоза определенного вида продукции. Но самая важная функция — фискальная. Выполнили ли план таможенные органы в 2013 году?

Общие тенденции таможенных платежей

Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план немного перевыполнили — сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%).

Для сравнения в прошлом 2012 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. — по плану — против 6579 млрд. фактически).

Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели (это видно из рисунка)

Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) — это видно из линии на графике. Это связано с постоянным уточнением и корректировкой планов по перечислению средств в бюджет в течение года. Так, например, в 2013 году он был скорректирован в большую сторону изменениями в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов от 2 декабря 2013 года. В октябре руководитель ФТС А. Бельянинов заявлял, что тогда план по перечислению в бюджет на 2013 год составлял для службы 6 трлн. 329,7 млрд. рублей. Тем не менее, фактическая собираемость платежей была выше, возможно, поэтому план и был скорректирован.

Тем не менее, как видно из графика выше, если в предыдущие годы плановые значения (серая колонка) каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в этом году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие нашего членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в этом году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем.

Далее приведем статистику по основным направлениям внешней торговли и платежам.

* объемы таможенных платежей указаны в пересчете в млн. долларов. (ставка курса долл. указана в размере 30 руб./1 долл.) В 2013 году указаны данные по экспорту и импорту за 3 квартала.

Влияние основных факторов развития внешней торговли на собираемость таможенных платежей

В целом, динамика таможенных платежей за последние годы схожа с тенденциями в экспорте и импорте – подъем после кризиса на протяжении 2010-2012 гг. и спад в 2013 г. Тем не менее, в 2013 году прогнозируют снижение динамики экспорта и импорта, при этом план по перечислению платежей почти равен предыдущему году, и, помимо этого, он был перевыполнен.

Т.е. получается следующая ситуация: на фоне уменьшения объемов внешней торговли (по сравнению с предыдущим годом), начала работы ограничительных механизмов ВТО (например, снижения ставок пошлин на ряд товаров), таможенные органы все равно неплохо пополнили бюджет. Как говорится в официальных данных, «ФТС России в 2013 г. проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью». Также, А.Ю. Бельянинов в интервью СМИ отметил, что превышение плана по сбору платежей было обусловлено увеличением экспорта.

(Хотя, увеличения экспорта не ожидается).

Рассмотрим все эти факторы подробнее:

1. Влияние динамики объема экспорта и импорта на собираемость таможенных платежей.

Стоимостные объемы экспорта и импорта представлены на графике выше, как уже говорилось — в 2013 году они были относительно низкими по сравнению с прошлым годом из-за медленного развития экономик зарубежных стран, кризиса Еврозоны, повышения курса рубля, которое повлияло на рост цен на российские товары, а также ряда других факторов.

Что касается физического объема ввоза, то здесь ситуация немного иная.

По экспорту (по данным за три квартала 2013 г.) основу составляли топливно-энергетические товары (74,7% для стран Дальнего зарубежья и 47,2% для стран СНГ), а основу импорта составили машины и оборудование (доли в торговле со странами Дальнего зарубежья и СНГ 50,7% и 37,6%).

Физический объем торговли этими товарами представлен на рисунке ниже.

Также отметим, что с 1 декабря 2013 года вступил в силу закон о либерализации вывоза природного газа. (Согласно документу, помимо «Газпрома» экспортировать СПГ также смогут госкомпании, которые являются пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и их «дочки»), а значит экспорт его в ближайшем будущем будет только увеличиваться.

Что касается ввоза, где основная доля — машины и оборудование, то за три квартала 2013 г. физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 47,4% и 59,0% соответственно. В торговле со странами Дальнего зарубежья, Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 15,4%, грузовых – на 29,4%.

Другими словами, по ведущим товарным группам (за три квартала) физический объем по экспорту остался практически неизменным по сравнению с аналогичными периодами 2013 года, а по импорту уменьшился. При этом стоимостной объем по обоим направлениям увеличился, т.к. был относительно высок курс рубля. Соответственно это также обеспечило собираемость таможенных платежей (причем в большей степени по экспорту).

2. Динамика ставок пошлин на основные виды товаров

Вывозная пошлина на нефть и нефтепродукты представлена на графике (долл. США)

Вывозные пошлины на газ составляют следующие значения:

Из графика видно, что резкого роста ставок пошлин в течение года не было, в середине года даже происходило небольшое уменьшение, тем не менее, к концу года ставки снова увеличились.

Ставка пошлины изменялась в результате колебаний цены на нефть (как видно из графика ставки пошлин «запаздывают» по сравнению с ценой на нефть, т.к. новая ставка рассчитывается через месяц после изменения цены). Таким образом, ставка пошлины на нефть и газ не значительно повлияла на увеличение собираемости платежей, но все же позволила во второй половине года увеличить показатели.

3. Ввозные таможенные пошлины.

Что касается ввозных пошлин, то в соответствии с нашими договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября снизились ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу год назад, 22 августа. Изменения Единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран Таможенного союза, которые заработали на следующий день, затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). По расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%. По прогнозам экспертов, подобное снижение должно было на 5% снизить общую сумму полученных за 2013 год таможенных платежей.

Таким образом, все эти факторы в разной степени повлияли на собираемость таможенных платежей. Представим основные факты в виде инфографики.

Представим данные о внешней торговле и платежам в динамике за 2013 год по месяцам.

В целом собираемость таможенных платежей по месяцам была высокой, несмотря на ряд довольно неблагоприятных для этого факторов, которые указаны выше.

На рисунке красным цветом отмечены месяцы, за которые таможенных платежей было собрано меньше чем в аналогичном месяце 2012 года, а зеленым – где больше.

Так спад наблюдается в январе 2013 года Это можно объяснить невысокими ставками пошлины на нефть и нефтепродукты. С другой стороны, в январе 2012 года сумма полученных платежей была довольно высокой в 2012 году (на неё повлияли объемы внешней торговли — цены на нефть на тот момент выросли на 17%). Ив сравнении данные низкие.

Также отрицательную динамику показывают платежи в мае и июне 2013 года.

В мае снизился объем внешней торговли на 8%, а также по мнению Минэкономразвития это связано с увеличившимися праздникам. Не исключена и сезонная составляющая. Эксперты ЕЭК связывают это также со снижением торговли в рамках таможенного союза. Особенно уменьшилась в мае торговля нефтью и нефтепродуктами.

Сильный спад объема таможенных платежей в июне связан со снижением ставок пошлин на нефтепродукты (самая низкая величина ставки за год).

Снижение же в остальные месяцы выражено слабо, на это в большей степени повлияло уменьшение же объемов торговли по импорту.

Что касается положительной динамике в сборе таможенных платежей, то рост наблюдается в апреле и июле– это обусловлено ростом стоимостных объемов внешней торговли.

Рост собираемости платежей в сентябре был связан с небольшим скачком экспорта.

Средний за сентябрь 2013 года курс доллара по сравнению с тем же показателем декабря 2012 года возрос на 6,1%.Ослабление национальной валюты относительно доллара США на внутреннем валютном рынке в апреле – сентябре 2013 года стимулировало увеличение вывоза товаров за рубеж и одновременно способствовало сокращению ввоза товаров.

Увеличению экспорта способствовал также рост цен на нефть Urals. С июня по сентябрь стоимость одного барреля увеличилась с $102,8 до $110,9 и превысила уровень декабря 2012 года на 2,3%. Рост спроса внешнего рынка на природный газ также способствовал увеличению экспорта. А значит и росла собираемость таможенных платежей.

В октябре 2013 (как видно из графика) наоборот, экспорт снизился, но при этом увеличился объем импорта. Это связано с тем. что цена на нефть упала, и это стимулировало развитие внутреннего производства и возникла потребность в увеличении импорта.

Не смотря на то, что сумма платежей за декабрь немного ниже показателей предыдущего года, либерализация в торговле СПГ также сыграла положительную роль с точки зрения платежей –за два дня до конца 2013 года план был перевыполнен на 0,7%.

Таможенные платежи в структуре бюджета

Таможенные платежи являются неотъемлемой частью бюджета нашего государства.

По данным Министерства финансов на доходы получаемые от внешнеэкономической деятельности, администрируемые таможенными органами приходится свыше 60% бюджета.

Структура федерального бюджета за 2013 год представлена на рисунке ниже.

Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4506,2 млрд. рублей, что составило 38%, а Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 2066,7 млрд. руб., т.е. 18%. Т.е. суммарно 56%.

Динамика данных видов доходов бюджета в стоимостном выражении представлена на графике ниже.

Как видно из графика, доходы бюджета в стоимостном выражении после 2009 года увеличивались (причем пропорционально росту импорта и экспорта), причем в 2013 году наметился небольшой спад, который также обусловлен уменьшением внешней торговли.

На графике ниже представлена динамика доли перечислений доходов бюджета, администрируемых таможенными органами.

Доля платежей в структуре бюджета в 2013 году немного снизилась по сравнению с 2012 годом. Это обусловлено тем, что при планировании бюджета изначально делался акцент на возможное снижение доходов от внешнеэкономической деятельности из-за изменения цен на нефть и вступления в силу ряда механизмов ВТО. В результате приоритет был отдан другим видам доходов бюджета.

Аналогичную ситуацию можно увидеть в 2009 году, когда снижение доходов, администрируемых таможенными органами произошло вместе со снижением их доли в бюджете. Из-за того, что внешнеэкономическая деятельность в принципе была нестабильной, и товарные потоки резко снизились, эту нехватку восполняли с помощью других видов налогов.

Если рассматривать долю платежей в консолидированном бюджете субъектов РФ, то она намного ниже. Все же таможенные органы финансируют бюджет федеральный. Доля в консолидированном бюджете очень мала – всего лишь около 5 %.

Структура поступлений в другие «копилки» государства представлена ниже.

Таким образом, доходы, администрируемые таможенными органами в большинстве своем попадают в бюджет федеральный, а также их малая толика попадает в бюджет субъектов РФ.

Напомним, что основными группами расходов федерального бюджета являются следующие:

1. государственное и муниципальное управление

2. национальная оборона

3. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

4. осуществление международной деятельности

5. поддержка отраслей сферы материального производства

6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

7. содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения

8. охрана окружающей природной среды и природных ресурсов

9. обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

Структура консолидированного бюджета субъектов РФ представлена на диаграмме ниже.

По данным Министерства финансов, доходы, администрируемые таможенными органами целиком отнесены к федеральному бюджету, т.е. в структуре консолидированного бюджета субъектов на них относится 0%.

В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Таким образом, доходы таможенных органов в основном расходуются на общегосударственные нужды, развитие производства и т.д., а не на социальную сферу.

Структура таможенных платежей в 2013 году.

Плановая структура таможенных платежей представлена на рисунке ниже.

В 2013 г. на 5,2% должна уменьшиться вывозная таможенная пошлина, на 2,2% станут меньше таможенные сборы. (Все в соответствии с нашими соглашениями в рамках ВТО).

Ввозная таможенная пошлина увеличится на 4%, акцизы на 0,2% и на 3,3% станет больше НДС. Другими словами, скомпенсировать недобор в бюджет, связанный с присоединением к ВТО призвано увеличение доли других таможенных платежей.

Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям представлена на рисунке ниже.

При этом, самые большие доли в структуре платежей приходятся на Центральное таможенное управление и Северо-Западное. На третьем месте Дальневосточное таможенное управление.

Тем не менее, показатели по перечислению средств в бюджет хуже, по сравнению с прошлым годом.

Отрицательная динамика представлена на графике ниже.

Таким образом, 5 из 8 региональных таможенных управлений показали отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом. Из них наиболее сильно упали показатели Сибирского таможенного управления (на 15,36%), в то же время динамика роста характерна для показателей Приволжского таможенного управления и Северо-Кавказского.

Низкие показатели Северо-Западного управления можно объяснить тем, что таможенные платежи взимались в основном с импортируемых товаров. (В 2013 году таможенными органами Северо-Западного таможенного управления осуществлено взимание в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных и иных платежей на сумму 526,13 млрд. рублей, в том числе в отношении импортируемых товаров – 512,25 млрд. рублей, экспортируемых товаров – 8,95 млрд. рублей). А, учитывая факторы, которые влияли на объем взимаемых платежей, ситуация с импортом была менее благоприятна.

15 таможен, которые перечислили больше всего средств в бюджет представлены в таблице.

Среди 15 таможен, которые больше всего перечислили средств в федеральный бюджет, преобладают таможни Центрального таможенного управления. Но при этом, многие таможни в своих обзорах отмечают, что именно в этом году удалось достичь отметки в 100 млн. рублей (Например, Владивостокская таможня), или 20 млн. рублей, не смотря на то, что год был относительно не благоприятен для увеличения собираемости платежей.

Таким образом, за 2013 год объем собранных таможенных платежей был ниже показателя предыдущего года, тем не менее, сбор превысил плановые показатели к середине года, и план был скорректирован. При этом, основными факторами, повлиявшими на результат, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта. Наибольший объем платежей пришелся на таможенные органы Центрального таможенного управления. Таможенные органы, часто публикуя результаты своей деятельности отмечали, что подобные результаты были достигнуты благодаря хорошему администрированию, использованию электронного декларирования и предварительного информирования, активной правоохранительной деятельности. Но в целом, результаты каждого отдельно взятого таможенного органа и всей таможенной службы в основном зависели от структуры товаропотока.

Источник: tks.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]