Система и структура Таможенных органов Российской Федерации

1. Роль таможенной службы 2. Полномочия таможенных органов 3. Таможенная деятельность 4. Структура

Таможенная служба (ТС) входит в систему органов исполнительной власти Российской федерации. Она подчиняется одновременно Правительству РФ и Министерству финансов РФ. Территориальным подразделением высшего уровня является Региональное таможенное управление, объединяющее таможни, которые, в свою очередь, объединяют таможенные посты. Особняком стоят учреждения по обеспечению деятельности ТС: информационно-вычислительные центры, научно-исследовательские подразделения, учебные заведения, зарубежные представительства и т.д.

Роль таможенной службы

Существует целый ряд законодательных актов, регулирующих деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС). Это говорит о чрезвычайной сложности ее устройства и многозадачности. После появления на экономической карте мира такой организации, как Таможенный союз, функционал ФТС соответствующим образом изменился. Сегодня ей приходится руководствоваться не только национальным законодательством, но и международными соглашениями в таможенной сфере.

Задачи ФТС определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который подменил собой национальные кодифицированные документы стран-участниц.

Согласно этому международному акту, ФТС выполняет задачи по:

  • Реализации экономической политики ТС;
  • Обеспечению исполнения российских законов и межгосударственных соглашений во внешнеэкономической отрасли;
  • Контролю за перемещением через ТГ РФ предметов и услуг;
  • Взиманию таможенного сбора и других платежей, контролю за их полнотой и сроками оплаты;
  • Тарифному регулированию;
  • Предотвращению перемещения товаров и предметов, запрещенных к такому перемещению через таможенную границу (ТГ) РФ;
  • Содействию быстрым и бесперебойным внешнеэкономическим поставкам;
  • Обеспечению национальной безопасности РФ и прочих стран-участников ТС в пределах своей компетенции;
  • Борьбе с нарушениями таможенного законодательства;
  • Защите прав интеллектуальной собственности;
  • Сбору статистических данных;
  • Контролю за валютными операциями;
  • Оптимизации экспорта;
  • Предоставлению официальной информации и оказанию консультационных услуг в своей профессиональной сфере;
  • Реализации международных обязательств РФ в таможенной сфере;
  • Научным изысканиям в области таможенного дела.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

По признаку значения конкретных функций они могут быть главными и обеспечивающими. Главные функции реализуются в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности: физических и юридических лиц, перемещающих предметы и услуги через ТГ РФ. Это фискальная функция, таможенный контроль и реализация внешнеэкономической политики.

К обеспечивающим функциям принадлежат процедурные мероприятия кадрового, планового, финансового, технического и организационного содержания.

Организационная структура таможенных органов Российской Федерации

 В статье исследована организационная и функциональная структура таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенные органы, структура, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная политика.

В условиях интенсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, создания Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также единого экономического пространства, расширения спектра взаимных интересов Российской Федерации и других стран при решении многих проблем, связанных с защитой экономического суверенитета и экономической безопасности страны, актуальными становятся новые вызовы и задачи, в решении которых таможенные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие. Это предопределяет важность и необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики Российской Федерации в сфере таможенного дела: приведение ее в соответствие с международными стандартами и организация эффективной системы таможенных органов с четким определением их функций и задач.

В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС, на таможенные органы возлагается выполнение и обеспечение таких задач, как:

1) защита национальной безопасности государств-членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, которые составляют право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [1].

Безусловно, эффективное функционирование органов государственной власти напрямую зависит от их четко выстроенной и организованной структуры. В Российской Федерации система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти». В структуру органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [2]. Так, реализуя координирующую и контрольно-надзорную функции, таможенные органы являются федеральной службой. Прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. При этом, ФТС РФ подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации. Так, Минфин вырабатывает направления государственной политики и правовое регулирование в сфере таможенного дела, а ФТС РФ реализует функцию контроля и надзора в сфере таможенного дела.

Согласно статье 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в структурный состав таможенных органов Российской Федерации входят 4 звена:

1) федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее — ФТС России);

2) региональные таможенные управления (далее — РТУ);

3) таможни

4) таможенные посты [3].

В настоящее время превалирует тенденция сокращения штатной численности таможенных органов: происходит сокращение таможен и переподчинение таможенных постов более крупным таможням или напрямую ФТС России. Этот факт, безусловно, прямо пропорционально сказывается на эффективности деятельности таможенный органов, централизует структурно-организационное управление таможенных органов РФ.

На данный момент структура центрального аппарата ФТС России включает в себя 8 РТУ, 4 специализированных таможенных управления, 74 таможни — 4 электронных и 9 напрямую подчиняющихся ФТС РФ и 531 таможенный пост, в том числе 2 подчиняющихся ФТС РФ.

Федеральный орган управления — ФТС России, является системообразующей единицей в системе таможенных органов РФ, отвечая за координацию и контроль деятельности РТУ, таможен, таможенных постов, специализированных таможенных органов, представительств (представителей) таможенной службы РФ в иностранных государствах и организаций, находящихся в ведении ФТС России. ФТС РФ осуществляет полномочия по контролю и надзору, является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета; ФТС РФ уполномочен заключать международные договоры межведомственного характера, создавать, реорганизовывать и ликвидировать РТУ, таможни и таможенные посты [4].

Деятельность РТУ регулируется общим положением «О региональном таможенном управлении». РТУ по своей сути являются промежуточным звеном между ФТС России и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами подведомственных территорий. Так, на РТУ лежит ответственность по координации и контролю подчиненных таможенных органов. РТУ обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России в конкретном регионе. РТУ осуществляют руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ в регионе их деятельности, прогнозируют поступление в бюджет таможенных пошлин [5].

Следующее звено таможенных органов РФ — таможни. Таможни подразделяются на таможни фактического контроля и на электронные таможни. РТУ осуществляют руководство над деятельностью таможен. Зачастую таможни имеют непосредственное подчинение ФТС России. Функциональная составляющая таможен — осуществление функций в своем регионе по совершению таможенных операций в отношении товаров, помещение их под ту или иную таможенную процедуру; выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в таможенном деле, контроль поступления и списания денежных средств с лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин [6].

Наконец, первичным звеном в системе таможенных органов в спектре применяемых функций и в рамках практической составляющей являются таможенные посты, находящиеся под непосредственным руководством таможен. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ФТС России. Таможенные посты подразделяются на центры электронного декларирования и посты фактического контроля. В настоящее время в стране существует 16 ЦЭД. Так, в функции таможенных постов входят проведение таможенного контроля с учетом системы управления рисками, совершение таможенных операций в отношении товаров, связанных с помещением их под определению процедуру; в рамках перемещения товаров через таможенную границу — обеспечение соблюдения запретов и ограничений; проведение различных экспертиз и исследований; взимание таможенных платежей; возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение по ним расследований, а также рассмотрение данных дел [7].

Таким образом, можно констатировать, что таможенные органы РФ имеют четкий выстроенный аппарат управления и являются важной структурной составляющей в общей системе органов исполнительной власти. Функции таможенных органов совпадают с функциональной составляющей других федеральных органов исполнительной власти. Главным отличием таможенных органов Российской Федерации от других органов исполнительной власти является то, что таможенные органы осуществляют таможенные операции и проводят таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 12 апреля 2021 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2021 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: Приказ ФТС России от 31 мая 2021 г. № 832 (в ред. от 03 июня 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении Общего положения о таможне: Приказ ФТС России от 31 мая 2021 г. № 833 (в ред. от 30 августа 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об утверждении Общего положения о таможенном посте: Приказ ФТС России от 31 мая 2021 № 834 (в ред. от 06 февраля 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Полномочия таможенных органов

В целях выполнения своих задач, ФТС наделяется соответствующими правами и обязанностями. При этом трудно отделить должностные права от служебных обязанностей, ввиду чего в науке принято объединять их в одно понятие – полномочия.

К полномочиям ФТС относятся:

  • Истребование документов, которыми должно сопровождаться перемещение товаров и услуг через ТГ;
  • Проверка удостоверений личности участников таможенных операций;
  • Проверка документов, подтверждающих полномочия на перемещение предметов через ТГ;
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью предотвращения и раскрытия правонарушений в таможенной сфере;
  • Следствие и дознание;
  • Привлечение нарушителей таможенного режима к административной ответственности;
  • Возмездное изъятие средств связи и транспорта каких-либо организаций в целях пресечения правонарушений;
  • Задержание и доставка нарушителей таможенного режима;
  • Документирование, фото- и видеосъемка событий, связанных с перемещением предметов через ТГ;
  • Обращаться в судебные инстанции в целях защиты интересов государства.

Все звенья системы таможенных органов решают одни задачи, каждое на своем уровне и по своему участку ответственности.

В пределах своих полномочий, таможенные органы занимаются деятельностью:

  • Правоустанавливающей, направленной на издание нормативных актов;
  • Правоприменительной, которая заключается в практической реализации правовых норм;
  • Правоохранительной, суть которой состоит в защите интересов общества и государства от посягательств.

Характерным принципом деятельности таможенных органов является объединение централизации и децентрализации. В первом случае речь идет о строгом подчинении всех звеньев таможенных органов единой ФТС, во втором – о закреплении объемов компетенции каждого низового подразделения.

Классные чины в Федеральной таможенной службе

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации », в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы. Всем государственным гражданским служащим, не имеющим специального звания ФТС России, присваиваются классные чины государственной гражданской службы:

Высшая группа

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса;

Главная группа

  • государственный советник Российской Федерации 1 класса;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса;

Ведущая группа

  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

Старшая группа

  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

Младшая группа

  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 « О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим » и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 « Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации » (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Таможенная деятельность

Таможенные посты как низовые структурные подразделения ФТС располагаются та ТГ, которая совпадает с границей государственной. Количество постов на определенной местности связано с объемами товаров, перемещаемыми через данный участок границы, пассажиропотока, развитости внешнеэкономических контактов, развития транспортных коридоров и потребностей участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС наделена имуществом в виде земельных участков, недвижимости, предприятий, находящихся государственной собственности, а ее финансирование происходит из федерального бюджета. Таможенные органы имеют статус юридических лиц.

ФТС является не только исполнителем государственной политики, но и субъектом нормотворческого процесса: она разрабатывает проекты решений, документов и регулятивных инструментов в деле обеспечения таможенного режима, борьбы с контрабандой и прочими правонарушениями. На эту службу возлагается и обеспечение единого применения таможенного законодательства, и обобщение соответствующей практики.

Помимо таможенного контроля, ФТС наделена организационными полномочиями по реорганизации и ликвидации подчиненных таможенных органов, утверждению положений о своих структурных подразделениях, созданию коллегиальных органов, разработке служебных документов и удостоверений. Но основным видом деятельности ФТС остаются таможенный контроль и фискальные функции, имеющие внешнюю направленность, т.е. распространяющиеся по неограниченно большому кругу лиц, не подчиненных ФТС.

Функции внутренней направленности ФТС имеют обеспечивающий характер. Это профессиональная подготовка сотрудников таможни, совершенствования средств и методов борьбы с нарушениями таможенного режима, повышение квалификации, закупка товаров и услуг, необходимых для нужд ФТС и пр.

Специальные звания Федеральной таможенной службы

Специальные звания ФТС России присваиваются гражданам Российской Федерации, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов Российской Федерации (Федеральный Закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ « О службе в таможенных органах Российской Федерации »). Специальные звания таможенных органов в целом повторяют воинские звания в Вооружённых силах Российской Федерации, за исключением отсутствия сержантского и рядового состава и наличия дополнительного звания в высшем начальствующем составе. В связи с тем, что федеральным законом « О воинской обязанности и военной службе » от 28.03.1998 № 53, установлено, что для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям, все специальные звания содержат слова « таможенной службы ».

Высший начальствующий состав

  • Действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации
  • Генерал-полковник таможенной службы
  • Генерал-лейтенант таможенной службы
  • Генерал-майор таможенной службы

Старший начальствующий состав

  • Полковник таможенной службы
  • Подполковник таможенной службы
  • Майор таможенной службы

Средний начальствующий состав

  • Капитан таможенной службы
  • Старший лейтенант таможенной службы
  • Лейтенант таможенной службы
  • Младший лейтенант таможенной службы

Младший состав

  • Старший прапорщик таможенной службы
  • Прапорщик таможенной службы
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]