Благоустройство города услуги Создаем комфортную городскую среду по всей России. Опыт в дизайне городской среды и архитектурном благоустройстве территорий - с 2008 года. Компания находится в Санкт-Петербурге.

Таможенные органы: понятие, структура, система и принципы деятельности

Главная Таможенный пост

Таможенный пост – это таможенный орган, входящий в единую централизованную систему ФТС Российской Федерации и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста (определение по Приказу ФТС РФ от 4 сентября 2014 г. N 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»).

Правовой статус, обязанности и полномочия постов закреплены в Конституции Российской Федерации, Таможенном кодексе ТС, Федеральном законе от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, Приказе ФТС РФ от 4 сентября 2014 года №1701 “Об утверждении Общего положения о таможенном посте”, иных федеральных нормативно-правовых актах и международных договорах Российской Федерации.

Таможенные посты (ТП)

– это территориальные исполнительные органы. Они отвечают за свой регион деятельности, в который могут входить:

  • Муниципалитеты
    (населенные пункты, районы, пункты пропуска). Например: таможенный пост Погарский (код 10102080), осуществляет свою деятельность в пределах Погарского муниципального образования Брянской области, ТП МАПП Нехотеевка (код 10101120), осуществляет деятельность в пределах многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) “Нехотеевка” Белгородской области.
  • Объекты транспортной инфраструктуры
    – речной или морской порт, аэропорт, железнодорожная станция и т.д. Например: таможенный пост Аэропорт Внуково-грузовой (код 10001020), или ТП Морской порт Калининград имени Н.С.Хазова (код 10012170) в Калининградской области.
  • Крупные предприятия
    . Территориальные органы ФТС РФ могут располагаться на территории некоторых крупных предприятий, пример: таможенный пост Новолипецкий металлургический комбинат (код 10109020).

Таможенные посты подчиняются напрямую таможням или региональным таможенным управлениям и являются низшим звеном в системе таможенных органов. Однако именно на уровне постов проводится большая часть таможенных операций по декларированию, ввозу и вывозу товаров.

Сколько таможенных постов в России?На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 537 подразделений. 93 из них находятся в ведении таможен прямого подчинения ФТС РФ (Внуковская таможня, Домодедовская таможня и др.). Еще 3 находятся в прямом подчинении РТУ.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Организационная структура таможенных органов

Систему таможенных органов Российской Федерации составляют:

а) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

б) региональные таможенные управления;

в) таможни;

г) таможенные посты.

РТУ, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ФТС России.

Типовые структуры таможенных органов утверждены приказом ФТС России от 16.05.2006 года № 443.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Непосредственное руководство таможенным регулированием осуществляет ФТС России, все составные части таможенного дела постоянно находятся в центре внимания руководства этого органа, его коллегии, управлений и отделов, а также непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубоко связанных и действующих под его руководством. Одним из направлений такого непосредственного руководства, помимо систематических организационных мероприятий, является нормативно-правовая деятельность, которая является весьма обширной и охватывает, по существу, все элементы и участки таможенного дела. Часть своих задач и функций ФТС России решает непосредственно, а часть через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие подведомственные организации и учреждения.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» на этот орган возложены многие функции и задачи, из которых можно сгруппировать в четыре взаимосвязанных блока: экономический; правоохранительный; информационно-аналитический; социальной защиты должностных лиц.

Для выполнения этих функций ФТС России определяет особенности правового регулирования таможенных режимов; ограничивает или запрещает ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещает их на свободные склады; участвует в разработке и организует соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между ФТС РФ и таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

Таможнявходит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС) России и непосредственным руководством регионального таможенного управления, ко­торому она подчинена. При этом отдельные таможни по решению ФТС могут быть подчинены ей непосредственно, как, например, Внуковская, Домодедовская и Шереметьевская таможни.

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ФТС по представлению либо с учетом мнения регионального таможенного управления. В порядке, определяемом ФТС, Реги­ональные таможенные управления (далее – РТУ) вправе изменять подве­домственный регион непосредственно подчиненной таможни.

Пределы подведомственного таможне региона могут, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.

С позиции местонахождения региона деятельности, таможни условно подразделяются на пограничные и внутренние.

Пограничные таможни располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупны­ми транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодо­рожные станции). Примерами таких таможен могут служить Балтийская, Белгородская, Благовещенская, Калининградская, Краснодарская, Мурманская, Пыталовская и Уссурийская. К внутренним относятся, в частно­сти, Брянская, Владимирская, Ивановская, Казанская, Магнитогорская, Нижегородская и Ростовская таможни.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ФТС. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен, непосредственно подчиненных РТУ, осуществляют по представлению либо с учетом мнения РТУ.

В непосредственном подчинении таможни находятся расположенныена территории подведомственного региона таможенные посты, за исключением непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным орга­нам.

Таможни решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Эти задачи они осуществляют через непосредственно подчиненные (нижестоящие) таможенные посты, а также во взаимодействии с территориальными органами других федеральных округов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Правовой статус таможни определяется Общим положением о таможне.

Специальными нормативными актами ФТС может определять как специфические особенности деятельности отдельных таможен, так и деятельность специализированных таможен.

Специализированные таможни выполняют специальные таможенные операции либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных (специфических) товаров. Примером такой таможни является Центральная энергетическая таможня Российской Федерации (далее – ЦЭТ), Центральная акцизная таможня (далее – ЦАТ), которые подчинены непосредственно ФТС. С точки зрения специфики действий, которые проводят таможенные органы и их должностные лица в отношении товаров и транспортных средств при таможенном оформлении, различаются таможни сухопутные, морские, воздушные, речные.

Основные функции таможни продиктованы возложенными на нее задачами. В Общем положении указано 65 функций. Специфика заключается в том, что по вопросам работы с кадрами таможня ведет работу по подбору, расстановке кадров таможни и нижестоящих таможенных постов; формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности и проводит их обучение; проводит аттестацию своих сотрудников и сотрудников нижестоящих таможенных постов; обеспечивает их первичную профессиональную подготовку и переподготовку и повышение их квали­фикации.

Таможня вправе распределять и перераспределять между структурными подразделениями и нижестоящими таможенными постами штатную численность в пределах выделяемого ФТС фонда оплаты труда и общей (предельной) штатной численности таможни и нижестоящих таможенных постов; утверждать и вносить изменения в структуру таможни и нижестоящих таможенных постов с учетом типовой структуры таможни и тамо­женного поста.

Структуру, штатную численность таможни и фонд оплаты труда утвер­ждает ФТС. Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополне­ния и изменения в структуру таможни и численность ее структурных по­дразделений, а также устанавливать общую (предельную) штатную чис­ленность таможни.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ФТС. Начальник таможни, подчиненный региональному таможенному управлению, назначается на дол­жность и освобождается от должности по представлению либо с учетом мнения начальника этого управления.

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ФТС. В отношении таможни, подчиненной РТУ, указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника РТУ, которому таможня непосредственно подчинена.

Заместители начальника таможни назначаются и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС.

Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа.

Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от нее приказами таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа.

Начальники и сотрудники подразделений собственной безопасности таможни назначаются на должности и освобождаются от должности на основании отдельных правовых актов ФТС.

Начальник таможни руководит деятельностью таможни на основе принципа единоначалия; он осуществляет общее руководство деятельностью таможенных постов и контроль за ними; несет персональную ответ­ственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций; распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности; на основе и во исполнение законодательства подписывает (утверждает) приказы и иные правовые акты и документы, организует проверки их исполнения; представляет таможню в государственных органах; утверждает положения о структурных подразделениях та­можни; назначает на должность и освобождает от должности сотрудников таможни, а в установленных случаях – и нижестоящих таможенных постов и т.д.

Таможенный поствходит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и РТУ и под непосредственным руководством таможни либо РТУ (в случае непосредственного подчинения управлению).

Решение о непосредственном подчинении таможенного поста тому или иному региональному таможенному управлению принимает ФТС, в том числе по представлению либо с учетом мнения соответствующего управления. Отдельные таможенные посты могут быть по решению ФТС подчинены непосредственно ей. ФТС определяет и территорию региона деятельности (подведомственного региона) таможенного поста, которая входит в состав подведомственного таможне региона, в непосредственном подчинении которой находится данный таможенный пост. И, наконец, ФТС осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста.

Структура таможенного поста и его штатная численность утверждается ФТС.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначение на должность и освобождение от должности которого осуществляется: приказом ФТС – в отношении таможенного поста, являющегося юридическим лицом; приказом РТУ – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно управлению; приказом РТУ по представлению начальника та­можни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями управления – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне; приказом таможни – в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТС.

Иные должностные лица таможенного поста со статусом юридического лица назначаются на должность и освобождаются от нее приказом таможенного поста, а не имеющие статус юридического лица – приказом таможни.

Начальник таможенного поста руководит деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия.

Структура управления в организации направлена на установление четких взаимосвязей между ее отдельными подразделениями, на распределение между ними прав и ответственности. Она определяет состав и систему подчинения в общей структуре иерархии управления. При этом наилучшей считается структура, которая оптимальным образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников на достижение общей цели.

Существуют два основных типа оргструктур: бюрократические (или иерархические) и адаптивные. К настоящему времени таможенные органы России сложились в иерархическую структуру, представляющую собой четырехуровневую систему управления.

Большинство организаций переходят сегодня к адаптивным структурам управления. Существует три типа таких структур: матричные, трехмерные, виртуальные.

Вопросы совершенствования организационной структуры штатной численности таможенных органов занимают важное место в совершенствовании управления.

В ФТС, Центральном, Западном, Северо-Западном таможенных управлениях, в ряде таможенных учреждений и отделов, таких как Санкт-Петербургский и Ростовский филиалы Российской таможенной академии, отделы Иркутской, Краснодарской, Тамбовской, Ростовской, Таганрогской таможен, Южной таможенной лаборатории, совместно с Северо-Кавказским НИИ экономических и специальных проблем проводились исследовательские и практические работы по определению структуры таможен, загруженности и штатной численности таможенных органов, трудовых нормативов и нормативной численности работников таможенных органов, в результате которых были разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры таможенных органов.

Вместе с тем, в настоящее время в таможенных органах Российской Федерации отсутствуют единые научно-методические и нормативные документы, устанавливающие трудовые нормативы и нормативы численности работников по видам таможенной деятельности. В связи с этим возникают определенные трудности при обосновании распределения, перераспределения, а также выделения дополнительной штатной численности, при определении оптимальной структуры подразделений таможен, при прогнозировании загрузки таможенных органов и конкретных подразделений, при сравнении структурных подразделений таможен и выявлении менее эффективных, а также нуждающихся в реорганизации.

Выбор структуры управления и постоянное ее совершенствование является актуальной задачей для таможенных органов, т.к. во многом от нее будет зависеть достижение ими своих целей. Структура меняется и совершенствуется при изменении внешней среды, задач организации и т.д. Т.е. деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

На становление единой системы таможенных органов существенно повлияли определенные политические, экономические, социальные усло­вия и предпосылки, складывающиеся в стране и в мире. В этой связи формирование и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошло ряд этапов, имеющих свои особенности.

Переломным моментом в формировании структуры таможенных органов по праву можно считать принятие Федерального закона «О службе в таможенных органах», определяющего порядок прохождения службы в таможенных органах.

Проводимая в стране административная реформа также самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов.

Лейтмотивом данных преобразований является задача успешного осуществления таможенного дела, которая возлагает на таможенные органы обязанности разрабатывать и внедрять в практику своей деятельности прогрессивные таможенные технологии, проводить кадровую политику, направленную на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами и оптимизацию ее организационной структуры и т.д.

Необходимо отметить то, что в условиях глобализации мировой эконо­мики, интеграции российской экономики в международное экономиче­ское пространство, присоединения к ВТО возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. ВТО также считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Это означает, что будут реализовываться мероприятия, направленные на изменение структуры, расширение и укрепление системы таможенных органов (оптимизация их количества и мест нахождения), совершенствование организации и функционирования таможенных органов, укрепление кадрового потенциала таможенных органов и социального статуса их сотрудников.

В этой связи кадровая работа направлена на укомплектование таможенных органов высококвалифицированными специалистами, способными эффективно решать задачи, стоящие перед Федеральной таможенной службой на современном этапе, при этом особое внимание будет уделяться профессиональной подготовке кадрового состава таможенных постов.

Таким образом, современная организация таможенного дела не сводится к количественному росту таможенных органов, увеличению их штанной численности. Все большее значение приобретает совершенствование организационной структуры таможенных органов, адекватной их функциональному назначению. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние организации таможенного дела, результативность и последствия его осуществления.

Совершенствование организационной структуры – это последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенными органами. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 11.09.2008

Подробная информация

Наименование документПРИКАЗ ФТС РФ от 16.05.2006 N 443 (ред. от 11.09.2008) «О ТИПОВЫХ СТРУКТУРАХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документаприказ
Принявший органфтс рф
Номер документа443
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции11.09.2008
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
НавигаторПримечания

ПРИКАЗ ФТС РФ от 16.05.2006 N 443 (ред. от 11.09.2008) «О ТИПОВЫХ СТРУКТУРАХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Приложение N 3. Типовая СТРУКТУРА ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНИ

(в ред. Приказов ФТС РФ от 03.04.2007 N 406, от 14.05.2007 N 588, от 10.10.2007 N 1254, от 27.03.2008 N 336)

Помощник начальника таможниПодразделение бухгалтерского учета и финансовой экспертизы
Заместитель начальника регионального таможенного управления — начальник оперативной таможни <*>
Отдельная должность (по мобилизационной работе)
Организационно — инспекторское подразделение
Подразделение защиты государственной тайны специальной документальной связи
Правовое подразделение
Подразделение оперативных учетов
Подразделение документационного обеспечения
Оперативно — поисковый отдел
Оперативно — поисковое отделениеПодразделение по связям с общественностью
Оперативно — технический отдел
Оперативно — техническое отделение
Первый заместитель начальника таможниЗаместитель начальника таможниЗаместитель начальника таможниЗаместитель начальника таможниЗаместитель начальника таможни по работе с кадрами
Подразделение организации контроля за деятельностью правоохранительных подразделенийОперативно — аналитическое подразделениеПодразделение организации оперативных расследованийПодразделение тылового обеспеченияПодразделение кадров
Подразделение по борьбе с экономическими таможенными правонарушениямиПодразделение сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных странПодразделение административных расследованийАвтотранспортное подразделениеПодразделение инспектирования и профилактики правонарушений
Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабандыПодразделение организации дознанияПодразделение таможенной охраныПодразделение подготовки кадров
Подразделение по борьбе с контрабандой наркотиковОперативно — дежурное подразделениеПодразделение дознанияОтдельная должность (по психологической работе)
Подразделение по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспортеИнформационно — техническое подразделениеКриминалистическое подразделение
Кинологическая службаПодразделение исполнения поручений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях
Оперативно — розыскное подразделениеПодразделение — организация кинологической деятельности, информационно-аналитическоеПодразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов
Подразделение защиты прав интеллектуальной собственностиКинологическая подготовка (региональный кинологический центр)Учетно — регистрационное подразделение
Подразделение контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности
Подразделение взаимодействия с органами прокуратуры и судами

<*> Для Дальневосточной, Уральской, Приволжской, Южной и Центральной оперативных таможен.

Для Северо-Западной, Калининградской, Сибирской и Восточно-Сибирской оперативных таможен вводится должности начальника оперативной таможни.

Приложение N 4
к приказу ФТС Россииот 16.05.2006 N443

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, — это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Правовой статус, задачи и структура таможенных постов РФ

Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ либо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможенного поста

определяется РТУ РФ (в отношении таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, — по представлению таможни) либо ФТСРФ.

Создание, реорганизацию и ликвидацию

таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчиненного непосредственно ФТСРФ — ФТСРФ.

Таможенный пост РФ финансируется

за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Правовой статус таможенного поста определяется Общим положением о таможенном посте РФ, утвержденным приказом ФТСРФ от 10.01.96 № 12 (Приложение 3). Специальными нормативными актами ФТСРоссии может определять специфические особенности деятельности отдельных таможенных постов РФ.

Основные задачи таможенного поста РФ определены в Общем положении:

• непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона;

• участие в пределах своей компетенции в реализации в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, экономической безопасности РФ в части, относящейся к таможенному делу;

• применение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности;

• обеспечение соблюдения в подведомственном регионе законодательства РФ о таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ;

• осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

• осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил.

Структура и штатная численность таможенного поста утверждаются ФТСРФ. РТУ РФ вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных постов.

Общая (предельная) штатная численность и фонд оплаты труда

таможенного поста утверждаются РТУ РФ, а таможенного поста, подчиненного непосредственно ФТСРФ либо таможне, непосредственно подчиненной ФТСРФ, — ФТСРФ.
Конкретная
структура и штатная численность таможенного поста РФ утверждаются вышестоящим таможенным органом.

Таможенный пост РФ возглавляет начальник. Его назначение на должность и освобождение от должности осуществляются:

• приказом ФТСРФ — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно ФТСРоссии;

• начальником РТУ РФ — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно управлению;

• приказом РТУ РФ по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями управления — в отношении таможенного поста РФ, подчиненного непосредственно таможне РФ;

• начальником таможни — в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТСРФ.

Бухгалтер таможенного поста, руководитель юридической службы таможенного поста

назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможенного органа, назначающего начальника таможенного поста.

Иные сотрудники таможенного поста со статусом юридического лица назначаются на должность и освобождаются от должности начальником таможенного поста, а сотрудники таможенного поста, не имеющего такого статуса, — вышестоящим таможенным органом.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Ведение структур и форматов

При со​вершении лицами и таможенными органами действий в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государств – членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании используются документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) для совершения таможенных операций.

В соответствии​ со статьей 8 Кодекса структура и формат таможенных документов в виде электронных документов определяются Евразийской экономической комиссией в случаях, предусмотренных Кодексом, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза наделял Комиссию полномочиями по определению структур и форматов только электронных копий таможенных деклараций.​

В 2021 году завершена работа по реализации положений Кодекса в части определения единых в рамках Евразийского экономического союза структур и форматов электронных таможенных документов.

Таким образом, в сфере таможенного регулирования при электронном взаимодействии между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами Евразийского экономического союза применяются 16 унифицированных структур. Непрерывно проводится их совершенствование и актуализация в соответствии с развивающимся правом Евразийского экономического союза.

По итогам проводимой деятельности по внесению изменений в Кодекс планируется расширить компетенцию Евразийской экономической комиссии в части возможности определения новых единых структур электронных таможенных документов, а также правил формирования их реквизитного состава. Данная инициатива является одним из стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.​

Ниже приведены как действующие версии структур и форматов, используемых для представления сведений таможенным органам и (или) таможенными органами, так и утвержденные Евразийской экономической комиссией, но еще не вступившие в силу.

Некоторые решения Евразийской экономической комиссии о структурах и форматах таможенных документов помимо описания структуры содержат описание заполнения отдельных реквизитов структуры, которое может изменяться (дополняться) независимо от обновления версии структуры. Изменения (дополнения) правил заполнения (формирования) реквизитов структур публикуются в разделе «Обновления правил заполнения реквизитов структур таможенных документов» текущей страницы.

СТРУКТУРЫ и ФОРМАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

С 1 апреля 2021 года вступили в силу структура и формат декларации на товары и транзитной декларации

(идентификатор R.036) версии 1.2.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2021 г. № 2 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 октября 2021 г. № 133).

С 1 апреля 2021 года вступили в силу структура и формат декларации на товары для экспресс-грузов, пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, корректировки декларации на товары для экспресс-грузов и корректировки пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов

(идентификатор R.043) версии 2.0.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2021 г. № 9 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2021 г. № 47).

С 12 августа 2021 года для целей формирования электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами

, применяются структура и формат версии 5.10.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 г. № 2.

С 1 апреля 2021 года вступили в силу структура и формат корректировки декларации на товары

(идентификатор R.037) версии 1.2.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2021 г. № 3 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 октября 2021 г. № 134).

С 1 апреля 2021 года вступили в силу структура и формат декларации таможенной стоимости

(идентификатор R.038) версии 1.2.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2021 г. № 4 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 октября 2021 г. № 135).

С 1 апреля 2021 года вступили в силу структура и формат пассажирской таможенной декларации

(идентификатор R.047) версии 1.0.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2021 г. № 63.

С 1 сентября 2015 года в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 г. № 107 (в редакции Решений Коллегии Евразийской ​экономической комиссии от 2 июня 2015 г. № 60, от 19 января 2021 г. № 2) вступили в силу структура и формат электронной копии таможенной декларации на транспортное средство

.

СТРУКТУРЫ и ФОРМАТЫ​ ИНЫ​Х ТАМОЖЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ

С 1 апреля 2021 года вступили в силу структура и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары

(идентификатор R.031) версии 1.1.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2021 г. № 177 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 октября 2021 г. № 136).

С целью создания равных условий для хозяйствующих субъектов и физических лиц по представлению сведений уполномоченным органам, согласованного развития электронных форм взаимодействия Евразийской экономической комиссией рекомендовано применение при электронном взаимодействии между государственными органами государств – членов Евразийского экономического союза, уполномоченными в сфере таможенного дела, хозяйствующими субъектами и физическими лицами электронного вида таможенного приходного ордера

в соответствии с описанием формата и структуры согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2021 г. № 9.​

С даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2021 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 сентября 2021 г. № 117 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2021 г. № 176 c 21 января 2018 г.), утвердившее структуру и формат расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

(идентификатор R.034) версии 1.0.0.2.​​

С даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2021 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2021 г. № 142, утвердившее структуру и формат расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

(идентификатор R.035) версии 1.0.0.​​

С 1 июля 2021 года применяются структура и формат заявления о совершении операций в отношении находящихся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска),

(идентификатор R.032) версии 1.0.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2021 г. № 185.​

Вступающие в силу структуры и форматы таможенных документов​

С 1 апреля 2022 года вступают в силу структура и формат сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

(идентификатор R.044) версии 1.0.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2021 г. № 3​.​

Обновления правил заполнения реквизитов структур таможенных документов

Обновлены примечания к реквизитам структур декларации на товары и транзитной декларации

версии 1.2.0,
корректировки декларации на товары
версии 1.2.0 согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 марта 2021 г. № 34.

Обновлены правила заполнения (формирования) реквизитов структуры декларации на товары для экспресс-грузов, пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов, корректировки декларации на товары для экспресс-грузов и корректировки пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов

версии 2.0.0 в части декларации на товары для экспресс-грузов согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 августа 2021 г. № 96.

Обновлены правила заполнения (формирования) реквизитов структуры пассажирской таможенной декларации

версии 1.0.0 согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 января 2021 г. № 4.

Обновлены правила заполнения (формирования) реквизитов структуры заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары

версии 1.1.0 согласно Решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 марта 2021 г. № 34 и от 3 августа 2021 г. № 97.​

Вниманию заинтересованных лиц

Технические схемы структур таможенных документов и сведений размещены в реестре структур электронных документов и сведений по ссылке https://rseds.eaeunion.org/ru/#/registry.​

Особенности заполнения реквизитов структуры декларации на товары версии 1.0.2 на основе Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2021 г. № 223 «О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары», предусматривающего особенности заполнения декларации на товары при временном периодическом декларировании товаров в Российской Федерации в случае декларирования товаров, включенных в перечень товаров, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для декларирования​ (документ для загрузки в формате Microsoft Word).

О некоторых вопросах заполнения структур таможенных документов в связи с мероприятиями FIFA​.

О заполнении структуры декларации таможенной стоимости (идентификатор R.038) версии 1.0.0.

О заполнении структуры декларации на товары (идентификатор R.036) версии 1.0.0​.

Справочно:

С 1 октября 2021 года по 31 марта 2021 года для целей формирования декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости в виде электронных документов и электронных видов таких документов на бумажных носителях применялись структуры и форматы версии 1.1.0, утвержденные Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2021 г.
№ 54 «О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации»,№ 53 «О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары»и№ 52 «О внесении изменений в структуру и формат декларации таможенной стоимости».
С 1 июля 2021 года по 31 марта 2021 года для целей формирования декларации на товары для экспресс-грузов и пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в виде электронных документов и электронных видов таких документов на бумажных носителях применялись структура и формат версии 1.0.0, утвержденные
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2021 г. № 9 «О структуре и формате декларации на товары для экспресс-грузов и пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов».
С 1 июля 2021 года по 31 марта 2021 года для целей формирования заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа применялись структура и формат версии 1.0.0, утвержденные
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2021 г. № 177 «О структуре и формате заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары».
С 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года для целей формирования декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости в виде электронных документов и электронных видов таких документов на бумажных носителях применялись структуры и форматы версии 1.0.2, утвержденные Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 сентября 2021 г. № 141 «О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации», № 142 «О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары» и № 143 «О внесении изменений в структуру и формат декларации таможенной стоимости».​​

С 1 июля 2021 года по 31 января 2021 года для целей формирования декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости в виде электронных документов и электронных видов таких документов на бумажных носителях применялись структуры и форматы версии 1.0.1, утвержденные Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2021 г. № 33 «О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации», № 34 «О внесении изменений в структуру и формат корректировки декларации на товары» и № 36 «О внесении изменений в структуру и формат декларации таможенной стоимости».​

С 1 февраля 2021 года по 30 июня 2021 года для целей формирования декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости в виде электронных документов и электронных видов таких документов на бумажных носителях применялись структуры и форматы версии 1.0.0, утвержденные Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2021 г. № 2 «О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации», № 3 «О структуре и формате корректировки декларации на товары» и № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости».​

С 1 апреля 2021 года по 31 января 2021 года для целей формирования электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости применялись структуры и форматы версии 5.12.0, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2021 г. № 1 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254»

.

С 1 октября 2021 года по 31 марта 2021 года для целей формирования электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости применялись структуры и форматы версии 5.11.0, утверждённые Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 августа 2021 г. № 90 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254»​.

С 12 августа 2021 года по 30 сентября 2021 года для целей формирования электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, декларации таможенной стоимости​

применялись структуры и форматы
версии 5.10.0, утверждённые Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2021 г. № 2 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов».​
С 1 июля 2015 года по 11 августа 2021 года для целей формирования электронных копий таможенных документов применялись структуры и форматы версии 5.8.0, утверждённые Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2015 г. № 60 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов».​​

С 18 января 2015 года по 30 июня 2015 года включительно для целей формирования электронных копий таможенных документов применялись структуры и форматы версии 5.6.0, утвержденные
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. № 236 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов».
С 1 июля 2014 года по 17 января 2015 года включительно для целей формирования электронных копий таможенных документов применялись структуры и форматы версии 5.4.0, утверждённые Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 марта 2014 г. № 34 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254».

C 1 апреля 2014 года по 30 июня 2014 года включительно для целей формирования электронных копий таможенных документов применялись структуры и форматы версии 5.1.0, утверждённые Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254 «О структурах и форматах электронных копий таможенных документов».

С 1 июля 2012 года по 31 марта 2014 года включительно для целей формирования электронных копий таможенных документов применялись структуры и форматы версии 5.0.7, утверждённые Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 421 «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций» и Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 450 «О структурах и форматах электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей» (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 48 «О внесении изменений и дополнений в структуры и форматы электронных копий таможенных документов»).

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Таможня: десять лет спустя

Мы создаем практически полностью безбумажную среду, внедряем методы обработки и анализа больших массивов данных. Эти и другие наработки легли в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, утвержденной правительством в мае этого года.

Остановлюсь на том, что уже сделано за последние три года в рамках Комплексной программы развития ФТС России, принятой в 2017 году.

Фундаментом изменений стал перевод декларационного массива из таможенных постов и региональных таможен в центры электронного декларирования (ЦЭДы). Все оформление в России сконцентрировано в 16 таких «фабриках декларирования», благодаря которым удалось разделить документальный и фактический контроль товаров: декларации оформляются в ЦЭДах, а физически груз проверяется на таможенных постах. Это позволило свести к минимуму внешнее «влияние» на принимаемые решения.

Мы находимся на финишной прямой по пути к практически стопроцентному декларированию в ЦЭДах. Это позволило добиться единообразия выпуска: до реформы один и тот же товар в различных таможнях мог оформляться по-разному, что порождало немало разногласий и критики в наш адрес. Сейчас эта проблема исключена.

Теперь потоками документов проще «дирижировать», направляя декларации к свободным инспекторам внутри каждого ЦЭДа. Именно благодаря современным технологиям впервые в истории таможни мы на системном уровне устраняем возможность для коррупционных явлений, разрываем контакт предпринимателя с выпускающим инспектором. Переход на работу через ЦЭДы позволил снизить степень участия инспекторов при таможенном оформлении товарных партий.

Результаты нас обнадеживают: за первое полугодие 2021 года в автоматическом порядке зарегистрировано свыше 1,6 млн деклараций (71% от общего количества) и автоматически выпущено около 500 тыс. деклараций участников ВЭД низкого уровня риска. В итоге добросовестный бизнес может забыть о «часах», проведенных на таможне: время автоматической регистрации — 2 минуты, автовыпуска — около 3 минут. То есть на оформление безрисковых товарных партий уходит в среднем не более 4-5 минут.

Еще один важный шаг, который, уверен, заметили и по достоинству оценили все экспортеры и импортеры — переход на единые лицевые счета (ЕЛС). Раньше участники внешнеэкономической деятельности были вынуждены открывать в разных частях страны счета, привязанные к операциям в таможенных органах данного региона. Это приводило как к распылению финансовых средств, так и к дополнительным административным издержкам.

Теперь же в рамках реформы таможенного администрирования мы создали систему ЕЛС и в 2018-2020 годах плавно перевели все категории плательщиков на эти счета. Открыто уже свыше 320 тыс. единых лицевых счетов. Их внедрение упростило процесс расчетов и повысило эффективность управления денежными средствами: теперь у плательщиков есть возможность оперативного управления остатками и отслеживания задолженностей перед таможенными органами.

Таможня последовательно идет к тому, что поставки законопослушного бизнеса будут максимально быстро и предсказуемо проходить контроль

Учли и комфорт пользователей ЕЛС: все операции сейчас проходят с помощью удобного и современного интерфейса в «Личном кабинете участника ВЭД» на сайте ФТС. К слову, «Личный кабинет» мы также активно развиваем, наполняя его новыми сервисами и возможностями. Участник ВЭД может в режиме онлайн подать декларацию и сопроводительные данные, увидеть разрешительные документы, просмотреть сведения о банке и гарантиях, задолженности, получить информацию обо всех запретах и ограничениях на ввозимые и вывозимые товары. Число зарегистрированных пользователей кабинета в 2017-2019 годах увеличивалось в геометрической прогрессии и превысило 150 тыс. юридических и физических лиц.

Успешно достигнув поставленных целей в ходе реформ прошедших трех лет, мы заложили основу «таможни будущего» и перешли к планированию на более длительный срок. Стратегия-2030 — основополагающий документ, по которому будет развиваться служба в ближайшее десятилетие. Наша цель — полностью автоматическое совершение таможенных операций с использованием передовых цифровых технологий. Таможенное администрирование должно стать быстрым и удобным для бизнеса высокотехнологичным процессом.

Наглядным примером преображения таможни станет повышение скорости прохождения пунктов пропуска. По сути меняется само восприятие пункта пропуска на границе: он становится интеллектуальным и будет представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться, параллельно будут запущены системы электронной очереди и диспетчеризации. Стройная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение пункта пропуска для безрисковых товарных партий.

Разумеется, мы не забываем и о физической инфраструктуре пунктов пропуска, так как уже давно назрел вопрос об их модернизации. И таможенники свои предложения на этот счет неоднократно высказывали на различных публичных площадках. Отрадно, что работа в этом направлении началась: в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» для модернизации определены 37 экспортно ориентированных пунктов пропуска. Но нельзя на этом останавливаться. Всего у нас 261 действующий пункт пропуска по всем видам транспорта.

Другим важным направлением реализации Стратегии-2030 является технология оценки товарных партий в режиме онлайн. В зависимости от характеристик товара, условий его перемещения через границу и степени добросовестности декларанта система автоматически будет принимать решения о досмотре той или иной партии.

Быстро и правильно обработать, проанализировать и сопоставить большой массив данных вручную физически невозможно. Поэтому планируем максимально автоматизировать основной инструмент таможенного контроля — систему управления рисками. Это позволит оперативно выявлять факты несоответствия или искажения данных, проводить обоснованные проверки и досмотры, тем самым повысить эффективность работы таможни в целом, снизить административную нагрузку на добросовестный бизнес.

Рассчитываем, что применение современных технологий также повысит и привлекательность статуса уполномоченного экономического оператора, товарные партии которого по законодательству отнесены к «зеленому сектору», то есть к безрисковым поставкам. Таможня идет к тому, что поставки законопослушного бизнеса будут максимально быстро и предсказуемо проходить контроль.

В наших информационных базах накоплен огромный массив данных по миллионам перевозок. В дополнение к этому в постоянном режиме к нам поступают сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия от коллег из других ведомств, организован обмен информацией с зарубежными таможенными администрациями. Полученные сведения используются для пресечения попыток провоза контрабанды, контрафактных товаров, выявления случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и других нарушений.

Создание в России и ЕАЭС единой системы прослеживаемости товаров позволит анализировать цепочки поставок товаров с момента их выпуска таможней до реализации конечному потребителю в торговой точке. Такая система должна автоматически выявлять факты ввоза, продажи и перепродажи нелегальной продукции.

В рамках данного направления планируем наладить информационное взаимодействие с зарубежными партнерами на этапе движения товаров от производителя до границы ЕАЭС, внедрить цифровой валютный контроль, отслеживать движение и использование национальных ресурсов, прежде всего древесины и лесоматериалов.

К 2030 году практически вся работа Федеральной таможенной службы будет переведена в цифровую среду. Запланированы и уже реализуются необходимые мероприятия по созданию соответствующей ИТ-инфраструктуры. Нам нужна не просто мощная, но и сверхнадежная система, которая будет круглосуточно обеспечивать непрерывность таможенного оформления.

В этом году мы приступили к проектированию на базе Тверской таможни Главного центра обработки данных — ГЦОДа ФТС России. Его создание позволит обеспечить сохранность информации, высокую скорость ее обработки, бесперебойность работы баз данных. Параллельно прорабатывается проект по запуску Единого таможенного контакт-центра, на номер которого будут поступать все входящие телефонные звонки. Такой привычный для бизнеса с точки зрения клиентоориентированности шаг даст нам возможность оптимизировать потоки информации внутри ведомства и внедрить новые стандарты круглосуточной консультационной и технической поддержки участников ВЭД.

Трансформация таможенного администрирования меняет роль и место таможенного офицера. Уже сейчас — и этот тренд, уверен, будет продолжаться — для реализации цифровых проектов нам требуются специалисты со знанием методов анализа больших объемов данных, способностями к быстрому переобучению, готовностью применять технологии. Отсюда вытекает задача повышения эффективности управления кадрами, отбора и подготовки персонала, его мотивации. В ФТС трудятся немало профессионалов своего дела, много лет отдавших таможенной службе. Наша задача — создать им необходимые условия для повышения квалификации в сфере информационных технологий.

Уделено значительное внимание мерам по обеспечению достойных и конкурентных условий службы в таможенных органах. Речь не только о стабильной зарплате, но и о возможностях карьерного роста, улучшении условий труда, льготном санаторно-курортном обслуживании, качественной ведомственной медицине.

При разработке Стратегии-2030 мы исходили из принципа «незаметность для бизнеса и результативность для государства», ведь идущая в ногу со временем таможня — залог успешного развития сферы внешней торговли и стабильного поступления платежей в государственную казну. Таможня, открытая изменениям, — один из ключевых партнеров для бизнеса в контексте снижения трансграничных издержек, появления новых ниш и направлений для бизнеса, выхода на ранее не освоенные российскими компаниями рынки.

Уверен, что реализация Стратегии-2030 позволит существенно улучшить деловой климат в России. В результате реформирования добросовестный бизнес получит понятные фискальные требования, быстрое и комфортное прохождение таможенных процедур. Для государства обновленная таможня станет гарантом защиты внутреннего рынка, будет способствовать развитию несырьевого экспорта, многоформатному экономическому взаимодействию на всем пространстве ЕАЭС. Таким образом, создание в ближайшее десятилетие высокотехнологичной таможенной службы — задача общероссийской важности. Мы будем стараться выполнить ее достойно и в срок!

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 833

77) систематизированный учет поступающих в таможню законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов ненормативного характера, доведение их до сведения таможенных постов (ЦЭД), а также поддержание в актуальном состоянии изданных таможней правовых актов;

78) мониторинг правоприменения в области таможенного регулирования;

79) представление в судах законных интересов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, и интересов таможенных органов;

80) выявление причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц, принятие мер по их устранению;

81) инспектирование деятельности таможенных постов (ЦЭД);

82) сбор, обработку и передачу в вышестоящий таможенный орган информации об оперативной обстановке в таможне и на таможенных постах (ЦЭД), а также о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;

83) подготовку годового плана работы таможни и отчета о его выполнении, организацию планирования деятельности таможенных постов (ЦЭД);

84) организацию и координацию деятельности таможни по формированию, администрированию показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей таможенных постов и оценке выполнения показателей результативности деятельности и эффективности деятельности;

85) обеспечение выполнения решений коллегий ФТС России и РТУ, поручений, данных на еженедельных совещаниях у руководителя ФТС России, программ и планов;

86) оперативный мониторинг процессов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в целях подготовки предложений о повышении эффективности таможенного контроля, осуществлении мер, направленных на выполнение установленных вышестоящим таможенным органом показателей результативности и показателей эффективности деятельности;

87) подготовку приказов об утверждении (изменении) показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей таможенных постов (ЦЭД) и анализ результатов работы таможенных постов (ЦЭД) по выполнению показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности;

88) подготовку ежеквартальных отчетов таможни о выполнении показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, построение рейтингов выполнения индикативных показателей таможни, таможенных постов (ЦЭД) и своевременное их представление в РТУ (для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России — в ФТС России);

89) проведение организационно-структурной работы в таможне и на таможенных постах (ЦЭД);

90) проведение организационно-штатной работы в таможне, таможенных постах (ЦЭД);

91) проведение проверок сведений и документов, предоставляемых гражданами при поступлении на службу (гражданскую службу);

92) работу по подбору и расстановке кадров, в том числе проведение в пределах предоставленных ФТС России полномочий конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы таможенного органа, формирование кадрового резерва;

93) проведение квалификационных экзаменов и квалификационных испытаний, аттестации должностных лиц таможни, таможенных постов (ЦЭД) на соответствие занимаемой должности;

94) организацию и обеспечение прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования должностными лицами и работниками таможни, таможенных постов (ЦЭД) в целях поддержания необходимого уровня их квалификации и формирования компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных обязанностей, воспитание кадров, а также организацию боевой и физической подготовки указанных должностных лиц;

95) организацию психологического обеспечения деятельности таможни, таможенных постов (ЦЭД);

96) защиту персональных данных должностных лиц и работников таможни, таможенных постов (ЦЭД), а также участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите персональных данных;

97) проведение служебных проверок, проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы в таможне, на таможенном посту (ЦЭД), должностными лицами таможни, таможенного поста (ЦЭД), а также осуществление контроля за расходами указанных должностных лиц;

98) противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможне, таможенных постах (ЦЭД), а также реализацию требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, а также организацию и контроль кадровой работы на таможенном посту (ЦЭД);

99) организацию патриотического воспитания;

100) использование и защиту сведений, предоставленных таможенным органам исключительно для таможенных целей и составляющих коммерческую, банковскую, налоговую, служебную и иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, в структурных подразделениях таможни, таможенных постов (ЦЭД);

101) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и создание условий, обеспечивающих защиту указанных сведений, в таможне, контроль эффективности защиты сведений, составляющих государственную тайну, на таможенных постах (ЦЭД) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях изменения полномочий, ликвидации таможни или прекращения работ с использованием указанных сведений;

102) реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

103) оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

104) обеспечение собственной безопасности таможни, таможенных постов (ЦЭД);

105) реализацию системы мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организацию проведения таможенными постами (ЦЭД) такой работы;

106) профилактику преступлений и иных правонарушений среди должностных лиц таможни, таможенных постов (ЦЭД), организацию проведения таможенными постами (ЦЭД) такой деятельности;

106.1) применение мер безопасности в отношении должностных лиц и работников таможенных органов при наличии угрозы посягательств на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной (трудовой) деятельностью, их близких родственников, а также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц и работников таможенных органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность;

(пп. 106.1 введен Приказом ФТС России от 30.08.2019 N 1368)

107) организацию и ведение делопроизводства, в том числе по обращениям граждан, контроль и анализ исполнительской дисциплины в таможне и таможенных постах (ЦЭД), контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, организацию работ по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в деятельности таможни, контроль их ведения на таможенных постах (ЦЭД);

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]