Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов

ГлавнаяТаможенные органы

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Вопрос 2. Принципы деятельности таможенных органов и их основные функции.

Лекция 3. Система таможенных органов Российской Федерации

Вопросы:

1. Понятие и признаки таможенных органов РФ.

2. Принципы деятельности таможенных органов и их основные функции.

3. Финансовая деятельность таможенных органов РФ.

4. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ.

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

6. Правовой статус территориальных таможенных органов.

Вопрос 1. Понятие и признаки таможенных органов РФ.

Таможенные органы – это федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющие правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела

с помощью присущих им форм и методов деятельности.

Таможенные органы обладают отличительными признаками, позволяющими выделить их из числа иных органов исполнительной власти:

1) они непосредственно подчиняются Правительству РФ, которое на основании статьи 3 Закона о таможенном регулировании осуществляет общее руководство таможенным делом в РФ[1];

2) они принадлежат к федеральным органам исполнительной власти. Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное дело относится к исключительному ведению РФ. Поэтому все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами, их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета;

3) деятельность таможенных органов носит исполнительно-распорядительный характер. Будучи непосредственно подчинены Правительству РФ, таможенные органы выступают важнейшим звеном системы государственного управления таможенным делом.

Таможенные органы осуществляют исполнительную деятельность

, которая состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела, в реализации требований таможенного законодательства. Данные органы, применяя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, по взиманию таможенных платежей, таможенным операциям в отношении товаров, таможенному контролю и т. д.

Распорядительная деятельность

таможенных органов образует единое целое с их исполнительной деятельностью и выражается в принятии в пределах своей компетенции нормативных и других юридических актов по таможенному делу, действующих на всей подведомственной территории и обязательных для исполнения всеми нижестоящими таможенными органами, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами[2].

4) таможенные органы являются органами специальной компетенции, т. е. они наделены полномочиями, предназначенными для реализации исключительно в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Осуществление таможенной деятельности – главная задача, которую таможенные органы исполняют на постоянной и систематической основе;

5) они наделены статусом правоохранительных органов. Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов раскрывается в ст. 7 ТК ТС;

6) таможенные органы имеют флаг и эмблему

. Водные суда таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела их водных судов утверждаются Президентом РФ[3] (ст. 13 Закона о таможенном регулировании);

7) особое место, занимаемое таможенными органами в системе органов государственной власти. Таможенные органы в зависимости от выполняемых функций могут обладать различным статусом и быть участниками не только таможенных, но и иных отношений.

Так, осуществляя таможенное дело, названные органы являются одновременно органами государственного таможенного контроля

, обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля. Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы выступают в качестве
агентов валютного контроля
и обладают в этой области соответствующими полномочиями. Таможенные органы могут быть
участниками гражданско-правовых отношений
, поскольку они вправе оказывать услуги по хранению товаров на складах временного хранения (СВХ).

8)наличие единой организационной структуры, характерной для любого таможенного органа. Данная структура включает в себя следующие элементы: руководство, функциональные и отраслевые подразделения, а также вспомогательный аппарат.

Вопрос 2. Принципы деятельности таможенных органов и их основные функции.

Деятельность таможенных органов основана на определенных принципах, перечень которых закреплен в ст. 11 Закона о таможенном регулировании. Это:

1) законность;

2) равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод;

3) единство системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов;

5) ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления ВЭД, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;

6) единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущение возложения на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствование таможенного контроля, применение современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных принципов.

Единство системы таможенных органов и централизованное руководство обеспечивается едиными целями и задачами, единой функциональной и организационной общностью звеньев системы. Таможенным органам характерна строгая иерархичная подчиненность, жесткая субординация между звеньями ведомства по вертикали. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение своих функций на подведомственной территории.

Профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов означает соответствие лиц, претендующих на должность сотрудника или служащего таможенного органа, законодательно установленным требованиям к уровню и виду образования, состоянию здоровья, профессиональному стажу, знаниям и навыкам. Условия поступления на службу в таможенные органы определены в ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012 г.)[4].

Ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов предполагает их действие в соответствии с нормами таможенного законодательства. Понятность требований таможенных органов означает исключение расплывчатых формулировок при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций. Требования должностных лиц таможенных органов должны быть предсказуемы и основаны на положениях ТК ТС и иных международных договоров, законодательных актов. ФТС России информирует и консультирует на безвозмездной основе участников ВЭД по вопросам таможенного дела[5].

Функции таможенных органов закреплены в ст. 12 Закона о таможенном регулировании. Они неразрывно сочетают права и обязанности, являясь, скорее, полномочиями рассматриваемых органов. В зависимости от направлений деятельности функции таможенных органов можно классифицировать на несколько групп.

(1) Функции таможенных органов, способствующие международному сотрудничеству:

v содействие развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

v обеспечение соблюдения установленных международными договорами государств-членов ТС запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из страны;

v обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

(2) Правоохранительные функции

, согласно которым таможенные органы:

v выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, проводят неотложные следственные действия по уголовным делам[6], осуществляют административное производство по делам о нарушениях таможенных правил[7];

v оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и госграницу РФ;

v обеспечивают меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты, ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков.

(3) Функции финансового характера

, согласно которым таможенные органы:

v взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей, принимают меры по их принудительному взысканию;

v осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, а также с ввозом (вывозом) товаров, в соответствии с международными договорами и валютным законодательством.

(4) Информационно-консультативная функция

таможенных органов включает:

v разъяснения заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам ВЭД в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

v информирование и консультирование государственных органов, организаций и граждан по вопросам таможенного дела;

(5) К организационным функциям

таможенных органов относятся:

v проведение таможенного контроля, совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ;

v обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза.

(6) Протекционистская функция

таможенных органов включает:

v обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (в пределах своей компетенции)[8];

v содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в РФ;

v содействие развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защита с использованием средств таможенного регулирования интересов отечественных товаропроизводителей.

(7) Научно-статистические функции

таможенных органов:

v ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

v проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

38.05.02 Таможенное дело (ТЖД)

Профиль:

таможенный менеджмент
Очная форма обучения:
срок обучения: 5 лет
Заочная форма обучения:
срок обучения: 6 лет

Выпускающая кафедра:

«Социально-экономический институт»

Документы, регламентирующие образовательный процесс

Описание образовательной программы

Исторически таможенное дело стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Таможенное дело – это неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства. Сущность таможенного дела проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации запрещенных товаров, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

В сфере таможенного дела работают сотрудники таможенных представительств и таможни, декларанты, инспекторы таможенной службы, менеджеры по работе с таможней, специалисты внешнеэкономической деятельности, специалисты по таможенному оформлению, таможенные брокеры, таможенные перевозчики. Люди, получившие профильное образование, могут уверенно претендовать на руководящие должности в сфере таможенного дела

Изучаемые дисциплины:

  • История таможенного дела и таможенной политики России;
  • Основы таможенного дела;
  • Ценообразование в таможенной сфере;
  • Таможенные платежи;
  • Экономическая безопасность;
  • Экономика таможенного дела;
  • Товароведение, экспертиза в таможенном деле;
  • Таможенное оформление товаров и транспортных средств;
  • Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры;
  • Декларирование товаров и транспортных средств;
  • Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств;
  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
  • Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов;
  • Выявление и основы расследования административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
  • Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
  • Основы документооборота в таможенных органах;
  • Управление персоналом в таможенных органах;
  • Управление таможенными органами;
  • Управление таможенной деятельностью

Приобретаемые знания, навыки и умения

Специалист по направлению подготовки «Таможенное дело» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

деятельность, связанная с совершением таможенных операций, применением таможенных процедур, взимание таможенных платежей и проведением таможенного контроля и иных видов государственного контроля:

  • совершение таможенных операций;
  • применение таможенных процедур;
  • проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров, и иных видов государственного контроля;
  • обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
  • применение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • определение и контроль таможенной стоимости товаров;
  • контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, исчисление и взимание пени, процентов;
  • взыскание задолженности, осуществление возврата таможенных платежей и иных денежных средств;
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;
  • осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

организационно-управленческая деятельность:

  • управление деятельностью таможни (таможенного поста) и их структурных подразделений;
  • организация работы исполнителей для осуществления конкретных видов работ, услуг;
  • контроль деятельности подразделений, групп сотрудников, служащих и работников;
  • формирование организационных и управленческих структур таможен (таможенных постов);
  • мотивирование и стимулирование сотрудников, служащих и работников, направленных на качественное выполнение ими должностных обязанностей;
  • организация сбора информации для выбора управленческих решений;

научно-исследовательская деятельность:

  • мониторинг результатов деятельности таможенных органов, проведение исследований и прогнозирование достижения целей и выполнения задач их деятельности;
  • научное обоснование предложений по совершенствованию профессиональной деятельности;
  • разработка методик и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
  • разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность таможенных органов.

Сфера профессиональной реализации

Специалист по направлению подготовки «Таможенное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • деятельность, связанная с совершением таможенных операций, применением таможенных процедур, взимание таможенных платежей и проведением таможенного контроля и иных видов государственного контроля;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Востребованность на рынке труда

Специалисты, получившие подготовку по направлению «Таможенное дело» специализация «Таможенный менеджмент» успешно трудоустраиваются на различные предприятиях в различных сферах деятельности:

  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы государственной власти;
  • Региональные таможенные представительства;
  • Таможни;
  • Таможенные посты;
  • Международные корпорации;
  • Логистические компании;
  • Компании, действующие на международных рынках и/или работающие с иностранными поставщиками.

Контактная информация

410028, г. Саратов, ул. М. Горького, 9 (угол ул. Мичурина), кафедра «Коммерция и инжиниринг бизнес-процессов» ИРБиС СГТУ имени Гагарина Ю.А Телефон:
Полная информация о поступлении в СГТУ в разделе «Абитуриенту»

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления: О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
  • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.
  • Таможня дает уголовные дела

    Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа. Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной. Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

    Незаметные

    Сложился стереотип, что таможенные органы осуществляют лишь контрольные и надзорные функции в области таможенного дела. Действительно, в структуре таможен превалируют подразделения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на выполнение данных функций: таможенные посты, отделы контроля таможенной стоимости, таможенных процедур, таможенного контроля после выпуска товара и др. При этом многие подразделения наделены широким кругом полномочий по проведению проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД и других лиц.

    Но необходимо учитывать, что такие подразделения таможен в своей деятельности могут выявить не только правонарушения, ответственность за которые установлена таможенным кодексом ЕАЭС и кодексом об административных правонарушениях РФ, но и деяния, отнесенные Уголовным кодексом РФ к преступлениям. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей предусмотрена ст. 194 УК. Расследование уголовных дел производится дознавателями таможенных органов (ч. 1 и 2) и следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 и 4 ст. 194 УК).

    Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2021 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2021 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие.

    Среди множества функциональных подразделений таможенной службы для многих незаметными остаются те, непосредственными задачами которых являются выявление и расследование преступлений: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам.

    Как выявляются таможней такие преступления?

    Как уже сказано выше, признаки преступления в таможенной сфере (и не только) могут выявить контрольно-надзорные подразделения таможни и направить соответствующие материалы в подразделение дознания.

    Например, по результатам проверки отдела по таможенному контролю после выпуска товаров может быть установлена неуплата или неполная уплата таможенных платежей на сумму, образующую крупный размер (свыше двух миллионов рублей согласно примечанию к ст. 194 УК), что может являться уголовно-наказуемым деянием. Теперь проверяемому лицу при несогласии с решениями таможни уже придется защищаться не только путем оспаривания результатов проверки и требований об уплате таможенных платежей, но и уголовно-процессуальными средствами, а у таможенного органа появляется больше полномочий для дальнейшей проверки деятельности организации в ходе расследования уголовного дела.

    Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни. При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности.

    Типичным является выявление признаков преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данная сфера работы не доступна для глаз участников ВЭД в связи с ее конспиративным характером. Проверяемые лица могут длительное время не знать (а могут вообще не узнать) о проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий. Лишь при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий участнику ВЭД или иным лицам может стать известно о попадании в поле зрения таможенного органа (вызов для опроса, проведение гласного обследования и др.), при этом права проверяемого лица ограничены спецификой оперативно-розыскной деятельности (фактическая невозможность ознакомиться с основаниями проведения мероприятий, поводами заведения соответствующего дела или материала и др.). Необходимо также учитывать наличие в структуре ФТС собственных оперативно-технических подразделений.

    При выявлении признаков преступления результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть направлены дознавателю или следователю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

    Также основанием проведения «правоохранительным блоком» таможни проверки в отношении участника ВЭД может стать любое обращение, в том числе от недобросовестного конкурента. При этом проведение проверки и применение мер уголовно-процессуального воздействия (запросы документации, вызовы на опрос и др.) могут продолжаться длительное время, что создает неудобство и напряжение в деятельности организации, а порой даже негативно влиять на ее деловую репутацию (органы таможни зачастую запрашивают документацию от контрагентов, вызывают их руководителей для дачи объяснений и др.).

    Все многообразие поводов для проверки в уголовно-процессуальном порядке свидетельствует о возможности ее начала в отношении любого участника ВЭД и не только. Проверке может подвергнуться каждая организация, участвующая в товарообороте, включая тех, кто приобретает товары исключительно на внутреннем рынке.

    Каковы основания для начала проведения процессуальной проверки? Фактически любые – каждое сообщение может быть воспринято дознавателем и следователем как содержащее сведения об уклонении от уплаты таможенных платежей. Также отсутствуют обязательные критерии для возбуждения уголовного дела – законодательно не закреплено наличие, например, акта проверки или требования об уплате таможенных платежей. На практике же на данной стадии, как правило, все вращается вокруг расчета суммы неуплаченных таможенных платежей, но для дознавателя нет обязательной формы расчета – это может быть справка специалиста, заключение, требование и др. Единственным закрепленным законом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что зачастую субъективно.

    Как не перевести взаимодействие с таможней в уголовно-правовую сферу?

    Мною перечислены лишь некоторые аспекты работы таможенных органов по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 194 УК. К сожалению, в нашей стране использование уголовно-правовых инструментов для устранения конкурентов или из корыстной заинтересованности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов — не новшество. Подобные риски отбивают у предпринимателей желание участвовать во внешнеэкономической деятельности и даже внутреннем товарообороте.

    Тем руководителям, кто планирует или продолжает добросовестно участвовать во внешнеэкономическом товарообмене, позволю себе дать несколько рекомендаций:

    1. Внимательно отнеситесь к подготовке документов, декларированию товаров, организации их доставки, не забывая, что таможенное оформление – довольно сложная процедура, требующая обязательное участия специалистов в таможенном деле. Сохраняйте таможенные декларации, товаросопроводительные документы, переписку с зарубежными и иными контрагентами, перевозчиками и таможенными представителями (брокерами). Контролируйте достоверность товаросопроводительных и иных документов, предоставляемых непосредственно в таможенный орган, брокеру либо контрагентам.

    2. Пользуйтесь услугами только проверенных и зарекомендовавших себя таможенных представителей (брокеров), не соглашайтесь на сомнительные схемы уменьшения бремени таможенных платежей.

    3. Не реагируйте на предложения о наличии связей в таможенных органах и возможности решить возникшие проблемы «непроцессуальным» путем. Проверки могут коснуться всех, так как инициированы могут быть различными многочисленными подразделениями (а зачастую в автоматическом режиме путем случайной выборки), а органы ФСБ и подразделения собственной безопасности ФТС активно борются с коррупционными проявлениями внутри таможни. При этом из-за специфики деятельности таможни внимание спецслужб к ней значительно пристальнее, чем к большинству иных органов.

    4. При проведении каких-либо проверочных мероприятий, даже пока не связанных с уголовным преследованием, привлекайте к участию специалистов, компетентных в различных сферах: таможенном деле, производстве по делам об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном производстве, чтобы прогнозировать риски и пресечь развитие дальнейших неблагоприятных последствий.

    5. Отстаивайте интересы организации с момента первых претензий со стороны таможенных органов (запросов документов, корректировки таможенной стоимости, изменении кода ТН ВЭД, возбуждении дела об административном правонарушении и др.) в целях выяснения оснований и пресечения дальнейшего развития ситуации в уголовно-процессуальном русле.

    В заключение отмечу, что и при возбуждении уголовного дела добросовестным предпринимателям не стоит отчаиваться, так как доказывание по делам рассматриваемой категории крайне скрупулёзный и сложный процесс, сопряженный с проведением большого объема следственных действий и анализом специфичной таможенной документации. Последовательная и активная защита зачастую убеждает правоохранительные органы в отсутствии оснований для уголовного преследования.

    Система таможенных органов

    Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

    Структура таможенных органов России:

    • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
    • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ): Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.
  • Организация общего и непосредственного руководства таможенным делом в Российской Федерации

    Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

    2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

    3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

    Непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее — Федеральная таможенная служба) Федеральная таможенная служба реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные таможенные органы Российской Федерации (далее — таможенные органы)

    В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет

    Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России,

    являющимся центральным органом федеральной исполнительной власти.

    Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных

    платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.д.) создаются специальные

    таможенные органы.

    Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК) и военизированными

    органами (указ Президента РФ «Об отнесении таможенных органов к государственным

    военизированным организациям»). Таможенные органы составляют единую систему,

    в которую входят:

    — ГТК России;

    — региональные таможенные управления;

    — таможни;

    — таможенные посты.

    По состоянию на 1 марта 1995 года в систему таможенных органов Российской

    Федерации наряду с ГТК входят 15 региональных таможенных управлений (12 территориальных

    и 3 специализированных), 144 таможни (67 пограничных и 77 внутренних), 503

    таможенных поста (192 пограничных, 299 внутренних и 12 акцизных). За последние

    годы значительно возросла численность таможенных служащих. Если в 1991 году

    в таможенных органах работали всего 7 тыс. человек, то сейчас армия таможенников

    выросла до 53 тыс.

    Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами,

    предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство

    допускает выполнение отдельных действий, относящихся к компетенции таможенных

    органов, иными государственными органами, предприятиями и организациями. При

    этом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например,

    деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенного перевозчика

    и т.д.).

    Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие

    таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.

    В настоящее время таможенные органы обеспечивают реализацию 20 основных

    функций, зафиксированных в ТК (ст. 10). Среди них:

    — участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие

    в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров,

    перемещаемых через российскую границу;

    — защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции

    экономической безопасности, являющейся экономической основой суверенитета

    Российской Федерации;

    — содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности,

    общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека,

    защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов

    российских потребителей ввозимых товаров;

    — применение средств таможенного регулирования торгово-экономических

    отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

    обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств

    через таможенную российскую границу;

    — осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного

    оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

    — осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

    — борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства,

    относящегося к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу;

    пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного,

    исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран,

    объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;

    содействие в борьбе с международным терроризмом;

    — выполнение международных обязательств Российской Федерации в части,

    касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров,

    затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными

    и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями,

    занимающимися вопросами таможенного дела;

    — другие функции, предусмотренные законодательством.

    Не входят в таможенную систему, но являются подведомственными ГТК:

    — таможенные лаборатории, которые создаются ГТК для проведения экспертиз

    и исследований товаров в таможенных целях;

    — научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального

    и дополнительного образования (например, Таможенная академия);

    — вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные

    и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению

    задач таможенных органов.

    К последним относятся многочисленные таможенные склады и склады временного

    хранения, учрежденные таможенными органами. На 1 марта 1995 года были открыты

    1021 склад временного хранения и 406 таможенных складов.

    Имущество таможенных органов, а также вышеперечисленных организаций и

    учреждений, подведомственных ГТК, является федеральной государственной собственностью.

    Рассмотрим подробнее отдельные органы, входящие в таможенную систему

    РФ

    Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

    Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]