О системе предварительного информирования таможенных органов РФ


Институт предварительного информирования

Одним из направлений реализации информационных технологий в таможенном оформлении является институт предварительного информирования таможенных органов. Существо предварительного информирования достаточно точно изложено в диспозиции ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (Договор от 27.11.2009 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза») (далее — ТК ТС): уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.

Предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (Приказ ФТС России от 10.03.2006 N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»).

Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Такого решения на настоящий момент не принято.

В то же время представление таможенному посту, расположенному в морском порту, предварительной информации оператором морского терминала заблаговременно до подхода морского судна к причалу морского порта является одним из обязательных условий для реализации технологии «сухого порта», закрепленной Порядком осуществления таможенных операций с товарами при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утвержденным Приказом ФТС России от 18.03.2010 N 510 (Приказ ФТС России от 18.03.2010 N 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения»).

О системе предварительного информирования таможенных органов РФ

О СИСТЕМЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТОВАРАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

АНДРЕЙ АСТРАХАНЬ

ООО «Таможенно-Брокерский Центр»,

генеральный директор, к.ю.н.

КОНСТАНТИН СТОГОВ

ООО «Таможенно-Брокерский Центр»,

заместитель генерального директора – руководитель Департамента

информационных технологий

В этой статье мы анализируем результаты предварительного информирования (ПИ) таможенных органов Российской Федерации о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза на примере железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) Посинь. Пункт находится на железнодорожной станции Себеж (ст. Себеж) Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», основными критериями оценки работы таможенных органов являются скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций.

Приказом Минтранса России от 09.02.2010 № 31 установлено, что продолжительность стоянок поездов международного сообщения в пунктах пропуска должна быть достаточной для проведения государственного контроля.

Закон ограничивает время совершения таможенных операций (при наличии предварительной информации по одной товарной партии) 15 минутами. Соответствующая норма содержится в нормативных документах ФТС России (приказ № 1230 от 03.10.2008 и последующие внесенные в него изменения).

Объемы товаросопроводительных документов по товарным партиям в составе поезда (особенно для маршрутных контейнерных поездов), как правило, достаточно велики.

Даже при наличии в контейнерном поезде 50 вагонов и одной товарной партии в вагоне (что нехарактерно для контейнерного поезда) нормативное время совершения таможенных операций поезда составит 12,5 часов, притом что общее время движения контейнерного поезда, например, из порта Риги в Москву, составляет не более двух суток.

Согласно п. 13 Плана мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенных процедур», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р, необходимо сократить сроки совершения таможенными органами операций, связанных с государственным контролем в железнодорожных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов и/или досмотра. Показатель достижения этой цели – сокращение простоя грузового железнодорожного состава в пункте пропуска до 2-х часов.

Анализ обработки поездов на ЖДПП Посинь ст. Себеж показывает, что время, необходимое для проведения всех форм государственного контроля, выходит за рамки нормативов, установленных по станции. Плановое время, принятое в исследовании за норматив, для общего времени обработки документов составляет 300 минут (5 часов), общее время стоянки поезда – 320 минут (5 часов 20 минут) (см. рис. 1).

По данным ОАО «РЖД», в среднем на ст. Себеж ежедневно прибывают 10–11 заграничных поездов. За год через данный ЖДПП таможенную границу Таможенного союза пересекают почти 3727 импортных поездов. Среди них преобладают порожние поезда (примерно 63% от всего количества). Такое распределение объясняется сырьевой структурой экспорта Российской Федерации: за границу следуют поезда с экспортными грузами, которые возвращаются пустыми. Известно, что время на оформление порожнего поезда значительно меньше времени оформления поезда с импортными грузами.

В год станция принимает примерно 1379 поездов с импортными грузами (среднее количество в месяц – 115 поездов, среднее количество в день – 4 поезда).

По результатам анализа времени обработки документов контролирующими органами на станции и стоянки поезда, среднее время обработки документов поезда с импортными грузами составляет 7 часов 21 минута, стоянки – 9 часов 01 минута. Это существенно превышает норматив.

Рисунок 1

Общее время обработки документов и общее время стоянки поезда, в чч:мм

В чем причины сложившейся ситуации? Как можно усовершенствовать процесс таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска, как ускорить контрольные процедуры и повысить пропускную способность железнодорожных пунктов пропуска?

В соответствии с Альбомом форматов электронных форм документов (утвержден приказом ФТС России от 28.01.2008 № 52) в электронный документ ПИ требуется включать сведения как из транспортных, так и из коммерческих документов.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Таможенно-Брокерский ), как уполномоченный таможенный представитель ОАО «РЖД», подает предварительную информацию в Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС России) до прибытия поезда на ЖДПП Посинь ПИ, где находится информация о товарных партиях поезда и о порожних вагонах в его составе. В ответ ЦИТТУ ФТС России возвращают на адрес ООО «ТБЦ» идентификатор предварительной информации.

Идентификатор ФТС России представляется на таможенный пост на бумажном носителе совместно с другими бумажными документами только при информировании таможенного органа в ЖДПП о прибытии железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза.

Сегодня должностное лицо таможенного органа на ЖДПП не знает о том, что ПИ произошло, до тех пор пока не придет идентификатор на бумажном носителе.

С содержанием информации, которая подавалась предварительно до прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза, должностное лицо таможенного органа в ЖДПП знакомится только после того, как введет идентификатор в комплекс программных средств «Пункт пропуска» (КПС «ПП»).

Наша ежедневная практическая работа позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время предварительная информация не анализируется в автоматическом режиме с использованием системы управления рисками федерального уровня, ее результаты не доводятся до таможенного органа на ЖДПП до прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза, и, как следствие, должностные лица этого органа не могут заранее подготовиться к совершению таможенных операций и выбрать необходимые формы таможенного контроля.

Опыт внедрения КПС «ЖДПП» на пограничных таможенных постах показывает, что ПИ может ускорить совершение таможенных операций на ЖДПП только тогда, когда обеспечивается 100%-ное ПИ на все грузы (товары), перевозимые железнодорожным составом, прибывающие на ЖДПП.

Таким образом, уже в настоящее время видно, что основной путь сокращения времени таможенного контроля и совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств на ЖДПП – это перенос временных затрат на создание электронных документов о товарных партиях, подачу их в таможенные органы и их предварительный анализ таможенными органами на этапы, предшествующие по времени самому факту прибытия поезда на таможенную территорию. Только наличие достаточной по составу и качеству информации заранее, до прибытия поезда на таможенную территорию, может ускорить таможенный контроль и совершение таможенных операций должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств на ЖДПП. Следовательно, один из основных путей сокращения времени оформления поездов – это развитие концепции ПИ в сторону более четкой формализации процессов его использования и обеспечения повторного использования этой информации на всех этапах таможенного контроля.

Введение обязательного ПИ о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, можно рассматривать как основной инструмент для уменьшения временных затрат на совершение таможенных операций в ЖДПП, повышения эффективности таможенного контроля и более рационального использования государственных ресурсов.

В настоящее время, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, предварительное информирование не является обязательным. Действующее законодательство Таможенного союза не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах.

Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза (сегодня – Евразийской экономической комиссии) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010).

При разработке проекта Решения необходимо учитывать нижеследующие особенности. Товары перевозятся железнодорожным транспортом в составе поезда, и проведение таможенных операций на пограничных пунктах производится поездами целиком. При этом регистрация факта прибытия оформляется на все вагоны в поезде – и на порожние вагоны, и на помещаемые под процедуру таможенного транзита, и на помещаемые под иные таможенные процедуры на данном ЖДПП. Именно для оптимизации процесса таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза на ЖДПП, для сокращения времени совершения таможенных операций над железнодорожным составом на ЖДПП предполагается одновременное присутствие в информационной системе перевозчика (его уполномоченного таможенного представителя) информации о поезде, обо всех порожних вагонах поезда и обо всех товарных партиях, перемещаемых этим поездом.

Для этого необходимо нормативно закрепить обязанность железнодорожного перевозчика представлять необходимую таможенным органам информацию своевременно и в полном объеме, по всему прибывающему импортному поезду целиком.

С учетом вышеизложенного, проект Решения о введении обязательности предварительного информирования на железнодорожном транспорте должен основываться на следующих принципах:

  • применение ПИ таможенных органов обо всех товарах и транспортных средствах до прибытия поезда должно реально сократить время совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров и транспортных средств;
  • минимизация времени таможенного контроля и осуществления таможенных операций таможенными органами на ЖДПП по факту прибытия поезда на таможенную территорию Таможенного союза. Она происходит за счет того, что заранее, до пересечения транспортным средством таможенной границы, подготавливается принятие решения о том, может ли ввезенный товар находиться на таможенной территории, выбирается форма таможенного контроля на основе применения к предварительной информации системы управления рисками (СУР), предварительная информация дополняется данными от инспекционно-досмотровых комплексов. Если товар может находиться на таможенной территории, но при этом необходимо принять решение о проведении досмотровых операций, досмотровые операции нужно проводить не на станции ЖДПП, а тем таможенным органом, в зоне которого находится оснащенная досмотровой площадкой станция в маршруте следования товара, либо таможенным органом станции назначения товара;
  • таможенные органы должны совершать действия по обработке ПИ до прихода поезда на ЖДПП, а также сообщать администрации железнодорожной станции на ЖДПП до прихода поезда о том, что необходимо провести таможенный контроль, который потребует планирования маневровых работ и отцепок;
  • централизации перевозчиком информации обо всех товарных партиях, планируемых к пересечению таможенной границы Таможенного союза, с целью последующего группирования этой информации в соответствии с составом импортного поезда для передачи ее в ЦИТТУ ФТС России до прибытия поезда в ЖДПП. Опыт внедрения КПС «ПП» на ЖДПП показывает, что ПИ может дать эффект ускорения совершения таможенных операций на ЖДПП только при 100%-ном ПИ на все товары и транспортные средства в прибывающем на ЖДПП поезде;
  • однократный ввод информации в информационные системы – многократное ее использование.

Принципиальное отличие существующего механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на ЖДПП от перспективного механизма состоит в переносе временных затрат на создание электронных документов о товарных партиях, подачу их в таможенные органы и их предварительный анализ таможенными органами на этапы, предшествующие по времени факту прибытия поезда на таможенную территорию.

Развитие ПИ таможенных органов позволит сократить время стоянки поезда в пункте пропуска. Применение принципов «единого окна» и государственно-частного партнерства позволит унифицировать и упростить информационное взаимодействие контролирующих органов и перевозчика в пункте пропуска.

Применение перспективного механизма информационного взаимодействия таможенных органов и железнодорожного перевозчика на ЖДПП существенно сократит время обработки документов и общее время стоянки поезда.

В качестве основы для перспективного механизма информационного взаимодействия должны выступать унифицированные электронные данные, что приведет к существенному сокращению бумажного документооборота. Это в свою очередь позволит снизить издержки и количество ошибок при работе с документами, сократит количество времени на их обработку.

На основании данных из повседневной практики ООО «ТБЦ» в диссертационных исследованиях аспиранта Российской таможенной академии А.В. Бондаренко «Совершенствование механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров железнодорожным транспортом», сделаны следующие выводы.

Так, время обработки документов для поезда с импортными грузами в случае реализации описанных выше мер составит 2 часа 35 минут, а общее время стоянки поезда – 2 часа 55 минут.

На рисунке 2 видно, что применение перспективного механизма информационного взаимодействия сокращает время обработки документов для поезда с импортными грузами на 145 минут (2 часа 25 минут), или на 48% по сравнению с нормативным временем обработки документов, утвержденного по станции Себеж. Сокращение общего времени стоянки достигает 145 минут (2 часа 25 минут), или на 45%.

Рисунок 2

Эффект сокращения времени обработки документов и стоянки поезда за счет использования перспективного механизма взаимодействия

На рисунке 3 видно, что применение перспективного механизма информационного взаимодействия сокращает время обработки документов для поезда с импортными грузами на 286 минут (4 часа 46 минут), или в 2,8 раза по сравнению со средним временем обработки документов по станции Себеж в настоящее время. Сокращение общего времени стоянки достигает 366 минут (6 часов 1 минуты), или больше чем в 3 раза.

Рисунок 3

Сравнение перспективного механизма взаимодействия с существующим по затратам времени на обработку документов и стоянки поезда

На одном только ЖДПП Посинь эффект от сокращения времени за счет анализа таможенными органами предварительной информации до прибытия поезда на таможенную территорию, выбора форм таможенного контроля только для перевозчика может принести до 18 млн рублей экономии в год и сократить время простоя поездов в 2,5 раза.

Кроме того, предлагаемый ООО «ТБЦ» перспективный механизм информационного взаимодействия таможенных органов и железнодорожного перевозчика, помимо сокращения времени простоя поездов на ЖДПП, приведет к упрощению совершения таможенных и иных операций, что, в свою очередь, приведет к сокращению издержек таможенных органов и участников ВЭД.

Рисунок 4

Принцип достижения эффекта сокращения простоя поездов на ЖДПП Посинь

Для реализации предлагаемых принципов и достижения всеми сторонами перевозочного процесса положительного экономического эффекта представляется целесообразным, чтобы все грузоотправители и экспедиторы приняли за правило проработку транспортных и товаросопроводительных документов со всеми участниками перевозочного процесса до начала самой перевозки. При этом обеспечивается минимизация рисков и ускоряется движение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

ООО «ТБЦ» готово принимать от грузоотправителей и экспедиторов по сети железных дорог комплекты транспортных и товаросопроводительных документов на каждую товарную партию, планируемую к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, для их анализа на полноту, достаточность и непротиворечивость данных и их соответствие требованиям таможенного законодательства.

Пути и сроки

Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств — членов Таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством WEB-порталов таможенных органов государств — членов Таможенного союза (ст. 6 Соглашения). Представляется наиболее удобной модель предварительного информирования таможенных органов посредством интернет-портала электронного декларирования ФТС России. На интернет-порталах Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета таможенного контроля Министерства финансов республики Казахстан затруднительно пройти процедуру онлайн-регистрации для последующего представления предварительной информации в электронном виде. Указанное Соглашение не устанавливает обязанности представления предварительной информации таможенным органам исключительно того государства — члена Таможенного союза, через государственную границу которого перемещается товар. В силу изложенного полагаем, что представление предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь и Республики Казахстан допустимо также посредством интернет-портала ФТС России. Наше предположение подтверждает анализ ст. 9 Соглашения, создавшей нормативную основу для обмена предварительной информацией между таможенными органами государств — членов Таможенного союза в электронном виде. Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства — члена Таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется (ст. 7 Соглашения). Действующее законодательство Таможенного союза не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах. По нашему мнению, это связано с формирующейся в настоящее время и не до конца отработанной системой электронного представления сведений таможенным органам. В то же время Приказом Таможенного комитета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации от 13.05.2010 N 3 (Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 N 3 «О реализации постановлений Коллегии Таможенного комитета Союзного государства») объявлен ряд постановлений Таможенного комитета Союзного государства. Вызывает интерес содержание Постановления Таможенного комитета Союзного государства, приведенного в приложении N 11 к вышеназванному Приказу.

Так, в соответствии с данным Постановлением в целях создания равных условий пересечения внешней границы Союзного государства коллегия Таможенного комитета Союзного государства постановила ввести с 1 июля 2012 года обязательное предварительное информирование о ввозе товаров на территорию Союзного государства. Возникает вопрос об обоснованности принятия этого Постановления и о применимости его в условиях формирования Таможенного союза, что вносит дополнительный диссонанс в непростой процесс формирования единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Процедура обязательного ПИ для товаров, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом

Данная процедура установлена Решением КТС № 889 от 09.12.2011 и введена в действие с 17 июня 2012 года. Согласно этому документу уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители (далее — Заинтересованные лица), обязаны представить в таможенные органы предварительную информацию в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Способы представления ПИ в таможенные органы:

  • сайт таможенных органов Российской Федерации customs.ru, в частности, портал электронного представления сведений — edata.customs.ru. Указанный портал обеспечивает возможность представления участниками ВЭД в электронной форме предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы ТС на основе веб-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;
  • портал таможенных органов Республики Казахстан — pi.customs.kz;
  • в Республике Беларусь для подачи сведений в систему ПИ нужно воспользоваться , предварительно заключив договор с данным предприятием;
  • для передачи ПИ-сведений также можно воспользоваться специализированным программным обеспечением. Например, программным продуктом «Альта-ГТД PRO» разработки — в нем помимо инструмента для подачи декларации на товары присутствует функция формирования документа ПИ и отправки его на сервер баз данных ФТС и в ГТК Республики Беларусь для его последующего использования в соответствии с технологическим регламентом.

Схема ПИ при ввозе товаров автомобильным транспортом выглядит следующим образом:

Рис.№ 1. Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых автомобильным транспортом

1

Транспортная компания или отправитель груза сообщает Заинтересованному лицу информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться доставка товара.

2

Заинтересованное лицо, получив информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR или транзитную декларацию) и посредством портала электронного представления сведений ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, передаваемых в составе документа ПИ определён в Решении КТС № 899 и зависит от вида таможенной процедуры.

3

Сервер принимает и обрабатывает представленные сведения, а также проводит форматно-логический контроль (ФЛК) представленной информации. В случае успешного прохождения ФЛК заинтересованному лицу передаётся уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода.

Таможенные органы государств – членов ТС, на территории которых расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение 2 часов с момента получения ПИ обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками (СУР).

4

Заинтересованное лицо, получив данный идентификационный номер, распечатывает и передаёт документ ПИ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы. В случае отсутствия предварительной информации Решением КТС (п.6) для заинтересованных лиц предусмотрена возможность в течение ближайших 2 часов представить необходимую информацию в информационную систему таможенных органов. Для этих целей на российском АПП оборудованы рабочие места, где можно посредством Интернет и портала ФТС России получить уникальный идентификационный номер ПИ о товарах и распечатать его.

5

По прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

6

Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в базу данных.

7

Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства таможенного поста в пункте пропуска.

8

Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с установленным порядком, в том числе сопоставляет предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах. В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств – членов ТС, сведениям в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием СУР.

Принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства ТС.

Уровни предварительной информации

Как обоснованно отмечается в юридической литературе, за счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени, следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля. Например, в 2010 году в среднем до 19 минут снизилось время прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска, что достигнуто в том числе благодаря предварительному информированию.

Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации предусматривала деление предварительной информации на 5 уровней в зависимости от коэффициента таможенной устойчивости источника информации: — предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости либо в отношении которых невозможно установить коэффициент таможенной устойчивости; — предварительная информация лиц, имеющих средний коэффициент таможенной устойчивости; — предварительная информация лиц, имеющих высокий коэффициент таможенной устойчивости, а также информация от администрации пункта пропуска; — предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России; — информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).

Красный, желтый, зеленый

Указанную уровневую систему предполагалось использовать для разделения товаропотоков по каналам, которые, в свою очередь, определяют количество совершаемых таможенных операций и объем таможенного контроля: — приоритетное оформление (зеленый канал) — при представлении предварительной информации четвертого и пятого уровня; — ускоренное оформление (желтый канал) — при представлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня; — типовое оформление (красный канал) — при отсутствии предварительной информации. Данная система трех каналов не была воплощена в жизнь. Более того, действующая Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с использованием предварительной информации (Приказ ФТС России от 03.10.2008 N 1230 (в ред. Приказов ФТС России от 29.12.2008 N 1684, от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»), не предусматривает уровневой градации предварительной информации в зависимости от источника (участника внешнеэкономической деятельности или таможенной службы страны экспорта или транзита).

Вышеуказанная Инструкция подлежит применению в случае, если в центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов имеется предварительная информация о ввозимых товарах и возможность сопоставить такую информацию с перемещаемой партией товаров. В сущности, участник внешнеэкономической деятельности не несет никаких неблагоприятных последствий за непредставление таможенным органам Российской Федерации предварительной информации о перемещаемом товаре, за исключением увеличения времени прохождения таможенных операций при прибытии товаров. К сожалению, приходится констатировать, что время прохождения таможенных операций при прибытии товаров гораздо более зависит от пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, нежели от наличия или отсутствия у таможенных органов предварительной информации. Кроме того, положения Приказа ФТС России от 03.10.2008 N 1230 не возлагают на должностных лиц таможенных органов обязанности производить таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием предварительной информации даже при наличии таковой. Любопытным является также то обстоятельство, что действующим законодательством, в частности Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (в ред. Приказов ФТС России от 11.08.2006 N 762, от 18.08.2009 N 1506, от 10.09.2009 N 1641) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров»), закреплено право лица, получающего разрешение на таможенный транзит товаров, заблаговременно до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации подать в таможенный орган отправления, а таможенный орган отправления обязан принять транзитную декларацию и иные документы, предусмотренные Инструкцией. В этом случае выдача разрешения на внутренний или международный транзит товаров производится после фактического предъявления товаров таможенному органу отправления.

Содержание понятия предварительной транзитной декларации отличается от существа понятия предварительного информирования. Транзитная декларация должна отвечать требованиям ст. 182 ТК ТС. Предварительную информацию можно признать в соответствии с п. 8 Инструкции достаточной, когда она представлена в электронной форме и содержит такие показатели, как количество грузовых мест, маркировка товаров, вид упаковок товаров, наименование товаров, наименование отправителя (не представляется в случае предъявления информации о товарах от Комиссии европейских сообществ), наименование и местонахождение получателя и пр. Цель таможенного декларирования путем подачи транзитной декларации (предварительной транзитной декларации) — заявить таможенному органу все необходимые сведения для открытия процедуры таможенного транзита. Предварительное информирование направлено на оптимизацию таможенных операций при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза, но предшествующих таможенной процедуре таможенного транзита. Оптимизация таможенных операций при предварительном информировании заключается в заблаговременном применении системы управления рисками и выборе необходимых и достаточных форм таможенного контроля прибывающего на таможенную территорию товара.

Для чего нужна предварительная информация

Использование «бумажных» технологий при оформлении товаров и транспортных средств в пограничных пунктах пропуска приводит к длительным простоям автотранспорта, железнодорожных составов, водных и воздушных судов при пересечении ими таможенной границы Таможенного союза (ТС). Это связано с тем, что должностным лицам таможенных органов приходится принимать решение о пропуске товаров и анализировать большое количество информации из бумажных документов. Наряду с оформлением документов всю информацию о товарах и транспортных средствах таможенным органам необходимо заносить в свои информационные системы для автоматизированного учета и контроля перемещения товаров через границу. При отсутствии информации о товарах и транспортных средствах в электронном виде, процесс ввода информации с бумажных документов в информационные системы занимает достаточно длительное время.

Пропускная способность пунктов пропуска может быть значительно увеличена при условии организации информационного взаимодействия участников ВЭД, перемещающих товары через таможенную границу, и таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска. Вся необходимая информация может предоставляться участниками ВЭД в таможенные органы в электронном виде, в утвержденных форматах и до прихода транспортного средства в пункт пропуска. Такая предварительная информация загружается в информационные системы таможенного органа и анализируется в автоматическом режиме, что значительно сокращает время документального оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

Информационные технологии, используемые в таможенных органах ФТС России, позволяют передавать предварительную информацию о товарах, перевозимых всеми видами транспорта. Законодательными актами установлено, что предварительная информация должна предоставляться в таможенные органы до фактического прибытия транспортного средства в пункт пропуска: для автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта не менее чем за два часа, для воздушных судов за 4 часа, а для водных судов за сутки.

Решением КТС от 9.12.2011 г. № 899 предоставление предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, с 17 июня 2012 г. является обязательным. Это связано с тем, что на автомобильных пунктах пропуска технологии предварительного информирования внедрялись раньше, чем на всех остальных пунктах пропуска и за несколько лет эксплуатации все программные средства, форматы электронных документов и протоколы передачи сообщений были доработаны и отлажены. Программные средства таможенных органов для оформления воздушных и водных судов начали внедряться в марте 2012 г. и, в настоящее время, идет процесс отладки информационных технологий и программных средств. Нет сомнений, что через определенный период времени предварительное информирование во всех пунктах пропуска будет обязательным.

Кто подает предварительную информацию

Согласно п. 1 ст. 42 Таможенного кодекса ТС (ТК ТС) предварительную информацию могут представлять уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица. Состав предварительной информации несколько меняется в зависимости от вида транспорта, но в целом предварительная информация должна содержать следующие сведения:

  • о транспортных средствах международной перевозки, перемещающих товары;
  • о товарах, перемещаемых через таможенную границу;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС или убытия с такой территории;
  • о пассажирах, прибывающих на таможенную территорию ТС или убывающих с такой территории;
  • о количестве и составе членов экипажа;
  • о припасах, которые имеются на транспортном средстве.

Для каждого вида транспорта предусмотрены отдельные форматы электронных документов, которые описаны в альбоме.

Процедура подачи предварительной информации. Описание процедуры и отличие Авиа и Моря

Применяемые сегодня таможенные технологии предлагают участникам внешнеэкономической деятельности два способа предоставления предварительной информации о товарах при их перемещении в пунктах пропуска.

Подача предварительной информации через Портал электронного представления сведений ФТС России

Портал размещен в сети интернет на сервере ФТС России (https://edata.customs.ru) и подключится к нему может любой человек, у которого есть компьютер с выходом в сеть интернет. На Портале легко зарегистрироваться, набрав логин и пароль, свой Email и установив отметку, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для работы с Порталом ФТС не требуется специальных программных средств, используется только интернет браузер, а услуги по передаче предварительной информации и получения таможенного идентификационного номера (штрих-кода) бесплатны.

Но, несмотря на простоту использования, данный способ имеет свои недостатки: ручной ввод большого количества сведений, отсутствие возможности загрузить электронные данные из других программ и информационных систем, отсутствие базы данных по всем отправкам, невозможность формировать статистические и справочные материалы по оформленным товарным партиям. Кроме того, технологией предварительного информирования по воздушным и водным судам предусмотрена доставка пакета электронных документов (предварительной информации) в таможенный пост, расположенный в пункте пропуска. Портал ФТС такой технологии не поддерживает, отправленная предварительная информация будет находиться на Портале, до тех пор, пока должностное лицо таможенного органа не получит документ со штрих кодом и не запросит данную предварительную информацию в своей информационной системе.

Поэтому Портал ФТС России используется, в основном, для предварительного информирования таможенных органов при перемещении небольшого количества товарных партий автомобильным транспортом. Для железнодорожного транспорта, воздушных и водных судов передать предварительную информацию через Портал ФТС России практически невозможно. Это связано с тем, что перевозится большое количество перевозимых товарных партий, по которым всей совокупности сведений не имеет ни один из участников процесса перемещения товаров, а также в связи с недостатками Портала, которые перечислены выше.

Подача предварительной информации через информационного оператора

Информационный оператор (ИО) — это организация, которая имеет специальное оборудование, обеспечивает необходимые меры защиты информации и имеет подключение, к информационным системам ФТС России, предназначенным для представления участниками ВЭД сведений в электронной форме таможенным органам (регламентировано приказом ФТС России от 24.01.2008 N 52). Через ИО можно не только отправлять предварительную информацию, но и осуществлять электронное декларирование товаров.

Для передачи предварительной информации через ИО необходимо иметь специальные программные средства, позволяющие формировать электронные документы в нужных формах и поддерживающие утвержденные ФТС России протоколы сообщений. Как правило, ИО предоставляют своим пользователям необходимые программные средства или доступ к специальным информационным системам. Передача предварительной информации осуществляется на договорной основе и является платной услугой, но стоимость данных услуг небольшая.

Наиболее известной информационной системой, позволяющей формировать комплекты товаросопроводительных и таможенных документов на все виды транспорта, отправлять в таможенные органы предварительную информацию и осуществлять электронное декларирование является система Fill-Bill, предназначенная для коллективной работы с электронными документами и имеющая подключения к нескольким информационным операторам. Система разработана , которая более 15 лет успешно разрабатывает программные средства и информационные системы, предназначенные для таможенного оформления и железнодорожных перевозок.

Система Fill-Bill обеспечивает комплексный подход при подготовке документов: загрузку электронной информации о товарах из информационных систем клиентов или загрузку электронных сведений в различных форматах, автоматизированное формирование товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов, отправку предварительной информации по всем видам транспорта в адресно любой пункт пропуска, электронное декларирование товаров, формирование отчетности и статистики, использование справочной системы «ВЭД-Инфо».

Известны другие коммерческие программные продукты, позволяющие подготовить предварительную информацию, но они, при той же стоимости услуг, обеспечивают, как правило, только ручной ввод сведений по товарам, перевозимых на автомобильном транспорте и доставку предварительной информации через ИО в ФТС России.

Использование предварительной информации в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска

При автомобильных и железнодорожных перевозках перевозчик или уполномоченное лицо при прибытии транспортного средства в пункт пропуска предъявляет в таможенный орган документ, на котором распечатан штрих-код (идентификационный номер предварительной информации, полученный от информационной системы ФТС России). Должностные лица таможенного поста в пункте пропуска по данному номеру запрашивают предварительную информацию и сверяют ее со сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах (накладные, упаковочные листы, инвойсы и другие документы). Если все данные идентичны и риски не выявлены, то принимается решение о пропуске товаров. В случае несоответствия сведений, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров, а в сведения, загруженные в информационные системы, вносятся соответствующие исправления.

При представлении предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, полученная информация используется в качестве транзитной декларации для оформления процедуры транзита.

Использование предварительной информации в авиационных и морских пунктах пропуска

С 2012 г. в таможенных органах ФТС России внедряются информационные системы, позволяющие принимать и обрабатывать предварительную информацию в морских и авиационных пунктах пропуска. Сложность в организации сбора сведений о судах, перемещаемых товарных партиях, составе экипажа, пассажирах и припасах заключается в том, что ни один из участников процесса перевозки товаров и пассажиров не обладает всей совокупностью сведений для предоставления предварительной информации в таможенные органы. Необходима организация совместной работы всех участников ВЭД по подготовке необходимого пакета электронных документов, составляющих сведения предварительного информирования.

Для отработки технологии предварительного информирования на Дальнем востоке в морских портах (Находка, Владивосток, Ванино и другие) с 2011 г. проводится эксперимент по информационному взаимодействию перевозчиков, судовых агентов, представителей портов и таможенных органов. Совместную работу по формированию пакета документов, на основе информации имеющейся у разных участников процесса перевозки товаров, обеспечивает информационная система Fill-Bill. Представители получателей товаров и другие заинтересованные лица могут заранее (за несколько суток) подготовить документы, в которых представлены подробные сведения о перевозимых партиях товаров. Перевозчики и агенты линий, на основе имеющейся у них информации, за сутки до прихода судна формируют декларацию на товары, которая содержит списки всех коносаментов. В информационной системе Fill-Bill все эти сведения интегрируются и в таможенный орган направляется пакет электронных документов, предусмотренный для предварительного информирования.

Эксперимент по формированию предварительной информации по воздушным судам проводится в аэропорту Шереметьево с участием Аэрофлота и таможенных постов Шереметьевской таможни. С помощью разработанной на основе Fill-Bill информационной системы на таможенный пост были переданы пакеты электронных документов в форматах ФТС России, которые требуется предоставить для предварительного информирования таможенных органов о прибытии товаров, перевозимых воздушными судами.

Опыт Евросоюза

Важным для исследования представляется опыт внедрения обязательного предварительного информирования при ввозе товаров на территорию Европейского союза. В соответствии с Постановлением Европейского парламента и совета N 48/2005 (поправки к Таможенному кодексу Европейского союза) и Постановлением Комиссии N 1875/2006 (поправки к положениям по применению Таможенного кодекса Европейского союза) все грузы, которые планируется ввозить на территорию Европейского союза, подлежат анализу рисков на предмет их безопасности еще до того, как груз будет ввезен на территорию Европейского союза. Для этого в таможенные органы той страны, куда планируется ввозить груз, необходимо подать определенные данные — так называемую декларацию о ввозимом грузе (предварительную информацию). В случае перевозки груза автотранспортом такая декларация должна быть подана как минимум за 1 час до его ввоза на территорию Европейского союза. В случае железнодорожных перевозок — за 2 часа, при авиаперевозках — еще до фактического отлета самолета (при длительных рейсах — как минимум за 4 часа до прилета самолета). Подать эти данные можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта (или Систему контроля транзита). С 1 января 2011 года на территорию Европейского союза к оформлению таможенных формальностей допускаются только те грузы, на которые своевременно будет подана соответствующая декларация (Письмо Службы государственных доходов Латвии от 26.04.2010 N 27.9.1/20568 «О подаче электронных данных о ввозимых грузах для анализа рисков»).

Евразийская экономическая комиссия

СОГЛАШЕНИЕ о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза

Правительства государств — членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее — Договор),

принимая во внимание Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации;

стремясь наладить эффективное взаимодействие и координацию деятельности таможенных органов государств Сторон в обеспечении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза,

признавая необходимость представления и обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, в целях минимизации рисков нарушений таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, а также совершенствования и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля,

согласились о нижеследующем:

В настоящем Соглашении используются следующие термины:

центральный таможенный орган государства-члена таможенного союза – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

технические условия – документ, который определяет структуру и формат электронных сообщений, которыми обмениваются таможенные органы государств-членов таможенного союза с использованием информационных систем, регламент обмена, способы обмена, требования к программным и техническим средствам информационных систем, а также к уникальному идентификационному номеру перевозки.

технические требования – документ, определяющий порядок, форматы, способ и регламенты электронного обмена данными между автоматизированной системой таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;

уникальный идентификационный номер перевозки (далее — УИНП) – уникальный номер предварительной информации, который присваивается таможенным органом государства-члена таможенного союза на каждую партию товара с использованием информационной системы.

Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица (далее — заинтересованные лица), могут представлять таможенным органам государств-членов таможенного союза в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории (далее — предварительная информация).

Статья 3

Обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (далее – решение Комиссии).

Решение Комиссии должно содержать:

дату введения обязательного представления предварительной информации;

вид транспорта, на котором перемещаются товары через таможенную границу таможенного союза, в отношении которых вводится обязательное представление предварительной информации;

состав сведений обязательной предварительной информации;

порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае отсутствия обязательной предварительной информации в местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза;

иную информацию, необходимую для реализации решения Комиссии.

Представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется в отношении:

товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса таможенного союза;

товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

воинских грузов.

Комиссия таможенного союза и центральные таможенные органы государств-членов таможенного союза обеспечивают публикацию решения Комиссии и его доведение до всех заинтересованных лиц, в том числе с использованием информационных технологий, в течение тридцати дней после подписания такого решения, но не позднее ста восьмидесяти дней до даты введения обязательного представления предварительной информации.

Статья 4

Предварительная информация представляется на языке государства-члена таможенного союза, за исключением условных обозначений, используемых таможенными органами в качестве классификаторов.

Статья 5

Заинтересованные лица представляют предварительную информацию в отношении ввозимых товаров, предполагаемых к помещению под процедуру таможенного транзита в местах прибытия, в объеме сведений, определенных статьей 182 Таможенного кодекса таможенного союза или частью второй статьи 3 настоящего Соглашения.

В случае если в отношении ввозимых товаров и транспортных средств таможенная процедура таможенного транзита применяться не будет, заинтересованные лица представляют предварительную информацию в объеме сведений, определенных статьей 159 Таможенного кодекса таможенного союза.

Статья 6

Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств-членов таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством web-порталов таможенных органов государств-членов таможенного союза.

Технические требования к информационным системам заинтересованных лиц разрабатываются и публикуются для информирования заинтересованных лиц таможенным органом государства-члена таможенного союза.

Статья 7

Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства-члена таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств.

В случае несоответствия предварительной информации составу сведений, ее структуре и формату, утвержденных техническими требованиями, заинтересованному лицу направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин.

При отсутствии ошибок в представленной предварительной информации заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее УИНП.

В случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких товарных партий предварительная информация должна представляться на каждую товарную партию отдельно. Каждой товарной партии присваивается индивидуальный УИНП.

Предварительная информация хранится в базе данных предварительной информации не менее 30 суток с даты присвоения УИНП.

Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется.

Статья 8

Для совершения таможенных операций УИНП представляется заинтересованным лицом таможенному органу государства-члена таможенного союза в месте перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.

При получении от заинтересованного лица УИНП должностное лицо таможенного органа государства-члена таможенного союза должно выполнить следующие действия:

запросить по УИНП, посредством программных средств, предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, содержащуюся в базах данных таможенных органов;

сравнить сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах (далее — документы), представленные перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации;

проверить соблюдение запретов и ограничений;

выполнить иные действия, установленные таможенным законодательством таможенного союза и государства-члена таможенного союза.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств-членов таможенного союза, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, должностное лицо таможенного органа государства-члена таможенного союза принимает меры в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

В случае отсутствия в базах данных таможенных органов государств-членов таможенного союза предварительной информации о товарах и транспортных средствах, представление которой обязательно, в соответствии со статьей 3 настоящего Соглашения таможенные операции осуществляются в соответствии с решением Комиссии.

Между центральными таможенными органами государств-членов таможенного союза осуществляется обмен предварительной информацией о товарах и транспортных средствах в электронном виде.

Статья 10

Для реализации положений статьи 9 настоящего Соглашения таможенные органы государств-членов таможенного союза разрабатывают Технические условия организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, которые утверждаются руководителями центральных таможенных органов государств-членов таможенного союза.

Получаемая в соответствии с настоящим Соглашением информация носит конфиденциальный характер и должна использоваться исключительно для таможенных целей.

Переписка по вопросам реализации положений настоящего Соглашения ведется на русском языке.

Статья 13

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых являются государства Сторон.

Статья 14

1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются, в первую очередь, путем проведения переговоров и консультаций.

2. Если спор не будет урегулирован сторонами спора путем переговоров и консультаций в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из сторон спора другой стороне спора, то, при отсутствии иной договоренности между сторонами спора относительно способа его разрешения, любая из сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

3. Комиссия таможенного союза оказывает содействие Сторонам в урегулировании спора до его передачи для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 15

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

Статья 16

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении государствами Сторон внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая направит каждой Стороне его заверенную копию.

За ПравительствоРеспублики Беларусь За ПравительствоРеспублики Казахстан За ПравительствоРоссийской Федерации
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]