Аббревиатуры и термины международных морских грузоперевозок

Изложенная в этом разделе информация поможет разобраться в некоторых деталях процесса морской перевозки (терминология, документы, условия, обработка грузов в портах и т.д.).

  • Bill of Lading, B/L () – основной морской документ — накладная на перевозку груза (выпускается только морской линией или лицензированным NVOCC морским перевозчиком, в коносаменте есть данные получателя и отправителя, данные о грузе и номер контейнера, по которому заказчик может проследить, где находится его груз);
  • Shipper – отправитель (поставщик) груза по коносаменту;
  • Consignee — получатель груза по коносаменту;
  • Notify party — сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза (по коносаменту). Им бывает сам получатель, экспедитор или другой представитель получателя в порту;
  • Freight (фрахт) — перевозка груза;
  • Loading — погрузка;
  • Discharging — выгрузка;
  • Feeder (фидер) – это морская линия местного сообщения для перевозки контейнера или негабаритного груза на небольшое расстояние или доставки контейнеров от/до порта погрузки на океанский корабль. При заключении договора на морскую перевозку на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, и дополнительной оплаты не требуется.
  • NVOCC (Non-Vessel Operating Common Carrier) – морской перевозчик, выдающий коносамент на перевозку товаров судами, которыми он не владеет и не управляет, одновременно поддерживающий отношения с оператором. На сегодняшний день статус NVOCC законодательно определен только в двух странах: США и КНР. Суть деятельности NVOCC – это перевозка «от двери до двери». Предлагая одну цену за всю перевозку, NVOCC несет полную ответственность за транспортировку. В таком случае NVOCC выставляет интермодальный коносамент, общепризнанный как коносамент морской линии.
  • TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) — единица измерения груза, равная объему одного 20-футового контейнера. Один 40-футовый контейнер = 2TEU

Условия перевозки

  • CY (Container Yard, контейнерный терминал) – возможны два варианта: 1. Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой, 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии — стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY, НЕ включает услуги по приему/отправлению груза на/с CY);
  • DOOR (доставка от/до двери) – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/полчателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя;
  • FI (Free In, свободно от погрузки) – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно;
  • FO (Free Out, свободно от выгрузки) – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна;
  • LI (Liner In, линейные условия при отправлении) – означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнером терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта;
  • LO (Liner Out, линейные условия при прибытии) — означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнером терминале включены в ставку фрахта.

NB: Условия ставки всегда состоят из 2 частей – информации по условиям отправления и прибытия. Например, FILO, LICY и т.д.:

  • FIOS — Free in / out (погрузка и выгрузка за счет отправителя);
  • FILO — Free in / Liner out (погр. за счет отправителя / выгр. за счет линии);
  • LIFO — Liner in / Free out (погр. за счет линии / выгр. за счет отправителя);
  • LILO — Liner in / out (погр./выгр. за счет линии — полные линейные условия).

От чего зависит фрахтовая ставка?

Одна из самых существенных статей расходов при морской транспортировке — фрахт. Это услуга по перевозке груза судовладельцем. На величину фрахтовой ставки влияет множество параметров:

  1. 1 спрос/предложение на рынке;
  2. 2 количество груза;
  3. 3 расстояние между портами;
  4. 4 уровень портовых сборов;
  5. 5 стоимость снабжения и топлива;
  6. 6 вид судна;
  7. 7 маршрут перевозок;
  8. 8 законодательства разных стран.

Фрахтовая ставка в ряде случаев может включать и стоимость погрузочно-разгрузочных работ. Если груз следует по линейному пути, то ставку определить легче — она рассчитывается по заранее установленному тарифу (включая статьи расходов Liner In и Liner Out). Фрахтовая ставка также может включать и экологические сборы, например, серный сбор – плата за выбросы судна.

Сборы к базовой ставке фрахта (оплачиваются линии в счет фрахта)

  • ALL IN (All Inclusive, «все включено») – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях LILO, то это означает, что в ставку, помимо фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы — BAF, CAF и т. д.;
  • BAF (Bunker Adjustment Factor, бункерная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU);
  • CAF (Currency Adjustment Factor, валютная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта;
  • IMO Surcharge — надбавка за опасный груз;
  • ISPS или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность;
  • GRI – плановое повышение базовой ставки с определенной даты;
  • THC (Terminal Handling Charges, терминальная обработка груза) – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC — origin THC), или получатель, если это порт назначения (dTHC — destination THC);
  • Heavy Lift Charge – надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении);
  • PCS (Port Congestion Surcharge) – надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта;
  • PSS (Peak Season Surcharge) — надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»);
  • WarRisk (военные риски) — взимается в портах, находящихся в зоне военных действий;
  • WinterSurcharge (зимняя надбавка) — взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

NB:Должен быть указан срок действия ставки. Стоимость фрахта определяется по дате отправления груза (дате издания коносамента в порту отправления).

Словарь морских терминов и сокращений

A

AGT (

Agent) — Агент — лицо, уполномоченное вести бизнес от имени и по поручению другого лица или компании.

AI

(AllIn) «Все включено» – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях CY/CY, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.

ARRIVAL NOTICE

— извещение, которое перевозчик направляет грузополучателю до прибытия судна в порт назначения. Обычно извещение содержит информацию о предполагаемой дате прибытия, номере коносамента, номере контейнера, весе груза и т.п.

Перевозчик направляет извещение исключительно на добровольной основе для осуществления бесперебойной доставки. Обязанность по слежению за передвижением груза и принятию мер для своевременного получения его, по-прежнему возлагается на получателя.

B

B/L (

Bill of lading)Коносамент – договор морской перевозки, документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Коносамент сопровождает груз при перевозке. Оригинал коносамента является товарораспорядительным документом.

BAS

(Base Rate) — базовая ставка фрахта (см. также BFR). Основная составляющая цены морской перевозки груза.

BAF (Bunker Adjustment Factory)

Бункерная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке.

BFR

— морской фрахт (см. также BAS).

BONDED WAREHOUSE

Склад, находящийся под таможенным контролем, товары на котором хранятся без обложения государственными налогами: таможенный склад или склад временного хранения.

BOOKING

(Букинг, Букировка) — бронирование всей или части грузовместимости судна (места на судне) для перевозки груза.

BOOKING NOTE

Заявка на перевозку – используется для резервирования места и тары, информация, указанная в заявке, не является основой для заполнения коносамента, после подачи заявки заявитель принимает на себя обязанности предоставить груз к указанному сроку.

BREAK BULK

Перевозка небольшой партии груза без использования контейнера.

C

CAF

Валютная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют.

CBM

— Метр кубический.

CARRIER

— лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, на основании заключенного с отправителем договора.

CERTIFICATE OF ORIGIN

— Сертификат происхождения — свидетельство, удостоверяющее, что данный импортируемый товар изготовлен в данном месте.

CFR

(Cost and Freight) — «стоимость и фрахт» — международный торговый термин Инкотермc.

Условия поставки CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в т.ч. оплачивает пошлины).

Покупатель оплачивает страховку товара. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом.

CFS

Склад консолидации – 1. Склад, в котором осуществляется консолидация и загрузка/разгрузка в/из морские контейнеры. 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до CFS; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CFS (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CFS).

CHARTER

(Чартер) — договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства для перевозки груза на определенный срок или рейс.

CIF

(Cost, Insurance and Freight) — «стоимость, страхование и фрахт» — термин Инкотермс.

Условия поставки CIF в значительной степени идентичны с условиями CFR. Дополнительно к ответственности по условиям поставки CFR, продавец для условий CIF должен получить страховой полис допускающий передачу для покрытия рисков, связанных с доставкой груза, страховыми компаниями.

Ответственность продавца за товар заканчивается, когда товар был доставлен морскому перевозчику или был погружен на борт судна, в зависимости от условий контракта.

CIP

(Carriage and Insurance Paid to) — «фрахт / перевозка и страхование оплачены до» — международный торговый термин Инкотермс.

Термин означает, что продавец доставит товар названному перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения.

Ответственность продавца заканчивается после доставки им товара перевозчику, который был указан покупателем. Покупатель несёт все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен.

Данный термин схож с термином CPT, за исключением того, что продавец также оплачивает страхование. По условиям CIP, таможенные процедуры по экспорту товара лежат на продавце.

C.O.C.

(Сarrier’s Оwned Container) контейнер является собственностью перевозчика.

Стоимость использования контейнера включается во фрахт.

CONSIGNEE

Получатель — лицо, которому передается груз в месте назначения.

CPT

(Carriage Paid to) — «Фрахт/перевозка оплачены до» — международный торговый термин Инкотермс, который применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки.

Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.

CUC

(Chassis Using Charge) — сбор за пользование шасси.

CUT OFF TIME

Контрольное время завоза груза на терминал и оформления соответствующих документов на рейс.

CY

Контейнерный терминал – 1. Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой. 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии — означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до CY; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY).

D

DC

Сухой контейнер, Dry Container – тип контейнера. Самый распространенный тип контейнеров, представляет собой прямоугольный ящик стандартных габаритов из рифленого металла с дверями в одном торце, как правило, внутри застилается деревянным полом.

DDF

(Destination — Documentation Fee) — сбор за оформление документов в порту доставки.

DDP

(Delivered, Duty Paid) — «доставлено, пошлина оплачена» — условия поставки Инкотермс. Употребляется с указанием места прибытия.

Продавец несёт все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за порчу и потерю товара, включая пошлины и прочие выплаты при импорте до момента доставки товара в указанное место в стране покупателя. Также продавец несёт ответственность за таможенную очистку.

В договоре могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей. Данный тип распределения ответственности может использоваться независимо от вида поставки.

DEMURRAGE

Демередж – плата за сверхнормативную задержку контейнера, взимается за каждые сутки задержания.

DETENTION

(Детеншн) — штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в место, согласованное с собственником контейнера.

DHC

(Handling Charge — Destination) — расходы на перегрузку в порту доставки.

DISBURSEMENT ACCOUNT

(Дисбурсментский счет) — документ, содержащий перечень расходов, понесенных по обслуживанию в порту.

DIM

(Dimensions) — размеры.

DISCHARGING

— разгрузка.

DOCS

(Documentation), Docs Fee — сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься, как за коносамент, так и за контейнер.

DOORDOOR

Доставка до двери – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.

DROP-OFF CHARGE

Сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика.

E

ETA

Предполагаемая дата прибытия.

ETD

Предполагаемая дата отхода.

EXW

(Ex Works) — «с места работы, самовывоз» — термин Инкотермс. Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (завод, склад, магазин и пр.).Продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт. Покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и д.р.

F

FAS

(Free Alongside Ship) — «Свободно вдоль борта судна» — международный торговый термин Инкотермс. Продавец несёт расходы по доставке в порт отправления.

Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале (в согласованном порту отгрузки).

Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски переходят в момент доставки на причал порта погрузки.

FCA

(Free Carrier) — ‘Франко-перевозчик указанное место» — торговый термин Инкотермс, означающий, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте.

Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за отгрузку.

FCL

(Full Container Loading) — контейнер, заполненный грузом одного получателя.

Полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя.

FEEDER

Фидер – судно/линия, обслуживающие порты удаленные от главных транспортных узлов.

FEU

Эквивалентен объему сорокафутового контейнера.

FFC

(Freight Forwarder Commission / Brokerage) — брокерская комиссия.

FI

«Свободно от погрузки» – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.

FICY

(Free In / Container Yard) — погрузка в порту отправления за счет отправителя/получателя, доставка до контейнерного терминала за счет линии.

FIFO

(Free In / Free Out) — погрузка и выгрузка за счет отправителя/получателя.

FILO

(Free In / Liner Out) — погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии.

FIOS

(Free In / Out) — погрузка и выгрузка за счет отправителя/получателя.

FO

«Свободно от выгрузки» – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.

FOB

(Free On Board) — «Франко борт, буквально — бесплатно на борт судна» — международный торговый термин Инкотермс. Продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно.

Расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. В некоторых портах при поставках на условиях ФОБ расходы по погрузке несёт покупатель.

Риск случайной гибели имущества или его повреждения возлагается на продавца — до момента пересечения товаром борта судна, и на покупателя — с указанного момента. Как правило, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю одновременно с переходом риска.

FOR

станция отправления «Свободно в вагоне/на платформе» – условие перевозки при отправлении – означает, что оговоренная ставка провозной платы не включает стоимость работ по погрузке на платформу/вагон, подгону вагонов и т. д.

FR FLAT RACK

– тип контейнера без боковых стенок и крыши.

FREIGHT

— Фрахт — плата за перевозку груза, он же SEA (Sea freight), O/F (Ocean Freight).

FREIGHT COLLECT

Фрахт оплачивается получателем.

FREIGHT PREPAID

Фрахт оплачивается отправителем.

G

GENERAL CARGO

Генеральный груз – груз, который может быть пересчитан, т.е. груз, упакованный в тару, или штучный груз, в том числе: ящики, мешки, бочки, тюки, контейнеры и т. д.

GRI

Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной конференции, носит, как правило, сезонный характер.

GROSS WEIGHT

— Вес брутто — масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней — тарой (ящики, мешки, бочки и т. п.).

H

HC

Хай Кьюб – контейнер повышенной вместимости. Смотрите в типах контейнеров.

HLC

(Heavy Lift Charge) — надбавка за превышение определенного веса груза.

I

IMO SURCHARGE

— надбавка за опасный груз.

Indossament

(Индоссамент) — передаточная надпись на обратной стороне ценной бумаги, в соответствии с которой права по этой бумаге переходят от одного лица к другому.

Лицо, совершающее индоссамент, называется индоссантом. Различают полный (именной) индоссамент и на предъявителя, когда в передаточной надписи не содержится имя, в пользу которого сделан индоссамент, т. е. она состоит из одной подписи индоссанта.

Объектами передачи посредством индоссамента могут быть векселя, чеки, коносаменты и др. ценные бумаги.

INCOTERMS

(International Commercial Terms) (Инкотермc) — сборник международных торговых терминов, изданный Международной торговой палатой.

В словаре приводятся термины по базисным условиям поставок, касающиеся перевозочного процесса, оформления поставок и др.

IN-BOND

Не прошедший таможенную очистку (о товаре).

ISPS

— сбор за безопасность в порту.

L

Laytime

(Сталийное время) — срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей.

Определяется соглашением сторон в чартер, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

LCL

(Less Container Loading) Частичная загрузка контейнера, в одном контейнере следует груз нескольких отправителей в адрес нескольких получателей, так называемый сборный груз.

LI

(Liner In) Линейные условия при отправлении – условия, при которых экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: снятие контейнера с транспортного средства (авто, жд), размещение на терминале (CY), погрузка на судно.

LI-DOOR

(Liner in / Door) — погрузка в порту за счет линии, доставка до «двери» клиента.

LIFO

(Liner In / Free Out) — погрузка на судно за счет линии, выгрузка за счет клиента.

LILO

(Liner In / Liner Out) — погрузка и выгрузка за счет линии, т.е. включены в ставку фрахта — полные линейные условия.

LO

Линейные условия при прибытии – условия, при которых экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: выгрузка с судна, размещение на терминале (CY), погрузка на транспортное средство (авто, жд).

LOADING

— погрузка на судно.

LUMP SUM

— общая сумма по нескольким платежам сразу.

M

MANIFEST

(Манифест) — судовой документ, содержащий перечень коносаментов. Необходим для предоставления таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. Обычно он включает следующие данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза.

MOTHER VESSEL

Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом. Дословно материнское судно.

MT

Тонна метрическая = 1000кг.

MV

(Mother Vessel) — крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом. Дословно материнское судно.

N

NOTIFY PARTY

— графа в коносаменте, где вписывается сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Как правило, это экспедитор или другой представитель получателя в порту.

NVOCC

Перевозчик, владеющий определенным объемом грузовых помещений на судне, которым он не владеет и не управляет, обладающий правом издания бортовых коносаментов.

O

ODF

(Origin — Documentation Fee) — сбор за оформление документов в порту отправления.

O/F

(Ocean Freight) — морской фрахт, он жеSEA(Sea freight), FREIGHT.

OGC

Негабаритный груз.

OHC

(Origin — Handling Charge) — расходы на перегрузку в порту отправления.

ORDER BILL OF LADING

— Ордерный коносамент — коносамент, по которому груз передается либо «приказу» грузоотправителя, либо «приказу» грузополучателя, либо «приказу» банка, либо по передаточной надписи того, чьему «приказу» он составлен.

Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу» получателя, то считается, что он составлен «приказу» отправителя. Коносамент и соответственно право на груз другому лицу передается с помощью передаточной надписи — индоссамента.

OT

Оупэн топ – тип контейнера. Смотрите в типах контейнеров.

P

PCS

(Port Congestion Surcharge) — надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта.

PICKUP

— забор груженого контейнера (груза) у отправителя.

PSE

(Port Security Charge — Export) — сбор за безопасность в порту при экспорте.

PSS

(Peak Season Surcharge) — надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года.

POD

Порт выгрузки.

POL (

Port of loading) Порт погрузки.

Q

QUALITY CERTIFICATE

— Сертификат качества — документ, подтверждающий соответствие товара показателям качества, техническим характеристикам, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора.

R

RAMP

Рампа – 1. Устройство для перемещения груза с одного вида транспорта на другой. 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии — означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до ближайшей к отправителю/получателю рампы; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до рампы (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, терминальные услуги, погрузку на авто/жд транспорт, доставку до/от ближайшей к получателю/отправителю рампы).

REPO

Возврат порожнего контейнера в ближайший сток перевозчика после выгрузки. RF Рефрижераторный контейнер.

RF

(Reefer Container) — Рефрижераторный контейнер — тип контейнера, предназначенный для перевозки грузов требующих соблюдение температурного режима.

S

SEA

(Sea freight) – морскойфрахт, он же O/F (Ocean Freight); FREIGHT

SEC

(Security Charges) — портовый сбор за безопасность.

SHIPPER

Отправитель – лицо, фактически или номинально предоставляющее груз к перевозке, а также направляющее инструкции перевозчику.

SHIPPING REQUEST

Инструкции по отправке груза – являются основой для заполнения коносамента.

S.O.C.

(Shipper Owned Container) Контейнер – собственность отправителя (клиента).

STATEMENT

(Стейтмент) — документ, составляемый вместо таймшит в тех случаях, когда отсутствуют необходимые условия по учету и расчету сталийного времени.

Содержит данные о времени прибытия судна в порт, использовании сталийного времени с указанием продолжительности и причин, имевших место перерывов и простоев. По данным стейтмента составляется таймшит и производятся расчеты с фрахтователями по демерреджу и диспачу.

S.T.C.

(Said To Contain) — заявлено что содержит.

STORAGE

— ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEU и имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).

STUFFING

Стафировка – загрузка контейнера.

T

TC

(Tank Container) — Танк-контейнер — тип контейнера, предназначенный для перевозки газов и жидких грузов.

TEU

(Twentyfoot Equivalent Unit) — Эквивалентент объема двадцатифутового контейнера. Единица измерения груза, равная объёму одного 20-ти футового контейнера. Объём одного 40-ка футового контейнера = 2TEU.

Часто используется в оценке грузооборота.

THC

(Terminal Handling Charges) Терминальная обработка груза – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC). Если говорить о контейнерных грузах, то это операции по погрузке — выгрузке контейнеров.

Стоимость перегрузки, как обязательная доплата прибавляется к основной ставке морского фрахта.

TIMECHARTER

(Тайм-чартер) — договор фрахтования судна на время. Судовладелец предоставляет в пользу фрахтователя судно на определенный срок за оговоренную плату.

Владелец судна в тайм-чартере, как правило, несет расходы по содержанию судового экипажа, по поддержанию судна в годном для эксплуатации состоянии и по его страхованию.

Фрахтователь, кроме платы судовладельцу за пользование судном, принимает на себя оплату бункера, воды, портовых, канальных сборов, и других текущих и эксплуатационных расходов.

TIMESHEET

(Таймшит) — ведомость учета сталийного времени под грузовыми операциями.

Таймшит составляется в каждом порту выгрузки/погрузки судна и подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Таймшит является основанием для расчета демерреджа и диспача.

TKL

Условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до перегрузочного оборудования в порту отправления/назначения; стоимость перевозки включает кроме фрахта погрузку/выгрузку с /на судно, не включает подвоз/отвоз к /от перегрузочного оборудования. Данные условия перевозки часто используются в портах, контейнерные терминалы (CY) в которых удалены от линии причальной стенки и доставка до/с места погрузки /выгрузки является дополнительной операцией.

TRANSHIPMENT

Трансшипмент – смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт не обслуживаемый линией напрямую.

U

UN CODE

Номер ООН – четырехзначный номер, используемый для обозначения вещества или группы веществ в соответствии с классификацией опасных грузов, разработанной Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций в рамках «Рекомендаций по перевозке опасных грузов».

W

WARRISK

— дополнительный сбор за военные риски, взимается в портах, находящихся в зоне военных действий.

WAY BILL

Накладная – договор перевозки, также как и коносамент – документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Накладная сопровождает груз при перевозке. В отличие от коносамента накладная не может быть товарораспорядительным документом.

WHARFAGE

— портовая пошлина. Плата судовладельца за вход судна в порт.

WM

Основа для начисления фрахта – вес или объем, применяется в зависимости от того, какой показатель (вес или объем) больше.

WSC

(Winter Surcharge) — зимняя надбавка, взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

Дополнительные условия и сборы

Дополнительные условия и сборы оплачиваются местным агентам линии как правило через портовых экспедиторов.

Demurrage — демередж, или штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента возврата порожнего контейнера в порт (для импорта) или с момента получения порожнего контейнера под погрузку до момента погрузки груженого контейнера на судно (для экспорта).

Период использования контейнера иногда в зависимости от линии может быть разделен на Demurrage и Detention (демередж и детеншн). Тогда Demurrage — это штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Detention — штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт.

AdministrativeFee = B/LFee = DocsFee (возможны другие обозначения) — сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер.

Какие еще расходы могут повлиять на стоимость доставки

Помимо перечисленных ключевых статей затрат, отправитель может понести дополнительные расходы. Так, на стоимость отправки могут повлиять:

  • Издержки дефицита

    Это дополнительные расходы на отправку, которые появляются из-за ограниченности доступных ресурсов в порту. К примеру, имеет место недостаток контейнеров или техники для погрузки-разгрузки.

  • Перегрузки

    Они также могут существенно повысить статьи расходов. Если планируется перемещение груза с одного судна на другое либо на железнодорожный транспорт, то грузоотправитель может понести за это расходы, если подобное условие есть в договоре.

  • Сезонность

    На эффективность и стоимость морского транспорта влияет сезонность. Спрос на морскую транспортировку существенно увеличивается с февраля по август — это период наибольшей активности водного транспорта.

  • Маршрут следования

    Также оказывает влияние на расходы грузоотправителя. К примеру, при перевозке груза северными путями могут потребоваться услуги ледоколов, которые расчистят путь судна. Существуют и платные каналы (например, Суэцкий), за которые одной из сторон сделки придется платить.

  • Укладки груза на борту

    Дополнительной статьей расходов может выступать процедура укладки груза на борту. Нередко требуется разравнивание, которое не является бесплатной процедурой.

  • Смешанное плавание

    Ситуация, при которой используется сразу несколько водных путей. Это может быть речной, морской и океанический пути. Существуют универсальные судна, которые позволяют переправлять товары по нескольким путям, но в других случаях смешанное плавание повлечет необходимость перегрузки.

  • Скорость

    Это не самая сильная черта морского транспорта. Но некоторые клиенты могут запросить ускоренное прохождение пути, что выльется в дополнительную статью расходов для грузоотправителя.

Дополнительные сборы порта

Дополнительные сборы порта оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий.

  • Хранение (Storage) – ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEU и имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).
  • Выставление на досмотр – ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту.
  • Дополнительные операции – ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту.

Как точно определить расходы грузоотправителя?

Все вышеперечисленные расходы на морскую транспортировку могут быть распределены между грузополучателем и грузоотправителем договором. В масштабных морских перевозках вся организация транспортировки часто может лежать сразу на нескольких отправителях (ситуация распространена при международной перевозке сборного груза). Важнейшую роль играет документация, составленная сторонами в ходе сотрудничества, и конкретные обязательства, возложенные на отдельно взятого отправителя или получателя. Именно в договоре прописываются конкретные обязанности отправителя, в связи с чем возникает необходимость тщательного изучения пунктов сделки для определения точных расходов.

Не менее важны и условия в договоре транспортной экспедиции и в дополнительных соглашениях по тарифам. В них указывают как основную стоимость услуг по отправке груза, так и тарифы на потенциальные дополнительные расходы. Правильно сформулированные условия торгового контракта, договоров транспортной экспедиции и таможенного представителя — это защита интересов грузоотправителя и грузополучателя от неучтенных расходов.

Нет опыта и необходимых знаний, чтобы организовать морскую грузоперевозку с минимальными затратами? Специалисты логистической помогут найти оптимальное решение. Оставьте заявку для получения расчета, мы свяжемся с Вами в течение 24 часов.

С уважением, Закир Досаев ТЭК Оператор
Статья оказалась полезной? Поделитесь с друзьями:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]