Транспортировка различных грузов — обязательное и важное звено многих сфер деятельности. Однако, по причине того, что воздушный, морской или автотранспорт доступен не всем, значительно возросла популярность жд транспорта. Пассажирские перевозки по железной дороге также востребованы. Международные перевозки железнодорожным транспортом в большинстве случаев наиболее актуальны, а значит, должны быть понятны и доступны.
Основные сведения
Железная дорога — один из наиболее развитых видов транспорта не только в России, но и во всем мире. Актуальность перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом не снижается со временем, несмотря на развитие технологий. Например, автотранспорт не везде может доехать, а при оформлении документов зачастую возникают заминки и трудности, особенно при пересечении границ разных государств.
Поэтому сравниться по скорости и доступности с автоперевозками может только железнодорожное сообщение. В данное время в Российской Федерации существует много организаций — перевозчиков, осуществляющих международную транспортировку грузов по железной дороге.
Сотрудничество по вопросу интернациональных жд перевозок осуществляется в рамках Бернских конвенций.
Однако, существуют субъекты, которые не входят в Таможенный союз, но и не доставляют проблем при пересечении границы. Такими субъектами являются: Абхазия, Эстония, Литва, Польша, Казахстан и некоторые другие государства.
Правила перевозки опасных грузов
Каким образом логистические компании осуществляют авиаперевозку опасных грузов? Они придерживаются правил, установленных положениями Международной организации гражданской авиации «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных веществ по воздуху». Кроме того, у Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, есть собственная версия документа под названием «Правила перевозки опасных грузов».
- Перевозка опасных грузов по воздуху является наиболее быстрым, но и самым затратным видом грузоперевозок. Он требует специальных условий перевозки, в том числе доставку в те регионы, где не налажено регулярное авиасообщение.
- Опасные грузы должны иметь определенную и тщательную упаковку. Опасные грузы запрещено упаковывать в одну тару вместе с другими грузами. Если перевозят жидкости, газы, сыпучие, то тара должна выдерживать избыточное давление, возникающее на высоте, низкие температуры и предотвращать утечку, разливание, рассыпание содержимого.
- Перевозить опасные грузы, к которым относятся взрывчатые вещества, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, твердые вещества, самореактивные вещества, токсичные, окисляющие вещества, радиоактивные материалы и прочее, можно исключительно при наличии сопроводительной документации. Грузы группируются таким образом, чтобы в случае пожара их можно было легко потушить.
Регламентирующие документы
Грузооборот при помощи жд транспорта осуществляется в соответствии с утвержденными условиями и требованиями. Регламент на данный тип перевозок осуществляют:
- Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) в редакции от 10 января 2003 года.
- МГК. Это первая Бернская конвенция, издана в 1890 году для контроля жд грузоперевозок.
- КОТИФ. Вторая Бернская конвенция. Данное соглашение заключено среди стран Европы, Азии и Северной Африки. Всего таких государств 39. РФ вошла в этот состав сравнительно недавно (в 2009 году).
- СМГС. В 1923 году МГК и МПК объединились и образовали СМГС — международное грузовое соглашение. Правовое регулирование грузооборота по РФ осуществляется в соответствии с СМГС.
Соглашение КОТИФ среди всех регламентирующих документов является основным, но включает в себя два раздела. Раздел А регламентирует пассажирские перевозки и известен как «Единые правила МПК». Второй раздел осуществляет регламент на грузоперевозки и именуется «Единые правила МГК». Из — за принятия некоторыми странами нескольких конвенций, часто приходится переоформлять документацию, чтобы избежать недоразумений.
Перевозка грузов
Грузоперевозки по железной дороге требуют соблюдения определенных установленных норм и правил, а также кропотливого заполнения различной документации.
Для заграничных перевозок документы очень важны, особенно важным является правильное и точное заполнение.
Документация
Согласно Единым правилам МГК к в транспортировке по железной дороге обязаны допускать любые предъявляемые грузы при наличии сопроводительных документов. Для осуществления жд перевозки грузов между государствами потребуется оформить единый пакет документов:
- Договор, он же соглашение на перевозку. В нем в обязательном порядке указывается вся сопроводительная документация, а также актуальная и достоверная информация для прохождения таможенного контроля. Вступает в силу в момент попадания груза на станцию отправления.
- Товарно — транспортная накладная. Она состоит из оригинала и дубликата, дорожной ведомости, листов выдачи и получения груза. Накладная содержит основную общедоступную информацию о перевозимом грузе. Оформляется в трех экземплярах на языке отправляющей страны, дублируется на китайском или русском — одном из общепринятых рабочих языков. Один комплект сопровождает груз на протяжении всего пути, второй — остается у отправителя, третий — отдается грузополучателю.
- Платежные документы. В договоре можно детально обозначить, что будет оплачивать получатель груза, а что — сам отправитель.
- Carnet ATA. Этот документ используется при международных перевозках товаров или объектов, не предназначенных для продажи (выставка, соревнования). Правильно заполненный Carnet ATA заменяет таможенную декларацию, избавляет от необходимости дополнительных финансовых трат и не требует перевода на язык страны — получателя. Действует этот документ один год.
- CMR — товарно — транспортная накладная международного образца. В данном документе указана основная информация об отправителе, компании — перевозчике, грузополучателе. Информация о количестве и времени доставки груза также указывается в CMR. Выполняется CMR также в трех экземплярах.
- Сертификаты качества на перевозимый груз.
В пределах своей страны получатель и отправитель могут внести изменения в маршрут перевозки: указать другую станцию отправления/прибытия, изменить получателя груза. Для внесения коррективов необходимо подать заявление в пределах страны.
Правила
Согласно в случае вагонной отправки, сотрудники железной дороги обязаны принять представленный груз к транспортировке. Стоит подробнее остановиться на правилах и требованиях к интернациональной перевозке грузов вагонами.
В первую очередь необходимо обратить внимание на упаковку и тару, если она требуется, конечно. Каждая единица предъявляемого к перевозке товара должна быть упакована в соответствии с вещественными характеристиками. Это обеспечит целостность и сохранность перевозимого.
Если груз нуждается в упаковывании, но отправитель проигнорировал этот момент, дорога вправе отказать в доступе к транспортировке. Отметка о данном происшествии в сопроводительной документации обязательна.
Грузооборот по железной дороге производится с разной скоростью Если иное не оговорено в договоре поставки, то сроки доставки определяются исходя из установленных стандартов:
- при движении с большой скоростью состав должен преодолевать минимум 400 км в сутки;
- при малой скорости подвижного состава — 300 км в сутки.
После расчета сроков прибытия чаще всего обговариваются провозные платежи. Конкретному обсуждению подлежит распределение финансовых трат между отправителем и получателем груза. Так, при движении по внутренним дорогам страны отправления или назначения, провозные платежи вносятся по внутреннему тарифу государства. При осуществлении жд перевозок по транзитным направлениям — оплата по транзитному тарифу. Отдельно стоит уделить внимание грузам с объявленной ценностью — провозные платежи за трафик таких товаров намного выше.
Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России.
При заключении стандартного договора грузоперевозки, провозные платежи взимаются с отправителя на станции отправления, а с получателя — по прибытии груза в пункт назначения. Получить груз и документы на него принимающая сторона может только после внесения всех пошлин и платежей, указанных в договоре.
Ответственность сторон
При осуществлении перевозок любого типа компания — перевозчик несет ответственность за сохранность и целостность груза в большей степени, по сравнению с отправителем или получателем. Начало ответственности начинается с момента принятия груза к транспортировке и прекращается после выдачи перевозимого получателю.
При доставке груза не в изначальном объеме, его утере, порче или нарушении оговоренных сроков договора предусмотрено составление коммерческого акта непосредственно в момент обнаружения дефекта. Обязательным условием в данной ситуации является то, что акт должен быть оформлен до сдачи груза принимающей стороне.
Согласно положениям СГМС транспортная компания несет ответственность, если:
- нарушение сроков доставки, недостача или утрата груза произошли по вине умысла перевозчика. Ущерб возмещается в полной мере;
- доказан скрытый умысел перевозчика. Сумма ущерба может значительно вырасти;
- обнаружены махинации с документами. Стоимость груза взыскивается только если вина перевозчика доказана.
Доказать вину транспортной организации возможно в претензионном порядке. Претензии и иски могут быть поданы только теми организациями, которые указаны в договоре оказания услуг. На основании статьи № 32 Конвенции о международной перевозке грузов (КДПГ) подать претензию можно в течение года, а если доказан злой умысел — в течение трех лет. Сроки подачи претензионных и исковых заявлений аналогичны.
Причина подачи иска | Сроки |
Недостача, частичная утрата, порча. | С момента сдачи груза принимающей стороне. |
Утеря груза полностью. | С 30-го дня после крайнего срока доставки, указанного в договоре. |
Нарушение сроков доставки. | 60 дней с момента выдачи груза получателю. |
Неучтенные платежи. Возврат уплаченных сумм. | Со дня выдачи груза получателю. |
Прочие причины. | В течение 90 дней с момента заключения договора. |
Освобождение компании — перевозчика от ответственности возможно только в тех случаях, когда доказано непреодолимость обстоятельств, которые не зависели от перевозчика.
Нормативно-правовое регулирование перевозок грузов и транспортно-экспедиционной деятельности
Главная — Информация — Нормативно-правовое регулирование перевозок грузов и транспортно-экспедиционной деятельности
В этом разделе мы размещаем ссылки на нормативно-правовые акты, которые содержат нормы и правила, связанные с логистикой, грузоперевозками, транспортно-экспедиционными услугами, коммерческой работой с контейнерами. При формировании списка мы придерживаемся «древовидного» принципа — от наиболее общих норм к специальным и при этом группируем документы тематически. Информация постоянно обновляется.
Общие нормы, связанные с грузоперевозками, доставкой грузов и транспортно-экспедиционной деятельностью
Гражданский кодекс РФ, ч.2., гл.41-42 (перевозка и транспортная экспедиция)
Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»
Нормы, регулирующие перевозки грузов железнодорожным транспортом
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ
Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 «Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом»
Приказ Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2021 г. N 405 “Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров”
ИНСТРУКЦИЯ ДЧ-1835 по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики
Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 10Ц (ред. от 03.10.2011) «Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте
Приказ Минтранса России от 15.08.2019 N 267 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью»
Приказ Минтранса России от 04.03.2019 N 70 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования»
Приказ Минтранса РФ от 14.01.2020 N 10 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих федеральному государственному ветеринарному надзору»
Нормы, регулирующие перевозки грузов автомобильным транспортом
Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
Нормы, регулирующие перевозки грузов водным транспортом
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Правила перевозки внутренним водным транспортом от 01.01.1979
Стандарты
ГОСТ 26653-2015 ПОДГОТОВКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ Общие требования
ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ Термины и определения
Перевозка пассажиров
Помимо международной транспортировки грузов, по железной дороге также осуществляется трафик пассажиров и сопутствующего багажа. Нормативное регулирование пассажирских перевозок регламентируется, в основном, Едиными правилами МПК (приложение А к КОТИФ). Существуют утвержденные нормы провоза багажа, животных и самих пассажиров. Немного подробнее об этом.
Документы
Среди стран, не являющихся участниками КОТИФ, было заключено «Соглашение о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Подчиняются СМПС не только в РФ, но и в странах СНГ, Латвии, Польше, КНДР, КНР и т. д. Полный список доступен в Соглашении МПС в редакции 1999 года.
Договор на оказание услуг международной перевозки жд транспортом между организацией — перевозчиком и пассажиром заключается посредством покупки билета лично или через интернет. Подтверждением договора являются провозные документы:
- билет;
- квитанция оплаты провоза багажа;
- плацкарта (документ с указанием места).
Перевозочные документы в международных перевозках скрепляются в купонную книжку и передаются пассажиру. Основная информация, которая должна быть указана на проезд — провоз, утверждена и отражена в СМПС.
Правила перевозок
Для успешного осуществления перевозочной деятельности необходимо разграничение правил и свобод пассажиров и перевозчиков. Так, после заключения договора на проезд и провоз багажа, пассажир имеет право занять определенное билетом спальное место.
С собой пассажир имеет право взять легко переносимые вещи — ручную кладь, а также мелких животных в специальных сумках или контейнерах для перевозки. Животные и сопутствующий багаж не должны причинять неудобств во время поездки (не препятствовать движению пассажиров по вагону, не источать неприятные запахи и т. п.).
Пассажир заключает с транспортной организацией договор на провоз багажа. Внутри страны такие перевозки регламентируются общими правилами жд перевозок. Международный же трафик багажа регулирует Соглашение (СМПС). Во избежание неприятных ситуаций при пересечении границ к транзиту не допускаются:
- скоропортящиеся продукты;
- вредоносные и зловонные вещества;
- животные и птицы (кроме комнатных);
- наличные денежные средства;
- драгоценные камни и металлы;
- холодное и огнестрельное оружие;
- произведения искусства;
- опасные вещества.
Багаж принимается к перевозке не позднее, чем за 30 минут до отправки поезда. В обязанности пассажира входит:
- упаковка багажа в тару: чемодан, коробка, ящик, тканевый мешок;
- обеспечить максимально плотную укладку внутри тары, чтобы минимизировать порчу или бой содержимого;
- прикрепить к багажному месту бирку с указанием владельца, пунктов отправления и прибытия;
- присутствие во время пограничного досмотра багажа;
- оплата провоза багажа до сдачи перевозчику.
Общий вес багажного места имеет определенные ограничения. Например по СМПС максимальный вес не должен превышать 100 кг.
Пассажир владеет правом объявить ценность сдаваемого багажа или отказаться от этого, сделав соответствующую пометку в багажной квитанции. Также пассажир может присутствовать при составлении акта в случае порчи или частичной утраты багажа.
В свою очередь, транспортная организация несет обязательства перед пассажиром за багаж. Исполнение договора о провозе начинается с момента сдачи багажа в транспортное средство. Перевозчик обязан принять багаж к перевозке, если тот оплачен, упакован и не содержит запрещенных веществ. Также в обязанности организации — перевозчика относительно багажа входит:
- провоз багажа в транспорте того же типа, в котором едет пассажир;
- контроль сохранности поклажи до момента выдачи;
- выдача багажа при предъявлении квитанции об оплате;
- соблюдение сроков доставки — чаще всего сроки совпадают с расписанием движения поезда;
- составить коммерческий акт в случае обнаружения повреждений или частичной утраты багажа;
- возместить пассажиру стоимость багажа в случае полной утраты.
Несмотря на широкий спектр обязательств, компания — перевозчик имеет право на досмотр багажного места в случае нарушения пассажиром условий на провоз запрещенных предметов.
Если пассажир в установленный срок не забрал багаж, то перевозчик имеет право его реализовать. При выяснении местоположения пассажира, транспортная организация предупреждает его о возможной реализации багажа, а впоследствии выплачивает вырученную сумму.
Ответственность
При невыполнении обязательств по договору международной транспортировки жд транспортом предусмотрена ответственность чаще всего в виде денежного взыскания. Причем ответственность пассажира в разы меньше, чем у компании — перевозчика. Суммы взысканий, сроки подачи и рассмотрения претензий и исковых заявлений от сторон, указанных в договоре перевозки багажа, регламентированы Соглашением о Международном Пассажирском Сообщении.
Пассажир отвечает за оплату стоимости провоза багажа, также он обязан своевременно вносить все провозные платежи, чтобы к моменту выдачи багажа перевозчиком не возникло никаких заминок. При обнаружении порчи или частичной утраты поклажи, пассажир имеет право подать претензию, которая будет рассмотрена в установленный срок — 180 дней.
Стоит обратить внимание на ценность утраченного, испорченного или задержанного багажа. Если по одному перевозочному документу ценность составляет в сумме менее 1,5 швейцарских франков, то в рассмотрении претензии будет отказано. Данный момент отражен в СМПС.
Ответственность компании — перевозчика направлена, в первую очередь, на сохранность и целостность багажа. Так, при нарушении оговоренных сроков доставки, перевозчик обязан оплатить просроченную доставку в размере 5% от провозной платы. При этом максимальная сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы.
В случае задержки поставки товаробагажа сумма штрафа составит 1,5% от провозной платы за каждые сутки просрочки. В данной ситуации сумма взыскания не должна превысить 30% от провозной платы.
Ответственность за утерю или порчу багажа снимается с перевозчика в результате:
- возникновения обстоятельств непреодолимой силы (стихийные явления);
- сдачи пассажиром в багаж запрещенных предметов;
- неверной информации о сданном багаже;
- недостаточной упаковки поклажи.
Помимо этого, в случае угрозы для жизни пассажира, причинения ему вреда, ответственность с перевозчика также снимается. СМПС не регламентирует подобные ситуации. Если все же вред был причинен, то решение вопроса зависит от контролирующих органов той страны, в которой произошел инцидент.
Однако, страны — участники Соглашения заключили между собой договор о приоритете в рассмотрении подобных правовых случаев интернациональных соглашений. И, только в случае отсутствия установленных международных норм, для разрешения определенной ситуации используется правовая база государства, рассматривающего дело.