Когда нужно отправить груз на дальнее расстояние, выгоднее переправить его по воде. Это касается и перевозки опасных грузов — с помощью морского транспорта возможна доставка крупных партий, благодаря хорошей грузоподъемности судов. Организация морских перевозок не требует контроля технического состояния путей, но необходимо учитывать погодные условия. Перед транспортировкой следует ознакомиться с правилами, упаковать груз соответствующим образом и подготовить все необходимые документы.
Особенности морской перевозки опасных грузов.
Виды опасных веществ
К опасным грузам можно отнести:
- взрывоопасные смеси;
- сжиженный и абсорбированный газ, сжатый воздух, водород и т. п.;
- легковоспламеняющиеся жидкости, тяжёлые металлы (ртуть), ядовитые вещества, меняющие агрегатное состояние до пара;
- оксиданты;
- фторид урана (то самое вещество, которое после обработки служит топливом для ядерных реакторов);
- самовоспламеняющиеся элементы;
- едкие кислоты, щелочи;
- радиоактивные жидкости и отходы, яды, споры бактерий и капсулы вирусов в пробирках (для выведения вакцин, лабораторных исследований и т. п.).
Все эти вещества делятся на 8 категорий по типу действия и возможности причинения вреда, в свою очередь эти категории делятся на подгруппы – каждой присваивается собственный цвет предупреждающей маркировки. Перевозка столь опасных грузов водным транспортом регламентируется законодательством каждой страны в отдельности, а также международными нормами и взаимными договорами.
Правила транспортировки опасных грузов морем
Правила и рекомендации по морской перевозке опасных грузов регламентируются одноимённым Международным Кодексом, сокращенно МК МОПОГ. На основании этого документа можно выделить основные правила транспортировки:
- Опасные грузы следует распределять в зависимости от их состава и степени опасности.
- Взрывоопасные грузы размещаются в специальных помещениях, которые должны быть надёжно закрыты. Детонаторы изолируют.
- Грузы, выделяющие опасные испарения складируют в местах, где постоянно циркулирует свежий воздух.
- Воспламеняющиеся жидкости и газообразные вещества транспортируют с учётом норм пожаробезопасности.
- Суда, которые ввозят и вывозят опасную продукцию за границу, должны иметь набор маркировочных знаков, которыми помечается груз.
- Перевозка международных грузов осуществляется строго по правилам МК МОПОГ, кроме чрезвычайных ситуаций, при которых все действия должны быть направлены на помощь людям.
- Перевозчик грузов, для которых нужно создать определённые температурные условия и влажность, обязан иметь свидетельство о характеристиках груза.
- Корабль оснащается средствами пожарной безопасности, и должен иметь специальное грузовое помещение.
- Если переправляются несовместимые друг с другом грузы, то судно должно иметь соответствующие помещения, отвечающие необходимым требованиям.
Особенности
Такой груз предварительно подготавливают к перевозке, включающей оформление документации, таможенную процедуру. Именно поэтому перевозчику потребуются особые материальные затраты. Так, нужно проделать следующие действия по отношению к грузу:
- Разместить и прочно закрепить, это осуществляется на судне;
- Застраховать;
- Оформить документацию, предназначенную для перевозки и таможни;
- Доставить партию в пункт назначения.
Сдаётся и принимается груз по правилам около борта судна. А перед тем, как совместить перевозимый товар, берут в учёт основные свойства генеральных грузов. Для этого существует специальное кодовое обозначение. Такой товар может быть опасным, режимным, влажным, грязным, коррозионным, тепловыделяющим и санитарно-карантинным. Коды обозначают по первым буквам данных параметров характеристики. Существует еще также код «З», обозначающий, что товар воспринимает и выделяет запах.
Требования к таре и упаковке опасных грузов
Для успешной доставки необходимо проверить надежность тары, в которую будет упакован груз перед транспортировкой:
- Контейнеры должны в полной мере соблюдать рекомендации, выверенные отечественными и иностранными специалистами и закреплённые законодательно.
- Пустые ёмкости ликвидируют или подвергают обработке для повторного использования (в зависимости от степени опасности вещества, которое там находилось).
- Каждая отдельно взятая упаковка подвергается маркировке, за исключением грузов с минимальной опасностью.
- Ко всем ёмкостям должен быть приложен сертификат освидетельствования, который подтверждает их пригодность к перевозке.
Кроме того, для перевозок по воде обязательно наличие сопроводительных документов: Декларации о перевозке опасных грузов, Правил МПОГ, перечня с наименованием и описанием груза, накладной т. д.
Погрузка, разгрузка и хранение
Когда судно для перевозки генеральных грузов подготовлено, приступают к погрузке. Для этого капитаном оформляется опорный лист, свидетельствующий о данной готовности. Перед погрузкой берут в учёт характеристику груза по смещаемости. Так, существует такое разделение:
- Абсолютное твёрдое тело – груз прочно крепится, он не оказывает негативного воздействия кораблю, не портит товар;
- Дискретная структура – груз причисляют к нестандартным, для него создаётся особый тип укладки, крепления.
Во время перевозки важно гарантировать хороший обзор морской поверхности с рубки капитана, а также для грамотного размещения груза придерживаться:
- Рационального использования грузовместимости, а также грузоподъёмности морского транспортного средства;
- Совместимости товара;
- Сохранности прочности корабля;
- Несмещаемости груза из-за качки и прочее.
Маркировка
Грузы и суда должны быть отмечены специальными знаками, соответствующими Международному кодексу и отвечающими установленным нормам государства. С помощью специальных пиктограмм определяют класс перевозимого груза. Маркировка отвечает следующим требованиям:
- настоящее химико-техническое название перевозимого груза (не брендовое);
- знаки опасности, которые чётко отражают все свойства, способные причинить вред;
- устойчивость к внешним воздействиям — знак должен сохраняться на протяжении трёх месяцев в условиях непрерывного контакта с морской водой.
Как крепятся контейнеры
Во время погрузочных работ используются разные приспособления и технологии креплений:
- Стационарные или съемные ограничители. Это жесткие направляющие, которые обычно используются, чтобы крепить даже большой контейнер на универсальных судах или контейнеровозах ячеистого типа. Найтовые (жесткие) крепежи включают в себя – прутковые, цепные и тросовые варианты. Самые безопасные – прутковые закрепы.
- Фитинговое крепление контейнеров позволяет разместить и надежно зафиксировать тару на борту. Крепежи имеют форму стальных отливок, которые привариваются к палубе.
- Клеточные и ячеистые средства позволяют надежно крепить груз, сохраняя его целостность в ярусе и повышая удобство грузоопераций. Ячеистые крепежи или направляющие планки делят трюм в поперечном и продольном направлении.
Для защиты от вертикального и горизонтального смещения тары на палубе используются запирающие элементы – твистлоки, которые монтируются в нижних углах каждого яруса. При выборе технологии фиксации следует учитывать фактическую массу и размер контейнера, внешние факторы (ветер, шторм), напряжения в корпусе судна, уровень остойчивости и другие факторы.
Требования к сопроводительным документам
На судне обязательно должна быть опись опасных грузов, грузовой план, который содержит техническое наименование, характеристики, степень опасности груза и место его расположения. Все эти бумаги должны быть проверены ответственными лицами в порту перед отплытием. При перевозке грузов, которые представляют опасность, необходимо иметь следующие бумаги:
- декларацию;
- акт описи груза;
- международную товарно-транспортную накладную;
- документ, подтверждающий прибытие корабля в порт;
- договор о передаче груза принимающей стороне;
- сертификаты соответствия упаковки;
- маркировочные знаки;
- свидетельство о проверке правильности упаковки;
- договор об аренде судна (если оно не принадлежит той же логистической компании, которая перевозит груз).
Все копии документов, необходимых при транспортировке опасных грузов морем, находятся у капитана судна и предъявляются по просьбе уполномоченных портовых работников.
Что это такое
Генеральными принято называть грузы, которые перевозятся в упаковке из различного материала или без неё. Обычно для их транспортировки применяют сборную партию, составляя список, считая по числу мест. Генеральные грузы имеют следующие виды:
- Металлические;
- Авто и специальная техника;
- ЖБК и ЖБИ;
- Контейнеры;
- Штучный груз, фасовка которого произведена в разных упаковках;
- Габаритный груз с тяжелым весом;
- Лесоматериал;
- Сыпучий материал в биг-бегах;
- В бочке.
Также имеется классификация по характеристикам:
- По размеру – обычный, длинномерный, негабаритный;
- По весу – лёгкий или тяжёлый.
Какие грузы не подлежат перевозке морем
Соблюдая все условия перевозки, требования к упаковке и нанесению опознавательных знаков, имея полный перечень документов, водным транспортом можно перевозить практически любые виды грузов. Нельзя перевозить морем опасную продукцию, которая упакована не по регламенту, имеет видимые повреждения, следы, пятна и т. д. Некоторые вещества могут быть запрещены к ввозу или вывозу законодательством государства.
Итак, теперь вы знаете правила морской перевозки опасных грузов. Но если после прочтения статьи у вас всё-таки остались вопросы, то смело задавайте их в комментариях.
Правовое регулирование
При транспортировке такого груза следует ссылаться к особым Правилам, разработанным на основании Положений СОЛАС-74, а также Кодекса РКГ. Здесь можно ознакомиться с требованиями к размещению, складированию и закреплению груза. Цель такого документа – обеспечение целостности товара и безопасности людей. Стоит отметить, что данные требования считаются обязательными для исполнения. Так как товар характеризуют по весу, упаковке, методу погрузки, расположению и прочим свойствам, существуют разные нормативные документы к каждому из них.