Пожар, взрыв, утечка радиоактивных веществ — вот возможный ущерб, к которому может привести неправильная перевозка опасных грузов. Чтобы обезопасить людей и окружающую среду, в развитых странах разработаны правила перевозки опасных веществ для всех видов транспорта. В этой статье опишем правила и требования перевозки опасных грузов наземным автомобильным транспортом в России, рассмотрим основные нюансы, нарушения и ответственность юридических лиц за нарушения.
- Что такое опасный груз
- Классы опасных грузов
- Кто имеет право на перевозку опасных грузов
- Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
- Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
- Требования к водителям на перевозку опасных грузов
- Требования к автомобилям на перевозку опасных грузов
- Разрешение на движение ТС с опасным грузом
- Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
- Оплата штрафа за опасный груз со скидкой
Что такое опасный груз
Опасным грузом называют вещества, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при его транспортировке.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).
Список опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Каждое такое вещество имеет специальный идентификационный номер. Список разбит на классы.
В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ.
Классификация
К категории опасных относят различные материалы, отходы, вещества, способные нанести существенный вред и ущерб окружающей среде, животным, а также человеку. Они делятся на взрывоопасные, отравляющие, способствующие возникновению заболеваний и пр. Чтобы упростить разграничение и внести конкретику в понятие опасного груза, была разработана специальная классификация. Согласно принятым нормам, все опасные грузы разделили на 9 классов. Начиная от 1 до 9, это:
- взрывчатые и взрывоопасные различные материалы;
- сжатые, сжиженные газы;
- жидкости, обладающие свойством легко воспламеняться;
- легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, а также самовозгорающиеся и выделяющие чрезвычайно опасный, способный легко воспламениться газ при попадании в водную среду;
- окисляющиеся;
- ядовитые и инфекционные;
- грузы с радиоактивными свойствами;
- едкие и коррозийные;
- иные.
В зависимости от конкретного класса перевозимого по ЖД опасного груза, подбираются соответствующие и отвечающие всем нормам ёмкости, контейнеры и резервуары для их транспортировки. К ним применяются различные меры по обеспечению надлежащей и эффективной безопасности. Потому класс груза имеет ключевое значение в вопросе организации грузоперевозок железнодорожным и любым другим транспортом. Только грамотная и профессиональная организация перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом позволяет предотвратить аварийные и опасные, несущие в себе угрозу ситуации. Потому вопрос транспортирования следует доверять только тем перевозчикам, которые имеют специальные разрешения, допуски, а также располагают материально-технической базой для организации доставки опасных веществ.
Классы опасных грузов
класс 1 — взрывчатые материалы; класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости; класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; класс 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды; класс 6 — ядовитые вещества и инфекционные вещества; класс 7 — радиоактивные материалы; класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества; класс 9 — прочие опасные вещества.
Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.
Проверить штрафы организации
Требования по размещению
Осуществляя перевозки различных по своему классу и количеству опасных грузов с помощью ЖД составов, транспортировку по России обязательно следует проводить при соблюдении особых правил по размещению. Размещение и фиксация груза, который относится к тем или иным классам опасности, выполняется согласно нормам. Они прописаны в Технических условиях. Выбранный способ размещения отправитель обязан предварительно разработать и утвердить с уполномоченными представителями отделений ЖД.
- В обязательном порядке применяются исключительно инертные крепления и особые материалы, используемые для их изготовления. Это исключит вероятность вступления груза в реакцию с такими элементами для фиксации.
- Если транспортируются баллоны с опасными веществами, тогда требуется подтверждение их исправного состояния, а также наличие соответствующих надписей и маркировки.
- При перевозке газовых баллонов, они размещаются в основном горизонтально. Вертикальное размещение допускается только при условии наличия защитных колец и средств, предотвращающих возможное падение.
- Если при фиксации ёмкостей, где перевозят легковоспламеняющиеся вещества, применяются деревянные доски, их предварительно прописывают составами с огнезащитными свойствами.
- Нельзя перевозить вместе разные по своим свойствам и классу грузы.
- Также не допускается совместная транспортировка опасного и неопасного груза.
Следует учесть, что для каждой категории и класса груза есть свои специфические требования и правила. Потому все случаи рассматриваются отдельно, и к ним предъявляются соответствующие требования.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ);
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272;
- Правила обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
- Приказ Минтранса РФ от 4.07.2011 г. № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».
- Перевозить грузы повышенной опасности можно только по специальному разрешению (об этом ниже).
- На автомобиле должен быть включен жёлтый или оранжевый проблесковый маячок.
- ТС должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и раздела 9 ДОПОГ.
- ТС, перевозящие опасные вещества, оборудуются опознавательным знаком “опасный груз”.
- Скорость движения должна быть установлена при согласовании перевозки.
- Водитель должен пройти специальное обучение и получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов.
- Перевозчик обязан соблюдать меры предосторожности, обозначенные в главе 1.10. ДОПОГ.
Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2021 г. № 2200
МОСКВА
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
изменения, которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 27, ст. 2693; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 15, ст. 1780; № 47, ст. 6505; 2014, № 14, ст. 1625; № 44, ст. 6063; 2016, № 5, ст. 694; № 31, ст. 5018; 2021, № 50, ст. 7789; 2021, № 52, ст. 7984; 2021, № 14, ст. 2098).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.
3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2027 г.
4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах), пунктов 7, 8, 10, 14 — 18, 27 — 29, 43 — 47, 49, 51, 57, 70, 82, 83, 88 (в части, касающейся указанных в этих пунктах электронных перевозочных документов), а также пунктов 69, 92 — 94, 97 — 99 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2022 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 декабря 2021 г. № 2200
ПРАВИЛАперевозок грузов автомобильным транспортом
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
4. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.
5. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется транспортными средствами, в отношении которых выданы свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.
6. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
«водитель» — физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком;
«грузовое место» — материальный объект, принятый для перевозки;
«делимый груз» — груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах;
«информационная система сведений из электронных перевозочных документов» — информационная система, находящаяся в собственности Российской Федерации, обеспечивающая в том числе обмен сведениями из электронных перевозочных документов и их представление органам государственной власти Российской Федерации с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия;
«информационная система электронных перевозочных документов» — информационная система, обеспечивающая формирование, хранение, обработку и использование электронных перевозочных документов. Информационная система электронных перевозочных документов включает в себя:
информационную систему сведений из электронных перевозочных документов;
иные информационные системы электронных перевозочных документов;
«иная информационная система электронных перевозочных документов» — информационная система электронных перевозочных документов, не являющаяся информационной системой сведений из электронных перевозочных документов, принадлежащая участнику информационного взаимодействия либо оператору и обеспечивающая формирование и (или) передачу электронных перевозочных документов, порядок создания которых установлен законодательством Российской Федерации;
«крупногабаритное транспортное средство» — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 1;
«оператор» — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации иной информационной системы, в том числе обеспечивающей передачу электронных перевозочных документов и изменений в них в информационную систему сведений из электронных перевозочных документов;
«партия груза» — груз одного или нескольких наименований, перевозимый в рамках одной перевозки;
«сопроводительная ведомость» — документ, применяемый для учета и контроля использования контейнера для перевозки груза;
«тяжеловесное транспортное средство» — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;
«участники информационного взаимодействия» — грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь и фрахтовщик, которые заключили соглашение об оказании услуг по передаче электронных перевозочных документов и изменений в них в информационную систему сведений из электронных перевозочных документов;
«электронная транспортная накладная» — транспортная накладная, сформированная в иной информационной системе электронных перевозочных документов в форме электронного документа, подписываемого усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;
«электронный заказ-наряд» — заказ-наряд, сформированный в иной информационной системе электронных перевозочных документов в форме электронного документа, подписываемого усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;
«электронная сопроводительная ведомость» — сопроводительная ведомость, сформированная в иной информационной системе электронных перевозочных документов в форме электронного документа, подписываемого усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;
«электронные перевозочные документы» — электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость.
II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
7. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению № 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
8. Грузоотправителем подается заказ (заявка) перевозчику в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме по соглашению сторон.
Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению № 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.
Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).
9. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.
Транспортная накладная подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
11. Исправление в транспортной накладной должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
13. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условия перевозки» транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон) и настоящими Правилами.
14. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием его ценности в пункте 3 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.
15. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (далее — заказ-наряд), составленного по форме согласно приложению № 6 на бумажном носителе или в виде электронного заказа-наряда.
16. Заказ-наряд на бумажном носителе (электронный заказ-наряд) подается (направляется с использованием информационной системы электронных перевозочных документов) фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд, и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его получения, проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд на бумажном носителе или в информационной системе электронных перевозочных документов.
При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8 — 10, 12 — 14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.
17. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3 — 7 и 14 заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.
18. Информация об изменении условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда на бумажном носителе или вносится в электронный заказ-наряд.
19. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются положения, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.
20. Заказ-наряд на бумажном носителе составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.
21. Исправление в заказе-наряде должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших заказ-наряд, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
22. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
23. Составление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.
III. Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры
24. Перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.
25. Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
26. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, обусловленного договором перевозки груза (транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования), или с опозданием считается неподачей (непредоставлением) транспортного средства.
27. Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком в заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель (фрахтователь) вносит в транспортную накладную (заказ-наряд) на бумажном носителе или в электронную транспортную накладную (электронный заказ-наряд) в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.
28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 12 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
29. Фрахтовщик (водитель) при подаче транспортного средства для перевозки груза подписывает заказ-наряд и в случае необходимости указывает в пункте 11 заказа-наряда на бумажном носителе или в электронном заказе-наряде свои замечания и оговорки при подаче транспортного средства для перевозки.
30. Информация об изменении условий перевозки груза в пути следования вносится перевозчиком (водителем) в транспортную накладную.
31. Грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:
а) предоставления перевозчиком транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки соответствующего груза;
б) подачи транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием;
в) непредъявления водителем транспортного средства грузоотправителю (фрахтователю) документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки.
32. Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер;
б) масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
33. При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место. Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.
34. К основным маркировочным надписям относятся:
а) полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;
б) количество грузовых мест в партии груза и их номера;
в) адреса пунктов погрузки и выгрузки.
35. К дополнительным маркировочным надписям относится машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного двумерного и (или) матричного штрихового кода, двумерных символов, меток радиочастотных идентификаций.
36. К информационным маркировочным надписям относятся:
а) масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
б) линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.
37. Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке, и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хран
Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
- специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом (для грузов повышенной опасности);
- свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов;
- инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего лица о правилах перевозки;
- путевой лист с маркировкой груза;
- паспорт безопасности груза;
- товарно-транспортная накладная;
- договор о перевозке.
Проверка штрафов для юр. лиц
Попробовать бесплатно
Требования к водителям на перевозку опасных грузов
Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.
Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.
Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.
Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.
Документация
Ни одна перевозка опасных грузов по железной дороге не может осуществляться без наличия специальной документации, которая делится на разрешительную и сопроводительную. В зависимости от конкретной ситуации, в документы вносится соответствующая информация, и могут потребоваться дополнительные бумаги. Но основной набор сопроводительной и разрешительной документации состоит из:
- лицензии;
- разрешения от Минтранса;
- накладной;
- разрешений от ЖД станции;
- свидетельства о надлежащем техническом состоянии вагона;
- удостоверения о выполненном ремонте (если делался ремонт);
- акта технической экспертизы (актуально для новых вагонов);
- документов для подтверждения личности и юридического статуса при сопровождении груза;
- разрешений от МВД (требуется при доставке груза особой опасности).
Чтобы грузоперевозчик получил право на реализацию подобных грузоперевозок, где фигурируют опасные вещества и материалы, ему потребуется специальная лицензия. Выдаётся документ представителями Управления железнодорожного надзора. Также необходимо разрешение от Минтранса. Оно выдаётся в отделении ведомства после предъявления маршрута, лицензии, документов на ЖД транспорт и дополнительных бумаг. Разрешение нужно и от руководителей железнодорожной станции. Его выдают только после написания заявления с приложенными документами. Этот пакет документации передаётся начальнику станции на подпись. Лучше сделать это минимум за 1 день до загрузки товара.
Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.
Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.
10 января 2021 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.
Чтобы получить допуск на ТС, нужно:
- Обратиться в подразделение ГИБДД со следующими документами:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- доверенность или договор, если заявителем является представитель владельца ТС;
- свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (для цистерн);
- свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (для цистерн).
До 1 января 2021 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 285).
- Предоставить ТС для визуального осмотра.
Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.
- Получить свидетельство о допуске.
Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.
Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.
Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:
- недостоверности информации в представленных документах;
- отсутствия сведений о пройденном техосмотре в ЕАИСТО;
- непредставления авто на осмотр;
- несанкционированных изменений в конструкцию ТС;
- несоответствия маркировки автомобиля (номер кузова, двигателя и т.д.).
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.
Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.
Разрешение на движение ТС с опасным грузом
Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
- взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
- легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
- воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
- жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
- токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
- радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
- коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).
Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копия СТС или договора аренды автомобиля;
- копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
- доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.
Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.
Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.
В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.
Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:
- маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
- несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
- представлены не все документы или они не достоверны;
- отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств.
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.
Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.
Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.
Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.
Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:
- свидетельства о подготовке водителя;
- свидетельства о допуске ТС;
- специального разрешения на перевозку;
- аварийной информационной карты;
- соответствия конструкции ТС требованиям транзита опасных грузов;
- знаков опасности;
- инвентаря для ликвидации аварии;
- условий перемещения опасных веществ;
Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:
- для водителей 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 15-20 тысяч рублей;
- для юридических лиц 400-500 тысяч рублей и задержание ТС.
За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:
- для водителей 1-1,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 5-10 тысяч рублей;
- для юридических лиц 150-200 тысяч рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически
Попробовать бесплатно
Как действовать при внештатных ситуациях
Даже безупречное соблюдение всех правил при организации перевозок опасных категорий грузов специальным железнодорожным транспортом не позволяет на 100% обеспечить полную безопасность. Иногда возникают внештатные ситуации, зависящие и не зависящие от человека. Потому все сотрудники, принимающие участие в организации таких грузоперевозок, проходят регулярно специальные инструктажи и проверки, где они учатся грамотно действовать при внештатных ситуациях. Если произошло ЧП, первостепенной обязанностью машиниста является донесение информации до:
- диспетчера;
- дежурного на ближайшей ЖД станции;
- машинистов встречных поездов;
- машинистов попутных локомотивов.
При передаче информации следует постараться описать события, рассказать о количестве пострадавших вагонов, о зонах повреждений, пострадавших и пр. Бригада локомотива несёт ответственность за достоверность передаваемой информации. Потому категорически не рекомендуется шутить на эту тему или пытаться путём обмана завладеть грузом, списав всё на аварию или кражу. У каждого машиниста есть специальная аварийная карточка. Именно она описывает последовательность действий при внештатных ситуациях. Когда дежурный ЖД станции получает сообщение о ЧП, он незамедлительно передаёт информацию вышестоящему начальству, штабу ГО ЖД станции, другим диспетчерам. Сотрудники железнодорожных служб обязаны оперативно приступить к принятию мер, направленных на устранение ЧП и защиту от возможных последствий утечки, либо взрыва опасного груза. Но это допускается делать только при условии проведения предварительного инструктажа и после получения обязательных к использованию средств индивидуальной защиты.
Диспетчер, получивший сообщение про ЧП, передаёт информацию аварийным службам и при необходимости вносит изменения в движение других поездов, которые потенциально могут проходить в близости к опасному грузу, либо следовать теми же путями. При наличии угрозы для граждан и окружающей среды данные о происшествии также передаются в МВД, органы здравоохранения и иные ответственные службы. Обязательно про ЧП должны знать в Госгортехнадзоре. Грузоотправитель обязан иметь в распоряжении бригаду, в которую входят квалифицированные и подготовленные специалисты. Они отправляются к месту аварии для ликвидации.
Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой
Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц .
Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.