Получение разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции

31.08.2016

Политика государства по отношению к экспортному контролю входит в общий комплекс мероприятий по реализации политического курса России внутри страны и за её пределами. Главная цель, которую она преследует – обеспечить безопасность страны, защитить экономические, политические и военные интересы государства. В то же время экспортный контроль товаров призван обеспечить соблюдение международных обязательств РФ в части ограничения распространения ОМП (оружия массового поражения).

Разрешение КЭК на экспорт продукции, подпадающей под всеобъемлющий контроль

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации или разрешение КЭК даёт право на осуществление внешнеэкономических операций с продукцией, не подпадающей под действие списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, но которая может быть использована иностранным государством или иностранным лицом для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Необходимо предупредить приобретение таких товаров в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности.

  1. Понятие и цели экспортного контроля

Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении:

  • товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее — контролируемые товары и технологии). Меры экспортного контроля устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», а реализацию государственной политики в области экспортного контроля осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
  • вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения. Меры экспортного контроля устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», а контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России).

Основными целями экспортного контроля являются:

  • защита интересов Российской Федерации;
  • реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
  • создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
  • противодействие международному терроризму.

Экспортный контроль проводится на основе следующих принципов:

  • добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
  • законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;
  • приоритет интересов безопасности государства;
  • осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
  • гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
  • взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.
  1. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации. В настоящее время действует шесть таких списков:

  • Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. № 202.
  • Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 36.
  • Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 1661.
  • Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. № 1083.
  • Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1005.
  • Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 1082.

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

При этом российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что они будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Кроме того, в соответствии со ст.20 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» российские участники ВЭД обязаны получить разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю (таким органом является — Комиссия по экспортному контролю) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие указанный списков, в случаях, если российские участники ВЭД имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники ВЭД информированы в письменной форме об этом ФСТЭК России.

  1. Методы экспортного контроля

К методам экспортного контроля относятся:

  • идентификация контролируемых товаров и технологий;
  • разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями;
  • таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий;
  • организация и проведение проверок соблюдения российскими участниками ВЭД требований в области экспортного контроля и принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Разберем каждый метод подробнее.

  1. Идентификация контролируемых товаров и технологий предусматривает:
  • установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в утвержденные указами Президента Российской Федерации списки (перечни);
  • определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных законодательством об экспортном контроле.

Идентификация может проводится организациями, получившими специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении.

  1. Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями предусматривает лицензирование или иную форму их государственного регулирования.

ФСТЭК России выдает следующие виды лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями:

  1. Разовая лицензия — выдается на поставку/передачу контролируемой продукции в рамках одного договора (контракта, соглашения) на один вид (т.е. один код ТН ВЭД) на срок до 1 года. Разовая лицензия может выдаваться как на вывоз, так и на ввоз товаров. Также разовая лицензия выдается в случае временного вывоза контролируемого товара с передачей его иностранному лицу и последующего возврата на территорию Российской Федерации.

Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой ФСТЭК России.

  1. Генеральная лицензия — выдается для осуществления внешнеэкономических операций с одним видом продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на определенное количество товара в определенные страны, без указания конкретного иностранного лица, являющегося получателем этих товаров или технологий. В отличие от разовых лицензий, генеральные лицензии выдаются только на экспортные поставки. Условием получения генеральной лицензии является аккредитация внутрифирменной программы экспортного контроля. Срок действия генеральной лицензии не ограничен.

В отношении иностранных государств, придерживающихся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, соблюдающих требования международных режимов экспортного контроля и (или) участвующих в региональной интеграции совместно с Российской Федерацией, может устанавливаться режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров.

Такой безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников ВЭД, которым разрешено осуществлять такой экспорт.

Также существуют иные разрешительные документы:

  1. Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Получение такого разрешения необходимо в случаях:

  • вывоза контролируемой продукции и технологий в форме технических данных без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию России;
  • осуществление внешнеэкономических операций с продукцией/услугами, не подпадающими под действие контрольных списков/перечней, в случаях если российские участники ВЭД имеют основания полагать, что указанные продукция/услуги могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
  1. Заключение независимой идентификационной экспертизы о непринадлежности экспортируемой продукции к контролируемой продукции.

Идентификационные заключения должны выдаваться со сроком действия не менее одного года без указания контракта (договора), на основании которого совершается внешнеэкономическая операция, при условии, что поставка таких товаров осуществляется в страну, на которую не распространяются санкции Совета Безопасности ООН или действие специальных экономических мер, установленных Президентом Российской Федерации, а также на территории которой не происходит вооруженный конфликт, и в адрес одного и того же иностранного получателя, в отношении которого отсутствует информация о его причастности к военным программам.

Идентификационная экспертиза осуществляется в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:

  • входят в перечень товаров, представленных в контрольных списках по своему общетехническому наименованию;
  • не подпадают под действие контрольных списков, но известно, что конечный пользователь по роду своей деятельности может применить их для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;
  • не входят в перечень товаров контрольных списков по своему общетехническому наименованию, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.

Российские участники ВЭД вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

  1. Заключение ФСВТС России об отнесении вывозимой/ввозимой продукции к продукции военного назначения.

В случае, если таможенный орган требует предоставить подтверждение о неотнесении продукции к продукции военного назначения, российский участник ВЭД обязан получить заключение ФСВТС России.

  1. Таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий — проводится как при их ввозе, так и при вывозе посредством применения форм таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС;
  2. Организация и проведение проверок соблюдения российскими участниками ВЭД требований в области экспортного контроля и принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Такие проверки проводятся в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере.

Для этого ФСТЭК России вправе назначать и проводить плановые и внеплановые проверки российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями.

  1. Проблемы экспортного контроля и пути их решения

Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с АО «Российский экспортный центр» были сформулированы следующие проблемы при проведении экспортного контроля:

  1. Длительные сроки подготовки документов и высокая стоимость посредничества.

Относительно длительные сроки подготовки разрешительных документов (30–45 дней) в некоторых случаях могут привести к отказу от сделки со стороны клиента.

Кроме того, для ускорения получения лицензии экспортеры вынуждены использовать услуги посредников, что ведет к увеличению стоимости экспортной сделки.

Например, в Сингапуре нормативный срок выдачи лицензии составляет 5 дней, в Канаде — 10 дней, в Австралии — 15 дней, в Германии — 30 дней.

  1. Избыточность необходимости экспортного контроля в отношении отдельных видов продукции.

На ряд продукции, которая широко доступна на мировых рынках (например, продукцию нефтехимической отрасли или медицинские препараты) экспортеры вынуждены получать разрешение на экспорт, что увеличивает сроки и стоимость поставки, а, следовательно, снижает их конкурентоспособность.

В этой связи можно ввести уведомительный порядок экспорта отдельных видов контролируемой продукции, который бы не предусматривал необходимость получения разрешений, а предполагал только информирование соответствующих контролирующих органов, в том числе ФСТЭК России. Частично данный порядок реализован в рамках режима безлицензионного экспорта.

  1. Недостаточная информированность участников ВЭД о требованиях экспортного контроля.

Такая неосведомленность приводит к ошибкам при самостоятельной подготовке документации и отказу в выдаче разрешительных документов со стороны ФСТЭК России.

Кроме того, неопределенность для экспортеров в вопросе необходимости получать разрешение на экспорт приводит к росту числа обращений в ФСТЭК России, что в свою очередь приводит к увеличению среднего срока рассмотрения.

Одним из способов решения данной проблемы может стать повышение квалификации или обучение действующих сотрудников компаний-экспортеров, занимающихся ВЭД.

Так, в Германии, Канаде и Сингапуре существует единая электронная платформа. Кроме того, на веб-сайтах соответствующих ведомств представлены руководства, тренинги и брошюры по процедуре экспортного контроля.

  1. Недостаточная информированность экспортеров о статусе заявки на получение разрешительных документов.

Отсутствие актуальной информации у участников ВЭД, подавших заявку на получение разрешительных документов, влечет невозможность своевременно принять необходимые меры по исправлению или дополнению требующихся документов. В связи с этим сроки выдачи разрешений могут увеличиваться, т. к. компании вынуждены ожидать обратной связи от ФСТЭК России.

  1. Необходимость получения лицензии на поставку продукции при условии неизменности технических характеристик продукции.

При совершении сделок с продукцией, технические характеристики которой не меняются, компаниям приходится подавать один и тот же комплект документов для получения одних и тех же разрешительных документов. В связи с этим компании вынуждены нести дополнительные стоимостные и временные издержки при совершении экспортных сделок с одной и той же продукцией.

В то же время малые и средние предприятия не соответствуют условиям получения генеральных лицензий или не имеют возможности обеспечить соответствие требованиям, в том числе по наличию отдельных сертифицированных специалистов.

Облегчить процедуру получения экспортной лицензии может обучение или повышение квалификации действующих сотрудников компаний-экспортеров в том числе в рамках учебных центров экспортного контроля.

Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность увеличения срока действия разрешительных документов и/или многократного продления разрешений.

Разрешение КЭК на временный вывоз

Кроме того, разрешение КЭК оформляется на вывоз из РФ товаров и технологий в форме технических данных, включенных в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утвержденные указами Президента РФ, без передачи иностранному лицу с целью временного использования на территории иностранного государства с последующим возвратом в РФ.

Таким образом, разрешение комиссии по экспортному контролю оформляется при временном вывозе, если продукция и (или) технология не будут передаваться третьему лицу (например, участие в выставках, проведение исследований и т.п.).

При таможенном оформлении экспорта или реэкспорта контролируемой продукции требуется оформление Лицензии. Разрешение экспортного контроля указывается в графе 44 таможенной декларации (код 01153 – «Разрешение (подтверждение) на ввоз (вывоз) товаров, подлежащих экспортному контролю, выданное уполномоченным государственным органом государств — членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля»).

Когда экспортный контроль в России устанавливается на товары

В нашей стране системные принципы экспортного контроля были разработаны еще в 1992 году, и сейчас его структура достаточно развита. Утверждены фундаментальные основы функционирования данной системы, дифференцированы зоны полномочий и ответственности между исполнительными органами государственной власти. Создана эффективная правовая база, которая постоянно совершенствуется. В основном экспортный контроль товаров в России отвечает соответствующим требованиям международных режимов.

Сегодня в РФ вопросами экспортного контроля уполномочена заниматься Федеральная служба по ТЭК (технический и экспортный контроль), аббревиатура – ФСТЭК. Она действует на основании Закона от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» (№ 183-ФЗ).

Каждый перечень контролируемой продукции (технологий) подлежит утверждению Президентом РФ в соответствующих указах, которых в России шесть. В США, например, это объединенный общий список, так же, как и в государствах ЕС.

Чтобы провести внешнеэкономическую сделку с передачей зарубежному партнеру контролируемую продукцию (товары или технологии из вышеупомянутых списков) следует оформить лицензию. Термин «передача» подразумевает следующие формы вручения: экспорт, почтовая пересылка, передача по электронной связи и пр.

Перечень прилагаемых документов

  • Заявка на оказание услуги (не требуется при заказе услуги через сайт);
  • Перечень объектов исследования;
  • Договор (контракт, соглашение) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция, а в случае, если такой контракт не заключен или отсутствует, — материалы, раскрывающие содержание, характер и условия предполагаемой внешнеэкономической сделки;
  • Документы, позволяющие оценить продукцию: технические характеристики перемещаемой продукции (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов);
  • Сведения об области применения перемещаемой продукции;

ВНИМАНИЕ! Данный перечень документов не является исчерпывающим. Окончательный перечень документов для предоставления в ФСТЭК России зависит от свойств контролируемого товара и условий сделки. Полный перечень документов с нашими рекомендациями по их оформлению будет выслан Вам после рассмотрения Вашей заявки специалистами .

В случае, если ранее представлялись вышеперечисленные документы для проведения идентификационной экспертизы или консультации, достаточно предоставить Письмо с описанием, где ранее были указаны все необходимые сведения.

Нормативный документ

Нормативный документ был принят Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]