Федеральный закон от 18 февраля 2021 г. N 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»


Закон «О таможенном тарифе» подправили

Разобрались с терминологией

В законе, который действует сейчас, таможенной пошлиной называется обязательный взнос при ввозе или вывозе товара (п. 5 ст. 5 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1). В Таможенном кодексе пошлина определена как обязательный платеж (п. 1 ст. 318). С 1 июля 2006 года и по Закону «О таможенном тарифе», и по Таможенному кодексу «таможенная пошлина» – это платеж. Эта правка – чисто теоретическая, и она никак не повлияет на работу таможни и фирм.

С понятием таможенной пошлины связано и еще одно изменение. Сейчас есть пошлины при ввозе товара, пошлины при вывозе (п. 5 ст. 5 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1). Отдельно описаны сезонные пошлины (ст. 6 раздела II) и особые пошлины (ст. 7 раздела II). К особым видам относят специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

С 1 июля 2006 года деление будет проще: на таможенные и особые пошлины. А понятие сезонных просто войдет в таможенные пошлины.

Сейчас ряд основных терминов, понимание которых необходимо для того, чтобы правильно определять таможенную стоимость товаров, разбросаны по разным статьям. Они встречаются и в статье 20 «Метод по цене сделки с идентичными товарами», и в статье 21 «Метод по цене сделки с однородными товарами», и в статье 22 «Метод на основе вычитания стоимости». Речь идет об определении, какие товары называют идентичными, какие однородными, а какие товарами того же класса. В новой редакции все термины объяснены в одном месте. Это статья 5, которая так и будет называться: «Основные понятия, используемые в настоящем Законе».

Термин «общепринятые принципы бухгалтерского учета» вообще не встречается в нынешней редакции. В обновленном законе это понятие будут использовать, определяя таможенную стоимость по методу вычитания (ст. 22) или сложения (ст. 23). Поэтому и этот термин объяснен в новой редакции.

Все перечисленные понятия соответствуют международной торговой терминологии и отвечают требованиям Всемирной торговой организации. Необходимость подобных уточнений связана с тем, что «сближение российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 года – один из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО» (из пояснительной записки к проекту Закона «О внесении изменений в Закон “О таможенном тарифе”»).

Убрали лишние статьи

В Законе «О таможенном тарифе» с 1 июля 2006 года не будет статей о специальных (ст. 8), антидемпинговых (ст. 9), компенсационных (ст. 10) пошлинах и процедуре их применения (ст. 11). Это тоже лишь техническая правка. Дело в том, что в 1993 году, когда был принят Закон «О таможенном тарифе», отсутствовало какое бы то ни было законодательство по поводу этих видов пошлин. Впоследствии был принят Закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Поэтому надобность дублировать содержащуюся в нем информацию в Законе «О таможенном тарифе» автоматически отпала.

Ненужным оказался и раздел V «Определение страны происхождения товара». Он был фактически повторен в принятом в 2003 году Таможенном кодексе. И все вопросы, связанные с определением страны происхождения для товаров, которые перемещаются через таможенную границу, решаются теперь по Таможенному кодексу (раздел 1 гл. 6 ТК).

Утратят свою силу с 1 июля 2006 года статьи о правах и обязанностях декларантов и таможенников (ст. 15, 16). Положения этих статей дублируют статью 323 Таможенного кодекса.

Статья 17 «Начисление, уплата и взимание пошлины» указывает, что пошлину надо считать и платить по Таможенному кодексу. Эту статью также удалили из новой редакции закона.

Текст статьи 18 «Методы определения таможенной стоимости» просто переехал в статью 12 «Основные принципы определения таможенной стоимости товаров». Такое объединение делает содержание закона более логичным.

Ввели новые ограничения

Законодатели уточнили, как фирмы должны рассчитывать «стоимость сделки» (ст. 19 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1) для того, чтобы воспользоваться первым методом (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) расчета таможенной стоимости. А он наиболее выгоден для участников внешнеэкономических сделок, так как учитывает реальные цены.

Сейчас стоимость ввозимого товара фирмы определяют по цене, которую они фактически уплатили или должны уплатить за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию. В цену декларанты также включают различные компоненты, которые перечислены в статье 19. Например, это расходы на выплату вознаграждений посреднику, на тару и упаковку, расходы на погрузку, выгрузку и перегрузку и др.

В новой редакции Закона «О таможенном тарифе» все эти добавки будут выделены в отдельную статью 19.1 «Дополнительные начисления к цене».

Причем законодатели вводят новое ограничение на использование первого метода. Если у декларанта нет «документально подтвержденных и поддающихся количественному определению» сведений о дополнительных тратах, то метод «по стоимости сделки» применять будет нельзя (п. 12 ст. 1 Закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ).

Появились новые возможности

Сейчас импортерам особенно сложно доказать таможне, что на величину цены сделки не повлияла взаимозависимость сторон. То есть участников сделки не связывают, например, трудовые, деловые или родственные отношения. Доказывать отсутствие зависимости должны сами декларанты (подп. г п. 2 ст. 19 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1).

С 1 июля 2006 года ситуация меняется. «Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости товаров» (п. 11 ст. 1 Закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ).

Таможенники должны будут самостоятельно обнаружить влияние на цену товара взаимосвязи партнеров по внешнеторговой сделке. Затем письменно сообщить об этом декларанту. А он уже имеет право обосновать отсутствие такого влияния. Для доказательств импортер может использовать «проверочные величины». Проверочными величинами новая редакция закона называет, например, цены, которые были в аналогичных контрактах между независимыми партнерами (п. 11 ст. 1 Закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ).

Немаловажное нововведение касается импортеров-дистрибьюторов. По новому варианту статьи 5 Закона «О таможенном тарифе» тот факт, что фирма – единственный дистрибьютор или агент, еще не доказывает взаимозависимость. Это открывает возможность единственным дистрибьюторам использовать первый и наиболее выгодный метод определения таможенной стоимости товара.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Л. Изотова

О российском тарифе

Основными функциями любого таможенного тарифа можно назвать фискальную и протекционистскую. Назначение последней – защита национального товаропроизводителя. Механизм её прост: обложенные таможенными пошлинами импортные товары автоматически увеличиваются в цене в процессе реализации на рынке страны-импортера. Благодаря этому конкурентоспособность отечественных товаров аналогичного назначения возрастает.

Задача фискальной функции тарифа – обеспечить поступление вырученных от взимания таможенных пошлин платежей в доходную часть государственной казны.

Основные цели, провозглашаемые законом «О таможенном тарифе», следующие:

  1. Рационализировать структуру ввоза товаров в страну.
  2. Обеспечить рациональное соотношение объема ввоза и вывоза товаров, баланс доходов и расходов в валюте на территории РФ.
  3. Создать условия, необходимые для положительной динамики развития потребления и производства товаров в стране.
  4. Защитить национальную экономику от иностранных конкурентов.
  5. Обеспечить условия для эффективной интеграции нашей страны в мировую экономику.

О внесении изменения в статью 35 закона российской федерации

ПринятГосударственной Думой5 февраля 2021 года

ОдобренСоветом Федерации

12 февраля 2021 года

Статья 1

Внести в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст.821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3204; N 48, ст.4567; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 6, ст.709; 1999, N 7, ст.879; N 18, ст.

2221; 2000, N 22, ст.2263; 2002, N 30, ст.3033; 2003, N 23, ст.2174; N 28, ст.2893; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 52, ст.5581; 2006, N 47, ст.4819; 2007, N 49, ст.6071; 2008, N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.22; N 26, ст.3123; 2011, N 50, ст.7351; 2013, N 40, ст.5038; 2014, N 48, ст.6647; 2015, N 48, ст.6690; 2021, N 30, ст.4536; 2021, N 18, ст.

2196) изменение, изложив его в следующей редакции:

“7) следующие товары, полученные (произведенные) при осуществлении организациями, отвечающими требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333_43 Налогового кодекса Российской Федерации, деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), вывозимая из Российской Федерации указанными организациями, при условии представления в таможенный орган подтверждения, указанного в абзаце третьем пункта 1_3 настоящей статьи, или иными лицами при условии представления в таможенный орган подтверждений, указанных в абзаце третьем пункта 1_3 настоящей статьи и абзаце четвертом настоящего подпункта (далее – подтверждение). Товары, указанные в настоящем подпункте, освобождаются от вывозных таможенных пошлин в случае, если в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз из Российской Федерации таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:

в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333_45 Налогового кодекса Российской Федерации;

при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент, определяемый в порядке, установленном статьей 342_6 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере менее 1.

В отношении товаров, указанных в настоящем подпункте, вывозимых иными лицами и декларируемых в соответствии с полными декларациями на товары, подтверждение организации, отвечающей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333_43 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) указанные товары, вывезенные из Российской Федерации, условий, установленных абзацами вторым и третьим настоящего подпункта, представляется в виде электронного документа (электронного подтверждения) одновременно с подачей полной декларации на товары.

Электронное подтверждение должно содержать информацию об организации, отвечающей требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333_43 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о наименовании лица, которому представляется подтверждение, наименовании участка недр, на котором получены (произведены) товары, количестве полученных (произведенных) и переданных товаров. Формат и структура электронного подтверждения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела;”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года.

3.

Товары, которые указаны в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” (в редакции настоящего Федерального закона), вывезены из Российской Федерации иными лицами и в отношении которых полная декларация на товары в соответствии со статьей 102 или 204 Федерального закона от 3 августа 2021 года N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” подана после 1 мая 2021 года и до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган в произвольной форме на бумажном носителе подтверждения о выполнении в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) указанные товары, условий, установленных абзацами вторым и третьим подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” (в редакции настоящего Федерального закона), содержащего информацию, указанную в абзаце пятом подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” (в редакции настоящего Федерального закона).

4.

Подтверждение по форме, указанной в части 3 настоящей статьи, в отношении товаров, которые указаны в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” (в редакции настоящего Федерального закона), вывезены из Российской Федерации иными лицами и задекларированы в соответствии с полными декларациями на товары, поданными после 1 мая 2021 года и до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, представляется в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5.

Возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин и пеней, уплаченных (взысканных) в отношении товаров, которые указаны в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I “О таможенном тарифе” и полная декларация на которые была подана после 1 мая 2021 года и до истечения ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, без уплаты процентов.

ПрезидентРоссийской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль18 февраля 2021 годаN 24-ФЗ

Электронный текст документа подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2021,

N 0001202102180041

Источник: https://docs2.kodeks.ru/document/564287982

Закон

Главные тезисы Федерального закона о таможенном тарифе:

  1. Регламент и обоснование для применения ставок;
  2. Процедура расчета размера тарифов;
  3. Составление перечня товаров, на которые взимается пошлина;
  4. Особенности наложения пошлин на импортируемые товары в зависимости от страны происхождения;
  5. Порядок выделения льгот по тарифам, привилегий, квот.
  • Р. 1 (ст. 1 – 5) – основные задачи закона, процесс установления тарифов и пр.;
  • Р. 2 (ст. 6 – 11) – пояснения по сезонным и специфическим пошлинам;
  • Р. 3 (ст. 12 – 17) – описание стоимости товаров, определяемых для расчета таможенных платежей в качестве налоговой базы;
  • Разделы 4 и 5 утратили актуальность;
  • Р. 6 (ст. 34 – 37) – положения о тарифных преференциях;
  • Р. 7 (ст. 38) – итоговые аспекты.

Классификация пошлин согласно закону:

  • Адвалорный – тариф, который взимается в виде процента от таможенной стоимости на товар вне зависимости от его вида и типа;
  • Специфический – здесь для исчисления ставки на пошлину берется не процент от цены товара, а фиксированная ставка за единицу в математическом определении (тонна, килограмм и пр.);
  • Комбинированный тариф – сочетает в себе два предыдущих.

Подробнее о понятии

Под таможенным тарифом РФ понимается свод всех ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, перемещаемым через границу Российской Федерации. Вся информация, заложенная в нём, систематизируется соответственно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

По своей сути таможенные пошлины относятся к косвенным налогам, которые государство взимает с товаров, пересекающих таможенную национальную границу. По своей фискальной функции таможенные пошлины служат одним из источников государственного бюджета.

Прочие методы оценки

  1. Метод вычитания стоимости. Применяется тогда, когда аналогичный оцениваемый либо идентичный товар предстоит продавать на территории РФ без изменения его начального состояния. За основу берут цену товара, по которой продается его максимальная партия за 90 дней (не позднее) со дня ввоза. Цена товара уменьшается на сумму комиссионных вознаграждений, надбавок на прибыль и общих расходов, импортных пошлин и иных платежей, включая расходы на страхование, транспортировку, погрузку, разгрузку.
  2. Принцип сложения стоимости. Для определения ее берут цену товара, сложив три составляющие: стоимость материалов и всех прочих издержек производителя при выпуске товара, общих затрат, которые предстоят при продажах его (берут аналогичные условия для стран-экспортеров похожих товаров с учетом всех накладных расходов) и планируемую прибыль, которую обычно получает экспортер по результатам поставок в нашу страну подобного товара.
  3. Резервный метод. К нему прибегают лишь тогда, когда ни один из пяти предыдущих вариантов использован быть не может. Таможенную стоимость рассчитывают согласно информации о мировых ценах.

Перечисленные выше методы применяются последовательно. Каждый из них берется на вооружение в случае невозможности применения всех предыдущих.

Основные цели закона

К ним относится необходимость:

  • Защитить все отрасли российской экономики и отдельные субъекты Федерации от неблагоприятных факторов, связанных с иностранной конкуренцией.
  • Обеспечивать условия эффективного вхождения отечественной экономики на мировой рынок.
  • Поддержать на необходимом уровне равновесие платежного баланса страны.
  • Обеспечить потребности внутреннего российского рынка в случае критической нехватки тех или иных товаров (например, сельскохозяйственных и пр.) путем регулирования их экспорта.
  • Продвинуть на мировой рынок продукцию российских производителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]