Должностные лица таможенных органов Российской Федерации
Статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» раскрывает понятие «должностные лица таможенных органов».
С принятием Федерального закона «О службе в таможенных органах» (1997 г.) и до принятия Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону N 78-ФЗ часть сотрудников перешли на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпело изменения (см. комментарий к преамбуле).
К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в настоящее время относятся: 1) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания — сотрудники таможенных органов; 2) лица, которым присваиваются классные чины. Комментируемый Закон прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.
Таким образом, в настоящее время понятие «должностные лица таможенных органов» является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.
Следует отметить, что Федеральный закон N 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона «О правоохранительной службе» понятие «сотрудник таможенного органа» должно приобрести четкую концептуальную основу.
Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.
Отличительные особенности таможни России
По правовой природе таможенную службу приравнивают к военной, однако это не совсем правильно в силу ее нормативно-правовых особенностей. Об этом также подчеркивается в Указе Президента РФ №2252 от 22.12.93 г. «Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям». Поэтому правильно называть ее милитаризированной, но не военной службой.
У таможенников есть такие признаки милитаризированной службы, как система специальных званий, внешней атрибутики, более жесткой дисциплины и пр. Однако общий характер деятельности – правоохранительный (по действующему законодательству таможня даже внесена в число правоохранительных органов). Об этом же свидетельствует тот факт, что сотрудники как субъекты исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность от имени государства.
Примечание. Отличительные особенности службы в таможенных органах подчеркивают атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.
Сущность любой деятельности раскрывается через выявление ее целей. А главная цель службы в ведомстве – обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности страны, обеспечение полномочий пограничных органов и обеспечение законного перемещения через границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Исходя из анализа целей деятельности, можно сделать вывод, что эти гос. органы одновременно выступают как фискальные и правоохранительные, и эти их роли органично связаны между собой.
Исторические сведения
Таможенная политика XVII века была направлена на увеличение сборов, обеспечение равных условий торговли на общероссийском рынке и обусловила нарастание требований взимания со всех рублевой пошлины в одинаковом размере.
В 1870 годы начинают создаваться лаборатории Департамента неокладных сборов Министерства финансов, проводившие экспертизу отпускных и привозных товаров. В 1873 году утверждено Положение о Балтийской таможенной крейсерской флотилии.
Первая мировая война (1914-1918 годы) негативно сказалась на развитии этой сферы. Деятельность большинства таможен на западной границе была приостановлена. После событий Февральской революции в сентябре 1917 года был проведен первый Всероссийский съезд таможенных служащих России, на котором были приняты Декларация, Устав и создан ЦК Всероссийского союза таможенных служащих.
Справка. Период XIX – начало XX веков в истории российской таможни характеризуются поиском оптимального для развития экономики России механизма тарифного регулирования, включившего в себя в итоге и фритредерство (англ. free trade «свободная торговля»), и умеренный протекционизм.
Начало деятельности советской таможенной службы основано на сложившейся дореволюционной системе таможенных учреждений. Первый Таможенный устав СССР 1924 года закрепил структуру пограничной службы. В период Великой Отечественной войны основные функции, направления и формы деятельности таможенных органов определялись таможенной политикой СССР, которая, с одной стороны, руководствовалась задачами внешней торговли в условиях борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, а с другой – настоятельной потребностью развития внутреннего производства в целях сохранения и укрепления экономики государства.
Три послевоенных десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. С развитием во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов внешнеторговых, экономических, культурных, туристических и других связей СССР с зарубежными странами проводились мероприятия по упрощению пограничных формальностей при пропуске грузов и граждан через границу.
Основными итогами деятельности таможенных органов в 1991-1996 годах стали создание многофункциональной инфраструктуры, адаптированной к рыночной экономике страны, и формирование законодательной базы с основополагающими Таможенным кодексом и Законом «О таможенном тарифе Российской Федерации».
В сложный период финансового кризиса и попыток выхода из него острой необходимости пополнения государственной казны в 1998-2004 годах произошло реформирование государственной службы, укрепление вертикали системы таможенных органов в условиях проводившейся государственной административной реформы, изменение таможенного законодательства, укрепление информационно-технической составляющей службы, прорыв в электронном оформлении товаропотоков, развитие таможенной инфраструктуры, развитие системы поддержки российских предпринимателей и участников ВЭД.
Примечание. В 2004-2006 годах таможенная служба вновь подверглась государственному администрированию, став Федеральной службой при Минэкономразвития РФ. Появилось новое звено в принятии решений, что дополнительно бюрократизировало деятельность ФТС России.
Новый этап в развитии российской таможенной службы наступил с 1 января 2010 года, когда заработал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. К этому моменту были разработаны Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф и т. д. В рамках Второго Всемирного кинологического форума в Москве в мае 2013 года на базе Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России) состоялось официальное открытие Регионального учебного кинологического центра Всемирной таможенной организации.
После воссоединения Республики Крым и Российской Федерации 18 марта 2014 года в Симферополе состоялась встреча руководителя ФТС России А. Ю. Бельянинова с участниками ВЭД Крыма. На встрече присутствовало более 50 представителей крупнейших бюджетообразующих предприятий Республики Крым. Руководитель ФТС России А. Ю. Бельянинов сообщил о создании Крымской и Севастопольской таможен прямого подчинения.
В 2021 году были утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЕД СНГ), ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС вступили в силу 1 января 2021 года. В течение 2021 года активно развивалось таможенное сотрудничество со странами БРИКС. В 2021 началась работа над Комплексной программой развития ФТС России до 2021 года.
Это интересно:
Что такое таможенное регулирование: функции, цели и правовые основы понятия
Что означает понятие «Свободная таможенная зона» и какие функции в себя включает
Структура ФТС РФ
Структура включает в себя:
- Центральный аппарат.
- Региональные таможенные управления.
- Специализированные таможенные управления.
- Таможни, непосредственно подчиненные ФТС РФ.
- Представительства за рубежом.
- Подведомственные организации.
Первый аппарат включает Главные управления (организационно-инспекторское управление, организации таможенного оформления и контроля, федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования и др.) и Управления (валютного и экспортного контроля, таможенных расследований и дознания, правовое, аналитическое, государственной службы и кадров, по связям с общественностью, по противодействию коррупции и др.)
Региональные таможенные управления (РТУ) делятся по федеральным округам и имеют соответствующие названия: Дальневосточное ТУ (таможенное управление), Приволжское ТУ, Северо-Западное ТУ, Северо-Кавказское ТУ, Сибирское ТУ, Уральское ТУ, Центральное ТУ, Южное ТУ. В их подчинении таможни с пограничными постами в составе.
Специализированные таможенные управления функционируют на всей территории РФ: Центральное информационно-техническое управление, Центральное экспертно-криминалистическое управление и др.
В числе “непосредственно подчиненных” таможен есть авиационные, чьи названия соответствуют наименованиям аэропортов Москвы (напр. Внуковская таможня); специализированные, в числе которых Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня; территориальные (Калининградская областная таможня, Крымская таможня, Московская областная таможня, Севастопольская таможня); обеспечивающие, в числе которых Центральная базовая таможня и Кинологический центр ФТС РФ.
Представительства и представители РФ располагаются в 20 странах мира, согласно международному таможенному сотрудничеству.
Справка. ФТС России имеет в ведении Российскую таможенную академию с филиалами на Владивостоке, Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге, а также ряд иных подведомственных организаций.
Деятельность
Служба ведет разноплановую деятельность:
- разрабатывает программы развития;
- ведет отчетность и подводит результаты по проделанной работе;
- ведет правоохранительную работу;
- развивает международное сотрудничество;
- контролирует работу собственных подразделений;
- взаимодействует с деловыми кругами;
- курирует госзакупки;
- противодействует коррупции;
- проводит нормотворческую деятельность;
- работает в области охраны труда, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Ключевой работой ФТС в последние годы была программа развития на период до 2021 года. Решение по ее реализации приняли в мае 2017 года. Цели: обеспечение простоты и удобства для бизнеса, эффективности и безопасности для государства.
Справка. На Таможенном портале России можно ознакомиться непосредственно со Стратегией развития ФТС РФ до 2020 года.
По итогам программы были усовершенствованы процессы таможенного администрирования. Также в числе итогов были отмечены:
- повышение конкурентоспособности российских участников ВЭД на международном рынке и инвестиционной привлекательности государства;
- развитие транспортной инфраструктуры РФ;
- автоматизация бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, и перевод деятельности преимущественно в электронный формат.
Функции ФТС РФ
В числе основных функций ведомства:
- взыскание налогов, пошлин и т. п.;
- проведение таможенного контроля;
- обеспечение выполнения ограничений и запретов на импорт и экспорт;
- подготовка статистики по внешней торговле, а также торговле со странами-членами ЕАЭС;
- защита прав интеллектуальной собственности;
- сохранение порядка при перевозе груза через пограничную зону;
- контроль валютных операций и противодействие “отмыванию” доходов, получаемых преступным путем;
- обнаружение и пресечение административных правонарушений (нарушения таможенных правил, незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов).
Таможня также способствует развитию экспортного и транзитного потенциала России, защите интересов отечественных производителей, пополнению бюджета государства, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Полномочия и функции таможенников закреплены в международных договорах (правом ЕАЭС), таможенным законодательством, валютным законодательством, уголовным законодательством (УПК РФ), административным законодательством (КоАП РФ) и другими видами законодательства. Такие функции, как проведение административного расследования, проведение дознания по уголовным делам, оперативно-розыскная деятельность и пр., предусмотрены иными правовыми актами.