Основы развития таможенной службы Российской Федерации в современных условиях


НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ПОСЛЕ 2021 ГОДА

№10, 14.12.2017

Экономические науки

Боненко Татьяна Андреевна

Макаренко Светлана Алексеевна

Макрусев Виктор Владимирович (Доктор физико-математических наук, Профессор)

Ключевые слова: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ; КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; DEVELOPMENT STRATEGY; COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PROGRAM; CUSTOMS; CUSTOMS SERVICES.

Аннотация: В данной статье рассмотрен сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2021 года и Комплексной программы развития ФТС России на период до 2021 года и выявление основных направлений развития таможенных органов. Выявлена и обоснована необходимость модернизации организационной структуры и создания подразделений, обеспечивающих информационно-техническое оснащение и управление информационными технологиями.

Введение.

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Однако влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иные негативные экономические и политические явления, в свою очередь, требует корректирования ранее принятых стратегических решений.

Исходные положения.

В 2015 году внешнеторговый оборот Российской Федерации по сравнению с 2014 годом сократился на 33%. В 2021 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп снижения замедлился и составил 11%. При этом в данном периоде сокращение, в первую очередь, обусловлено снижением экспорта (в 2021 году – на 17%).

Стоимостной объем экспорта в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 31%. В 2021 году данное снижение продолжилось, при этом составив к «досанкционному» 2014 году – 43%.

Основополагающей причиной данного сокращения явилось значительное снижение цен на нефть и прочие сырьевые товары, а также на металлы, которые являются основными статьями экспорта Российской Федерации.

Стоит так же обратить внимание на тот факт, что внешняя торговля все больше подчиняется политическим законам в ущерб законам экономики. Политический фактор все активнее вмешивается в экономическую политику, подчас подменяя собой рыночную конкуренцию. Разного рода санкции иностранных государств по отношению к Российской Федерации и российским организациям – наглядное проявление этого явления.

Введение внешних санкций привело к сокращению стоимостного объема импорта России в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 36%. В основном за счет сокращения ввоза машин и оборудования. При этом по итогам 2021 года снижение импорта прекратилось, стоимостные объемы ввоза практически не изменились по сравнению с 2015 годом (снижение импорта составило 0,4%).

Россия вынуждена принимать ответные меры по защите отечественного рынка ограничительного характера и таможенно-тарифного регулирования, что отражается на изменении объемов внешней торговли и приводит к перераспределению объемов импорта в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), которое, в свою очередь, негативно влияет на пополняемость федерального бюджета страны.

Сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2021 года(далее – Стратегия) и Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года(далее — Комплексная Программа).

В представленных условиях Стратегия развития таможенной службы осуществляется в рамках Комплексной Программы. В этой связи целесообразно провести сравнение двух системообразующих документов, определить качественные изменения в процессе и результатах развития таможенной службы.

Наш анализ показывает, что Стратегия содержит 11 основных направлений совершенствования деятельности таможенных органов, в свою очередь Комплексная Программа предлагает 18 направлений. Мы пронумеровали соответствующие направления и провели анализ документов на предмет согласованности. Это позволило установить наличие совпадений в Стратегии и Комплексной Программе, а также наличие новых направлений развития, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Совпадающие направления совершенствования таможенной деятельности.
Остальные направления рассмотрим более подробно. В стратегии развития есть 2 направления, которые не попали в Комплексную Программу, а именно: I. Совершенствование таможенного регулирования; II. Совершенствование организационно-управленческой деятельности.

Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по модернизированнию таможенных операций и развитию таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации. В таблице 1 представлены целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования.

Таблица 1

Целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования

Целевой показатель/года 2012
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки72 часадо 2 часа
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки96 часов2 часа
доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях40%100%
доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары34%65% (к 2020)
количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте)10 штук4 штук
доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры17%11%
(к 2020)
доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации с применением системы управления рисками при декларировании товаров, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации по результатам таможенного контроля20%95%
(к 2020)

Совершенствование организационно-управленческой деятельности предполагает повышение эффективности работы таможенной службы Российской Федерации и это совершенствование в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов.

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.

Основными задачами в этой области являются:

-обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, развитие методологического обеспечения управленческой деятельности руководящего состава таможенной службы Российской Федерации; -развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга деятельности таможенной службы Российской Федерации; -развитие программно-технологической базы, обеспечивающей информационно-аналитическую деятельность таможенных органов; -усиление аналитической составляющей на всех уровнях управления и развитие методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.

Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации — коэффициент эффективности организационно-управленческой деятельности таможенной службы Российской Федерации (не ниже 90 процентов ежегодно).

Таким образом, разработка целевых показателей позволяет установить определенную цель, которая достигается определенными способами и инструментами.

Комплексная Программа развития таможенных органов до 2021 года дополнена новыми направлениями развития, раскрыты их основные характеристики, установлена единая система приоритетов и целевых ориентиров с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов Российской Федерации.

Инновационные направления развития их основные характеристики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные направления Комплексной Программы развития таможенных органов до 2021 года

Показатель Характеристика
1. Совершенствование таможенного контроля при прибытии (убытии) товаровСовершенствование работы таможенных органов в пунктах пропуска неразрывно связано с развитием информационных технологий и института предварительного информирования.
2. Совершенствование таможенного контроля при декларировании товаровТаможенное декларирование товаров в электронной форме позволило отказаться от представления ряда документов и постепенно автоматизировать принимаемые таможенными органами решения, в первую очередь, внедрить технологии совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов – автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров.
4. Развитие системы управления рискамиМинимизация фискальных рисков, а именно занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о классификации товаров, необоснованное заявление тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей – приоритетное направление деятельности таможенных органов в рамках системы управления рисками.
6. Создание и развитие системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежейЕдиный механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанный на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.
8. Осуществление валютного контроляНовые условия функционирования таможенной службы Российской Федерации в рамках глобальных изменений обусловливают необходимость дальнейшего развития и совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.
Создание действенного правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов.
9. Совершенствование деятельности таможенных органов в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении ввозимых (вывозимых) товаровНеотъемлемым условием поддержания благоприятных условий для осуществления ВЭД (в том числе для целей поддержки экспортеров российской продукции) является эффективная организация сил и средств таможенных органов, обеспечивающих защиту прав интеллектуальной собственности, соблюдение запретов и ограничений и валютный контроль.
10. Совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органовОдним из основных факторов достижения стратегической цели таможенной службы Российской Федерации является соблюдение требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, физическими лицами, таможенными органами и их должностными лицами.
15. Развитие межведомственного взаимодействияОсновной целью развития межведомственного взаимодействия является достижение уровня межведомственного взаимодействия, позволяющего таможенным органам в режиме онлайн получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при осуществлении таможенных операций и таможенном контроле.
18. Развитие экспертно-криминалистической деятельностиОсновной задачей экспертно-криминалистической деятельности ФТС России является высокопрофессиональное и полное экспертное обеспечение таможенных органов, как в целях таможенного контроля, так и в правоохранительных целях.

Выводы.

По нашему мнению, введению данных мероприятий позволит: 1. Осуществить переход от Стратегии роста к стратегии сбалансированности роста. 2. Адекватно скорректировать направления и результаты деятельности таможенного органа в условиях происходящих изменений.

В целом это позволит выйти на следующий уровень качества таможенной деятельности, характеризующей следующими основными параметрами: — предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (от 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018); — количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (в 2012 году от 10 штук до 4 штук в 2021 году); — доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры (от 17% в 2012 году к 11% 2021 году).

Научно-исследовательский журнал

Рецензия на статью

Минина П.С., Тавакалян А.А., Научный руководитель: Макрусев В.В., 1,2. Студенты 5-ого курса ФТД Российская таможенная академия Г.Люберцы, Россия 3. профессор кафедры управления, доктор физико-математических наук, профессор

Minina P.S., Tavakalyan A.A., Scientific supervisor: Makusev V. V. 1, 2. 5th year students of Customs department Russian Customs Academy 3. Professor of management department, doctor of physico-mathematical Sciences, Professor

Аннотация: В статье рассмотрена «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» и выявлены основные тенденции планового развития таможенных органов за период 2020-2030-х гг. Описаны основные черты образа «таможни будущего». Методологическую основу исследования составляет целостно-эволюционный подход, в котором единство таможенных органов отражают изменения их институциональной среды в условиях развития мировой экономики. Abstract: The article examines the «Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030» and identifies the main trends in the planned development of customs authorities for the period of 2020-2030. The main features of the image of the “customs of the future” are described. The methodological basis of the study is a holistic evolutionary approach, in which the unity of customs authorities reflects changes in their institutional environment in the context of the development of the world economy.

Ключевые слова: стратегия развития, концепция таможенной службы, Федеральная таможенная служба России, таможенные органы Keywords: development strategy, customs concept, Federal customs service of Russia, customs authorities

Введение.

В 2021 году мировая экономика переходит на четвертый уровень технологического уклада, который характеризуется развитием робототехники, биотехнологий, нанотехнологий и систем искусственного интеллекта.

Наиболее отчетливо данный переход можно проследить на примере развития Федеральной таможенной службы России, которая подвержена воздействию глобальных преобразований вследствие структурных изменений в сфере ВЭД и увеличения объемов внешней торговли. Современные тенденции развития и регулирования международной торговли и экономики, а также мировой технический и технологических прогресс – все это оказала прямое и непосредственное влияние на развитие таможенных органов России.

Сложно представить, как будет выглядеть ФТС России даже спустя 10-15 лет, однако на сегодняшний день образ «таможни будущего» в определенном формате представлен в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Цель нашего исследования – рассмотреть основные идеи, концептуальные положения, определить наиболее характерные черты таможенной службы в рамках стратегии развития.

Объекты и методы исследования.

По нашему мнению, основная идея развития таможенной службы до 2030 года — создание модели интеллектуальной таможни и ее дальнейшая реализация на качественно новых принципах, методах и технологических решениях [1].Методологическую основу составляет целостно-эволюционный подход, в котором единство таможенных органов отражают изменения их институциональной среды в условиях развития мировой экономики.

Экспериментальная часть.

Стоит отметить, что в стратегии развития до 2021 года было предусмотрено создание шестнадцати центров электронного декларирования (ЦЭД), автоматизации системы управления рисками, автоматизации процесса регистрации деклараций и выпуска деклараций. На сегодняшний день электронное декларирование и автоматизация процессов таможенных органов – что-то понятное и очевидное, недостаточное для дальнейшего функционирования. Стратегия 2030 – это совершенно новая концепция и видение таможенной службы в 2030 году: от электронной таможни к таможне интеллектуальной.

Особенно явно реализация такой идеи просматривается в ходе сопоставительного анализа стратегий развития таможенной службы до 2020 и до 2030 годов. Основные сравнительные характеристики образа таможни. представлены нами на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительная характеристика образа таможни в 2020-х гг. и в 2030-х гг.

Реализация идеи интеллектуализации [2] технических платформ таможни достижима прежде всего за счет разработки (адаптации) и внедрения в систему таможенных органов методов и инструментальных средств искусственного интеллекта, которые позволят обрабатывать масштабные данные и решать математические и другие задачи в целях принятия решения на основе знаний.

Инновационные направления Стратегии развития 2030 и их основные характеристики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные направления «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»

ПоказательХарактеристика
1. Создание интеллектуальной таможниОсновными направлениями деятельности за счет установки в систему таможенных органов искусственного интеллекта станут:
– модернизация инфраструктуры пунктов пропуска;

– внедрение широкой системы прослеживаемости товаров на территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

– однократность представления информации и применения форм госконтроля;

– исключение дублирования данных в электронном виде документами на бумажном носителе;

– повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков на всех стадиях совершения таможенных операций;

– цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля и обработки больших объемов данных с использованием методов искусственного интеллекта.

2. Технология оценки товарных партий в режиме онлайнВ зависимости от характеристик товара, условий его перемещения через границу и степени добросовестности декларанта система автоматически будет принимать решения о досмотре той или иной партии.
3. Автоматизации процессов в рамках системы управления рискамиЕе эволюция будет проходить благодаря технологиям по определению уровня риска каждой товарной партии, применению искусственного интеллекта, обмену результатами применения СУР с федеральными органами исполнительной власти, интеграции сегментов СУР таможенных служб государств – членов ЕАЭС, информационному взаимодействию с бизнесом и изданию межведомственных профилей риска.
4. Совершенствование кадровой и организационно-штатной структуры таможенных органовИз-за перехода к «умной таможне» к должностным лицам таможенных органов будут изменены требования:
– знания и навыки применения новейших IT-технологий, информационных систем и ресурсов;

– знание методов анализа больших объемов данных;

– способность к оперативной адаптации, дополнительному обучению.

– умение применять системы, использующие технологии искусственного интеллекта.

5. Уход от таможенных декларацийВесь процесс таможенного регулирования будет осуществляться по каналам контроля финансовых документов. Таможня превратиться в инструмент, который будет полностью владеть информацией по оборотам участников ВЭД и контролировать их деятельность, намащиваясь в процесс.

Источник: составлено автором на основании анализа «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»[3].

Результаты.

Несомненно, представленные положения, раскрывающие образ таможни 2020-2030-х годов, связан с глобальными процессами, которые оказывают влияние на внешнеэкономическую деятельность и, как следствие, на деятельность таможенных органов.

Глобальная цифровизация мировой экономики принципиально меняет сущность товара: все больше проявляется и начинает доминировать новый товар – «товар-цифра». Это – материальный или нематериальный предмет (цифра-предмет) или услуга, предоставляемая посредством информационных технологий (цифра-услуга).На основании выводов, представленных в монографии, можно утверждать, что появление нового вида товара требует развитие концепции институтов таможенного регулирования, администрирования под условия цифровизации мировых экономических процессов [4].

Институт таможенного регулирования – это система регулирования торгово-финансовых поток таможенными инструментами и средствами. Данная система образована политическими, экономическими, правовыми, энергетическими, информационными и другими коммуникациями на пространстве ЕАЭС, и оказывает фундаментальное влияние как на глобальном, так и на региональном и национальном уровнях на вектор развития экономики и торговых отношений.

На рисунке 2 представлены основные парадигмы таможенных институтов, которые отражают развитие таможенного дела в целом.

Рис. 2. Направления развития института таможенного регулирования [5]

Современная таможенная служба представляется как комплекс информационных, технологических и технических систем, обеспечивающих регулирование товарных потоков через таможенную границу. Учитывая зарубежный опыт, наиболее приемлемая модель ее развития –цифровая или информационно-техническая.

Подобная необходимость трансформации таможенных органов в информационно-техническую (электронную, цифровую) автоматизированную таможню, которая функционировала бы на основе информационного мониторинга и контроллинга, сочетая аналитическую функцию и функцию управления рисками – нашла отражение в Стратегии развития-2030.

Основным инструментом повышения эффективности таможенного администрирования на базе такой технологии является система управления рисками. Для ее дальнейшего развития, повышения эффективности и результативности системы формирования рисковых индикаторов нужны новые автоматизированные технологии. С данной задачей способны справиться аналитические методы, предоставляемые технологией Data Mining.

Data Mining – это процесс поддержки принятия решений, основанный на поиске в данных скрытых закономерностей (существенных и постоянно повторяющихся взаимосвязей, определяющих этапы и формы процесса становления, развития различных явлений или процессов), и представляет собой совокупность методов обнаружения в больших массивах информации новых (ранее неизвестных, нетривиальных) и практически полезных данных [6].

Стоит отметить, что проблемы развития теории и практики таможенного регулирования в условиях формирования цифровой экономики в целом носят комплексный характер и охватывают все уровни, характерные для специальных теорий. При этом ключевыми можно назвать проблемы создания интеллектуальных цифровых таможен, поиска адекватных моделей, методов и технологий формирования и управления знаниями [2].

Заключение. Стратегия развития-2030 ориентирована на создание совершенно нового уровня таможенной службы – на создание интеллектуальной технологической системы, которая по предварительным оценкам качественно повлияет на развитие международной торговли, рост товарооборота, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.

Таможенные операции и контроль будут осуществляться автоматизировано, с минимальным участием должностных лиц таможенных органов за счет внедрения в таможенные технологии средств искусственного интеллекта, цифровых систем. При этом, таможенная система не будет «просто машиной», должностные лица таможенных органов будут осуществлять непосредственный контроль, однако уже без фактического присутствия.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. №1388-р. Электронный ресурс. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2020-06/03/2030.pdf 2. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2 (115). С. 932-940. 3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г.Электронный ресурс. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2020-06/03/2030.pdf 4. Едронова В.Н. Цифровая экономика: анализ статистики объемов интернет-рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 18. Вып. 9. С. 1596–1612. 5. Макрусев В.В., Лобас Т.В., Любкина Е.О. Институциональная теория развития таможенного регулирования в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – Т. 18, № 11. – С. 2125 – 2137. 6. В.В. Макрусев и др. / Экономический анализ: теория и практика, 2021, т. 19, вып. 3, стр. 416–429

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2021 года» О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2021 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Макрусев В.В., Суглобов А.Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2021. 348 с.
  4. Макрусев В. В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело. 2021. № 2. 40 с.
  5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: https://www.customs.ru (дата обращения: 15.11.2017).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]