Статья 138 ТК ТС. Назначение таможенной экспертизы
Таможенный кодекс Таможенного союза>РАЗДЕЛ 3 ТК ТС. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ >ГЛАВА 20 ТК ТС. ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ >Статья 138. Назначение таможенной экспертизы
1. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.
2. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.
Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).
Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.
4. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.
В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).
5. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:
1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;
2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;
3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;
4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;
5) в иных случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.
6. Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.
7. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.
8. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.
< Статья 137. Термины, используемые в настоящей главе
Статья 139. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы >
Таможенное законодательство
В целях реализации положений статей 137 , 138 , 139 , 140 , 142 , 144 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) с учетом статьи 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252), Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля», Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить: а) Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы (приложение N 1) ; б) Форму решения о назначении таможенной экспертизы (приложение N 2) ; в) Форму заключения таможенного эксперта (эксперта) (приложение N 3) . 2. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. N 1519 «Об утверждении порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля» (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2004, рег. N 5423). 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендееву. 4. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации А.Ю.Бельянинов
Приложение N 1 к Приказу ФТС России от 25 февраля 2011 г. N 396
ПОРЯДОК ОТБОРА ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьями 139 и 144 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее — ТК ТС), частями 5 и 7 статьи 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее — Федеральный закон).
II. Порядок отбора проб и образцов товаров
2. При отборе проб и образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт отбора проб и образцов в двух экземплярах по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 «О формах таможенных документов». В случае привлечения к отбору проб и образцов товара для таможенной экспертизы специалистов и экспертов из других государственных органов их действия регламентируются статьями 101 , 102 ТК ТС и статьей 173 Федерального закона. Первый экземпляр акта направляется в таможенный орган или иную уполномоченную организацию для проведения таможенной экспертизы. Копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней. Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. 3. Количество проб и образцов товара (в массе, объеме, штуках и т.д.) определяется минимальным количеством, обеспечивающим возможность их исследований, в соответствии с приложением N 1 к Порядку. 4. При отборе пробы таможенными органами ее разделяют на три равные части, маркируют (нумеруют) в соответствии с актом отбора проб и образцов, упаковывают и снабжают номером пломбы (ярлыком обеспечения сохранности) по образцу, приведенному в приложении N 2 к Порядку. 5. При направлении таможенным органом проб и образцов товаров на исследование их упаковывают в одну тару, накладывают средства таможенной идентификации (пломбируют). Сопроводительные документы, заверенные таможенным органом в установленном порядке, помещают в отдельный пакет и опечатывают. Если товаром является химическое вещество, то пробы должны сопровождаться копиями сопроводительных документов, содержащих сведения о свойствах, токсичности, мерах безопасности, индивидуальных средствах защиты. 6. Для проведения исследований таможенный орган или иная уполномоченная организация для проведения таможенной экспертизы использует одну из трех представленных проб и образцов товара. 7. В случае установления таможенной экспертизой несоответствия сведений о товаре пробы и образцы товара хранятся в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, для проведения повторной экспертизы в рамках дела об административном правонарушении, уголовного дела или по поручению арбитражного суда. 8. По окончании проведения таможенной экспертизы заключение таможенного эксперта (эксперта), материалы, документы, пробы и образцы товара возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с обязательным заполнением журнала ведения записей о возврате заключения таможенного эксперта (эксперта), материалов, документов, проб и образцов после проведения таможенной экспертизы ( приложение N 3 к Порядку). По результатам таможенной экспертизы таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, направляет в таможенный орган, проводивший таможенную экспертизу, сведения по образцу, приведенному в приложении N 4 к Порядку.
III. Порядок приостановления срока проведения экспертизы
9. В случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, начальник таможенного органа, заместитель начальника таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, принимает решение о приостановлении срока проведения таможенной экспертизы и в течение двух рабочих дней направляет запрос в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, о предоставлении необходимых объектов. 10. Срок приостановления таможенной экспертизы составляет не более 10 дней ( часть 5 статьи 172 Федерального закона). 11. В случае неполучения или получения отрицательного ответа полученные объекты возвращаются в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, с указанием причины невозможности проведения таможенной экспертизы.
Приложение N 1 к Порядку отбора проб и образцов товара для проведения таможенной экспертизы
СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ (ОБЪЕМЕ) ПРОБ ИЛИ ОБРАЗЦОВ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках от 100 до 1000 г, предоставляется для проведения исследований в количестве 3-х упаковок.
Товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках свыше 1000 г, предоставляется для проведения исследований в количестве 3-х проб по 300 г с образцом упаковки.
Товар, не разрушаемый в процессе экспертных исследований (меховое изделие, телевизор и т.д.), предоставляется в одном экземпляре.
Отобранные таможенными органами пробы соков концентрированных и виноматериалов до поставки в экспертно-криминалистические службы хранить не более 3-х суток при температуре не выше плюс 2 — 4 градусов Цельсия.
Количество (объем) проб или образцов товаров, необходимых для проведения экспертных исследований, представлено в таблице.
N п/п | Наименование товара | Количество (объем) проб или образцов по решению о назначении таможенной экспертизы |
1 | 2 | 3 |
1. | Молоко в порошке, гранулах или др. твердых формах | 3 пробы x 300 г и образец упаковки |
2. | Кофе, чай, готовые продукты для розничной торговли на их основе | 3 упаковки x 100 г |
3. | Растительные масла — жидкие | 3 пробы x 250 мл и образец упаковки |
4. | Жиры и жировые смеси — твердые | 3 пробы x 200 г и образец упаковки |
5. | Сахар, продукция мукомольно- крупяной промышленности | 3 пробы x 500 г и образец упаковки |
6. | Какао-паста, какао-масло, какао-жир | 3 пробы x 300 г и образец упаковки |
7. | Готовые пищевые продукты, не расфасованные для розничной торговли | 3 пробы x 100 г, ярлык упаковки |
8. | Соки, воды и безалкогольные напитки | 3 упаковки, не менее 500 г каждая |
9. | Порошки пекарные | 3 пробы x 100 г и образец упаковки |
10. | Продукты винодельческой промышленности (вина наливом, коньяки, коньячные спирты, винные напитки и винные коктейли, транспортируемые в железнодорожных или автомобильных железнодорожных или автомобильных цистернах, бочках, флекситанках) | 3 пробы x 1,5 дм3 каждая из массы объединенной пробы, отобранной из железнодорожных или автомобильных цистерн, бочек, флекситанков в соответствии с ГОСТ Р 51144-2009 «Продукция винодельческая. Правила приемки и методы отбора проб» |
11. | Спирт, растворители и разбавители, антиобледенительная жидкость | 3 емкости не менее 500 мл каждая |
12. | Готовые вино-водочные изделия | 3 емкости заводской упаковки в соответствии с ГОСТ Р 51144-2009 «Продукция винодельческая. Правила приемки и методы отбора проб» |
13. | Табак и табачные отходы, табачные изделия | 3 пробы x 300 г и образец упаковки или 3 блока сигарет |
14. | Нефть и нефтепродукты, транспортируемые в железнодорожных или автомобильных цистернах, нефтеналивных судах, бочках, бидонах и других средствах транспортирования и хранения | 3 пробы x 2 дм3 — масса объединенной пробы в соответствии с ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» |
15. | Неорганические и органические химические соединения | 3 пробы x 500 г объединенной пробы и образец упаковки |
16. | Лекарственные средства | 3 упаковки |
17. | Смеси душистых веществ | 3 емкости x 100 мл каждая и образец упаковки |
18. | Косметические средства | 3 упаковки для розничной торговли |
19. | Декстрины и крахмал | 3 пробы x 100 г и образец упаковки |
20. | Полимеры в первичных формах | 3 пробы x 100 г и образец упаковки или ярлыка |
21. | Составы для подготовки поверхностей | 3 пробы x 100 г и образец упаковки или ярлыка |
22. | Плиты, листы, пленка, фольга из полимерных материалов | 3 образца формата А4 (297 x 210 мм) и образец упаковки или ярлыка |
23. | Бумага и картон | 3 образца формата А4 (297 x 210 мм) и образец упаковки или ярлыка, измерить и указать размер рулона |
24. | Санитарно-гигиенические полотенца | 3 упаковки или 3 рулона и образец упаковки |
25. | Изделия из бумажной массы, нерасфасованные | 3 образца x 100 г или 3 образца 25 x 15 см и образец упаковки |
26. | Шины (покрышки) резиновые | 1 штука (для крупногабаритных — фотография) |
27. | Каучук, резина | 3 образца x 500 г и образец упаковки или ярлыка |
28. | Лаки, краски | 3 образца x 500 г и образец упаковки или ярлыка |
29. | Нити высокопрочные, мононити | 3 образца x 10 м нити (или 2 бобины весом не более 500 г) |
30. | Ткани различных видов | 3 образца размером 20 x 35 см |
31. | Линолеум, напольные покрытия | 3 образца формата A4 (297 x 210 мм) |
32. | Металлы, изделия из них | 3 образца x 100 г либо в соответствии с методами отбора проб, указанными нормативно-техническими документами на конкретный вид продукции |
33. | Штучные малогабаритные изделия | 3 шт. |
Приложение N 2 к Порядку отбора проб и образцов товара для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы
ОБРАЗЕЦ НОМЕРА ПЛОМБЫ ЯРЛЫК ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ УПАКОВКИ ОТОБРАННЫХ ОБРАЗЦОВ И ПРОБ ТОВАРОВ | ||
Образец N ___ (проба) __________________________________ (наименование таможенного органа) __________________________________ (N ДТ ____________________________) и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля) | ||
_________________________________ (наименование образца товара или пробы) Подпись _____________________________ (лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров) | ||
Подписи понятых: 1. _________________ 2. _________________ | ||
Пробы (образцы товара) отобрал _______________ Должностное лицо таможенного органа _______________ «__» ________ 20__ г. м.п. ( ) |
Примечание: заполненный ярлык удостоверяется оттиском номерной печати или печати таможенного органа для пакетов поверх исполненного на нем текста. Настоящий образец применяется в процессе отбора проб и образцов товара для таможенной экспертизы.
Приложение N 3 к Порядку отбора проб и образцов товара для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы
Журнал ведения записей о возврате заключения таможенного эксперта (эксперта) материалов, документов, проб и образцов после проведения таможенной экспертизы | |||||||||
N п/п | Исходящий N сопро- водитель- ного письма к заключе- нию экс- перта. Дата | N зак- люче- ния | Наимено- вание органа (таможен- ного, судебно- го), наз- начившего эксперти- зу |
СВЕДЕНИЯ по результатам проведенной таможенной экспертизы Таможенный орган Наименование таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводившего(ей) таможенную экспертизу __________________________ ______________________________________ По результатам таможенной экспертизы от ________ 20__ г., N _____, проведенной при таможенном контроле N ДТ _________________________________________________________________, и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля в отношении товара (объекта) _____________________________________ принято решение __________________________________________________ __________________________________________________________________ (решение о классификации товара по коду ТН ВЭД ТС, о завершении таможенной процедуры, о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 1. Полученный экономический эффект составил: Дополнительно начислено: таможенных пошлин ________________________________________________ НДС ______________________________________________________________ акцизов __________________________________________________________ штрафов __________________________________________________________ 2. Условный экономический эффект составил: 2.1. Количество изъятых товаров, оборот которых запрещен: ________ 2.2. Вес наркотических средств (по каждому виду) _________________ 2.3. Количество некачественных и фальсифицированных товаров (по каждому виду), ввоз (вывоз) которых на (с) территорию Таможенного союза запрещен: __________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.4. Количество запрещенных (ограниченных) к ввозу/вывозу товаров: __________________________________________________________________ Должностное лицо таможенного органа _________________ ____________ (инициалы, фамилия) (подпись)
Приложение N 2
к Приказу ФТС России
от 25 февраля 2011 г. N 396
Федеральная таможенная служба __________________________________________________________________ (наименование таможенного органа) Решение о назначении таможенной экспертизы по ДТ N ______________________________________________________ и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля) г. ______________ «__» ______________ 20__ г. __________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы должностного лица, наименование таможенного органа) при осуществлении таможенных операций, проведении таможенного контроля Установил: __________________________________________________________________ (краткое изложение обстоятельств, основания и цель проведения таможенной экспертизы или номер профиля риска, приказа, распоряжения ФТС России) Принимая во внимание, что при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля необходимо исследовать ряд вопросов, требующих специальных познаний, руководствуясь статьей 138 Таможенного кодекса Таможенного союза, принял решение: 1. Назначить проведение ______________________________ таможенной (вид таможенной экспертизы в соответствии со статьей 143 Таможенного кодекса Таможенного союза) экспертизы, поручив ее ___________________________________________ (фамилия, имя и отчество эксперта или наименование иной уполномоченной организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза) 2. Срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган (согласно части 4 статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза): __________________________________________________________________ (устанавливается с учетом трудоемкости экспертизы по согласованию с начальником Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (начальником экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, в пределах сроков, установленных частью 2 статьей 139 Таможенного кодекса Таможенного союза) 3. Поставить перед таможенным экспертом/экспертом(ми) вопросы: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. В распоряжение таможенного эксперта/эксперта(ов) представить: _______________________________ (перечень проб, образцов __________________________________________________________________ или иных объектов исследования с приложенной к ним документацией) 5. Поручить _____________________________ разъяснить таможенному (кому именно) эксперту его права и ответственность. Должностное лицо _________________________________________________ (должность, специальное звание, фамилия, инициалы, подпись) Служебный телефон должностного лица, назначившего экспертизу: ____ Адрес таможенного органа: ________________________________________ СОГЛАСОВАНО Начальник таможенного органа _____________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) _____________________________ (дата) Права и обязанности, предусмотренные статьей 140 Таможенного кодекса Таможенного союза, мне разъяснены «__» _____________ 20__ г. Одновременно я предупрежден(а) об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможенный эксперт (эксперт) ___________________ (подпись) Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей, при назначении и проведении таможенной экспертизы, предусмотренные статьей 141 Таможенного кодекса Таможенного союза, мне разъяснены «__» _____________ 20__ г. Видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов проб и образцов исследования разрешить/не разрешить (нужное подчеркнуть) Декларант ___________________ (подпись) Лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств (N и дата документа, подтверждающего полномочия) ___________________ (подпись) Представители (N и дата документа, подтверждающего полномочия) ___________________ (подпись) ___________________ (подпись)
Приложение N 3
к Приказу ФТС России
от 25 февраля 2011 г. N 396
__________________________________________________________________ (наименование таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящего(ей) таможенную экспертизу, местонахождение) Мне, ________________________________________________________, (должность лица таможенного органа или иной уполномоченной __________________________________________________________________ организации, принимающего(ей) участие в проведении таможенной экспертизы, наименование экспертной организации) в связи с решением о назначении таможенной экспертизы от «__» _____ 20__ г. по ДТ N _________________________________________________________________, и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля) руководителем экспертного учреждения __________________________________________________________________ (наименование таможенного органа или иной уполномоченной __________________________________________________________________ организации, принимающего(ей) участие в проведении таможенной экспертизы) разъяснены права и обязанности таможенного эксперта, предусмотренные статьей 140 Таможенного кодекса Таможенного союза. Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупрежден. _____________ __________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) «__» ____________ 20__ г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЭКСПЕРТА (ЭКСПЕРТА) N ________ составлено «__» ____________ 20__ года г. ___________ Я, _______________________________________________________________ (инициалы, фамилия эксперта таможенного органа или иной __________________________________________________________________ уполномоченной организации, принимающего(ей) участие в проведении таможенной экспертизы) __________________________________________________________________ (образование, специальность, указанная в документе _________________________________________________________________, об образовании, сведения об экспертной специальности, стаж экспертной работы и т.д.) на основании решения о назначении таможенной экспертизы от «__» ___ 20__ г. по ДТ N _________________________________________________________________, и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля) __________________________________________________________________ (указывается должностное лицо таможенного органа,вынесшего решение __________________________________________________________________ о назначении таможенной экспертизы) произвел таможенную экспертизу в период с __ ч. __ мин. «__» ______ 20__ г. до __ ч. __ мин. «__» ______ 20__ г. На таможенную экспертизу в соответствии с решением о назначении таможенной экспертизы от «__» _________ 20__ г. по ДТ N ____________________________________________ представлены: и/или реквизиты иных документов (книжка НДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля) 1. 2. 3. На разрешение таможенного эксперта поставлены следующие вопросы: 1. 2. 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1. Внешний осмотр 2. Исследование 3. Синтезирующая часть (в комплексных экспертизах при необходимости) ВЫВОДЫ Таможенный эксперт (эксперт) ___________________ (подпись) ___________________ (инициалы, фамилия)
Определения таможенной экспертизы
При проведении экспертных исследований экспертами определяется:
- Наименование непродовольственного товара;
- Сопроводительные описания и предназначения непродовольственных товаров;
- Страна, фирма импортёр или производитель непродовольственного товара;
- Страна экспортирования непродовольственного товара;
- Подробное описание тары, упаковки и маркировки непродовольственного товара;
- Количество провозимого непродовольственного товара;
- Рыночная оптовая цена на провозимые непродовольственные товары.
Тема 8. Цели и задачи тамож. экспертизы
20
ТЕМА 8. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ИХ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
8.1 Основные понятия и определения в области экспертизы. Таможенная экспертиза, ее цели и задачи.
8.2 Основные виды таможенных товарных экспертиз.
8.1 Основные понятия и определения в области экспертизы.
Таможенная экспертиза, ее цели изадачи
В таможенных целях проводится значительное число экспертиз.
Экспертиза
— это особый вид научного исследования, проводимого в определенной области знаний специалистом в данной области, — экспертом (от лат.
expertus—
опытный). Осуществляется в заранее определенные сроки. По ее результатам готовится письменное заключение по определенной форме.
При проведении экспертизы эксперт самостоятельно выбирает методы и средства, необходимые для получения ответов на поставленные вопросы. Существует большое количество экспертиз, которые имеют разное назначение и предметы исследования. Экспертизы можно систематизировать и классифицировать по разным признакам.
По цели экспертизы делятся на судебные, носящие процессуальный характер, и несудебные.
Систематизировать экспертизы принято по отраслям науки или областям деятельности (области научно-практических знаний). По этому критерию выделяют такие экспертизы, как военные, политические, социологические, технические, экономические, криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товароведческие, экологические и др.
Каждый класс может включать экспертизы разного рода, которые характеризуются общими признаками: предметом, объектом, методикой и задачами экспертных исследований.
В свою очередь, внутри одного рода экспертиз их делят на виды и подвиды, определяющиеся изменением одного или нескольких характерных признаков рода.
По очередности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные, масштабности решаемых задач — на основные и дополнительные, числу исследуемых объектов — на мало- и много-объектные, количеству выполняющих экспертизу экспертов и способу их работы — на единоличные и коллективные (комиссионные) и т.д.
Таможенная экспертиза
—
это специальное исследование, проводимое экспертами для решения задач таможенного дела — фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера.
Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экспертиз, поскольку она имеет свои собственные характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования.
Объекты таможенной экспертизы
— материализованные источники информации: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их пробы, отобранные для исследования; объекты контрабанды и нарушений таможенных правил (НТП); различного рода сопровождающие товар документы (таможенные, нормативно-правовые, финансовые и др.), используемые при таможенном оформлении и контроле.
К предмету таможенной экспертизы
можно отнести как общие проблемы таможенного дела, так и конкретные факты и обстоятельства процедуры таможенного контроля. Наиболее важные среди них:
- определение вида, состояния и назначения объекта таможенного контроля;
- классификация товара согласно ТН ВЭД;
- определение таможенной стоимости товаров, рыночной стоимости (цены) товаров, исходя из их качественных показателей (марки, сорта, вида, натуральности материалов и т.д.), характера товара (лицензионный, подакцизный, двойного назначения), страны происхождения товара, нормы выхода готовой продукции и идентификации сырья в ней;
- идентификация наркотических и психотропных веществ;
- диагностика драгоценностей, антиквариата, музейных ценностей и др.
Кроме того, перед таможенными экспертами ставятся отдельные вопросы, выдвигаемые оперативными работниками в процессе борьбы с контрабандой и НТП, которые решают с помощью таких классов экспертиз, как криминалистическая, экономическая, товароведческая, геммологическая и др.
Основные задачи
таможенных экспертиз:
- идентификация объектов, установление по пробам и образцам товара его наименования в соответствии с ТН ВЭД, качества, места, где был произведен товар, и т.д.;
- диагностика, т.е. выявление механизма событий, явлений, способа и последовательности действий, причинных связей и т.п. Сюда можно отнести технологические экспертизы, определение нормы выхода, источников сырья и т.п.;
- экспертная профилактика, т.е. деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и преступлений в таможенном законодательстве, разработка мер по их устранению. Сюда можно отнести и деятельность по коллекционированию и исследованию фальсификатов и прогнозирование появления криминально опасных товарных позиций в таможенном тарифе.
8.4 Основные виды таможенных товарных экспертиз
Рассмотрим основные виды таможенных экспертиз, объектами исследования в которых являются товары.
К экспертизам, связанным в той или иной степени с исследованием товаров, относятся идентификационная, материаловедческая, химическая, классификацион-ная, товароведческая, оценочная (стоимостная), сертификационная, минералоги-ческая. В некоторой степени к ним можно отнести также экспертизы технологическую и по определению страны происхождения товара, проведение которых в некоторых случаях не требует исследования конкретного товара.
Следует отметить, что виды таможенных экспертиз выделяют по основному их содержанию в зависимости от поставленных перед экспертом вопросов. Но при выполнении отдельных экспертиз приходится решать вопросы, являющиеся предметом экспертиз других видов. Так, при осуществлении классификационных экспертиз приходится, как правило, на первой стадии решать вопросы идентификации, при выполнении последней — материаловедческих или химических экспертиз и т.д.
Идентификационная экспертиза.
Перед экспертом ставится вопрос, что за товар является объектом экспертизы? Так как среди множества товаров, перемещаемых через таможенную границу, имеются не только хорошо известные и легко узнаваемые, но и большое количество товаров, внешний вид которых мало говорит об их существе (например, многочисленные виды сырьевых товаров, полуфабрикаты и т.д.). При проведении этих экспертиз необходимо оперативно решить вопрос о виде товара, его составе, назначении и других важных характеристиках можно только после специального исследования, т. е. экспертизы.
Идентификация — это установление тождества между двумя объектами. Идентификация неизвестного товара в этом смысле — это установление его тождественности какому-либо известному товару. При этом известный товар необязательно должен быть представлен в виде материального объекта, для идентификации вполне пригодно его подробное описание или, иными словами, его образ в сознании эксперта. Сопоставляя неизвестный товар последовательно с разными образами известных товаров, эксперт устанавливает в итоге тождественность исследуемого неизвестного товара одному из образцов известных товаров и, следовательно, его идентифицирует.
Идентифицировать товар можно с разной степенью уточнения его характеристик, т.е. на различном уровне детализации. Так, последовательно уточняя описание товара, можно переходить на все более высокий уровень детализации. Например, при идентификации различных материалов можно представить такой переход в виде следующих схем:
1. Металл — черный металл — сплав, содержащий железо, углерод, хром, никель, титан — сплав на основе железа с содержанием Сг 18 %, Ni 9 %, Ti около 1 % — нержавеющая сталь марки 1Х18Н9Т.
2. Ткань — шерстяная ткань — ткань шерстяная с содержанием полиэфирного волокна — шерстяная ткань с добавлением 30% полиэфирного волокна — шерстяная ткань с добавлением 30 % полиэфирного волокна шириной 150 см — шерстяная ткань с добавлением 30 % полиэфирного волокна шириной 150 см и поверхностной плотностью 320 г/м2 и т.д.
Количество уровней, или степень детализации, можно увеличивать до бесконечности, добавляя к известным уже характеристикам все новые и новые, но на практике их число должно быть разумно ограничено. В целях таможенной идентификации степень детализации устанавливается обычно детализацией исследуемого товара в ТН ВЭД, определяющей критерии таможенной классификации товаров. Это объясняется тем, что основное назначение идентификации — использование ее результатов при дальнейшей классификации. Однако, при проведении других экспертиз, например, оценочной (стоимостной), часто необходимо определить большее число показателей, чем требуется для классификации. Так, при оценке стоимости одежды дополнительно к критериям классификации ее идентифицируют на соответствие моде, состояние, качество изготовления и другие показатели.
Разновидностью таможенной идентификации является установление принадлежности товара к определенным совокупностям товаров, в отношении которых применяются конкретные меры регулирования. Такие совокупности товаров приведены в перечнях, утверждаемых приказами ГТК России или другими нормативными актами. В качестве примера можно привести следующие:
1. Перечень товаров, выпуск в свободное обращение которых на территории РФ не допускается без представления сертификата соответствия.
2. Перечень вредных отходов, ввоз которых на территорию РФ запрещен.
3. Список наркотических и психотропных средств.
4. Список товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.
В случае необходимости определения принадлежности товара к одному из списков перед экспертом ставится вопрос: «Определить, относится ли данный товар к вредным отходам?», а при проведении идентификационной экспертизы надо не только установить основные характеристики товара, но и проверить, включен ли он в соответствующий перечень.
Особая разновидность идентификации в таможенном деле — идентификация сырья в продуктах переработки, что требуется при оформлении лицензий и таможенного контроля в режимах переработки товаров на или вне таможенной территории и проведении технологических экспертиз. В этих случаях требуется установление тождественности сырья, отправляемого на переработку через таможенную границу, в готовой продукции. При такой идентификации нормативные документы требуют очень высокой степени тождественности, включающей подтверждение того, что в готовой продукции использовано то же самое сырье, которое вывозилось для переработки. Во многих случаях такая идентификация невозможна.
Технологическая экспертиза.
Выполняется в случае оформления таможен-ным органом лицензии на переработку товара на или вне таможенной территории, а также в период проведения такой переработки во время действия лицензии.
Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары (далее — товары для переработки) используются для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных утвержденным положением.
Приведем основные определения, применимые к рассматриваемому таможенному режиму:
- российские товары — товары, происходящие из РФ (страна происхождения этих товаров — Россия), либо товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории РФ. Все другие товары считаются в этом случае иностранными;
- продукты переработки — товары, полученные в результате переработки ввезенных товаров для переработки и используемых российских товаров и включающие в себя как товарную продукцию, так и отходы производства и производственные потери.
Под таможенный режим переработки на таможенной территории не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу в Россию, а также электрическая, тепловая и иные виды энергии, так же как и товары, продуктами переработки которых являются различные виды энергии, поскольку данные товары не могут быть идентифицированы.
Для переработки в товарную продукцию товары идентифицируют в целях установления того факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции.
В качестве основных могут использоваться следующие методы идентификации:
- наложение пломб на складские помещения, участки технологических линий в целях недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии;
- проставление заявителем, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов или другой информации на товары;
- сопоставление предварительно отобранных проб товаров для переработки с товарной продукцией;
- описание товаров для переработки, их фотографирование, использование имеющейся маркировки и др.
В случае невозможности применения указанных методов заявитель вправе предложить свой метод, а таможенная лаборатория исследует возможность его использования.
Определение норм выхода товарной продукции также представляется заявителем и проверяется в процессе проведения экспертизы в таможенной лаборатории.
Достаточно часто нормы выхода товарной продукции определяются при контроле переработки, в результате которой вырабатываются изделия из плоских материалов, раскраиваемых в процессе производства. К таким изделиям относятся, например, швейные, обувь, галантерейные (сумки, кошельки и др.). В этих случаях проверяется, какое число готовых изделий получается из определенного количества исходного материала.
Во всех случаях проверки норм выхода товарной продукции из сырья или, что, по сути, аналогично названной задаче — норм расхода сырья на производство товарной продукции, необходимо проверить, во-первых, материальный баланс переработки, во-вторых, обоснованность отдельных компонентов материального баланса применяемой технологии.
Материальный баланс переработки (как и любого технологического процесса) можно представить в следующем виде:
С = Пр + О + П
где С — количество сырья;
Пр — количество готовой продукции (количество сырья в готовой продукции);
О — отходы производства;
П — производственные потери.
Все компоненты материального баланса должны иметь одинаковую размер-ность, соответствующую общепринятым единицам измерения количества сырья, — тонны (килограммы), квадратные метры (квадратные дециметры), литры и т.д.
Во многих отраслях промышленности еще в период существования СССР были разработаны и утверждены отраслевые нормы расхода сырья и вспомогательных материалов на производство единицы продукции. В настоящее время эти нормы во многом утратили свое значение во внутренней экономике и для современных предприятий, являющихся в большинстве частными (акционерными), — необязательны. Любое предприятие вправе расходовать на производство своей продукции такое количество сырья, какое предусматривается используемой технологией. В этом случае единственный (и весьма действенный) стимул экономного расходования сырья — себестоимость продукции, обусловливающая ее конкурентоспособность. Но при расчете норм выхода товарной продукции в таможенных экспертизах разработанные ранее отраслевые нормы могут использоваться в качестве ориентира, если технология производства не претерпела существенных изменений со времени их разработки.
В процессе проведения таможенных экспертиз по определению норм выхода товарной продукции могут применяться прямые методы расчета, для которых используют утвержденные методики. Так, для расчета норм выхода швейных изделий из тканей весьма успешно используются различные методики, разработанные в швейной промышленности. В последние годы при определении норм выхода готовой продукции из плоских материалов при их раскрое широко применяются автоматизированные методики, основанные на компьютерной раскладке лекал и автоматическом расчете потребности сырья для изготовления заданного комплекта деталей. Эти методики можно использовать для таможенной экспертизы в случае таких производственных процессов, где операция раскроя материала определяет основные компоненты материального баланса.
В Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ) для расчета выхода продукции при раскрое материалов используют методику автоматизированного расчета норм выхода готовой продукции при переработке (раскрое) плоских текстильных, кожевенных и других материалов. Эта методика разработана в Центральном научно-исследовательском институте кожевенно-обувной промышленности (ЦНИИКП). Для ее реализации применяется устройство ввода графической информации (дигитайзер), подключаемое к компьютеру. Лекало укладывается на стол дигитайзера и при помощи «мыши» его контур вводится в программу компьютера. Программа позволяет рассчитать чистую площадь детали, осуществить ее оптимальную раскладку (одиночной или в комплекте с другими деталями), рассчитать площадь материала, необходимую для изготовления любой детали и всего комплекта. В первоначальном варианте программа предназначалась для расчета потребности материалов, направляемых на изготовление обуви после ее модернизации, т.е. любых кроеных изделий из плоских материалов.
Классификационная экспертиза.
Это одна из наиболее сложных и ответственных таможенных экспертиз. Сложность ее заключается в том, что, как правило, приходится идентифицировать товар, а для некоторых товаров проводить материаловедческие испытания. При этом необходима кропотливая работа с ТН ВЭД в соответствии с определенными правилами.
Основная задача классификационной экспертизы — определить товарную позицию и субпозицию для представленного товара, иными словами — определить код товара. Обе формулировки практически эквивалентны и взаимозаменяемы. В практической работе встречаются разновидности приведенных задач, что не меняет существа выполняемой экспертизы.
Ниже приводятся основные правила выполнения классификации по Гармонизированной системе (ГС), которые в полном объеме должны соблюдаться и в ТН ВЭД России.
ГС имеет пять уровней детализации:
- высший — раздел, группирующий товары по отраслям промышленности. Например, в разделе I объединены живые животные и продукция животноводства, IV — продукция пищевой промышленности, V — минеральные продукты, VI — продукция химической индустрии;
- группы, где собраны товары в соответствии:
— с материалом, из которого они изготовлены (например, группа 10 «хлебные злаки»);
— функциями, которые они выполняют (например, группа 92 «музыкальные инструменты»);
— со степенью обработки (например, группа 10 включает зерновые культуры в необработанном виде, 11 — продукцию мукомольного производства, 19 — мучные и кондитерские изделия);
- товарные позиции: на данном уровне товары детализируются по признакам более специфическим, чем было указано ранее (например, в группе 10 на уровне товарных позиций отдельно детализируются пшеница и рожь). Кроме того, имеется и ряд других специфических признаков, например форма товара;
- два более низких уровня детализации: одно- и двухдефисные субпозиции, в которых используются те же критерии детализации товаров, которые были упомянуты выше, а также могут применяться и дополнительные критерии (например, в товарной позиции 0401 молоко и сливки детализируются как товар в зависимости от их жирности).
Для проведения различия между товарами в ГС используются два основных критерия:
- материалы, из которых товары изготовлены;
- функции, выполняемые этими товарами.
Данные критерии могут применяться как одновременно, так и по отдельности.
Например, при классификации напитков учитываются только некоторые материалы, из которых они изготовлены (минеральная вода — товарная позиция 2201, лимонад — 2202, пиво — субпозиция 220300, вино — 2204).
При классификации фотокамер (товарная позиция 9006) и наручных часов (9101), наоборот, рассматриваются только их функциональные особенности.
Однако при классификации ванн из литого чугуна (субпозиция 732421) учитывается как материал, из которого изготовлен данный товар (литейный чугун), так и его функциональное назначение (сосуд для купания).
В Гармонизированной системе в большинстве случаев товар классифицируют только по материалам, из которых он изготовлен, или только по его функциям.
Стальной стул может рассматриваться, как изделие из стали и включаться в товарную позицию 7326 в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, а также в товарную позицию 9401 исходя из его функции как мебели для сидения. То же самое справедливо и в отношении деревянного стула, так как в товарной позиции 4421 представлены «изделия деревянные прочие».
Таким образом, как видно из примера, некоторые товары можно классифицировать в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, и исходя из их функций. Естественно, положение, при котором остается ничем не регламентируемая свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо, так как это не соответствует требованию строгости (однозначности) классификации. Поэтому, если существует несколько вариантов возможной классификации товаров, необходимо выбрать только один. Довольно часто в решении данной проблемы помогают примечания к разделам и группам.
Следовательно, первым шагом в окончательном определении товарной позиции для товаров, классификация которых одновременно возможна в нескольких товарных позициях, является ознакомление с примечаниями к соответствующим разделам и rpynпам, в которых предположительно могут классифицироваться данные товары.
Если вернуться к примеру классификации стульев, то следует отметить, что примечание 1к к разделу XV исключает классификацию мебели в данном разделе, а примечание 1о к группе 44 исключает ее классификацию и в этой группе. Таким образом, согласно данным примечаниям стул нужно классифицировать в товарной позиции 9401 не в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, а исходя из его функции.
Другой принцип дифференциации товаров, заложенный в ГС, — степень их обработки.
Например, живые коровы включены в товарную позицию 0102, их мясо, если оно свежее или охлажденное, — в позицию 0201; если оно замороженное, — в позицию 0202; сосиски или иные колбасные изделия, изготовленные из этого мяса, — в субпозицию 160100, а мясо в консервированном виде — в товарную позицию 1602.
Аналогично этому необработанные шкуры коров относятся к товарной позиции 4101; кожа, изготовленная из этих шкур, — к позиции 4104, а кожаные перчатки — к позиции 4203.
Иногда могут возникнуть сомнения, в какой из товарных позиций с различными степенями обработки следует классифицировать некоторые товары. Например, человеческие волосы, сортированные только по длине и предназначенные для изготовления париков, могут, в принципе, входить в субпозиции 050100 и 670300. Однако, в примечании 2 к группе 5 дается определение, что понимается под термином «необработанный волос»: волос, сортированный по длине, считается необработанным (при условии, что основания волос и их концы не расположены в определенном порядке). В соответствии с этим примечанием данные волосы должны относиться к субпозиции 050100.
Таким образом, примечания к разделам или группам помогают при разрешении не только тех ситуаций, когда необходимо оценить, что является главным — материал, из которого изготовлен товар, или его функциональное назначение, но также и случаях различной степени обработки товаров.
ГС охватывает все товары, находящиеся в торговом обороте. При этом для товаров, имеющих относительно большой объем торгового оборота, в номенклатуре ГС выделены специальные позиции, например, товарная позиция 0701 (картофель свежий или охлажденный).
Для остальных товаров во многих группах предусмотрены товарные позиции «прочие»
(иногда их называют «корзиночные»). Так, в товарную позицию 0106 (живые животные прочие) включены среди прочих позиций живые слоны, киты, птицы, лягушки, комары и т.п. «Корзиночные» товарные позиции существуют в том числе и в группах, где товары классифицируют в соответствии с их функциями.
Так, в группе 65 представлены головные уборы. В данной группе имеется «корзиночная» товарная позиция 6506, где классифицируются головные уборы, особо не поименованные и не включенные в другие товарные позиции данной группы, например, каски.
Таким образом, использование «корзиночных» товарных позиций дает абсолютную уверенность в том, что ни один товар не останется не охваченным номенклатурой ГС.
Наиболее важное назначение примечаний
к разделам и группам уже было упомянуто в связи с возможным перекрытием «сфер влияния» различных товарных позиций. Данные примечания позволяют провести четкую границу между различными товарными позициями и определить их приоритеты.
Уже упоминались примечания, которые исключают конкретные товары из определенных разделов, групп или товарных позиций, например примечание 1а к группе 97, примечание 1 к разделу XVI.
Другая важная роль примечаний — определение значений терминов, применяемых в товарных позициях: Например, в примечании 3а к группам 61 и 62 приводится значение термина «костюм», используемого в товарных позициях 6103 и 6203. Естественно, данный текст не может быть полностью воспроизведен во всех товарных позициях, где упоминается термин «костюм».
Необходимо также иметь в виду, что значение тех или иных слов или терминов, имеющихся в ГС, необязательно соответствует их общепринятому пониманию. Например, в примечании 3 к группе 5 под термином «слоновая кость» рассматриваются зубы всех животных. Помимо всего прочего данное примечание распространяет значение этого термина на всю номенклатуру. Таким образом, в товарной позиции 9601 («обработанные и пригодные для резьбы кость слоновая…») будут классифицироваться обработанные зубы всех животных, например коров, а не только обработанная слоновая кость как таковая.
Какие задачи решает технологическая экспертиза?
Спектр задач, которые решаются с помощью рассматриваемого вида экспертиз, широкий. В частности, с ее помощью:
- Анализируется состояние, в котором находится технологическое оборудование для производства товаров и продуктов;
- Устанавливаются причины выхода из строя отдельных узлов и агрегатов этого оборудования;
- Выявление обстоятельств, из-за которых произошла поломка оборудования, его отдельных частей и механизмов;
- Определение соответствие параметров используемых в производстве технических средств тем данным, которые указаны в документации;
- Исследование текущей работоспособности оборудования, определение его ресурсов, возможности дальнейшего использования, установление дефектов и неисправностей, причин их возникновения;
- Установление уровня безопасности при дальнейшем использовании неисправных технических средств в производстве товаров и продуктов.
Список решаемых задач не полный. Например, производителя, к которому подан иск со стороны пользователя оборудования, заинтересуют ответы на следующие вопросы:
- Использовалось ли оно в соответствии с инструкцией, по которой должны проводится технологические операции на производстве;
- Мог ли покупатель своевременно выявить неисправность, чтобы предотвратить выход оборудования из строя;
- Проводились ли профилактические мероприятия с механизмами, чтобы предотвратить их преждевременный выход из строя.
Таможенный орган может заинтересовать, соответствуют ли предпринятые меры нормативным актам и технологической документации, которая прилагается к товарам и услугам. Пользователя оборудования интересуют:
- Насколько эффективна используемая производственная технология;
- Какой тип сырья и материалов дает наибольшую рентабельность при данном способе производства;
- Объем и качество товаров и услуг при применяемой технологии.
Особенности технологической экспертизы
Рассматриваемый вид исследований схож с товароведческой экспертизой. Она также устанавливает свойства товаров и продуктов, их особенности. Но между ними существенная разница. В отличие от товароведческой, технологическая экспертиза направлена на анализ именно процесса производства объекта и соблюдение соответствующей технологии.
Данный вид исследования позволяет:
- Восстановить последовательность всех трансформаций, которые происходили с объектом (товаром или продуктом) при обработке;
- Определить те способы производства, которые в данном случае наиболее эффективны;
- Установить возможности внедрения эффективных способов производства на практике.
Исходя из совокупности того, что позволяет решать технологическая экспертиза, она применяется в следующих случаях:
- В судебных спорах, расследовании уголовных дел при хищениях, производстве некачественных товаров, продуктов, и т.п.;
- Для оценки и анализа текущего производственного процесса, повышении его эффективности, рентабельности.
Судебно-технологическая экспертиза преимущественно назначается арбитражным судом. Именно сюда попадают на рассмотрение споры, в которых существенную роль играет технология производства товаров и услуг. Но к ней прибегают и при рассмотрении уголовных, гражданско-правовых дел.