Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения


Решение о назначении таможенной экспертизы

Приложение N 2 к Приказу ФТС России от 25 февраля 2011 г. N 396 (в ред. Приказа ФТС России от 08.11.2012 N 2261)
Федеральная таможенная служба ___________________________________________________________________________ (наименование таможенного органа) Решение о назначении таможенной экспертизы _______________________________________________________________ (наименования и реквизиты документов, имеющих отношение к товару (объекту) (декларация на товары, книжка МДП, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, необходимые для проведения таможенного контроля) г. _______________ «__» ___________ 20__ г. ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы должностного лица, наименование таможенного органа) при осуществлении таможенных операций, проведении таможенного контроля Установил: ___________________________________________________________________________ (краткое изложение обстоятельств, основания и цель проведения таможенной экспертизы) Принимая во внимание, что при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля необходимо исследовать ряд вопросов, требующих специальных познаний, руководствуясь статьей 138 Таможенного кодекса Таможенного союза, принял решение: 1. Назначить проведение ____________________________ таможенной экспертизы, (вид таможенной экспертизы в соответствии со статьей 143 Таможенного кодекса Таможенного союза) поручив ее ________________________________________________________________ (фамилия, имя и отчество эксперта или наименование иной уполномоченной организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза) 2. Срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган (согласно пункту 4 статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза): ___________________________________________________________________________ (устанавливается с учетом трудоемкости экспертизы по согласованию с начальником Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (начальником экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, в пределах сроков, установленных частью 2 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного союза) 3. Поставить перед таможенным экспертом/экспертом(ми) вопросы: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. В распоряжение таможенного эксперта/эксперта(ов) представить: __________ (перечень ___________________________________________________________________________ проб, образцов или иных объектов исследования с приложенной к ним документацией) 5. Поручить ____________________________________________________ разъяснить (кому именно) таможенному эксперту/эксперту его права и ответственность. Видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и образцов исследования разрешаю. Должностное лицо __________________________________________________________ (должность, специальное звание, фамилия, инициалы, подпись) Служебный телефон должностного лица, назначившего экспертизу: _________________________ Адрес таможенного органа: _________________________________________________ СОГЛАСОВАНО Начальник таможенного органа _________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) _______________________________ (дата) Права и обязанности, предусмотренные статьей 140 Таможенного кодекса Таможенного союза, мне разъяснены «__» ____________ 20__ г. Одновременно я предупрежден(а) об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможенный эксперт (эксперт) _____________________ (подпись) Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы, предусмотренные статьей 141 Таможенного кодекса Таможенного союза, мне разъяснены «__» ___________ 20__ г. Декларант _____________________ (подпись) Лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств (N и дата документа, подтверждающего полномочия) _____________________ (подпись) Представители (N и дата документа, подтверждающего полномочия) _____________________ (подпись) _____________________ (подпись)

Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения

Отталкиваясь от нормативной базы РФ, можно сформулировать следующее определение: таможенная экспертиза – это разрешение вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления, или при проведении таможенного контроля, либо в стадии принятия таможенными органами предварительного решения, либо в иных таможенных целях, если разрешение таких вопросов требует специальных знаний. Так, статья 330 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит положение, согласно которому на основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

Экспертиза, связанная с исследованием объектов интеллектуальной собственности, назначается таможенными органами и проводится экспертно криминалистическими службами в рамках таможенного оформления и контроля. По действующему законодательству в таможенных целях экспертизу назначают в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ.

Исследование должностным лицом должно быть согласовано с руководителем или заместителем начальника надзорного органа. Это обеспечивается принятием соответствующего постановления. Должностное лицо, в свою очередь, выносит решение о том, что будет выполнена таможенная экспертиза. В акте указываются:

  1. Основания для выполнения исследования.
  2. Наименование органа или Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение таможенной экспертизы.
  3. Вопросы, которые следует разрешить при исследовании.
  4. Список документов и материалов, которые предоставляются в распоряжение специалиста.
  5. Период, в течение которого будет выполняться таможенная экспертиза товаров и должно быть предоставлено заключение.

Так же, экспертизу назначают в порядке и следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • при осуществлении таможенного контроля, статьей 138 ТК ТС «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания»;
  • при проведении экспертиз по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) статьей 26.4 Кодекса РФ об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы; – при проведении экспертиз в ходе расследования уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление».

Цель таможенной экспертизы – получение ответа на вопросы, возникшие при осуществлении таможенного контроля.

Другими целями таможенной экспертизы являются:

  • выявление фактов недостоверного декларирования;
  • обеспечение правильности начисления и взимания таможенных платежей.

Анализ нормативно-правового регулирования судебно экспертной деятельности в области таможенного дела по мнению Нестеров А. В., свидетельствует о неблагополучном положении дел в странах-участницах Таможенного союза.

Проблема заключается в том, что при наличии большого количества экспертных организаций, выполняющих экспертизы в таможенных целях, нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.

Несомненно, что создание единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза сегодня — это объективная необходимость, предусматриваемая проектом Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с указанным законопроектом и Договором о создании единой таможенной территории (2007г.) таможенные экспертизы на этой территории должны соответствовать стандартным требованиям (должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью). В свою очередь в соответствие с положениями Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным стандартам (методикам) проведения экспертных исследований товаров.

Если требования в процедуре назначения и проведения таможенных экспертиз предусматриваются в Таможенном кодексе Таможенного союза, то порядок отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, очевидно, необходимо разработать (унифицировать) и утвердить в рамках Комиссии Таможенного союза.

Кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах участниках при исследовании одного и того же образца товара в Таможенном кодексе Таможенного союза не должно быть отсылок к национальному законодательству государств-участников, регулирующему правовые отношения, юридические взаимодействия или формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Учитывая необходимость проведения исследования товарных знаков, должна быть введена правовая роль исследователя, на которую назначается должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения таможенного органа при проведении исследования именно товарных знаков.

Кроме того, так как в таможенной практике России встречаются факты необоснованного назначения таможенной экспертизы специалисту, то необходимо четко разграничивать правовую роль эксперта и специалиста. В правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.

Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов для решения таможенных вопросов не раз поднимался в научных кругах, но так и не получил своего развития. Необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который обхватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это несомненно повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм закона, включая реорганизацию судебно-экспертной системы в целом. Безусловно, нужен большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:

  1. ​ оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз чая в таможенных целях;
  2. ​ снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;
  3. ​ поднять имидж таможенных правоохранительных служб государств-участниц Таможенного союза на должный уровень.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что таможенная экспертиза представляет собой достаточно сложное научно-практическое исследование. К ней должен быть присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и удобных способов использования имеющихся ресурсов в таможенной сфере.

Методы и средства

Для решения вопросов эксперты пользуются общенаучными исследовательскими методами (измерением, уравнением, экспериментами и пр.), методиками, заимствованными у других наук (анализ рисков, метод определения стоимости и т. д.) и приемами, созданными непосредственно для определения описывающих объекты признаков (конструктивных, технологических, диагностических, классификационных, идентификационных, сертификационных и других).

В числе проверочных средств документы (технические, технологические и нормативные), маркировки (информация на этикетке должна соответствовать качествам продукта и сопроводительной документации), аппаратура (приборы, выявляющие химические и физические свойства объекта проверки).

Примечание. Эксперт самостоятельно выбирает средство для будущей проверки, при этом в вердикте он должен уточнить свое решение.

Пошлины

Товар можно выпустить с таможни до получения экспертного заключения, согласно статьям 198 ТК ТС “Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб…” и 122 ТК ЕАЭС “Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы”. Для этого обязательно нужно предоставить обеспечение об оплате всех налогов и пошлин.

Если же у таможенных органов появится подозрения, что к товарам применяются запреты и ограничения, и декларант не представил доказательства, подтверждающие их соблюдение, выпуск исследуемой продукции запретят до момента завершения экспертизы.

Также обеспечение об оплате пошлин не предоставляется в следующих ситуациях:

  • декларант товаров — уполномоченный экономический оператор;
  • в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств – членов ТС о таможенном регулировании.

Как проводится проверка

Экспертиза делится на несколько этапов. Первым делом ее заказчик подает заявку на проведение (для некоторых предметов проверка просто обязательна). К просьбе прикладывается пакет документации: контракт, счет-фактура, накладная, данные о весе партии, брутто и нетто, а также бумаги, подтверждающие качество продукции.

Второй этап: органы выносят решение в письменной форме о проведении исследования. В бумаге указывают:

  • данные о дате и месте проведения проверки;
  • наименование органа, назначившего ее;
  • инициалы назначившего должностного лица;
  • название вида экспертизы и основания проведения;
  • наименование экспертного учреждения и проверяющего лица;
  • объект проверки и поставленные перед специалистом вопросы.

В решении также указывается предостережение об ответственности за дачу заведомо ложных показаний (как от проверяющего, так и проверяемого).

Третий этап — осмотр объекта и отбор образцов. Как правило, количество проб, изымаемых для исследования, минимально, но его должно быть достаточно для проведения проверки. Их тщательно упаковывают и отправляют эксперту после составления актов об отборе в двух экземплярах (один из них направляется проверяющему). По окончании проверки пробы возвращают перевозчику, если только они не подлежат утилизации.

На четвертом этапе ведется сама экспертиза. В ходе исследования специалист отвечает на поставленные перед ним вопросы (он вправе их дополнять). В процессе ему разрешено вести фотосъемку.

Пятый этап — составление заключения. В нем подробно рассказывается об использованных методах и мотивах к тем или иным выводам. Также обязательно указываются:

  • место и время проведения;
  • основания экспертизы;
  • данные об эксперте;
  • перечень поставленных вопросов;
  • подпись эксперта, подтверждающая понимание ответственности в случае нарушения;
  • перечень документов и исследованных образцов.

Акт по результатам

Вид заключения регламентирован. В нем помимо перечня вопросов и ответов на них проставляются данные о дате и месте проведения, инициалы и подпись эксперта. Если в проверке участвовало несколько специалистов, все они оставляют свою подпись в документе. Обязательно указываются данные о взятых на проверку пробах, сопроводительной документации, использованных методах и приемах исследования. В конце заключения следуют выводы эксперта в формате вопрос – ответ.

Акт составляют в двух экземплярах. Один остается у проверяющей организации, другой отправляют таможенному представителю – инициатору проверки.

ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ТК ЕАЭС в 2021 году, ПОРЯДОК И СРОКИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Михайлик О.С.

о признании недействующим приказа Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2011 г. N 329 “О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)” в части пункта 16 приложения “Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления” и Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости товаров с учётом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, утверждённых начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г., установил:

16 февраля 2011 г. Федеральной таможенной службой (далее – ФТС России) издан приказ N 329 “О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)” (далее – Приказ).

Пунктом 16 приложения “Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления” (далее – приложение) к данному приказу в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ) введены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости товаров с учётом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, утверждённые начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г. (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации определяют порядок производства товароведческих экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, осуществляемых ЦЭКТУ и экспертными службами – филиалами ЦЭКТУ ФТС России (далее – ЭКС), разработаны экспертно-криминалистической службой – региональным филиалом ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону, состоят из следующих 14 глав: 1 – “Введение”; 2 – “Термины и определения”; 3 – “Порядок назначения и проведения экспертиз по определению рыночной стоимости товаров”; 4 – “Проведение идентификации товаров”; 5 – “Методология проведения оценки товара”; 6 – “Ценовая информация, используемая при определении базовых цен в ходе проведения оценки”; 7 – “Определение рыночной стоимости товара с использованием сравнительного подхода”; 8 – “Принципы проведения корректировок базовых цен при использовании сравнительного подхода”; 9 – “Основные типы корректировок. Формы их применения”; 10 – “Расчёт рыночной стоимости единицы и партии оцениваемого товара при использовании сравнительного подхода”; 11 – “Определение рыночной стоимости товара с использованием затратного метода”; 12 – “Особенности определения рыночной стоимости товаров с ограниченной областью использования”; 13 – “Оформление заключения эксперта”; 14 – “Список использованных документов”, и одного приложения “Форма протокола маркетингового исследования”.

Михайлик О.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа в части пункта 16 приложения и Методических рекомендаций, ссылаясь на их противоречие Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” и Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. Своё требование мотивировала тем, что введённые в экспертную практику ЦЭКТУ Методические рекомендации содержат признаки нормативного правового акта, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) и не опубликованы официально для всеобщего сведения, затрагивают её права и законные интересы, поскольку были применены при вынесении таможенным экспертом заключения от 7 сентября 2015 г. N … с целью определения рыночной (розничной) цены товаров в Китае по состоянию на 30 мая 2015 г., когда она перемещала товары через таможенную границу Таможенного союза.

В письменных возражениях на административное исковое заявление ФТС России просила в его удовлетворении отказать, считая, что Методические рекомендации являются организационным актом рекомендательного характера, относятся к служебной информации ограниченного распространения и не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливают правовой статус организаций, не имеют межведомственного характера, поэтому не подлежали государственной регистрации и опубликованию в установленном законом порядке.

Минюст России в письменных объяснениях указал, что Методические рекомендации, формально не являясь нормативным правовым актом, фактически содержат положения, обладающие нормативными свойствами и затрагивающие права граждан, рыночная стоимость товаров, определённая по результатам экспертизы, проводимой в соответствии с ними, является критерием привлечения к административной ответственности за недекларирование товаров при их перемещении через таможенную границу Таможенного союза, а также при исчислении размера административного штрафа, являющегося предметом административного правонарушения. ФТС России было предложено отменить пункт 16 приложения к Приказу и Методические рекомендации, которые не были в установленном порядке направлены в Минюст России на государственную регистрацию.

В судебном заседании представитель административного истца Антипов А.А. поддержал заявленное требование.

Представители ФТС России Валевская И.С. и Лебедева К.В. не признали административный иск.

Представитель Минюста России Бабченко В.Н. пояснил, что административный иск подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения представителя административного истца Антипова А.А., возражения представителей административного ответчика Валевской И.С., Лебедевой К.В., объяснения представителя Минюста России Бабченко В.Н., проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пунктам 8, 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” (далее – Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением – издательством “Юридическая литература” Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru). Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием “Научно-технический центр правовой информации “Система” Федеральной службы охраны Российской Федерации и федеральными органами государственной охраны. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее – Правила), предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведёт Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 11).

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (пункт 19).

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”).

На день издания оспариваемого правового акта полномочия ФТС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего, кроме прочего, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, были определены Положением о Федеральной таможенной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, согласно которому ФТС России имела право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности (пункты 1, 6, подпункт 6.4).

Доводы возражений ФТС России о том, что оспариваемые административным истцом методические рекомендации представляют собой организационный акт рекомендательного характера, который не обладает признаками, присущими нормативному правовому акту, так как они не направлены на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений, не содержат обязательных для неопределённого круга лиц правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, следует признать неправильными, поскольку они опровергаются содержанием Методических рекомендаций. При этом отсутствие государственной регистрации Приказа и введённых им методических рекомендаций в Минюсте России, вопреки позиции ФТС России, не влияет на оценку нормативности содержащихся в них положений.

Анализ содержания оспариваемой части Приказа позволяет сделать вывод, что некоторые положения введённых им (пункт 1) для обязательного применения методических рекомендаций имеют нормативные предписания, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Исходя из главы 1 Методических рекомендаций объектами экспертной оценки являются материальные продукты в виде непродовольственных (промышленных) и продовольственных товаров, их потребительские свойства и качества, в отношении которых таможенным или иным правоохранительным органом назначена товароведческая экспертиза с целью определения их рыночной стоимости (цены) на конкретную дату.

По результатам товароведческой экспертизы (исследования) оформляется заключение эксперта, специалиста (глава 13).

В главе 2 Методических рекомендаций даны определения таких понятий, как “рыночная стоимость (цена) товара”, “цена”, “государственная регулируемая цена товара”, “дата, на которую определяется стоимость товара”, “базовая цена”, “откорректированная базовая цена”, “розничная цена”, “оптовая цена”, “идентичные товары”, “однородные (аналогичные) товары”, “торговая надбавка”, “торговая скидка”, “износ товара”, “физический износ товара”, “функциональный износ товара”, “внешний износ товара”, “затратный подход”, “сравнительный подход”, “утилизационная стоимость товара”, “таможенная стоимость товара”, “фактурная стоимость товара”, “таможенные платежи” и “выпуск для внутреннего потребления”. При этом в формулировках этих предписаний отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие правоотношения, в которых используются подобные термины и определения.

Методическими рекомендациями определены случаи направления заданий (определений, постановлений) таможенными органами в ЦЭКТУ и ЭКС (глава 1), порядок назначения и проведения экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, который помимо прочего включает в себя подготовку (при необходимости) запросов должностному лицу таможенного органа, назначившему проведение экспертизы, о предоставлении проб (образцов) товара, привлечении к проведению осмотра и исследований специалистов сторонних организаций (глава 3); для проведения идентификации товаров они устанавливают основные параметры товаров, влияющие на их стоимость (цену), процедуру отбора проб и образцов товаров для проведения экспертиз, процедуру осмотра товара и привлечения при необходимости специалистов, основание идентификации оцениваемого товара по документам (глава 4), определяют правила выбора экспертом источника ценовой информации и проведения им самостоятельного маркетингового исследования (глава 6) и правила определения рыночной стоимости товара с использованием сравнительного подхода (глава 7), затратного подхода (глава 11), особенности определения рыночной стоимости товаров с ограниченной областью использования (глава 12), устанавливают принципы проведения корректировок базовых цен при использовании сравнительного подхода (глава 8), формы применения экспертом основных типов корректировок (глава 9), формулы расчёта рыночной стоимости единицы товара на соответствующую дату (глава 10), правила оформления заключения эксперта, специалиста (глава 13).

Изложенные в них положения сформулированы как нормативные.

В частности, Методическими рекомендациями предписано, что при проведении экспертиз должностными лицами ЦЭКТУ и ЭКС необходимо максимально учитывать как все факторы, влияющие на стоимость исследуемых товаров, так и факторы, определяющие цену идентичных либо однородных товаров, которая используется в качестве базовой при проведении исследований, эти факторы в ходе экспертизы должны сопоставляться (абзац седьмой главы 5), при выборе источников ценовой информации эксперт придерживается принципа последовательности при выборе и применении источника (приоритет имеют публикуемые источники) (абзацы второй, третий главы 6), в первую очередь вносятся коэффициентные корректировки, затем стоимостные (абзац тринадцатый главы 8), расчёт откорректированной базовой цены с учётом корректировок производится по формуле, приведённой в них (пункт 9.12 главы 9), применение корректировок на стадии определения рыночной стоимости партии товара не допускается, все корректировки должны применяться экспертом на стадии определения рыночной стоимости единицы товара (последний абзац главы 10), величина таможенной стоимости на соответствующую дату должна быть письменно подтверждена таможенным органом (абзац седьмой главы 11), форма оформления заключения эксперта должна соответствовать формам, предусмотренным письмом ЦЭКТУ от 1 декабря 2008 г. N 01-15/2463 “О разъяснениях по подготовке заключения эксперта” (абзац седьмой главы 13).

Как следует из содержания Методических рекомендаций, обязательных для экспертной практики ЦЭКТУ и ЭКС, предусмотренные ими товароведческие экспертизы проводятся в отношении товаров, являющихся предметами таможенных правонарушений по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, и товаров, оформляемых в таможенном отношении, а именно: при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.9, 16.16-16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в процессе дознания по уголовным делам, в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в случае, если у таможенных органов возникают сомнения в декларируемой таможенной стоимости товаров, а также при рассмотрении сообщения о преступлении или осуществлении оперативно-розыскной деятельности (глава 1).

В силу части 1 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые вещи подлежат оценке в том числе в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей.

Частью 2 названной статьи закреплено, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определённая в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

С учётом изложенного следует сделать вывод о том, что Методические рекомендации содержат положения, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Однако в нарушение приведённых выше норм Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Правил Приказ и Методические рекомендации не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части” разъяснил, если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17).

При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Приказ в части пункта 16 приложения и Методических рекомендаций подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до вынесения решения суда он применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Михайлик О.С. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трёхсот) рублей согласно чеку-ордеру от 27 января 2021 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в её пользу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление Михайлик О.С. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2011 г. N 329 “О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)” в части пункта 16 приложения “Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления” и Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости товаров с учётом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, утверждённых начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г.

Взыскать с Федеральной таможенной службы в пользу Михайлик О.С. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (трёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской ФедерацииЮ.Г. Иваненко

Объект, субъект и предмет экспертизы

Объектами проверки становятся различные товары, предметы, средства транспорта, услуги, идентификационные знаки и документация (таможенная, транспортная, коммерческая и др.).

Список субъектов процесса четко регламентирован законодательством. В их число входят представители таможенного органа, эксперт и перевозчик груза (декларант).

Справка. Все права и обязанности субъектов отражены в законе. Если кто-то их нарушит, его ждет ответственность по закону.

Предметом проверки выступают обстоятельства расследуемого события регулятивного, правоохранительного и фискального характера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]