Приказ ФТС России от 16.01.2019 № 34 «Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы‚ формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы»

Любой товар, который ввозится или вывозится через границу нашей страны, должен соответствовать установленным стандартам. Определить такое соответствие помогает таможенная экспертиза товаров, которая дает ответ о его происхождении, качестве, безопасности и соответствии принятым в РФ нормативам. Именно таможенная экспертиза товаров не дает поступить некачественной продукции на потребительский рынок и стоит на защите международной торговли. Давайте разберемся, что представляет из себя таможенная экспертиза, какие ее виды существуют, как и в какие сроки она проводится.

Понятие таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Правовые основы таможенной экспертизы

Ее проведение строго регулируется законодательством РФ:

  • главой 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);
  • Постановлением Правительства РФ № 809 «О Федеральной таможенной службе»;
  • Федеральным Законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

ВИРТУАЛЬНАЯТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

В соответствии со статьей 391 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2021 г. № 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 47, ст. 6843), частью 14 статьи 335 Федерального закона от 3 августа 2021 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, №32, ст. 5082, № 49, ст. 7524), пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 38, ст. 4823, № 45, ст. 5822; 2014, № 37, ст. 4971; 2015, № 2, ст. 491, № 47, ст. 6586; 2021, № 17, ст. 2399,№28, ст.4741;2017,№25, ст. 3689),приказываю:

1. Утвердить форму заключения таможенного эксперта (эксперта) согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта) согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендееву.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель В.И. Булавин

Приложение № 2 к приказу ФТС России от17 января 2021г № _46

Порядок заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта)

Заключение таможенного эксперта (эксперта) заполняется в виде электронного документа с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта. В случае производства таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов — подписями таможенных экспертов, входящих в состав комиссии.

Заключение таможенного эксперта (эксперта) оформляется в виде документа на бумажном носителе в случае производства таможенной экспертизы экспертом или комиссией экспертов и заполняется экспертом, а в случае производства таможенной экспертизы комиссией экспертов — экспертами, входящими в состав комиссии.

Заполнение заключения таможенного эксперта (эксперта) осуществляется в следующем порядке:

в пункте 1 указываются:

а)фамилия, имя и отчество (при наличии) таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, и его квалификация (образование, специальность, указанная в документе об образовании, сведения об экспертной специальности);

б)основание для проведения таможенной экспертизы;

в)место проведения таможенной экспертизы, даты ее начала и завершения;

г)заверенные подписью таможенного эксперта (эксперта) сведения о том, что он предупрежден об ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2021, № 45, ст. 6843), за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;

в пункте 2 указывается перечень документов, материалов, проб и (или) образцов товаров, изъятых документов или средств идентификации, предоставленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы. При наличии в решении о назначении таможенной экспертизы разрешения таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на частичное или полное уничтожение, разрушение в ходе проведения таможенной экспертизы проб и (или) образцов товаров, изъятых документов или средств идентификации такие сведения подлежат указанию при заполнении заключения таможенного эксперта (эксперта);

в пункте 3 указываются вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом). Вопросы приводятся в формулировке, которая приведена в решении о назначении таможенной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но таможенному эксперту (эксперту) понятно его содержание, то после дословного его приведения может быть указано, как таможенный эксперт (эксперт) понимает вопрос, руководствуясь своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

в пункте 4 указывается:

а)перечень примененных методов;

б)данные об использованных приборах и оборудовании;

в)перечень использованных справочных материалов (литературы);

г)при описании внешнего осмотра проб и (или) образцов товаров, изъятых документов или средств идентификации, указываются фактическое время и место вскрытия упаковки с исследуемыми пробами (образцами) товара либо фактическое время и место осмотра товара, описание упаковки и средств идентификации;

д)обстоятельства, имеющие значение для дачи заключения и принятые таможенным экспертом (экспертом) в качестве исходных данных;

е)содержание и результаты исследования;

ж)разъяснение специальных терминов, использованных таможенным экспертом (экспертом);

з)результаты проведенных ранее таможенных экспертиз (в случае проведения дополнительной таможенной экспертизы);

и)вероятные причины расхождений в результатах исследований (в случае, если результаты, полученные в ходе проведения повторной таможенной экспертизы, не совпадают с результатами проведенных ранее таможенных экспертиз);

к)сведения об израсходованных при проведении таможенной экспертизы пробах и (или) образцах товаров, изъятых документов или средств идентификации;

л)содержание и результаты исследований таможенного эксперта (эксперта) в виде отдельных подразделов (при проведении комплексной таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов (экспертов). В подразделе указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) таможенного эксперта (эксперта), заполнившего соответствующий подраздел;

м)перечень материалов, иллюстрирующих заключение таможенного эксперта (эксперта), оформляемых в виде приложения к заключению;

в пункте 5 указывается:

а)проведенная оценка отдельных этапов исследования, анализ полученных результатов в целом, обоснование выводов;

б)обстоятельства, установленные таможенным экспертом (экспертом), имеющие значение для таможенных органов и по поводу которых не были поставлены вопросы;

в)причины невозможности решения отдельных вопросов в требуемом объеме;

6) в пункте 6 указываются выводы в виде ответов на поставленные таможенным органом в решении о назначении таможенной экспертизы вопросы, приведенные в последовательности поставленных вопросов. Объединение выводов по нескольким вопросам не допускается.

На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения со ссылкой на пункт 5 заключения таможенного эксперта (эксперта).

Формулировка выводов должна быть краткой, четкой, не допускающей различных толкований и не требующей для своей интерпретации специальных и (или) научных знаний.

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Таможенная экспертиза проверит, соответствует ли перевозимый товар законодательным нормативам или нет.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы установлен ст. 389 ТК ЕАЭС. Она назначается по инициативе таможенных органов для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • таможенный эксперт;
  • должностные лица таможенной службы;
  • лица, которые перевозят и декларируют товар.

Все они обладают рядом прав и обязанностей при проведении экспертных мероприятий, при этом за их ненадлежащее исполнение эксперта можно привлечь к ответственности.

Объектами таможенной экспертизы могут быть перемещаемые через границу товары и предметы, их пробы и образцы; сопровождающие товар таможенные, транспортные, коммерческие и иные документы; объекты контрабанды. В решении о назначении таможенной экспертизы всегда строго указано, какой объект нужно исследовать.

Таможенная экспертиза проводится в отношении перевозимых товаров и сопровождающих их документов.

Виды таможенных экспертиз

В зависимости от причины проведения исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на несколько видов:

  1. Идентификационная

Она проводится в отношении различных напитков и пищевых продуктов. Она позволяет установить, к какому классу или группе однородных товаров относится продукция; ее наименование; соответствие качественным характеристикам и техническому описанию; принадлежность к товарам, перевозка которых ограничена или запрещена.

  1. Химическая

Она дает возможность определить химический состав и содержание компонентов в объекте; установить наличие этилового спирта во взятом образце (тогда товар подлежит особому контролю).

  1. Сертификационная

Позволит определить марку, сорт, вид и натуральность товара; его соответствие конкретному нормативно-техническому документу, существующим стандартам и представленной документации; принадлежность отдельной единицы к одной группе.

  1. Материаловедческая

Ее проводят, чтобы определить принадлежность товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов. Перед экспертом ставится несколько вопросов: из какого материала изготовлен товар; какими физическими, химическими или механическими свойствами он обладает; какие технологические критерии оказывают влияние на его классификацию.

  1. Товароведческая

Еще ее называют классификационной таможенной экспертизой, поскольку она определяет таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД, его качественные характеристики, влияющие на стоимость, и оптовую рыночную цену товара.

  1. Оценочная

Цель данной экспертизы — определение потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность. Эксперту предстоит определить назначение и свойства товара (потребительские, в соответствии с нормативно-техническими документами), и установить его оптовую рыночную стоимость.

Помимо указанных, могут проводиться технологическая, судебная экспертизы и т.д. При этом таможня может запросить ни одну, а сразу несколько экспертиз. Например, товароведческую и экспертизу таможенной стоимости товара.

Таможенные органы могут принять решение о проведении как одной, так и сразу нескольких экспертиз.

Сначала проводится первичная таможенная экспертиза. Основание — решение таможенного органа. Ее задача — изучить предметы, взятые образцы или пробы (например, первичная экспертиза качества продукции). Если обнаружены новые сведения, которые специалист не исследовал при первичной экспертизе, то назначается дополнительная таможенная экспертиза. Проводит ее тот же самый эксперт, что и проводил первичную. Если вы не согласны с заключением эксперта, то назначается повторная таможенная экспертиза. Однако исследования проводят уже другие специалисты, а предыдущие эксперты могут лишь наблюдать и давать необходимые пояснения. Вы также вправе обратиться за проведением независимой таможенной экспертизы товаров в частное учреждение.

Назначенная таможней экспертиза оплачивается из бюджета, а вот независимая — из собственных средств.

Письмо ФТС России от 20.08.2014 № 01-11/39451

Общие вопросы

1. Идентифицировать товар и определить, соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в 31 графе ДТ, его фактическим характеристикам?

2. Какой химический состав пробы (масс. %)?

3802

1. Относится ли проба товара к активированным углям, активированным минеральным продуктам или углям животным?

3803

1. Какое содержание в пробе (образце) товара жирных кислот (более или менее 90 масс. %)?

2. Является ли проба товара таловым маслом неочищенным?

3804

1. Соответствует ли химический состав пробы (образца) товара химическому составу щелока, остающегося при изготовлении древесной массы?

2. Имеет ли проба (образец) товара химическую природу, соответствующую сульфонатам лигнина?

3809, 3810

1. Является ли проба товара эмульсией, дисперсией или раствором полимеров?

2. Является ли проба (образец) товара отдельным органическим (неорганическим) соединением определенного химического состава?

3. Какая возможная область применения пробы (образца) товара?

4. Образуется ли прозрачная или полупрозрачная жидкость или стабильная эмульсия без выпадения нерастворимого вещества при смешивании образца товара с водой при концентрации 0,5 % при температуре 20 °С и выдерживании в течение 1 часа при той же температуре; если да, то определить поверхностное натяжение воды Н/м (дин/см).

3811 90 000 0

1. Соответствуют ли свойства пробы (образец) товара условиям, приведенным в примечании 3 к группе ТН ВЭД ТС?

2. Является ли представленный на исследование продукт поверхностно-активным, моющим или чистящим средством?

3. Является ли представленный на исследование продукт отдельным органическим (неорганическим) соединением определенного химического состава?

3812

1. Соответствуют ли физико-химические характеристики товара условиям, приведенным в примечании 3, и термину, приведенному в примечании 6 к группе ТН ВЭД ТС?

3814

1. Какое содержание этилового спирта в пробе товара (об. %)?

3815

2. Является ли образец товара отдельным соединением определенного химического состава (группа 28 или ТН ВЭД ТС)?

3. Соответствуют ли физико-химические характеристики и описание товара условиям, приведенным в примечании 3, и термину, приведенному в примечании 6 к группе ТН ВЭД ТС?

3816

1. Является ли товар огнеупорным?

3823

1. Является ли проба (образец) товара отдельным органическим (неорганическим) соединением определенного химического состава?

2. Какое содержание в пробе (образце) товара стеариновой кислоты (масс. % в пересчете на сухое вещество)?

3. Какое содержание в пробе (образце) товара олеиновой кислоты (масс. % в пересчете на сухое вещество)?

4. При соответствии химического состава пробы (образца) товара химическому составу жирных кислот талового масла какое содержание (масс. % в пересчете на сухое вещество) жирных кислот?

5. Если проба (образец) товара является жирным спиртом определенного химического состава, то какое его содержание (90 масс. % или более, в пересчете на сухое вещество)?

3824

1. Является ли проба товара отдельным органическим (неорганическим) соединением определенного химического состава?

2. Является ли проба товара полимером (группа 39 ТН ВЭД ТС)?

3. Относится ли заявленный полимер к гомополимерам или является сополимером? Если является сополимером, то определить какие другие сомономеры в его составе?

4. Если заявленный полимер является сополимером, определить, преобладают ли какие-либо сомономерные звенья по массе, если да, то какие?

5. Если в состав сополимера входит сложный полиэфир, определить, является ли он ненасыщенным или насыщенным; указать наименование полиэфира.

6. Если в состав сополимера входит простой полиэфир, определить, является ли он простым полиэфиром спиртов? Если да, то определить гидроксильное число. Указать наименование полиэфира.

7. Какое назначение компонентов, входящих в состав продукта (пластификаторы, наполнители и пр.)?

8. Является ли проба (образец) товара восками искусственными и готовыми восками?

9. Образуется ли прозрачная или полупрозрачная жидкость или стабильная эмульсия без выпадения нерастворимого вещества при смешивании образца товара с водой при концентрации 0,5 % при температуре 20 °С и выдерживании в течение 1 часа при той же температуре; если да, то определить поверхностное натяжение воды Н/м (дин/см).

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Рассмотрим этапы экспертных исследований:

  1. таможенный орган принимает решение о проведении экспертизы, в котором и ставятся вопросы, на которые должен ответить специалист;
  2. на следующий день он уведомляет об этом декларанта;
  3. эксперту передаются необходимые материалы, пробы и образцы для исследований;
  4. как только исследование закончено, эксперт выносит свое заключение и направляет его в таможенный орган.

Отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы должностные лица таможенных органов. Если для их отбора нужны специальные знания или технические средства, то привлекается таможенный эксперт.

Для проведения исследования пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах. Об отборе составляется акт в двух экземплярах. Первый передается декларанту или его представителю, а второй акт таможенной экспертизы прилагается к экспертному заключению.

Об отборе проб и образцов составляется акт.

При несогласии с выводами эксперта назначается повторная таможенная экспертиза. Новому специалисту в обязательном порядке передается заключение предыдущего эксперта. Также можно оспорить таможенную экспертизу через суд.

Евразийская экономическая комиссия

Статья 137. Термины, используемые в настоящей главе

В настоящей главе используются следующие термины и их определения:

1) заключение – документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза;

2) образец – единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара (продукции), либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке;

3) проба – товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризирующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара;

4) таможенный эксперт – должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы;

5) таможенная экспертиза – организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Статья 138. Назначение таможенной экспертизы

1. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

2. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами или специалистами иных уполномоченных организаций, назначенными таможенными органами.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения.

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

4. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта) или наименование организации, в которой должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

5. Руководитель уполномоченного таможенного органа, организации или лицо, его замещающее, вправе отказать в проведении таможенной экспертизы в следующих случаях:

1) недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствия в штате уполномоченного таможенного органа таможенного эксперта требуемой квалификации;

5) отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы.

6. Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

7. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.

8. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

Статья 139. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы

1. Порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии таможенного союза.

2. Срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или лица, его замещающего, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, и уведомлением таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу.

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

3. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается:

в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;

в иных случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

4. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).

Статья 140. Права и обязанности таможенного эксперта

1. Таможенный эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;

2) привлекать с согласия таможенного органа других экспертов к производству таможенной экспертизы;

3) отказаться в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для таможенной экспертизы от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

4) запросить в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения материалов для таможенной экспертизы дополнительные материалы, необходимые для проведения таможенной экспертизы;

5) получать необходимые для дачи заключения материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования;

6) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;

7) использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;

8) использовать результаты собственных испытаний и исследований;

9) участвовать в проведении таможенного контроля.

2. Таможенный эксперт обязан:

1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

2) включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы;

3) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза;

5) соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.

3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 141. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы

1. При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе:

1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

2) знакомиться с заключением эксперта и получать экземпляр такого заключения;

3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Статья 142. Заключение таможенного эксперта (эксперта)

1. В заключении таможенного эксперта (эксперта) должны быть указаны:

1) место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы;

2) основание для проведения таможенной экспертизы;

3) фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, квалификация и стаж работы;

4) отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы;

5) вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом);

6) перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы;

7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

2. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта (эксперта) или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если таможенная экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами и заверяется печатью организации, проводившей таможенную экспертизу, если в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза такая организация должна иметь печать.

3. Заключение таможенного эксперта (эксперта) оформляется в письменной форме в 2 (двух) экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Статья 143. Виды таможенной экспертизы

1. В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

2. В зависимости от числа привлекаемых экспертов назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная экспертиза – экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.

Комиссионная экспертиза — экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение.

Комплексная экспертиза – экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения, по которой проводил таможенную экспертизу.

3. Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Первичная экспертиза – экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная экспертиза – экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).

Повторная экспертиза – экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной экспертизы.

Повторная экспертиза поручается комиссии, состоящей из 2 (двух) и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) первичную экспертизу. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие первичную экспертизу, могут присутствовать при проведении повторной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта они не участвуют.

Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза.

При проведении дополнительной и повторной экспертизы таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты первичной экспертизы.

Статья 144. Пробы и образцы товаров

1. Должностные лица таможенных органов вправе отбирать пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы.

При необходимости использования специальных познаний и применения технических средств отбор проб и образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта (эксперта).

2. Пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.

3. Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции.

Пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в отсутствие декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 116 настоящего Кодекса.

В таких случаях отбор проб и образцов товаров осуществляется в присутствии 2 (двух) понятых.

4. Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в результате отбора проб и образцов товаров.

5. По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Методы таможенной экспертизы

По сути, методы — это комплекс приемов, которые используют эксперты при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие методы:

  • измерительный — для установления массы, объема продукции и т.п.;
  • инструментальный — для определения химических, физических и иных свойств товара;
  • органолептический — для определения показателей качества продукции с помощью осязания, обоняния, вкуса и других органов чувств человека;
  • информационно-аналитический — для анализа технической и иной документации на перевозимый через границу товар.

Эксперт должен рассказать в своем заключении, какими методами он пользовался при исследовании и почему.

Средства таможенной экспертизы

Средства, которые применяются при проведении таможенной экспертизы, позволяют идентифицировать исследуемый товар по различным критериям. Рассмотрим, что к ним относится:

  1. Документы

Это одно из самых важных средств проведения таможенной экспертизы. Условно их можно поделить на три группы: нормативные, технические и технологические. Первые содержат правила, принципы и характеристики, которые касаются определенных видов деятельности (например, документы в области сертификации). Вторые — конкретные характеристики товара, а третьи — информацию о технологических процессах (например, о способах транспортировки фруктов).

  1. Маркировка

Зачастую применяется в товароведческих экспертизах. К ней относятся условные обозначения, текст, рисунки или графические изображения, нанесенные на товар или упаковку. Именно маркировка позволяет идентифицировать товар и донести сведения до потребителя. Информация с маркировки должна соответствовать сведениям в сопроводительной документации и терминале сбора данных. Иначе речь идет о подделке.

  1. Аппаратура

К техническим средствам таможенной экспертизы относится аналитическая лабораторная аппаратура. Она позволяет определить физико-химический состав объектов для классификации содержимого.

Эксперт сам выбирает нужное средство для исследования, но в заключении обязан обосновать свой выбор.

Письмо ФТС России от 05.07.2019 № 06-89/40052 «О направлении информации»

21 марта 2021 года состоялось 2-е заседание постоянной комиссия по вопросам классификации и страны происхождения товаров Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России (далее — постоянная комиссия).

В соответствии с пунктом 7.3.1 протокола указанного заседания постоянной комиссии ФТС России было необходимо запросить позицию Центрального экспертно-криминалистического управления (далее — ЦЭКТУ) о возможности проведения палинологических экспертиз и провести оценку их общей эффективности. После получения ответа ЦЭКТУ ФТС России проинформировать представителей деловых кругов (пункт 73.2 протокола 2-го заседания).

Во исполнение пункта 7.3.1 протокола ФТС России направила в ЦЭКТУ запрос письмом от 29.05.2019 N 06-88/31271.

Согласно ответу, полученному письмом ЦЭКТУ от 27.06.2019 N 01-18/04995 (вх. ФТС России от 27.06.2019 N 33376), проведение палинологических экспертиз в отношении товаров нерастительного происхождения возможно. В настоящее время в ЦЭКТУ применяется следующие методики: «Методика по изъятию (выделению) микрочастиц из сыпучих веществ на примере табачной продукции» (сыпучими веществами могут также быть и объекты нерастительного происхождения), «Методика проведения исследования для товаров легкой промышленности (одежда) на основе исследования микрообъектов», а также «Методика съема микрообъектов с товаров и их подготовки для микроскопии при проведении палинологических исследований для определения региона происхождения товаров», в которой описываются различные подходы к съему микрообъектов с товаров различных категорий.

Все экспертно-криминалистические службы Управления располагают экспертами, а также методическим и техническим оснащением для проведения палинологических экспертиз для определения региона происхождения.

Вместе с тем сообщаем, что исследования по определению региона происхождения товара проводятся таможенными экспертами с применением палинологического (или спорово-пыльцевого) метода анализа — метод изучения спор и пыльцы. В результате изучения спор и пыльцы составлен палинологический (спорово-пыльцевой) спектр, отражающий состав растительного региона.

Не имеет значение, какой из образцов исследуется, поскольку непосредственно в рамках данных исследований производится идентификация и оценка пыльцы растений и спор грибов, которые есть на поверхности, а такие микрообъекты присутствуют на поверхности любых объектов материального мира, как на продовольственных, так и непродовольственных товарах.

Таким образом, возможно применение при проведении таможенной экспертизы по вопросу определения региона (страны) происхождения товара непродовольственных изделий «Методики проведения исследований плодоовощной продукции на основе исследования микрообъектов (на примере яблок)».

В рамках анализа эффективности палинологических экспертиз в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, было направлено информационное письмо с рекомендациями в целях повышения результативности назначаемых палинологических экспертиз и сокращения количества экспертиз с выводом «НПВ» о необходимости учитывать особенности используемого метода при применении таможенной экспертизы как инструмента контроля страны происхождения и рассмотреть вопрос о целесообразности назначения экспертиз в отношении малорезультативных категорий товаров: мясные продукты (мясо, сало, субпродукты), замороженные фрукты и овощи (подвергшиеся до замораживания мытью, очистке и нарезке), сыры и сырные продукты, орехи (фисташки, миндаль очищенный и др.), рыба и икра, а также прочие товары, технология производства и обработки которых приводит к удалению микрочастиц растительного происхождения (пыльцевых зерен и спор растений), например, некоторые технические товары и продукты химической промышленности, минеральное сырье.

Указанную информацию просим довести до сведения членов постоянной комиссии — представителей деловых кругов и считать пункт 7.3.2 протокола исполненным.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Институт таможенной экспертизы нужен не только для того, чтобы проверять качество товара, но и чтобы защитить авторские и патентные права. Так таможенная экспертиза позволяет по отобранным пробам и образцам установить факты фальсификации ввозимой или вывозимой за границу продукции. Например, нанесение на товар чужого товарного знака.

Если такое нарушение обнаружено, то таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров, либо наложить арест на продукцию и вынести постановление о привлечении нарушителя к ответственности. Но как эксперт выявляет нарушение авторских прав? Для этого он использует сведения Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Сама же экспертиза назначается и проводится по общим правилам ТК ЕАЭС.

Особенность таможенной экспертизы — обнаружение контрафакта, фальсификата и подделок перевозимых товаров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]