Сделки, заключаемые с зарубежными контрагентами на отгрузку или поставку товарной продукции, регламентированы определенными нормативными положениями и требованиями, соблюдение которых является важным условием. В первую очередь это касается документооборота — своевременное и грамотное оформление сопроводительной документации позволяет, например, избежать сложностей с прохождением таможни или же с подачей заявки на участие в федеральном тендере, где жестко прописываются стандарты к поставщикам. Для участников рынка важно соответствие всей предоставленной информации — в том числе и страны происхождения товара, критерии и правила определения и обозначения которой в ТК ЕАЭС закреплены положениями действующего международного соглашения.
Общее представление
Указанный документ, регламентирующий рассматриваемый вопрос, был подписан в Ялте в 2009 году, и включает в себя ряд определенных норм, которые следует учитывать при регистрации сделок и финансовых операций. Исходя из содержания, каждое государство, ратифицировавшее достигнутые договоренности, и на территории которого продукт был произведен, либо подвергся существенной переработке, соответствующей установленным нормам законодательства — это страна происхождения товара.
Важно учитывать, что существует разница между данным понятием, и формулировкой, характеризующей наименование места поступления продукции — в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 1516), во втором случае подразумевается конкретная территориальная локация, которая устойчиво ассоциируется с уникальными особенностями производства. Как пример — вологодское масло, тульские пряники и т.п. Кроме того, отличие существует и от такого термина, как местонахождение производителя. Так, если один из участников рынка планирует подачу заявки на государственный или муниципальный тендер, указание изготовителя, а не страны происхождения товара по классификатору и реестру наименований, как предписано по 44-ФЗ, является основанием для вынесения заказчиком отрицательного решения — ввиду несоответствия документации.
Также стоит отметить, что государство, в котором официально зарегистрирован товарный знак, и фактическое место, где производится продукт, — это далеко не всегда один и тот же регион. Сегодня распространена практика, при которой крупные корпорации, лицензированные в США или Германии, организовывают мануфактуры на территориях субъектов третьего мира, за счет этого существенно сокращая расходы на рабочую силу и налоговые издержки.
Различие между Россией и Российской Федерацией
Наличие связи между рассматриваемыми наименованиями представлено в основном документе государства – Конституции. Согласно статье 1 главы 1 высшего закона, страна Россия или Российская Федерация – тождественные названия нашего государства, которые имеют одинаковый юридический статус. То есть справедливо произносить и прописывать как первое наименование, так и второе – смысловая нагрузка от этого останется неизменной.
Россия имеет правовой статус автономного государства с официально закрепленными территориальными границами. В стране России или Российской Федерации государственные органы наделены суверенитетом – правом самостоятельно формировать политические решения касательно внутренней политики и видения внешней мировой ситуации, вне зависимости от того, что высшие органы власти других государств считают.
Как определить страну происхождения товара
Следующий перечень правил относится к продукции, целиком прошедшей производственный цикл, либо подвергшейся существенной переработке на территории одного из государств, участвующих в ранее упомянутом Соглашении. К произведенным полностью относятся:
- Ресурсы природного происхождения, добыча которых осуществляется в недрах земли, водоемах или воздушном пространстве.
- Продукты растительной и животной группы, культивированные, выращенные и собранные в пределах субъекта.
- Промысловая добыча, являющаяся результатом охоты или рыболовства на территории страны.
- Продукция, полученная в ходе обработки сырьевых запасов в результате морского промысла, а также выбранная со дна или недр акватории за территориальными границами — в тех случаях, когда исключительное право их разработки закреплено в рамках международных соглашений.
- Производственные отходы и сырье вторичной категории, а также изделия, уже находившиеся в употреблении, состояние которых пригодно только для переработки.
- Высокотехнологичные продукты, применяемые в рамках космической отрасли.
Рассматривая вопрос о том, как узнать страну происхождения товара, стоит учесть критерии изготовления и производства, применяемые в рамках кумулятивного метода — то есть, когда обработка исходного материала осуществлялась последовательно. Если итоговое изделие создано на территории одного из государств, участвующих в Соглашении, однако для этого использовалось сырье, поступившее от других субъектов аналогичного статуса, что подтверждено сертификатом формы СТ-1, в качестве конечного определяется регион, где была произведена завершающая фаза изготовления. А вот в тех случаях, когда сертифицирующий документ отсутствует, применяется основание достаточной переработки — так же, как и при наличии третьей стороны, не являющейся участником международного договора. При этом в последнем варианте в качестве ключевых критериев выступают:
- Факт изменения в номенклатурной позиции ВЭД как минимум одного из четырех первых знаков, являющийся следствием обработки.
- Реализация достаточного количества этапов производственного и технологического цикла, позволяющих отнести продукцию к конкретному государству производителю.
- Применение правила адвалорной доли, определяющего достижение ценой расходуемого зарубежного сырья определенного фиксированного процента от итоговой стоимости.
Если сырьевые ресурсы являются иностранными, Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров предписывает указывать в качестве СПТ территорию конечного производства продукта. Исключение составляют ситуации, при которых товарная позиция сырья является идентичной, а ее стоимость не превышает значения в 5%.
Наименование места происхождения товара и географическое указание: чем будут отличаться?
Географическое указание как обозначение, обособляющее товары
Географические указания — это средства индивидуализации, однако, обычно их сравнивают не с популярными в этой области товарными знаками, а с реже регистрируемыми наименованиями места происхождения товаров. Причина такого положения вещей кроется в следующих обстоятельствах:
- Оба вида обозначений содержат в себе указание на наименование географического объекта, особенности которого обусловливают специфические характеристики или показатели товара.
- Территория, наименование (или производное от него) которой используется, должна быть местом изготовления товара, обособленного с помощью этого обозначения.
- Допустимо применение одного средства индивидуализации неограниченным кругом лиц, независимо друг от друга получившими право на использование обозначения.
- По сравнению с товарными знаками в географических указаниях и наименованиях места происхождения товаров только частично присутствуют элементы фантазийного характера. В первую очередь такие обозначения направлены на возникновение ассоциации у потребителя между особенностями товара и географией места происхождения. Поэтому главная роль отведена словесному элементу, указывающему на наименование территории.
Отличия географических указаний от наименований мест происхождения товаров
В качестве примеров рассматриваемых средств индивидуализации можно привести следующие[1]:
Географическое указание (те, которые могут быть зарегистрированы в перспективе) | Наименование места происхождения товара |
Русская икра | Русская водка |
Камчатский краб | Вологодское масло |
Пензенский кленовый сироп | Башкирский мед |
При сравнительном анализе прослеживается сходство обозначений и возникает сомнение в обоснованности одновременного существования географического указания и наименования места происхождения товара. Зачем допускать регистрацию двух, как кажется, на первый взгляд, тождественных по характеру и содержанию средств индивидуализации? В этом случае следует отметить, что несмотря на присутствие ряда сходных признаков изучаемые понятия обладают и особенностями, которые позволят объяснить необходимость наличия обоих правовых институтов.
Различия между географическими указаниями (далее ГУ) и наименованиями мест происхождения товаров (далее НМПТ) можно классифицировать по следующим основаниям:
- В зависимости от заявляемого для регистрации обозначения.
В качестве ГУ предполагается охрана любого обозначения, позволяющего связать товар с местом происхождения. Как НМПТ можно зарегистрировать только словесное обозначение, включающее наименование географического объекта.
- По степени известности средства индивидуализации.
Для подачи заявки на ГУ допустимо наличие возможности идентифицировать продукцию и территорию происхождения. При регистрации НМПТ важно, чтобы обозначение стало узнаваемым в результате его использования в отношении товара.
- В зависимости от характеристик товара.
Для предоставления правовой охраны ГУ заявитель прилагает информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения. В случае с НМПТ требуются особые свойства товара.
- По степени расположенности производства в пределах географического образования.
Для обозначения, претендующего на статус ГУ, достаточно наличия как минимум одной стадии изготовления в пределах указанной территории. Когда лицо претендует на получение права использования НМПТ обязательным условием является расположение всех этапов производства на указанном географическом объекте.
- В зависимости от документов, подтверждающих взаимосвязь исключительных характеристик товара и места происхождения.
Для регистрации ГУ заявитель самостоятельно предоставляет сведения, подтверждающие определенные качества продукции, показатели и репутацию зависящие от местонахождения производства. Для положительного решения по предоставлению свидетельства на НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается товар со специфическими характеристиками.
- По знаку охраны, который свидетельствует о наличии исключительных прав у обладателя и о том, что применяемое обозначение зарегистрировано в РФ.
Целесообразность введения института географических указаний в российское законодательство
Анализ различий между рассматриваемыми правовыми понятиями позволяет сделать вывод о том, что регистрация объекта в качестве географического указания доступнее и проще для производителей. Для получения права использования на последнее достаточно расположения хотя бы одного этапа производства продукции в пределах географического объекта. Например, сырье можно привезти для переработки с использованием традиционных для региона технологий, или, наоборот, выращенные на территории с уникальными и благоприятными климатическими условиями культуры впоследствии переработают на заводе, находящемся в промышленной зоне. Другой положительный момент заключается в отсутствии необходимости предьявлять заключение государственного органа, которое зачастую становится краеугольным камнем в получении свидетельства на наименование места происхождения товара.
Как отметили на заседании Совета Федерации по регистрации, правовой охране и защите географических указаний: «…на сегодняшний день в Российской Федерации действуют 170 регистраций НМПТ, 135 из них — российские. При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров».[2] Очевидно, столь скромные показатели в большей степени обусловлены затруднениями, возникающими при подаче заявки и последующем получении свидетельства на наименование места происхождения товара, а также слабой степенью информированности региональных производителей о преимуществах использования и регистрации таких средств индивидуализации. Стоит предположить, что популяризация региональных брендов и введение института географических указаний приведет к повышению заявительской активности и увеличению количества зарегистрированных обозначений, содержащих географические наименования, находящиеся на территории России.
[1] См. подробнее: Кирий Л. О состоянии и перспективах в области регистрации, правовой охраны и защиты географических указаний // URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/KiriyIPForum2019.pdf
[2] См. подробнее: Совет Федерации: Субъекты РФ стали уделять больше внимания продвижению региональных брендов // URL: https://rupto.ru/ru/news/sovet-federacii-subekty-rf-stali-udelyat-bolshe-vnimaniya-prodvizheniyu-regionalnyh-brendov
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/11/naimenovanie-mesta-proishozhdeniya-tovara-i-geogra/
Готовые решения для всех направлений
Магазины
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Склады
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Маркировка
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
E-commerce
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Учреждения
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Производство
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
RFID
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
ЕГАИС
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Сертификация для партнеров
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Инвентаризация
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Мобильная автоматизация
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Узнать больше Показать все решения по автоматизации
Евразийская экономическая комиссия
1. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
2. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства — члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.
4. Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза.
Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров
1. В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
2. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Статья 60. Декларация о происхождении товара
1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
2. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Статья 61. Сертификат о происхождении товара
1. Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
2. При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств-членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.
Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи.
3. Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
4. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
5. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Статья 62. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров
1. При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
2. Вне зависимости от положений пункта 1 настоящей статьи предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
1) если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза;
2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса;
3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;
4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Статья 63. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения
1. При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее – режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
2. В иных случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений:
1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин;
3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.
3. В отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.
Общероссийский классификатор
Постановление №529, утвержденное Госстандартом РФ, стало основанием для создания общего реестра, найти который в открытых источниках сегодня не составляет особого труда. Его использование важно с точки зрения профилактики возможных ошибок, допускаемых при написании буквенных и номерных кодовых обозначений. В соответствии с ОКСМ, каждому региону происхождения товара — России, Китаю, США, а также странам Евросоюза — Италии, Германии и т.д. — в справочнике присвоены цифровой код и определенное наименование, корректность указания которых строго контролируется при проверке заполнения соответствующих граф декларации или сопроводительных документов.
Декларация
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление, сделанное производителем товара, его продавцом или лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В декларацию включаются сведения, на основании которых можно определить, в какой стране произведен этот товар. Декларацией о происхождении товара могут считаться, например, коммерческие или иные документы, имеющие отношение к этому товару.
На территории Таможенного союза в отношении деклараций действует то же правило, что и для сертификата. То есть если страна происхождения, указанная в декларации, определена по каким-либо критериям, отличным от принятых в ЕАЭС, то следует использовать местные критерии.
Последние изменения
С января 2021 года вступили в силу обновленные правила, в соответствии с которыми должны определяться государства, где были изготовлены отдельные разновидности объектов госзакупок. Целью внедрения регламента, согласованного Советом Евразийской экономической комиссии, выступает регулирование подобных поставок с учетом специфики применяемых национальных режимов, предусматривающих определенные ограничения. Новое положение актуально для всех участников ЕАЭС.
Порядок определения стран, перечень которых указан в приложении к документу, основывается на условиях, производственных и технологических операциях, разделенных по нескольким направлениям:
- железнодорожная машиностроительная отрасль;
- легкая промышленность;
- деревообрабатывающий, химический и нефтегазовый сектор;
- станкостроение и производство специальных машин, мебели, холодильного и компрессорного оборудования.
В тех случаях, когда изготовители не соблюдают установленный порядок, участники соглашения вправе ввести переходный период, ограниченный по продолжительности, и временно исключающий поставщиков конкретного государства из числа претендентов на подачу заявок в тендерных закупках.
Поставляемый или используемый товар: в чем разница?
К сожалению, нормативно не закреплено отличие “используемого” и “поставляемого” товара. При этом совершенно очевидно, что при внесении изменений в Закон № 44-ФЗ в этой части, преследовалась цель исключить необоснованное затребование заказчиками характеристик по огромному перечню товаров, в том числе принципиально не важных заказчику, с целью отклонения заявок “неугодных” участников закупки, когда предметом закупки выступают работы или услуги.
Наиболее распространенный случай — закупки по текущему ремонту, при которых заказчиками в составе заявки требуются показатели практически по всем товарам из сметы. При этом делается это таким образом, чтобы правильно заполнить заявку могли только ограниченное число участников. Как правило, 1-2 участника закупки. Остальные же должны допустить ошибки, чтобы их заявки по формальным причинам были отклонены.
В обывательском понимании можно привести следующее различие “поставляемых” и “используемых” товаров между собой:
Поставляемые товары — это те, которые передаются участником заказчику самостоятельно и не расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, медицинское оборудование, мебель и т.д.).
Используемые — это те товары, которые расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, моющее средство, обои, клей, краска и т.д.).
Косвенными признаками поставляемых товаров являются: самостоятельный учет указанных товаров заказчиком, в том числе постановка их на баланс, передача товаров по товарным накладным и т.д. Однако, отсутствие таких признаков не свидетельствует о том, что товар “используется”, а не “поставляется”.
Как определить, где произведено изделие
Памятка, содержащая инструкции по установлению места изготовления импортной продукции, ввозимой на территорию ЕАЭС, согласована коллегией Евразийской экономической комиссии, и содержит указания относительно того, как происходит определение российского происхождения товара. Этот аспект актуален в свете требований, предъявляемых при организации госзакупок. К числу условий, позволяющих признать территориальную принадлежность, относятся:
- Полное получение или осуществление производственного цикла в конкретном регионе.
- Достаточность переработки иностранных материалов.
В тех случаях, когда в ходе изготовления продукции применялось зарубежное сырье или заготовки, страна может быть признана производителем при наличии следующих обстоятельств:
- Операции, связанные с обработкой или производством, привели к изменению классификационного кода, определяемого гармонизированной системой описания и кодирования, на уровне одного из первых четырех знаков.
- Стоимость использованных материалов, определенная по итогам расчета, не превышает 50% от итогового ценового значения.
В отношении продуктов, аналогичных ассортименту, подпадающему под законодательные меры, защищающие внутренний рынок, также применяются остаточные критерии, в большинстве случаев позволяющие уточнить, где именно был реализован цикл изготовления:
- Если производственный процесс осуществлялся с использованием ресурсов, поступивших из одного региона, отличающегося от места их фактической обработки, в документах, декларациях и сертификатах, подтверждающих страну происхождения товаров, работ или услуг, по образцу указывается субъект поступления.
- При задействовании материалов, происходящих из нескольких государств, приоритет определяется исходя из соотношения долевой стоимости всех компонентов.
- Определение происхождения товаров: правовая основа
Определение происхождения товаров базируется на положениях, которые установлены:
- главой 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
- главой 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- статьей 37 Договора о Евразийском экономическом союзе.
Происхождение товара — это принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров. Под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Определение происхождения товаров осуществляется в целях:
- применение мер таможенно-тарифного регулирования (т.е. применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот);
- применение запретов и ограничений (к ним относятся: меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования);
- применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры);
- установление требований к маркировке происхождения товаров;
- осуществление государственных (муниципальных) закупок;
- ведение статистики внешней торговли товарами.
Определение происхождения товаров на таможенной территории Союза производится по единым правилам определения происхождения товаров, ввозимых на территорию Союза.
В случае неприменения в отношении ввозимого товара тарифных преференций, применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49.
Такие непреференциальные правила применяются в торговле, осуществляемой на основе режима наибольшего благоприятствования, под которым понимается международно-правовой режим, когда каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.
Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60.
Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
К таким договорам относятся:
- Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года;
- Правила определения происхождения товаров в СНГ, 1993 г. (применяются во взаимной торговле с Республикой Узбекистан и Туркменистаном);
- Правила определения происхождения товаров в рамках Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом (EAEU-Viet Nam FTA’s Rules of Origin);
- Правила определения происхождения товаров в рамках Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны;
- Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны.
Происхождение товаров определяется декларантом и заявляется таможенному органу при таможенном декларировании товаров. В декларации на товары сведения о происхождении товаров заявляются в графе 16 «Страна происхождения» и в графе 34 «Код страны происхождения». В данных графах указывается краткое название (код) страны (региона или части страны) в соответствии с классификатором стран мира.
- Предварительные решения о происхождении товаров
ТК ЕАЭС установлено, что в целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании по заявлению лиц таможенные органы принимают предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, до таможенного декларирования таких товаров.
Предварительное решение о происхождении товара принимается по каждому наименованию товара, ввозимого на таможенную территорию Союза из конкретной страны.
Привлекательность предварительных решений о происхождении товаров заключается в том, что декларанты могут заранее определиться с мерами таможенно-тарифного, нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, применение которых зависит от происхождения товаров (например, предоставление тарифные преференций, применение запретов или ограничений на ввоз товаров и др.) и спланировать свою деятельность с учетом этих сведений, что существенно облегчает как саму внешнеэкономическую деятельность, так и декларирование.
Предварительные решения о происхождении товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о происхождении товаров, в течение срока действия таких предварительных решений о происхождении товаров.
В Российской Федерации предварительные решения о происхождении товаров принимаются ФТС России на основании заявления лица, поданного в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заинтересованного лица, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или документа на бумажном носителе.
Заявление должно содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения о происхождении товара.
В частности, в заявлении указывается:
- полное коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак);
- основные технические и коммерческие характеристики товара (функциональное назначение, сорт, марка, модель, артикул, описание индивидуальной и транспортной упаковки);
- код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, его стоимость;
- материалы, из которых изготовлен товар, их происхождение, коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, стоимость;
- производственные и технологические операции, совершенные для изготовления товара.
К заявлению прилагаются акты экспертизы торгово-промышленных палат и (или) других экспертных организаций страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) производителя товара и сертификат о происхождении товара, в отношении которого принимается предварительное решение о происхождении товара.
Также к заявлению могут прилагаться иные документы, подтверждающие указанные в нем сведения: протоколы испытаний, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение сделки, предусматривающей перемещение товара через таможенную границу Союза, калькуляция стоимости производимого товара, коммерческие счета, бухгалтерские документы, подробное описание технологического процесса изготовления товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью получен, произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) на территории страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения о происхождении товара. Кроме того, могут прилагаться пробы и (или) образцы товара.
Форма заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара и порядок его заполнения, утверждены приказом ФТС России от 05.12.2019 № 181 «Об утверждении форм документов, используемых при принятии предварительного решения о происхождении товаров, при отзыве такого решения и прекращении его действия, порядков их заполнения, а также формы уведомления о необходимости предоставления дополнительной информации».
В случае, если представленные заявителем документы и сведения не позволяют определить происхождение товара, ФТС России направляет заявителю в течение двадцати календарных дней со дня регистрации указанного заявления уведомление о необходимости представления дополнительной информации.
Дополнительная информация представляется в течение шестидесяти календарных дней со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю уведомления о необходимости представления дополнительной информации.
Предварительное решение о происхождении товаров принимается не позднее шестидесяти календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара.
В случае необходимости представления дополнительной информации или в случае направления сертификата о происхождении товара для проведения проверки течение указанного срока приостанавливается, и возобновляется со дня получения таможенным органом дополнительной информации либо ответа государственного органа (уполномоченной организации), выдавшего и (или) уполномоченного проверять сертификат о происхождении товара.
Предварительное решение о происхождении товара действует в течение срока действия сертификата о происхождении товара, на основании которого такое предварительное решение было принято.
ФТС России отказывает в принятии предварительного решения о происхождении товара в случае:
- если заявителю ранее выдано предварительное решение о происхождении товара на тот же товар, который указан (описан);
- если дополнительная информация, запрошенная ФТС России, не представлена в установленный срок или представлена не в полном объеме;
- если в заявлении, документах, прилагаемых к нему, и представленной дополнительной информации, запрошенной ФТС России, содержится противоречивая информация;
- если в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, представлен сертификат о происхождении товара, который заполнен с нарушением установленных требований, либо в ходе проверки сертификата о происхождении товара, выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным и (или) содержит недостоверные сведения;
- если государственный орган или уполномоченная организация, выдавшие и (или) уполномоченные проверять сертификат о происхождении товара, не ответили на запрос, направленный ФТС России.
В случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, которые допущены при принятии предварительного решения о происхождении товара и которые не влияют на сведения о происхождении товара в такое решение вносятся изменения.
Также может быть принято решение о прекращении действия или отзыве предварительного решения о происхождении товара.
Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара принимается в следующих случаях:
- таможенным органом установлено, что заявитель для принятия этого предварительного решения о происхождении товара представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, подложные документы либо недостоверные и (или) неполные сведения;
- таможенным органом выявлены ошибки, которые допущены при принятии этого предварительного решения о происхождении товара и которые влияют на сведения о происхождении товаров.
Решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара принимается в случае, если в правила определения происхождения ввозимых товаров внесены изменения в части критериев определения происхождения товаров, влияющих на определение происхождения товаров.
Дополнительный материал по теме в разделе Происхождение товаров
Видео по теме:
Отличия от аналогичных терминов
Сложности терминологии на начальных этапах могут ввести в заблуждение предпринимателей, не знакомых со спецификой определения конкретного территориального образования. Существует несколько схожих понятий, требующих от участников рынка особой внимательности при оформлении документации:
- Наименование происхождения продукции. В этом случае речь идет о регионах, ассоциируемых с уникальными продуктами, будь то уже упомянутый ранее тульский пряник, или иное устойчивое сочетание.
- Местонахождение производителя. Несмотря на кажущуюся идентичность, значение не является тождественным стране производства, что обуславливается возможной разницей между регистрационными данными и фактическим расположением производственных мощностей.
Кроме того, важно учитывать, что положения, закрепленные в рамках статьи 33 ФЗ-44 определяют перечень требований, в соответствии с которыми должна оформляться документация. Подобные нормы, в частности, указывают, что описание объекта, фигурирующего в качестве предмета тендера, не должно содержать ссылок, указывающих на товарные знаки, наименование места возникновения или производителя.
Сведения о товаре в заявке участника
23.02.2020
С 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ принципиально изменен подход к содержанию заявки в электронных процедурах. Речь идет об указании сведений о товаре, предлагаемом участником к поставке либо к поставке (использованию) при выполнении работ, оказании услуг.
Нужно отметить, что принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 449 в ближайшее время породит большое многообразие противоречивой административной практики, которая, в отдельных случаях, к сожалению, закончится возложением административной ответственности на должностных лиц заказчиков и членов комиссий
Как указывать в заявке
Оформление не представляет особой сложности, но требует внимательного и тщательного подхода. Алгоритм, позволяющий соблюсти существующую регламентацию участия в госзакупках, предусматривает следующую последовательность действий.
- Уточните, какие документы подтверждают страну происхождения товаров, и нужно ли указывать результаты актов экспертизы при замене после заключения контракта.
- Определите место изготовления, применяя непреференциальные правила.
- Укажите государства в реестре по каждой номенклатурной позиции, либо внесите отметку о том, что вся партия изделий произведена одним субъектом.
- Проставьте коды в соответствии с ОКСМ.
Как прописывают государство-изготовителя в контракте
Вот как указывать страну происхождения при закупке услуг в госконтракте: указывается место происхождения закупленного предмета. Эта характеристика указывается среди прочих параметров объекта закупки непосредственно в тексте соглашения или в одном из приложений к нему — техническом задании или спецификации.
В том, как в контракте прописать страну происхождения товара, нет больших особенностей — формулировка копируется из текста заявки победившего участника.
Об авторе этой статьи
Полина ГольцоваЮрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками. Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2021.12.06ЗаявкиКак изменятся правила оценки заявок участников конкурса с 2022 года: ПП 1085 отменяют!
- 2021.11.15Документы заказчикаИнструкция по закупке мебели по 44-ФЗ
- 2021.10.28Банковские гарантииВсе изменения в 44-ФЗ на 2021 и 2022 годы: таблицы по месяцам
- 2021.10.18Контроль закупокИнструкция по оформлению приказа о назначении контрактного управляющего
Особенности работы с электронной площадкой
Правительственное постановление, опубликованное в феврале 2020 под №180, определяет, что участники тендерных закупок, подавшие заявку на конкурс или аукцион, либо отправляющие предложения, в процессе заполнения стандартной формы обязаны выбрать рассматриваемый атрибут, используя классификатор наименований. В официальном справочнике также содержится цифровой код страны происхождения товара (Россия — 643) для оформления ГТД, УПД, счет-фактуры, а также других разрешительных и сопроводительных документов. В техническом задании прописываются данные по каждой позиции, планируемой к поставке, использовании в рамках производственного процесса или оказания услуг. Обязанность заказчика, в свою очередь, сводится к выдвижению требования о предоставлении указанных сведений, и их последующей проверке на предмет соответствия законодательным нормам.
Принципы заполнения пунктов о гражданской принадлежности
При заполнении разделов бланков и анкет у каждого неосведомленного российского заявителя могут возникнуть проблема с заполнением подаваемых документов, отчего распространены случаи некорректного их оформления. Особенно популярный и частный вопрос заключается в том, что прописать в строке «гражданство» и «национальность». Эти термины юридически являются разными. В графе «гражданство» нужно указать государство, чьим непосредственным подданным является обращающийся. Корректно прописать полно, а именно, «Российская Федерация», потому что не все инстанции принимают написание «Россия». В разделе национальность нужно обозначить – «русский», «чуваш», «казах», то есть принадлежность заявителя к этнической группе.
Теперь вам должно быть понятно, как писать: страна Россия или Российская Федерация. Также мы попытались описать индивидуальные случаи при оформлении документов в части указания гражданства и национальности.
Сложность с заполнением этих строк может появится в государственном учреждении любой страны. Обычно есть вспомогательная информация по заполнению – бланки, стенды с вариантом образца. В некоторых инстанциях на помощь приходят работающие там специалисты.
В завершение статьи о том, как писать правильно: страна Россия или Российская Федерация, отметим, что обе версии корректны при использовании в устной речи и официальных документах, то есть являются равнозначными и тождественными. Однако в последних рекомендуется придерживаться написания из двух слов, исключая сокращения до двух букв.
Как подтвердить СПТ
Наличие определенных запретов, ограничений или условий допуска, в том числе связанных с применением национального режима, обуславливает необходимость подтверждения страны происхождения товара путем предоставления специальной документации. Конкретные стандарты зафиксированы в рамках правительственных постановлений и законодательных норм — в перечень документов, которые могут понадобиться участникам госзакупок, входят:
- Акт экспертного заключения Торгово-промышленной палаты.
- Сертификат, соответствующий форме СТ-1.
- Выписка, подтверждающая включение в реестр изделий ЕАЭС или Министерства промышленности и торговли.
Кроме того, приказ Минфина № 126н, вступивший в силу в 2018 году, определяет обязанность участников декларировать государство, являющееся изготовителем. Это означает, что соответствующую информацию нужно внести в заявку, без предоставления дополнительных справок. При этом важно учитывать, что отсутствие подтверждающей документации выступает основанием для рассмотрения товара в качестве импортного по умолчанию.
Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?
Соглашение предлагает для подтверждения СПТ Сертификат по форме СТ-1 и декларацию соответствия.
Сертификат СТ-1 можно найти в Приложении 2 Соглашения. Он включает в себя все необходимые сведения: грузоотправитель/грузополучатель, наименование выдавшей страны, транспортное средство и его маршрут, номер Сертификата и др. (см. Рис. 3) Документ действителен 1 год с момента выдачи.
В Приложении 5 Соглашения можно найти Декларацию происхождения. Она подписывается уполномоченным лицом продавца/изготовителя/отправителя продукции и выглядит следующим образом:
Для подтверждения производства продукции на территории ЕАЭС, часто применяются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, полученные в Торгово-промышленной палате, либо копии контрактов инвестиционного характера.
Если заказчик не потребовал дополнительные документы, то государство происхождения необходимо только задекларировать. При этом исполнитель должен указывать достоверную информацию, иначе заказчик может не подписать контракт либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а данные о поставщике направить в РНП.
Готовые решения для всех направлений
Магазины
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Склады
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Маркировка
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
E-commerce
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Учреждения
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Производство
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
RFID
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
ЕГАИС
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Сертификация для партнеров
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Инвентаризация
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Мобильная автоматизация
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Узнать больше Показать все решения по автоматизации
Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ
С 2021 года подобное требование является обязательным не только в тех случаях, когда в отношении предмета сделки выступают изделия, к которым применяется национальный режим, ограничивающий доступ к рынку определенной продукции иностранного происхождения. В рамках оформления тендерных документов сведения о государстве, являющемся изготовителем, указываются в заявке, и при необходимости дополняются сертификатами и декларациями, заявленными к представлению стороной заказчика.
Понятие
В ФЗ-44 никак не раскрывается понятие страны происхождения товара в рамках осуществления закупочной деятельности. Для того чтобы определиться с официальной позицией в отношении указанного термина, можно обратиться к разъясняющему письму Минэкономразвития. В письме №Д28И-1889 от 2014 года заказчикам рекомендовано придерживаться понятия, которое было закреплено в ч. 1 ст. 58 Таможенного союза.
Согласно ему страна происхождения товара представляет собой государство или несколько стран, на территории которых товар произведен полностью или был обработан.
Для чего требуется указывать страну происхождения в заявке на участие? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 44-ФЗ. Здесь сказано, что для всех закупок, которые осуществляют государственные и муниципальные заказчики, действует национальный режим.
Помимо этого, для некоторых категорий товаров, произведенных в странах ЕАЭС (России, Беларуси и Казахстане) действуют 15%-е ценовые преференции. Перечень таких товаров утвержден Постановлениями Правительства.
Требование об указании страны происхождения в обязательном порядке содержатся в документации об открытых конкурсах по ч. 2 ст. 51 44-ФЗ и об электронных аукционах по ч. 3 ст. 66 44-ФЗ.
Нужно ли в запросах котировок указывать подробные сведения о том, где был произведен данный товар? На основании п. 6 ч. 3 ст. 73 44-ФЗ требование об указании страны происхождения предъявляется заказчиком только в том случае, если закупка осуществляется в рамках национального режима. В ст. 14 44-ФЗ установлены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного производства, или ограничивается их допуск.
В остальных случаях пункта, который требовал бы указания на страну производства, в заявке на участие быть не должно.