Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлены условия допуска, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и Приказ Минфина России №126н от 04.06.2018 г.). Национальный режим был введен на законодательном уровне для создания преимуществ производителям из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). В этой статье мы подробно разберемся с тем, какие документы позволяют подтвердить страну происхождения товара (СПТ) и где их взять.
Страна происхождения товара
Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).
Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:
- Сертификат о происхождении товара СТ-1. Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений.
- Декларация страны происхождении товара. Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.
Представление документов
Сертификат или декларация предоставляется для получения тарифных преференций. Конечно, в том случае, если государству, где была произведена продукция, Таможенный союз дает эти самые преференции. В этом случае документы следует подать вместе с таможенной декларацией.
Кроме того, документ, подтверждающий страну происхождения товара, может быть запрошен таможенниками при обнаружении недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. При том что эти сведения влияют на размер таможенной пошлины или прочих налогов.
В следующих случаях подтверждать происхождение товара и предъявлять сертификат либо декларацию не понадобится:
- при перемещении через границу товар физическими лицами;
- при транзите товара через таможенную территорию с освобождением от уплаты пошлин и налогов (кроме случаев, когда таможенники обнаружили, что товар ввезен с территории страны, ввоз из которой запрещен);
- если стоимость ввозимых товаров менее определенной суммы, установленной комиссией Таможенного союза;
- в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.
Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП
Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.
Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:
- Шапка, в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
- Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155.
- Таблица, состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара.
- Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии).
Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:
Образец декларации для ИП —
Образец декларации для юрлица —
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июня 2021 г. № 1618-р
МОСКВА
О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленный Минфином России согласованный с МИДом России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Азербайджанской Стороной проект Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров (прилагается).
Поручить ФТС России провести переговоры с Азербайджанской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный Протокол, разрешив в случае необходимости вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
Проект
ПРОТОКОЛмежду Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров
Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики, в дальнейшем именуемые Сторонами,
учитывая положения Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее — Правила),
стремясь повысить уровень сотрудничества в целях защиты экономических и общественных интересов государств Сторон,
признавая, что взаимное применение электронных систем сертификации происхождения товаров обеспечит повышение эффективности таможенного контроля, ускорение совершения таможенных операций (таможенного оформления), облегчение взаимной торговли и точное исчисление таможенных пошлин, налогов и других платежей,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определения
Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:
а) «проверка» — установление факта выдачи сертификатов о происхождении товара формы «СТ-1» уполномоченными органами (организациями) государств Сторон и правильности их заполнения в соответствии с требованиями Правил;
б) «таможенная служба»:
в Российской Федерации — Федеральная таможенная служба;
в Азербайджанской Республике — Государственный таможенный Комитет Азербайджанской Республики;
в) «центральный уполномоченный орган (организация)»:
в Российской Федерации — Торгово-промышленная палата Российской Федерации;
в Азербайджанской Республике — Государственная служба по антимонополии и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики;
г) «уполномоченный орган (организация)»:
в Российской Федерации — торгово-промышленные палаты, осуществляющие выдачу сертификатов о прохождении товара формы «СТ-1»;
в Азербайджанской Республике — территориальные подразделения Государственной Службы по антимонополии и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики, осуществляющие выдачу сертификатов о прохождении товара формы «СТ-1»;
д) «электронная система сертификации происхождения товаров» — информационная система центрального уполномоченного органа (организации), включающая информационные базы данных электронных форм сертификатов о происхождении товара формы «СТ-1», выданных уполномоченными органами (организациями) государств Сторон (далее — электронная система сертификации).
Статья 2
Общие положения
Электронные системы сертификации создаются в целях обеспечения возможности осуществления таможенным органом страны ввоза проверки факта выдачи сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», сведения о котором заявляются при таможенном декларировании, и правильности его заполнения без необходимости представления указанного сертификата в оригинале на бумажном носителе.
Применение электронной системы сертификации обеспечит ускорение проводимых процедур верификации (проверок) сертификатов о происхождении товаров формы «СТ-1», выданных уполномоченными органами страны вывоза.
Статья 3
Предмет и сфера действия настоящего Протокола
1. Центральный уполномоченный орган (организация) размещает в созданной и регулируемой им электронной системе сертификации информацию о выдаваемых в государстве его Стороны сертификатах о происхождении товара формы «СТ-1».
2. Центральный уполномоченный орган (организация) страны вывоза товаров осуществляет направление информации, содержащейся в электронной форме сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», в рамках электронной системы сертификации в таможенную службу страны ввоза товаров.
Таможенные службы используют информацию, полученную в рамках электронной системы сертификации, для осуществления проверки сертификатов о происхождении товара формы «СТ-1», сведения о которых представляются таможенным органам государств Сторон при таможенном декларировании товаров, происходящих с территорий государств Сторон.
Статья 4
Основные принципы создания и применения электронной системы сертификации
Основными принципами создания и применения электронной системы сертификации являются:
а) централизация сбора информации о выданных уполномоченными органами (организациями) сертификатах о происхождении товара формы «СТ-1»;
б) актуальность и достоверность содержащихся в электронной системе сертификации сведений о выданных сертификатах о происхождении товара формы «СТ-1»;
в) исключение возможности несанкционированного искажения или уничтожения содержащейся в электронной системе сертификации информации;
г) обеспечение хранения в электронной системе сертификации электронных форм сертификатов о происхождении товара формы «СТ-1» не менее 3 лет с даты их выдачи.
Статья 5
Требования к информационному обмену
1. Состав сведений, содержащихся в электронной форме сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», внесенного в электронную систему сертификации, должен быть идентичен составу сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара формы «СТ-1», выданном заявителю в оригинале на бумажном носителе, и соответствовать требованиям и порядку заполнения сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», изложенным в Правилах, за исключением подписей и печатей, проставленных на оригинале сертификата о происхождении товара формы «СТ-1».
2. Электронная форма сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» вносится в электронную систему сертификации не позднее одного дня, следующего за днем удостоверения соответствующим уполномоченным органом (организацией) оригинала сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», оформленного на бумажном носителе в порядке, предусмотренном Правилами.
3. Состав сведений из сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», передаваемых при реализации электронного обмена информацией, и схема организации информационного взаимодействия в рамках электронной системы сертификации приведены в приложениях № 1 и 2.
Таможенные службы и центральные уполномоченные органы (организации) в целях реализации обмена сведениями, содержащимися в электронной форме сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», в течение 6 месяцев с даты вступления в силу настоящего Протокола согласовывают порядок передачи информации, структуру и формат передаваемых данных, требования по защите информации и утверждают технические условия информационного взаимодействия.
Статья 6
Функционирование электронной системы сертификации
1. Центральный уполномоченный орган (организация) обеспечивает:
а) полноту, актуальность и достоверность сведений, содержащихся в электронной системе сертификации, о выданных уполномоченными органами (организациями) государства его Стороны сертификатах о происхождении товара формы «СТ-1»;
б) защиту содержащейся в электронной системе сертификации информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий;
в) надлежащее круглосуточное функционирование электронной системы сертификации.
2. В случае ненадлежащего функционирования электронной системы сертификации применяются общие положения Правил в части документального подтверждения страны происхождения товаров.
Статья 7
Процедура проверки
1. В случае если установлено, что представленные при таможенном декларировании товаров сведения о выданных уполномоченным органом (организацией) страны вывоза сертификатах о происхождении товара формы «СТ-1» отсутствуют в электронной системе сертификации либо сведения, представленные при таможенном декларировании товаров, не соответствуют сведениям, содержащимся в электронной системе сертификации, таможенными органами страны ввоза товаров проводится проверка в порядке, предусмотренном Правилами.
2. В случае выявления одной из таможенных служб государств Сторон признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о стране происхождения товаров могут быть недостоверными либо должным образом не подтвержденными, оригинал сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» на бумажном носителе должен быть представлен по требованию таможенного органа страны ввоза товаров.
3. Наличие ошибок (типографических ошибок), допущенных при заполнении сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, не должно являться основанием для отказа в предоставлении режима свободной торговли.
Статья 8
Тестовые испытания
1. Центральные уполномоченные органы (организации) и таможенные службы после подписания технических условий информационного взаимодействия для отработки технологии обмена информацией осуществляют тестовые испытания, в период проведения которых таможенные службы для целей предоставления режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих с территории государств Сторон, требуют документального подтверждения происхождения товаров в соответствии с положениями Правил.
Срок осуществления тестовых испытаний составляет 3 месяца. Этот срок при необходимости может быть продлен по согласованию между центральными уполномоченными органами (организациями) и таможенными службами.
2. По завершении тестовых испытаний центральные уполномоченные органы (организации) и таможенные службы согласовывают дату начала обмена информацией на регулярной основе.
Через 15 дней с даты начала обмена информацией на регулярной основе таможенная служба страны ввоза товаров не должна требовать представления документального подтверждения происхождения товаров с территорий государств Сторон для целей предоставления режима свободной торговли, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 6 и статье 7 настоящего Протокола.
Статья 9
Применение Протокола
Настоящий Протокол не может ограничивать полномочия таможенных органов государств Сторон по проверке подлинности документов, представленных лицом, декларирующим товары, в целях определения страны происхождения товаров, и достоверности содержащихся в них сведений в порядке, предусмотренном таможенным законодательством страны ввоза.
Статья 10
Урегулирование споров и разногласий
Споры и разногласия между Сторонами, связанные с применением или толкованием положений настоящего Протокола, разрешаются путем консультаций и переговоров между ними.
Статья 11
Изменения и дополнения
В настоящий Протокол по согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, оформляемые отдельными протоколами, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 12 настоящего Протокола.
Статья 12
Заключительные положения
Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Настоящий Протокол заключается на неопределенный срок. Любая из Сторон может прекратить его действие путем письменного уведомления, направленного другой Стороне по дипломатическим каналам. В этом случае настоящий Протокол прекращает свое действие через 3 месяца с даты получения другой Стороной соответствующего уведомления.
Совершено в » » 20 г. в двух экземплярах, каждый на русском и азербайджанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За ПравительствоРоссийской Федерации | За ПравительствоАзербайджанской Республики |
________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Протоколу между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров
СОСТАВ СВЕДЕНИЙиз сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», передаваемых при реализации электронного обмена информацией в рамках электронной системы сертификации
Для указания множественности, обязательности заполнения и количества возможных повторений передаваемых сведений в таблицах 1 — 6 в графе «Примечание» используются следующие обозначения:
1 — сведения заполняются обязательно, повторения не допускаются;
1..* — сведения заполняются обязательно, могут повторяться без ограничений;
0..1 — сведения опциональны, повторения не допускаются;
0..* — сведения опциональны, могут повторяться без ограничений.
Таблица 1
№ п/п | Наименование сведений | Описание | Примечание |
1. | Кодовое обозначение формы сертификатао происхождении товара | указывается код «СТ-1» | 1 |
2. | Дополнительное кодовое обозначение | указывается код, обозначающий следующее: выданный сертификато происхождении товара формы «СТ-1» является оригиналом; выданный сертификато происхождении товара формы «СТ-1″ является дубликатом сертификатао происхождении товара формы»СТ-1»; выданный сертификато происхождении товара формы «СТ-1» является заменой оригинала сертификата о происхождении товара формы «СТ-1»; выданный сертификат о происхождении товара аннулирован | 1 |
3. | Сведения о сертификатео происхождении товара формы «СТ-1» | указываются сведения в соответствиис перечнем, представленным в таблице 2 настоящего приложения | 1 |
4. | Сведения о стране, выдавшей сертификато происхождении товара формы «СТ-1» | указывается код и наименование страны, в которой был выдан сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» | 1 |
5. | Сведения о стране, для которой выдан сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» | указывается код и наименование страны, для которой предназначен выданный сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» | 1 |
6. | Дата аннулирования сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | при необходимости указывается дата аннулирования (отзыва) сертификатао происхождении товара формы «СТ-1» | 0..1 |
7. | Дата внесения изменений в сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» | при необходимости указывается дата внесения изменений в сертификато происхождении товара формы «СТ-1» | 0..1 |
8. | Кодовое обозначение категории сертификатао происхождении товара формы «СТ-1» | при необходимости указываются служебные отметки, обозначающие, что сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» выдан впоследствии (если сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» не был выдан до или во время вывоза товара), выдан взамен или дубликат (графа 5) | 0..1 |
9. | Сведения о ранее выданном сертификатео происхождении товара формы «СТ-1» | указываются сведения (включая регистрационный номер и дату выдачи такого сертификата) о ранее выданном сертификате о происхождении товара формы «СТ-1» в соответствии с перечнем, представленным в таблице 2 настоящего приложения, в случае если сертификат о происхождении товара формы «СТ-1» является дубликатом или в случае замены оригинала сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | 0..* |
10. | Сведения о стране происхождения | указывается код и наименование страны происхождения товара (государств — участников СНГ) | 1 |
11. | Сведения об уполномоченном органе | содержит сведения об уполномоченном органе (организации), выдавшем сертификат о происхождении товара формы «СТ-1», включая наименование уполномоченного органа (организации) | 1 |
12. | Сведенияоб удостоверении сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | указываются сведения о должностном лице уполномоченного органа (организации) и месте удостоверения сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | 1 |
13. | Сведения о заявителе | указываются сведения о месте и дате заявления сведений, а также сведенияо заявителе | 1 |
14. | Сведения о товарной партии | содержит сведения в соответствиис перечнем, представленным в таблице 3 настоящего приложения | 1 |
15. | Дата и время учета сведений в базе данных | дата и время учета сведений сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» в базе данных сертификатов о происхождении товара формы «СТ-1» | 1 |
Таблица 2
Перечень сведений о документе
№ п/п | Наименование сведений | Описание | Примечание |
1. | Регистрационныйномер сертификатао происхождении товара формы «СТ-1» | указывается регистрационный номер сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | 1 |
2. | Дата выдачи сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | указывается дата выдачи сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» | 1 |
Таблица 3
Перечень сведений о товарной партии
№ пп | Наименование сведений | Описание | Примечание |
1. | Грузоотправитель/ экспортер (наименование и адрес) | указываются сведения о грузоотправителе/экспортере товара.В случае если грузоотправительи экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что грузоотправитель (наименование и адрес) действует»по поручению» экспортера (наименование и адрес) | 1 |
2. | Грузополучатель/импортер (наименование и адрес) | указываются сведения о грузополучателе/импортере товара.В случае если грузополучатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что грузополучатель (наименование и адрес) действует»по поручению» импортера (наименование и адрес) | 1 |
3. | Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно) | указываются средства транспортаи |
Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?
В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 списка, является декларация участника закупки.
Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).
Минэкономразвития в своем письме от 14.12.2016 года № Д28и-3279 “О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 155” придерживается мнения о том, что декларированием страны происхождения товара является указание этой страны в заявке участника. И даже в случае отсутствия декларации в виде отдельного документа, такая заявка является соответствующей требованиям 44-ФЗ и отклонять её нельзя.
Но это всего лишь позиция МЭР. Многие территориальные органы ФАС придерживаются противоположного мнения, поэтому лучше чтобы этот документ был в составе вашей заявки.
Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года
С 1 июля 2021 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2021 года Федеральным законом № 504-ФЗ.
Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.
Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.
Подробнее прочитать о поправках в 44-ФЗ, вы можете в нашей статье — Изменения в 44-ФЗ — редакция с 1 июля 2021 года.