Из этой статьи вы узнаете:
- Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
- Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
- Как составить декларацию страны происхождения товара
- Ограничения страны происхождения товаров
- Изменения в правилах указания страны происхождения товара по 44-ФЗ с 2021 года
Участники электронных аукционов и открытых конкурсов должны знать о требовании заказчиком обозначения страны происхождения товара. 44-ФЗ в этом отношении непреклонен: данная информация является обязательной, при ее отсутствии заявка просто не будет рассматриваться.
Однако данный факт не снимает некоторых вопросов, в частности, о том, почему эти данные так необходимы, как правильно указывать информацию, какие подтверждающие документы нужны. Попробуем разобраться.
Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта. Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство. Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.
Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:
- Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
- Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
- Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.
В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.
Продавец по 44-ФЗ лишен возможности произвести замену страны происхождения товара либо самого продукта. Договор расторгается, если заказчику передана продукция, страна происхождения которой не соответствует заранее согласованным условиям. А именно за такими действиями поставщика следует односторонний отказ.
Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен. В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим. То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.
Как определить, где произведено изделие
В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, какой товар считается произведенным в России для целей госзакупок. Продукция признается происходящей из конкретного государства при соблюдении условий:
- Продукция полностью получена или произведена в таком государстве.
- Или подвергнута достаточной переработке, если при производстве изделия использовались иностранные материалы.
Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.
Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:
1. В результате операций по переработке или производству классификационный код изделия по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.
Пример:
В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).
В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.
2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции.
Пример:
В стране происхождения Россия или Российская Федерация при производстве использовали иностранный материал (из Китая). Стоимость товара составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.
Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:
1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.
Пример:
В государстве А при производстве изделия (стоимость 100 долларов) используется иностранный материал (стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт происходит из государства Б.
2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта.
Пример:
В государстве А при производстве товара (стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы (стоимость 60 долларов) из государства Б и материал (стоимость 30 долларов) из государства В, а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной продукции определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.
Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.
Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:
- декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
- акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
- сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
- копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.
При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.
Для радиоэлектроники:
- СПИК;
- подтверждение Минпромторга РФ об изготовлении данной продукции в пределах России;
- уведомление аналогичного ведомства о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;
- разовый/годовой сертификат СТ-1.
Для мебели или продукции в сфере машиностроения:
- СПИК;
- акт экспертизы ТПП;
- сертификат СТ-1.
При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.
Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.
Последние изменения
С 12.01.2021 действуют новые правила определения страны-изготовителя отдельных видов изделий для госзакупок, которые утвердил Совет Евразийской экономической комиссии в решении № 105 от 23.11.2020.
Цель правил — урегулировать вопросы определения страны происхождения товаров для госзакупок в рамках нацрежима. В документе указано, что страну происхождения для госзакупок определяют по правилам, которые являются неотъемлемой частью решения. Документ работает на территории государств — членов ЕАЭС.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с правилами применения импортозамещения в госзаказе.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Государство-изготовителя продукции из перечня, который прилагается к решению, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом документе. Эти условия прописали по направлениям:
- железнодорожное машиностроение;
- холодильное и компрессорное оборудование;
- легкая промышленность;
- мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
- спецмашиностроение;
- станкостроение;
- судостроение;
- химическая и нефтегазовая промышленность.
Если производители промтоваров государства-члена не обеспечивают исполнение условий и операций, которые определены в перечне, такое государство-член вправе установить переходные периоды и их сроки действия. В переходный период поставщики государства-члена, который установил такой период, не участвуют в госзакупках других государств-членов по промтоварам из перечня.
Как составить декларацию страны происхождения товара
Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).
Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.
Декларация включает в себя такие обязательные блоки:
- Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».
- Текстовый блок такого содержания: «В целях исполнения п. 6 ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 14 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» «название компании-исполнителя» сообщает:…».
- Таблица из трех столбцов: № п/п, наименование товара, страна происхождения товара. Помните, НСПТ должно соответствовать названию, установленному Общероссийским классификатором стран мира.
- Должность, Ф. И. О., подпись, печать (если она есть). По закону, исполнитель не обязан распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать, чтобы отсканировать. Его разрешается прикрепить на ЭТП в виде файла в формате *.doc без подписи и печати. Но в таком случае обязательна электронная подпись.
.
Нередко продавцы сомневаются, требуется ли им декларация либо можно только обозначить страну производства. Если компания хочет участвовать в закупках, ей нужно подать документы, подтверждающие ее соответствие и ТРУ всем условиям, установленным заказчиком согласно ст. 14 интересующего нас федерального закона. Допускаются копии таких бумаг. Для участия в конкурсах и запросах котировок копии должны быть заверены.
Если к заявке не прикреплена необходимая декларация, участник рискует потерять положенные ему преференции.
Согласно позиции Минэкономразвития, декларирование страны, в которой произведена продукция, предполагает обозначение названия государства в тексте заявки. Даже если продавец не предоставил отдельные бумаги, заявка соответствует нормам закона, а значит, допускается к торгам. Но нужно понимать, что это только позиция МЭР. Зачастую приходится сталкиваться со случаями, когда территориальные органы ФАС считают наоборот. Поэтому чтобы не попасть в неприятную ситуацию, рекомендуется предоставить организатору торгов декларацию.
Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года
С 1 июля 2021 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2021 года Федеральным законом № 504-ФЗ.
Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.
Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.
Подробнее прочитать о поправках в 44-ФЗ, вы можете в нашей статье — Изменения в 44-ФЗ — редакция с 1 июля 2021 года.
44-ФЗ: ограничения страны происхождения товаров
Национальный режим в госзакупках включает в себя правила, применяемые к ТРУ, изготовленным за пределами нашей страны. Смысл данного режима состоит в таких положениях:
- Запрет на иностранную продукцию двойного назначения.
- Развитие экономики РФ.
- Поддержание обороноспособности страны.
- Обеспечение национальной безопасности.
- Поддержка отечественных производителей.
У национального режима существует три основных формы, а именно запреты, ограничения, условия допуска (преференции).