Импортная квота. Импорт в экономике страны


Определение

Импортная квота на год устанавливается только при наличии необходимости в устранении с ее использованием ущерба определенной отрасли отечественной экономики либо предотвращения угрозы такого причинения.


В сумме годового объема квоты, которая вводится как специальная защитная мера, правительством РФ устанавливаются такие ограничения для конкретного иностранного государства и только после проведения соответствующих с ним консультаций с учетом интересов его в поставках рассматриваемого товара. Если импортная квота распределена между странами-поставщиками, то правительство договаривается о распределении такого ограничения со всеми государствами, имеющими заинтересованность в данном товаре.

ТАРИФНЫЕ КВОТЫ

“Договор о Евразийском экономическом союзе” (Подписан в г. Астане 29.05.2014)

Статья 44

Тарифные квоты

1. В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза.

2. К товарам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ввозимым на таможенную территорию Союза в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

3. Установление тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, и распределение объемов тарифных квот осуществляются в порядке, предусмотренном приложением N 6 к настоящему Договору.

Приложение N 6

к Договору о Евразийском

экономическом союзе

ПРОТОКОЛ О ЕДИНОМ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Протокол разработан в соответствии с разделом IX Договора о Евразийском экономическом союзе и определяет принципы и порядок применения на таможенной территории Союза мер таможенно-тарифного регулирования.

2. Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:

аналогичный товар” – товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен товару, ввозимому на таможенную территорию Союза в рамках тарифной квоты, либо (в отсутствие такого полностью идентичного товара) товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, ввозимого на таможенную территорию Союза в рамках тарифной квоты, позволяющие использовать его по функциональному назначению, аналогичному назначению товара, ввозимого на таможенную территорию Союза в рамках тарифной квоты, и может быть в коммерческом отношении им заменен;

значительные поставщики из третьих стран” – поставщики товаров, имеющие долю в импорте товара на таможенную территорию Союза 10 процентов и более;

объем тарифной квоты” – количество товара в натуральном или стоимостном выражении, выделяемое для ввоза в рамках тарифной квоты;

предшествующий период” – период, в отношении которого проводится анализ объемов потребления товаров на таможенной территории Союза и объемов производства аналогичных товаров на таможенной территории Союза;

реальный объем импорта” – объем импорта в условиях отсутствия его ограничений;

сельскохозяйственные товары” – товары, классифицируемые в группах 1-24 ТН ВЭД ЕАЭС, а также такие товары, как маннит, D-глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин, альбумины, желатин, декстрины, модифицированные крахмалы, сорбит, шкуры, кожа, сырье пушно-меховое, шелк-сырец, отходы шелковые, шерсть животных, хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное, лен-сырец и пенька-сырец;

тарифная квота” – мера регулирования ввоза на таможенную территорию Союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества.

III. Условия и механизм применения тарифных квот

5. Объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза, устанавливается Комиссией и не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза.

При этом если для одного государства-члена объем производства аналогичного товара равен объему потребления такого товара или превышает его, то такая разница может не приниматься во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории Союза.

6. Если объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара на таможенной территории Союза или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.

7. При принятии решения об установлении тарифной квоты должны быть соблюдены следующие условия:

1) установление тарифной квоты на определенный срок (независимо от результатов рассмотрения вопроса о распределении объема тарифной квоты между третьими странами);

2) информирование всех заинтересованных третьих стран о выделенном им объеме тарифной квоты (в случае принятия решения о распределении объема тарифной квоты между третьими странами);

3) опубликование информации об установлении тарифной квоты, ее сроке действия и объеме, в том числе об объеме тарифной квоты, выделенной третьим странам (в случае принятия решения о распределении объема тарифной квоты между третьими странами), а также о ставках ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, ввозимых в пределах объема тарифной квоты.

8. Распределение объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности государства-члена основывается на их равноправии в отношении получения тарифной квоты и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

9. Объем тарифной квоты распределяется между государствами-членами в пределах разницы между объемами потребления и производства в каждом из государств-членов, которая принималась во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Протокола.

При этом для государства-члена, являющегося членом Всемирной торговой организации, объем тарифной квоты может быть установлен исходя из обязательств такого государства-члена перед Всемирной торговой организацией.

10. Распределение объема тарифной квоты между третьими странами осуществляется Комиссией либо в соответствии с решением Комиссии – государством-членом на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или решениями Высшего совета.

При невозможности распределения объема тарифной квоты по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран решение о распределении объема тарифной квоты между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

В качестве предшествующего периода, как правило, принимаются любые 3 предшествующих года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы импорта.

При невозможности выбрать такой предшествующий период объем тарифной квоты распределяется на основе оценки наиболее вероятного распределения реального объема импорта.

11. При поставках товара в течение срока действия тарифной квоты не устанавливаются условия и (или) формальности, препятствующие любой третьей стране полностью использовать выделенный ему объем тарифной квоты.

12. По просьбе третьей страны, заинтересованной в поставке товара, Комиссия проводит консультации по вопросам:

1) необходимости перераспределения выделенного объема тарифной квоты;

2) изменения избранного предшествующего периода;

3) необходимости отмены условий, формальностей или любых других положений, установленных в одностороннем порядке в отношении распределенного объема тарифной квоты или ее неограниченного использования.

13. В связи с установлением тарифных квот Комиссия:

1) по просьбе третьей страны, заинтересованной в поставке товара, предоставляет информацию, касающуюся метода и порядка распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а также объема тарифной квоты, в отношении которого выданы лицензии;

2) публикует информацию об общем количестве или стоимости товара, предназначенного для поставки в рамках выделенного объема тарифной квоты, о датах начала и окончания срока действия тарифной квоты и любых их изменениях.

14. Кроме случаев распределения объема тарифной квоты между третьими странами, Комиссия не вправе требовать, чтобы лицензии использовались для импорта товара из какой-либо определенной третьей страны.

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ. МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ. МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Первая устная консультация БЕСПЛАТНО (звоните или пишите в WhatsApp +7(906)4-313-865) Устная консультация – 1000 рублей Письменная консультация – 5000 рублей Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации) – 15000 рублей Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации, обжалование неправомерных действий и решений) – 30000 рублей Ведомственное обжалование (решения о классификации, таможенной стоимости, преференциям, применении форм контроля) – 20 000 рублей Сопровождение административного расследования и подготовка жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 20 000 рублей Судебное оспаривание (подготовка позиции по делу + командировочные расходы) – 40 000 рублей Сопровождение таможенной проверки (подготовка ответа на запроса, составление возражений на акт проверки) – 40 000 рублей Перечень и цена услуг могут быть изменены по соглашению сторон. В цену услуг не включается НДС, так как услуги оказываются по договору с индивидуальным предпринимателем применяющим упрощенную систему налогообложения. Эл.почта WhatsApp +7(906)4-313-865

Твитнуть

Порядок оформления импортных квот

Данное ограничение зачастую должно быть подкреплено выдачей соответствующих лицензий отдельной группе людей либо определенному количеству субъектов хозяйствования. К примеру, в США существует импортная квота на ввоз сыра, который разрешен только конкретному кругу компаний. Каждой из них предоставлено такое право импорта на конкретное количество фунтов сыра зарубежного производства.

Величина квоты каждого субъекта хозяйствования определяется, исходя из количества, которое было импортировано компанией в предыдущие периоды. Иногда право продажи может быть предоставлено только правительствам государств-экспортеров. В данном случае речь идет о таком товаре, как военное снаряжение или сахар.

Импортная квота и внутренняя цена на товар

Не нужно думать, что введение импортной квоты способствует ограничению ввоза товаров без подъема внутренней цены на них. Из-за введенных ограничений всегда поднимается цена товар, который импортируется. При ограничении импорта можно наблюдать следующее: спрос на товар при первоначальной цене превосходит все внутренние предложения с добавлением суммы импорта. Поэтому цена будет увеличиваться до тех пор, пока не установиться новая ситуация на рынке. В результате импортные пошлины и квоты поднимают внутренние цены на такую же сумму, что тариф, ограничивающий ввоз товаров до такой же величины. Исключение составляет случай монополии внутреннего характера, при наличии которой квота может поднимать цены на порядок.

Связь квот и лицензий

Квоты и лицензии — это меры по ограничению ввоза или вывоза товаров. И чаще всего квотирование работает через лицензирование: на основании квот компаниям выдаются лицензии на ввоз или вывоз товара. Если вы планируете ввозить в страну лицензионный товар, на который распространяются квоты, в ходе оформления лицензии может оказаться, что годовая квота уже исчерпана. Тогда придется отказаться от торговли этим товаром или ждать начала следующего года. Порой квотирование товара сразу подкрепляется выдачей лицензий ряду компаний.

Квота и тариф: основные различия

Основным различием между двумя этими понятиями является то, что с введением квоты правительство не получает никакого дохода.


Если при ограничении импорта квота используется вместо пошлины, то денежные средства, которые могли бы стать источником наполнения бюджета, достаются субъекту, который приобретает соответствующие лицензии. Их держатели закупают импортные товары для дальнейшей их реализации на внутреннем рынке, но уже по достаточно высокой цене. Прибыль, получаемая держателями таких лицензий, известна под названием «квотная рента».

Экспортные и импортные операции

Для достижения взаимовыгодности в международной торговле для всех ее участников должен сложиться самым благоприятным и эффективным способом экспорт и импорт для каждого отдельного государства. На практике данная эффективность определена адекватной системой международных расчетов и мировых цен.

Международная торговля характеризуется экспортно-импортными операциями. Что такое импорт, можно понять, исходя из определения импортной квоты. А экспорт – вывоз за границу различных товаров и услуг с целью реализации их на внешнем рынке. В данном случае товаром могут считаться и технологии, которые предполагается вывезти за пределы того или иного государства. Особая форма экспорта – реэкспорт, подразумевающий вывоз товаров, ранее ввезенных без какой-либо переработки в этом государстве.

Экспорт и импорт фиксируются по факту пересечения границы и находят отражение во внешнеэкономической и таможенной статистике.

Зачем устанавливают квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней
Квота — это специальная защитная мера: ввоз лимитируется, если государство считает, что определенные товары нанесут вред экономическому положению страны или его гражданам, а еще — если на этот счет есть международные соглашения. Чаще всего с помощью квот государство старается защитить местных производителей таких же конкурирующих товаров.

Еще один случай введения квот — ответ на дискриминационные меры иностранных государств или иностранных торговых партнеров. А еще квотирование помогает избегать чрезмерной зависимости от продукции одной страны: ведь ее объем может сократиться из-за неблагоприятных климатических условий или экономической ситуации в этой стране. И если государство грамотно квотирует импорт и “не складывает все яйца в одну корзину”, то граждане лучше защищены.

Виды импортных квот

Рассматривая теоретические аспекты данного понятия, необходимо выделить следующие типы квот: групповые, глобальные, индивидуальные, антидемпинговые, специальные и компенсационные.

Квоты групповые – ограничения по ввозу товаров с четким определением группы государств, из которых они импортируются.

Квоты глобальные представлены ограничениями, которые устанавливаются для определенного товара без указания стран, из которых он импортируется.

Антидемпинговые квоты характеризуется ограничениями в объеме импорта товара в то или иное государства. При этом речь идет о товаре, участвующим в антидемпинговом расследовании, который разрешается импортировать на протяжении утвержденного срока.

Квоты компенсационные представлены предельным объемом импорта конкретного товара, который является антисубсидиционным объектом, который, как и в предыдущем случае, разрешается импортировать на протяжении некоторого срока.

На какой срок устанавливают квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней

Квота устанавливается на год, если в ней есть необходимость. Чиновники устанавливают ограничения по ввозу после консультаций с конкретным государством-поставщиком и с учетом его и российских интересов в поставках. Часто импортную квоту распределяют между несколькими странами-поставщиками. Квоту вводят относительно количества товара или его стоимости. Перед утверждением квотирование тщательно рассчитывается.

Особенности

Как уже упоминалось выше, импортная квота (формула ее исчисления изображена в любом экономическом учебнике) нации обходится намного дороже, чем аналогичный по сумме тариф.


В данном случае речь идет о факте монополизации внутреннего рынка в связи с введениями ограничений на ввоз товаров. К примеру, крупная российская промышленная компания не получает монопольную и неразделимую власть при использовании тарифа, так как ей противостоит эластичное предложение по цене на мировом уровне с добавлением тарифа. Однако при введении импортной квоты российский субъект хозяйствования уже не опасается повышения цен, так как имеет уверенность в ограничениях для аналогичного товара зарубежного производства на его ввоз на территорию РФ. В результате это ограничение позволяет доминирующей фирме получать крупную прибыль посредством повышения цен.

Таким образом, импортная квота может привести к установлению на рынке внутри государства очень высокой цены с одновременным снижением уровня выпуска продукции.

Влияние квот на национальное благосостояние

Влияние рассматриваемых ограничений на ввоз товаров на национальное благосостояние проявляется при распределении властью прав на импорт. Основными способами распределения импортных квот являются:

  • аукцион, организованный на конкурентной основе;
  • система предпочтений;
  • распределение квот по методу «затрат».

Импортные квоты зачастую продаются государством на открытом аукционе, где устанавливается та цена на данные лицензии, которая приравнивается к разнице между стоимостью, которая установлена импортером, и внутренней ценой, за которую продается импортируемый товар.

Несмотря на дешевизну открытых аукционов при распределении импортных квот, по факту они не используются.

Чаще всего встречается при распределении таких ограничений аукцион на конкурентной основе. В этом случае получает толчок к развитию подпольный бизнес и теневая экономика. При таком распределении обладателями становятся те, которые большую взятку дадут.

Импортные квоты иногда размещаются с учетом явных и системных предпочтений, при которых государством закрепляются такие ограничения за конкретными компаниями без заявок, переговоров и конкурентной борьбы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]