Условия поставки ФОБ (FOB) — Free On Board


ФОБ (англ. FOB, Free On Board, «свободно на борту судна», «франко-борт») — вариант условий поставок в соответствии с международными правилами Incoterms, который предполагает, что ответственность за товар и риски его повреждения переходят от продавца к покупателю в момент, когда отправление находится на борту судна (после погрузки).

Контрактная цена и что такое базис поставки?

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена – это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки.

Обязанности покупателя

Покупателем, является сторона принимающая груз. На него возлагается мало обязанностей. Необходимо выбрать необходимый борт судна, для погрузки товара и сообщить, о сделанном выборе продавцу. Произвести оплату по договору купли-продажи. Если покупатель имеет право установить дату и место получения товара, он обязан известить об этом продавца.

Существуют порты, в которых ответственность за погрузку на борт груза, несёт именно покупатель. Такое случается крайне редко. Оформление лицензии, свидетельства и прочие таможенные формальности, возлагаются исключительно на покупателя. Оплата осмотра груза властями, оплачивается покупателем.

Необходимо понимать, что ответственность за сохранность груза, несут обе стороны. Продавец отвечает за товар, до момента погрузки на борт. Покупатель отвечает, за всё происходящее с грузом, с момента его погрузки на борт. Права на транспортируемый груз, от продавца к покупателю, переходят вместе с ответственностью.

Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

Что такое – fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает – и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда – недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства. Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce — The World Business Organization https://www.iccwbo.org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила – Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки – Basis terms of delivery. Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий. Если у вас дорогой груз или его надо доставить в несколько таможен то в России самый простой и наименее затратный вариант – это нанять таможенного перевозчика.

Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

  • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
  • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
  • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются – покупателя.
  • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
  • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами – сроки поставки.

В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий – FOB и CIF. Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

Недостатки Free On Board

У данного способа перевозки грузов существуют и недостатки. Среди них стоит выделить следующие:

  1. Способ грузоперевозки морскими видами транспорта проблематично организовать. Придётся полностью довериться продавцу и надеяться на его честное слово.
  2. Всю документацию придётся предоставлять на расстоянии.
  3. Транспортировка водным путём, занимает больше времени, чем авиа перелёт или доставка железнодорожными путями.

Исходя из вышеперечисленных качеств, можно утверждать, о надежности этого способа грузоперевозки в случае, если вы сотрудничаете с добросовестными проверенными продавцами. Если же у вас возникают сложности в организации процесса перевозки, то компания Fialan готова помочь в этом. Предложить весь комплекс услуг от поиска продавца, до поставки товаров покупателю в России. Звоните!

FOB условия поставки

Заключая контракт на условиях FOB, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки. Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.

FOB в разных версиях Инкотермс

Данные условия перевозки были обозначены в самой первой редакции правил Incoterms — от 1936 г. Позже, в 1976 году, был введён специальный базис FOB Airport (он же FOA), который был разработан специально для перевозки на воздушных судах, но уже в 1980 г. базис FOA был заменён более универсальным FRC (Free Carrier, сейчас это FCA).

Классический базис FOB (для водных судов) остаётся действующим и в текущей редакции правил (Инкотермс 2020).

Условия поставки FOB во многом схожи с базисами FAS и FCA.

CIF условия поставки

Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.

Таким образом, основной разницей между условиями поставкиCIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены CIF и FOB.

Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.

Обязанности отправителя

В качестве отправителя груза выступает продавец товара. По условиям Free On Board, которые оговаривают обе стороны, отправитель обязан доставить необходимый товар в порт и организовать его погрузку на борт. Как правило, судно для погрузки определяет заказчик, но такими полномочиями иногда наделяется покупатель.

По сути, после погрузки, отправитель больше ответственности за товар не несёт. Это логично, ведь он не выбирал судна и не присутствует рядом, во время транспортировки. Однако он отвечает за расходы, связанные с доставкой груза на борт. Отправитель обязан должным образом предупредить покупателя, о дате и месте получения товара.

Транспортные условия и коммерческие риски

Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия. При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

  • порт погрузки и выгрузки товара;
  • точка передачи или перевалки груза;
  • вид чартера или коносамента;
  • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
  • порядок определения сталийного времени;
  • нормы погрузки и выгрузки;
  • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

Инкотермс также не оговаривает, кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

Преимущество Free On Board

Какую выгоду несет перевозка FOB Инкотермс и в чем ее особенные преимущества:

  1. FOB используется исключительно для перевозки грузов водным путем, поэтому его не спутают с другими видами грузоперевозки.
  2. В качестве средств передвижения используются водные виды транспорта.
  3. Чётко распределяются обязанности между покупателем и продавцов. Это устраняет неразбериху. Каждый знает, что он должен делать, когда и что оплачивать, какие предоставить друг другу документы.
  4. Все условия FOB обеспечивают безопасность перевозки грузов.
  5. Услугой FOB пользуются многие покупатели. Она достаточно распространена и надежна.

Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно – кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

Какие обязанности возникают у сторон по условиям FOB Инкотермс 2010

Общие обязанности.Если Вы продавец,
то на Вас возлагается обязанность вовремя предоставить товар Покупателю с необходимой коммерческой и сопроводительной документацией.

Если Вы покупатель

– требуется своевременная оплата приобретаемого товара.

Разрешительные документы.
Если Вы продавец
, то должны предоставить экспортное оформление товара за свой счет, а также в период, который предусмотрен по сроку поставки товара. Вся необходимая документация и другие возможные формальности, которые необходимы при экспортном оформлении груза, возлагаются лишь на Вас. Если ими занимается третье лицо, то данные отношения не будут каким-либо образом влиять на ваши обязательства перед Покупателем.

Если вы покупатель,

то несете расходы и ответственность, которые связаны с процессом таможенного оформления груза в стране импорта, а также в стране транзита, если они подразумеваются согласно маршруту международной мультимодальной перевозки.

Договоры перевозки и страхования

.
Если Вы продавец
, то не несете ответственность перед Покупателем по выбору шиппингового агента, не страхуете груз. Продавец на практике часто использует услуги того же агента, у которого Покупателем производится заказ морской перевозки. У подобной схемы есть право на существование, если размер агентских вознаграждений и платежей устраивает всех участников сделки. В противном случае Вы можете обратиться к другому агенту.

Если Вы покупатель,

то вам требуется заключение договора с оплатой услуг дальнейшей перевозки груза. У Вас нет обязательств перед Продавцом с выбором судоходной линии либо агента. На Вас не возлагается обязательство о дополнительном страховании груза. При таможенном оформлении груза в стране импорта Вы обязаны показать таможенным органам документ, который подтверждает стоимость транспортировки к таможенной границе страны импорта.

Обычно таким документом выступает контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт. Условия поставки FOB и выгрузки на таможенной территории РФ предполагают – достаточно показать лишь оплату фрахта. Портовое экспедирование, выгрузка и другие манипуляции с грузом в порту импорта не относятся к таможенной стоимости, не представляют собой основу начисления таможенных платежей.

Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя).
Если Вы продавец
, то должны произвести поставку товара на борт судна в установленное время – следовательно, передать груз в распоряжение Покупателя. В этой ситуации Перевозчиком является или непосредственно судоходная линия, или шиппинговый агент/логистическая компания, которая выкупает у линии и далее перепродает данные услуги для конечных потребителей.
Если Вы покупатель,
то должны принять поставку. Принятие товара носит номинальный характер. Как правило, агенты осуществляют обмен документов.

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Это важно!

Не стоит считать, что буксировка контейнера непосредственно у судоходной линии будет дешевле по сравнению с агентом. Судоходные компании для агентов предоставляют оптовые скидки, на что не удается рассчитывать единичным заказчикам контейнерных перевозок. Тем более, судоходные линии себя не утруждают услугами, дальнейшим экспедированием груза, агент же может предоставить всю доставку от контейнера на борт судна до конечного пункта назначения.
Покупателю важно получить документ коносамента, который нужен, чтобы забрать груз в порту назначения. Данные, которые должны отображаться в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чем следует упоминать в рамках международного договора.

Коносамент может быть и телекс (EDI), и оригинальным. Обычно коносамент издается агентом и передается Продавцу после оплаты им всех затрат для доставки и погрузки. Затем Продавец отправляет коносаменты Продавцу с оригиналами коммерческих документов. При затягивании процедуры по срокам, Покупатель и Продавец отдают распоряжение о телекс-релизе, экономя размер курьерских расходов и время.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]