DAT ИНКОТЕРМС 2010: условия и особенности поставки, выгоды для сторон

Первая версия торговых правил ИНКОТЕРМС была выпущена в далеком 1936 году. Не стоит говорить, что с того момента в экономике изменилось кардинально все. Регулярно выпускаются новые редакции, актуальной на сегодняшний день является 2010 года выпуска. В ней содержатся не только основные условия поставки товара в международных торговых операциях, но и объяснение основных торговых понятий и терминов. ИНКОТЕРМС 2010 отличается более точной и однозначной трактовкой, что несколько упрощает заключение контрактов. К подобным терминам относится и DAT. Рассмотрим его поподробнее.

Появление термина DAT

В редакции ИНКОТЕРМС от 2000 года этого правила еще не существовало. Он пришел на смену термину DEQ, который применялся при поставке груза в порт и имел такие особенности:

  • Оплату экспортных пошлин брал на себя поставщик;
  • Очищение продукции от импортных пошлин оплачивал покупатель;
  • Экспортёр брал на себя риски и расходы, связанные с поставкой товара в указанный порт и его дальнейшей разгрузкой;
  • Покупатель оплачивал доставку груза до собственных складов.

В 2010 году Международная торговая палата посчитала, что такие правила уже утратили актуальность. В них не хватало конкретики, а условия поставки были ограничены. Потому DEQ заменили термином DAT.

Что означает DAT: расшифровка

Термин DAT расшифровывается как «Delivered at terminal», или «поставка на терминале», например, DAT Domodedovo сargo terminal, Moscow (Incoterms 2010)/DAT Грузовой терминал Домодедово, аэропорт Москвы (Инкотермс 2010).

Если объяснить простыми словами, то он означает, что обязательства продавца перед покупателем считаются выполненными после поставки товара на терминал и его выгрузки. Таможенная очистка в задачи экспортера не входит.

Ответственность за выгрузку берет на себя продавец. Соответственно, на него же ложатся при этом все возможные риски в случае порчи и утраты товара.

Расшифровка термина

С английского языка этот термина переводится как «Поставка на терминале…». Это означает, что по условиям договора INCOTERMS DAT 2010, поставка считается выполненной в тот момент, когда отправляющая сторона передаёт в распоряжение покупателя груз в оговоренном терминале. При этом поставщик берёт на себя расходы, связанные с доставкой и разгрузкой товара в указанном месте назначения. Эти издержки включают в себя оплату экспортных таможенных процедур, которые проводятся при вывозе продукции из страны отправителя.

Заключение контракта на условиях поставки DAT INCOTERMS 2010 выгодно тем компаниям, чьи склады расположены рядом с терминалами прибытия. В этом случае расходы заказчика, связанные с доставкой заметно снижаются. Это уменьшает и итоговую стоимость покупаемой продукции.

Международные правила Инкотермс

 Главная — Статьи

Сфера действия Международных правил «Инкотермс» распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров. На основании п. 11 ст. 1211 ГК РФ в случае если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Это положение, в частности, означает, что стороны могут по собственному усмотрению определить, какие термины и в каком объеме применяются к заключенному сторонами договору. Для этого необходимо отразить в договоре согласие сторон на применение Правил «Инкотермс» в редакции от 2000 или 2010 г. Правила «Инкотермс» определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям. Каждый термин представляет собой аббревиатуру из трех букв, первая из которых указывает на точку перехода обязательств от продавца к покупателю:

E — у места отправки (departure);

F — у терминалов отправления основной перевозки, основная перевозка не оплачена (main carriage unpaid);

C — у терминалов прибытия основной перевозки, основная перевозка оплачена (main carriage paid);

D — у покупателя, полноценная доставка (arrival).

Если Правила «Инкотермс-2000» содержали 13 базисных условий поставок товара, то в Правилах «Инкотермс-2010», вступивших в действие с 1 января 2011 г., определены 11 терминов, причем семь из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта:

1. EXW (ex works, франко-склад, франко-завод): товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.

2. FCA (free carrier, франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.

3. CPT (carriage paid to…): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несет покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.

4. CIP (carriage and insurance paid to…) — то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.

5. DAT (delivered at terminal): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку, оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.

6. DAP (delivered at point): поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.

7. DDP (delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех пошлин и рисков.

В «Инкотермс-2010» также определены четыре термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод. В этой группе терминов оба пункта — и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, — являются портами:

1. FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.

2. FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.

3. CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.

4. CIF (Cost, Insurance and Freight) — то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.

Содержание «Инкотермс» в различных ревизиях изменяется. Так, в «Инкотермс-2010» в сравнении с «Инкотермс-2000» термин DAP введен взамен исключенных DAF (delivered at frontier, доставка к границе), DES (delivered ex ship, доставка на борту судна в порту назначения) и DDU (delivered, duty unpaid, доставка в указанное место без растаможки), а вместо DEQ (delivered ex quey, доставка в порт) введен более общий термин DAT.

Рассмотрим краткую характеристику терминов «Инкотермс-2010».

1. Категория «E».

EXW (EX Works)

Франко-завод (название места)

Термин «франко-завод» (также применяется термин «самовывоз») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте, например на заводе, фабрике, складе и т.п. Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

Данный термин возлагает минимальные обязанности на продавца, а покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако если стороны договариваются, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

2. Категория «F».

FCA (Free Carrier)

Франко-перевозчик (название места)

Термин «франко-перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Под перевозчиком понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

FAS (Free Alongside ship)

Свободно вдоль борта судна (название порта отгрузки)

Продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна в согласованном порту отгрузки. Речь идет о том, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски утраты или повреждения товара.

Если стороны хотят возложить на покупателя таможенную очистку товара для вывоза, им следует добавить в договор купли-продажи ясную формулировку.

Данный термин может быть использован только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом.

FOB (Free On Board)

Франко-борт (название порта отгрузки)

Термин «свободно на борту» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки, и что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Этот термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

3. Категория «C».

CFR (Cost and Freight)

Стоимость и фрахт (название порта назначения)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Он обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

По условиям CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

CPT (Carriage Paid To)

Фрахт/перевозка оплачены до… (название места назначения)

Продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.

Перевозчиком является лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самостоятельно или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками переход риска произойдет в момент передачи товара на попечение первого из них.

По условиям CPT на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

CIF (Cost, Insurance and Freight)

Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходит с продавца на покупателя.

Однако по условиям CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки, следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы.

Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям CIF от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. Если покупатель хочет иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

По условиям CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP.

CIP (Carriage and Insurance Paid)

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до… (название места назначения)

Продавец доставит товар названному им перевозчику. Он обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы по доставке товара таким образом.

По условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы.

Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. Если же покупатель хочет иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

Под перевозчиком понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками переход риска произойдет в момент передачи товара на попечение первого перевозчика.

По условиям CIP на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

4. Категория «Д».

DAT (Delivered At Terminal)

Поставка на терминале (название терминала)

Это новый термин «Инкотермс-2010», который может применяться при поставках любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Он означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале указанного места назначения. Под терминалом понимается любое место, в том числе авиа-, авто-, железнодорожный карго-терминал, причал, склад и т.д.

По условиям поставки на продавца возлагаются обязанности по несению всех расходов и рисков, связанных с транспортировкой товара и его разгрузкой на терминале, включая (где это потребуется) любые сборы для экспорта из страны происхождения.

Под перевозчиком понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара.

Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

DAP (Delivered At Point)

Поставка в пункте (название пункта)

Продавец выполнил свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанное место назначения.

Условия поставки DAP возлагают на продавца обязанности нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в место назначения, включая (где это потребуется) любые сборы для экспорта из страны назначения.

Термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под перевозчиком понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским либо внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

На продавца возлагается обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара. Однако он не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара целесообразно использовать термин DDP.

DDP (Delivered Duty Paid)

Поставка с оплатой пошлин (название места назначения)

Продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения.

Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая, где это потребуется, любые сборы для импорта в страну назначения. Под сборами подразумеваются ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, пошлин, налогов и др.

Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (например, НДС), это должно быть четко определено в договоре купли-продажи.

Правила «Инкотермс» предусматривают свободу сторон в определении условий договора, использующего термины «Инкотермс». В зависимости от конкретных потребностей сторон, сложившихся у них в ходе торговых взаимоотношений, обычаев, национального законодательства и иных обстоятельств, стороны могут корректировать используемые термины.

За рамками «Инкотермс» остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией 1980 г. — международным соглашением, имеющим целью унификацию правил международной торговли (речь идет о Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров).

Пример 1. Франко-перевозчик (с указанием пункта) FREE CARRIER — FCA.

Английская компания со склада в Лондоне обязана передать груз российской компании. Доставку товара до Москвы будет осуществлять нанятый российской компанией перевозчик, который заберет товар со склада в Лондоне. Стороны договорились, что продавец страхует перевозимый груз.

При таких условиях в договоре достаточно указать, что договор заключается на условиях FCA в соответствии с «Инкотермс-1990», а также что место сдачи товара продавцом перевозчику — Лондон. Кроме того, нужно подробно оговорить условия страхования груза. Это обусловлено тем, что согласно FCA в обязанности продавца не входит страхование товара. Тем не менее стороны могут откорректировать те или иные условия FCA.

Пример 2. Стоимость и фрахт (наименование порта назначения) COST AND FREIGHT — CFR.

Голландская компания поставляет свою продукцию морем российской компании. При этом стороны груз не страхуют, а обязанности продавца по доставке ограничиваются заключением с перевозчиком договора и сдачей ему для перевозки предмета договора не позднее определенного срока.

В данном случае сторонам достаточно указать, что они заключают договор в соответствии с «Инкотермс-1990» на условиях «CFR Санкт-Петербург с отгрузкой не позднее чем…».

Апрель 2014 г.

Таможенные правила

Назначение административного штрафа за таможенные нарушения

Административная ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

Экспертиза в таможенных нарушениях

Таможенное регулирование и таможенное дело

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами

Терминалы и транспорт

В отличие от DEQ, термин DAT применим ко всем видам транспорта. В базисе поставки под «терминалом» подразумевается любое место, в том числе морской или речной причал, аэропорт, склад, грузовой двор железнодорожной станции или другой пункт. Такая особенность базиса поставки позволяет применять мультимодальную доставку, во время которой возможно использование сразу нескольких видов транспорта.

Осуществлять поставку до места, прописанного в договоре, может любая транспортно-экспедиционная компания, с которой продавец заключает контракт. Отправляющая сторона вправе самостоятельно выбирать перевозчика, так как она несёт ответственность за доставку товара до указанного в договоре терминала.

Покупатель не может вмешиваться в процесс заключения контракта между продавцом и транспортно-экспедиционной компанией, так как оплата доставки происходит за счёт поставщика. Однако если груз пойдёт по нестандартному маршруту, то заказчик вправе согласовать детали поставки с отправляющей стороной.

Если у продавца есть собственный транспорт, то поставка груза выполняется в сопровождении ответственного лица. При этом маршрут, по которому будет направлен товар, разрабатывается поставщиком.

Базис поставки

Условия DAT чётко распределяют обязанности и расходы между экспортёром и импортёром. Это позволяет избежать трений между сторонами сделки.

  1. Продавец возлагает на себя расходы, связанные с доставкой груза, который предварительно очищается от экспортных пошлин, в пункт назначения. Кроме того, поставщик оплачивает разгрузку в терминале, которым может выступать порт, аэропорт или склад.
  2. Обязательства отправляющей стороны по доставке товара считаются выполненными, когда груз и сопровождающие его документы передаются представителю заказчика.
  3. Переход рисков происходит в терминале. В тот момент, когда перевозчик предоставляет товар в распоряжение принимающей стороны, происходит передача рисков. Это значит, что после разгрузки продукции продавец за неё больше не отвечает.
  4. Покупатель обязан оплатить товар, согласно условиям, прописанным в контракте. Кроме того, он несёт затраты на приобретение импортной лицензии и растаможивание груза.

Актуальность использования базиса DAT

На сегодняшний день условия поставки DAT Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2021 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2021. Торговый термин DAT переименован в условие поставки DPU Инкотермс 2021 (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки). Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки DPU Инкотермс 2021, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки DAT Инкотермс 2010.

В Инкотермс 2010 — термины DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) — заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

>

Обязанности продавца по условиям DAT (ДАТ)

Обязанности покупателя по условиям DAT (ДАТ)

А.1. ПОСТАВКА ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.B.1. ОПЛАТА ЦЕНЫ Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.
А.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны.B.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара.
3А.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки. Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара до обозначенного терминала, названного места назначения. Если конкретный терминал не согласован, и если таких терминалов несколько, то Продавец может выбрать наиболее подходящий для него терминал. б) Договор страхования — нет обязательств.B.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки — нет обязательств. б) Договор страхования — нет обязательств.
А.4. ПОСТАВКА ТОВАРА Продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя или другого лица, указанного покупателем, в отгруженном виде с любого прибывшего транспортного средства, прибывшего на терминал в названном месте назначения, в согласованную дату или в пределах согласованного для поставки срока.B.4. ПРИНЯТИЕ ПОСТАВКИ Покупатель обязан принять поставку товара, когда она осуществлена в соответствии со статьей А.4.
А.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Продавец обязан поставить товар с учетом оговорок статьи B.5. и нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4.B.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки в соответствии со статьей А.4. Покупатель обязан, при невыполнении им обязанности в соответствии со статьей B.2., нести все дополнительные риски потери и повреждения, причиненные таким образом товару. Покупатель обязан, при невыполнении им обязанности дать извещение в соответствии со статьей B.7., нести все риски потери или повреждения товара с момента истечения согласованной даты или окончания согласованного срока поставки. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.
А.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6.: нести все расходы, связанные с товаром, до момента его поставки в соответствии со статьей А.4., а также оплатить фрахт и все вытекающие из статьи А.3.а) расходы, включая расходы по погрузке товара и выгрузке его в месте назначения, которые согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и оплатить, если это потребуется, все расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей для экспорта, как и другие пошлины, налоги и прочие сборы, подлежащие оплате при экспорте товара, и расходы, связанные с его транзитной перевозкой через третьи страны, в случаях, когда эти расходы согласно договору перевозки возлагаются на продавца.B.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Покупатель обязан в соответствии с положениями статьи А.3.а): нести все расходы, связанные с товаром, с момента его поставки в соответствии со статьей А.4. нести все дополнительные расходы при невыполнении им обязанности в соответствии со статьей Б.2. или дать извещение в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.
А.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ Продавец обязан известить надлежащим образом покупателя об отправке товара, а также направить покупателю другие извещения, требующиеся ему для осуществления обычно необходимых мер для принятия поставки товара.B.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ Покупатель обязан в случае, если он вправе определить время в рамках обусловленного срока и/или пункт принятия поставки в названном месте назначения, надлежащим образом известить об этом продавца.
А.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет деливери-ордер и/или обычный транспортный документ (например, оборотный коносамент, необоротную морскую накладную, доказательство о перевозке внутренним водным транспортом, воздушную накладную, накладную железнодорожного или автодорожного сообщения или накладную смешанной перевозки), которые могут потребоваться покупателю для принятия поставки товара в соответствии со статьями А.4./B.4. В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).B.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Покупатель обязан принять требуемый деливери-ордер или транспортный документ в соответствии со статьей А.8.
А.9. ПРОВЕРКА — УПАКОВКА — МАРКИРОВКА Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4.Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято поставлять обусловленный контрактом товар без упаковки), необходимую для поставки товара. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.B.9. ИНСПЕКЦИЯ ТОВАРА Покупатель обязан нести расходы, связанные с предпогрузочным осмотром товара за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта.
А.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Продавец обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье B.10., а также возместить все расходы покупателя, понесенные последним вследствие оказания ему помощи. Продавец обязан обеспечить покупателя всей информацией, необходимой для осуществления страхования.B.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Покупатель обязан по просьбе продавца оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений, выдаваемых или передаваемых в стране импорта, которые могут потребоваться продавцу для предоставления товара таким образом в распоряжение покупателя.

Риски сторон

Условия поставки DAT распределяют не только обязанности и расходы между поставщиком и покупателем, но и риски сторон.

  1. Поставщик несёт ответственность за товар до того момента, пока он не передаст его в руки представителю принимающей стороны. Поэтому продавец страхует груз перед отправкой. Таким образом, он снимает с себя финансовые риски и перекладывает их на страховую компанию.
  2. После того как уполномоченное покупателем лицо примет товар, риски перекладываются на принимающую сторону. Если во время доставки до складов заказчика, происходит утрата или повреждение груза, то ответственность за это несёт заказчик или его перевозчик.

Заключая контракт на таких условиях, уделите внимание возможным нюансам, так как договор имеет больший юридический вес, чем правила ИНКОТЕРМС.

Как использовать правила Incoterms (Инкотермс 2020)

Международные правила Инкотермс 2021 могут применяться с 1 января 2021 года, но также можно продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже более ранние версии Инкотермс. Поэтому в международных контрактах купли-продажи при указании условия поставки необходимо точно указать версию Инкотермс.

Важно знать, что правила Инкотермс не заменяют договор купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки Инкотермс не определяют переход право собственности на товар, не указывают цену за товар и способ оплаты или последствия нарушения договора.

Инкотермс лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как: перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.

МТП (ICC) предлагает следующий шаблон для применения правила Инкотермс в Ваш контракт:

«[Выбранное условие поставки Инкотермс] [название порта, пункта или места] Инкотермс [год публикации]»

Например: «FCA Москва Россия Инкотермс 2020»

Выбранное условие поставки Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки, страхования и таможенного оформления.

Обязательства сторон

Условия внешнеторговой сделки накладывают на поставщика и заказчика определённые обязательства.

  1. Со стороны покупателя:
  • Заказчик обязан оплатить товар, согласно условиям, прописанным в договоре.
  • Лицензия на импорт приобретается за счёт покупателя.
  • В контракте, заключённом на таких условиях, можно прописать дополнительный пункт, согласно которому на поставщика лягут обязанности по растаможке груза. Но при этом передача рисков в любом случае будет происходить после разгрузки в пункте назначения.
  • Покупатель обязан принять от поставщика документы, если они соответствуют международным стандартам.
  • Если для очистки груза от импортных пошлин понадобится дополнительная инспекция товара, то её оплачивает заказчик.
  • Принимающая сторона должна известить поставщика о готовности к приёмке товара в терминале.
  1. Со стороны продавца:
  • Поставщик обязан соблюдать условия и сроки поставки, прописанные в контракте.
  • Отправляющая сторона оплачивает расходы по доставке груза до указанного в договоре терминала. У перевозчика, с которым продавец заключил контракт, должны присутствовать транспортные документы. Речь идёт о бумагах, которые понадобятся принимающей стороне для прохождения внутренней таможни и покупки импортной лицензии.
  • Груз, который прибывает в согласованный терминал указанного места назначения, должен быть готовым к проведению процедуры импорта. Это значит, что поставщик обязан очистить товар от пошлин на экспорт.
  • Продавец оплачивает услуги по дополнительной инспекции товара, если прохождение этой процедуры необходимо для экспорта.
  • Издержки, связанные с маркировкой, упаковкой и проверкой груза, принимает на себя отправляющая сторона.
  • Поставщик обязан предоставить бенефициару технические лицензии на поставляемую продукцию:
  • Экспортная лицензия приобретается за счёт отправителя.
  • Продавец уведомляет клиента о том, что товар готов к разгрузке.
  • Отправляющая компания должна представить необходимые документы на груз.

Инкотермс 2021 — требования безопасности

Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.

Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом.

Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.

Особенности поставки на таких условиях

DAT ИНКОТЕРМС 2010 обладает особенностями, которые выделяют его на фоне других правил международной торговли.

  1. Если в договоре не прописано конкретное место для прибытия товара, то поставщик имеет право выбрать наиболее подходящий для него терминал отгрузки. Поэтому заказчику следует прописать в договоре юридический и физический адрес того терминала, в котором ему удобно забирать приобретённую продукцию.
  2. Если покупатель ждёт срочную поставку, то нужно запросить у продавца дату и время, когда груз прибудет в терминал. Также в контракте необходимо прописать штрафные санкции, которые будут наложены на поставщика, в случае срыва сроков.
  3. Заключая контракт, обсудите вопросы, связанные со страховкой. Это позволит снизить финансовые риски.

Преимущества и недостатки

Условия поставки DAT ИНКОТЕРМС обладают как положительными, так и отрицательными моментами

  1. Преимущества для продавца:
  • Не нужно оформлять лицензию на импорт.
  • Есть возможность самостоятельно выбирать транспортные и экспедиторские компании.
  1. Преимущества для покупателя:
  • Груз доставляется до указного терминала.
  • Разгрузка оплачивается поставщиком.
  • Не нужно очищать продукцию от экспортных пошлин.
  1. Отрицательные стороны для продавца:
  • Оформление и оплата экспортной лицензии.
  • Очистка товара от экспортных пошлин.
  • Разгрузка товара в терминале прибытия.
  1. Отрицательные стороны для покупателя:
  • Переход рисков в терминале прибытия.
  • Оплата импортной лицензии и прохождение таможенных процедур.

Основным преимуществом такой сделки является то, что она финансово прозрачна. В ней чётко распределены финансовые расходы сторон.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]