Особенности поставки CIP ИНКОТЕРМС 2010, обязанности сторон и основные нюансы при заключении договора

  • Переход права собственности и рисков
  • Договор поставки на условиях CIP
  • Цена на условиях CIP
  • Перейти на список всех условий Инкотермс

    При осуществлении внешнеторговой деятельности продавцы и покупатели ориентируются на Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года. Ранее действовала редакция 2000 года. Поэтому тем, кто намерен экспортировать или импортировать товары, и в 2021 году нужно брать во внимание актуальные правила 2010 года. Одним из условий поставки является CIP из категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом.

    Этот термин Инкотермс расшифровывается как Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination), или «фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)». В документах это обозначается, к примеру, следующим образом: CIP Владивосток, Россия (Incoterms 2010).

    Расшифровка термина

    Термины, которые входят в ИНКОТЕРМС, разделены на 4 группы. Каждая из них обладает своими особенностями. Аббревиатура CIP относится к группе «C». Это значит, что риски и обязанности переходят от поставщика заказчику у терминала для основной перевозки. При этом доставка полностью оплачивается продавцом. И в отличие от CPT, условия поставки CIP гарантируют покупателю, что заказанный им товар будет полностью застрахован за счёт импортёра. Кроме того, продавец оплачивает и другие расходы, связанные с экспортом.

    Расшифровывая аббревиатуру и переводя термин на русский язык, получаем «перевозка и страхование оплачены до». Это значит, что клиент указывает в договоре пункт назначения, а продавец оплачивает доставку до этого места.

    Сложность работы на таких условиях заключается в том, что ответственность за товар заказчик перекладывает на клиента в тот момент, когда он передаёт груз первому перевозчику. Но при этом поставщик берёт на себя все расходы, связанные с доставкой до пункта назначения, указанного в договоре.

    Заключение контракта на таких условиях уместно в том случае, когда осуществление доставки более выгодно продавцу, нежели покупателю. Например, может быть так, что продукция доставляется из Франции на консолидированный склад в Германию, а оттуда в Россию. В этом случае отрезок пути из Франции в Германию выгодней и удобней оплатить французской компании. Это же касается и страхования груза на этом отрезке пути.

    Цена на условиях CIP

    Цена контракта на условиях CIP включает стоимость товара и расходы, которые понес продавец при выполнении своих обязанностей. Они прописываются в договоре отдельно:

    • Фрахт;
    • Страхование.

    Эти сведения нужны для того, чтобы рассчитать таможенную стоимость товаров. Важно четко указать в договоре пункт назначения согласно условиям CIP: расходы на логистику и страховку до этого места будут включены в таможенную пошлину.

    Допустим, вам нужно доставить груз в Москву из Италии (Рим). В контракте указан пункт назначения CIP Люблин, Польша (Incoterms 2010). Здесь груз передается первому перевозчику. В таком случае при исчислении таможенной стоимости высчитываются расходы на перевозку из Люблина в Москву. Сумма страхового платежа также будет определена с учетом доставки из Рима в Люблин, и она будет включена в расчеты для уплаты таможенных пошлин.

    В контракте можно указать и CIP Москва, Россия (Incoterms 2010). В этом случае расходы на доставку разбиваются на две суммы: до границы с РФ и далее по российской территории до Москвы. Цену логистических услуг по России можно не включать в таможенную стоимость и тем самым сэкономить на уплате импортных пошлин.

    Договор перевозки по условиям CIP таит в себе много подводных камней, как, впрочем, и весь процесс международной торговли. Поэтому нужно четко прописать, какая из сторон несет какие расходы, например, при транзите груза через территорию третьих государств, при выгрузке и погрузке в назначенном месте, по оформлению дополнительной страховки и т.д. Добавим, что грамотно оформленный договор по условиям CIP выгоднее выполнять импортеру, чем экспортеру.

    В конечном счете все оплачивает покупатель, и в первую очередь ему стоит четко отслеживать, как формируется цена контракта, какой объем финансовых затрат предусмотрен на тот или иной пункт.

    Преимущества и недостатки страховки

    Внешнеторговая сделка, заключённая на условиях ИНКОТЕРМС CIP, подразумевает тот момент, что поставщик оплачивает доставку до указанного в договоре терминала. Кроме того, продавец принимает на себя расходы, связанные со страхованием. Но при этом от него требуется только минимальная страховка, которая обладает рядом недостатков. К их числу относятся такие факторы:

    • Страховая цепочка обязательств состоит из трёх, а не из двух звеньев. Это отличает её от прямого договора страхования.
    • Если груз повредится, заказчик обращается в суд, дабы доказать, что перевозчик виноват в порче товара. Подобные судебные разбирательства отнимают время и нервы. Помимо этого, они влекут за собой финансовые издержки на экспертизы и помощь юристов.
    • Если во время перевозки происходит полная утрата товара, то страховая фирма выплачивает собственнику груза денежную компенсацию, сумма которой меньше или равна фактурной стоимости. В это время при прямом страховом договоре владелец груза вправе выбрать удовлетворяющую его сумму компенсации и внести нужный платёж.

    Если покупателя не устраивают условия страхования, включённого в стоимость перевозки, то он сам приобретает дополнительный полис или договаривается об этом с поставщиком. Но оплачивать страховку не всегда целесообразно. Поэтому перед покупкой дополнительного полиса, просчитайте, какие убытки понесет компания при порче или потере груза. Если они будут меньше, чем стоимость страховки, то отказывайтесь от неё.

    Не тратьте деньги на дополнительный полис, если за счёт компенсации от страховки, оплаченной поставщиком, можно:

    • Покрыть расходы на ремонт;
    • Заказать продукцию в другом месте без срыва сроков, финансовых и имиджевых потерь компании.

    Иногда без дополнительной страховки не обойтись. Покупать её нужно в том случае, если:

    • Повреждение или потеря товара становится причиной появления не только прямых, но и косвенных расходов;
    • Утрата или повреждение груза становится причиной остановки производства;
    • Из-за срыва сроков поставки компания потеряет конечных клиентов.

    Если не поставленный в срок груз становится причиной наложения штрафов или отказа от продукции со стороны конечного клиента, то покупайте дополнительную страховку.

    Размер компенсации должен перекрывать сумму, которую покупатель мог заплатить за товар, но не сделал это ввиду его отсутствия. Помимо этого, страховые выплаты должны компенсировать косвенные издержки.

    Должен ли собственник страховать груз или нет

    Основной аргумент к отказу от страхования – в стоимость международной перевозки и так входит небольшой страховой платеж. В частности, CMR либо TIR страхование при автоперевозке предполагает выплату компенсации фактурной стоимости груза при неполной порче либо утрате по вине со стороны перевозчика. Но объект данного страхования – сам груз, а ответственность со стороны перевозчика груза перед собственником.
    Страхование, включенное в стоимость международной перевозки, предполагает свои недостатки:

    — В цепочку страховых обязательств входят не два, а три звена.

    — Чтобы получить компенсацию, для грузовладельца нужны доказательства в суде вины со стороны перевозчика. Для этого нужно время, с дополнительными расходами для соответствующих экспертиз и юридических формальностей.

    — В случае полной утраты груза, максимальная компенсация меньше либо равна фактурной стоимости груза. При прямом договоре страхования у грузовладельца есть право выбора любой суммы компенсации с соответствующим платежом страхования.

    — Если планируете отказаться от дополнительной страховки, нужно заранее продумать убытки своего предприятия в случае порчи либо утраты товара. Действительно лучше отказаться от дополнительного страхования, если можно за счет частичной компенсации страховой компанией перевозчика:

    — Произвести ремонт поврежденного товара, с пользованием им дальше без последствий.

    — Произвести быстрый перезаказ испорченного товара без имиджевых и коммерческих убытков для своего предприятия и клиентов. Для информации: условия поставки по INCOTERMS 2010, аналогичные CIP, но без страхования, подразумевает термин CPT. Когда страховкой пренебрегать не стоит:

    — Когда следствием повреждения либо утраты груза становятся не только прямые убытки, которые связаны с уплаченной стоимостью перевозимого товара, но также может привести к дополнительным непрямым расходам.

    • Страхование грузов в международной торговле

    Расчёт таможенной стоимости

    Одним из важнейших моментов внешнеторговой сделки является процесс оформления товара на границе. Этому моменту уделяется особое внимание, так как в каждом отдельном случае есть свои тонкости прохождения таможенного контроля. Так, условия CIP предполагают, что заказчику на границе, кроме прочих документов, придётся продемонстрировать и страховой полис. В нём обязательно должна быть указана сумма страхового платежа, которая вычисляется из фактурной стоимости. Эту цифру таможенники используют для того, чтобы просчитать таможенную стоимость.


    Кроме того, на внутренней таможне предъявляются документы, которые подтверждают оплату доставки до таможенной границы страны. Сумма, указанная в этих документах прибавляется к фактурной цене. Однако здесь есть несколько моментов, на которых нужно заострить внимание:

    1. Если, например, продукция поставляется из Франции через Германию с условиями поставки CIP Мюнхен, то таможенникам предъявляется договор и счёт от перевозчика, в котором отдельно вынесена стоимость перевозки от немецкого города до таможни. Эта цифра суммируется с фактурной стоимостью.
    2. Если, к примеру, груз едет из Франции на условиях CIP Москва, а пунктом назначения является Нижний Новгород, то заказчику необходимо будет запросить у поставщика документ, который подтверждает стоимость доставки с разбивкой Франция – таможня РФ – Москва. Это позволит вычесть стоимость последнего участка пути из фактурной цены, что снизит таможенные платежи.

    Компании, которые не хотят разбираться в тонкостях работы таможни, могут обратиться к таможенным брокерам.

    Что означает термин CIP

    Термины группы «С» в ИНКОТЕРМС 2010 подразумевают, что ответственность от продавца к покупателю переходит у терминала прибытия основной перевозки, при этом она оплачивается продавцом. Кроме перевозки на продавца возлагается и страхование груза. Все таможенные формальности и расходы по экспорту груза возлагаются также на продавца.
    CIP, сокращенное от «Carriage and Insurance Paid to», переводится как «Стоимость и страхование оплачены до», что подразумевает указание пункта доставки.

    Сложность поставки на условиях CIP заключается в том, что ответственность за товар передаётся покупателю с передачей товара первому перевозчику, но при этом продавцом ещё оплачивается дальнейшая перевозка до указанного пункта.

    Выбирать такие условия поставки уместно тогда, когда заключение договора с перевозчиком продавцу выгоднее, чем заключение аналогичного договора с покупателем. Также, когда заключение договора трудноосуществимо по техническим причинам.

    Например, при доставке груза автотранспортом из Бельгии на консолидационный склад в Германии, с последующей доставкой в Россию. Отрезок пути от поставщика к складу в Германии удобнее и выгоднее оплатить резиденту Бельгии. То же касается и страховки на этом отрезке.

    Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

    8-495-565-32-46

    Страховать или не страховать

    Принятие решения о страховании груза сложно даётся его собственнику.

    Главным аргументом в пользу отказа от страхования является тот факт, что стоимость международной перевозки уже и так включает небольшой страховой платёж.

    Например, CMR или TIR страхование при автоперевозке подразумевает компенсацию фактурной стоимости груза при его порче или утрате по вине перевозчика.

    Однако объектом такого страхования является не сам груз, а ответственность перевозчика перед собственником груза.

    Недостатками такого страхования, включённого в стоимость международной перевозки, можно назвать следующие факторы:

    • цепочка страховых обязательств состоит из трёх звеньев, а не из двух, как в прямом договоре страхования;
    • для получения компенсации грузовладельцу требуется в судебном порядке доказать вину перевозчика, что занимает время и влечёт затраты на юридические формальности и экспертизы;
    • при полной утрате груза максимальная сумма компенсации меньше или равна фактурной стоимости груза, в то время как при прямом договоре страхования, грузовладелец вправе выбрать любую сумму компенсации c соответствующим страховым платежом.

    Если вы хотите отказаться от дополнительной страховки, подумайте наперёд, какие убытки потерпит ваше предприятие при утрате или порче товара.

    Вам действительно лучше отказаться от дополнительного страхования груза, если за счёт частичной компенсации страховой компанией перевозчика можно:

    • отремонтировать повреждённый товар и безболезненно пользоваться им дальше;
    • быстро перезаказать утраченный товар без коммерческих и имиджевых убытков для вас и ваших клиентов.

    Для информации: условия поставки по INCOTERMS 2010, аналогичные CIP, но без страхования, подразумевает термин CPT.

    В каких случаях не следует пренебрегать страховкой:

    • когда повреждение/утрата груза причинит не только прямые убытки, связанные с уплаченной стоимостью товара, но и может стать причиной дополнительных непрямых расходов.

    Например, если не поставленный в срок товар накладывает на вас финансовые обязательства перед конечным покупателем (штрафы или отказ от продукции), то есть смысл увеличить размер страховой компенсации до суммы, которую вам мог бы заплатить покупатель, но не сделает этого ввиду отсутствия товара.

    Другими словами, установить страховое покрытие в размере суммы возможной недополученной прибыли и фактурной стоимости товара.

    На что обратить внимание при расчете таможенной стоимости товара

    Если вы ввозите товар на условиях CIP, то кроме прочих документов, внутренняя таможня потребует от вас страховой полис, где будет указана сумма страхового покрытия и сумма страхового платежа. Последняя цифра вам понадобится для расчёта таможенной стоимости товара.
    Сумма страхового платежа вычитается из фактурной стоимости, указанной на условиях CIP.

    Кроме того, необходимо предъявить документ, подтверждающий стоимость перевозки груза до таможенной границы.

    Здесь есть нюанс: например, вы везёте товар из Бельгии, условия поставки CIP Мюнхен (Германия), — значит, вы должны предоставить договор и счёт от перевозчика, где отдельно будет указана стоимость перевозки от Мюнхена то таможенной границы (не конечного пункта назначения, а именно точки пересечения границы государства ввоза). Эту сумму придется прибавить к фактурной.

    Если вы везёте товар из той же Бельгии, но условия поставки у вас CIP Москва (РФ), а конечный пункт назначения Рязань, то вам необходимо запросить у своего продавца (ведь именно он платит за перевозку до Москвы), документ, подтверждающий стоимость перевозки с разбивкой Бельгия — таможенная граница РФ — Москва. Тогда стоимость последнего участка пути для расчёта таможенных платежей из фактурной стоимости необходимо вычесть. При необходимости можно обратиться к услугам таможенного брокера.

    Обязанности сторон

    В сделке, заключённой на таких условиях, риски между покупателем и продавцом делятся примерно поровну. Это значит, что и на отправляющую, и на принимающую сторону ложатся определённые обязанности.

    1. Поставщик должен:
    • Осуществить своевременную поставку в терминал, указный в договоре;
    • Представить заказчику документы, которые подтверждают поставку;
    • В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые могут сорвать прописанные в контракте сроки поставки, уведомить об этом покупателя.
    1. Заказчик должен:
    • Оплатить прописанную в контракте стоимость;
    • Указать в договоре конечный пункт отгрузки.

    Договоры перевозки и страхования

    Условия поставки CIP чётко распределяют обязанности по перевозке и страхованию груза. Заключая договор на таких условиях, и принимающая, и отправляющая сторона будет знать, за что она отвечает.

    1. Отправитель:
    • На плечи импортёра ложится поиск транспортной компании, которая доставит товар в пункт назначения. Отыскав такую фирму, продавец заключает с ней договор и полностью оплачивает её услуги.
    • Заключая договор с клиентом, отправитель прописывает место передачи груза транспортной компании. Сделать это нужно обязательно, так как по условиям договора, поставщик снимает с себя риски в тот момент, когда он передаёт товар перевозчику.
    • По условиям такого договора, в обязанности импортёра входит оплата страхования груза до места основной разгрузки или другого пункта, если это отдельно прописано в контракте.
    • Заключив договор со страховой компанией, продавец передаёт клиенту полис или другой документ, подтверждающий страхование груза. Делается это для того, чтобы заказчик напрямую обращался в страховую компанию, если возникнет страховой случай.
    1. Получатель:
    • Когда товар прибывает в пункт назначения, прописанный в контракте, бенефициарий забирает его своим перевозчиком и доставляет до места финальной выгрузки;
    • Если клиенту нужна дополнительная страховка, то вопросы, связанные с её оформлением и оплатой, он берёт на себя;
    • Заказчик не несёт никаких обязательств перед поставщиком относительно выбора страхового агентства и транспортной компании. Эти вопросы продавец решает самостоятельно.

    Цена CIP, условия оплаты и переход права собственности

    Цена CIP (CIP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до места назначения и стоимости страхования товара в пользу покупателя.

    Условия поставки CIP Инкотермс

    не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CIP указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки, страхования и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

    Поставка и приёмка

    Отправляющая сторона

    Условия CIP гласят, что поставщик обязан доставить груз клиенту в то место, которое было прописано в контракте.

    Принимающая сторона

    После получения извещения от продавца о том, что товар готов к разгрузке, покупатель или его уполномоченное лицо принимает груз в месте, обозначенном в договоре, как пункт назначения.

    В зависимости о того, какие были выбраны условия страховки, в процессе передачи товара может принимать участие представитель страховой фирмы. Его задача заключается в том, чтобы он убедился в сохранности застрахованного груза. В этом заинтересована сама страховая компания, так как она отвечает за товар до того момента, пока перевозчик не передаст его заказчику.

    Актуальность использования базиса CIP

    На сегодняшний день условия поставки CIP Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2021 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2021. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки CIP Инкотермс 2021, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки CIP Инкотермс 2010.

    >

    Обязанности продавца по условиям CIP (СИП)

    Обязанности покупателя по условиям CIP (СИП)

    А.1. ПОСТАВКА ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.B.1. ОПЛАТА ЦЕНЫ Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.
    А.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара.B.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны.
    А.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ a) Договор перевозки. Продавец обязан заключить за свой счет на обычных условиях договор перевозки товара до согласованного пункта в названном месте назначения по обычному маршруту и обычно принятым способом. Если такой пункт не согласован или не определен практикой подобного рода поставок, продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт в названном месте назначения. б) Договор страхования. Продавец обязан обеспечить за свой счет, как это согласовано в договоре купли-продажи, страхование груза на условиях позволяющих покупателю или другому лицу, обладающему страховым интересом, обратиться непосредственно к страховщику, а также предоставить покупателю страховой полис или иное доказательство страхового покрытия. Страхование должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующейся хорошей репутацией, и, если нет специальных соглашений о противоположном, то страхование должно быть произведено в соответствии с минимальным покрытием согласно Условиям Института по разработке грузовых терминов /Institut Cargo Clauses (Объединение лондонских страховщиков /Institute of London Underwriters) или любого подобного сборника договорных статей. Продолжительность страхового покрытия должна соответствовать статьям B.4. и B.5. По требованию покупателя и за его счет продавец обязан произвести страхование от военных рисков, забастовок, мятежей и других гражданских волнений, если это возможно. Страхование должно покрывать, как минимум, предусмотренную в договоре купли-продажи цену плюс 10% (т.е. 110%) и должно быть заключено в валюте договора купли-продажи.B.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки — нет обязательств. б) Договор страхования — нет обязательств.
    А.4. ПОСТАВКА ТОВАРА Продавец обязан предоставить товар перевозчику, с которым заключен договор перевозки в соответствии со статьей А.3., а при наличии нескольких перевозчиков первому из них для транспортировки в согласованный пункт в названном месте назначения в установленную дату или в пределах согласованного срока.B.4. ПРИНЯТИЕ ПОСТАВКИ Покупатель обязан принять поставку товара сразу после его доставки в соответствии со статьей А.4. и получить товар от перевозчика в названном месте назначения.
    А.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Продавец обязан с учетом оговорок статьи B.5. нести все риски потери или повреждения товара до момента, когда он будет поставлен в соответствии со статьей А.4.B.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки в соответствии со статьей А.4. Покупатель обязан, при невыполнении им обязанности дать извещение в соответствии со статьей B.7., нести все риски потери или повреждения товара с момента истечения согласованной даты или даты окончания зафиксированного срока поставки. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.
    А.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Продавец обязан с учетом оговорок статьи B.6.: нести все расходы, связанные с товаром, до момента его поставки в соответствии со статьей А.4., а также оплатить фрахт и все вытекающие из статьи А.3.а) расходы, включая расходы по погрузке товара и выгрузке его в месте назначения, которые согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и оплатить расходы по страхованию, вытекающие их статьи А.3.а), и оплатить, если это потребуется, расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей для экспорта, как и другие пошлины, налоги и прочие сборы, подлежащие оплате при экспорте товара, и расходы, связанные с его транзитной перевозкой через третьи страны, в случаях, когда они согласно договору перевозки возлагаются на продавца.B.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Покупатель обязан с учетом оговорок статьи А.3.а): нести все расходы, связанные с товаром, с момента его доставки в соответствии со статьей А.4., и нести все расходы и сборы, связанные с товаром во время его транзитной перевозки в место назначения, за исключением случаев, когда они согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и оплатить расходы по выгрузке товара, за исключением случаев, когда они согласно договору перевозки возлагаются на продавца, и нести все дополнительные расходы вследствие невыполнения им обязанности дать надлежащее извещение в соответствии со статьей B.7. с момента исчисления согласованной даты или с окончания согласованного срока для отгрузки. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора, и оплатить, если это потребуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара, и, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны, если они не включены в расходы договора перевозки.
    А.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о том, что товар поставлен в соответствии со статьей А.4., а также направить покупателю любое другое извещение требующееся ему для осуществления обычно необходимых мер для получения товара.B.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПРОДАВЦУ В случае, если покупатель вправе определить срок отправки товара и/или пункт назначения, он должен надлежащим образом известить об этом продавца.
    А.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ или транспортные документы (например, оборотный коносамент, необоротную морскую накладную, доказательство о перевозке внутренним водным транспортом, воздушную накладную, накладную железнодорожного или автомобильного сообщения или накладную смешанной перевозки) в соответствии со статьей А.3. В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).B.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Покупатель обязан принять предусмотренный статьей А.8. транспортный документ, если он соответствует условиям контракта купли-продажи.
    А.9. ПРОВЕРКА — УПАКОВКА — МАРКИРОВКА Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4. Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки), необходимую для организуемой им перевозки товара. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.B.9. ИНСПЕКЦИЯ ТОВАРА Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта.
    А.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране отправки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара, или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны. Продавец обязан обеспечить покупателя всей информацией, необходимой для осуществления любого дополнительного страхования.B.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю. Покупатель обязан обеспечить продавца всей информацией, необходимой для осуществления дополнительного страхования.

    Ответственность и риски

    Поставка CIP поровну разделяет риски и ответственность между импортёром и клиентом. Это позволяет избежать трений между сторонами.

    1. Продавец полностью отвечает за груз только до того момента, пока он не передаст его первому перевозчику. Вместе с передачей товара, он снимает с себя риски, что выгодно для него. Если после этого с продукцией что-то случится, то поставщик не будет нести за это ответственности.
    2. Когда клиент забирает приобретённую продукцию в оговоренном месте, он перекладывает ответственность на себя. С этого момента утрата или повреждения груза повлекут за собой финансовые издержки только со стороны покупателя.
    3. После передачи товара перевозчику и до того момента, как он прибудет в поименованное место, за него отвечает страховой агент. Если на этом отрезке пути с товаром что-то произойдёт, то страховая фирма возместит ущерб. И хотя полис подписывал продавец, но финансовые вопросы будут решаться с покупателем, как с бенефициаром.

    Расходы сторон

    Чтобы понять, как распределяются расходы между сторонами, нужно изучить CIP условия поставки.

    1. Поставщик:
    • По условиям договора, продавец обязан полностью очистить товар от пошлин, связанных с экспортом.
    • Он берёт на себя ответственность, связанную с оплатой транзита груза по территории тех стран, которые находятся на отрезке пути до обозначенного в договоре пункта назначения.
    • Финансовые издержки, связанные с разгрузкой, импортёр также берёт на себя, если в договоре не прописаны другие условия.
    1. Заказчик:
    • Приняв товар в указанном в договоре месте, заказчик перекладывает на себя не только риски, но и финансовые обязательства. Доставку груза из терминала прибытия основной перевозки до своих складов или другого конечного места он оплачивает самостоятельно.
    • Если в пункте прибытия, прописанном в контракте, делается перегрузка товара из транспорта перевозчика в машины принимающей стороны, то покупатель оплачивает только погрузку в свой транспорт.
    • Финансовые издержки, связанные с прохождением таможни после забора груза в пункте назначения, полностью ложатся на заказчика. Он оплачивает лицензию на импорт и другие расходы.

    Извещения поставщику и заказчику

    Чтобы груз не задерживался в терминале прибытия, обе стороны используют извещения о готовности к отгрузке или приёмке.

    После передачи груза первому перевозчику, продавец отправляет соответствующие документы заказчику. Ну а когда товар придёт в пункт назначения, он обязан отправить покупателю уведомление о прибытии.

    Получив уведомление поставщика, выгодоприобретатель должен подтвердить этот факт. Если уведомление ему не пришло, то он должен зафиксировать отсутствие извещения и сообщить об этом продавцу.

    Обязанности продавца и покупателя по CIP

    Как уже было сказано выше, правила ИНКОТЕРМС 2010 устанавливает определённые обязанности для всех участников сделки. Необходимо чётко разграничивать эти обязанности во избежание конфликтных ситуаций.

    Рассмотрим обязанности продавца и покупателя параллельно и по категориям.

    По CIP продавец оформляет страховку с минимальным покрытием.

    Общие обязанности

    К общим обязанностям того, кто продаёт товар, можно отнести следующие пункты:

    • Своевременная доставка продукта в установленное договором купли-продажи место.
    • Предоставление партнёру всех необходимых документов, которые подтверждают факт поставки.
    • Гарантирование соответствия товара всем обговорённым ранее характеристикам.

    Его коллега, в свою очередь, должен своевременно оплатить товар.

    Лицензии, разрешения, контроль безопасности

    Тот, кто отвечает за реализацию товара, должен оформить экспортную лицензию и оплатить все расходы, связанные с выполнением этой процедуры.

    Коллега этого участника сделки оформляет импортную лицензию. На его плечи ложится таможенное оформление при ввозе товара.

    Переход рисков и права собственности

    Переход рисков и права собственности от продавца к покупателю осуществляется сразу после передачи груза первому перевозчику. Эта процедура осуществляется в специальном терминале, который обозначен в официальной документации сделки.

    Осуществление поставки

    Одна из основных обязанностей того участника сделки, кто продаёт товар, — осуществление поставки. Эта процедура должна быть выполнена своевременно, в назначенное договором купли-продажи место.

    Распределение расходов

    Продавец отвечает за оплату следующих процедур:

    • Все процедуры, связанные с грузом до передачи перевозчику.
    • Фрахт и иные дополнительные расходы.
    • Таможенное оформление при вывозе товара.
    • Страхование.

    Покупатель же погашает расходы за выполнение следующих процедур:

    • Все процедуры, связанные с грузом после передачи перевозчику.
    • Иные дополнительные расходы.
    • Таможенное оформление при ввозе товара.

    Отправка извещений

    Очень важной частью сделки является отправка извещений. Она позволяет отслеживать ход операций всеми сторонами.

    Покупатель обязан отправить своему партнёру пакет документов, который необходим для подтверждения отгрузки груза первому перевозчику. Также они необходимы для осведомления покупателя о прибытии груза в назначенное договором купли-продажи место.

    В свою очередь, покупатель должен подтвердить получение от партнёра этого пакета документов или, наоборот, опровергнуть факт получения.

    Похожие условия имеет базис поставки CPT ИНКОТЕРМС 2010, однако здесь обязательств по страховке нет ни у одной из сторон. Каковы правила поставки на условиях FOB ИНКОТЕРМС 2010 узнайте здесь. Данный термин применим сугубо для перевозок водным транспортом.

    Документы, подтверждающие поставку

    Поставщик

    Если изучить условия CIP, становится понятным, что без документов нельзя завершить внешнеторговую сделку. Импортёр обязан предоставить заказчику полный пакет документов, которые подтверждают отгрузку и факт поставки в назначенное место. Также продавец передаёт покупателю стандартные коммерческие бумаги, без которых невозможно будет пройти таможенный контроль.

    Покупатель

    Со своей стороны, клиент обязан принять этот пакет документов, если он соответствует международным нормам.

    Упаковка, маркировка и проверка

    Продавец

    Поставщик полностью отвечает за качество поставляемой продукции. Поэтому он следит за тем, чтобы груз был правильно промаркирован и качественно упакован. Если требуется провести инспекцию товара сторонней компанией, то эту услугу оплачивает продавец.

    Клиент

    Условия поставки СИП дают покупателю право инспектировать товар во время приёмки. Если представитель принимающей стороны замечает, что груз повреждён или недопоставлен, то возникает страховой случай. Этот момент фиксирует работник страховой компании.

    Предоставление необходимой информации покупателю и продавцу

    В редакции ИНКОТЕРМС 2010 условия поставки CIP гласят, что стороны торговой сделки должны предоставлять друг другу необходимую информацию, помимо той, которая уже есть в контракте.

    1. Продавец даёт заказчику пакет документов, указанный в договоре. Если покупателю понадобятся дополнительные бумаги, то поставщик должен содействовать ему в их получении.
    2. Покупатель своевременно предупреждает импортёра о том, что ему может понадобиться дополнительная информация, кроме той, которую продавец предоставил.

    Перед заключением контракта на таких условиях нужно рассмотреть преимущества и недостатки поставки CIP. Это позволит избежать проблем и неприятных сюрпризов в будущем.

    Отличия условий поставок CIP и CPT

    Разница между условиями поставки CIP и CPT — в страховании товара продавцом в пользу покупателя. Простыми словами по условиям поставки CIP: за счет продавца, застрахованный товар, прошедший экспортное таможенное оформление, силами продавца перевозится до указанного места назначения, риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство). По базису поставки CPT Инкотермс 2010: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, силами продавца перевозится до указанного места назначения, риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство). Отличия условия поставки CIP от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]