Incoterms 2021 vs 2010. Основные нововведения Incoterms 2021

ГлавнаяИнформацияИнкотермс 2020

Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, принятые участниками внешней экономической деятельности, для разграничения ответственности между покупателем и продавцом за риск, связанный с доставкой груза. Всего принято 11 правил, каждое из которых обозначается тремя заглавными английскими буквами, обозначающими условия поставки. Впервые правила появились в 1936 году, с тех пор они регулярно переиздаются в связи с изменениями логистических процессов и коммерческой практики. С 1 января 2020 года действует новая редакция правил Инкотермс 2021, но это не отменяет действие предыдущих редакций.

Для удобства и наглядности применяется схема:

Таблица. Условия поставки Инкотермс 2020

Условия поставкиЗатарка грузаЗатаможкаДоставка до пункта погрузкиПогрузка на судноМорская перевозкаВыгрузка с суднаДоставка до места назначенияСтрахованиеРастаможка
EXWПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупатель
FCAПродавецПродавецПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупатель
FASПродавецПродавецПродавецПокупательПокупательПокупательПокупательПокупательПокупатель
FOBПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПокупательПокупательПокупательПокупатель
CFRПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПокупательПокупательПокупатель
CIFПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПокупательПродавецПокупатель
CPTПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПокупательПокупатель
CIPПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупатель
DPUПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПокупатель
DAPПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПокупатель
DDPПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПродавецПокупательПродавец

Существует 11 терминов условий поставки в ИНКОТЕРМС 2020, разделенных на 4 группы:

  • Группа E (самовывоз.): EXW;
  • Группа F (за перевозку платит покупатель): FCA, FAS, FOB;
  • Группа C (за перевозку платит продавец): CPT, CIP, CFR, CIF;
  • Группа D (доставка): DAP, DPU, DDP.

Что такое Инкотермс 2021 (Incoterms 2020)?

Инкотермс 2021 (Incoterms 2020) – это 11 международных правил, применяемых в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).

Правила Incoterms (Инкотермс) представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров. Incoterms ® (англ. International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC). Правила Инкотермс ICC предназначены для использования торговых терминов в национальной и международной торговле.

Инкотермс 2010 больше не актуален?

На текущий момент актуальной версией свода правил международной торговли является Incoterms-2020, но это не значит, что участники ВЭД не имеют права пользоваться базисами поставки из более ранних версий: Incoterms-2010 и Incoterms-2000.

Согласно рекомендациям Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce или сокращенно ICC), для того чтобы продолжить использовать условия поставок предыдущих редакций Incoterms, контрагентам, при заключении внешнеторгового контракта, необходимо помимо базиса указать версию международных правил по следующему шаблону:

«[Выбранный базис] [порт/город или иное место передачи товара] Инкотермс [год редакции]»

Например: «FOB Санкт-Петербург Россия Инкотермс 2010»

Новые правила Инкотермс 2021 (Incoterms 2020)

В связи с необходимостью обеспечить коммерсантов международными правилами толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле, Международная торговая палата (МТП) в 1936 году опубликовала первое издание правил Incoterms. Далее, с изменением параметров торговли и увеличением различных способов доставки товаров менялись и международные правила Инкотермс. Изменения и поправки были сделаны в 1953, 1967, 1976 годах, а с 1980 года Инкотермс стал периодически пересматриваться каждые 10 лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 годах.

10 сентября 2021 года был опубликован новейший девятый выпуск правил Incoterms 2021, который вступил в силу с 1 января 2021 года (издание ICC № 723). Новые правила Инкотермс 2021 представляют собой обновленную версию правил Incoterms 2010, которые были разработаны в Международной торговой палате (МТП) комитетом экспертов — Редакционной группой. В данный комитет вошли юристы из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также впервые представители Китая и Австралии. Целью Редакционной группы и пересмотра действующих правил Инкотермс состояла в том, чтобы их максимально упростить, и кроме того, удалить излишне базисы поставок, которые могут вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру.

Как использовать правила Incoterms 2021 (Инкотермс 2020)

Международные правила Инкотермс 2021 могут применяться с 1 января 2021 года, но также можно продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже более ранние версии Инкотермс. Поэтому в международных контрактах купли-продажи при указании условия поставки необходимо точно указать версию Инкотермс.

Важно знать, что правила Инкотермс не заменяют договор купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки Инкотермс не определяют переход право собственности на товар, не указывают цену за товар и способ оплаты или последствия нарушения договора. Инкотермс лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как: перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.

МТП (ICC) предлагает следующий шаблон для применения правила Инкотермс в Ваш контракт:

«[Выбранное условие поставки Инкотермс] [название порта, пункта или места] Инкотермс [год публикации]»

Например: «FCA Москва Россия Инкотермс 2020»

Выбранное условие поставки Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки, страхования и таможенного оформления.

Термин DAT переименован в условие поставки DPU

Базис поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU Инкотермс 2020 (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).

Данное изменение было вызвано двумя причинами. Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT Инкотермс 2010 (Доставка на терминале) и термином DAP Инкотермс 2010 (Поставка в месте назначения). Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с правилом DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены покупателю в указанном терминале. Тогда как в рамках условия DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров — когда они предоставлены покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.

Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU Инкотермс 2021 и DAT Инкотермс 2010 в остальном идентичны по содержанию. Правило DPU Инкотермс 2021 является единственным термином, который поручает продавцу разгрузку товара.

Incoterms 2021 vs 2010. Основные нововведения Incoterms 2021

С 1 января 2021 года вступила в силу но­вая редакция Incoterms 2020. Рассмотрим основные отличия, которые появились в новой редакции и сравним их с изданием Incoterms 2010 года.

Правила Incoterms издают­ся Международной торговой палатой (ICC – International Chamber of Commerce), одной из основных задач которой является выра­ботка международных стандартов и под­держка предпринимательских организаций в разрешении коммерческих споров. Первая версия Incoterms появилась в 1936 году и с этих пор правила многократно переиздавались (в 1953,1967,1976,1980,1990,2000 и 2010 годах). Следующее издание планирует­ся в 2030 году.

Incoterms часто ошибочно трактуют, как правила международной торговли, но это не совсем верно, так как сборник Incoterms – это, в первую очередь, правила толкова­ния терминов, применяемых и используемых в области торговли, не носящие директивный характер, а лишь дающие единообразное и точное толкование общепринятых терминов. По сути своей Incoterms – это обычаи и тра­диции международной торговли, что следует учитывать при заключении договоров с исполь­зованием таковых правил и терминов.

Что разъясняют и трактуют правила.

Правила разъясняют содержание 11 общепринятых торговых терминов и отражают деловую практику по договорам купли продажи и описывают обязанности для про­давца и покупателя, в частности:

  • кто и что де­лает во взаимоотношениях между продавцом и покупателем, например, кто организовывает перевозку или страхование, на кого возлагает­ся обязательство по оформлению отгрузочных и транспортных документов, на кого возлагаются экспортные или импортные формальности;
  • где и когда продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда риск переходит от продавца к покупателю;
  • какая сто­рона и за какие расходы отвечает: по перевозке, упаковке, погрузке и выгрузке, проверке, или за расходы связанные с безопасностью товара.

Указанные обязанности изложены в виде десяти статей от А1/В1 до А10/В10. Статьи А представляют собой обязанности продавца, статьи В – обязанности покупателя.

Что не регламентируется правилами.

Правила Incoterms сами по себе никогда не являлись и не являются договором куп­ли-продажи и не заменяют его, они разрабо­таны для отражения торговой практики для любого вида товаров.

Поэтому правила Incoterms не ре­гламентируют:

  • переход права собственности или владения на проданный товар;
  • статус контракта: является ли он в принципе договором купли-продажи;
  • спецификацию продаваемо­го товара;
  • время, место, способ или валюту оплаты и цены;
  • способы правовой зашиты, которые можно использовать при нарушении условий договора купли-продажи;
  • последствия просрочки и иные нарушения по исполнению договора;
  • последствия санкций;
  • введение тари­фов;
  • запретов на экспорт или импорт;
  • форс-ма­жорные обстоятельства или затруднения;
  • права интеллектуальной собственности;
  • способ, ме­сто или право, применяемое при разрешении споров с случае нарушения договора.

Порядок изложения терминов.

В практику порядка изложения терми­нов были внесены существенные изменения, в Incoterms 2021 принят следующий порядок изложения терминов:

  • А1/В1 Общие обязанности
  • А2/В2 Поставка/Принятие поставка
  • А3/В3 Переход рисков
  • А4/В4 Перевозка
  • А5/В5 Страхование
  • А6/В6 Документ поставки/транспорт­ный документ
  • A7/B7 Экспортная/импортная очистка
  • А8/В8 Проверка/упаковка/ маркировка
  • А9/В9 Распределение расходов
  • А10/В10 Извещения

Ключевые различия между Incoterms 2010 и Incoterms 2021.

Впервые в практике Международной торго­вой палаты Incoterm 2020 был опубликован как в традиционном формате с последовательным изложением 11 терминов, так и в но­вом «горизонтальном» формате с изложени­ем десяти статей каждого термина Incoterms 2021 под заголовками, перечисленными выше, в отношении сначала продавца, а затем в от­ношении покупателя. Это облегчает понима­ние разницы в различных условиях поставки в зависимости от выбранного термина.

Самые важные изменения отразились введением и корректировкой следующего списка понятий и терминов:

  1. Коносамент с бортовой пометкой и термин FCA.
  2. Расходы там, где они перечислены.
  3. Различный уровень страхового покрытия по терминам CIF и CIP.
  4. Организация перевозки собственным транспортом средствами продавца или покупателя по терминам FCA, DAP, DPU, DDP.
  5. Изменения аббревиатуры с DAP на DPU.
  6. Включены требования по безопасности в обязательства и расходы по перевозке;
  7. Пояснения для пользователей.

Рассмотрим эти изменения подробнее.

Коносамент с бортовой пометкой и термин FCA.

При продаже товара на условиях FCA с мор­ской перевозкой продавцу или покупателю (или, что более вероятно, банку, в котором от­крыт аккредитив) может потребоваться коно­самент с бортовой пометкой.

Однако, согласно FCA поставка завершается до погрузки товара на борт судна. Нельзя пол­ностью быть уверенным, что продавец сможет получить от перевозчика бортовой коносамент. Такой перевозчик связан обязательствами по условиям договора перевозки и имеет право выдать бортовой коносамент только после того, как товар действительно окажется на борту.

Для того, чтобы урегулировать такие си­туации, Incoterms 2020 теперь предоставляет дополнительную опцию: покупатель и прода­вец могут договорится о том, что покупатель даст указания своему перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погруз­ки товара, после чего продавец обязан будет предоставить этот коносамент покупателю, как правило через банки. ICC признает, что несмотря на такое несколько неудачное со­четание бортового коносамента и постав­ки на условиях FCA, это изменение вызвано очевидными потребностями рынка. Следует подчеркнуть, что при применении этой допол­нительной опции продавец не несет никаких обязательств перед покупателем в отношении условий договора перевозки.

Можно по-прежнему утверждать, что если товар в контейнерах поставляется про­давцом покупателю путем передачи перевозчи­ку до погрузки на борт судна, то продавцу реко­мендуется осуществлять продажу на условиях FCA, а не FOB. Разница заключается в том, что когда продавцу необходим или желателен ко­носамент с бортовой отметкой, новая опция в п А6/В6термина FCA Incoterms 2020 дополнительно предусматривает такой документ.

Расходы там, где они перечислены.

В новом порядке изложения статей в Incoterm 2021 расходы отражены в пункте А9/В9 каждого термина. Однако, помимо этого переноса, есть еще одно изменение, которое сразу станет очевидным при сравнении версий правил разных лет: различные расходы распре­деленные по разным статьям в рамках правил Incoterms, традиционно встречаются в частях каждого термина incoterms.

Например, рас­ходы, связанные с получением документа по­ставки по FOB в Incoterms 2010, упоминались в пункте А8 «Документ поставки», а не в пункте А6 «Распределение расходов», но в Incoterms 2021 в аналогичной ситуации, а именно в пун­ктах А9/В9 теперь перечислены все расходы, выделенные в каждом конкретном термине Incoterms, что делает соответствующие пункты и разделы объемнее. Сделано это с той целью, чтобы предоставить пользователям единый перечень расходов, для того, чтобы продавец или покупатель имели возможность увидеть в одном месте все расходы, которые они будут нести по конкретному термину Incoterms.

Отдельные расходы также упоминаются в статье, к которой эти расходы относятся. На­пример, расходы, связанные с получением до­кументов на условиях FOB, отражены в пунктах А6/В6, а также в пунктах А9/В9. Новый подход состоит в том, что пользователи, которых инте­ресуют распределение расходов на какое-либо конкретное действие, предпочтут обратится к конкретной статье, а не к общей статье правил.

Различный уровень страхового покрытия по терминам CIF и CIP.

В правилах Incoterms 2010 пункт А3 как для CIF, так и для CIP, возлагал на продав­ца «обязанность за свой счет осущест­влять страхование груза, соответствующее, по крайне мере минимальному покрытию, как это предусмотрено пунктом «С» Института лондонских страховщиков или иными подобными условиями».

Положение оговорки «С» Условий страхо­вания грузов Института Лондонских стра­ховщиков предусматривают покрытия ряда перечисленных рисков с учетом отдельных исключений. Положения оговорки «А» Усло­вий страхования грузов Института Лондон­ских страховщиков, напротив, охватывает «все риски» также с учетом отдельных исклю­чений.

В ходе консультаций при разработке Incoterms 2020 рассматривались возможности перехода от оговорки «С» к оговорке «А», что позволило бы увеличить страховое покры­тие, оформленное продавцом в пользу покупа­теля, но повлекло бы дополнительные расходы в отношении страховых премий. Противопо­ложный подход, а именно, использование ого­ворки «С», также нашел поддержку со стороны пользователей во время обсуждений.

В ито­ге было принято решение предусмотреть раз­личные минимальные покрытия для терминов СIF и для термина CIP. В первом случае, который с большей вероятностью будет использоваться в морской торговле сырьевыми товарами, статус-кво был сохранен, и по умолчанию исполь­зуется оговорка «С» Условий страхования грузов, хотя стороны, разумеется, могут договорится о более широком покрытии. Во втором случае, а именно применительно к термину CIP, про­давец теперь обязан обеспечить страховое покрытие в соответствии с оговоркой «А» Условий страхования грузов, хотя стороны, разуме­ется, также могут договорится о более низком уровне покрытия.

Организация перевозки собственным транс­портом средствами продавца или покупателя по терминам FCA, DAP, DPU, DDP.

В Incoterms 2010 предусматривалось, что в тех случаях, когда товар должен быть достав­лен от продавца к покупателю, он перевозится сторонним перевозчиком, привлеченном для этой цели либо продавцом, либо покупателем в зависимости от того, какой термин Incoterms использовался.

Однако, на практике выяснилось, что суще­ствуют ситуации, в которых, хотя товар и дол­жен быть перевезен от продавца к покупате­лю, это можно сделать без участия какого-либо стороннего перевозчика. Так, например, при использовании терминов группы D ничто не ме­шает продавцу организовать перевозку без передачи функции третьей стороне, то есть используя свои собственные транспортные средства.

Аналогично, при покупке по FCA ни­что не мешает покупателю использовать свое собственное транспортное средство, для того чтобы забрать товар и доставить его в помеще­ния. Правила Incoterms 2010 не предусматри­вают такую возможность, а правила Incoterms 2021, исходя из сложившейся практики, её учи­тывают, прямо разрешая не только заключение договора перевозки, но и простое обеспечение необходимой перевозки.

Изменения аббревиатуры с DAP на DPU.

Единственное существенное различие меж­ду терминами DAT и DAP в Incoterms 2010 со­стояло в том, что на условиях DAT продавец поставлял товар выгруженным с прибывшего в «терминал» транспортного средства, в то вре­мя как по условиям DAP продавец осуществлял поставку, когда товар предоставлен в распоря­жение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке. При этом понятие «терминал» трактовалось довольно широко, что вызывало определенные неудобства и споры.

Для устранения подобных противоре­чий были внесены два изменения в термины DAT и DAP. Во-первых, порядок изложения этих двух терминов в Incoterms 2021 был из­менен: термин DAP, по которому поставка происходит до разгрузки, теперь перемещён перед термином DAT. Во-вторых, наименова­ние термина DAT изменено на DPU «Поставка в месте назначения в выгруженном состоянии», что подчёркивает, что местом назначения мо­жет быть любое место, а не только «терминал». Но, если такое место не находится в терминале, на продавца возложена обязанность убедиться, что место, куда он намерен поставить товар, является местом, где он сможет его выгрузить.

Включены требования по безопасности в обя­зательства и расходы по перевозке.

В отношении требований по безопасно­сти в Incoterms 2010 имелись достаточно общие указания в пунктах А2/В2 и А10/В10 каждо­го термина, так как проблемы безопасности стали, к сожалению, распространенным явле­нием. Дальнейшее развитие практики в этом направлении привело к тому, что в пунктах А4 и А7 каждого термина Incoterms 2021 прямо предусмотрено распределение обязанностей, связанных с безопасностью, а расходам, обу­словленным выполнением таких требований, отведено более заметное место в статьях о рас­ходах, то есть в пунктах А9/В9.

Пояснения для пользователей.

Пояснения, которые в правилах образца 2010 года содержались в начале каждого тер­мина, в 2021 году обобщены и называются «Пояснения для пользователей». Указанные пояснения объясняют основы каждого термина Incoterms 2021: когда его следует использовать, когда происходи переход рисков и каким обра­зом распределяются расходы между продавцом и покупателем и так далее. Пояснения предна­значены для того, чтобы помочь пользователю четко и эффективно ориентироваться в прави­лах при выборе подходящего для конкретного случая термина Incoterms и предоставить тем, кто принимает решения или консультирует по спорам или контрактам, регулируемым пра­вилами Incoterms 2021, пояснений по вопросам, которые могут требовать толкования.

Изменения в условиях поставки FCA

Условие поставки FCA Инкотермс 2021 (Free Carrier / Франко перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим торговым термином). Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране продавца.

Базис поставки FCA Инкотермс 2021 предусматривает два возможных места отгрузки продавцом товара:

Первый вариант — это место, принадлежащее продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство указанное покупателем.

Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью продавца.

Проблемы возникли с этим термином, когда доставка товара осуществлялась морским транспортом (морским контейнером), и если продавец и покупатель договорились использовать банковский аккредитив, как способ оплаты за товар. Для получения оплаты продавец должен подтвердить отправку товара покупателю, т.е. после погрузки товара на борт морского судна предоставить в банк, для получения оплаты, коносамент с пометкой «на борту». Но морской перевозчик, как правило, не предоставлял продавцу, коносамент с такой отметкой. Поэтому, экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB , что требовало от продавца погрузку товара на судно, а от морского перевозчика предоставления коносамента продавцу.

В соответствии с новыми правилами Incoterms 2021, условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу.

Отличия условий поставок DAP и FCA

Разница между условиями поставки DAP и FCA — в доставке товара.

Простыми словами по условиям поставки DAP: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится

до указанного пункта назначения и готов к разгрузке.

По базису поставки FCA Инкотермс 2021: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, только загружается в транспортное средство, предоставленное покупателем.

Основные отличия условий поставки DAP от других терминов представлены в таблице Инкотермс 2021.

Изменение уровня страхового покрытия для термина CIP

Условия поставки CIF Инкотермс 2021 (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.

В новой редакции Инкотермс 2021 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.

Для условий поставки CIP Инкотермс 2021, теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.

Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF Инкотермс 2021 обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.). Стоимость за килограмм которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP Инкотермс 2021 — это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.

Каждое правило Инкотермс 2021 содержит два раздела по десять статей: A1 / B1 Общие обязанности A2 / B2: Поставка A3 / B3: Переход рисков A4 / B4: Перевозка A5 / B5: Страхование A6 / B6: Перевозка и транспортные документы A7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импорта A8 / B8: Проверка / упаковка / маркировка A9 / B9: Распределение расходов A10 / B10: Уведомления В разделе «А» оговариваются обязанности продавца, а в разделе «В» — обязанности покупателя.

Основные отличия Инкотермс-2020 от Инкотермс-2010

  • DAT переименован в DPU, чтобы не путать с созвучным DAP – поставкой без разгрузки, а также чтобы не ограничивать место доставки только терминалами.
  • FCA позволяет обязывать перевозчика выдавать продавцу коносамент с отметкой “на борту”, что ранее соблюдалось плохо.
  • CIF как и ранее предусматривает минимальный уровень страховки, но предоставляется возможность увеличить страховое покрытие.
  • CIP предусматривает обязательный максимальный уровень страховки, но предусмотрена возможность его снизить.
  • Предусмотрены ситуации, когда груз перевозится не сторонним перевозчиком, а транспортом, находящимся в собственности одной из сторон.
  • В разделе А9/В9 теперь указывается список расходов.
  • Более подробно указаны моменты, связанные с таможенным оформлением грузов: экспорт, транзит, импорт.
  • Уделено большее внимание вопросам безопасности.

Специалисты надеются, что новая редакция правил Инкотермс 2021, будут удобнее и проще в использовании и помогут участникам ВЭД эффективнее решать свои задачи. Официальный сайт.

Перевозка товаров собственным транспортом

Международные правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от продавца к покупателю они будут перевозиться сторонним перевозчиком, нанятым продавцом или покупателем. Это не учитывало ситуации, когда сторонний перевозчик фактически не требовался, поскольку продавец или покупатель использовали свой собственный транспорт при доставке товара. Новые правила Incoterms 2021 в настоящее время учитывают такие ситуации, когда можно использовать свой собственный транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.

Инкотермс и его основные положения

Incoterms® (International commerce terms – международные торговые термины) – торговый знак Международной торговой палаты ICC (International Chamber of Commerce). Правила содержат термины и стандартные условия поставки для применения в национальной и международной торговли.

Основными принципами Инкотермс являются:

  • распределение транспортных расходов по перевозке грузов между продавцом и покупателем;
  • даты поставки товаров – момент фактической передачи товара от продавца покупателю (его представителю), к примеру, транспортной компании. Информация отражается в транспортных документах;
  • момент перехода риска утраты, повреждения, случайной гибели груза от продавца к покупателю.

Ни один контракт международной торговли, рамочный и дистрибьюторский договор, предусматривающий поставку продукции, не обходится без согласования базисного условия поставки. Именно это условие определяет экономические составляющие контракта и непосредственно влияет на его эффективность.

Распределение расходов

Все затраты, связанные с различными аспектами купли-продажи, теперь перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся.

Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы продавец и покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2021.

Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт

В международных правилах Incoterms 2021 более точно объясняется, какая сторона, продавец или покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. И выпуск товаров, которые в пути, включен впервые. Что касается последнего, то используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель; и напротив если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), ответственность несет продавец.

>

Распределение рисков и ответственности по условиям DAP

Условия поставки DAP Инкотермс 2020

возлагают на продавца нести все риски потери или повреждения товара, связанные с его транспортировкой до указанного пункта назначения. Если покупатель не сможет провести таможенную очистку, а вследствие этого перевозчик не сможет доставить товар к месту разгрузки, то в этом случае покупатель несет риск потери или повреждения товара с согласованной даты или периода доставки.

Например, если товар в течение неопределенного времени не может пройти импортную таможенную очистку и удерживается властями страны-импортера на таможне, поскольку покупатель не смог получить необходимое разрешение на ввоз, тогда покупатель несет все риски с согласованной даты доставки.

Требования безопасности

Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.

Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2021 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.

Пояснительные примечания

В каждом правиле Инкотермс 2021 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности: • Когда данное правило должно быть использовано • Когда риск переходит • Как распределяются расходы Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.

Таблица правил Инкотермс 2021

Конструктивно Incoterms 2021 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта:

I ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2021 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТАII ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2021 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
EXW
— «Ex Works / Франко
СРТ
— «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до»
CIP
— «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»
DPU
— «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
DAP
— «Delivered at Place / Поставка в месте назначения»
DDP
— «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин»
FAS
— «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
FOB
— «Free on Board / Свободно на борту»
CFR
— «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
CIF
— «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

В Инкотермс 2021 можно выделить четыре группы правил базисных условий поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным. Группа «E» — условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях; далее идет группа «F» — условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику; затем группа «C» — условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки; и, наконец, группа «D» – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.

Обязанности по базисным условиям поставки DAP (ДАП)

Согласно базисным условиям поставки DAP в правилах Инкотермс 2020 продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара целесообразно использовать правило DDP Инкотермс 2021.

Термин DAP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Также продавец может самостоятельно, собственным транспортом доставить товар покупателю, без заключения договора перевозки.

Условия поставки DAP Инкотермс 2021 требуют, чтобы продавец доставил товар в место, указанное покупателем, как правило, это помещение покупателя, а покупатель — разгрузил товар с транспортного средства. Продавец должен выполнить экспортное таможенное оформление, а покупатель должен выполнить импортное таможенное оформление. Правила DAP требуют, чтобы продавец взял на себя почти максимальную ответственность за предоставление товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте назначения или в пределах этого пункта, но не выгруженного из прибывшего транспортного средства. При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению разгрузки транспортного средства целесообразно использовать правило DPU Инкотермс 2021.

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.

Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе поставки DAP находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет.

Расшифровка и перевод правил Инкотермс 2020

Группа Е (Отгрузка)

Условия поставки EXW Инкотермс 2020

расшифровывается «Ex Works» named place, переводится «Франко завод» указанное название места. Продавец обязан: предоставить готовый к отгрузке товар. Покупатель обязан: выполнить экспортное, импортное таможенное оформление и доставить товар. Риски переходят в момент передачи товара на складе продавца. Основное отличие — базис поставки EXW возлагает на продавца минимальные обязанности.

Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)

Условия поставки FCA Инкотермс 2020

— расшифровывается «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и отгрузить товар перевозчику назначенному покупателем. Покупатель обязан: доставить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.

Условия поставки FAS Инкотермс 2020

— расшифровывается «Free Alongside Ship» named port of shipment переводится «Свободно вдоль борта судна» указанный порт отгрузки. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и разместить товар в порту отгрузки вдоль борта судна указанного покупателем. Покупатель обязан: погрузить товар на судно и доставить в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в порту в момент размещения товара вдоль борта судна.

Условия поставки FOB Инкотермс 2020

— расшифровывается «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар в порт отгрузки и погрузить на борт судна указанного покупателем. Покупатель обязан: доставить товар в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.

Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)

Условия поставки CFR Инкотермс 2020

— расшифровывается «Cost and Freight» named port of destination переводится «Стоимость и фрахт» указанный порт назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, погрузить товар на борт судна и доставить в порт разгрузки. Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.

Условия поставки CIF Инкотермс 2020

— расшифровывается «Cost, Insurance and Freight» named port of destination переводится «Стоимость, страхование и фрахт» указанный порт назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать, погрузить товар на борта судна и доставить в порт разгрузки. Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.

Условия поставки CIP Инкотермс 2020

— расшифровывается «Carriage and Insurance Paid to» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» указанное название места назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать и доставить товар в согласованное место назначения. Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.

Условия поставки CPT Инкотермс 2020

— расшифровывается «Carriage Paid To» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка оплачены до» указанное название места назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить товар в согласованное место назначения. Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.

Группа D (Доставка)

Условия поставки DAP Инкотермс 2020

— расшифровывается «Delivered At Point» named point of destination переводится «Поставка в пункте» указанное название места назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить товар до согласованного пункта назначения. Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в пункте назначения.

Условия поставки DPU Инкотермс 2020

— расшифровывается «Delivered Named Place Unloaded» named place of destination переводится «Поставка на место выгрузки» указанное название места назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до места назначения и выгрузить его. Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в месте назначения после полной выгрузки.

Условия поставки DDP Инкотермс 2020

— расшифровывается «Delivered Duty Paid» named place of destination переводится «Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения. Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до согласованного места назначения и выполнить импортное таможенное оформление с уплатой пошлин. Покупатель обязан: разгрузить и принять товар. Риски переходят в месте назначения. Основное отличие — базис поставки DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.

Перечень условий поставки ИНКОТЕРМС 2021

  1. EXW – покупатель забирает у продавца товар в месте изготовления, это называют “самовывоз”. Покупатель всё делает сам: затаможку, доставку и растаможку товара.
  2. FCA – продавец должен затаможить товар и погрузить его в предоставленный покупателем транспорт. Покупатель обязан через перевозчика выдать продавцу документ об отгрузке товара для возмещения НДС.
  3. FAS – продавец должен доставить товар на причал и расположить его напротив указанного судна. Покупатель принимает товар и осуществляет его погрузку.
  4. FOB – продавец затамаживает груз и размещает его на судне, после этого ответственность переходит к покупателю.
  5. CFR – продавец затамаживает груз, размещает его на судне и доставляет до порта назначения. После размещения груза на судне ответственность переходит к покупателю. Страховку груза осуществляет покупатель.
  6. CIF – как CFR продавец осуществляет затаможку, погрузку и перевозку груза. Отличие от CFR состоит в страховке груза продавцом.
  7. CPT – продавец осуществляет затаможку, погрузку и перевозку груза. После погрузки на транспорт перевозчика ответственность переходит к покупателю, хотя доставка оплачивается продавцом. Страховой договор продавец заключать не обязан.
  8. CIP – продавец осуществляет затаможку груза, погрузку, перевозку и разгрузку, после этого ответственность переходит покупателю. Страховку груза осуществляет продавец.
  9. DPU (ранее DAT) – продавец затаможивает груз, перевозит и разгружает в терминале, после ответственность за груз переходит к покупателю. Страхование груза не входит в обязанности продавца.
  10. DAP – продавец затаможивает груз, перевозит его и предоставляет покупателю для разгрузки, после этого ответственность за груз переходит покупателю. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
  11. DDP – продавец должен затаможить груз и доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и растаможить его. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]