Incoterms 2010 — обзор условий поставок


Что такое Incoterms и для чего они нужны

Incoterms (или по-русски «Инкотермс») — это набор стандартных условий поставки товара для использования в международной торговле. Главное преимущество Incoterms — в однозначности толкования по всему миру.

Сама система появилась в 1936 году и с тех пор пережила несколько редакций, последней на сегодняшний день являются Incoterms-2010. Версия 2021 года в настоящий момент находится в разработке.

Какие существенные условия поставки определяются базисом по Инкотермс:

  • распределение между продавцом и покупателем расходов на доставку и таможенную очистку товара, т.е. какие логистические услуги включены в цену товара;
  • момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;
  • момент выполнения поставки продавцом.

Incoterms не являются обязательными, и вы вольны закрепить в договоре любые другие условия, но я не рекомендую делать этого. Наоборот, формулировка об обязательности исполнения Инкотермс во внешнеторговом контракте будет примером хорошей юридической практики.

Почему это так важно?

Потому что затраты на доставку и таможенное оформление могут превышать покупную стоимость самого товара. И то, кто их будет нести: продавец или покупатель, в значительной мере отразится на вашем финансовом результате.

Согласитесь, цена $10 с передачей товара у ворот фабрики в стране изготовления (EXW) и те же $10, но включая оформление экспорта и доставку в РФ (CFR) — это, как говорят в Одессе, две большие разницы!

Поэтому при сравнении цен от разных поставщиков необходимо обязательно обращать внимание на заявленные условия по Incoterms. Либо заранее определяться с необходимыми вам и сразу запрашивать цену EXW, FOB или CFR.

Не просто 3 буквы

Прежде чем перейти к обзору непосредственно условий, необходимо отметить ещё один важный момент. В практике помимо шифра всегда указывается географическое наименование, обычно город. Например, EXW Shenzhen или CFR Vladivostok. Данное место принято называть «базисом поставки».

Суть в том, что та самая включённая в цену доставка должна осуществляться не «вообще», а в строго определённое место. Продолжая предыдущий пример, можно сказать, что для клиента на северо-западе России CFR Vladivstok — это не то же самое, что CFR Saint-Petersburg.

Таким образом, для полного и окончательного понимая условий вашей импортной сделки нужно знать код Incoterms и базис поставки.

Условия поставки Инкотермс 2010

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила регулируют отношения между Посетителем/Пользователем/Заказчиком и Исполнителем по предоставлению Услуг. 1.2. Исполнитель осуществляет размещение на Сайте информации о предлагаемых Услугах, иной информации, связанной с деятельностью Исполнителя. Внесение изменений, в том числе в сведения об оказании Услуг на Сайте и их стоимости, осуществляется Исполнителем в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Информация действительна до внесения Исполнителем соответствующих изменений, если иной срок не указан Исполнителем дополнительно. 1.3. Полным и безоговорочным согласием и принятием настоящих Правил является размещение Заказчиком Заявки в порядке, установленном на Сайте.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

2.1. Посетитель Сайта — лицо, пришедшее на Сайт без цели размещения Заявки. 2.2. Пользователь — посетитель Сайта, принимающий условия настоящего Соглашения и желающий разместить Заявку на Сайте. 2.3. Заказчик — Пользователь, разместивший Заявку на Сайте. 2.4. Исполнитель — Юридическое лицо, описание Услуг которого размещено на Сайте. Сведения о юридическом лице: ООО «Квазар» ( ОГРН 1142536007790, ИНН 2536276283, КПП 253601001, место нахождения: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, 2а. Офис 218.) 2.5. Сайт — Интернет-сайт, принадлежащий Исполнителю, расположенный в сети интернет по адресу https://cc-customs.ru, где представлены Услуги. 2.6. Услуги — информационные услуги, оказываемые Исполнителем и доступные для Заявки на Сайте. 2.7. Заявка — должным образом оформленный запрос Заказчика на оказание Услуги, выбранной на Сайте.

ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Предоставляя свои персональные данные при отправке формы заявки на Сайте, Заказчик даёт Исполнителю своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в бессрочном порядке и в целях, указанных в настоящем Соглашении. 3.2. Исполнитель использует персональные данные Заказчика в целях: — оформления Заказчиком Заявки на Сайте; — обратной связи с Заказчиком. 3.3. Персональные данные, которые собирает Исполнитель: — Номер телефона Заказчика; — Адрес электронной почты Заказчика; — ФИО Заказчика. 3.4. Исполнитель обязуется не разглашать полученную от Заказчика информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ. 3.5. Заказчик может отозвать свое согласие на обработку персональных данных после личного обращения к Исполнителю.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Исполнитель оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.

Группы условий


Зоны ответственности поставщика и покупателя, а также моменты перехода риска, согласно Incoterms 2010
Первая буква аббревиатуры определяет так называемую группу условий, которая, в свою очередь, указывает на момент перехода обязательств и рисков:

  • группа Е (EXW) — никакой логистики в цене товара, все риски несёт покупатель;
  • группа F (FAS, FOB, FCA) — основная перевозка не оплачена продавцом, цена включает лишь доставку товара до терминала отправления и загрузку в транспортное средство;
  • группа C (CFR, CIF, CPT, CIP) — основная перевозка оплачена продавцом, цена включает лишь доставку товара до терминала прибытия;
  • группа D (DAT, DAP, DDP) — доставка до места назначения оплачена продавцом.

В практике оптовых поставок группа D применяется редко, потому что работу с транспортом и таможней в России удобнее и дешевле выполнять своими силами, чем доверять иностранному поставщику. Поэтому в рамках данной статьи я не буду рассматривать условия группы D.

Море и всё остальное

Доставка морем имеет свою специфику, поэтому для морского фрахта сформулированы отдельные условия Incoterms: FAS, FOB, CFR и CIF. С учётом того факта, что содержательно они повторяют свой «сухопутный» аналог, эти термины будут рассмотрены вместе.

Расшифровка условий поставки по INCOTERMS 2010

Существующие положения ИНКОТЕРМС дают чёткую расшифровку обязанностей договаривающихся сторон, возникающих при указанных способах перевозок, а также генерируемые при этом риски и обстоятельства перехода права собственности от продавца к покупателю.

Применяемое в контракте купли-продажи название операции должно полностью согласовываться с:

  • видом товара,
  • способом его доставки,
  • характером возмещения рисков.

Таблица базисных условий, момента перехода рисков и права собственности

Характер применения понятий можно в общих чертах обрисовать в следующей таблице:

Номер по порядкуАббревиатураОбщая характеристикаКлючевые требования к продавцуКлючевые требования к покупателю
1EXW«Франко завод» или EXW — базис поставки используется для всех типов транспортировки и для сразу нескольких видов. Товар отпускается прямо со склада поставщика.Предоставление накладной.Погрузка, таможенные формальности. Принятие рисков с момента оприходования товара по накладной.
2FCA«Франко-перевозчик». Продажа товара уже после его пропуска таможенной службой. Место отгрузки определяется и указывается продавцом. Подробнее о поставке FCA по ИНКОТЕРМС 2010 вот тут.Предоставление накладной. Получение лицензии на вывоз. Полное осуществление таможенных формальностей.Оплата товара. Компенсация таможенных расходов. Возмещение импортной лицензии.
3ИНКОТЕРМС 2010 CPT«Перевозка оплачена до» пункта назначения. Продавец полностью оплачивает транспортировку. При этом все риски по перевозке берёт на себя покупатель.Предоставление накладной. Оформление и оплата экспортной лицензии и всех таможенных формальностей по экспорту.Оплата товара. Оформление и оплата стоимости импортной лицензии.
4INCOTERMS 2010 CIP«Стоимость и страхование оплачены до» определённого в договоре места.Предоставление накладной. Погрузка товара. Оплата транспортировки и минимальной страховки. Выполнение таможенных формальностей по вывозу.Оплата товара. Возмещение страховки по перевозке выше минимальных расходов. Оформление таможни при ввозе.
5DATУсловия поставки DAT ИНКОТЕРМС 2010 расшифровывается как «поставка на терминале». Контракт на продажу предусматривает перемещение грузов на терминал.Предоставление сопроводительных документов. Доставка на грузовой терминал и выгрузка там товара. С момента разгрузки на терминале и передачи товара риски по его содержанию и хранению переходят к покупателю.Оплачивает товар и берёт на себя ответственность за порчу товара при выгрузке. Организует оформление провоза через границу, оплачивая все таможенные пошлины или лицензии.
6DAP«Поставка в место назначения». Условия поставки DAP применяются для любого вида транспорта и заменяют термин DES, который использовался в 2000 году только в отношении поставки товара на судне.Оплачивает транспортировку до места назначения, а также совершает оформление и несёт таможенные расходы.Полная оплата. Разгрузка товара.
7DDP«Поставка с оплатой пошлины». Груз привозится в обозначенное контрактом место назначения полностью свободный от госпошлины, со всеми таможенными документами.Предоставление лицензий. Плата по таможенным расходам. Возмещение расходов на транспортировку. Подробнее о поставке DDP ИНКОТЕРМС 2010 читайте здесь.Оплата полностью растаможенного товара.
8FAS INCOTERM 2010«Свободно вдоль борта судна». Используется для перевозки товаров водным путём. В торговом контракте фиксируется не просто порт назначения, а именно причал, от которого будет загружаться судно.Подвозка груза к указанному причалу. Предоставление комплекта сопроводительных документов: лицензий, сертификатов.Оплата товара. Фрахтовка судна. Страховка груза.
9FOB«Свободно на борту». Товар доставляется на палубу судна.Базис поставки FOB подразумевает погрузку на борт корабля с предоставлением всех документов, включающих экспортные декларации.Оплата товара и всех таможенных расходов по его ввозу. Фрахтовка корабля и осуществление складирования груза на судне.
10CFR«Стоимость и фрахт». Условия CFR по ИНКОТЕРМС 2010 подразумевают доставку товара продавцом на борт судна.Несёт все расходы по фрахту и доставке груза в порт назначения.Оплачивает товар и все расходы, возникшие в результате повреждения груза после передачи товара продавцом.
11INCOTERM 2010 CIF«Стоимость, страхование и фрахт». Подвозка товарного груза непосредственно на борт судна. Фрахт за счёт продавца. Оплата им всех расходов по доставке груза в порт назначения.Оплата расходов по доставке товара на корабль и его доставка в порт назначения. Выполнение экспортных таможенных формальностей и их оплата.Оплата товара, а также расходов по оформлению импортных таможенных формальностей.

Содержание условий Incoterms

Итак, перечень основных условий поставки по Inceterms и их краткое описание:

EXW (ex works, франко-завод)

Товар передаётся в стране изготовления, как правило, на территории завода или склада поставщика. Поставка считается выполненной, когда товар пересёк ворота склада. С этого же момента риск утраты товара ложится на покупателя.

Всю логистику и таможенное оформление экспорта и импорта также оплачивает покупатель.

FCA (free carrier, франко-перевозчик) и FOB (free on board)

В цену товара включена доставка до терминала отправления и оформление экспорта.

Условия FOB применяются исключительно для доставки морем. В соответствии с ними цена товара включает загрузку товара на борт судна, а моментом перехода рисков и ответственности от продавца к покупателю служит пересечение товаром поручней судна (романтично). Для всех остальных видов транспорта используется FCA.

Ещё один вариант FAS (free alongside ship) — это почти полный аналог FOB, но не включая загрузку товара на борт судна. В своей практике я никогда не встречал примеров использования FAS.

Ключевой момент условий группы F для импортёра — в обязательстве поставщика оформить экспорт товара. Любые проблемы на таможне в стране отправления станут его, а не нашей «головной болью»!

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)

Главная Полезное Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)

Инкотермс 2010 представляет собой международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.

Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Основной целью Инкотермс 2010 считается обеспечение международных правил по интерпретации основных торговых терминов в данной отрасли, и с помощью Инкотермс 2010 можно избежать ситуации неопределенности в толковании данных терминов.

В Инкотермс 2010 выделяют 4 группы типов контрактов, которые относятся или к любому виду транспорта, или только к водному. Краткие характеристики каждой группы и относящихся к ней типов контрактов представлены далее в таблице.

Группа Обозначение термина Расшифровка термина Вид транспорта Характеристика и обязанности сторон
На английском На русском
Группа «Е» EXW EX WORKS ФРАНКО ЗАВОД (название места) Любой Товар доставляется со склада продавца, или «самовывоз»
Группа «F» FCA FREE CARRIER ФРАНКО ПЕРЕВОЗЧИК (название места назначения) Любой Основная перевозка не оплачена продавцом. Продавец обязуется предоставить товар, прошедший таможенную чистку, указанному покупателем перевозчику в указанное место
FAS FREE ALONGSIDE SHIP ФРАНКО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА (название порта отгрузки) Водный Основная перевозка не оплачена продавцом. Продавец обязуется доставить товар в назначенное место и оплатить перевозку товара к борту судна в порту отгрузки, покупатель обязуется оплатить погрузку товара на борт судна
FOB FREE ON BOARD ФРАНКО БОРТ (название порта отгрузки) Водный Основная перевозка не оплачена продавцом. Продавец обязуется доставить товар до порта назначения, погрузить на указанное судно, все расходы по транспортировке и погрузке товара на борт включаются в стоимость груза
Группа «С» CFR COST AND FREIGHT СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (название порта назначения) Водный Основная перевозка оплачена продавцом. В стоимость груза будет входить стоимость его производства и транспортировки до порта назначения
CIF COST, INSURANCE AND FREIGHT СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ (название порта назначения) Водный Основная перевозка оплачена продавцом. В стоимость груза входят затраты на производство товара, его транспортировку до порта назначения, а также стоимость страхования
CPT CARRIAGE PAID TO ФРАХТ/ ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНА ДО (название места назначения) Любой Основная перевозка оплачена продавцом. Продавец несет ответственность за фрахт и транспортировку товара к порту назначения, покупатель несет ответственность за страхование транспортируемого груза
CIP CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO ФРАХТ/ПЕРЕВОЗКА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО (название места назначения) Любой Основная перевозка оплачена продавцом. Продавец обязуется доставить груз указанному перевозчику и оплатить расходы, связанные с транспортировкой груза до порта назначения
Группа

«D»

DAT DELIVERED AT TERMINAL ПОСТАВКА НА ТЕРМИНАЛЕ Любой вид транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы) Поставка товара осуществляется в указанном терминале
DAP DELIVERED AT POINT ПОСТАВКА В МЕСТЕ НАЗНАЧЕНИЯ Водный или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне Указано место назначения — поставка осуществляется в указанном пункте
DDP DELIVERY DUTY PAID ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ПОШЛИНЫ (название места назначения) Любой Продавец обязуется предоставить товар, прошедший таможенную чистку и не разгруженный, в указанное место

CPT (carriage paid to) и CFR (cost and freight)

В цену товара включена вся логистика «на том берегу» и основная перевозка в страну назначения: морем (CFR) или любым другим транспортом (CPT). Поставщик несёт расходы и риски таможенного оформления экспорта в стране отправления.

Товар передаётся покупателю на терминале прибытия в стране назначения: морском порту или аэропорту, на ж/д или автомобильном терминале. Обратите внимание, что риск утраты и случайной гибели переходят на покупателя в момент выхода груза из терминала отправления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]