Поставка INCOTERMS CPT 2010: отличия от DAP, тонкости при заключении и соблюдении контракта

Международная и внутренняя торговля — важная составляющая часть современного общества. Торговые операции являются одними из основных двигателей экономики. Однако необходимы нормативные акты, которые будут регулировать партнёрские отношения участников сделки, и трактовать основные условия договоров. К подобным актам можно отнести ИНКОТЕРМС. Данные правила регулярно совершенствуются и подстраиваются под современные условия. Актуальная редакция 2010 года включает в себя множество торговых понятий. В ней представлены точные их толкования. К одним из подобных терминов относится CPT. Перед его использованием нужно ознакомиться с условиями поставки и базисом CPT. Об этом пойдёт речь в данной статье.

Что такое CPT

«Перевозка оплачена до…» — вот так расшифровывается аббревиатура. Это значит, что:

  • Поставщик отвечает за оплату доставки груза в указанное место.
  • Снятие рисков с экспортёра происходит в момент передачи продукции транспортно-экспедиторской компании.
  • После передачи груза перевозчику, ответственность за товар несёт покупатель. В некоторых случаях риски могут быть распределены между заказчиком и транспортной компанией.
  • Покупатель берёт на себя издержки, связанные со страхованием груза.

Условия поставки CPT можно считать более выгодными для поставщика, так как он не несёт ответственность за основную часть перевозки.

Его задача заключается в передаче груза согласованному с покупателем перевозчику, который может использовать любой вид транспорта для поставки продукции. Это позволяет продавцу минимизировать риски и финансовые издержки, так как ему не нужно покупать страховой полис.

Для покупателя заключение контракта с такими требованиями будет выгодно в том случае, если он заберёт товар собственным транспортом. Это значит, что ему не нужно переплачивать за услуги транспортно-экспедиторских компаний. Также заключение договора на таких условиях целесообразно в том случае, если доставка осуществляется генеральными контейнерными линиями страны импортёра.

Классификация Инкотермс 2010

Условия поставки товара для любых видов транспорта

EXW / Ex Works — Франко завод

FCA / Free Carrier — Франко перевозчик

СРТ / Carriage Paid to — Перевозка оплачена до

СIP Carriage and Insurance Paid to — Перевозка и страхование оплачены до

DAT / Delivered at Terminal — Поставка на терминале

DAP / Delivered at Place — Поставка в месте назначения

DDP / Delivered Duty Paid — Поставка с оплатой пошлин

Условия поставки товара для морского и внутреннего водного транспорта

FAS / Free Alongside Ship — Свободно вдоль борта судна

FOB / Free on Board — Свободно на борту

CFR / Cost and Freight — Стоимость и фрахт

CIF / Cost Insurance and Freight — Стоимость, страхование и фрахт

Базис поставки

Расшифровав термин, становится понятным, что базис поставки СПТ ИНКОТЕРМС 2010 определяется терминалом, в котором продавец передаёт груз в распоряжение первого перевозчика. В момент этой передачи отправитель снимает с себя риски.

Задача продавца заключается не только в передаче продукции транспортно-экспедиторской компании, выбранной покупателем, но и в очищении продукции от экспортных пошлин.

Процесс оформления ввоза товара в страну и оплату таможенных пошлин берёт на себя заказчик.

Подробнее о распределении расходов

Впрочем, условия поставки CPT (Инкотермс 2010) предусматривают некоторые условия, при которых платить будет и покупатель. Давайте с ними ознакомимся подробнее.

Если иное не указано в договоре, то он будет оплачивать все расходы, возникающие до момента доставки. Впрочем, если в документах не указано чего-то иного, платит за все это поставщик. Опять-таки, при условии наличия такого пункта в договоре он может рассчитываться за услуги выгрузки-погрузки товара, но обычно за это отвечает сам поставщик.

Если покупатель не принял в указанный срок товар, хотя его доставка и была осуществлена, то он оплачивает все возникшие дополнительные расходы. Кроме того, оплата непредвиденных расходов (связанных с грузом) при транспортировке товара по территории другой страны (если иного нет в договоре) практически всегда возлагается на получателя.

Вот мы и рассмотрели условия поставки CPT (Инкотермс). 2012 год принес новые правила, но все описанные нами положения в них остались неизменными.

Обязанности сторон

СПТ условия поставки позволяют распределить обязанности между экспортёром и импортёром. Это облегчает процесс проведения сделки. Соблюдение требований поставки позволяет избежать возможных проблем и способствует чёткому выполнению сторонами обязательств по внешнеэкономическому контракту.

  1. Отправляющая сторона обеспечивает:
  • Доставку товара в терминал, где произойдёт передача груза экспедитору покупателя или транспортной компании, которая взяла на себя обязательства по поставке продукции заказчику.
  • Выполнение таможенных формальностей, связанных с вывозом товара из страны. Это значит, что продавец передает перевозчику груз, очищенный от экспортных пошлин.
  • Погрузку товара на транспортное средство, названное заказчиком. Расходы, связанные с погрузкой, оплачивает продавец.
  • Оплату хранения продукции в терминале погрузки.
  • Маркировку и упаковку товара. Упаковочные материалы оплачиваются за счёт поставщика.
  • Инспекцию товара на условиях CPT.
  1. Принимающая сторона обеспечивает:
  • Оформление страховки и взятие на себя рисков, связанных с поставкой продукции.
  • Забор товара в поименованном терминале и транспортировку груза на собственные склады.
  • Оплату импортных пошлин и выполнение таможенных формальностей во время ввоза товара в страну назначения.
  • Выполнение условий принятия товара в терминале его погрузки первому перевозчику.

Инкотермс — международные правила в форме словаря, которые обеспечивают единые толкования наиболее часто используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего, относительно места перехода ответственности за груз от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи товаров, которые определены заранее в международном признанном документе, в частности, используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном международной торговой палатой.

Международная торговая палата впервые в 1936 г. опубликовала единые международные правила толкования торговых терминов, известных как инкотермс 1936. Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой.

  • Группа E
    — отгрузка, переход обязательств к покупателю — у места отправки товара. Продавец обязан предоставить товары покупателю непосредственно на предприятии-изготовителе, своём складе, таможенная очистка товара продавцом не производится; EXW.
  • Группа F
    — основная перевозка товара не оплачена продавцом, переход обязательств у терминалов отправления для основной перевозки. Продавец обязуется поставить товар в распоряжение перевозчика, которого покупатель нанимает самостоятельно; FCA, FAS, FOB.
  • Группа C
    — основная перевозка товара оплачена продавцом, переход обязательств — у терминалов прибытия для основной перевозки. Продавец обязан заключить договор перевозки товара, но без принятия на себя риска его случайной гибели или повреждения товара; CFR, CIF, CPT, CIP.
  • Группа D
    — прибытие, переход обязательств у покупателя, полноценная доставка. Продавец несёт все расходы по доставке и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения; DAT, DAP, DDP.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

ExWorks (EXW) С завода Термин «С завода» или по простому «Самовывоз» означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке и снимает с себя ответственность за товар, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.). В частности он не участвует непосредственно в погрузке товара — он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара для вывоза и ввоза в страну назначения, если не оговорено иное, покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Подготовка экспортных документов так же полностью ложится на покупателя. Он не применим, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае рекомендуется использоваться термин FCA.

Free Carrier (FCA) Франко перевозчик Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя. Экспортные документы подготавливает продавец, так же продавец уплачивает экспортные пошлины.

Данный термин может быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Перевозчик означает любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским или внутренним водным транспортом или с применением мультимодальной перевозки. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например, экспедитору, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставе товара с момента передачи его на хранение данному лицу.

Транспортный терминал означает железнодорожную станцию, причал, контейнерный терминал или двор, пункт по принятию различных видов грузов, то есть любых контейнеров и/или поддонов.

Carriage Paid To (CPT) Перевозка оплачена до «Перевозка оплачена до» означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения.

Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения издержек, возникающего после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение перевозчика.

Перевозчик означает любое лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить перевозку или организовать перевозку морским или воздушным путем, железнодорожным или автомобильным транспортом, по внутренним водным линиям или смешанной перевозки.

При осуществлении перевозки несколькими перевозчиками в согласованном направлении, риск гибели или повреждения переходит, когда товар передан в распоряжение первого перевозчика.

Согласно термину СРТ, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель. Экспортные пошлины оплачивает продавец.

Данный термин может применяться для всех видов перевозки, включая смешанные перевозки.

Carriage & Insurance Paid To (CIP) Провозная плата и страхование оплачены до «Провозная плата и страхование оплачены до» означает, что продавец несет те же обязанности, что и согласно термину СРТ, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно термину СIP от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях.

Согласно данным условиям, продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин может использоваться при перевозке товара любым видом транспорта, включая мультимодальные перевозки.

Delivered At Terminal (DAT) Поставка до терминала «Поставка до терминала» означает, что обязанности продавца по поставке товара считаются выполненными, когда товар, очищенный от пошлин для вывоза, прибывает в указанный пункт или место на границе, однако до поступления товара на таможенную границу принимающей страны. Экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем. Под термином граница понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому в данном условии весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место.

Данный термин предназначен для применения главным образом при перевозке товара по железной дороге или автомобильным транспортом, но он может быть применен и при любом другом способе перевозки товара.

Delivered At Place (DAP) Поставка без оплаты пошлины «Поставка без оплаты пошлины (наименование пункта назначения)» означает, что поставщик будет считаться исполнившим свои обязанности с момента доставки товара в нужный пункт согласно договору в стране ввоза. Продавец должен нести расходы по оплате всех связанных с этим расходов и нести все риски, падающие на товар (исключая уплату налогов, при ввозе товара, ввозных пошлин на товар), а также все расходы и риски, в связи с выполнением таможенных формальностей.

При невыполнении покупателем в срок обязанности по очистке товара при ввозе на него возлагаются все дополнительные расходы и он несет все дополнительные риски.

Если между сторонами будет согласовано, что таможенная очистка возлагается на продавца и он несет связанные с этим расходы и риски, то должно быть прямо указано путем добавления соответствующих слов.

Если между сторонами будет согласовано, что оплата взимаемых в связи с возмещением расходов (например, налога на добавленную стоимость, VAT), возлагается на продавца, то это должно быть прямо указано путем добавления соответствующих слов: «Поставка без оплаты пошлины, с оплатой VAT (согласованный пункт назначения)».

Данный термин может применяться независимо от способа перевозки товара.

Delivered Duty Paid (DDP) Поставка с оплатой пошлины «Поставка с оплатой пошлины», означает, что поставщик считается исполнившим свои обязательства с момента поставки груза в согласованный пункт в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров, страховкой груза. В то время как термин EXW«С завода» возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP«Поставка с оплатой пошлины» предполагает максимальные обязанности продавца.

Данный термин не может использоваться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Данный термин может применяться независимо от способа перевозки товара.

Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:

Free Alongside Ship (FAS) Свободно вдоль борта судна Термин FAS означает, что поставщик считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, когда груз размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. Перевалку и погрузку груза на судно оплачивает полностью покупатель. По условиям ФАС (FAS) на покупателя возлагается обязанность по очистке товара лот пошлин для его вывоза. Данный термин не следует применять, когда покупатель прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполнение таможенных формальностей.

Free on Board (FOB) Свободно на борту «Свободно на борту» означает, что поставщик считается выполнившим полностью свои обязательства по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его экспорта. Перевалку и доставку груза в порт погрузки полностью оплачивает продавец.

Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например, при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф или при перевозках в контейнерах, более целесообразно применение термина FAS.

Cost & Freight (CFR) Стоимость и фрахт «Стоимость и фрахт» означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, однако риск утраты или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возникающих после перехода товаром борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза.

Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например, при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф, или при перевозках в контейнерах, более целесообразно применение термина CPT.

Cost, Insurance & Freight (CIF) Стоимость, страхование и фрахт «Стоимость, страхование, фрахт» означает, что продавец несет те же обязанности, что по условиям CFR, однако он должен обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки, продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию.

Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям CIF от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях.

Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например, при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф, или при перевозках в контейнерах, более целесообразно применение термина CIP.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Оформление документов и лицензий

CPT поставки требуют от контрагентов оформления ряда документов, а также приобретения экспортных и импортных лицензий. Обязанности по оформлению бумаг распределяются между поставщиком и заказчиком по линии разграничения рисков контрагентов.

От поставщика требуются:

  • Документы, подтверждающие факт поставки продукции в прописанное место назначения.
  • Разрешения на хранение товара в указанном месте погрузки.
  • Согласования на проведение погрузочных работ.
  • Бумаги, подтверждающие выполнение таможенных процедур, связанных с экспортом продукции. Чтобы выполнить таможенные формальности при вывозе товара из страны, поставщик должен позаботиться о наличии сертификатов, подтверждающих качество и страну производителя. Груз становится полностью очищенным от экспортных пошлин в тот момент, когда таможенные органы проставляют штампы на товарно-транспортных документах.
  • Оформление товарно-сопроводительных документов о приеме-передаче груза транспортно-экспедиторской компании. Такие бумаги оформляются продавцом совместно с перевозчиком. Формат этих документов зависит от путей, которыми будет поставляться груз.

От заказчика требуются:

  • Документы, подтверждающие страхование груза.
  • Бумаги, подтверждающие выполнение таможенных формальностей при ввозе товара в страну.

Определение понятия

В мировой практике условия поставки CPT означают, что продавец обязуется доставить товар тому покупателю, который оплатил покупку, но не перевозку. Это – ключевая особенность этого типа перевозок: продавец берет на себя все обязательства касаемо затрат на услугу. Покупатель же, в свою очередь, полностью соглашается со всеми рисками.

Под «перевозчиком» в данном конкретном случае понимается любое физическое или же юридическое лицо, которое может осуществить (по условиям договора) поставку груза автомобильным, авиационным, морским или иным, предусмотренным в документах, видом транспорта. Если условия поставки CPT предусматривают пересылку груза при участии нескольких поставщиков, все риски переходят от одного из них к другому в тот момент, когда произошла передача товара с одного вида транспорта на другой.

Все таможенные операции также возлагаются на самого продавца. Учтите, что термин СРТ может быть использован применительно к любому существующему виду транспорта.

Риски и страхование

Условия INCOTERMS CPT 2010 гарантируют распределение между контрагентами рисков, связанных с поставкой продукции. Это значит, что:

  1. До момента передачи товара первому перевозчику, который обязуется доставить товар в указанный терминал, ответственность за продукт несёт поставщик.
  2. После передачи продукции в руки транспортно-экспедиторской компании, риски перекладываются на перевозчика и продавца. Поэтому заказчик должен позаботиться об оформлении страховки.

Порядок перехода рисков

Необходимо учитывать ключевые моменты поставки товара, в которые происходит его передача. Так как в любой сделке эта процедура как минимум происходит два раза, то все ее участники (продавец, покупатель и перевозчик или перевозчики) должны достаточно четко распределить меры своей ответственности. Особенно это касается ПРР (погрузоразгрузочных работ), во время которых рекомендуется иметь пошаговую инструкцию.

Практика жизни и несовершенство российского законодательства показывают, что в ситуации с несколькими грузоперевозчиками и отсутствием точного пункта доставки может возникнуть противоречие именно между первым перевозчиком и последующими. Как правило, первый в списке перевозчик, указанный в документах, по умолчанию принимает на себя все риски по сохранности товара и несоответствию в документах. Во избежание этой вопиющей несправедливости всем участникам поставки груза следует предусмотреть в документальном виде (в договоре купли-продажи, договоре на перевозку и грузосопроводительных документах) все ключевые моменты передачи ответственности.

Иначе критические моменты будут разрешаться исключительно в судебном порядке. И такая печальная практика, например, для условий поставки СРТ-Москва имеется. Встречались случаи, когда поставщики стройматериалов оставались без груза и денег в связи с тем, что недобросовестные перевозчики просто похищали чужую собственность.

Тонкости работы

CPT, как и другие внешнеэкономические торговые сделки, отличается своими тонкостями. Чтобы избежать проблем, заключая контракт на таких условиях, необходимо заранее ознакомится с их подводными камнями. Существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:

  1. Спорную ситуацию между контрагентами, которые проводят внешнеэкономическую торговую сделку, может вызвать ошибочное определение места прибытия груза. Например, если в заключённом контракте пунктом назначения будет указан склад, который находится в стране покупателя, то на поставщика лягут обязанности по выполнению импортных таможенных формальностей. Но это неправильно. Оплачивать импортные пошлины и проходить таможенные процедуры, связанные с ввозом продукции в страну, должен покупатель.
  2. Из-за схожести условий в контрактах на условиях CPT и DAP, между поставщиками и покупателями периодически возникают проблемы. Происходит это по той причине, что контрагенты, заключая внешнеэкономический контракт, путают условия договора перевозки.
  3. Если по CPT риски, связанные с поставкой товара, возлагаются на транспортно-экспедиторскую компанию или покупателя, то по требованиям DAP их полностью несёт экспортёр. Это отличие в терминах, которое имеет особое значение в связи с дополнительными издержками, может стать причиной возникновения финансовых споров между контрагентами.
  4. Заключив сделку, заказчик должен помнить о том, что продавец не обязан обеспечивать выгрузку товара в пункте назначения. Эта обязанность ложится на принимающую сторону.
  5. Если вовремя не забрать груз из пункта прибытия, то транспортная компания или владелец терминала могут наложить на заказчика штраф. Поэтому импортёр должен обеспечить своевременную выгрузку.
  6. Отправляющая сторона вправе самостоятельно выбирать транспорт и маршруты для осуществления поставки. В том случае, если поставщик пытается доставить груз по нестандартному маршруту, который может повлиять на таможенную стоимость товара, покупатель вправе потребовать у отправителя снижения стоимости продукции.

Оформляя договор, обратите внимание на эти нюансы.

Определение пункта назначения

Таким образом, в конечном договоре рекомендуется как можно точнее определить тот пункт назначения, до которого ответственность за перевозимый товар будет лежать на логистической компании (или самом продавце, при условии самостоятельной перевозки). Именно продавец должен обеспечивать наличие соответствующих договоров поставки. Обратите внимание! По правилам CPT DAP, условия поставки не предусматривают возмещения продавцу затрат на выгрузку товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон, что отражено в оформляемых документах.

Еще раз отметим, что от продавца также будут требовать исполнения всех таможенных формальностей, если условия перевозки предполагают проезд через государственную или внутреннюю границу. Но! Он ни в коем случае не обязан нести затраты и выполнять формальности при ввозе груза, оплачивать таможенные пошлины или иные услуги.

Покончив с рассмотрением общих моментов, следует обсудить более конкретные нюансы поставок, которые непосредственно связаны с продавцом.

Случаи форс-мажора


Под этим понимаются ситуации, когда какая-то из сторон не может выполнить свои обязательства по причинам, которые не зависят от поставщика или покупателя. Как правило, это стихийные бедствия, дестабилизация политической обстановки в стране или что-то подобное. Чаще всего в договоре имеется пункт, согласно которому стороны могут разойтись полюбовно. Если этого не происходит, ситуация рассматривается в арбитражном суде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]