Перейти на список всех условий Инкотермс
При осуществлении внешнеторговой экономической деятельности импортеры и экспортеры руководствуются правилами Инкотермс 2010 года. До него действовали термины, принятые в 2000 году. Если предстоит заключить контракт на международную поставку в 2021 году, используйте правила последней редакции. Термины определяют базисные условия поставки, облегчают составление внешнеторгового договора и взаимопонимание между продавцом и покупателем.
Одним из таких правил в Инкотермс является правило CIF. Оно используется, когда товар транспортируется морским путем или посредством внутреннего водного транспорта.
Расшифровка термина CIF
Этот термин представляет собой трехбуквенную аббревиатуру, где C – это стоимость (cost), I – страхование (insurance), а F – фрахт (freight). Именно последнее слово является признаком того, что этот термин распространяется только на водный транспорт, и не касается других видов перевозок. Поэтому, если в договоре на поставку вы видите аббревиатуру CIF, то груз будет доставлен по морю или по реке.
Расшифровка термина делает понятным, что условия поставки CIF накладывают серьёзную ответственность на поставщиков в плане расходов. Это значит, продавец должен:
- Полностью оплатить доставку груза до того порта, который был заранее выбран покупателем.
- Оформить полную страховку доставляемого груза, чтобы покрыть возможные риски. Страховую компанию поставщик выбирает самостоятельно.
- Взять на себя расходы за разгрузку товара по прибытию его в порт.
- Полностью очистить доставляемый груз от экспортных пошлин.
Данный термин ИНКОТЕРМС 2010 относится к категории «C». Это значит, что расходы, которые идут на основную перевозку товара, берёт на себя продавец. Все риски и обязательства поставщик передаёт покупателю у терминалов прибытия. То есть, до разгрузки товара в порту, за него отвечает продавец.
Особенностями и условиями доставки грузов условия CIF похожи на CFR. Но при этом они обладает рядом преимуществ, которые делают их более выгодным для покупателей. Заключив договор на поставку груза с условиями CIF, предприниматель будет уверен, что заказанный товар ему доставят в целости. Это гарантируется не только страховкой, которую оплачивает поставщик, но и тем, что передача рисков происходит в порту назначения, в момент приёма заказчиком товара и документов.
Клиент, оформивший договор на таких условиях, во всех смыслах застрахован от повреждения заказанного товара. Он может не переживать, что груз пострадает из-за халатности персонала или неудачного монтажа креплений.
Цена CIF, условия оплаты и переход права собственности
Цена CIF (CIF price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до порта назначения (без разгрузки в порту) и стоимости страхования товара в пользу покупателя.
Условия поставки CIF Инкотермс
не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CIF указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки, страхования и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Базис поставки CIF
Согласно главным условиям такой внешнеторговой сделки необходимо, чтобы заказанный покупателем груз был доставлен в порт, разгружен и передан уполномоченному лицу. Принимающей стороной может выступать сам покупатель, представитель транспортной службы или экспедиторской компании, либо другое лицо, уполномоченное заказчиком. Только после передачи груза принимающей стороне, поставка считается завершённой.
Общие обязанности:
- Продавца:
- По условиям такого договора, продавец обязуется взять на себя расходы, связанные с доставкой груза до терминала отгрузки, указанного покупателем;
- Оформить страховку товара, оплатив услуги страховой компании;
- Уведомить покупателя о том, что груз прибыл в порт и его можно разгружать;
- Оплатить полный фрахт;
- Предоставить заказчику полный пакет документов.
- Покупателя:
- Оплатить заказ, согласно ранее заключённому договору;
- Известить поставщика о готовности забрать заказанный груз в порту, если в договоре не прописана точная дата и время приёма товара;
- Принять документы от поставщика и взять на себя риски после получения товара в терминале основной отгрузки.
- Условия СИФ позволяют заказчику проверить груз до того, как осуществлять приемку.
Резюмируя
Правила Incoterms CIF – отличный вариант, если покупатель желает импортировать крупную партию груза морским путем с минимальным риском для себя, затратив также немного времени на решение организационных вопросов.
Минус – термин некорректно использовать, если предстоит контейнерная перевозка. Груз сдается в терминале, откуда далее транспортируется на судно. Стандартный договор не предусматривает страховку товара до попадания на корабль. Значит, продавец должен застраховать груз на свои средства, без права выставить требование покупателю возместить расходы. В такой ситуации лучше подойдет термин CIP.
На кого ложатся расходы по погрузке/отгрузке
При заключении договора на внешнеторговую сделку, расписываются издержки по погрузке и отгрузке товара. Условия поставки CIF так распределяют финансовые расходы:
- Доставку товара до терминала отправки и последующую погрузку его на зафрахтованное судно полностью оплачивает поставщик.
- Разгрузку товара в основном терминале приёма и финансовые расходы на выполнение этой работы берёт на себя покупатель.
- Упаковка и маркировка товара оплачивается за счёт продавца. Кроме того, он платит и за инспектирование груза. Однако делает он это только до ввоза. После этого расходы за инспектирование груза берет на себя покупатель.
- Лицензирование товара оплачивается так, как это прописано в договоре или экспортных обязательствах. Если грузу нужна экспортная лицензия, то её покупает поставщик. В том случае, если лицензирование необходимо только для импорта, то эти расходы берёт на себя покупатель.
- В тот момент, когда товар пересекает поручни судна, происходит переход рисков от продавца покупателю. Но при этом поставка считается выполненной только после того, как товар будет принят заказчиком. Так что если груз будет повреждён во время разгрузки, то издержки лягут на плечи покупателя. В связи с этим, целесообразно проводить предварительную приёмку ещё на борту судна. Это позволит принимающей стороне проверить состояние товара и убедиться в его сохранности. Заказчик обязательно должен контролировать процесс разгрузки, чтобы в случае повреждения товара до его пересечения поручней судна, остановить выгрузку.
- В ИНКОТЕРМС 2010 не прописаны правила оплаты уведомлений. Однако принято считать, что оплату извещения покупателя о готовности товара к разгрузке производит продавец. Расходы, связанные с уведомлением продавца о готовности к приёмке товара, берёт на себя покупатель.
- Если необходимо сделать иные уведомления, то расходы за них берёт на себя сторона-инициатор. Это относится и к оплате извещений о форс-мажорных обстоятельствах, которые срывают сроки поставки.
- Иные расходы на поставку товара отдельно прописываются в контракте.
Чем отличаются условия CIP от CIF?
Между данными условиями практически нет никаких отличий. В том или ином случае в стоимость товара и в ответственности поставщика (экспортера) входит: доставка, страховка и вся ответственность по экспорту. За одним только исключением! CIP — термин который применяют при заключении внешне-экономических контрактов, перевозка в которых осуществляешься по суше. CIF — 100% морской термин.
Данное различие единственное и очень важное.
Что обязан проконтролировать покупатель
После изучения условий поставки СИФ становиться понятным, что они выгодны не только продавцам, но и покупателям. Ну а для того чтобы избежать возможных проблем и неудобств, заказчику необходимо уделить внимание нескольким особенно важным моментам:
- Покупатель обязан указать в контракте терминал отгрузки, а не порт погрузки товара. Ведь если в договоре будет указан погрузочный терминал, то переход рисков и обязанностей от поставщика заказчику будет переходить в нём. Так что этому пункту нужно уделить особое внимание.
- В том случае, если заказчик ждёт срочную поставку, то в договоре он должен указать не только наименование терминала, но и конкретное место разгрузки. Это позволит ему забрать свой товар в кратчайшие сроки.
- Если заказ срочный, то покупателю нужно подробно расписать штрафные санкции, которые ждут поставщика, в случае срыва сроков поставки.
- Принимающая сторона обязана проверить сохранность груза, перед тем как начинать приёмку.
Размер страховки
Условия CIF выгодны покупателю сразу по нескольким параметрам. Одним из них является тот факт, что продавец берёт на себя расходы, связанные со страхованием груза. Поставщик обязуется заключить страховой договор, который покроет 100% стоимости товара плюс 10% от его цены. Такая страховка является минимальной, но она может быть увеличена.
Продавец заключает контракт со страховой компанией в той валюте, которая прописана в договоре купли-продажи. Покупатель имеет право проконтролировать этот момент, дабы в случае потери или повреждения груза избежать трений с поставщиком. Готовый страховой полис покупатель должен предоставить заказчику, так как он является бенефициаром. Это значит, что если товар потеряется, или оказался повреждён, то страховая компания возместит ущерб покупателю, а не продавцу.
Если покупатель ждёт срочную поставку, или заказанный им груз слишком подвержен внешним воздействиям, то он может заключить дополнительный договор страхования. В этом случае страховые расходы лягут на заказчика.
Чтобы избежать дополнительных издержек, покупатель может договориться с поставщиком о заключении страхового договора на более выгодных условиях. Это значит, что страховка может перекрывать значительно больше, чем 110% от стоимости товара.
Д-ИНКОТЕРМС 2010
DAP (ДОСТАВКА НА МЕСТО)
В соответствии с Инкотермс DAP, что означает «Доставка на место», продавец несет ответственность за транспортировку товара из пункта отправления (его местонахождение, склад или субпоставщик) в назначенное место назначения, готовое для выгрузки. Место назначения должно быть определено как можно более четко, чтобы предотвратить судебные разбирательства при доставке.
С условиями DAP продавец несет все риски и расходы до тех пор, пока товары не будут доставлены в указанное место (и несет ответственность за организацию физической перевозки товара до этой точки). Продавец, а не покупатель, также несет расходы по разгрузке товара в месте назначения, и такие расходы не могут быть возмещены покупателю.
В соответствии с DAT продавец также организует и оплачивает экспортно-клиринговые операции, тогда как покупатель должен организовать и оплатить импортные таможенные операции, а также соответствующие налоги и сборы, если это применимо. Инкотермс «Доставка на место» может быть согласован между экспортером и импортером для любого вида транспорта, такого как наземный, морской, воздушный и железнодорожный транспорт.
Обязательства покупателя и продавца по условиям DAP:
Обязательства продавца | Обязательства покупателя |
Обеспечение товарами Продавец должен доставить товар, предоставить коммерческий счет или эквивалентный электронный документ, предоставить подтверждение соответствия или подтверждение доставки | Оплата Покупатель должен оплатить цену товара, согласованную в договоре купли-продажи. |
Лицензии, разрешения и формальности Продавец должен предоставить экспортные лицензии или местные разрешения на экспорт товаров. | Лицензии, разрешения и формальности Покупатель должен получить экспортную лицензию и разрешение на импорт для экспорта товаров. |
Договоры перевозки и страхования Договор перевозки за счет продавцов по обычному маршруту до согласованного пункта доставки | Договоры перевозки и договоры страхования перевозки без обязательств. Договор страхования без обязательств |
Доставка Продавец должен доставить товар не выгруженным в оговоренный момент и время. | Прием доставки Принять доставку товара в согласованном месте назначения |
Передача рисков. Продавец несет ответственность за наличие товара по договоренности. | Перенос рисков. Покупатель должен нести все риски потери или повреждения с момента предоставления товара в согласованном месте поставки. |
Расходы Продавец должен оплатить: любые расходы на основную перевозку, погрузку в месте происхождения, экспортную очистку в месте происхождения | Расходы Покупатель оплачивает все расходы, связанные с наличием товаров, ввозных таможенных пошлин и налогов, разгрузки в месте назначения. |
Уведомление покупателя Продавец должен уведомить покупателя о том, что товар был доставлен | Уведомление продавцу Покупатель должен указать время отгрузки и порт назначения |
Подтверждение доставки, транспортный документ или эквивалентное электронное сообщение. Документ, позволяющий покупателю забрать товар за свой счет | Подтверждение доставки, транспортный документ или эквивалентное электронное сообщение. Документ, позволяющий покупателю забрать товар за свой счет |
Проверка — упаковка — маркировка Продавец должен нести расходы по проверке, контролю качества, измерению, взвешиванию, подсчету, упаковке товара и маркировке. Если требуется специальный пакет, покупатель должен сообщить об этом продавцу и договориться о дополнительных расходах. | Проверка Если это не обязательно в пункте отправления, оплатите любую инспекцию перед отправкой |
Другая помощь в получении дополнительной информации, требуемой продавцом | Другая помощь в получении дополнительной информации, требуемой продавцом |
DAT («ДОСТАВКА В ТЕРМИНАЛ»)
В соответствии с Инкотерм DAT, что означает «Доставка в Терминал», продавец очищает товары для экспорта и несет ответственность за всю логистическую деятельность вплоть до назначенного Терминала прибытия. Таким терминалом может быть набережная, склад, контейнерная площадка или любая железнодорожная, воздушная или автомобильная дорога (например, аэропорт).
Продавец должен предоставить товар покупателю или агенту покупателя, выгруженному на названном терминале, имя которого должно быть указано надлежащим образом (например, «DAT Kuwait Airport», а не «DAT Kuwait»). Инкотерм DAT может использоваться для любого вида транспорта, наземного, воздушного, морского, железнодорожного транспорта — если конкретный терминал может быть определен в договоре.
Несмотря на широкий спектр потенциальных применений, Инкотерм DAT был специально разработан для доставки в аэропорт и терминалы морского порта.
Продавец организует и оплачивает перевозку товара от отправления до терминала аэропорта или контейнерной площадки в порту прибытия, тогда как покупатель должен забрать товар в названном терминале, организовать и оплатить действия по таможенному оформлению, применимые налоги и пошлины и переместить товары из терминала в конечную точку получения (например, проектная площадка).
DDP («ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ПОШЛИНЫ»)
В соответствии с Инкотермс DDU, что означает «Оплата пошлины за доставку», поставщик организует и оплачивает перевозку, таможенную очистку при экспорте / импорте, применимые налоги, пошлины и сборы, применяемые при экспорте / импорте от места отправления до пункта назначения, указанного в договор, и несет общую ответственность за предоставление товара покупателю в указанном месте назначения.
В связи с широким кругом обязанностей, которые DDP устанавливает для продавца, данная Инкотермс, безусловно, является наиболее рискованным условием для экспортеров и должна быть тщательно разобрана перед принятием. Доставка с оплатой пошлины Инкотермс может быть использована для любого вида транспорта.
Таким же образом DAP, термин DDP должен, таким образом, указывать точное местоположение (пример: «DDP Houston, Harbour Street 12 — США»).
DDU («ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ»)
Еще в 2010 году в 8-ой публикации Международной торговой палаты была введена Инкотермс DAP, которая заменила, в основном, термин «Поставка без оплаты пошлины» (DDU). Даже если Инкотермс DDU все еще можно обнаружить в некоторых старых контрактах, покупателям и продавцам предлагается заменить их на DAP в новых. ICC ( Международная торговая палата) полностью отказалась от DDU с 2013 года.
В соответствии с Инкотермс DDU продавец был обязан доставить товар, неочищенный для импорта, и не выгруженный в названном месте назначения, согласованном сторонами.
Продавец должен был нести расходы и риски, связанные с доставкой товара в такое место назначения, исключая любые пошлины и налоги, применимые в стране назначения. В соответствии с доставкой и неоплаченной пошлиной Инкотермс продавец не несет ответственность за выполнение таможенных формальностей.
Любые расходы, риски и пошлины, связанные с импортом товаров в стране назначения, должен нести покупатель (который также взял на себя риски за задержки в операциях по импорту и связанные с этим расходы).
DDU использовался независимо от вида транспорта, но для доставки в порт назначения на борту судна или бывшей набережной предпочтение отдавалось Инкотермс DES или DEQ.
DAP против DDP
Если продавец должен произвести очистку товара и оплатить применимые налоги и сборы на импорт, то вместо DAP будет использоваться термин DDP.
DDP против EXW
В соответствии с Инкотерм DDP продавец несет все риски и расходы по доставке товара до конечного пункта назначения. Вместо этого в рамках EXW такие обязанности и расходы несет покупатель (а не продавец).
Таким образом, два условия устанавливают совершенно противоположные обязанности для продавцов (минимум для EXW, максимум для DDP).
Термин DAP, который заменил старый Инкотермс DDU, должен, как правило, быть предпочтительным для продавцов, чтобы гарантировать, что импортные риски и издержки передаются (и управляются) покупателем.
Фактически, не во всех случаях продавцы могут легко управлять действиями, необходимыми для легального ввоза товаров в другую страну.
DDT и налог на добавленную стоимость (VAT)
Если стороны хотят исключить из обязательств продавца уплату налога на добавленную стоимость в импортирующей стране (VAT), такая договоренность должна быть четко изложена в договорном заявлении Инкотермс (пример: DDP Houston, Harbour Street 12 — США, НДС не оплачен).
DAF («ПОСТАВЛЯЕТСЯ К ГРАНИЦЕ»)
Доставленный к границе Инкотермс, «DAF», обычно используется для товаров, перевозимых наземным транспортом (даже если он теоретически может применяться для любого другого вида транспорта, например, морским, железнодорожным и воздушным транспортом).
В соответствии с DAF продавец выполняет свои обязательства по доставке, когда товары передаются в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве (как правило, на грузовике), не выгруженном, очищенном для экспорта, не очищенном для импорта в названном пункте и в назначенном месте, но до таможенной границы следующей страны, которую необходимо пересечь (может применяться любая граница, даже граница экспортера).
Точное название границы должно следовать за аббревиатурой «DAF», чтобы сделать соглашение ясным и действительным (пример: «DAF Como Brogeda Frontier, Италия»).
Однако, если стороны желают, чтобы продавец был ответственным за разгрузку товара и нести связанные с этим расходы и риски, добавив четкую формулировку на этот счет в договор купли-продажи (пример: «DAF Como Borgeda Frontier, Италия — выгружена »).
Для товаров, которые должны перевозиться морем, а доставка должна осуществляться в порт назначения, на судно или на причал (причал), тогда вместо DAF следует использовать Инкотермс DES или DEQ.
DES («ПОСТАВКА НА БОРТ СУДНА»)
DES (поставка на судно) означает, что продавец выполнил свои обязательства по доставке, когда товары переданы в распоряжение покупателя на борту судна в порту прибытия, неочищенного для импорта.
Грузоотправитель должен нести все расходы и риски по транспортировке товара до согласованного сторонами порта назначения и не несет ответственности за выгрузку товара с судна.
DES используется, когда товары должны быть доставлены морским путем или по внутренним водным путям (или в случае мультимодальных перевозок, предусматривающих навигацию в морской порт).
DEQ («ДОСТАВКА НА ПРИСТАНЬ»)
Инкотермс DEQ аналогичен DES, но с одним отличием: в соответствии с DEQ продавец (а не покупатель) отвечает за разгрузку товара с судна в порту прибытия (и несет расходы и риски, связанные с такой деятельностью).
Главные отличия CIF Incoterms 2010 от ранних версий
Инструкции по внешнеторговым сделкам гласят, что нужно постоянно следить за изменениями в правилах внешнеэкономической деятельности. Это позволяет избежать проблем и недопонимания между покупателем и продавцом.
В ИНКОТЕРМС CIF от 2010 года были внесены определённые изменения. Теперь переход обязанностей от продавца принимающей стороне происходит после полной выгрузки товара. Это изменение позволило покупателем снизить риски, связанные с возможным повреждением товара во время разгрузки.