Администрирование таможенных платежей: обзор значимых изменений


Администрирование таможенных платежей: обзор значимых изменений

Таможенный кодекс ЕАЭС (ТмК ЕАЭС) по сравнению с ныне действующим законодательством содержит множество новаций в вопросах исчисления и уплаты таможенных платежей.

Платежи при временном ввозе

Порядок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) регулирует ст. 223 ТмК ЕАЭС.

По аналогии с действующим законодательством ТмК ЕАЭС предусматривает, что декларант может поместить товары под такую процедуру с частичной уплатой либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Порядок исчисления платежей при частичной уплате не изменился. За каждый полный и неполный календарный месяц использования временно ввезенных товаров необходимо уплатить 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые пришлось бы уплатить, если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Период исчисляется со дня, когда товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), по день, когда завершается ее действие.

Декларант вправе предпочесть периодическую уплату исчисленных во временном ввозе таможенных пошлин, налогов. Это значит, он будет уплачивать их ежемесячно до начала периода, за который нужно внести платеж. Периодичность декларант определяет в декларации на товары.

Если не уплатить очередную часть ввозных таможенных пошлин, налогов в срок, декларант лишится права на периодическую уплату за оставшийся период. В таком случае придется внести все платежи единовременно.

Платежи в отношении продуктов переработки

Порядок исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки, образованных вне таможенной территории и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, регулирует ст. 186 ТмК ЕАЭС.

По данному вопросу общий постулат не изменился: продукты переработки облагаются таможенными пошлинами, налогами исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС.

ТмК ЕАЭС нормативно закрепил ответы на многие часто возникающие вопросы. Например, что входит в стоимость операций по переработке, включаются ли в нее расходы по транспортировке.

Согласно ТмК ЕАЭС стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС должна определяться как совокупность фактических расходов на эти операции и на иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта). Другие расходы в стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС не включаются.

Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин установили ст. 58 — 60 ТмК ЕАЭС.

Ныне действующий порядок предусматривает обязательное обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, уплату процентов за отсрочку (рассрочку), а также шестимесячный срок предоставления. Для товаров, подвергающихся быстрой порче, — двухмесячный срок.

ТмК ЕАЭС условно разделил этот порядок на три.

1. Отсрочка на один месяц. Ее могут предоставить плательщику независимо от категории ввозимых товаров. Также не требуется представлять таможенным органам доказательства, что у плательщика есть основания для отсрочки. Срок исчисляется со следующего дня после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Обязательные условия предоставления отсрочки — обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, а также уплата процентов за отсрочку.

2. Отсрочка или рассрочка на срок не больше шести месяцев. Такой порядок для плательщика более привлекателен, поскольку не надо уплачивать проценты за отсрочку или рассрочку. Однако, чтобы ее получить, нужно обеспечить исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин. Кроме того, у плательщика должны быть основания для отсрочки или рассрочки, определенные ст. 59 ТмК ЕАЭС. Срок исчисляется со дня после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

ЕЭК вправе расширять перечень оснований для отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин.

3. Особый порядок предоставления отсрочки или рассрочки на срок не больше шести месяцев. Им могут воспользоваться лица, которые ввозят на таможенную территорию ЕАЭС товары для промышленной переработки. Среди таких товаров сырье, материалы, технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему.

Чтобы получить и подтвердить правомерность отсрочки или рассрочки, необходимо:

— представить обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и уплатить проценты за отсрочку или рассрочку;

— поместить ввезенные товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

— использовать ввезенные товары для получения новых товаров, коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС будут отличаться от их кодов на уровне любого из первых четырех знаков.

Срок отсрочки или рассрочки исчисляется со следующего дня после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Возникновение и прекращение платежных обязательств

Основная идея, реализованная в ТмК ЕАЭС, — дать возможность декларантам — нарушителям некоторых требований законодательства вернуться в правовое поле и все же завершить заявленную таможенную процедуру в соответствии с требованиями законодательства.

В частности, обязанность по уплате таможенных платежей будет прекращаться, если декларант ее еще не исполнил. Если же исполнил — уплаченные или взысканные таможенные платежи вернут.

Более наглядно это видно на примере таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (ст. 221 — 226 ТмК ЕАЭС). Срок действия этой процедуры не изменился. Для большинства товаров он не может превышать два года со дня помещения товаров под указанную таможенную процедуру.

Ее следует завершить до истечения срока. В противном случае действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) прекращается. День истечения срока считается сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Если декларант их не уплатит, таможенные органы начнут процедуру принудительного взыскания.

В такой ситуации ТмК ЕАЭС предоставляет декларанту возможность разместить товары, в отношении которых действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) прекратилось, на временное хранение. Как вариант, эти товары вновь можно поместить под таможенную процедуру.

Ввозные таможенные пошлины, налоги придется уплатить, как если бы в их отношении применялась частичная уплата. Причем за период со дня, когда истек срок временного ввоза, по день, когда декларант поместил товары на временное хранение или под таможенную процедуру.

Дополнительно к суммам частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов необходимо будет уплатить:

— проценты, как если бы декларанту предоставили отсрочку или рассрочку;

— специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (если они предусматриваются для этих товаров) в полном размере с исчисленными на них процентами.

Декларант может изначально заявить срок действия временного ввоза меньший, чем максимально возможный. В такой ситуации декларант вправе заявить о продлении срока в пределах двух лет. Обязательное условие — сделать это нужно до истечения изначально заявленного срока.

Вместе с тем ТмК ЕАЭС предусмотрел возможность продлить срок действия временного ввоза до максимально возможного даже после его истечения. Для этого декларант в течение месяца после истечения срока временного ввоза должен обратиться с заявлением. Тогда действие временного ввоза возобновят со дня, когда он прекратился. Декларанту потребуется уплатить необходимые для временного ввоза таможенные пошлины, налоги. Исчисленные в связи с истечением первоначального срока таможенные платежи, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не взыскиваются.

Есть в ст. 162 ТмК ЕАЭС новации в таможенной процедуре таможенного склада. Заключаются они в вопросах возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Так, владелец таможенного склада может утратить товары либо выдать их без подтверждающих завершение действия таможенной процедуры таможенного склада документов. В этом случае наступает срок уплаты причитающихся таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Данные платежи будут иметь максимально возможный размер, как при выпуске товаров для внутреннего потребления. Причем тарифные преференции и льготы применяться не будут. На сегодня исчисленные по указанным выше обстоятельствам таможенные пошлины, налоги взыскиваются независимо от дальнейшего использования товаров.

В соответствии с нормами ТмК ЕАЭС у владельца таможенного склада обязанность внести платежи может прекратиться, даже если товары уже были утрачены либо их неправомерно выдали с таможенного склада. Достаточно лишь завершить действие таможенной процедуры таможенного склада. Уплаченные либо взысканные при этом платежи вернут или проведут их зачет.

Вышесказанное в полной мере относится к ситуации, когда прекратилось действие таможенной процедуры для иностранного товара, в том числе в связи с истечением срока. Чтобы такой товар мог в дальнейшем находиться и использоваться на таможенной территории ЕАЭС либо вывозиться, его в обязательном порядке надо поместить под таможенную процедуру.

Платежные обязательства в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации

Декларант может заявить товары к выпуску до того, как подаст на них декларацию в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны, свободного склада, а также временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов.

ТмК ЕАЭС более детально описывает выпуск товаров для внутреннего потребления. Таможенный орган не будет требовать у лица, подавшего заявление о выпуске товаров, уплатить таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Однако понадобится обеспечить их уплату. Исключение предусматривается для декларантов — уполномоченных экономических операторов и еще в некоторых случаях.

Срок уплаты платежей ограничивается подачей декларации на товары. Ее следует подать не позднее:

— 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товара;

— 15-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, когда декларантом выступает уполномоченный экономический оператор.

Если декларант нарушит указанные сроки, таможенный орган самостоятельно рассчитает платежи к уплате. Исходить он будет из сведений, указанных в заявлении о выпуске товаров, и документов, представленных с таким заявлением.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2021, № 8

Временный ввоз транспортных средств

Согласно пункту 6 ст.264 ТК Союза временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут быть переданы декларантом иному лицу, в том числе лицу, которому такое транспортное средство принадлежит на праве собственности, в случаях и на условиях, которые установлены настоящей статьей.

В соответствии с п.8 ст.264 ТК Союза без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, – его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – иным иностранным физическим лицам;

4) временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования – капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;

5) транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, – иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.

Процедура временного ввоза товаров (ИМ 53) предусматривает свободное использование и перемещение грузов на территории стран ЕАЭС. Под данной процедурой можно ввозить продукцию практически любых групп и категорий. Исключение составляют продукты питания, алкоголь, табачные изделия, расходные материалы, отходы любого происхождения, запрещенные грузы. Товары не теряют статус иностранных на протяжении всего периода пребывания на территории России.

Понятие процедуры временного ввоза

Таможенная процедура ввоза иностранных товаров на территорию РФ на определенный период времени называется временный ввоз допуск товаров или Импорт 53. Процедура предусматривает обязательное декларирование и уплату таможенных сборов и других платежей. Однако в большинстве случаев сборы не применяются. Условия уплаты сборов или освобождения от них для разных категорий грузов отличаются и устанавливаются на основании Таможенного кодекса ЕАЭС. Режим ИМ53 позволяет экономить денежные средства на выплате пошлин и налогов, которые отсутствуют полностью или их сумма существенного ниже в сравнении с другими режимами. При этом крайне важно соблюдение такого условия временного ввоза товаров, как обязательный вывоз груза с территории РФ по истечении разрешенного срока.

Согласно Таможенному кодексу ИМ 53 применяется к продукции следующих видов:

  • выставочные экспонаты,
  • спортивные снаряды,
  • музыкальные инструменты,
  • конструкции для организации ярмарок и выставок,
  • театральный реквизит,
  • мобильные гаджеты, необходимые для профессиональной деятельности,
  • упаковка и тара, контейнеры,
  • оборудование для организации концертов и соревнований,
  • транспорт, необходимый для вышеприведенных целей и др.

Данный режим декларирования также применяется к иностранным грузам, которые идут транзитом через территорию РФ или находятся на хранении под контролем таможни.

Чтобы применить процедуру, требуется идентификация груза. На протяжении всего срока пребывания в стране ввезенная продукция должна оставаться в изначальном состоянии (допускается естественный износ) и в распоряжении декларанта. Передача груза третьим лицам допускается только после оформления соответствующего разрешения.

Если груз не был вывезен в отведенный срок, оформляется процедура выпуска для внутреннего потребления. Уплачиваются налоги и сборы, от которых продукция была освобождена. Если просрочить платежи, дополнительно начисляются штрафы.

Нормативно-правовое регулирование временного ввоза и допуска

Временный ввоз товаров регулируется гл. 22 Таможенного кодекса РФ, ФЗ о Таможенном регулировании, отдельными законодательными актами Таможенного союза, международными соглашениями, устанавливающими правилами для определенных категорий продукции. Детальные условия процедуры расписаны в Конвенции о временном ввозе, подписанном в Стамбуле. Данному вопросу посвящены отдельные положения об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру

Декларант обязан собрать и предоставить в таможенный орган документы с подробным описанием причин временного ввоза и документы, которые гарантирует последующий реэкспорт. Одним из главных условий оформления допуска является идентификация перемещаемых товаров. Средства идентификации должны быть нанесены несмываемым способом. На время использования продукции они должны оставаться читабельными.

Средства идентификации могут быть следующие:

  • цифровая маркировка,
  • буквенная маркировка,
  • серийные номера и пр.

Идентификация не нужна, если производится замена временно ввезенных товаров. Далее производится расчет таможенных платежей и частичная их уплата. Исключение составляют случаи, когда продукция, временно находящаяся на территории РФ, используется без уплаты налогов и пошлин.

Важно четко соблюдать меры нетарифного регулирования, технического регулирования, карантинно-фитосанитарные и ветеринарно-санитарные нормы, радиационные требования.

Во время нахождения груза на территории РФ допускается естественная убыль и износ. Особое внимание должно быть уделено соблюдению надлежащих условий хранения и использования таких товаров, которые могут тестироваться, проверятся, ремонтироваться, проходить испытания, получать техническое обслуживание. Запрещается проводить функциональное улучшение конструкций в сравнении с оригиналом.

После того как оформлена декларация временного ввоза товаров, груз должен находиться в распоряжении собственника. Возможна временная передача продукции другому лицу в случаях, предусмотренных законодательством без уведомления таможенного органа. Например, для выполнения технического обслуживания или проведения ремонтных работ. Передача изделий другим лицам по причинам, не предусмотренным законом, может проводиться только при наличии разрешения таможни. Документ выдается на основании заявления декларанта с указанием причины возникшей необходимости и предоставлением данных о владельце или пользователе.

Важно! Процедура Импорт 53 может применяться только к продукции иностранного происхождения.

Порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе

Режим ИМ 53 предусматривает частичное или полное освобождение от налогов и пошлин.

К продукции, которые не облагаются налогами, относятся:

  • товары, связанные с наукой, культурой, киноиндустрией, туризмом;
  • продукция, ввозимая с целью улучшения международных отношений;
  • товары международной помощи и др.

Решение по освобождению от налогообложения может приниматься только на федеральном уровне. В случае нарушения условий процедуры или ввоза новых товаров, не заявленных в декларации, налоговые платежи начисляются в полном объеме.

При частичной оплате пошлин и налогов обязательства возникают после открытия режима и завершаются в момент прекращения действия режима.

Дата оплаты должна отвечать дате регистрации декларации или, если товары были выпущены до регистрации, то дате регистрации заявления о выпуске груза. Окончательный срок уплаты приходится на день истечения срока временного ввоза продукции или учитывает ее особенности. Например, при передаче груза другим лицам, срок уплаты приходится на дату их передачи или регистрации декларации в таможенном органе. В случае утраты груза, срок уплаты приходится на день его утраты или день регистрации декларации, если день утраты определить невозможно. Исключение составляют случаи полного уничтожения груза по объективным причинам.

Уплаченные налоги и пошлины не компенсируются в качестве зачета платежей и не возвращаются.

Сроки и документы на временный ввоз в Россию

Предельный срок нахождения на территории РФ груза, оформленного под режимом ИМ 53, составляет 2 года. Срок хранения на таможенном складе может исключаться из расчета. Определение срока допуска производится таможенным органом с учетом целей, указанных в декларации. В общих случаях отсчет срока начинается со дня открытия режима. Для некоторых категорий грузов с учетом целей их ввоза на территорию стран ЕАЭС возможно продление срока. Данное условие не распространяется на контейнеры, но работает относительно основных производственных средств, при условии, что они находятся в собственности декларанта. Например, оборудование может помещаться под процедуру временного ввоза на 34 месяца. Если оформление производится разными декларантами, общий срок не превышает 2-ух лет. Таможенный орган вправе пересмотреть срок в сторону уменьшения на основании действующего законодательства с учетом особенностей товаров.

Документы, необходимые для оформления процедуры ИМ 53 следующие:

  • описание груза с планом мероприятия, например, концертов, научных испытаний и т.п.;
  • документ с идентификацией продукции,
  • подтверждение цели допуска,
  • свидетельство о временном допуске товаров, не облагаемых налогами, со ссылкой на нормативный акт, подтверждающий возможность отмены налогообложения;
  • заявление с указанием даты обратного вывоза,
  • документально подтвержденные гарантии обратного вывоза груза в установленные сроки.

Если товар до этого режима был помещен под другие таможенные процедуры, декларант должен предоставить подтверждение соблюдения всех действующих требований.

Таможенный ввоз может быть прекращен досрочно, если окажется, что груз находится под другими таможенными процедурами, например, под реэкспортом и другими режимами, за исключением транзита. Прекращение процедуры ИМ 53 возможно при выявлении нарушений обязательств, которые взял на себя декларант. Досрочное прекращение действия режима происходит, если были нарушены условия ввоза, например, выполнена модернизация товаров. Порядок приостановления и возобновления процедуры определяется комиссией ФТС.

Стандартное завершение процедуры происходит после помещения груза под процедуру реэкспорта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]