Возврат таможенных платежей возможен в двух основных случаях. По заявлению компания может вернуть средства, хранящиеся на принадлежащем ей едином лицевом счете в системе ФТС, если она не планирует использовать их для расчетов с таможней. Второй случай — это возврат излишне уплаченных пошлин, налогов, сборов. Он проводится, если в результате корректировки или после разрешения спорной ситуации их сумма уменьшилась, из-за чего образовалась переплата. Вернуть переплату можно в досудебном и в судебном порядке.
Досудебный порядок возврата таможенных платежей
Процедура возврата в досудебном порядке определена ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Ст. 122. Описывает порядок возврата авансовых платежей. Средства могут быть возвращены в течение трех лет по заявлению, к которому прикладывают платежный документ, подтверждающий их зачисление, копии документов юридического лица.
Ст. 147. Описывает порядок возврата излишне уплаченных платежей. В досудебном порядке он выполняется по заявлению после предоставления документов, которые подтверждают факт оплаты, начисление сборов, пошлин, налогов, факт их излишнего взыскания, а также копии документов юридического лица.
Ст. 148. Устанавливает порядок возвращения уплаченных налогов и пошлин в случаях, когда таможня отказывает в выпуске товаров, происходит отзыв декларации, изменяется таможенная процедура, в ряде иных случаев.
Ст. 149. Определяет порядок возвращения неиспользованного денежного залога (неиспользованного остатка средств на едином лицевом счету компании). Выполняется в течение трех лет по письменному заявлению при условии, что заявитель может представить платежные документы, подтверждающие пополнение счета.
Случаи возврата таможенных платежей в досудебном порядке можно разделить на две большие группы.
Излишне уплаченные таможенные платежи. Их возврат выполняется в несколько этапов. Даже после обнаружения переплаты и уведомления импортера о ней таможня не возвращает средства, так как платеж продолжает считаться таможенным, и средства не принадлежат плательщику. Действовать нужно следующим образом:
- устанавливают факт переплаты, получая уведомление об этом от таможни или собирая документы, подтверждающие начисление «лишних» сумм;
- заполняют заявление установленной формы;
- готовят документы, подтверждающие выполнение платежей в адрес таможни и сам факт переплаты, передают их сотрудникам таможни или направляют заказным письмом с уведомлением;
- в течение месяца таможня должна представить решение о возврате (возможен или нет);
- в случае неправомерного отказа средства возвращают в судебном порядке.
Авансовые платежи. Это — средства, перечисленные в счет будущих платежей. Они остаются в собственности плательщика, формально не являются таможенными платежами и возвращаются по упрощенной процедуре. В течение трех лет с даты зачисления средств на единый лицевой счет компании подают заявление на возврат. Таможня обязана в течение 1 месяца рассмотреть его и вернуть средства, перечислив их по указанным заявителем реквизитам. К заявлению прикладывают платежные документы, которые подтверждают зачисление авансовых средств.
В досудебном порядке таможня не возвращает средства, если:
- сумма составляет меньше 150 рублей;
- платеж являлся авансовым, и с момента зачисления прошло больше трех лет;
- заявитель имеет задолженность по другим платежам. В этом случае «излишки» будут направлены на ее оплату.
Если плательщик получает отказ, следующим этапом досудебного урегулирования становится обращение в вышестоящий таможенный орган. Так, если спор возник с региональной таможней, претензию можно направить в ФТС. Этот этап не является обязательным, и обращаться в ФТС стоит не всегда: есть риск, что это только усилит аргументацию таможни.
Если сумма таможенных платежей при растаможке выросла из-за того, что инспектор изменил таможенную стоимость или код ТН ВЭД, у импортера есть три месяца, чтобы оспорить корректировку (в том числе через суд). По истечении этого срока вернуть средства можно только с помощью более долгой и сложной стандартной процедуры возврата (в срок до трех лет). Сотрудники таможенного представителя «СТТ Логистика» рекомендуют начинать оформление возврата сразу после обнаружения переплаты. Наша компания также предлагает услуги по перевозке, доставке сборных грузов, складской логистике и аутсорсингу внешнеэкономической деятельности.
Как вернуть из таможни излишне уплаченные денежные средства?
Важный вопрос, с которым сталкивается практически каждый участник ВЭД, это возврат излишне уплаченных таможенных платежей, которые остались на счетах после таможенного оформления, либо если случайно оплатили больше. Напомню, что денежные средства хранятся не более 3 лет с момента последнего их использования, а потом благополучно списываются в пользу участника ВЭД (шутка, конечно же, нет)… в пользу государства.
Вернуть свои кровные не так быстро, но вполне реально. А поэтому краткая инструкция:
Шаг 1. Для начала необходимо определиться, сколько и откуда возвращаете. Для этого проще всего запросить остатки денежных средств на таможенных счетах у вашего брокера. Либо, если у вас есть своя ЭЦП, запросить остатки на сайте edata.customs.ru в личном кабинете. Конечно, надо понимать с какой именно таможни собираетесь вернуть деньги.
После того, как получите остатки, вы уже будете знать, сколько и на какой платежке осталось денег.
Шаг 2. Распечатываете из системы банк-клиент те платежные поручения, остатки на которых вы решили вернуть. Платежки заверяем у генерального директора: фраза «копия верна», должность, подпись, расшифровка, печать.
Шаг 3. Заполняем заявление на возврат денежных средств. Причем для пошлины своё заявление, а для авансовых платежей — своё. Подписывает заявление гендир в присутствии нотариуса. Иными словами, нотариус заверяет достоверность подписи директора на заявлении. Форма заявления четко регламентирована приказом ФТС России №2520 от 22.12.2010.
Шаг 4. Готовим комплект учредительных документов. А именно:
-нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);
-нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
-оригинал приказа (или решения учредителей) о назначении ГД;
-если в решении не указан срок полномочий ГД, то дополнительно делаем нотариально заверенную копию Устава.
При повторном обращении за возвратом денежных средств в эту таможню предоставлять комплект учредительных документов не обязательно.
Шаг 5. Отвозим заявление, платежки, учредительные документы в необходимую таможню. Получаем номер входящего документа. Или опускайте в ящик для корреспонденции при входе в таможню, а на следующий день звоните в канцелярию и узнавайте номер входящего. Еще можно отправить заказным письмом с описью и с уведомлением.
Санкт-Петербургская таможня:
199034, г. Санкт-Петербург, ВО, 9-я Линия, д. 10
Балтийская таможня:
198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А
Пулковская таможня:
196210, г. Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7а
Шаг 6. Ждем, когда денюжки поступят на счет, одновременно планируя, куда их можно потратить.
Если что-то было сделано не так, то таможня вам пришлет мотивированный отказ. На каждой таможне может встретиться свой «местечковый таракан», которому что-то не понравится в документах.
За долю малую могу помочь с возвратом в Санкт-Петербургской, Балтийской и Пулковской таможнях.
Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу [email protected] и в скором времени я обновлю статью.
Возможно Вас заинтересует следующее: 1) Растамаживаем самостоятельно 2) Считаем таможенные платежи 3) Как посчитать таможенную стоимость? 4) Классификаторы и прочая полезная информация по содержанию и заполнению декларации
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Должны ли органы информировать плательщика о переплате?
Возникновение переплаты – это достаточно распространенное явление, и многие плательщики задаются вопросом о том, как определить факт ее наличия. Это может быть замечено как самим плательщиком (будь он физическим или юридическим лицом) или же таможенным органом. Однако, должен ли последний уведомлять плательщика о том, что он переплатил?
Федеральный Закон №311 четко регламентирует данную составляющую отношений. Таможенный орган, который обнаружил переплату, обязан информировать плательщиков, которые переплатили. Закон даже оговаривает срок информирования – он не может составлять больше месяца с момента обнаружения факта переплаты.
Решение о возврате платежей может быть вынесено в судебном порядке – в таком случае орган обязан в десятидневный срок откорректировать выплаты и отправить плательщику откорректированную информацию в срок не более одного дня.
Возврат товара покупателем
Налог на прибыль
В письме УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/[email protected] указано, что в соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе отказаться от исполнения договора поставки и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Операция по возврату покупателю бракованной продукции может быть отражена в налоговом учете:
- осуществлением пересчета налоговый базы по налогу на прибыль за период, в котором был реализован товар с существенными нарушениями требований к его качеству.
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Учитывая изложенное, ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде, приводят к необходимости перерасчета налоговой базы за предыдущие налоговые (отчетные) периоды и представления в налоговые органы уточненной декларации по налогу на прибыль организаций.
НДС
Если возврат товара осуществляет организация, то по возвращенным товарам, ранее принятым на учет покупателем, соответствующий счет-фактуру продавцу этих товаров выставляет покупатель, являющийся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Такой счет-фактура, полученный продавцом товаров от покупателя, является документом, служащим основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость у продавца в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Что касается возврата товаров, не принятых указанным покупателем на учет, то в этих случаях Правилами выставление счетов-фактур покупателями не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-09/19392).
В письме ФНС России от 14.05.2013 N ЕД-4-3/[email protected] указано, что исключений из общего порядка применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, положениям гл. 21 НК РФ не предусмотрено, при возврате такими лицами всей партии отгруженных товаров, как принятых, так и не принятых на учет, следует руководствоваться п. 5 ст. 171 НК РФ. При этом счет-фактура, зарегистрированный продавцом в книге продаж при отгрузке товаров, регистрируется им в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты с учетом положений п. 4 ст. 172 НК РФ.
Таким образом, в налоговом учете в целях налога на прибыль возврат покупателем некачественного товара учитывается у поставщика как исправление ошибки. Доходы уменьшаются на выручку от реализации некачественного товара, а расходы — на его себестоимость. Для корректировки реализации прошлых периодов необходимо подать уточненную декларацию.
При возврате товара покупатель плательщик НДС должен выставить в адрес поставщика счет-фактуру. Полученный от покупателя счет-фактура регистрируется в книге покупок.
Если товар возвращает неплательщик НДС, то при возврате товара в книге покупок регистрируется счет-фактура, выставленный при отгрузке.