Из этой статьи вы узнаете:
- Запрет на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ
- Случаи, в которых не применяется запрет за закупку импортного оборудования
- Ограничения на закупку импортного оборудования
- Порядок получения разрешения на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ
- 3 часто задаваемых вопроса о закупке импортного оборудования по 44-ФЗ
Закупка импортного оборудования по 44-ФЗ тесно связана с положениями закона, прописанными в статье 14. В ней говорится о запрете и ограничениях, действующих на процедуры закупок, а также условиях допуска к участию в торгах оборудования, произведенного за границей.
В этом вопросе важно знать про последние изменения 44-ФЗ, вступившие в силу, правильное оформление допуска и какое именно импортное оборудование ни при каких условиях не может участвовать в торгах. Нюансов много, но в них легко разобраться.
Запрет на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ
По закону запрещается:
- приобретение товаров импортного производства (товары производителей стран – членов ЕАЭС сюда не относятся), включенных в перечни, для своих нужд государственным и муниципальным учреждениям;
- приобретение товаров импортного производства (товары производителей стран – членов ЕАЭС также являются исключением), в том числе включенных в перечни, выполнение работ (услуг) гражданами других государств (кроме стран Евразийского экономического союза), если контракт заключается в целях обеспечения безопасности и обороны России.
Закупка импортного оборудования по 44-ФЗ регулируется статьей 14 данного закона, а также иными нормативными документами, которые издает Правительство России. В целом контрактная система устанавливает запрет на закупку некоторых позиций импортных товаров, а также работ и услуг, исполнителями которых являются субъекты других государств.
Ниже приведен перечень нормативных актов, которые регулируют национальный режим в контрактной системе и запрещают допуск к торгам товаров иностранного происхождения:
- Машиностроение — Постановление № 656 от 14.07.2014.
- Программное обеспечение — Постановление № 1236 от 16.11.2015.
- Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных — Постановление Правительства № 1746 от 27.12.2019.
- Промышленная продукция — Постановление Правительства № 616 от 30.04.2020.
Таким образом, если объект закупки подпадает под действие вышеуказанных нормативных актов, то заказчик не может принять заявку, если участник предлагает импортный товар. Эта норма не относится к продукции стран – членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).
Какими документами в программе 1С отражать данные операции?
Экспорт | 1. Документ «Реализация товаров» со ставкой НДС 0% , сумма всего по документу должна равняться сумме по ГТД строки 22; 2. На основании «Реализации товаров» создаётся документ «Таможенная декларация (экспорт)», в которой указывается код операции по НДС, вид транспорта, сопроводительный документ; 3. Таможенный сбор списывается документом «Бухгалтерская справка». |
Импорт | 1. Документ «Поступление товара», в котором сумма всего по документы должна равняться сумме по ГТД строки 22; 2. На основании «Поступления товара» создается документ «Таможенная декларация (импорт)», в которой отражается суммы таможенного сбора, таможенной пошлины, таможенный НДС и таможенная стоимость. Обратите внимание, что в таможенную стоимость могут быть включены транспортные расходы до границы согласно условиям поставки по Инкотермс 2010 В случае, если импортируются товары из государств — членов ЕАЭС на основании документа «Поступление товара» создается документ «Заявление о ввозе товаров» |
Случаи, в которых не применяется запрет за закупку импортного оборудования
Что делать заказчику, если он нуждается в закупке импортного оборудования по 44-ФЗ, так как отечественные аналоги отсутствуют? Законом предусмотрены следующие обстоятельства, когда запрет не действует:
- нужный заказчику товар не производится на территории России. Этот факт должен быть подтвержден:
- если объект закупки входит в перечень, то необходимо оформить разрешение на закупку импортного промышленного товара. Это делается в соответствии с правилами, разработанными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации посредством функционала государственной информационной системы промышленности;
- если закупка осуществляется с целью обеспечения обороны и безопасности государства и объект не входит в перечень либо приобретаются работы (услуги), выполняемые иностранными субъектами, то заказчик делает обоснование самостоятельно;
- объект закупки представляет собой единичный товар ценой не более 100 тыс. рублей либо партию таких товаров на сумму до 1 млн руб. (исключение составляют товары из перечня по позициям 1–7, 124 и 125);
- требуется обеспечить совместимость закупаемого оборудования с имеющейся в эксплуатации у заказчика техникой (исключение составляют товары из перечня по позициям 67–71);
- приобретаются запасные части и расходные материалы к имеющемуся в эксплуатации у заказчика оборудованию, для которого необходимо соблюдать требования технической документации (для товаров из перечня по позициям 47–51);
- заказчиком является один из следующих субъектов: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (исключение делается при закупке товаров, указанных в пунктах 1–7, 52–57, 73–75, 81 перечня; при закупке одной единицы товаров, указанных в пунктах 47–51 перечня, если ее цена не превышает 2 млн рублей);
- заказчиком является Федеральная служба охраны Российской Федерации, осуществляющая закупку для целей государственной охраны; приобретение Министерством внутренних дел Российской Федерации транспортных средств для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Установленные на допуск к торгам запреты для импортной продукции применяются не только к самим объектам закупки, но также и к тем товарам, которые поставляются при выполнении работ или услуг. Это же положение распространяется на объекты аренды и лизинга.
Пересчет в рубли
Обязательство перед иностранным поставщиком пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату принятия к учету товара, на последнее число текущего месяца и на дату перечисления оплаты. Если курс валюты увеличивается, возникают отрицательные курсовые разницы, которые учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 6 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ). Если курс валюты уменьшается, то возникают положительные курсовые разницы, учитываемые в составе внереализационных доходов (п. 11 ч. 2 ст. 250, подп. 7 п. 4, п. 8 ст. 271 НК РФ).
Ограничения на закупку импортного оборудования
Применение национального режима в сфере госзакупок предполагает функционирование параллельно двух механизмов – запрет и ограничения. В отношении последних установлены определенные условия, когда заказчики имеют право приобретать товары с ограниченным допуском. Поэтому инициатор закупки обязан учитывать все эти нормы. Продукция, на которую распространяются ограничения:
- лекарственные средства;
- медицинские изделия;
- радиоэлектроника;
- продукты питания;
- промтовары.
Ограничения на закупку импортных товаров не действуют в следующих случаях:
- закупочная процедура проводится до начала применения ограничений по закону;
- закупка проводится на территории иностранного государства для собственных нужд заказчика, деятельность которого осуществляется в этой стране.
Ограничения при закупке радиоэлектроники. Законодатели устанавливают ограничения на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ при условии, что оно присутствует в перечне из ПП РФ № 878 от 10.07.2019. Срок действия ограничений – до 01.09.2021 (п. 13 ПП РФ № 878).
Суть ограничительных мер при закупке радиоэлектронных товаров состоит в следующем:
- Товарные позиции из перечня могут закупаться только по отдельности, запрещается объединять эти объекты в рамках одной сделки или лота (п. 7 ПП РФ № 878).
- Расчет начальной (максимальной) цены контракта и ее обоснование должны выполняться в соответствии с методическими рекомендациями Минпромторга РФ. Эта норма не применяется, если закупка относится к сфере гособоронзаказа (п. 6 ПП РФ № 878). Требование распространяется не только на НМЦК, но и на начальную цену единицы товара, начальную сумму цен и предельное значение стоимости контракта. Обоснование любой категории цены осуществляется в соответствии с требованиями ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.
- Потенциальный поставщик подтверждает страну происхождения товара и его соответствие условиям национального режима декларацией, в которой должно быть указано, что конкретный товар занесен в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции под определенным номером (п. 3 ПП № 878). Заказчикам следует установить данное требование в конкурсной документации и извещении.
- Если на тендер представлено не менее двух заявок с предложением товара, в полной мере отвечающего требованиям заказчика и занесенного в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, то заявки с импортными товарами не допускаются к участию в торгах – правило «третий лишний» (п. 3 ПП № 878). Но при этом в допущенных заявках не должна содержаться продукция с одинаковыми характеристиками и одной и той же торговой марки. Если организатор закупки допускает к торгам импортные товары, то к ним необходимо применять ограничения национального режима.
- Если контракт подписан и исполнитель обязался поставить отечественную продукцию из реестра, то невозможно в последующем заменить ее на импортную (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ, п. 8 ПП № 878).
Особенности таможенного оформления
Оборудование и станки могут ввозиться физическими и юридическими лицами. В первом случае таможенное оформление максимально упрощенное, но партия должна быть некоммерческого объема. Таможенная пошлина не уплачивается на груз весом менее 25 кг и стоимостью менее 500 евро. В противном случае она рассчитывается в размере 30% от суммы превышения или в размере 4 евро за каждый кг свыше нормы. При этом на таможне могут потребовать чеки, разъяснения о том, где приобретался товар и для каких целей.
ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
Для юридических лиц процедура таможенного оформления проходит в стандартном режиме. Они могут ввозить оборудование и станки в целях усовершенствования собственного производства и для реализации. При этом обязательны к уплате таможенные платежи, рассчитываемые в зависимости от классификационного кода ТН ВЭД. Ставка пошлины варьируется от 0 до 10%, НДС составляет 20%. Пошлина начисляется на каждый килограмм груза.
Порядок получения разрешения на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ
Ограничение на закупку импортных товаров бюджетными организациями, установленное в 44-ФЗ, реализует государственную политику по поддержке отечественного производителя. Закон обязывает заказчика отдавать предпочтение российским товарам во исполнение программы импортозамещения. С мая 2021 года произошли существенные изменения в порядке допуска к торгам иностранных товаров, работ и услуг.
В приказе Минпромторга от 29 мая 2021 года № 1755 изложен порядок получения разрешения на закупку иностранной продукции, которое заказчик может получить, подав соответствующую заявку.
В таблице дан краткий обзор порядка получения разрешения.
Кто должен подавать заявку на получение разрешения | Заявка подается:
От имени заказчика действует уполномоченное лицо, которое подписывает заявку и предоставляет ее. |
Механизм подачи заявки | Заявка оформляется и подается в личном кабинете на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) посредством его функционала. Заполнение формы заявки возлагается на уполномоченного представителя заказчика, который также подписывает документ усиленной квалифицированной электронной подписью. В заявке и прилагаемых к ней документах не должно содержаться секретной информации. В случае закупки нескольких товарных позиций по каждой из них составляется своя заявка, сопровождаемая пакетом документов. По мере продвижения и рассмотрения заявки информация о каждом этапе поступает в личный кабинет ГИСП, одновременно отправляются сообщения на электронную почту. |
Содержание заявки | О том, какую именно информацию должна содержать заявка, сказано в п. 3 порядка получения разрешения. А именно:
|
Порядок проверки заявки | Заявка проверяется в несколько этапов. Прежде всего в течение 5 рабочих дней от даты поступления документа специалисты департамента Минпромторга рассматривают, вся ли информация указана и насколько она верная. При выявлении ошибок, несоответствий заявку возвращают на доработку. Если в данной части заявки недочетов не выявлено, она подвергается сравнительному анализу. Это делается системой ГИСП в автоматическом режиме: сверяется информация о товаре в заявке с аналогичными позициями в реестрах российской и евразийской продукции. |
Время рассмотрения заявки и выдачи разрешения | Если система не находит аналога товара в реестрах, то разрешение выдается на протяжении 5 рабочих дней. Если же в реестрах есть записи об аналогичной продукции, то ГИСП направляет ее производителю запрос, в котором выясняется возможность изготовления указанного товара. После получения этого запроса производитель должен в течение 10 рабочих дней на сайте ГИСП разместить ответ – положительный либо отрицательный. При отсутствии информации от производителя считается, что аналог отсутствует. При наличии ответа от производителя на протяжении 5 рабочих дней заказчику направляется:
Если заказчик не согласен с отказом, у него есть право оспорить решение. |
Особые условия закупки | Разрешение выдается на период 18 месяцев и только на одну закупку. Если разрешение использовано и заключен контракт, то в течение 10 рабочих дней после этого заказчик должен отчитаться в личном кабинете ГИСП о результатах закупки. |
Схемы сертификации оборудования
Для выбора схемы сертификации нужно руководствоваться Решением Совета ЕЭК № 44 от 18 апреля 2021 г. «О типовых схемах оценки соответствия».
Схема сертификации 1с
применяется для серийно выпускаемой продукции.
Схема сертификации 2с
применяется для серийно выпускаемой продукции при наличии у изготовителя внедренной системы менеджмента, сертифицированной органом по сертификации систем менеджмента.
Схема сертификации 3с
применяется для партии продукции.
Схема сертификации 4с
применяется для единичного изделия в случае, если исследования (испытания) и измерения для этого изделия не являются разрушающими.
Схема сертификации 5с
применяется для серийно выпускаемой продукции в случае, если в полной мере невозможно или затруднительно подтвердить соответствие требованиям технического регламента при проведении исследований (испытаний) и измерений готовой продукции.
Схема сертификации 6с
применяется для серийно выпускаемой продукции в случае, если в полной мере невозможно или затруднительно подтвердить соответствие требованиям технического регламента при проведении исследований (испытаний) и измерений готовой продукции, а также в случае наличия у изготовителя внедренной системы менеджмента, сертифицированной органом по сертификации систем менеджмента.
Схема сертификации 7с
применяется для продукции, предназначенной для постановки на серийное производство, в случае планирования выпуска модификаций продукции.
Схема сертификации 8с
применяется для продукции, предназначенной для постановки на серийное производство, в случае планирования выпуска модификаций продукции и при наличии у изготовителя внедренной системы менеджмента, сертифицированной органом по сертификации систем менеджмента.
Схема сертификации 9с
применяется для единичных изделий, предназначенных для оснащения предприятий на таможенной территории Союза.
Типовые схемы декларирования оборудования
Схема декларирования соответствия 1д
применяется для серийно выпускаемой продукции при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявителя.
Схема декларирования соответствия 2д
применяется для партии продукции или единичного изделия при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявителя.
Схема декларирования соответствия 3д
применяется для серийно выпускаемой продукции при декларировании соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и собственных доказательств заявителя (при наличии).
Схема декларирования соответствия 4д
применяется для партии продукции или единичного изделия при декларировании соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и собственных доказательств заявителя (при наличии).
Схема декларирования соответствия 5д
применяется для продукции, предназначенной для постановки на серийное производство, в случае планирования выпуска модификаций продукции.
Схема декларирования соответствия 6д
применяется для серийно выпускаемой продукции при наличии у изготовителя внедренной системы менеджмента, сертифицированной органом по сертификации систем менеджмента.
Декларирование оборудования
Декларация о соответствии – обязательный документ, подтверждающий безопасность оборудования. Декларация и обязательный сертификат имеют равную юридическую силу. Это означает, что для оборудования, указанного в перечнях продукции, подлежащей декларированию, обязательна регистрация декларации о соответствии. Производитель (может быть также и продавец), принимает декларацию, т.е. берет ответственность за соответствие продукции на себя.
Технические регламенты Таможенного союза также содержат списки оборудования, подлежащего декларированию соответствия. В системе ГОСТ Р определен перечень технических устройств (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982), на которые обязательно зарегистрировать декларацию.
Декларант может опираться на собственные материалы, подтверждающие безопасность, но в предусмотренных случаях, оборудование обязательно подвергается независимой оценке испытательных аккредитованных лабораторий (центров).
Орган по сертификации регистрирует заполненную декларацию после анализа всех предоставленных документов, которые подтверждают соответствие требованиям безопасности при проектировании, использовании, хранении, транспортировании, а также утилизации изготовленного оборудования.