Прослеживаемость импортных товаров с июля 2021 года: инструкция по применению НСПТ

Для контроля за оборотом импортных товаров в России с 8 июля 2021 года ввели национальную систему прослеживаемости товаров (НСПТ). Отслеживать будут всё движение от момента ввоза на территорию РФ до передачи конечному потребителю. Рассказываем, что в связи с этим ждёт участников оборота таких товаров. Это может вас касаться, даже если вы не продаёте прослеживаемые товары.

Какие товары подлежат прослеживанию

Перечень прослеживаемых товаров может обновляться, поэтому отслеживайте изменения. Чтобы не было двоякого трактования наименований, перечень содержит коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2. Проверьте на сайте ФНС, подлежит ли товар прослеживанию.

На июнь 2021 года в перечень включены:

  • холодильники, морозильники бытовые и промышленные;
  • стиральные машины бытовые и промышленные;
  • мониторы, проекторы, телевизионные приёмники;
  • коляски детские;
  • автокресла детские;
  • тепловые промышленные насосы;
  • автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки.

Если есть затруднения с классификацией товара ориентируйтесь по коду ТН ВЭД из счета-фактуры поставщика или проверьте данные из сертификата соответствия.

Если на территории РФ произвели прослеживаемый товар с полным или частичным использованием импортных запасных частей, созданное изделие считается импортным и тоже подлежит прослеживанию. Исключения:

  • комплектующие помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть не имеют ограничений по их использованию;
  • импортируемые запчасти помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, то есть перерабатываются резидентами таких свободных экономических зон как Алабуга, Титановая долина, или под схожую таможенную процедуру свободного склада.

Определить таможенную процедуру можно по кодам таможенной декларации.

Не нужно отчитываться по сделкам с прослеживаемым товаром, если они связаны с государственной тайной, например, по закупке холодильников в рамках оборонного заказа. Если прослеживаемый товар предназначен для представительств международных организаций, то он также не включается в систему прослеживания.

Почтовая контрабанда

С каждым годом набирает обороты рынок международной интернет-торговли, все чаще используются международные почтовые отправления (МПО) для приобретения товаров для личного пользования. Развитие интернет-торговли и почтовых служб дали возможность покупателям приобретать товары со всего мира, а продавцам выходить на международный рынок, не открывая подразделений в других странах. При этом перемещение товаров через таможенную границу посредством МПО подпадает под таможенное регулирование. В условиях бурного развития рынка международной интернет-торговли возрастают и возможности незаконного перемещения в МПО запрещенных товаров.

Перемещение товаров в МПО

Подпункт 19 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ( ЕАЭС) определяет МПО как посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.

Перемещение товаров в МПО регулируется ЕАЭС, документами Союза, актами Всемирного почтового союза, законами РФ, ведомственными приказами Минфина, ФТС России и другими нормативно-правовыми актами.

Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена. Места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи на территории Российской Федерации, устанавливаются Минфином России.

Так, приказом Минфина России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 декабря 2021 г. № 274н/715 “Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2021 г. N 54н/162” установлены места международного почтового обмена в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.

Приказом ФТС России от 17 ноября 2011 г. N 2350 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях» установлен круг специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в МПО.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 ТК ЕАЭС при прибытии (убытии) МПО перевозчиком предоставляются таможенному органу сведения о наименовании мест (учреждений) международного почтового обмена, являющихся отправителем и получателем МПО, весе брутто, количестве грузовых мест.

Сведения о наличии в МПО товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, представляются перевозчиком таможенному органу в случае, если перевозчик располагает такой информацией.

Таможенное декларирование

К товарам, перемещаемым в МПО, не отнесенным к товарам для личного пользования, применяется общий порядок совершения таможенных операций (в том числе таможенное декларирование), предусмотренный для участников внешнеэкономической деятельности.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования установлены гл. 37 ТК ЕАЭС.

Товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц.

Отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: характера товаров (учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту); количества товаров; частоты пересылки товаров.

Некоторые товары не относятся к товарам для личного пользования независимо от их количества (некоторые виды медицинской техники, оборудования для фотолабораторий и др.).

Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие МПО, могут использоваться в качестве декларации на товары (ДТ) при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если в отношении таких товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги; в отношении таких товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.

К таким документам относятся, например, ярлык «Таможня» CN 22 для мелких пакетов, накладная сдачи CN41 и др.

МПО выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.

Частью 1 ст. 285 ТК ЕАЭС установлен запрет пересылки в МПО товаров, запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза (наркотики и психотропные вещества, контрафактные и пиратские предметы, живые животные и др.) и ЕЭК (озоноразрушающие вещества, опасные отходы, материалы порнографического характера и др.).

Конкретные наименования веществ, отнесенные таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к оружию, наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, ядовитым веществам и др., определены в перечнях Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Уголовная ответственность за контрабанду

Незаконные пересылка МПО за пределы ЕАЭС, либо поступление МПО на таможенную территорию ЕАЭС могут являться способом перемещения товаров (предметов) для целей ст.ст. 226.1 и 229.1 УК РФ.

Так, ст. 226.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных).

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, предусматривает уголовную ответственность по ст. 229.1 УК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. N 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее Постановление №12) выделяет следующие способы совершения контрабанды:

— перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;

— с сокрытием от таможенного контроля;

— с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;

— с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

Все ли способы контрабанды характерны для перемещения товаров в МПО?

В подавляющем большинстве случаев фактические обстоятельства перемещения предметов в МПО одинаковы, что обусловлено стандартным алгоритмом действий по приобретению товаров через зарубежный интернет-магазин.

Поскольку пересылка товаров (предметов) в МПО осуществляется в рамках таможенных правоотношений, возможность их перемещения вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов исключена.

Сокрытие от таможенного контроля — совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество.

Сам способ сокрытия значения для квалификации не имеет, но Постановление № 12 выделяет возможные пути перемещения товаров (предметов) с сокрытием от таможенного контроля:

— придание одним товарам (предметам) вида других, то есть существенное изменение внешних характерных признаков, которые позволяют отнести их к товарам иного вида (перемещение сильнодействующих веществ в тюбике из-под зубной пасты и др.);

— использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах МПО. Под тайником в контексте данной нормы следует понимать место для тайного хранения, изготовленное с целью незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ предметов. Для изготовления тайников могут быть использованы самые различные материальные объекты, как сама упаковка МПО (например, создание двойного дна в упаковке), так и любые предметы, перемещаемые в нем (под подкладку одежды и др.).

Вместе с тем судебная практика относит к сокрытию от таможенного контроля любое перемещение в международном почтовом отправлении запрещенных к пересылке товаров независимо от придания одним товарам вида других или использования тайников.

Так, в приговорах судов можно встретить формулировку: «незаконное перемещение наркотического средства с сокрытием от таможенного контроля в международном почтовом отправлении», несмотря на отсутствие фактов придания одним предметам вида других или использования тайников.

Учитывая, что практически все предметы, перечисленные в диспозиции ст.ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, запрещены к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза (наркотические средства, психотропные вещества, взрывные устройства, боеприпасы и др.) и Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 338 “Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях” (огнестрельное оружие и его основные части, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества и др.), само их перемещение в МПО через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС образует объективную сторону рассматриваемых преступлений, а данный способ характерен для абсолютного большинства преступлений рассматриваемой категории.

Преступление считается оконченным с момента отправления МПО с содержащимися в нем указанными предметами независимо от их получения адресатом. Объективная сторона деяния заключается только в отправке МПО, то есть в передаче посылки почтовой организации для пересылки и доставки адресату.

Остальные способы контрабанды, обозначенные Постановлении № 12, не характерны для контрабанды в МПО, однако теоретически возможны для некоторых видов товаров.

Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства РФ о таможенном деле по декларированию товаров.

Таможенное декларирование товаров – заявление таможенному органу уполномоченным лицом в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронной или письменной форме.

Недекларирование возможно путем не заявления таможенному органу всего товара либо его части (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Некоторые правоприменители относят перемещение запрещенных для пересылки в МПО товаров (предметов) без придания одним товарам вида других или использования тайников к недекларированию товаров (как указано выше, в целом судебная практика идет по другому пути), однако данное мнение представляется ошибочным, так как в принципе отсутствует законная возможность выпуска некоторых видов товаров (предметов) в МПО, а соответственно отсутствует и установленный порядок их декларирования для таможенного оформления.

Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.

При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.

Постановлением №12 также отмечено, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в ст. 226.1, 229.1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

В тех случаях когда при контрабанде применяются способы незаконного перемещения товаров или иных предметов в виде недостоверного декларирования или использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.

Постановление № 12 также уделило внимание непосредственно МПО: в п. 15 указано, что получатель МПО, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.

Если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого МПО, местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).

Заключение

При пересылке товаров и предметов в МПО необходимо внимательно проверять не запрещены ли они к перемещению данным способом, для чего обращаться к актуальным информационным ресурсам таможенных органов и почтовых служб.

Для приобретателей товаров в зарубежных интернет-магазинах сложность заключается в том, что порядок перемещения товаров рассматриваемым способом регулируется не только таможенным законодательством ЕАЭС, но и актами Всемирной почтовой организации, иными международными и российскими законодательными актами.

В данной статье рассмотрены лишь вопросы контрабанды как преступного деяния, однако при отправлении и получении МПО могут возникнуть иные проблемы, связанные с таможенным оформлением и уплатой таможенных платежей.

Как работает НСПТ и кого касается

Партии товара присваивается специальный номер, который участники оборота потом указывают во всех документах при его перепродаже. На сами предметы идентификатор наносить не нужно — это одно из отличий от системы маркировки. Участие в системе прослеживаемости — это отдельная обязанность, не связанная с маркировкой, товар не будет одновременно участвовать в обеих системах контроля.

Все участники оборота прослеживаемых товаров будут отчитываться в налоговую инспекцию о движении таких товаров. Плательщики НДС будут указывать информацию в обновлённой декларации НДС, а неплательщики — в специальном отчёте.

Вы становитесь участником системы, если совершаете какую-либо из этих операций с прослеживаемым товаром:

  • импорт;
  • наличие на 08.07.2021 остатков прослеживаемого товара на праве собственности, которые в дальнейшем планируется передать по одному из нижеприведенных оснований;
  • покупка и продажа на территории РФ у российских контрагентов;
  • передача товара комиссионеру комитентом в целях последующей реализации, если агент действует от своего имени;
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • передача и получение товара, не связанная с реализацией (реорганизация, взнос в уставный капитал и т.д.);
  • прекращение прослеживаемости товара (в том числе продажа физическим лицам для личного потребления, самозанятым, передача в производство для изготовления новых товаров, утилизация, утрата и недостача);
  • возобновление прослеживаемости товара (в том числе возврат от физических лиц и самозанятых ранее проданного товара, возврат непеработанных остатков из производства);
  • экспорт.

Таким образом, обязанность по участию в системе прослеживания может возникнуть даже если вы не занимаетесь внешнеэкономической деятельностью или торговлей прослеживаемыми товарами. Достаточно просто приобрести такой товар в предпринимательских целях — и вы уже обязаны отчитаться в налоговую инспекцию. От системы налогообложения и формы собственности обязанность участвовать в процессе не зависит.

Пример.

ИП, применяющий патентную систему налогообложения, приобрёл после 08.07.2021 в ООО «М-Видео» китайский монитор для работы в офисе. Вместе с монитором поставщик передал ИП счёт-фактуру в электронном виде с идентификатором товара. ИП должен принять счёт-фактуру по каналам электронного документооборота, подписать электронной подписью, направить в налоговую инспекцию отчёт о прослеживаемых товарах.

Без электронного документооборота магазин не сможет продать предпринимателю или фирме прослеживаемый товар, а ИП или фирма не смогут его купить. Так любой покупатель из мира бизнеса волей-неволей становится участником системы.

Что такое корректировка таможенной стоимости и для чего нужна?

Корректировка таможенных платежей представляет собой процедуру изменения заявленной в декларации таможенной стоимости ввозимых товаров, то есть ее перерасчет.

Причин для внесения исправлений может быть несколько:

  • декларант не обосновал выбор метода расчета ТС;
  • товар стоит меньше установленного таможней уровня риска;
  • стоимость товара меньше, чем цена на компоненты, из которых он состоит;
  • стоимость единицы товара выше уровня риска, но ниже, чем обычно указывается другими участниками ВЭД при ввозе аналогичной продукции;
  • выявлена зависимость между участниками сделки в совокупности с низкой ценой товара, чем при таких же сделках между независимыми участниками ВЭД;
  • ошибки и описки, несоответствие информации в декларации фактическим данным;
  • не включение в расчет обязательных показателей (например, размер лицензионных платежей, брокерских, комиссионных, экспедиторских услуг и т.п.);
  • иные обстоятельства, вызывающие сомнение в достоверности ТС.

Инициировать внесение изменений может как сам декларант, так и таможенный орган на любом этапе прохождения таможенного контроля.

Произведем корректировку таможенной стоимости

Получите бесплатную консультацию по оформлению

Позвоните нам по бесплатному номеру, или заполните форму и мы сами оперативно свяжемся с Вами!

8 800 700 0952 Обратная связь

КТС до выпуска товаров

Корректировка таможенных сборов, проводимая до выпуска товара в обращение, осуществляется на основании требования таможенного органа или по обращению самого декларанта.

Если о корректировке заявила таможня, то в тексте документа обязательно указывается причина, по которой она усмотрела недостоверность сведений о цене, описываются способы ее исправления, указывается перечень документов, необходимый к представлению.

Самостоятельно подать обращение можно при условии, что таможенники еще не направили запросы о предоставлении документации, не назначили дату досмотра, осмотра или экспертизы.

Таможня оформляет соответствующее разрешение, после чего декларант вносит изменения в ДТС.

Количество дней, которые уйдут на перерасчет, зависят от расторопности декларанта. В процессе корректировки ему потребуется внести новые данные, осуществить по ним расчет ТС и оплатить исходя из полученного значения таможенные сборы.

Отказ от выполнения данных действий приведет к запрету выпуска товаров, груз будет помещен на склад временного хранения, что приведет к дополнительным расходам.

КТС после выпуска товаров

Процедура КТС после выпуска товаров по решению таможенников выглядит следующим образом:

  1. Проводится камеральная проверка, по итогам которой оформляется акт.
  2. Ранее исчисленная стоимость аннулируется, на декларации ставится пометка о необходимости применения корректировки.
  3. Принимается решение об осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров. В нем обозначается срок, в течение которого можно получить дополнительные консультации и осуществить необходимые действия. Копия направляется декларанту.
  4. Декларант должен письменно сообщить о своем согласии с принятым решением или отказаться от предлагаемой корректировки с указанием мотивов несогласия. Во втором случае таможня самостоятельно рассчитает таможенную стоимость и предложит добровольно внести доначисленную сумму.

После выпуска товара на российскую территорию у таможенников есть три года (в отдельных случаях — пять лет) на проведение КТС.

Корректировка по инициативе декларанта осуществляется с разрешения таможни.

Декларант вправе обжаловать в вышестоящий орган или в суд решение таможни о корректировке ТС в течение трех месяцев с даты его получения.

Как присвоить регистрационный номер партии товара

Если товар прослеживаемый, ему присваивается регистрационный номер (РНПТ). Он создаётся не для каждой единицы товара, а для всей партии. РНПТ нужно указывать в универсальных передаточных документах, в счетах-фактурах и в налоговой отчётности. Физически на изделие номер не наносится.

Если товар импортирован из стран, не входящих в ЕАЭС, номер присваивает сам импортёр.

Номер состоит из блоков, разделённых знаком «/». Первые три блока совпадают номером таможенной декларации в разделе А:

  • код таможни (раздел 29 ГТД);
  • дата регистрации таможенной декларации (раздел 54 ГТД);
  • порядковый номер декларации.

Последний блок цифр РНПТ представляет собой порядковый номер товара из раздела 32 таможенной декларации. Если в ГТД несколько партий, то РНПТ присваивается каждой из них.

Пример.

Партию из 5 штук мониторов завезли по таможенной декларации от 01 июля 2021 года с такими данными.

Регистрационный номер партии будет иметь вид: 10129020/010721/0000123/001.

Уведомлять налоговую о присвоении номера партии не нужно, но нужно указывать его во всех товароспороводительных документах при движении товара из этой партии.

Если товар ввезен из стран ЕАЭС, РНПТ присваивает налоговая инспекция.

Для этого подайте в налоговую инспекцию уведомление о ввозе по форме КНД 1169008 в срок 5 рабочих дней с даты принятия товара на учёт. ФНС в течение суток присвоит РНПТ и сообщит вам.

Если по какой-либо причине вы возвращаете ввезённый товар поставщику обратно в ЕАЭС, не позднее следующего рабочего дня после возврата подайте корректировочное уведомление о ввозе.

Что делать с остатками

Если на момент введения прослеживаемости у вас на складе есть остатки таких товаров и они предназначены для продажи, подайте в налоговую инспекцию уведомление об остатках по форме КНД 1169011 и получите РНПТ от ФНС. Конкретного срока нет, главное — получить номер до продажи или утилизации прослеживаемого товара.

Сдать уведомление об остатках и получить РНПТ придётся и в том случае, если вы решите продать прослеживаемый товар, поступивший к вам одним из следующих способов:

  • покупка у физических лиц;
  • покупка у самозанятых;
  • возврат продавцу физическим лицом или самозанятым товара, ранее проданного ему до 08.07.21;
  • покупка конфискованного товара.

Если до 8 июля 2021 года купили товар и получили счёт-фактуру, вычет по нему можно получить в обычном порядке несмотря на то, что в них нет номера РНПТ.

Документооборот

Всю отчётность и первичные документы по прослеживаемым товарам нужно составлять и передавать строго в электронном виде.

Исключения:

  • продажа физическим лицам для собственных нужд, самозанятым;
  • импорт в ЕАЭС;
  • экспорт или реэкспорт.

Если продавец прослеживаемых товаров применяет спецрежимы, он тоже должен направлять покупателю УПД в электронном виде.

Покупатели обязаны принять электронный документ и подтвердить электронной подписью факт приёмки товара. С 01.01.2023 операторы электронного документооборота будут отправлять электронные документы с прослеживаемым товаром в ФНС.

Все участники оборота прослеживаемых товаров, в том числе покупатели (кроме физлиц) должны быть подключены к ЭДО. Без этого продать или купить прослеживаемый товар не получится.

Счёт-фактуру с 1 июля 2021 года нужно составлять по новой форме. Её дополнили полями для внесения реквизитов прослеживаемости (РНПТ, единица измерения и количество). В один счёт-фактуру можно включать как прослеживаемые товары, так и обычные. Подробнее об особенностях заполнения нового счёта-фактуры читайте в нашей статье.

Ошибки в номере РНПТ или его отсутствие не лишает права на вычет НДС.

Принципы и цели системы прослеживаемости товаров

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, уже утвержден. Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:

  • исполнение международных обязательств;
  • подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
  • предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции;
  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • сокращение серого импорта.

В целях реализации Соглашения разработана национальная система прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров — ФНС России.

Принципы национальной системы прослеживаемости:

  • исключение дублирования бизнес-процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • требования распространяются на всех участников оборота.

Отчётность

Все операции с прослеживаемыми товарами нужно включить в отчётность и сдавать в налоговую инспекцию в электронном виде независимо от применяемой системы налогообложения. Рекомендуемые формы отчётов приведены в письме ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/[email protected] Состав отчётности у плательщиков и неплательщиков НДС различается.

Плательщики НДС

Плательщики НДС сдают декларацию по НДС в обычном порядке, просто по новой форме, которая действует начиная с отчётности за 3 квартал 2021 г. В разделе 8-11 декларации и в приложении № 1 к разделу 8-9 указывают информацию о покупке, продаже, безвозмездной передаче прослеживаемого товара: РНПТ, код единицы товара, количество, стоимость. Товары с разным РНПТ в каждом разделе отражаются на отдельных листах.

Есть ситуации, когда помимо декларации НДС нужно сдавать ещё отчёт об операциях с товарами по форме КНД 1169010:

  • покупка, в том числе через агента, у неплательщиков НДС;
  • прекращение прослеживаемости в виде исключения из перечня прослеживаемых товаров, экспорта в ЕАЭС, продажи международным представительствам, недостачи при инвентаризации;
  • возобновление прослеживаемости в виде возврата непереработанных остатков из производства, выявление излишков при инвентаризации, ранее учтённых как недостача;
  • произведена передача прослеживаемого товара и она не облагается НДС на основании НК РФ.

Отчёт сдают в электронном виде не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Неплательщики НДС

Если вы применяете специальные режимы налогообложения или пользуетесь освобождением от уплаты НДС, вам нужно сдавать в налоговую инспекцию отчёт об операциях по форме КНД 1169010 в следующих ситуациях:

  • покупка или продажа прослеживаемых товаров на территории РФ у российских контрагентов, в том числе через агентов;
  • передача и получение товара, не связанная с реализацией (реорганизация, взнос в уставный капитал и т.д.);
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • прекращение прослеживаемости товара (в том числе продажа физическим лицам для личного потребления, самозанятым, передача в производство для изготовления новых товаров, утилизация, утрата и недостача);
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • возобновление прослеживаемости товара (в том числе возврат от физических лиц и самозанятых ранее проданного товара, возврат непеработанных остатков из производства);
  • импорт или экспорт.

Отчёт сдают в электронном виде в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Если экспортируете товары в ЕАЭС, дополнительно сдайте в ФНС уведомление о перемещении товаров по форме КНД 1169009 в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки независимо от того, являетесь ли вы плательщиком НДС. Если ранее экспортировали товар в ЕАЭС и подали уведомление о перемещении товаров, а потом был полный или частичный возврат этого товара, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата направьте корректировочное уведомление о перемещении товаров.

Как подготовиться к участию в системе прослеживаемости товаров

  1. Проверьте, подлежат ли ваши товары прослеживаемости.
  2. Перейдите на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами и подключите сдачу отчётности в налоговую в электронном виде. Если вы с контрагентом обслуживаетесь у разных операторов, обратитесь к своему провайдеру, чтобы подключить роуминг.
  3. Проведите инвентаризацию по остаткам товаров, подлежащих прослеживаемости.
  4. Отправьте в ФНС уведомление об остатках прослеживаемых товаров и получите РНПТ.
  5. Поскольку РНПТ присваивается отдельной партии товаров, организуйте партионный учёт товаров, внесите изменения в учётную политику.
  6. Занесите РНПТ в учётную программу. Для этого учётная система должна быть доработана и обновлена.
  7. Организуйте систему контроля за правильностью формирования документов и отчётности в системе прослеживаемости товаров, чтобы весь прослеживаемый товар имел РНПТ в передаточных документах. При этом ЭДО должен быть не только у продавца, но и у покупателя. Создайте внутренний регламент, исключающий пропуски при внесении РНПТ в учётную программу. Следите, чтобы сделки с прослеживаемым товаром вовремя и в полном объеме попадали в отчётность. Например, отчёт об операциях с прослеживаемым товаром сдаётся только при наличии сделок, поэтому нужно ежеквартально проверять, возникла ли обязанность по составлению такого отчёта.

Порядок корректировки таможенной стоимости

Внесение изменений о ТС могут быть инициированы таможней или самим декларантом (его представителем). Корректировка допускается до или после выпуска товара. Правила и сроки внесения изменений установлены Решением Коллегии ЕЭК от 10 декабря 2013 г. № 289, а также ст. 112 ТК ЕАЭС.

Изменение сведений о ТС по инициативе таможни до и после выпуска товаров

Установленная таможней необходимость в КТС до выпуска товаров оформляется в виде требования, которое вручается декларанту под роспись или направляется на его электронную почту.

В срок, указанный в требовании, декларант оформляет ДТС в бумажном или электронном виде и передает таможенному органу. Правильно заполненные документы регистрируются в информационной системе. Если документы заполнены неверно, то выносится отказ о регистрации изменений.

Изменение ДТС после выпуска товаров по инициативе таможни происходит на основании принятого ей решения. Документ вручается под роспись или по почте с уведомлением о вручении. С момента получения решения у декларанта есть 10 рабочих дней на изменение ТС.

В случае непредставления ДТС в установленный срок или наличия ошибок должностное лицо таможни самостоятельно заполняет декларацию и направляет ее декларанту.

Изменение сведений о ТС по инициативе декларанта

После выпуска товара декларант может изменить данные о ТС. Для этого оформляется обращение в произвольной форме, в котором приводятся причины вносимых изменений и прикладываются подтверждающие материалы.

Таможня оформляет разрешение о КТС по установленной форме в 30-дневный срок со дня поступления обращения или направляет мотивированный отказ. В некоторых случаях срок рассмотрения может быть продлен. Записи об исправлениях вносятся в соответствующие графы ДТ.

О возникшей в связи с КТС переплатой таможенники обязаны сообщить заявителю.

Что будет за нарушения

Меры ответственности пока мягкие, чтобы участники могли адаптироваться к системе. Например, если вы приобрели прослеживаемый товар, а в счёте-фактуре нет его идентификационного номера или он указан неверно, у вас сохраняется право на вычет НДС (пп. 3 ст. 2 закона № 371-ФЗ).

На сайте ФНС указано, что меры ответственности начнут применяться с 1 июля 2022 года. Власти планировали дополнить НК РФ статьями 129.15-129.16 со штрафами за отсутствие РНПТ, ошибки в номере, отсутствие отчёта о прослеживаемых товарах, но пока этого не сделали.

Сейчас налоговики могут лишь запрашивать документы и пояснения, если они выявят расхождения между отчётами по системе прослеживаемости с другими отчётами. За непредоставление документов по таким запросам или невнесение исправлений предусмотрены стандартные штрафы по п.1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ и по п.1 ст.129.1 НК РФ в размере 5 000 рублей.

Проверьте, используете ли вы в своей предпринимательской деятельности прослеживаемые товары. Подготовьтесь к внедрению системы прослеживания в своем учёте и изучите порядок представления отчётов. А поможет вам в этом система «Моё дело Бюро». Это справочно-правовая система, консультации юристов, бухгалтеров и кадровиков, сервисы проверки контрагентов, оценки вероятности блокировки расчётного счёта, база предзаполняемых бланков и онлайн-калькуляторы для расчёта налогов, сборов и выплат персоналу.

Таможенное оформление

Любое перемещение товаров и автомобилей через таможенную границу РФ влечет за собой обязанность по проведению процедур, связанных с их таможенным оформлением. Причем, ввоз товаров и автомобилей на таможенную территорию РФ без условия о его обязательном вывозе признается импортом, соответственно вывоз товара – экспортом. Для того чтобы импортировать или экспортировать товар необходимо соблюсти установленные таможенные процедуры, связанные с его непосредственным растамаживанием и декларированием. Без наличия навыков и знаний таможенного законодательства осуществление таких операций представляет определенные сложности. Таможенное оформление и декларирование товаров вправе производить как декларант, так и фирма, профессионально осуществляющая комплексную таможенную очистку – таможенный брокер. В этом случае представитель совершает от имени декларанта или иных заинтересованных лиц, по их поручению, все необходимые формальности.

Этапы таможенного оформления товаров декларантом, предполагают фактическое предъявление перемещаемых товаров таможенному органу, их декларирование и помещение под соответсвующий режим.

Таможенное оформление при импорте включает комплексную подготовку необходимой документации и уплату таможенных платежей, налогов и сборов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]