Основные направления взаимодействия ФНС и ФТС РФ согласно Соглашению от 14 июля 2005 года «О сотрудничестве ФНС и ФТС РФ»

6K 1 2 мин.

Создание единой информационной базы налоговой и таможенной служб снимает с повестки ранее обсуждавшийся вопрос о физическом объединении двух ведомств, следует из заявления первого вице-премьера Антона Силуанова на совместной коллегии ФНС и ФТС в четверг. Обмен данными о таможенных декларациях, о вывезенных товарах, о долгах по таможенным платежам и о нарушениях налогового законодательства позволил службам создать полное досье на предпринимателей, разбив их на категории в зависимости от степени добросовестности.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото

Дальнейшее повышение собираемости бюджетных доходов должно происходить за счет единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, заявил в четверг первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов на совместной коллегии ФНС и ФТС. В правительстве рассчитывают, что обмен данными о налогоплательщиках и участниках ВЭД позволит государству экономить ресурсы и повысить точечность проверок. По словам первого вице-премьера, создание единой системы фактически снимает потребность в организационном объединении двух структур — такая возможность ранее, напомним, обсуждалась прежним составом правительства.

На прошедшей в московском «Манеже» коллегии глава ФНС Михаил Мишустин сообщил о росте поступлений в консолидированный бюджет за восемь месяцев на 21,5%, до 13,6 трлн руб. Они отметил, что четверть триллиона рублей обеспечило улучшение администрирования, в том числе — с использованием информации ФТС. Поступления налога на прибыль выросли на 20% к такому же периоду прошлого года (до 2,7 трлн руб.), по НДФЛ — на 12,5% (до 2,3 трлн руб.), по НДС — на 15% (до 2,2 трлн руб.). Число выездных проверок сократилось на 29%, по их результатам было доначислено 191 млрд руб., в том числе во взаимодействии с ФТС — 45 млрд руб.

Функции ФТС и ФСН

Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляет надзор и контроль в сфере таможенного дела. Данный орган призван выполнять несколько функций:

  • проведение таможенного контроля;
  • взимание пошлин и налогов;
  • ведение статистики в сфере ВЭД;
  • защита прав объектов интеллектуальной собственности;
  • обеспечение порядка перемещения товаров через границу;
  • выявление и пресечение правонарушений;
  • валютный контроль.

Федеральная налоговая служба (ФСН) осуществляет экономический контроль в России. На ФСН возлагаются следующие обязанности:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере налогов и сборов;
  • контроль за уплатой налоговых платежей;
  • контроль применения кассовой техники;
  • валютный контроль;
  • регистрация юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Это лишь основной перечень функции данных ведомств. На самом деле их полномочия гораздо шире.

Взаимодействие налоговых и таможенных органов

Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля Читать далее: Взаимодействие налоговых органов с иными исполнительными органами

2.3 Взаимодействие налоговых и таможенных органов

В целях организации взаимодействия между налоговыми и таможенными органами РФ для выполнения возложенных на них задач руководители налоговых органов РФ и руководители таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям:

1. Обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В этих целях указанные органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно предоставляют друг другу по со ответствующим запросам информацию, содержащуюся в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения налогового и таможенного законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению налоговых и таможенных правонарушений.

2. Передача сведений таможенных деклараций из ГТК РФ в МНС РФ, а также обмен другими необходимыми сведениями и информацией осуществляются на магнитных носителях или по каналам связи между Главным научноисследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) МНС РФ и Главным научноинформационным центром (ГНИЦ) ГТК РФ[30].

Передаваемая из ГТК РФ в МНС РФ информация включает сведения из таможенных деклараций по всем участникам внешнеэкономической деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы информируют налоговые органы об участниках внешнеэкономических связей (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы); предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации, транспортные декларации, сведения о декларантах).

Налоговые органы по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.

При взаимодействии налоговых и таможенных органов последние в течение суток информируют налоговые органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми органами решения в соответствии с действующим законодательством РФ. А налоговые органы — о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям, с указанием мер ответственности за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Необходимость взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами обусловлена рядом причин. В налоговые органы налогоплательщики не представляют налоговую отчетность в 40% случаев. Борьба с налоговыми правонарушениями позволяет вскрыть финансовую базу, где возникает и функционирует преступность и коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия органов внутренних дел, таможенных и налоговых органов. Среди выработанных практикой методов подобного взаимодействия можно назвать: обмен оперативной информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах, оказание налоговым органам помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах[31].

Взаимодействие налоговых и таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения в сфере внешней торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся в совместной нормотворческой деятельности. По мнению специалистов, важнейшей формой взаимодействия органов публичной власти является издание совместных правовых актов.

Наиболее распространенной формой взаимодействия таможенных органов с иными органами исполнительной власти является обмен информацией по письменным запросам. Запрашивается статистическая информация, разъяснения законодательства, уточняются и согласовываются позиции этих органов по вопросам их ведения. Учитывая, что одной из функций таможенных органов выступает обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу, проверке подлежат лицензии и иные разрешительные документы, выдаваемые Минэкономразвития России, Минобороны России, Ростехнадзором России и другими государственными органами.

Взаимодействие и координация деятельности органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами должны осуществляться в следующих формах:

— принятие совместных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению;

— реализация механизма осуществления отдельных юридических процедур, планирование и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач взаимодействия сторон;

— методологическое взаимодействие по вопросам, отнесенным к совместному ведению, и основным направлениям взаимодействия сторон;

— координация усилий по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений законодательства о налогах и сборах, о таможенном деле, о валютном регулировании и валютном контроле;

— информационное взаимодействие, предоставление сведений по вопросам, интересующим стороны с учетом принципа конфиденциальности;

— обмен опытом в целях повышения профессионализма кадров и совершенствования юридических процедур;

— проведение совместных экспертиз и консультаций;

— создание совместных рабочих групп, проведение ими исследования по вопросам, относящимся к ведению сторон;

— проведение научно-практических семинаров, в том числе с участниками внешнеэкономической деятельности, направленных на достижение цели содействия развитию внешней торговли[32].

Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля Читать далее: Взаимодействие налоговых органов с иными исполнительными органами

Информация о работе «Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля»

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 81055 Количество таблиц: 6 Количество изображений: 0

Похожие работы

Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений

224216

2

4

… . Уголовно-правовая борьба с налоговой преступностью является одним из основных направлений обеспечения правопорядка в сфере налогообложения. Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ На коллегии ФСНП РФ в январе 20001 г. в Москве, проходившей при участи президента РФ Путина В.В., были подведены итоги …

Функции следователя при расследовании налоговых преступлений

296463

0

0

… ), интересующей органы внутренних дел, и необходимой им для выполнения возложенных задач. При этом необходимо учесть оперативную специфику работы правоохранительных органов. В современных условиях важное значение для выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений приобретают сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщика, получившие отражение в бухгалтерской документации …

Налоговые преступления

160998

0

0

… 2007. – 398 с. 43. Кучеров И.И. Преступления в сфере налогообложения: научно-практический комментарий к УК РФ. М., ЮрИнфоР. 2008. – 438 с. 44. Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М., АО » …

Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ)

79553

1

0

… положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 6 Закона «О Федеральных органах налоговой полиции» несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Глава II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ Правонарушение — это деяние, нарушающее требования, установленные правовыми нормами соответствующей отрасли …

Зачем нужна интеграция ФТС и ФНС

Главным аргументом в пользу объединения ФТС и ФНС служит положительная мировая практика функционирования единого органа. К примеру, в странах Европы налоговая служба берет на себя все фискальные функции таможни. В России, несмотря на то, что оба ведомства подчиняются Министерству финансов, по факту это две разные организации. Разумеется, они взаимодействуют с друг другом на разных уровнях. Однако такой метод не позволяет говорить о полной интеграции. Возникает еще один барьер, который сказывается на эффективности работы.

Главным сдерживающим фактором остается неготовность Единой информационной системы для ФТС и ФНС. Подобная практика позволила бы отслеживать цепочку прохождения груза от пересечения им границы и до конечной реализации на рынке, а также осуществлять контроль за лицами, ответственными за товар. Таким образом больше не смогли бы существовать серые и черных схемы. Что в свою очередь, в разы сократило долю контрабанды на рынке.

Первые шаги в данном направлении были сделаны в сфере алкогольной продукции. Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка было создано мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко». С его помощью можно просканировать акцизную марку или QR код товара и узнать основную информацию о продукте. А также, проверить наличие лицензии на продажу алкогольной продукции. Чтобы это было возможным была создана ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции.

История вопроса и проблемы связанные с объединением

На самом деле, разговоры об объединении ФТС и ФНС ведутся уже давно, еще с 2015 года. В официальных источниках говорилось об окончательном слиянии ведомств в 2021 и 2021. Неоднократно назывались и другие даты, но окончательное решение по этому вопросу так и не было принято.

Частично интеграция систем таможни и налоговой уже идет. Сейчас ведомства обмениваются информацией из своих баз. ФНС имеет доступ к данным о таможенных декларациях, а ФТС к налоговым досье участников ВЭД. Однако, это по-прежнему далеко от создания единого фискального органа.

Слияние ФНС и ФТС обойдется государству большими денежными затратами. Это также приводится, как аргумент в пользу сохранения статуса-кво организаций. Но следует понимать, что дальнейшие выгоды и устранение серых и черных схем ведения бизнеса позволит нивелировать затраченные издержки. Так или иначе, в стратегическом плане это правильное решение.

ФТС и ФНС – это крупнейшие администраторы доходов государственного бюджета. Их общая доля в его формировании составляет порядка 80% всех доходов. Их объединение позволит снизить административные затраты в сфере финансов. Но существует и обратная сторона. Наладить грамотную работу ведомства с таким крупным полем деятельности может оказаться непосильной задачей. Также интеграцию тормозит бюрократических фактор.

Как ЦСР предложил реформировать сбор пошлин

Антон Силуанов в четверг говорил о расширении применения режима tax free (сейчас он действует в 12 регионах), сообщив, что его введение позволило увеличить товарооборот в задействованных торговых точках на 25%. По его словам, особенно хорошо система себя показала во время проведения ЧМ-2018 в России. «Будем ее и дальше расширять, решать задачи по интеграции, чтобы система tax free работала без сбоев»,— добавил первый вице-премьер. Он также напомнил о стартующем 1 ноября этого года эксперименте «Почты России» и ФТС по предоставлению гражданам возможности уплаты пошлин за покупки дороже беспошлинного порога прямо во время заказа товара — напомним, с 2021 года норма беспошлинного ввоза для зарубежных интернет-покупок сократится до €500 в месяц.

Татьяна Едовина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]