Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля

При осуществлении таможенного контроля в ряде случаев возникают вопросы, для решения которых необходимы специальные знания. Это имеет место, например, когда нужно получить разъяснения относительно какого-либо груза, сведений в документации, транспортного средства. В таких случаях назначается таможенная экспертиза. При проведении таможенного контроля определенных видов продукции эта процедура является обязательной. Рассмотрим далее, что она собой представляет.

Общие сведения

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля – исследование, выполняемое специалистами, обладающими научными познаниями. Она необходима для решения вопросов в сфере трансграничной транспортировки грузов. Следует выделить следующие особенности таможенной экспертизы:

  1. Выполнение процедуры основывается на применении специальных познаний в разных сферах техники, искусства, науки либо ремесла.
  2. Назначение таможенной экспертизы, как и ее подготовка и непосредственное исполнение, должно осуществляться с соблюдением установленного правового регламента. Он определяет обязанности и полномочия специалистов и прочих заинтересованных лиц, а также основные этапы непосредственно самого исследования.
  3. По окончании экспертизы дается заключение. Этот акт уполномоченные органы рассматривают при принятии решений относительно дальнейшей судьбы груза.

Объекты исследования

В качестве предмета таможенной экспертизы выступают фактические данные, устанавливаемые и исследуемые в ходе таможенного контроля. Главным образом данные сведения касаются проверки груза для выявления соответствия сведений, присутствующих в декларации и прочих документах, наименованию, стоимости, количеству, происхождению продукции, перевозимой через границу. Специалисты, проводящие исследование, должны обладать знаниями не только в сфере надзора, но и в прочих областях. Одной из таких отраслей выступает товароведение. И таможенная экспертиза, и прочие контрольные мероприятия требуют четкости в соблюдении установленных законодательством норм. В качестве объектов исследования могут выступать:

  1. Документация, содержащая сведения о перевозимом грузе и ТС.
  2. Продукция и транспортные средства, которые находятся под таможенным контролем.
  3. Документация, содержащая данные о совершении действий (операций) относительно грузов и ТС.

Таким образом, таможенная экспертиза может проводиться относительно всего, что в той либо иной мере связано с перевозкой транспорта и продукции через границу.

Задачи исследования

В качестве основной цели таможенной экспертизы выступает ограждение российского рынка от некачественной продукции. Ее достижение требует концентрации различных усилий, поскольку исследование должно проводиться с разных позиций. В этой связи, перед специалистами возникает сразу несколько важных задач. В первую очередь, должно быть проведено тщательное исследование документации. Для определения качества продукции изучаются сертификаты и реквизиты. Эти бумаги выступают в качестве сопроводительной документации и являются важнейшим предметом проверки.

Вместе с этим специалистам всегда необходимо соблюдать сроки таможенной экспертизы. Зачастую на приграничный пункт поступают грузы, включающие в себя продовольствие. Большая часть из этой продукции – скоропортящиеся товары. В таких случаях специалистам необходимо выполнять свою работу максимально быстро. Часто таможенная экспертиза документации выступает только как первый этап, и не всегда сертификаты отвечают действительному качеству груза. В этой связи некоторые виды продукции проходят эпидемиологическую проверку. Она позволяет обнаружить потенциально опасный груз и не пропустить его на территорию государства. Все это касается не только продовольствия. Через границу перемещаются и грузы, содержащие высокотоксичные соединения, которые также проходят проверку. Для них, в частности, предусмотрена химическая таможенная экспертиза.

В каких случаях чаще всего заказывают проведение независимой таможенной экспертизы

Заявки на проведение экспертной проверки таможенных грузов чаще всего подаются в следующих случаях:

  • Необходимо подтверждение выданным кодам ТН ВЭД. Для этого производится идентификация и выявление реальных химических и физических качеств продукции;
  • Нужно выяснить, относится ли товар/вещество/субстанция к наркотическим, психотропным и другим запрещенным группам продукции;
  • Существует необходимость определения страны-изготовителя. В случае с одеждой, мебелью или бытовой техникой такая проверка позволит избежать ввоза на территорию страны контрабандной продукции, которая изначально была ориентирована на рынок другого государства;
  • Проверка груза на предмет его культурной или художественной ценности. Такая экспертиза позволяет эффективно бороться с незаконным оборотом антиквариата.

Часто независимую проверку организовывают для определения реальной среднерыночной стоимости ввозимой продукции. Нередко недобросовестные предприниматели заведомо занижают цену ввозимого товара, из-за чего оплачивают пошлину в меньшем объеме, а после реализуют продукцию по ее реальной стоимости. В итоге государство теряет на таможенных сборах.

Пошлины

Таможенная экспертиза обеспечивает уплату всех обязательных отчислений. Для поставщика пошлина выступает в качестве дополнительных расходов. В этой связи некоторые перевозчики стараются уклоняться от выплат. Для выявления таких фактов осуществляется тщательная инвентаризация продукции и сопроводительной документации. В ходе этой процедуры также осуществляется подсчет пошлин с учетом рыночной стоимости изделий. Раньше решение задачи было затруднено отсутствием необходимого оборудования на пропускных пунктах. Однако в последнее время процедура значительно упрощена. Теперь на пропускных пунктах установлено оборудование, проверяющее вес груза и показывающее неучтенное его количество.

Порядок проведения таможенной экспертизы: основные требования

Исследование должностным лицом должно быть согласовано с руководителем или заместителем начальника надзорного органа. Это обеспечивается принятием соответствующего постановления. Должностное лицо, в свою очередь, выносит решение о том, что будет выполнена таможенная экспертиза (образец документа представлен в статье). В акте указываются:

  1. Основания для выполнения исследования.
  2. Наименование органа или Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение таможенной экспертизы.
  3. Вопросы, которые следует разрешить при исследовании.
  4. Список документов и материалов, которые предоставляются в распоряжение специалиста.
  5. Период, в течение которого будет выполняться таможенная экспертиза товаров и должно быть предоставлено заключение.

В решении также должно быть указано предупреждение специалиста об ответственности за составление заведомо ложного акта по результатам исследования. В постановлении вопросы не могут допускать разного толкования и выходить за рамки компетенции уполномоченного лица. В качестве эксперта может выступать любой служащий, обладающий специальными необходимыми знаниями для составления заключения. Специалист, который не является должностным лицом уполномоченного органа, может быть привлечен к исследованию согласно нормам законодательства стран-членов ТС. Объекты экспертизы и прочие материалы, которые необходимы для составления экспертизы, должны быть предоставлены в опечатанном и упакованном виде. Крупногабаритный груз изучается на месте его нахождения.

Евразийская экономическая комиссия

УТВЕРЖДЕНРешением Комиссии таможенного союзаот 20 мая 2010 года № 258

Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля

I. Общие положения

1. Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля (далее — Порядок) разработан с целью реализации положений главы 20 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — Кодекс).

2. Настоящий Порядок определяет организацию и порядок проведения таможенной экспертизы, в том числе повторной при проведении таможенного контроля таможенными экспертами (экспертами).

II. Термины, используемые в настоящем Порядке

3. В настоящем Порядке используются следующие термины и их определения:

1) центральные таможенные органы:

для Республики Беларусь – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

для Республики Казахстан – Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан;

для Российской Федерации – Федеральная таможенная служба.

2) таможенный орган, проводящий таможенную экспертизу:

для Республики Беларусь – таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу;

для Республики Казахстан – Центральная таможенная лаборатория;

для Российской Федерации – Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

3) структурные подразделения таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу:

для Республики Беларусь – структурные подразделения таможенного органа, проводящие таможенную экспертизу;

для Республики Казахстан – региональные таможенные лаборатории;

для Российской Федерации – экспертно-криминалистические службы, экспертно-исследовательские отделы (отделения) Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления.

III. Направление материалов, документов, проб и образцов для проведения таможенной экспертизы

4. При проведении таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо таможенного органа, назначившее таможенную экспертизу, направляет руководителю таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, решение о назначении таможенной экспертизы и материалы, документы, пробы и образцы, необходимые для ее проведения с указанием разрешения на видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и образцов исследования.

5. Форма решения о назначении таможенной экспертизы устанавливается законодательством государств-членов таможенного союза.

IV. Прием материалов, документов, проб и образцов для проведения таможенной экспертизы

6. Решение о назначении таможенной экспертизы и прилагаемые к нему материалы, документы, пробы и образцы принимаются таможенным органом или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу, в день их поступления.

7. Прилагаемые к решению о назначении таможенной экспертизы материалы, документы, пробы и образцы принимаются в упакованном и опечатанном виде. Упаковка содержит пояснительные надписи и исключает возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

В случае если материалы, документы, пробы и образцы не упакованы, об отсутствии упаковки указывается в решении о назначении таможенной экспертизы.

V. Организация проведения таможенных экспертиз

8. Таможенная экспертиза проводится, как в помещении таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, так и вне, если это необходимо по характеру исследования, либо в силу невозможности доставить материалы, документы, пробы и образцы на таможенную экспертизу.

9. Организация проведения таможенных экспертиз возлагается на руководителя таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу.

10. Руководитель таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, вправе делегировать часть своих полномочий по организации проведения таможенных экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу.

11. Поступившие на таможенную экспертизу материалы, документы, пробы и образцы рассматриваются руководителем таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, и передаются исполнителю в течение рабочего дня, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

12. При рассмотрении поступивших материалов, документов, проб и образцов для таможенной экспертизы руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

конкретного исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта (эксперта) при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;

срок производства таможенной экспертизы;

порядок привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений.

Руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, разъясняет таможенному эксперту (эксперту) его права и ответственность, предусмотренные законодательством государства-члена таможенного союза.

13. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза.

14. Назначение таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу, согласовывается с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, в порядке, установленном центральным таможенным органом государства-члена таможенного союза.

VI. Организация проведенияповторных таможенных экспертиз

15. Повторная таможенная экспертиза проводится в соответствии с настоящим Порядком по основаниям, предусмотренным Таможенным кодексом таможенного союза.

16. Для проведения повторной таможенной экспертизы в таможенный орган или иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу, вместе с материалами, документами, пробами и образцами представляют заключение (заключения) таможенного эксперта (эксперта) по ранее проведенной таможенной экспертизе.

17. В заключении таможенного эксперта (эксперта) повторной таможенной экспертизы указываются:

место, дата начала и завершения проведения повторной таможенной экспертизы;

основания назначения повторной экспертизы;

сведения о первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз;

фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего повторную таможенную экспертизу, его квалификация;

наименование таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу (или место работы таможенного эксперта (эксперта));

отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;

вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом);

перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

VII. Хранение материалов, документов, проб и образцов, поступивших на таможенную экспертизу

18. Руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, обеспечивает сохранность представленных на таможенную экспертизу материалов, документов, проб и образцов, не допуская изменения их количества и/или состояния, за исключением уничтожения (расходования) при производстве экспертизы, уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие действия непреодолимой силы, изменения естественных свойств, либо в результате естественного износа и/или убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и/или хранения.

19. Хранение материалов, документов, проб и образцов осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

VIII. Возврат материалов, документов, проб и образцов таможенной экспертизы после проведения таможенной экспертизы

20. После завершения проведения таможенной экспертизы материалы, пробы и образцы упаковываются. Упаковка исключает доступ к содержимому без ее нарушения, имеет необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта (эксперта). Упаковка опечатывается печатью таможенного органа или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу.

21. Сопроводительное письмо к заключению таможенного эксперта (эксперта) составляется в 2 (двух) экземплярах, подписывается руководителем таможенного органа или его структурного подразделения, либо иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, или лицом его замещающим и содержит:

сведения о направляемом заключении таможенного эксперта (эксперта);

перечень прилагаемых к заключению таможенного эксперта (эксперта) материалов, документов, проб и образцов с указанием их наименования, количества и упаковки;

сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства материалах, пробах и образцах с указанием их наименования и количества.

22. Заключение таможенного эксперта (эксперта), материалы, документы, пробы и образцы вместе с сопроводительным письмом выдаются под расписку должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу, с обязательным внесением соответствующей записи в журнал, либо направляются в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза.

Форма журнала определяется центральным таможенным органом государства-члена таможенного союза.

IX. Заключительные положения

23. Центральные таможенные органы государств-членов таможенного союза создают рабочую экспертную группу с целью выработки единых научно-методических рекомендаций по вопросам экспертного обеспечения таможенных органов таможенного союза и решения вопросов, неурегулированных настоящим Порядком.

24. Результаты таможенной экспертизы, проведенной в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, признаются на таможенной территории таможенного союза.

25. Комиссионная экспертиза с привлечением таможенных экспертов (экспертов) другого государства-члена таможенного союза назначается таможенным органом по согласованию с центральным таможенным органам государства-члена таможенного союза.

26. Таможенный орган, назначивший проведение таможенной экспертизы, информирует таможенный орган, проводивший таможенную экспертизу, о принятых мерах по результатам проведенной таможенной экспертизы.

Предоставляемые материалы

Для проведения исследования уполномоченный специалист или орган должны получить:

  1. Постановление или определение о назначении проверки. Документ должен быть направлен руководителю ЭКС, или ЦЭКТУ, или иному учреждению, где будет выполняться исследование, с сопроводительным письмом.
  2. Акт (протокол) о взятии проб. Этот документ обязателен в особенности в случаях, когда проводится химическая таможенная экспертиза.
  3. Копия декларации и прочие бумаги, в которых содержится информация, относящаяся к предмету исследования и необходимая для разъяснения возникших вопросов.
  4. Объекты экспертизы. К ним относят транспортные средства, документацию, пробы, вещественные доказательства и прочее.
  5. Образцы для проведения сравнительного анализа.

Образец акта экспертизы товара

Акт пишется таким образом, чтобы его мог понять не только коллега эксперта, но и человек, не обладающий специфическими знаниями. Это обозначает то, что при его формировании следует избегать узкоспециальных терминов, сложных, малопонятных оборотов и т.п.

  1. Первым делом вверху документа указывается его наименование и номер.
  2. Далее ставится дата составления акта и место (тут нужно написать название компании, которая проводила исследование и ее адрес – по необходимости), даются сведения об эксперте – его должность и фамилия.
  3. Затем пишется основание для проведения экспертизы: тут нужно указать или номер заявления или номер наряда (в зависимости от ситуации), потом дату ее проведения.
  4. После этого в акт вносятся данные о товаре: его название, категория, сорт, вид, назначение, количество и прочие идентификационные характеристики, а также задачи, стоящие перед экспертом.
  5. Ниже вписывается производитель изделия: название предприятия и страна, в котором оно зарегистрировано.
  6. В завершение указывается мнение эксперта.

При необходимости документ можно дополнить и другими сведениями (например, о том, какие мероприятия проводились в ходе экспертизы), а также указать прилагаемые к акту дополнительные бумаги.

Время выполнения

Срок экспертизы установлен в ст. 378 Таможенного кодекса ТС. Он не должен превышать:

  1. Период временного хранения (два месяца) в случае если выпуск продукции не осуществляется до получения результата исследования.
  2. Полгода, если экспертиза выполняется в отношении ТС.
  3. Год — в остальных случаях.

Срок экспертизы может быть продлен по правилам, установленным законодательствами государств-членов ТС. Время выполнения исследования может быть приостановлено по ходатайству специалиста к органу, по решению которого оно было начато, о предоставлении проб и дополнительных материалов или в иных случаях, предусмотренных нормами.

Акт по результатам

По окончании экспертизы составляется заключение. Оно оформляется письменно в двух экземплярах. Один из них остается в учреждении, производившем исследование, а второй – органу, по решению которого оно было назначено. В заключении указывается место и время проведения экспертизы, кем и на основании чего она выполнялась, вопросы, которые были поставлены, а также ее результаты и содержание, выводы и обоснования.

Документы и материалы, иллюстрирующие информацию, присутствующую в акте, прилагаются к нему и выступают в качестве его неотъемлемой части. Если в ходе исследования специалист установит имеющие существенное значение обстоятельства, относительно которых перед ним вопросы поставлены не были, он может включить выводы по ним в заключение. При проведении экспертизы несколькими уполномоченными лицами, то акт подписывается всеми специалистами. В случае наличия разногласий свое мнение каждый служащий оформляет отдельно. Таможенный орган передает декларанту или другим заинтересованным субъектам (если они известны), которые обладают полномочиями в отношении продукции или транспортных средств, копию заключения или сообщения специалиста о невозможности его дать.

Кто имеет право проводить экспертизу

К проведению экспертизы привлекаются люди, обладающие особыми узконаправленными знаниями. На предприятиях это могут быть специально обученные сотрудники, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную письменными свидетельствами или дипломами.

Если организация не имеет возможности содержать в штате собственных экспертов, то она вполне может прибегать к услугам сторонних специалистов.

В некоторых случаях, когда экспертиза проводится в отношении, например, сложных технических объектов, в исследовании может участвовать целая группа экспертов, каждый из которых принадлежит к определенному экспертному сообществу и обладает специфическими познаниями.

Права специалиста

В ходе выполнения проверки служащий может:

  1. Участвовать в конкретных действиях в ходе таможенного контроля с разрешения уполномоченного органа.
  2. Знакомиться с материалами, которые относятся к предмету исследования.
  3. Привлекать к выполнению экспертизы других специалистов с согласия уполномоченного органа.
  4. Запрашивать дополнительные сведения, которые необходимы для производства исследования.
  5. Отказаться от выдачи заключения в случае, если материалы, предоставленные для выполнения проверки, недостаточны, или если специалист не имеет соответствующих знаний для осуществления экспертизы.

Права декларанта или его представителя

В законодательстве Таможенного союза установлены юридические возможности заинтересованных лиц. В частности, декларант либо его представитель вправе:

  1. Заявить мотивированный отвод эксперту.
  2. Направить ходатайство о постановке каких-либо дополнительных вопросов для получения ответов на них от специалиста.
  3. Заявлять ходатайство о назначении конкретного должностного лица для выполнения исследования.
  4. Присутствовать в процессе проверки (с разрешения уполномоченного органа).
  5. Брать образцы и пробы продукции.
  6. Ознакомиться с заключением, составленным специалистом по результатам исследования, или сообщением о невозможности его дать и получить копию акта.
  7. Заявить ходатайство о выполнении дополнительной либо повторной проверки.

При удовлетворении просьбы декларанта или его представителя лицо, которое назначило экспертизу, выносит соответствующее постановление. При отказе в ходатайстве уполномоченный служащий должен мотивировано уведомить об этом заявителя.

Пробы

Уполномоченный служащий в ходе выполнения таможенного контроля может взять материалы, необходимые для выполнения экспертизы. Об этом должен быть составлен соответствующий акт. Его форма устанавливается федеральным исполнительным органом, который уполномочен в сфере таможенного дела. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается декларанту или его представителю. В некоторых случаях взятие проб осуществляется в присутствии специалиста. Образцы допускается брать в минимальных количествах, достаточных для выполнения экспертизы. Разрешение на взятие выдается в случае, если данная процедура:

  1. Не изменит характеристики продукции.
  2. Не затруднит выполнение таможенного контроля.
  3. Не повлечет за собой уклонение от выплаты пошлины, налога или несоблюдение ограничений и запретов, которые установлены российским законодательством, регулирующем внешнеторговую деятельность.

При взятии проб отдельная декларация не подается при условии, что они указываются в общем документе на всю продукцию. Заинтересованное лицо может снизить таможенную стоимость продукции на ст-ть образцов, если они были отобраны уполномоченным органом и не возвращены в установленное время. Декларанты и их представители могут присутствовать в процессе взятия проб и обязаны оказывать содействие служащим, в том числе выполнять грузовые и прочие операции за свой счет. Если пробы и образцы были взяты другими государственными органами, они должны известить об этом таможенные службы. Правила, в соответствии с которыми осуществляется взятие необходимых материалов, устанавливаются исполнительными органами федеральной власти согласно Кодексу ТС и прочими нормативными актами РФ. После проведения исследования пробы и образцы должны быть возвращены владельцу, кроме случаев, когда материалы должны быть утилизированы или уничтожены, либо расходы на их возврат выше их стоимости.

Назначение таможенной экспертизы, или почему стоит заказать экспертизу у нас.

Мы предлагаем всем постоянным и новым клиентам воспользоваться следующими преимуществами:

  • Все проверки проводятся экспертами с профильным образованием в соответствии с действующим законодательством;
  • Мы гарантируем независимую и объективную оценку;
  • Наш акт-заключение можно использовать в судебных процессах в качестве основы доказательной базы;
  • Наша команда обеспечит юридическое сопровождение и консультативную помощь всем клиентам;
  • Мы работаем без посредников, поэтому предлагаем лучшие цены на все услуги.

Для заказа таможенной независимой экспертизы, заполните онлайн заявку или созвонитесь с нашими специалистами по указанным телефонам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]