Предварительное информирование: сущность технологии, проблемы применения и направления их решения


Что такое предварительное информирование?

Предварительное информирование (ПИ) — это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформление груза на границе. Основным документом, устанавливающим правила предварительного информирования, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
На сегодняшний день технология ПИ регламентирована «Инструкцией об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, с использованием предварительной информации». Данная инструкция введена в действие Приказом ФТС № 1230 от 03.10.2008.

Необходимо отметить, что процедура предварительного информирования таможенных органов ТС введена исключительно для товаров ввозимых (импортируемых) на единую территорию Таможенного союза. В зависимости от вида транспорта, пересекающего границу ТС, различают несколько видов предварительного информирования:

  1. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом (обязательно с 17.06.2012, Решение Комиссии ТС № 899 от 09.12.2011);
  2. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС железнодорожным транспортом (обязательно с 01.10.2014, Решение Коллегии ЕЭК № 196 от 17.09.2013);
  3. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС авиационным транспортом (обязательно с 01.04.2017, Решение Коллегии ЕЭК № 158 от 01.12.2015);
  4. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС морскими транспортом (обязательно с 01.10.2016 на территории свободного порта Владивосток, Федеральный закон № 212-ФЗ от 13.07.2015).

Кто составляет ЭПИ

Перевозчик или экспедитор вынужден составлять уведомления самостоятельно. Авто-транспортные компании, завязанные на международные грузоперевозки (при штате в 30+ машин) держат специального сотрудника, который и хаполняет бланки уведомлений. Если же машин меньше, многие нанимают сторонних декларантов для составления уведомлений. Обходится дешевле. Ошибок больше, но что делать? Выход в том, чтобы составлять уведомления о предварительном информировании таможенных органов самостоятельно. Тут главное — разобраться в нюансах. Ведь, напомним, главное, чтобы машина не стояла на границе и груз приехал вовремя.

Процедура обязательного ПИ для товаров, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом

Данная процедура установлена Решением КТС № 889 от 09.12.2011 и введена в действие с 17 июня 2012 года. Согласно этому документу уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители (далее — Заинтересованные лица), обязаны представить в таможенные органы предварительную информацию в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Способы представления ПИ в таможенные органы:

  • сайт таможенных органов Российской Федерации customs.ru, в частности, портал электронного представления сведений — edata.customs.ru. Указанный портал обеспечивает возможность представления участниками ВЭД в электронной форме предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы ТС на основе веб-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;
  • портал таможенных органов Республики Казахстан — pi.customs.kz;
  • в Республике Беларусь для подачи сведений в систему ПИ нужно воспользоваться , предварительно заключив договор с данным предприятием;
  • для передачи ПИ-сведений также можно воспользоваться специализированным программным обеспечением. Например, программным продуктом «Альта-ГТД PRO» разработки — в нем помимо инструмента для подачи декларации на товары присутствует функция формирования документа ПИ и отправки его на сервер баз данных ФТС и в ГТК Республики Беларусь для его последующего использования в соответствии с технологическим регламентом.

Схема ПИ при ввозе товаров автомобильным транспортом выглядит следующим образом:

Рис.№ 1. Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых автомобильным транспортом

1

Транспортная компания или отправитель груза сообщает Заинтересованному лицу информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться доставка товара.

2

Заинтересованное лицо, получив информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR или транзитную декларацию) и посредством портала электронного представления сведений ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, передаваемых в составе документа ПИ определён в Решении КТС № 899 и зависит от вида таможенной процедуры.

3

Сервер принимает и обрабатывает представленные сведения, а также проводит форматно-логический контроль (ФЛК) представленной информации. В случае успешного прохождения ФЛК заинтересованному лицу передаётся уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода.

Таможенные органы государств – членов ТС, на территории которых расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение 2 часов с момента получения ПИ обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками (СУР).

4

Заинтересованное лицо, получив данный идентификационный номер, распечатывает и передаёт документ ПИ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы. В случае отсутствия предварительной информации Решением КТС (п.6) для заинтересованных лиц предусмотрена возможность в течение ближайших 2 часов представить необходимую информацию в информационную систему таможенных органов. Для этих целей на российском АПП оборудованы рабочие места, где можно посредством Интернет и портала ФТС России получить уникальный идентификационный номер ПИ о товарах и распечатать его.

5

По прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

6

Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в базу данных.

7

Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства таможенного поста в пункте пропуска.

8

Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с установленным порядком, в том числе сопоставляет предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах. В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств – членов ТС, сведениям в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием СУР.

Принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства ТС.

ЭПИ: особенности

Электронное предварительное информирование таможенных органов – процесс из нескольких стадий.

  • создают электронную копию ТД (транзитной декларации),
  • передают ТД в систему в автоматизированную систему через специальное ПО,
  • проводят форматно-логический контроль (чтобы найти ошибки),
  • регистрируют ЭТД
  • получают уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП).

Электронную копию ЭПИ используют как копию транзитной декларации. Финальный этап — разрешение на таможенный транзит.

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ПО ТОВАРАМ И ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭПИ/ПИ

и подготовки электронной копии ТД:

  1. CMR.
  2. Инвойс.
  3. Паспортные данные водителя, номер его мобильного телефона.
  4. Сведения о товаре (по каждой товарной позиции): — код по ТН ВЭД, — описание (на русском языке), — вес нетто и брутто или объем, — стоимость, — количество, — упаковка.
  5. Сведения о транспортных средствах, на которых перемещается товар: тип, марка, модель, год выпуска, VIN, регистрационный знак, страна регистрации, номер техпаспорта (копии техпаспортов).
  6. Копии (скан) свидетельств о допущении транспортных средств международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.
  7. Код места доставки товара и наименование РПТО (таможенного поста) назначения.
  8. Номер и дата окончания срока действия книжки МДП, идентификационный номер держателя книжки МДП (копия (скан) книжки МДП), если перевозка осуществляется с использованием книжки МДП, или копию (скан) свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.
  9. Наименование РПТО ввоза и планируемое время прибытия транспортного средства на границу.
  10. Сведения о количестве товара в дополнительных или специфических единицах измерения.
  11. Иные документы, согласно коду ТНВД оформляемого товара, отвечающие требованиям и нормам нетарифного регулирования.

Стоимость оформления ЭПИ зависит от количества кодов по каждой партии товаров.

Стоимость услуги по предоставлению обеспечения таможенных платежей через пункты ввоза РБ, РФ зависит от:

  • суммы таможенных платежей,
  • расстояния до таможни назначения.

Для предварительного расчета вознаграждения по предоставлению обеспечения по территории ЕАЭС от таможенного органа отправления РБ, РФ до таможенного органа назначения ЕАЭС, необходимо выслать на почту следующие документы:

  • инвойс,
  • ЦМР,
  • код товара.

Нормативные документы по представлению, использованию и регистрации предварительной информации ЭПИ.

В настоящее время действуют Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, устанавливающие обязанность, порядок и сроки представления предварительной информации в отношении товаров, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Союза автомобильным транспортом, а также порядок ее регистрации и использования, заполнения:

  1. от 10 апреля 2021 года № 52 «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (изменяющие документы: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 июля 2021 года № 124, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 октября 2021 года № 129);
  2. от 17 апреля 2021 года № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом» (изменяющие документы: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 июля 2021 года № 124, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 октября 2020 года № 128);
  3. от 25 декабря 2021 года № 214 «Об использовании предварительной информации, представленной в виде электронного документа» (изменяющий документ: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 октября 2021 года № 129);
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;
  5. Решение КТС от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

Товарное описание

Правильное описание для правильного кода ТН ВЭД является весьма важным, поскольку если данное описание окажется недостаточно информативным (при наличии правильно выбранного кода), таможенные органы не оформят товар до тех пор, пока Вы не предъявите товарное описание.

Под товарным описанием понимается специальный документ с детализированной расшифровкой вида товара, с необходимыми подписями и печатями, а также со всеми сопроводительными документами, куда включаются книги МДП, CMR, инвойсы и т.д. Для составления такого документа требуется немало времени. Именно поэтому для составления ЭПИ требуется особенно тщательная подготовка с уточнением всех возможных деталей. Все нюансы Вы можете выяснить, обратившись не только к описанию кода, но и к информации, предоставленной производителем товара, в интернете и прочих ресурсах.

В тех редких случаях, когда груз является эксклюзивом, можно обратиться непосредственно к получателю или отправителю за необходимой информацией.

Своими особенностями оформления обладает и частичная доставка товара, уточнить которые Вы можете в Приказе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16.12.2011г.

Безусловно, стоит помнить и о таких категориях груза, как его вес, стоимость, общий объём места, которое он занимает: код ТНВЭД имеет соответствие по весу брутто, общая стоимость и площадь груза. Общая сумма должна сходиться с данными в МДП и CMR.

АЛГОРИТМ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГИ ЭПИ

(от таможенного органа отправления Республики Беларусь, Российской Федерации до таможенного органа назначения ЕАЭС):

  1. Обратиться в коммерческий отдел (е-mail или по тел.: +375 29 694 00 76 или по skype: [email protected]) заключить договор на оказание услуг Таможенного представителя.
  2. Выслать документы для оформления в отсканированном виде или фото документов на e-mail:
  3. Получить номер № УИНП перевозки по эл. почте и sms сообщение c № УИНП перевозки на указанный в заявке номер водителя, и транзитную декларацию в двух экземплярах на бумажном носителе в местах размещения у наших партнеров.
  4. Пройти все виды государственного контроля в РПТО, ввести номер транспортного средства или № УИНП перевозки в систему АС «Мониторинг» и согласно очереди, проследовать на оформление в таможню.
  5. Сотрудник таможенных органов сверит ЭПИ с представленными документами, и в случае отсутствия расхождений и неточностей в документах, представленных перевозчиком и сведений в ЭПИ осуществит выпуск товаров.

Правильное составление ЭПИ

Что необходимо помнить при оформлении ЭПИ? Как говорилось ранее – это кропотливая работа, при которой необходимо учитывать все характеристики груза, пользуясь данными из инвойсов, пакингов и CMR.

Для того, чтобы при регистрации груза на таможне не возникало лишних вопросов, стоит заранее уточнить у отправителя или получателя следующие позиции: код-вес брутто-занимаемую площадь (объём)-стоимость. Тогда описание кодов может иметь хотя бы относительно точный характер. Пример достаточно организованного детализирования Вы можете видеть в нижеприведенной таблице.

Отдельно стоит отметить такой пункт, как количество занимаемой грузом площади. Объём указывается в товарно-сопроводительных документах, а количество мест указывается в момент оформления товара в ТИРе. После фиксации данных никакие изменения и дополнения уже не могут быть внесены.

Последним пунктом данной статьи является ещё одно дополнение – будьте внимательны к указываемой и просчитываемой валюте инвойса. Чтобы не переделывать ЭПИ, проверьте, чтобы получатель и отправитель были те же, что и в CMR и инвойсах.

Услуга поручительства перед таможенными органами Республики Беларусь (сертификат обеспечения).

При ввозе на территорию ЕАЭС для доставки до таможенного органа назначения, иностранные товары помещаются под таможенную процедуру транзита. При этом предоставление обеспечения уплаты таможенных налогов и пошлин является важным условием. Поручительство — это один из способов обеспечения.

ИП «СЖС Минск» ООО предлагает услугу предоставления сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Для оформления сертификата нам необходимы следующие документы/сведения:

Xml-файл ЭПИ

Преимущества использования поручительства ИП «СЖС Минск» ООО:

— неограниченная сумма гарантии;

— предоставление услуг круглосуточно, без выходных и праздничных дней.

Стоимость услуги зависит от:

— суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

— дальности перевозки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]