Таможенное оформление: риски и решения // Рассказываем, что небольшой бизнес может сделать сам, а что — с помощью специалиста

  • Структура таможни
  • Таможенное законодательство
  • Таможенное оформление грузов

Таможня – орган государственной власти, который отвечает за перемещение любых товаров, будь то коммерческие партии товаров, транспортные средства или вещи личного пользования через таможенную границу. К каждому товару, в зависимости от его вида или назначения, применяются определенные таможенные процедуры: таможенный транзит, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, реэкспорт и другие. В настоящее время законодательством предусмотрено 17 видов таких процедур. Все они перечислены в Таможенном кодексе ЕАЭС (Евразийского Таможенного союза).

Глобальные задачи таможни – защита экономических интересов страны и содействие в обеспечении мер государственной и общественной безопасности. В рамках этих задач можно выделить основные функции таможни:

  • Контроль товарооборота через государственную границу и создание оптимальных условий для ведения бизнеса участникам внешнеэкономической деятельности.
  • Взимание предусмотренных законом пошлин и налогов.
  • Борьба с контрабандой и незаконным оборотом оружия, наркотиков и других запрещенных средств.
  • Взаимодействие с таможенными органами других государств, ведение статистики, информирование и консультирование населения по таможенным вопросам и т.д.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что как бы не декларировались таможней свои функции, основной всегда была и остается – фискальная функция, иными словами приоритетом для таможни является деятельность, связанная с пополнением Федерального бюджета.

Кроме того, когда мы говорим о таможне, мы подразумеваем под этим термином ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ, так как все функции реализуют должностные лица таможенных органов, а таможня является составной частью структуры таможенных органов РФ.

Но для удобства в литературе для обычного пользователя используется термин «таможня».

Структура таможни

Официальное название Российской таможни – Федеральная таможенная служба России (ФТС). Как и любой госорган, ФТС представляет собой централизованную систему и состоит из ряда подразделений:

  • Центральный аппарат. Ядро федеральной таможенной службы. Находится в подчинении Министерства финансов РФ. Состоит из множества управлений: организационно-инспекторское, таможенного оформления и контроля, по борьбе с контрабандой и т.д. Территориально расположен в Москве.
  • Региональные таможенные управления – по одному на каждый федеральный округ. Всего их восемь.
  • Таможни . Подчиняются региональным таможенным управлениям. Как правило, располагаются в крупных городах и осуществляют контроль за деятельностью таможенных постов с установленными регионами деятельностью.
  • Таможенные посты. Именно на постах непосредственно осуществляется операции документального таможенного оформления и фактического таможенного контроля.

В свою очередь, таможенные посты делятся на:

а) пограничные, которые находятся на пропускных пунктах на границах с другими государствами.

б) внутренние, которые не привязаны к пропускным пунктам.

Также таможенные посты специализируются по видам транспорта: автомобильные, ЖД, морские и воздушные. Отдельные посты имеют статус юридических лиц, собственные расчетные счета и более широкий круг полномочий.

Таможенное законодательство

Россия является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который также входят Республики Беларусь и Казахстан, Киргизия и Армения. Сотрудники таможенных органов действуют в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2021 года. Ранее его заменял Таможенный кодекс Таможенного союза, а еще раньше – Таможенный кодекс РФ. Оба документа уже утратили силу.

Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает единый порядок перемещения товаров через границы государств-членов союза. Его вступление в силу позволило оптимизировать большинство таможенных процедур с учетом отсутствия таможенной границ между указанными государствами. При этом государственные границы между ними не упразднены.

В частности, вместо письменного декларирования товаров применяется электронное, что значительно сокращает срок обработки деклараций и выпуска товаров в свободное обращение. Письменное декларирование актуально только для некоторых таможенных процедур – например, помещении груза под таможенный транзит.

Отдельные положения таможенного законодательства регламентируются Федеральным законом «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ, который детализирует и разъясняет отдельные положения таможенного кодекса ЕАЭС, применительно к таможенным органам РФ.

Это два основных нормативных акта в области таможенного дела.

В последнее время в свете вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы стали уделять пристальное внимание маркировке ввозимых товаров на соответствие Решению Комиссии Таможенного союза № 711 от 15.07.2011 г. (с изменениями от 17.03.2016 г.) «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», что, как выясняется, может служить серьезным препятствием при ввозе партий товаров на территорию ЕАЭС даже при наличии у импортера всех требуемых документов.

Давайте же разберемся каким требованиям, предъявляемым к маркировке, должен соответствовать товар для беспрепятственного прохождения им таможенного контроля.

Согласно пункту 2 Приложения 9 «Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза», «единый знак обращения продукции на рынке Союза» (ЕАС) — это обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

Таким образом, продукция прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Пока, вроде, все понятно. Проблемы же, как всегда, начинаются при трактовке положений пунктов 2 и 5 решения Комиссии Таможенного союза № 711. Так в первом из них говорится о том, что «Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза», а в соответствии с пунктом 5.1 «Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию».

По мнению одного из представителей экспертного сообщества вся маркировка, соответствующая требованиям ЕАЭС, должна наноситься до выпуска продукции в обращение, что для импортируемых товаров означает «до ввоза», но, во-первых, одновременное предъявление в таможенный орган документа о соответствии, в котором указаны идентификационные признаки товара (марка, артикул, модель, изготовитель), полностью идентичные сведениям о товаре, указанным на самом товаре и/или в документах на товар, означает выполнение требований таможенного законодательства о документальном подтверждении соответствия товаров требованиям техрегламентов. Во-вторых, у таможенных органов отсутствуют полномочия проверять обоснованность выдачи документа о соответствии и/или осуществлять какие-либо действия по проверке фактического соответствия товара требованиям техрегламентов».

На основании вышесказанного у многих участников ВЭД возникают вопросы к таможенным органам по поводу того, каким образом ее сотрудники, основываясь исключительно на факте отсутствия надлежащей маркировки, делают выводы о несоответствии ввозимых товаров требованиям безопасности, при том что наличие выданного в установленном законом порядке сертификата о соответствии свидетельствует ровно об обратном.

Судебная практика по таким вопросам весьма противоречива. И если в некоторых случаях суды становятся на сторону импортера и соглашаются с тем, что проверка нанесения на продукцию знака ЕАС при принятии решения о выпуске продукции не относится к компетенции таможенного органа, то в то же самое время уже есть отмененные решения, принятые судами вышестоящих инстанций, считая вывод об отсутствии у таможенных органов соответствующей компетенции некорректным (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2021 года по делу № А62-5236/2015).

Что же касается нанесения самой маркировки ЕАС на товары, нашей компанией был получен официальный ответ из отдела правовой службы Центрального таможенного управления. Согласно ему и ввиду того, что «единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющих на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза)» «необходимо руководствоваться положениями каждого конкретного технического регламента в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Союза».

Так, к примеру, в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», вступившем в силу с 15 февраля 2013 года указано, что:

  1. Машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности Технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения.
  2. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке.
  3. Единый знак обращения наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение срока службы машины и (или) оборудования.

По вопросу нанесения единого знака обращения на само изделие

указывается, что допускается нанесение единого знака обращения только на упаковку и в прилагаемые эксплуатационные документы, если его невозможно нанести непосредственно на машину и (или) оборудование. Машины и (или) оборудование маркируются единым знаком обращения при их соответствии требованиям всех технических регламентов Союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения.

Если же импортер намеревается ввезти партию детских игрушек

, попадающих под действие технического регламента таможенного союза «О безопасности игрушек», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (далее ТР ТС 008/2011) и, соответственно, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Союза «наноситься непосредственно на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (индивидуально, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык, в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах». Для игрушек, состоящих из нескольких частей, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Союза наносится на те части, которые могут размещаться на рынке отдельно.

При ввозе пищевой продукции

отделом правовой службы ЦТУ ссылается на положения Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее — ТР ТС 022/2011) в соответствии с которыми «маркировка пищевой продукции — это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним». Согласно подпункту 1.11 пункта 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, единый знак обращения продукции на рынке государств–членов Союза ЕАС.

При ввозе же парфюмерно-косметической продукции

импортерам следует руководствоваться положениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (далее ТР ТС 009/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799. Согласно статьи 7 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Союза наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию.

Как видно из приведенных выше примеров использование конструкции «и / или» допускает нечеткость трактовки. Таким образом, будет ли нанесение маркировки только на упаковку игрушки или же на упаковку и саму игрушку достаточным для беспрепятственного выпуска предсказать невозможно.

Одно можно сказать с уверенностью – количество толкований и связанных с этим споров, судебных тяжб и административных протоколов в ближайшее время не уменьшится. В этой ситуации обращение импортеров к опытным профессионалам таможенного рынка может помочь им с успехом преодолеть трудности, связанные с маркировкой товара и другим требованиям, предъявляемым таможенными органами к ввозимому товару.

Требования к маркировке продукцииТребования к маркировке мебелиТребования к маркировке машин и оборудования
Требования к маркировке и эксплуатационным документамОбщие требованияТребования к маркировке пищевой промышленности

Таможенное оформление грузов

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, что все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС (в т.ч. РФ) подлежат таможенному оформлению. Также эта процедура называется таможенной очисткой. Ее порядок регламентирован нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и предусматривает строго определенный комплекс действий, различающихся в зависимости от таможенной процедуры. Например, при импорте товара из-за границы таможенная очистка включает прежде всего декларирование груза – подача Декларации на товары. Вступление в силу ТК ЕАЭС позволило максимально упростить этот этап – многие компании подают декларации в режиме онлайн самостоятельно, с использованием электронной цифровой подписи. Контроль декларации проходит в несколько этапов:

  • Контроль классификационного кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС.
  • Контроль мер нетарифных мер регулирования – разрешительный порядок ввоза товаров (соответствие товаров установленным Техническим регламентам, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, лицензирование и др.)
  • Определение таможенной стоимости товара, она служит базой для исчисления всех налогов и пошлин.
  • Уплата таможенных платежей.
  • Выпуск товара в свободное обращение. Именно после принятия данного решения должностным лицом таможенного органа владелец товара может распоряжаться грузом без ограничений на всей территории ЕАЭС.

Необходимо отметить, что таможенные операции в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем могут совершать лица, обладающие правом владения (собственности) в отношении товаров, называемых ДЕКЛАРАНТАМИ (или их доверенные лица, находящиеся в их штате). В случае отсутствия специальных познаний для совершения таможенных операций, прежде всего декларирования, такие действия осуществляют специально уполномоченные государством юридические лица – ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, перечень которых можно уточнить на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Особенности декларирования транспортных средств

Существуют определенные особенности таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки. Как и любой товар, ввозимый на территорию России, автомобиль должен пройти процедуру растаможки, которая включает правильное заполнение декларации, в ней должны быть указаны данные владельца ТС, вся информация об автомобиле, включая год производства, бренд, объем и номер двигателя, VIN-номер. Один экземпляр декларации остается у владельца. Далее инспектору предоставляются сопроводительные документы на ТС, среди которых договор купли-продажи или поставки, инвойс, спецификация на новую технику, счет на транспортные услуги. После этого осуществляется осмотр транспортного средства, оплата платежей и выпуск авто с таможни. Если инспектор находит какие-либо нарушения, неточности, автомобиль отправляется на специальную стоянку до устранения замечаний, ошибок в ТД.

Таможенное оформление посылок

При пересечении границ производится таможенное оформление любой посылки или товара без исключений. Зачастую многие даже не подозревают, что их посылка прошла таможню, как правило, это происходит без участия получателя. Что содержит в себе отправление проверяет сотрудник уполномоченной службы с помощью рентгена, смотрит документы и, если все соответствует, выпускает товар в страну. Вы можете видеть статус в программе отслеживания доставки или на сайте продавца в личном кабинете «начато таможенное оформление». Процедура длится не более 24 часов, если были предоставлены корректные паспортные данные и не обнаружено других замечаний.

При заказе товаров на иностранных сайтах, при отслеживании доставки можно увидеть статус «ошибка таможенного оформления» – что это значит? Это означает, что посылу задержали на таможне. Это возникает по ряду причин: неверно заполненные документы или их отсутствие, нет информации об отправителе, в посылке находится запрещенная к ввозу продукция, несоответствие цены товара рыночной стоимости (занижена), подозрение на использование товара в коммерческих целях. При возникновении вопросов задержки посылки, стоит обратиться напрямую в таможенную службу для уточнения дополнительной информации.

Компания МВ-Трейд регулярно осуществляет таможенное оформление грузов и товаров. Мы знаем законодательные базы, следим за их актуальностью, ориентируемся в сложных вопросах растаможки и затаможки продукции, учитываем все нюансы. Для проведения успешной таможенной очистки обратитесь к специалистам МВ-Трейд по телефонам, указанным на сайте, или оставьте ваши контактные данные в форме ниже. Мы вам перезвоним в ближайшее время.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]