Охрана права и верховенства закона
Деятельность организаций, которые относятся к категории правоохранительных, направлена на обеспечение правопорядка и легитимности, защиту прав, свобод и легальных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций, борьбу с различного рода правонарушениями.
Суть правоохранительной деятельности таможенных органов в Российской Федерации сводится к защите безопасности страны не только в экономическом плане. Особое значение имеет охрана суверенитета и защита экономических интересов всех субъектов государственной власти. Основным документом, который определял статус этой структуры и регламентировал порядок ее работы, не так давно являлся Таможенный кодекс РФ. Теперь задачи правоохранительной деятельности таможенных органов регламентируются Таможенным кодексом ЕАЭС.
Отдельного внимания заслуживает и Федеральная таможенная служба России как центральный исполнительный орган в рассматриваемой правовой отрасли. В положении о ней сказано, что эта государственная организация призвана бороться с контрабандой, пресекать экономические преступления и административные правонарушениям. К основным направлениям правоохранительной деятельности таможенных органов относится также установление запрета и ограничений в отношении отдельных групп товаров, которые перемещаются через госграницу РФ.
Главными задачами, к выполнению которых должна стремиться ФТС и подконтрольные ей подразделения, принято считать:
- гарантию экономической безопасности государства и единства его территорий;
- требование соблюдения законодательства от участников таможенных отношений;
- контроль за исполнением легитимных норм и положений в рамках предоставленной компетенции.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
№18, 07.04.2019
Юридические науки
Варфоломеев Евгений Николаевич
Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; FEDERAL CUSTOMS SERVICE; LAW ENFORCEMENT AGENCIES; LAW ENFORCEMENT.
Аннотация: В данной статье рассматривается взаимодействие Федеральной таможенной службы и правоохранительных органов в РФ. Определены формы правоохранительной деятельности таможенных органов, а также выявлен ряд задач, стоящих перед органами таможенной службы для дальнейшего их выполнения и совершенствования данной сферы.
Одной из основных задач в сфере таможенного дела является — совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, «отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации» [5, с.16].
Взаимодействие между Федеральной таможенной службой (далее — ФТС) и правоохранительными органами на протяжении всего их существования, постоянно совершенствуется и дополняется, в зависимости от влияющих на них факторов. Также взаимодействие ФТС и правоохранительных органов позволяет наладить более безопасное сотрудничество между нашей страной и другими странами и государствами, в целях поднятия уровня национальной экономики, что будет приводить к пополнению федерального бюджета, а также данная деятельность поможет сократить количество контрабанды и наладить более безопасный товарооборот.
Важной особенностью таможенных органов является их отношение к числу правоохранительных органов. Таможенные органы ведут активную борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела, несут ответственность за обеспечение правопорядка. Правоохранительная деятельность таможенных органов является инструментом предотвращения различных правонарушений в данной сфере. Цели правоохранительных органов направлены на обеспечение безопасности государства, здоровья и жизни людей и окружающей среды.
Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение ряд задач, среди которых: «защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза» [1] и ряд других.
Для осуществления и достижения различных целей и задач, в правоохранительной деятельности таможенных органов, существуют различные ее формы. К ним относят: – административно-правовая форма; – административно-процессуальная форма; – уголовно-процессуальная форма; – обеспечение собственной безопасности; – оперативно-розыскная деятельность[4].
Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов основывается на характерных действиях, нацеленных на проверку фактов несоответствия требованиям, установленных правовыми нормами, таможенными правилами, а так же на установление виновных в нарушениях лиц и установка мер ответственности за совершенное противоправное действие.
Методом борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, является уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов включает: проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принятие по ним решений; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; исполнение поручений и указаний следователя и прокурора [3].
Также можно отметить, что одной из основных форм правоприменения в сфере таможенного дела является обеспечение собственной безопасности. Эта форма считается основной, поскольку направлена на соблюдение условий внутреннего административного контроля, оперативно-розыскной деятельности, а также требований охраны различных таможенных объектов.
Также необходимо выделить и рассмотреть оперативно-розыскную деятельность, так как она тоже занимает значимое положение в системе правоохранительной деятельности таможенных органов. Как и другие формы деятельности таможенных органов, оперативно-розыскная деятельность таможенных органов сталкивается с проблемами ее выполнения.
Согласно ТК ЕАЭС «таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние» [1].
Для того чтобы успешно выполнять поставленные задачи, «таможенные органы должны непосредственно взаимодействовать с разного рода правоохранительными органами. Взаимодействие таможенной службы с правоохранительными органами обуславливается совершенствованием правоохранительной деятельности для усиления борьбы с различного рода преступлениями»[5, с.218]. Ежедневным средством обеспечения экономической безопасности страны являются правоохранительные подразделения таможенной службы.
Сейчас перед правоохранительными органами таможенной службы стоит ряд задач, для дальнейшего их выполнения и совершенствования данной сферы: «1. Совершенствование организации работы таможенных органов по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. 2. Повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях, в том числе путем расширения возможностей формирования доказательственной базы по делам об административных правонарушениях с использованием информационных систем таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти. 3. Совершенствование внутриведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов, направленное на повышение качества ведения и результативности оперативно-розыскной деятельности. 4. Повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и борьбой с особо опасными видами контрабанды. 5. Оснащение правоохранительных подразделений современными системами интеллектуального поиска информации по открытым источникам информации и мониторинга средств массовой информации» [2].
В заключение, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать что, правоохранительная деятельность безусловно важна в работе таможенных органов и Федеральной таможенной службы в целом. Она выполняет множество различных задач в данной сфере, которые помогают сохранять в стране порядок и соблюдение законов.
Основные функции и полномочия
Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ подразумевает выполнение ряда профессиональных функций, которые подтверждают их правозащитное предназначение. Так, Таможенный кодекс ТС, который действовал до недавнего времени, а теперь сменен Таможенным кодексом ЕАЭС, наделял таможенные органы функцией проведения мероприятий по предварительному расследованию дел о контрабанде, незаконном вывозе за территорию РФ технологий и прочих преступлений в данной сфере. В этом смысле обязательным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является принятие соответствующих мер по обнаружению правонарушений и задержанию опасных преступников, контрабандистов, согласно положениям и статьям УПК РФ.
Вторая функция таможенников – разрешительная. Правоохранительная деятельность таможенных органов включает в себя соблюдение разрешительного порядка при перемещении граждан, их легковых и грузовых авто, различной продукции через госграницу. Помимо этого, сотрудники ФТС обязаны вести борьбу с контрабандой, не допускать или пресекать нарушения действующего налогового законодательства.
Еще одна функция – консультационно-информационная. Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов является предоставление в ответ на запросы граждан и других государственных органов сведений, касающихся вопросов пересечения контрольного пункта пропуска на границе. Таможенники ведут статистику внешнеэкономических торговых операций, осуществляют оформление и контроль, создавая условия для бесперебойного товарооборота через границу.
Меры принуждения
Правоохранительная деятельность таможенных органов включает возможность в ходе ее осуществления мер юридического принуждения. Так же как и другие представители федеральной власти, для исполнения возложенных обязанностей сотрудники таможенной службы имеют право прибегать к различным мерам воздействия:
- таможенный контроль документов и сведений граждан, должностных и юридических лиц;
- внесение данных в систему учета;
- проверка личных вещей, досмотр транспортных средств и перевозимых в них товаров.
Кроме того, одна из форм правоохранительной деятельности таможенных органов — взимание различных денежных сумм и налоговых сборов, пошлин и пр. Фискальные функции таможенников заключаются в контроле над исчислением и своевременностью внесения платежей, а также в принятии мер по их принудительному взысканию при взаимодействии с судебными приставами.
Таможенные органы наделены полномочиями по защите интеллектуальной собственности. В случае нарушения законодательства они вправе возбуждать уголовные дела по борьбе с контрабандой, незаконному обороту антиквариата, ценных вещей, наркотиков, содействовать поимке террористов, привлекать правонарушителей к административной ответственности и т. д.
Характерные черты и признаки
Правоохранительная деятельность, осуществляемая таможенными органами, имеет ряд особенностей. Во многом она схожа с той правоохранительной деятельностью, которой занимаются другие исполнительные органы.
В первую очередь стоит отметить то, что полномочия таможенников подкреплены правом использования юридических мер воздействия, к которым относят государственное принуждение и взыскание. Применять такие меры на таможне могут только в соответствии с регламентом, установленным федеральным законодательством. Не менее важная роль отводится мероприятиям по предупреждению противоправных действий, их профилактике и пресечению.
Правоохранительная деятельность таможенных органов носит процессуальный характер. Свои обязанности сотрудники ФТС выполняют, соблюдая определенные процедуры, прописанные в законе. Еще одним характерным признаком работы правоохранителей считается невозможность заниматься данной деятельностью при отсутствии делегированных полномочий – здесь говорится о таможенной службе. Подразделения комплектуются подготовленными госслужащими, имеющими юридическое образование и обладающими достаточным профессиональным опытом. Сотрудников ФТС обеспечивают всеми необходимыми материальными и техническими средствами. В ходе осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы РФ на принципах оперативности и законности принимают обоснованные решения о мерах юридического воздействия с целью защиты прав от различного рода нарушений.
Таможня – это целая подсистема правоохранительных органов, активно взаимодействующая с другими структурами исполнительной власти, госорганами, предприятиями, учреждениями здравоохранения, частными предпринимателями.
Список литературы
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2021 г.). Вступил в силу с 1 января 2021 г. // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: https://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 15.02.2019).
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: https://www.customs.ru (дата обращения: 15.06.2019).
- Правоохранительная и иная деятельность таможенных органов Российской Федерации URL: https://libraryno.ru/2-7-2-pravoohranitel-naya-i-inaya-deyatel-nost-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federacii-pravooxr/ (дата обращения: 14.02.2019).
- Таможенное право. Семинар 3. URL: https://studfiles.net/preview/1713378/page:3/ (дата обращения: 15.02.2019).
- Тырлышкина Е.С. Взаимодействие таможенной службы и правоохранительных органов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Отв. ред. С.Г. Лешкова. 2021. С. 214-219.
- Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮСТИЦИЯ, 2021. 556 с.
Структура подразделений ФТС
Исполняя свой долг перед государством, таможенные органы руководствуются КоАП РФ и Таможенным кодексом ЕАЭС. Правоохранительная деятельность таможенных органов реализуется в правовом поле российского законодательства, но при этом может руководствоваться отдельными нормами государств-членов Союза. Кроме того, в своей работе таможенники применяют и Уголовные кодексы РФ, включая процессуальный. Все эти законодательные акты являются правовой основой правоохранительной деятельности таможенных органов.
Структурированность подразделений центрального ведомства на данном этапе имеет трехуровневую систему. На первом уровне находится непосредственно ФТС России и подведомственное ей Управление по борьбе с контрабандой. Последняя организация состоит из нескольких отделов:
- организации дознания;
- таможенного расследования;
- расследования уклонений от уплаты пошлинных сборов;
- раскрытия преступлений, связанных с контрабандой и нелегальным оборотом наркотических средств через российскую границу;
- по сотрудничеству с правоохранительными органами других стран;
- информационно-аналитические подразделения;
- отряды быстрого реагирования.
Аналогичный перечень отделов функционирует в каждом регионе. Особое место занимают подразделения собственной безопасности, выстроенные по вертикальной схеме подчиненности.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности некоторые из участников международной цепи поставки товаров пытаются обойти требования законодательства с целью уклонения от уплаты и снижения суммы таможенных платежей, несоблюдения запретов и ограничений, требований валютного законодательства и др. В связи с чем правоохранительная деятельность таможенных органов в первую очередь направлена на выявление и пресечение подобных нарушений законодательства.
Правоохранительная деятельность таможенных органов сосредоточена на реализации следующих функций:
- выявление, предупреждение, пресечение преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений;
- выявление, предупреждение, пресечение административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними правонарушений;
- проведение неотложных следственные действия и осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
- оказание содействия в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом;
- осуществление противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу;
- осуществление противодействия коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и организациях, находящихся в ведении таможенных органов.
Для реализации указанных функций таможенные органы реализуют ряд полномочий.
Так в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 200.2 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.
При этом в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.27 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1—6 статьи 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частью 2 статьи 12.25, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2—16.24, 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов составляют протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена указанными выше статьями, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.15, 6.16, 6.33, частью 1 статьи 7.12, частью 4 статьи 8.28.1, статьями 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, частью 2 статьи 16.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 2 статьи 20.23 КоАП РФ.
При этом составы административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, изложены в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».
Также таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Кроме того, правоохранительная деятельность таможенных органов включает в себя деятельность по:
- ограждению и защите от преступных посягательств должностных лиц и работников таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей, членов их семей, объектов таможенной инфраструктуры и информационных ресурсов;
- выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению преступлений против интересов государственной службы;
- выявлению, предупреждению и пресечению использования технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, противоречащих действующему законодательству.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право
Уголовное производство, расследование
Существует несколько видов правоохранительной деятельности таможенных органов. Одним из них является дознание – важный инструмент и способ для государства, позволяющий отстоять свои экономические интересы, территориальную целостность и безопасность. Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в форме предварительного расследования или предварительного следствия. В целом дознание – это комплексная работа сотрудников ФТС по сбору, проверке, оценке улик, которые имеют важное значение для установления обстоятельств дела.
Таможенники могут заниматься предварительным следствием по одному из пяти правонарушений, предусмотренных уголовным законодательством:
- контрабанда (ст. 188);
- нелегальный экспорт технологий, вывоз научно-технической информации, вооружения, военной техники и т. д. (ст. 189);
- невозвращение на территорию РФ вещей художественного, исторического и археологического значения, признанных достоянием народа России или зарубежья (ст. 190);
- невозвращение средств в иностранной валюте из-за рубежа (ст. 193);
- отказ или уклонение от уплаты налогов, таможенных пошлин, сборов (ст. 194).
В сфере дознания могут быть задействованы только те должностные лица, которые имеют для этого полномочия и профильное образование. В уголовном производстве предварительное расследование – один из этапов дознания, который при тяжких преступлениях предшествует следствию и позволяет сотрудникам ФТС предотвратить некоторые правонарушения, собрать доказательства по рассматриваемому делу.
Условно правоохранительную деятельность таможенных органов в сфере дознания можно разделить на две категории:
- уголовные дела, предварительное следствие по которым проводится в обязательном порядке;
- уголовные дела, при которых производить предварительное расследование необязательно.
Сотрудники ФТС наделены компетенцией самостоятельно определять, есть ли необходимость в проведении предварительного расследования или нет. Дознание так же, как и возбуждение уголовного дела, является самостоятельной стадией уголовного процесса. Причем для уголовного производства должен быть веский повод, то есть зафиксированный факт правонарушения. Основанием для заведения уголовного дела таможенниками является:
- обнаружение в ходе проверки признаков преступления с соответствующей фиксацией происходящего в протоколе, засвидетельствованном подписями понятых;
- заявления и другие письменные обращения граждан;
- сообщение от предприятия, учреждения, организации или должностного лица, содержащее информацию о преступлении;
- сведения, полученные из средств массовой информации, публикации в Интернете;
- явка преступника с повинной.
Чтобы возбудить уголовное дело, сотрудники ФТС РФ используют данные о совершенном преступлении, полученные в процессе правоохранительной деятельности. Таможенные органы, как правило, выявляют признаки противоправных действий при предметном или документальном досмотре транспортного средства, перевозимого груза, проверке личности.
Соотношение правоохранительной функции с другими функциями, выполняемыми таможенными органами
сложное комплексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой Российского государства. В процессе ее осуществления реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели
таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела.
Фискальная функция
направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей.
Регулятивная функция
призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.
Правоохранительные цели
направлены на обеспечение безопасности страны (защиту ее экономической безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.
Таможенные органы призваны оказывать содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.
Правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций, а также из закрепляемых за ними полномочий по применению физической силы, специальных средств и оружия.
Правоохранительная деятельность таможенных органов проявляется в том, что они являются органами дознания и оперативно-розыскной деятельности. В первом случае таможенные органы производят неотложные следственные действия и осуществляют дознание.
В соответствии с УПК РФ таможенные органы проводят, как правило, неотложные следственные действия. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы вправе производить неотложные след- СМ ственные действия по всем уголовным делам, за исключением дел, СМ подследственных органам ФСБ России, командирам воинских частей, начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органам Государственной противопожарной службы и службе судебных приставов. Но наиболее часто им приходится иметь дело с такими преступлениями, как: контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; уклонение от уплаты таможенных платежей; нарушение таможенного законодательства и др.
Реализуя указанные полномочия, таможенные органы при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовные дела и производят в течение 10 суток следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. После этого таможенный орган направляет уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности.
Действующий уголовно-процессуальный закон расширил компетенцию таможенных органов и по производству дознания. Так, согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ их дознаватели проводят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ «Контрабанда» и ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей». В этих случаях таможенные органы проводят предварительное расследование в полном объеме и направляют материалы дознания через прокурора в суд.
Непосредственно функции дознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Для этих целей в территориальных таможнях создан так называемый «правоохранительный блок», в который входят следующие отделы: дознания, оперативно-розыскной, таможенных расследований и оперативно-поисковый. Возглавляет этот «блок» заместитель начальника таможни по борьбе с таможенными правонарушениями.
Отдел дознания производит неотложные следственные действия и дознание. Отдел таможенных расследований занимается рассмотрением и разрешением таможенных правонарушений (административные дела). Обеспечивает его деятельность оперативно-поисковый отдел.
Оперативно-розыскной отдел осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, подследственные таможенным органам.
В структуре таможенных органов действует Центральная оперативная таможня, в функции которой входят организация и координация работы оперативных подразделений, а также обеспечение ведомственного контроля за оперативно-служебной деятельностью.
Приказом Федеральной таможенной службы от 7 февраля 2005 г. № 90 утверждены Перечни подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности1.
Таможенные органы проводят такое оперативно-розыскное мероприятие, как контролируемая поставка.
Согласно ст. 435 ТК РФ контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.
При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.
Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами.
В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с действующим законодательством.
См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №9. С. 18.
Глава 8
Оперативно-розыскные работы
Эта разновидность правоохранительной деятельности таможенных органов России осуществляется лицами и подразделениями, уполномоченными на проведение соответствующих мероприятий, чтобы защитить жизни, здоровье, права и интересы граждан, их имущество, общественную безопасность и целостность государства от преступных посягательств. Сегодня преступления, которые совершаются в таможенной сфере, наносят наибольший ущерб стране с экономической и политической точки зрения.
В правоохранительной деятельности таможенные органы России чаще всего сталкиваются с контрабандой, совершаемой организованными преступными группировками. Экономике государства наносят колоссальный ущерб крупномасштабные незаконные экспортные операции по вывозу стратегических разработок, сырьевых материалов, энергоносителей. Несмотря на активную многолетнюю борьбу, по-прежнему имеет место нелегальный импорт оружия, боеприпасов, наркотических веществ. Все эти контрабандные товары, поступая на территорию страны, способствуют обострению криминогенной обстановки.
В законе отмечено, что оперативно-розыскная правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в форме гласных и негласных мероприятий, но чаще этот вид работ совершается сотрудниками негласно. Если решить поставленную задачу можно открытыми методами, и необходимость в сокрытии информации, задействовании особых шифровальных средств и методов отсутствует, таможенники прибегают к гласности. Оперативно-розыскные работы близки по своему содержанию к уголовному процессу, осуществляемому органами МВД, ФСБ. Юридической основой для правоохранительной деятельности таможенных органов служит Конституция России, УК РФ, федеральное законодательство. Таможенники в своей работе используют указы Президента РФ, нормативно-правовые документы Федерального Собрания, Правительства РФ, приказы и инструкции Генпрокурора РФ и т. д.
Для улучшения показателей правоохранительной деятельности таможенные органы вправе проводить различные действия с целью раскрытия преступлений, а именно:
- опрашивать население;
- наводить справки и собирать образцы для криминалистических исследований;
- проводить проверочные закупки;
- собирать улики;
- запрашивать документы;
- вести наблюдение за подозреваемыми лицами;
- обследовать с помощью специальных поисковых устройств помещения, здания, автомобили;
- проверять содержание почтовых отправлений при подозрении на пересылку незаконных предметов;
- прослушивать телефонные переговоры;
- запрашивать информацию от технических каналов связи;
- проводить оперативные эксперименты.
Кроме того, таможенники уполномочены привлекать к сотрудничеству лиц, проявляющих инициативу в содействии при осуществлении правоохранительной деятельности. Для этого используются служебные помещения, собственность частных и государственных учреждений, жилой и нежилой фонд, транспортные средства и имущество физических лиц.
В системе таможенных органов правоохранительной деятельностью могут заниматься только те должностные лица, которые обладают соответствующей компетенцией. Причем в своей работе им разрешено использовать зашифрованные документы, позволяющие скрывать личность, принадлежность к ФТС при выполнении оперативно-розыскного задания. Сотрудники имеют все необходимые полномочия для создания предприятий, учреждений, организаций и подразделений, если это позволит решить поставленную задачу.
Правоохранительная деятельность таможенных органов
Правоохранительная деятельность является одной из функций таможенных органов. Эта деятельность направлена на борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела в целях защиты безопасности страны, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей, на охрану окружающей природной среды, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.
Эта деятельность осуществляется в форме: производства по делам об административных правонарушениях; производства дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов; производства оперативно-розыскной деятельности.
Для осуществления правоохранительной деятельности в центральном аппарате Федеральной таможенной службе созданы: главное управление по борьбе с контрабандой; управление таможенных расследований и дознания и управление собственной безопасности. Во всех региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах созданы соответствующие подразделения (управления, отделы, отделения) для производства по делам о нарушении таможенных правил и проведения оперативно-розыскных действий.
Таможенные органы являются органами дознания и имеют право осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в соответствии с УПК РФ Таможенные органы проверяют заявления и сообщения о преступлениях и принимают по ним соответствующие решения, проводят в полном объеме предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов, производят неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, исполняют отдельные поручения органов предварительного следствия.
В соответствии с действующим законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции:
— о контрабанде, то есть о незаконном перемещении в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК РФ);
— по незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
— по невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
— об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере (ст.194 УК РФ).
Материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Неотложные следственные действия производятся таможенными органами по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий осуществляется таможенными органами в течение 10 суток после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и закрепления следов преступления и обнаружения лиц, его совершившего. После этого таможенный орган направляет уголовное дело по подследственности в соответствующий следственный орган для дальнейшего производства предварительного следствия.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ таможенные органы как органы дознания обязаны исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ).
Таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то есть гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (п. 5 ст. 19 Закона о таможенном регулировании в РФ).
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов включает:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
— выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершающих;
— осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
— розыск без вести пропавших;
— добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Оперативно-поисковые подразделения таможенных органов вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятии: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Примечание. В настоящее время до 70% преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. В 2013 г. правоохранительные подразделения таможенных органов возбудили 1796 уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов, 59680 дел об административных правонарушениях, назначили административные штрафы на сумму 85.7 млрд. рублей. Из незаконного оборота изъято более 339 кг наркотических и психотропных веществ, их прекурсов или аналогов, около 22 кг сильнодействующих веществ.
Результаты оперативно-розыскной деятельности после их процессуального закрепления могут использоваться при производстве дознания таможенными органами. Порядок представления сведений, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, определён в Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 17.04.2007 г.
Таможенные органы вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Полномочия таможенных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях определяются Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 23.8).
КоАП РФ устанавливает категорию административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил — ст. 16.1-16.23) и круг субъектов, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.8).
К числу нарушений таможенных правил КоАП РФ, в частности, относит:
— незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2), несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст.16.3), недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4), представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7), несоблюдение порядка таможенного транзита (ст.16.10), несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12), совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа (ст. 16.13), несоблюдение таможенной процедуры (ст.16.19), нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст.16.22), незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст.16.23).
Перечень должностных лиц таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание определяется приказом руководителя Федеральной таможенной службы РФ.
Дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, рассматривают: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; его заместители; руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (ст. 23.8 КоАП РФ).
Для выполнения возложенных на них функций таможенные органы вправе (ст. 19 ФЗ « О таможенном регулировании в РФ»):
1) принимать меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;
3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;
6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
в) о признании имущества бесхозяйным;
г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации;
13) разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
!!! Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ст. 26 – 30 Закона О таможенном регулировании в РФ).
Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия — предупредительные выстрелы.
При этом должностные лица таможенных органов обязаны:
1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов.
При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.
В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФТС России и ее органы взаимодействуют с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами, налоговыми органами, Федеральной службой судебных приставов, пограничными контрольно-пропускными пунктами, со следователями территориальных и транспортных прокуратур, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), Пограничной службой ФСБ России и др.
Одной из форм взаимодействия является заключение соглашений о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями. Порядок заключения вышеуказанных соглашений определяется Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1981 «Об утверждении Регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями».
Ведомственный контроль — деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.
Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется вышестоящими органами системы таможенных органов по отношению к нижестоящим звеньям в форме инспекторских проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и юридического контроля со стороны правового отделения, юрисконсульта таможенного органа.
Судебный контроль осуществляется путем рассмотрения жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов. Надзор за соблюдением и исполнением законов таможенными органами, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых таможенными органами, осуществляется органами прокуратуры (прокурорский надзор).
Ответственность таможенных органов и их должностных лиц наступает за нарушение законодательства и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Условия наступления каждого вида ответственности закрепляется в соответствующем законодательстве.
Принципы правоохранительной деятельности на таможне
Проведя анализ правоохранительной деятельности таможенных органов, несложно сделать вывод о том, на каких принципах и идеях она основана. Чтобы выделить основные положения, которыми руководствуются в своей работе сотрудники ФТС, следует обратиться к федеральному законодательству. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, правоохранительная деятельность таможенных органов базируется на нескольких принципах.
Первый – принцип законности, под которым предполагается обязанность должностных лиц следовать положениям Конституции РФ, законам и прочим правовым актам, регулирующим эту специфическую сферу деятельности. Причем за нарушения регламента сотрудникам ФТС грозит наступление ответственности. В качестве органов надзора следить за соблюдением законности призвана прокуратура.
Второй – принцип уважения достоинства, гражданских прав. В ходе выполнения служебных обязанностей, проводя оперативно-розыскные работы, сотрудники ФТС обязаны защищать интересы России, ее населения, юридических лиц и привлекать к ответственности нарушителей.
Третий – принцип конфиденциальности. Его суть заключается в том, что любые действия и мероприятия, проводимые таможенниками, а также их результаты не должны быть достоянием общественности. Исполняя служебные обязанности, сотрудники обязаны соблюдать государственную тайну и не раскрывать сведений об организации, тактике и модели управления правоохранительной деятельности. Таможенные органы используют в своей работе гласные и негласные методы. Последние применяются по усмотрению должностных лиц или их руководителей при необходимости засекречивания важных сведений.
Вопрос 4. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ.
Основы правоохранительной деятельности таможенных органов закреплены в ТК ТС, где установлено: ее нормативная регламентация осуществляется национальным законодательством
(ст. 7 ТК ТС, ст. 19 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии со статьей 7 ТК ТС таможенные органы:
1) являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов – в соответствии с законодательством государств-членов ТС;
2) осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях:
þ выявления лиц, подготавливающих/совершающих/совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов,
þ исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств – в соответствии с международными договорами.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств — членов ТС в соответствии с законодательством государств — членов ТС об ОРД.
3) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности – в соответствии с законодательством государств — членов ТС.
Глава 2 Закона о таможенном регулировании детально регламентирует права и обязанности сотрудников и служащих таможенных органов, среди которых названы и полномочия в сфере правоохранительной деятельности
. Так, ст. 12 Закона о таможенном регулировании среди основных функций таможенных органов указывает, что эти органы:
þ выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения
,
þ проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях,
þ осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил),
þ оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом,
þ осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу ТС или через Госграницу РФ;
þ содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Россию.
Для эффективного осуществления правоохранительной функции таможенные органы вправе[19]:
þ использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для:
o предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено УПК РФ к компетенции таможенных органов
,
o преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении.
Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают за счет средств федерального бюджета.
þ задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
В настоящее время согласно УПК РФ (подп. 3 п. 2 ст. 157) таможенные органы уполномочены производить только неотложные следственные действия. Такие действия производятся после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (подп. 3 ч. 1 ст. 157 УПК). Указанные действия осуществляются в случае возбуждения дел по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями УК РФ[20]:
189 | Незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. |
190 | Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран |
193 | Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте |
194 | Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица |
226.1 | Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей |
229.1 | Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ |
Согласно п. 1 ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела обо всех административных правонарушениях в области таможенного дела, включенных в главу 16 Кодекса. Исключение из этого правила составляют дела о правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ (сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза – рассматривают судьи)[21].
Пресечение нарушений таможенного режима
Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из фундаментальных положений административного права и принципов, определяющих основные правила прохождения таможенных процедур, регулирующих вопросы о привлечении субъектов к юридической ответственности. Этот нормативно-правовой акт предусматривает также возможность применения мер принуждения и привлечения к ответственности военнослужащих и прочие положения. Нарушением правил ТК ЕАЭС, который применяется не только в России, но и в партнерских странах, признано действие или бездействие лица:
- препятствующего проведению личного контроля сотрудниками ФТС;
- посягающего на установленный режим перемещения через госграницу продукции и транспортных средств;
- противящегося порядку таможенного контроля и оформления, проверке и досмотру;
- несогласного с размером таможенных платежей, порядком их уплаты, основаниями для предоставления льгот и т. д.
К ответственности за нарушения таможенного режима и положений ТК ЕАЭС могут привлекаться не только россияне, но и иностранные граждане, частные предприниматели, юридические и должностные лица.
Главные проблемы на современном этапе
Подразделения ФТС, которые занимаются правоохранительной деятельностью, обеспечивают внешнюю защиту от посягательств на благополучие и хозяйственные интересы России. В периоды своего существования как субъекта исполнительной власти таможенные органы успешно демонстрируют эффективность организации своей работы, подтверждая ее юридическую и практическую значимость.
Из года в год количество уголовных дел, которые возбуждают дознаватели ФТС, увеличивается. С одной стороны, это говорит о положительной динамике в развитии правоохранительной деятельности таможенных органов, но с другой — является свидетельством устойчивости криминальной активности во внешнеэкономической отрасли. На сегодняшний день таможенная система нуждается в проведении реформы и решении следующих проблем:
- низкое качество информационно-аналитического обеспечения сотрудников, задействованных в правоохранительной работе;
- отсутствие эффективного механизма взаимодействия оперативно-розыскных подразделений ФТС РФ с другими ведомствами.
Кроме того, для полноценного противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков требуется расширение структуры таможенных органов РФ, которые осуществляли бы свою правоохранительную деятельность непосредственно на государственной границе. Все вышеуказанные проблемы приводят к снижению эффективности администрирования в таможенной сфере, поддержанию условий для недобросовестной конкуренции и попаданию некачественных импортных товаров на отечественный рынок.
В каких направлениях требуется дополнительное развитие?
Путем формирования нового и более эффективного подхода к администрированию в таможенной сфере удастся решить ряд проблем, имеющих место в системе. Нововведения помогут таможенным органам выработать схему своевременного реагирования на изменения, которые происходят в современной международной практике, и приводить в соответствие с ними устройство отечественного таможенного дела.
Также необходимо развивать такое направление в работе таможенников, как обеспечение сотрудникам ФТС доступа к различным источникам информации, включая иностранные, с целью получения предварительных оперативных данных для предотвращения нанесения ущерба интересам россиян и страны в целом о контрабандных поставках оружия, наркотических средств, контрафактных или некачественных товаров, недостоверном декларировании и указании недостоверной стоимости.
Не менее важно работать над созданием и развитием партнерских отношений. Международное сотрудничество позволит приобрести дополнительные каналы, источники оперативно значимых сведений, а также заручиться поддержкой других государств при проведении различных мероприятий. Таможенные органы должны проводить предварительные оперативные проверки поставок продукции, применяя оперативно-розыскные методы.
Борьба с коррупцией и должностными правонарушениями, которые возникают в работе подразделений ФТС РФ — еще одно направление в развитии правоохранительной деятельности. В этом вопросе может быть полезным опыт международного сотрудничества, которое подразумевает внедрение эффективных правовых, организационно-технических и административных механизмов для упрощения таможенной процедуры.
Огромную роль для полноценного развития правоохранительной системы играют пути расширения торговых связей, поиск партнеров и нового рынка сбыта отечественной продукции – все это подталкивает к принятию условий развития двусторонних отношений и непосредственному участию госорганов в международном сотрудничестве.
На протяжении последних нескольких лет организованными преступными группировками были предприняты многочисленные попытки внедрения своих членов в подразделения таможенных органов России. Преступники оснащены новейшим оружием, имеют поддержку не только извне, но и внутри регионов. В таких условиях обеспечение безопасности правоохранительной деятельности государственных служащих — это актуальный вопрос не только в контексте оперативно-розыскных работ в таможенной отрасли, но и в плане профилактики коррупции.
Основным фактором производительности российской таможни в сфере пресечения административных правонарушений было и остается освоение сотрудниками ФТС и территориальных подразделений навыков работы с КоАП РФ, ТК ЕАЭС и другими документами, которые регламентируют работу правоохранительных подразделений и создают правовую основу для пресечения нелегального оборота продукции, легковых и грузовых автомобилей через госграницу России. В то же время поддержка правоохранительного статуса сотрудников таможни связана с рядом трудностей из-за ведения оперативно-розыскных работ. На решение проблем потребуется определенное время. Необходим активный поиск сотрудников для специальных и оптимизированных подразделений ФТС РФ, а также приложение совместных усилий других правоохранительных ведомств.
Организационные основы правоохранительной деятельности в таможенных органах
Организационная структура управления правоохранительной деятельностью в таможенных органах
Под организационной структурой управления правоохранительной деятельности таможенного органа следует понимать совокупность правоохранительных подразделений, составляющих орган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций.
Рассматривая вопросы управления правоохранительными подразделениями таможенных органов, необходимо отметить, что они находятся в двойном подчинении:
1)В непосредственном и прямом подчинении руководителя таможенного органа (ФТС России, начальника РТУ, начальника таможни), имеющего в своей организационно-штатной структуре оперативное подразделение;
2)Вышестоящему начальнику оперативного подразделения таможенного органа по линии курирования.
Именно таким образом достигается максимальная эффективность использования сил и средств правоохранительных, в том числе оперативно-розыскных, подразделений таможенных органов, а также их взаимодействия с подразделениями фискально-разрешительной направленности с целью формирования бюджета Российской Федерации за счет полноты взимания таможенных платежей.
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В его ведении находятся основные вопросы таможенного дела, соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения аппарата, а также региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется главным образом степенью жесткости или устойчивости структуры.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс правоохранительной деятельностью, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.
Вертикальные отношения в системе таможенных органов существуют не только между линейными звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями.
Такие взаимоотношения проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их правоохранительной деятельностью, находятся в функциональном подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена.
Если в таможенном органе наблюдаются только горизонтальные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной.
Горизонтальные отношения могут быть двух категорий:
— Во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного правоохранительного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника.
Во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками правоохранительных отделов разных таможенных органов, у которых возникает необходимость обмена информацией.
Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым матричным организационным структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.
В качестве примера стихийного матричного образования можно назвать оперативную группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.
Анализ сложившихся в системе правоохранительной деятельности таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним:
1. Простота и экономичность. Создание в таможнях отделов по борьбе с контрабандой наркотиков призвано повысить эффективность деятельности таможен в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений.
2. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, осуществляющую правоохранительную деятельность, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения.
3. Определенность. Организационная структура должна помогать каждому сотруднику, осуществляющему правоохранительную деятельность, понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих.
4. Управляемость. Организационная структура должна облегчать процесс принятия решения. В плохой организационной структуре решения принимаются «сверху-вниз» в хорошей — «снизу-вверх».
5. Устойчивость. Организационная структура одновременно должна быть стабильной. Каждый работник, таможенного органа, осуществляющий правоохранительную деятельность, нуждается в наличии определенного круга общения, где он занимает определенное место.
6. Гибкость. Гибкость структуры дает возможность таможенному органу быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним.
Основными подразделениями правоохранительного блока таможенных органов являются осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ОРД) Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК) и Управление собственной безопасности (УСБ), а также Управление таможенных расследований и дознания (УТРД). Все перечисленные выше субъекты правоохранительной деятельности являются подразделениями центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации.
Наибольший объем задач и функций правоохранительной деятельности выполняет Главное управление по борьбе с контрабандой. Рассматривая структуру ГУБК, необходимо отметить, что у начальника Главного управления имеется 5 заместителей, в том числе один — первый заместитель, которые осуществляют кураторство основных подразделений, в числе которых: Служба «А», которая осуществляет организационно-управленческую деятельность подразделений по борьбе с контрабандой в РТУ и таможнях, а также контроль за исполнением отданных распоряжений, Служба «К», основной задачей которой является организация борьбы с контрабандой на конкретных направлениях, объектах и линиях работы, Служба «М», основной задачей которой является осуществление международного таможенного сотрудничества, Служба «Н», основной задачей которой является организация борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и прекурсоров и Оперативная служба, основной задачей которой является организация работы по управлению рисками.[6]
Основные задачи Управления собственной безопасности направлены на обеспечение эффективного функционирования таможенных органов и нейтрализацию внешних и внутренних угроз и и факторов влияющих на их деятельность.
Управление таможенных расследований и дознания осуществляет организацию деятельности таможенных органов в сфере расследований преступлений и административных таможенных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов.
На уровне региональных таможенных управлений имеются подразделения, осуществляющие ОРД: оперативные таможни, возглавляемые первыми заместителями начальника РТУ и службы собственной безопасности, возглавляемые заместителями начальника РТУ. Функции, связанные с дознанием и расследованием административных таможенных правонарушений, возложены на соответствующие подразделения оперативных таможенных управлений.[7]
В таможнях функционируют оперативно-розыскные отделы, отделы и отделения по борьбе с особо опасными видами контрабанды и контрабандой наркотиков, отделы дознания, отделы административных таможенных расследований, подчиненные первому заместителю начальника таможни по правоохранительной работе, а также отделы собственной безопасности, подчиненные соответствующему заместителю начальника таможни.[8]
Завершение
Оставлять без внимания тему административных правонарушений таможенной сферы нельзя. Это важный вопрос, который заслуживает серьезного отношения. По официальным и неофициальным данным, количество преступлений, связанных с контрабандой или незаконным ввозом запрещенной продукции, оружия, наркотиков не идет на убыль, что служит поводом для тщательного рассмотрения порядка таможенных процедур, их эффективности и надежности. На данном этапе развития правоохранительной деятельности, системы принуждения и наказаний имеется ряд спорных моментов, недоработок и пробелов в законодательстве.
Основным показателем результативности работы правоохранительных органов специалисты считают организацию повсеместного противодействия вмешательству в экономическую безопасность страны, разработку тактического противодействия криминалитету, координацию действий всех правоохранительных структур и их взаимодействие путем расширения информационного пространства. Сотрудничество с подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ, Госнаркоконтроля РФ, Генеральной прокуратуры РФ можно смело отнести к первоочередным практическим мерам, направленным на улучшение работы по обнаружению, пресечению и профилактике таможенных правонарушений.