Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов РФ: назначение, состав, решаемые задачи.


Выбор информационной системы управления таможенной деятельностью

 Главная — Статьи

В начале 70-х годов прошлого столетия в соответствии с развитием информационных технологий в мире началась информатизация таможенной деятельности. Таможенные службы многих стран начали создавать собственные информационные системы. При их разработке использовались EDI-технологии (электронный обмен данными), основанные на правилах Организации Объединенных Наций — EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport). Таможенными службами было реализовано множество пилотных проектов по внедрению названных технологий: IceEDI-91 (Исландия), система сбора данных ICS (Соединенные Штаты Америки (далее — США), KLnet (Республика Корея) и др (Лаптев С.И. EDI-технологии на основе UN/EDIFACT в таможенной службе). Они решали поставленные перед таможенными службами задачи и существенно повышали эффективность их деятельности.

В настоящее время информационная система для таможенной службы является насущной необходимостью, так как обработать весь поток информации о грузах, проходящих через таможенные органы, в отведенные международными стандартами для этих целей временные интервалы без применения информационных технологий невозможно. Кроме этого, таможенные службы должны интегрировать свои информационные системы и процедуры в государственные информационные системы и логистические информационные системы участников внешнеэкономической деятельности. Накопленный опыт разных стран свидетельствует о двух подходах к информатизации деятельности таможенных служб. Это — приобретение созданной и применяемой другой таможенной службой информационной системы и предложенной к тиражированию или разработка собственной информационной системы. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Разработка собственной системы имеет следующие преимущества: — система будет отвечать конкретным потребностям таможенной службы; — возможна дальнейшая ее модернизация и развитие, что является непрерывным и постоянным процессом; — самостоятельное управление программным обеспечением. К недостаткам относится: — высокая стоимость создания собственной информационной системы; — необходимые временные затраты. В случае внедрения информационной системы, предложенной к тиражированию, внедряющая таможенная служба сталкивается с проблемами ее настройки и доработки под задачи, стоящие перед таможенной службой, с учетом национального законодательства в сфере таможенного оформления. Преимуществами выбора готовой информационной системы являются сравнительно невысокая ее стоимость и значительное сокращение сроков от момента постановки задачи об информатизации конкретных таможенных процессов до начала штатной эксплуатации информационной системы, их реализующей. В случае выбора в пользу внедрения уже существующей информационной системы появляется проблема выбора наиболее подходящей под решение задач, стоящих перед таможенной службой, и решающей их с определенной эффективностью. В настоящее время в мире доступно для тиражирования достаточно много информационных систем, которые могут быть настроены под различные процессы в сфере управления таможенной деятельностью. Наиболее известными из них являются ASYCUDA, SOFI (SOFIX), TIMS/TRIPS-Customs и др. Все данные системы разработаны в соответствии с действующими международными стандартами, требованиями Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации. Рассмотрим некоторые наиболее популярные из них. Система ASYCUDA (Более подробная информация по системе ASYCUDA размещена на сайте: asycuda.org) (дословно переводится как «автоматизированная система таможенных данных») разработана экспертами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в целях упрощения и развития международной торговли посредством сокращения времени таможенного оформления товаров. Система является универсальной и легко настраивается под различные задачи, стоящие перед таможенными органами. Она является многоязычной: функционирует на 25 языках, включая русский. Срок внедрения системы занимает около двух лет. Впервые в эксплуатацию данная система была запущена в странах Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).

Система ASYCUDA является самой популярной информационной системой, предложенной к тиражированию. В настоящее время различные версии системы (ASYCUDA World, ASYCUDA++, ASYCUDA Version2) используются таможенными службами в 90 государствах, в том числе в государствах Европейского союза (далее — ЕС) — Румынии, Латвийской Республике, Литовской Республике, Республике Мальта, Эстонской Республике, Словацкой Республике. На пространстве Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) ее используют таможенные службы Республики Молдова, Республики Армения и Грузии. Система TIMS/TRIPS-Customs (Более подробная информация по системе TIMS/TRIPS Customs размещена на сайте: crownagents.com) (переводится как «система управления торговой информацией») разработана инвестиционным агентством Великобритании (Crown Agents) и эксплуатируется с 1995 г. Она внедрена в таможенных службах Республики Мозамбик, Республики Ангола, Содружества Багамских островов, Каймановых островов (заморская территория Великобритании в Вест-Индии), Ямайки, Федерации Сент-Китс и Невис. Частичное внедрение осуществлено в таможенной службе Республики Болгарии, Латвийской Республики, Республики Косово, Республики Филиппины. Названным агентством также разработаны системы VIPS (Система обработки данных по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС)), осуществляющая управление НДС, и ISEALS (Electronic transit seal), осуществляющая управление электронными транзитными пломбами и применяемая в процессе физического контроля транзитных грузов.

Система SOFI/SOFIX/SOFIWEB (Более подробная информация по системе SOFI/SOFIX/SOFIWEB размещена на сайте: sifa-merica.com) разработана французской таможенной службой и эксплуатируется ею с 1974 г. (Степанова Е.А., Афонин П.Н. Система таможенного оформления SOFIX // Сб. мат-в регион. межвуз. научно-практ. конф. «Таможенные чтения 2009. Болонский процесс и подготовка таможенных кадров: вызовы времени»). Она также используется таможенными службами Арабской Республики Египет, Республики Кот-д’Ивуар, Турецкой Республики (BILGE), Аргентинской Республики (MARIA), Республики Парагвай (SOFIA), Республики Гондурас (SARAH), Таити (Французская Полинезия, эксплуатируется ее упрощенная версия).

Система TATIS (Более подробная информация по системе TATIS размещена на сайте: tatis.com/home) разработана южноафриканской фирмой. Она обеспечивает таможенным и налоговым службам платформу для модернизации.

Система TATIS включает: — приложение управления таможней (TATIScms), которое обеспечивает реализацию таможенных режимов; — приложение, реализующее интегрированные управленческие решения по сбору доходов (IRMS). Оно аккумулирует информацию по таможенным платежам и налогам и является платформой принятия для управленческих решений в сфере доходов; — приложения, являющиеся инструментами управления, в сфере риск-менеджмента и управления валютным контролем. В настоящее время система TATIS внедряется таможенной службой Великого герцогства Люксембург и службой доходов Южно-Африканской Республики. Система Microclear Customs (Более подробная информация по системе Microclear Customs размещена на сайте компании Inspection&Control Services. icsinspections.com) разработана группой компаний ICS (Inspection&Control Service) штаб-квартиры, которых расположены в США и Кувейте. Она обеспечивает информатизацию различных направлений деятельности таможенных служб, включая такие довольно специфические, как функционирование свободных и специальных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, программа таможенной безопасности перевозок контейнеров и т.п.

Группа компаний ICS провела модернизацию работы почтовой таможни в Арабской Республике Египет и в настоящее время осуществляет полномасштабную модернизацию всей ее таможенной системы. Система PC/Trade разработана службой статистики Новой Зеландии в 1989 г. в целях сбора статистических данных о внешней торговле (импорт/экспорт) и подготовки статистических отчетов для таможенных служб с ограниченными и компьютерными ресурсами. Она позволяет таможенным или статистическим агентствам осуществлять подготовку отчетов о внешнеэкономической деятельности. Успешное внедрение данной системы обеспечивается ее простотой, гибкостью и эффективностью и возможностью запуска на одиночном компьютере. Система PC/Trade позволяет обеспечивает подачу грузового манифеста, регистрацию прибытия и убытия транспортного средства, обработку данных при декларировании режимов импорта/экспорта. Пользовательский интерфейс ввода данных и встроенный модуль подготовки отчетов делает несложным выполнение различных отчетов. Система PC/Trade позволяет проводить анализ данных о статистике внешней торговли внутри системы. Также они могут быть экспортированы в иные системы управления базами данных. Система PC/Trade используется таможенными службами в Ниуэ (Савидж), на Соломоновых островах, Тувалу, в Федеративном государстве Микронезия, Республике Палау, Республике Кирибати. Кроме того, она используется статистическими агентствами в Независимом государстве Самоа, Гуаме (входит в состав США), Республике Науру, Островах Кука, в Королевстве Тонга. Система управления таможней CMS (Customs Management System) (Более детальная информация по системе CMS размещена на сайте компании DataTorque. datatorque.com/ cms) разработана новозеландской компанией DataTorque. Она используется таможенной службой Королевства Тонго. Система CMS позволяет осуществлять электронный обмен данными между таможенной службой, торговыми партнерами и транспортными компаниями, обработку и таможенное оформление всех типов таможенных деклараций, включая подачу их через Интернет. Она позволяет осуществлять эффективный контроль над высокорисковыми товарами и перейти от ручного контроля всех товаров к контролю только за высокорисковыми поставками.

Система e-biscus (Более подробная информация по системе e-biscus размещена на сайте компании Bull. bull.com/ e-biscus/ index.html) разработана французской компанией Bull S.A. Она применяется в таможенных службах 28 государств, включая 14 таможенных служб государств ЕС. В настоящее время компания Bull S.A. активно сотрудничает с таможенными службами Республики Болгарии, Республики Кипра, Ирландии, Литовской Республики, Республики Мальта, Королевства Марокко, Республики Польша, Румынии и Турецкой Республики.

Система e-biscus позволяет в режиме реального времени отслеживать поставки, обрабатывать декларации, начислять пошлины, налоги, гарантии, контролировать применение мер нетарифного регулирования, определять высокорисковые грузы, ускорять выпуск товаров. Она предусматривает приоритетную обработку информации уполномоченных экономических операторов, анализ базы данных деклараций в целях выявления высокорисковых поставок, выбор субъектов для постаудитных проверок, анализ результатов расследований и проведения постаудитных проверок для уточнения и коррекции критериев риска. Система e-biscus включает модули: манифест, оформление, тарифного и нетарифного регулирования, систему управления рисками, постаудит. Для стран — членов ЕС разработаны специальные модули: TARIC, TQM (Tariff Quotas Management), Surveillance, CCN/CSI Connectivity (Ермакова В.В. Использование опыта применения информационных таможенных технологий Европейского союза при осуществлении таможенного оформления и контроля в Российской Федерации).

Также в последнее время появилось новое направление в использовании информационных технологий — создание электронного торгового сообщества, объединяющего участников ВЭД, таможенную службу, банки, грузоотправителей, порты, аэропорты, брокеров, контролирующие органы и т.д., которое получило название технология TradeNet. Она позволяет синхронизировать процессы информатизации таможенных служб, иных контролирующих органов, коммерческих организаций. Данная технология применяется в Республике Сингапур (TradeNet), Республике Сенегал (Orbus 2000), Республике Корея (UNI-PASS) (Кротов И.Е., Ермакова В.В. Об опыте внедрения информационных таможенных систем в Республике Корея).

Таким образом, из анализа следует, что к тиражированию предлагаются самые разнообразные информационные системы и перед таможенной службой, принявшей решение о приобретении информационной системы, встает вопрос о том, какую из них выбрать. Как правило, при выборе информационной системы таможенная служба исходит из того, чтобы ее внедрение соответствовало окружающей бизнес-среде и не создавало дополнительных трудностей и затрат для участников ВЭД и иных участников околотаможенной деятельности. Из этого следует, что таможенной службе не обязательно внедрять самую передовую систему, а необходимо подобрать систему и ее версию, которая будет информатизировать только необходимые и достаточные таможенные процессы и процедуры. Это позволяет запустить информационную систему в более короткие сроки с минимальными финансовыми затратами. Кроме того, внедрение таможенными службами одной и той же информационной системы упрощает процесс организации информационного обмена между ними. Одним из ключевых вопросов создания/внедрения системы является ее стоимость. Затраты на создание собственной информационной системы, или на внедрение приобретаемой оценить довольно сложно. Однако, как показывает практика, стоимость внедрения предложенной к тиражированию информационной системы может быть сопоставима со стоимостью создания собственной системы. Приведем некоторые цифры. Затраты Королевства Марокко на создание собственной информационной системы SADOC составили 10 млн. долл. В то время как затраты на внедрение информационной системы SOFIX в Турецкой Республике составили 28 млн. долл. Стоимость внедрения информационной системы ASYCUDA в таможенной службе Ливанской Республики составила около 5 млн. долл., многонациональном государстве Боливия — 6,95 млн. долл., Республике Молдова — 9,69 млн. долларов, Республике Филиппины — 28 млн. долл. (Руководство по модернизации таможенной службы).

Как правило, предложенное к тиражированию программное обеспечение предоставляется бесплатно или его стоимость не велика. Затраты на внедрение зависят от географического расположения таможенной службы (удаленность от разработчика и количество таможенных органов, в которых требуется внедрение системы) и сложности проекта (количество процессов, подлежащих автоматизации), так как таможенная служба, в которой осуществляется внедрение системы, оплачивает только консультационные услуги, расходы на проживание и транспорт консультантов. На основе рассмотренного можно сделать выводы о том, что среди таможенных служб, внедривших информационные системы, предложенные к тиражированию, нет таможенных служб экономически развитых государств. Как правило, таможенные службы развитых государств склоняются к разработке собственной информационной системы, что позволяет им иметь полную свободу действий при развитии таможенной информационной системы и дальнейшей ее модернизации. Кроме того, они затем предлагают ее к тиражированию. Таможенная служба в США эксплуатирует несколько независимых систем в рамках интегрированной системы ITDS (система данных международной торговли): основной является ACS (автоматизированная коммерческая система), кроме того, функционируют — ABI (автоматизированный брокерский интерфейс), ACH (система автоматизированных платежей), AMS (автоматизированная система подачи манифестов), AES (автоматизированная экспортная система). В таможенной службе Французской Республики используется SOFI, Канады — совокупность систем ACROSS (система поддержки ускоренного выпуска грузов), CADEX (система обмена данными) и RNS (система подтверждения выпуска), а Японии — система NACCS (автоматизированная система таможенного оформления грузов). Таможенная служба Российской Федерации на этапе формирования подходов к созданию собственной информационной системы тестировала возможность использования готового решения. На базе Калининградского таможенного управления в 1994 г. проводился эксперимент по использованию SOFIX (Приказ ГТК РФ от 21 октября 1994 г. N 543 «О пилот-проекте автоматизации информационных таможенных технологий на базе французской системы SOFIX в регионе Калининградского таможенного управления»). На региональном совещании «Результаты освоения новых информационных технологий за платежами, реализованных в рамках пилот-проекта «SOFIX-Калининград», проведенном в 9 — 10 ноября 1995 г. в Калининградском таможенном управлении, были подведены итоги эксперимента. Также тестировалась возможность применения системы ASYCUDA (В настоящее время в рамках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС встал вопрос о целесообразности использования решений по информационному взаимодействию, применяемых в системе ASYCUDA World (п. 5 решения Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 483)). Однако таможенная служба Российской Федерации пошла по пути создания собственной информационной системы — Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС).

По мнению авторов, выбранный подход был единственно верным. За последние 15 лет в Российской Федерации несколько раз кардинально менялось таможенное законодательство (Таможенный кодекс 1993 г., Таможенный кодекс 2003 г., Таможенный кодекс Таможенного Союза 2010 г.), и постоянно меняется структура таможенных органов. Соответственно, процесс внедрения какой-либо информационной системы был бы постоянным. Кроме того, создание собственной информационной системы позволяет таможенной службе Российской Федерации тиражировать ее на пространстве СНГ. Исходя из этого, можно высказывать предположение, что если таможенная служба Российской Федерации предложит к тиражированию компоненты своей ЕАИС и осуществит их адаптацию для таможенных служб государств — членов СНГ, то это позволит организовать информационный обмен между таможенными службами государств — членов СНГ в рамках всех интеграционных объединений в кратчайшие сроки и сократит финансовые затраты на создание межгосударственных информационных систем по общим таможенным процессам.

Таможенные правила

Международные правила Инкотермс

Назначение административного штрафа за таможенные нарушения

Административная ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

Экспертиза в таможенных нарушениях

Таможенное регулирование и таможенное дело

Задачи ЦИИТУ

  • Информационное обеспечение и программно-техническая поддержка компонентов автоматизированных систем (АИС) таможенных органов.
  • Обеспечению взаимодействия АИС таможенных органов с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, таможенных служб других государств, организаций, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и других заинтересованных лиц.
  • Методическое руководство деятельностью ИТ (информационно-технических) подразделений таможенных органов по внедрению информационных технологий и АИС.
  • Обеспечение бесперебойности процессов функционирования компонентов автоматизированных систем ФТС России и координация деятельности таможенных органов в данной области.

Функции ЦИИТУ

  • Администрирование АИС и баз данных таможенных органов, внедрение программного обеспечения, включая сопровождение и модернизацию, совершенствование информационно-коммуникационных технологий.
  • Внесение предложений в ГУИТ по вопросам планирования и проведения работ в области автоматизации деятельности таможенных органов
  • Оказание информационные услуги гос. органам, участникам ВЭД и организациям
  • Обеспечение бесперебойного функционирования ЕАИС (Единой автоматизированной информационной системы) таможенных органов
  • Обеспечение безопасности информационных ресурсов
  • Взаимодействие по вопросам валютного контроля с ЦБ РФ и его территориальными учреждениями, федеральными органами исполнительной власти, контролирующими и правоохранительными органами.
  • Централизованное управление доменной структурой Единой службы каталогов ЕАИС , а также ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью (ВИТС)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]